Отставки губернаторов продолжатся. Сколько губернаторов в России? Отставка губернаторов. Новые губернаторы

Отставки губернаторов продолжатся. Сколько губернаторов в России? Отставка губернаторов. Новые губернаторы
Отставки губернаторов продолжатся. Сколько губернаторов в России? Отставка губернаторов. Новые губернаторы

https://www.сайт/2017-02-06/kak_snimayut_i_naznachayut_gubernatorov_v_2017_godu

«Тебе звонят и говорят: есть хороший карьерный вариант, подъезжай»

Как снимают и назначают губернаторов в 2017 году

Губернатор Пермского края ушел в отставку, и следом ожидаются другие замены губернаторов. сайт поговорил с экспертами и источниками, чтобы узнать: как сегодня принимаются и обставляются решения об увольнении одних глав регионов и назначении других. Это сложная процедура, полная формальных и неформальных согласований.

Как уходят губернаторы

Решение об отставке конкретного губернатора зреет постепенно — если, конечно, речь не идет об экстремальных случаях с арестом главы региона, рассказывают сайт политологи, бывшие сотрудники администрации президента и близкие к Кремлю собеседники.

«Учитывая, что у нас есть единый день голосования в сентябре, лучшее время для плановой отставки губернатора — февраль-март. У врио в таком случае оказывается достаточно времени, чтобы вникнуть в региональные расклады и подготовиться к выборам. Второе «окно» отставок — это октябрь-ноябрь, сразу после выборов. Этот период используется, если в регионе складывается ситуация, при которой новому губернатору нужно больше времени, чтобы освоиться. Но, конечно, бывают и экстремальные ситуации, когда губернатор приезжает на встречу в администрацию президента, и ему говорят: “Пишите заявление”», — рассказывает собеседник, близкий к администрации президента.

Сообщает губернатору об отставке обычно глава администрации или первый замглавы администрации, курирующий внутриполитический блок (сейчас это Антон Вайно и Сергей Кириенко). В редчайших случаях, как, к примеру, было с экс-главой Татарстана Минтимером Шаймиевым, отставника провожает лично президент (с ним встречались глава государства Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин).

Решение обычно готовится довольно долго, по отдельным сложным регионам это может занять до четырех месяцев. Иногда уходящий губернатор договаривается немного потянуть этот срок, и тогда в регионе наступает неформальный переходный период, рассказывает экс-сотрудник администрации президента.

«Последней инстанцией является президент. Перед тем, как он принимает решение об отставке, ему готовят аналитические записки, мониторинги, учитывается мнение элитных групп. Далее начинается поиск преемников, и, когда согласования заканчиваются, кто-то из руководства администрации встречается с уходящим губернатором и договаривается о написании заявления об уходе по собственному желанию и дате опубликования этой информации. На такой последней встрече можно что-то попросить и решить вопрос с будущим трудоустройством. Обычно уходящему губернатору идут навстречу», — говорит собеседник издания. Если губернатор уходит по состоянию здоровья, ему могут разрешить оставить преемника.

Вариантов ухода губернатора в отставку может быть много, и каждый раз техническая сторона вопроса будет отличаться, рассказывает другой источник, близкий к администрации.

«Когда губернаторов в последние годы стали избирать, а не назначать, при принятии решения стал учитываться фактор избираемости, — пояснил источник. — Однако он не является определяющим, так как при наличии у человека серьезной поддержки его все равно отправят на выборы и изберут. Но представим: допустим, у губернатора истекает срок полномочий. В администрации президента подводят итог: смотрят социально-экономические показатели, острые и хронические элитные конфликты, громкие скандалы и аварии, результаты выборов в регионе, все это учитывается. Параллельно интересанты отставки или сохранения губернатора ведут индивидуальную работу с самыми разными персонами — от президента до клерков в администрации. Выигрывает тот, кто оказывается сильнее и ловчее. Формальные бумаги не играют тут особой роли».

По словам рассказчика, главное событие процесса — это встреча президента с главой администрации или профильным первым заместителем, на которой принимается решение.

«Бывает, что решение по сменщику принято заранее и принято лично президентом, к примеру, так решился вопрос о замене губернатора Тульской области Владимира Груздева на Алексея Дюмина, — говорит собеседник. — Тогда администрация выступает просто исполнителем воли первого лица. Если губернатор уходит на повышение, как, к примеру, Александр Хлопонин из Красноярского края, ему тоже могут разрешить поставить преемника, в данном случае — Льва Кузнецова. Если же губернатора убирают против его воли, преемничество не дозволяется», — говорит источник.

«Президент получает информацию от самых разных групп лиц, — говорит политолог Дмитрий Гусев. — Есть политический блок администрации президента, который курирует Кириенко. Они подводят итоги работы губернаторов на их постах и предлагают решения. Вторая группа — блок администрации, отвечающий за взаимодействие с силовиками. Они готовят для президента справки по губернаторам по своему направлению. Третий блок — правительство, у которого свои параметры оценки работы губернаторов. Также есть и иные группы влияния, в том числе корпоративные, которые тем или иным образом доносят до президента свое мнение. Когда решение об отставке принято, начинается процесс технического исполнения», — говорит Гусев.

«Губернаторы уходят по-разному, — делится глава Центра политической социологии Вячеслав Смирнов. — В исключительных случаях об отставке узнают из прессы. Кто-то знает, что уйдет, но не знает дату ухода. С кем-то еще при назначении оговаривается, что оно — на один срок. Умный губернатор начинает просить об отставке сам и загодя, потому что лучше честно говорить окружению, что, мол, «на новый срок не иду, нашлось новое хорошее место работы», чем потом выглядеть выгнанным с работы. Есть, впрочем, примета. Если подходит срок переназначения, а тебя вызывают не к президенту, а к главе администрации — вероятно, речь пойдет об отставке». В элитах считается, что встреча лично с президентом незадолго до окончания срока полномочий — напротив, свидетельствует о хороших позициях губернатора.

Политолог Леонид Давыдов считает, что частота встреч с первым лицом не влияет на срок выживаемости губернатора.

«Говорят, в последние годы происходит так. Вы губернатор, по поводу которого принято решение об отставке, — рассказывает он. — Сперва вас пригласит на беседу чиновник средне-высокого звена, например, начальник управления внутренней политики или даже его зам, они прозондируют почву в разговоре. Потом вас вызовет куратор внутриполитического блока — он вам скажет, что есть мнение, что вам надо уходить, что с вами будет говорить еще более высокий начальник, и учтите, что, вероятно, такая позиция будет озвучена. Более высокий начальник — это глава администрации или, в случаях отставки исключительного тяжеловеса, это будет первое лицо страны. Вы, вероятно, ответите, что согласитесь».

«Решение принимается на основе комплекса факторов, — продолжает Давыдов. — Например, есть регулярные аналитические записки, в которые человек может попадать. Есть оценка по параметрам — например, параметру избираемости, который учитывает нынешнее руководство администрации, занятое, прежде всего, подготовкой мартовской кампании», — рассказал Давыдов.

Как приходят губернаторы

Когда президент принимает решение, что тот или иной губернатор покидает свой пост, начинается процесс подбора преемника. Он может занять от пары недель до пары месяцев, за исключением случаев, когда президент принимает решение единолично.

«Администрация президента формирует шорт-лист предложений по персоналиям, обычно в нем остается две-три кандидатуры. Президент же может выбрать, а может отвергнуть все предложенные. Может предложить кого-то сам, может предложить просто еще подумать. У первого лица много каналов коммуникаций, и после того, как администрация представляет ему свои предложения, он может запросить по кандидатам из шорт-листа характеристики от других людей, которые поддержат одну из кандидатур или предложат свою. Идут собеседования, встречи с кандидатами. Это сложный процесс, и все-таки так, чтобы у человека раздался звонок и его оповестили, что он сейчас будет назначен губернатором, — так не бывает», — говорит источник сайт, близкий к администрации президента.

Другой собеседник издания, также близкий к Кремлю, говорит, что сценарий подбора нового губернатора почти всегда выглядит по-разному.

«Если сменщик заранее подобран или если губернатору разрешили выбрать преемника, то процесс уже носит технический характер, — говорит он. — В других случаях запускают процесс подбора кандидатов. В нем участвуют полпредство, управления администрации президента по внутренней политике, разные группы и структуры, включая госкорпорации и бизнес. Они все дают предложения. Далее их сперва фильтруют на уровне УВП, потом на уровне руководства АП, а потом выносят на суд президента. При этом кандидатура может быть переиграна в последний момент. В этой ситуации, если вдруг группам влияния удается вычеркнуть из списка приоритетного кандидата, выбирают из оставшихся людей в шорт-листе. Например, так произошло с назначением губернатором Волгоградской области Анатолия Бровко. Приоритетным кандидатом был Валерий Язев, но в последний момент назначение отменили под влиянием «Лукойла» и Дмитрия Медведева», — утверждает источник издания.

Экс-сотрудник администрации президента говорит, что бывают и сложные случаи, когда приоритетный кандидат отказывается, а второй по значимости претендент имеет проблемы или слишком молод. Так, к примеру, случилось в Калининградской области, где вместо Николая Цуканова врио сперва стал выходец из ФСБ Евгений Зиничев, однако через два месяца он отказался от публичного поста. Тогда вместо него главой Калининградской области стал 30-летний Антон Алиханов.

«Иногда в сложных случаях ясно, что в регион надо подбирать кандидата извне, и из шорт-листа вычеркивают всех региональных претендентов. Чаще всего кандидатов со стороны предлагают бизнес-группы или политические кланы, курирующие регион. Также кандидата в таком случае может предложить глава администрации, члены Совбеза, спикер Госдумы при личной встрече с президентом. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в этом плане неактивна. Бывают и вовсе любопытные случаи. К примеру, Никиту Белых президенту рекомендовал на пост губернатора Анатолий Чубайс», — рассказывает собеседник издания.

Он отмечает, что не стоит преувеличивать значимость аналитических записок, которые пишут политологи для администрации, особенно — региональные политологи. Собеседник издания говорит, что не знает ни единого случая, когда губернатором становился бы кто-то, кого рекомендовали политологи из региона. Мнение федеральных политологов, работающих с регионом, учитывается на уровне управления внутренней политики, добавляет он.

«Бывает, что как в «Дне выборов»: человек еще вчера не знал, что сегодня станет губернатором, — говорит Леонид Давыдов. — Более штатная ситуация, когда человеку звонит его покровитель из структур, которые могут пролоббировать своего кандидата. Поступает такой звонок: мол, есть для тебя вариант один карьерный, подъезжай. В редких внештатных ситуациях может быть и иначе: звонок идет из администрации президента, спрашивают, где, мол, находитесь, за вами сейчас приедет машина. Поедете вы, скорее всего, к начальнику УВП и потом сразу к куратору политического блока. Параллельно будет запущен процесс спецпроверки вас силовиками. А потом — встреча под телекамеры с первым лицом, но она носит ритуальный характер. Или встречи вообще может не быть. Иногда, если в процессе составления шорт-листа возможных преемников, остается пара кандидатур, то принимается во внимание, за какой группой влияния, в том числе, корпоративной, закреплен регион. Есть много примеров, когда нельзя стать губернатором некоего региона, не примыкая к некоему подклану.

И даже на последней стадии назначения нового губернатора первое лицо может посовещаться с кем-то из окружения и отменить решение о назначении и выбрать иного кандидата», — рассказывает Давыдов.

«Единого алгоритма нет, — согласен Вячеслав Смирнов. — Бывает, что с фамилией нового губернатора определяется именно первое лицо, которому кто-то мог человека рекомендовать, или же может сыграть роль личное знакомство с президентом. В таком случае люди, исполняющие это решение, могут не знать, кто или что на него повлияло. С другой стороны, например, при президентстве Дмитрия Медведева была система, когда в администрации на совещании с ее главой и заместителями фамилии тех, кто будет рекомендован президенту в шорт-листе, обсуждались под протокол, с аргументами, почему стоит включить в список того или иного человека. Как проходят такие совещания сейчас, не знаю», — рассказал он.

Дмитрий Гусев отмечает, что нельзя недооценивать мнение силовиков, которое доносится до президента на этапе спецпроверки.

«Сперва кандидаты из шорт-листа проходят собеседование в администрации, а потом силовики оценивают кандидатов. Также нельзя забывать, что ключей от кабинета губернатора на самом деле не один, а два: один — у президента, второй — у жителей региона», — добавляет Гусев.

Конечно, решение все равно в итоге принимает президент, резюмирует глава Центра политического анализа Павел Данилин. «В подготовке процедуры назначения нового главы региона ключевую роль играет администрация президента. Именно она отвечает за подготовку шорт-листа кандидатов. Еще с тех пор, как президент предлагал сам кандидатов на пост губернаторов, подготовкой занималась администрация, и эта традиция сейчас несколько модифицирована, но в целом сохранилась», — говорит Данилин.

Отставки губернаторов будут продолжаться, так можно трактовать ответ пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова на вопрос агентства ТАСС о том, будет ли продолжена ротация губернаторов на следующей неделе. «Президент продолжает заниматься региональной проблематикой», сказал он. Ключевым здесь выглядит слово «продолжает» - тот именно процесс, который был начат в понедельник 25 сентября отставкой губернатора Самарской области Николая Меркушкина.

После этого объявили об уходе - сами, главы Нижегородской области Валерий Шанцев и Красноярского края Виктор Толоконский. Все трое, вместе с г-ном Меркушкиным, уже достаточно возрастные деятели. Так что, также объявивший следом об отставке глава Дагестана Рамазан Абдулатипов совершенно точно назвал происходящее трендом на «озеленение» губернаторского корпуса.

Но затем случилась отставка руководителя Ненецкого автономного округа, вполне еще «зеленого» 43-летнего Игоря Кошина. Правда, он единственный, кто сам объяснил это переходом на другую работу. По некоторым данным, дело в неудачных для бывшего губернатора НАО результах взаимодействия групп влияния в нефтяном регионе.

Кое-где усилилась социальная работа

Все отставки были предсказаны газетой «Коммерсант», которая ссылалась на свои источники в администрации президента. Но не все предсказанные смены губернаторов состоялись.

В списке газеты фигурируют также Ивановская, Мурманская, Новосибирская, Омская области иАлтайский край. Кроме того, в пророческой статье говорилось про «один - два субъекта на Северном Кавказе». Не сбылся пока неназванный «номер два». Впрочем, сам же «Коммерсант» пишет, что в такого рода утечках всегда есть лишняя информация. Кого-то называют только для острастки, а кому-то даже удается, приехав в Москву, договориться о сохранении поста, обещая, видимо, «усилить работу» по наиболее проблемным позициям. Но в данный момент список исполнен лишь наполовину, и судя по словам Пескова, вполне возможны еще 2-3 отставки.

Губернатор Мурманской области свою вероятную отставку опровергла, это произошло 25 сентября, а 26-го появилось сообщение о том, что «Министерство социального развития Мурманской области предоставило подведомственным учреждениям - центрам социальной поддержки населения средства в размере около 32 млн руб. на социальное обеспечение и иные выплаты населению региона. Эта работа ведется в соответствии с поручениями, данными губернатором Мурманской области Мариной Ковтун». Больше информации из региона пока (на вечер пятницы) не поступало.

Оставки и исключения

Смена губернаторов произошла в основном на людей, которые явно назначены врио надолго, с прицелом на выборы следующего года. Это бывший первый заместитель главы Минпромторга Глеб Никитин, назначенный, в соответствии со своими прежними обязанностями, в насыщенную предприятиями ВПК Нижегородскую область. В Самарскую область пришел Дмитрий Азаров, человек, что называется, самарский до мозга костей, бывший от этой области сенатором. В НАО будет руководить Александр Цыбульский, который до последнего времени работал заместителем главы Минэкономразвития.

Все это достаточно молодые люди. Исключением является старожил красноярской политики Александр Усс, который повидал много глав региона, но вот теперь он сам врио губернатора, и при этом остается на привычной для себя должности председателя Законодательного собрания края. Это назначение выглядит временным. А на пост главы Дагестана и вовсе нет пока новой фигуры.

Кризисов не ждут

По каким-то причинам отставки «пакетом» оказались для Кремля важнее назначений. Возможно, это объясняется борьбой, которая идет за освобождающиеся посты, и которую нельзя перевести в необходимую (более или менее открытую) фазу, не сняв для начала действующего главу региона. Тут нет, в общем-то, ничего удивительного, поскольку такие назначения в известном смысле являются сразу и выборами. А проводить выборы, даже сугубо аппаратные, в абсолютно закрытом режиме можно только либо в совсем беспроблемных, либо совсем однозначных ситуациях. Дагестан беспроблемным никогда не был, непростым является и Красноярский край.

Уже много сказано по поводу прихода во власть молодых технократов, и данная пакетная череда отставок ярко этот тезис подтверждает. Эпоха регионалов-силовиков, даже если таковой, как предполагается, возглавит Дагестан, в целом прошла. Это между прочим означает, что политическое прогнозирование на уровне высших эшелонов власти не предполагает в ближайшие годы кризисных ситуаций социально-экономического характера с политическим развитием. Для таких ситуаций понадобились бы опытные кадры. Либо те же силовики, что не означет силового подавления гипотетических протестов, но означает умение управлять плохо управляемыми процессами. Либо те же опытны регионалы, пусть не те, что были на своих постах, но из старой обоймы.

То есть, по официальным ожиданиям, экономика не внушает серьезных опасений. Тем более, что регионы получили в конце минувшей недели отсрочку по долговым платежам, которые были для ряда из них очень серьезным бременем. Что касется политики, то до сих пор (после 1996 года) президентские выборы оказывались периодами консолидации, способной пригасить и серьезную дестабилизацию, как это было в 2012 году. Так что с этой стороны, тоже, по-видимому, самое время для обкатки молодых кадров.

Гигабайты прилетят с орбиты

Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска - спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ

Страну разверстали по-новому

Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития

Жертвами последних губернаторских отставок оказались руководители, утратившие поддержку групп влияния, входящих неформальную руководящую структуру «Политбюро 2.0» по аналогии с советским периодом. Эта тенденция наверняка получит продолжение, но исключением могут стать «отставки с повышением» – переходом на должности федерального уровня. Об этом говорится в докладе коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», который представил новую аналитическую модель оценки устойчивости губернаторов.

«Красная зона» для глав регионов с перспективой отставки

Как следует из итогового рейтинга, который начал составляться накануне нынешней волны официальных отставок, в «красную зону» «на вылет» попали в общей сложности 16 глав регионов (подробнее ниже), пятеро из них уже фактически покинули свои посты.

Как пояснили авторы доклада, рейтинг устойчивости губернаторов («Госсовет 2.0») был создан путем сложения оценок, данных каждому руководителю по девяти критериям, в числе которых – наличие прямого контакта с главой государства, поддержка ближайшего окружения президента, реализация крупного федерального проекта на территории региона и экономическая привлекательность территории. Также учитывались уникальное позиционирование руководителя, срок его нахождения на посту, лидерские качества и ряд других факторов. Чем выше итоговая оценка, тем выше шансы губернатора остаться на своем посту.

По результатам рейтингования главы региона были распределены по трем группам риска: зеленой (более 13 баллов – отставка маловероятна), желтой (13 и менее баллов – есть риск отставки) и красной (8 и менее баллов – высокая вероятность отставки).

В Центральном федеральном округе в «красной зоне» оказались губернатор Ивановской области Павел Коньков (8 баллов), глава Владимирской области Светлана Орлова (8 баллов) и руководитель Воронежской области Алексей Гордеев (9 баллов). В Приволжском федеральном округе наибольший риск потерять свою должность имели главы Нижегородской области Валерий Шанцев (7 баллов) и Самарской области Николай Меркушин (4 балла), которые на этой неделе действительно были отправлены в отставку. В Южном округе – глава Калмыкии Алексей Орлов (4 балла), в Северо-Кавказском – главы Северной Осетии и Дагестана Вячеслав Битаров (8 баллов) и Рамзан Абдулатипов (4 балла). Примечательно, что последний также заявил о своем уходе с должности.

В Сибирском округе аутсайдеров пятеро: Александр Бердников (республика Алтай) – 8 баллов, Александр Карлин (Алтайский край) – 6 баллов, Виктор Назаров (Омская область) – 6 баллов, Владимир Городецкий (Новосибирская область) – 5 баллов и Виктор Толоконский (Красноярский край), который тоже сообщил о своей отставке, но пока президент не подписал соответствующий указ.

На Дальнем Востоке в зоне повышенного риска – глава Приморского края Владимир Миклушевский (7 баллов), а в Северо-Западном Федеральном округе – губернатор Мурманской области Марина Ковтун (6 баллов) и руководитель Ненецкого автономного округа Игорь Кошин (6 баллов), отправленный в отставку накануне.

Вполне вероятно, что ожидаемые в ближайшее время отставки глав регионов будут именно из этого списка, как это уже произошло с Меркушиным, Шанцевым, Кошиным, а также заявившими о своей отставке Абдулатиповым и Толоконским.

В «желтую» группу риска увольнения входит почти полсотни губернаторов, среди которых выделяются «партийные» руководители от ЛДПР Александр Островский (Смоленская область), от КПРФ Вадим Потомский (Орловская область) и Сергей Левченко (Иркутская область). В этом же списке «вечный» Аман Тулеев (Кемеровская область), «спорный» Георгий Полтавченко (Санкт-Петербург), «варяг» Дмитрий Овсянников (Севастополь), а также уральцы Евгений Куйвашев (Свердловская область) и Борис Дубровский (Челябинская область).

Кто больше всего выиграл от перестановок в губернаторском корпусе

Как считают эксперты «Минченко консалтинг», по итогам волны назначений и переназначений 2016-2017 годов можно сказать, что среди их главных бенефициаров оказались несколько элитных групп. Это коалиция, которая состоит из главы «Ростеха» Сергея Чемезова , руководителя Росгвардии Виктора Золотова , Генпрокурора Юрия Чайки , главы администрации Кремля Антона Вайно его предшественника на этом посту Сергея Иванова , а также группа премьера Дмитрия Медведева и его союзников, группа мэра Москвы Сергея Собянина и группа спикера Госдумы Вячеслава Володина .

«Преимущество этих групп имеет объективные предпосылки. Каждая из них располагает обширными кадровыми полигонами, включающими в себя федеральные государственные и общественные структуры, госкорпорации, региональные администрации. В то же время заметно снижение представительства в регионах выходцев из собственно региональной элиты, не прошедших через этап федеральной карьеры. Исключением являются члены команд губернаторов-тяжеловесов, к каковым можно отнести, помимо вышеупомянутого С.Собянина, А.Артамонова и Е.Савченко, а из молодого поколения – А.Воробьева и Д.Кобылкина», – говорится в докладе.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, определенные бонусы при распределении губернаторских вакансий получили, в том числе, близкие к главе государства бизнесмены Аркадий Ротенберг , Геннадий Тимченко , Алишер Усманов и глава «Газпрома» Алексей Миллер. Кроме того, по мнению авторов доклада, объективно вырос региональный ресурс первого заместителя главы администрации президента РФ Сергея Кириенко , который курировал процесс отбора и обучения кандидатов в главы регионов. Его ситуативными союзниками выступали группы секретаря Совбеза РФ, бизнесмена Юрия Ковальчука и премьера Медведева.

При этом уже осенью 2017 года обнаружилось повышение интереса к региональной политике группы главы «Роснефти» Игоря Сечина , возможно, связанное с ослаблением силового ресурса и репутационными рисками в связи конфликтом с АФК «Система» и скандальным уголовным делом бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева , который обвиняется в вымогательстве взятки.

Роль «Политбюро 2.0» растет

«Массовые ротации в губернаторском корпусе традиционно являются составной частью перегруппировки элит накануне выборов президента. Предстоящее обновление кадров на федеральном уровне мотивирует группы влияния, входящие в «Политбюро 2.0», выдвигать новые фигуры из своей среды для тестирования в регионах и последующего карьерного роста», – говорится в докладе.

При этом эксперты обращают внимание, что необходимым условием соискателя губернаторской должности является лояльность президенту РФ Владимиру Путину . Но в то же время бессрочная индульгенция не выдается даже при наличии личного контакта и истории отношений с главой государства, как, например, в случае с главой Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко .

Вместе с тем, наряду с повышением влияния представителей «Политбюро 2.0» на кадровые решения, элитные группы тем самым повышают собственную устойчивость в среднесрочной перспективе.

«Быстрого перехода властных полномочий к новой генерации вряд ли стоит ожидать. Для их тестирования в регионах и на федеральном уровне потребуется время, в ходе которого вполне естественным будет курирование новых назначенцев со стороны групп, делегировавших их во власть. Рубежным периодом для формирования «нового поколения российских руководителей» (по китайской модели), если страна не столкнется с форсмажорными обстоятельствами, станет электоральный цикл 2021-2024 годов», – отмечается в докладе.

Москва, Анастасия Смирнова

Москва. Другие новости 28.09.17

© 2017, РИА «Новый День»

Череда замен глав российских регионов завершится к 10 октября, всего президентом будет выдвинуто от восьми до 11 новых кандидатов, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник близкий к администрации президента.

Всего за последние 10 дней отставка коснулась главы Красноярского края Виктора Толоконского, Дагестана Рамазана Абдулатипова, Нижегородской области Валерия Шанцева, Самарской области Николая Меркушкина и Ненецкого автономного округа Игоря Кошина.

Несколько наследников уволившихся глав регионов известны уже сейчас. Так, на место Шанцева был назначен 40-летний Глеб Никитин, прежде занимавший пост первого заместителя министра промышленности России. Самарскую область возглавил бывший мэр областной столицы Дмитрий Азаров.

В качестве основного кандидата на должность главы Дагестана рассматривают первого заместителя директора Росгвардии Сергея Меликова. Кошина сменит 38-летний Александр Цыбульский, который с ноября 2014 года работал замглавы Минэкономразвития России.

На очереди, по словам информированного собеседника - отставка омского губернатора Виктора Назарова.

«Это завершится к 10-му числу (10 октября), по итогам будет предложено от 8 до 11 замен новых кандидатов в губернаторы, с учетом тех, о которых уже объявлено. Количество отставок целиком зависит от решения президента», — пояснил человек, близкий к Кремлю.

По его словам, замена главы Омской области назрела давно.

«Да, в Омской области требуются изменения для повышения управляемости в регионе», — указал собеседник.

Ранее пресс-секретарь главы региона назвала информацию о планируемой отставке «искусственно создаваемой волной слухов» и сообщила, что график Назарова расписан на несколько недель вперед.

Политологи из холдинга «Минченко консалтинг» составили свой список губернаторов, которые в ближайшее время могут потерять пост главы региона. Об этом стало известно из экспертного доклада «Политбюро 2.0 и губернаторский корпус».

Губернаторов оценили по девяти критериями: за каждый из них можно было получить от трех до 10 баллов. Критерии оценки работы глав регионов делились на «бонусы» и «штрафы».

К первому политологи отнесли наличие в субъекте больших проектов, узнаваемого имиджа губернатора и его поддержку околокремлевскими силами. К «штрафному» критерию отнесли федеральные и региональные конфликты, а также уголовные дела и аресты родственников глав регионов.

Эксперты пришли к выводу, что следующими главами регионов, которые попадут в список «на вылет», окажутся главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской и Воронежской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев.

Все кандидаты получили низкие оценки — от четырех до девяти баллов. При этом наименьший балл получил глава Калмыкии Алексей Орлов — его эксперты оценили в четыре балла. Пять баллов дали главе Новосибирской области Владимир Городецкий. Не менее низкие показатели у главы Мурманской области Марины Ковтун, губернатора Алтайского края Александра Карлина и главы Омской области Виктора Назарова — они получили по шесть баллов.

Самыми стойкими руководителями политологи признали мэра Москвы Сергея Собянина, главу Тульской области Алексея Дюмина и руководителя ЯНАО Дмитрия Кобылкина — все они набрали по 19 баллов.

Член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева рассказывала «Газете.Ru», что не исключена скорая отставка губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, прежде всего — по возрастным показателям. По ее словам, причиной смены большинства глав регионов является курс на омоложение кадров. Что касается времени отставок — нужно исходить из того, что нынешний президент России Владимир Путин пойдет на очередной срок в следующем году.

«К этому времени необходимо, чтобы недавно назначенные главы регионов обрели уверенность на своих постах, сориентировались, взяли рычаги управления. Им надо дать временной задел для того, чтобы зарекомендовать себя. Менять глав таких больших регионов непосредственно перед президентскими выборами нежелательно», — указала политолог.

Тасуя кадровый пасьянс, президент решает интересную задачу

В советское время был такой старый-добрый анекдот. Маленький мальчик гуляет во дворе своего дома. Внезапно из окна высовывается его мама и кричит: “Изя, срочно иди домой!” Мальчик спрашивает: “ Мама, я замерз?!” - “Нет, ты хочешь кушать!” В полном соответствии с принципом “жизнь имитирует искусство” (в данном случае – искусство шутки) каждый российский губернатор с легкостью может попасть этой осенью в ситуацию, которая не слишком отличается от двусмысленного положения маленького героя этого анекдота.

Немного “занимательной статистики” на вторую половину дня пятницы (делаю это уточнение потому, что на следующей неделе отставки губернаторов продолжаться): за двенадцать дней своих должностей лишились восемь руководителей российских регионов. Причем в случае с некоторыми из них процедура отставки выглядела примерно так: появление утечки о том, что господин Х очень скоро перестанет быть воеводой Н-ской губернии – категорическое опровержение этой утечки пресс-службой губернатора или самим губернатором – новость о том, что “ никуда не собиравшийся уходить” воевода внезапно прямо-таки воспылал желанием срочно поменять место работы.

Со стороны все это напоминало – да что там напоминало, по-прежнему напоминает – то ли водевиль, то ли сеанс коллективного саморазоблачения всех “системных российских политических сил”.

Считается, например, что Коммунистическая партия РФ во главе с пламенным борцом за дело рабочего класса Геннадием Андреевичем Зюгановым находится в непримиримой оппозиции к “антинародному режиму” и 24 часа в сутки борется за восстановление “социалистического строя” в России. Но Кремлю сейчас не до соблюдения декорума: коммунистический губернатор Орловской области Вадим Потомский указом “президента-капиталиста” назначается заместителем президентского же полпреда в Центральном федеральном округе. А на его место “президент-капиталист” катапультирует своим указом другого пламенного оппозиционера: .

Спрашивается: можно ли после этого, сохраняя серьезное выражение лица, продолжать именовать КПРФ оппозицией? Но, возможно, это неправильный вопрос: иллюзиии по поводу партии Зюганова уже давно наличествуют разве что у отдельных пенсионеров из российской глубинки. Ну а правильный вопрос звучит так: зачем Владимиру Путину все это потребовалось? Зачем он уже которую неделю устраивает российским воеводам “веселую жизнь”?

Вот ответ, который сформировался у меня в голове по итогам разговора с видным представителем путинского окружения: дело не только и не столько в губернаторах. Обновление губернаторского корпуса – это лишь первый элемент далеко идущего плана ВВП по переформатированию российской политической элиты.

Вспомним историю: в 1998 году Борис Ельцин вдруг начал менять премьер-министров с такой скоростью, с какой некоторые модницы меняют перчатки. На место Черномырдина пришел Кириенко. На место Кириенко – после неудачной попытки вернуть Черномырдина – пришел Примаков. После отставки Примакова случилась уж совсем фарсовая история: президент пообещал спикеру Думы Селезневу прислать представление на назначение премьером Аксененко, но в полученной на Охотном ряду официальной бумаге значилась фамилия “Степашин”. А еще через несколько недель премьером внезапно стал Путин.

Наблюдая за этим “броуновским движением”, наблюдатели недоуменно крутили пальцем у виска. Но уже после появления в РФ нового президента фигуры, близкие к “политической семье” Ельцина, радостно объявили всем, кто был готов их слушать: “Ничего вы, граждане-умники, не поняли! Смысл того, что вы именовали “кадровой чехардой” заключался не в подборе премьера, а в выявлении президентского преемника!” Чувствуете, куда дует ветер? Если не чувствуете, то вот вам другая история – из более близкой к 2017 году политической эпохи.

Между 2007 и 2009 годом несколько “молодых, да ранних” деятелей по прямой инициативе Владимира Путина были назначены на правительственные должности второго эшелона. Например, красноярский региональный чиновник Александр Новак стал заместителем министра финансов, выходец из оборонного сектора Денис Мантуров – заместителем министра промышленности, сотрудник питерской мэрии Максим Соколов – директором важного департамента аппарата Белого дома. Не всем из эти людей удалось сохранить благоволение ВВП. Тот же ранее считавшийся “ перспективным” Максим Соколов удостоился недавно редкой “чести” получить от президента официальное предупреждение о неполном служебном соответствии.

Но сейчас мы должны заострить свое внимание не на том, что молодой министр транспорта “выпал из доверия”. Мы должны вспомнить о том, что при формировании правительства Медведева в 2012 все три перечисленные выше чиновника сделали шаг вверх по карьерной лестинице и стали министрами. По словам моего информированного собеседника из свиты ВВП, такое повышение этой троицы не было случайностью. Путин специально назначил их на младшие правительственные должности с прицелом на их дальнейший карьерный рост.

Тусуя сейчас кадровый губернаторский пасьянс, Путин решает очень схожую политическую задачу – создает для себя кадровый задел с прицелом на свой следующий президентский срок, а также на ту политическую эпоху, что должна начаться в 2024 году. Фигуры, которые признаны президентом “неперспективными”, смахиваются с политической шахматной доски. На их место приходят новые выдвиженцы, которым дается шанс показать себя. И губернаторским корпусом эта затеянная ВВП чистка не ограничится. В Кремле говорят открытым текстом: после воевод волна кадрового обновления обрушится и на другие важные государственные структуры. Губернаторы анекдот про “мальчика Изю”, думаю, уже выучили. Федеральные чиновники – следующие на очереди?

Самое интересное за день в «МК» - в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в .