Петер мадсен последние. Убийца журналистки петер мадсен обжаловал пожизненный приговор. Капитан немо за решеткой

Петер мадсен последние. Убийца журналистки петер мадсен обжаловал пожизненный приговор. Капитан немо за решеткой
Петер мадсен последние. Убийца журналистки петер мадсен обжаловал пожизненный приговор. Капитан немо за решеткой

Напомним, что сама леденящая душу история произошла 10 августа 2017 года. Вечером неизвестный фотограф на причале Копенгагена запечатлел 30-летнюю журналистку Ким Валль рядом с 46-летним изобретателем Петером Мадсеном на борту его детища - самодельной подводной лодки «Наутилус». Девушка собиралась взять у Петера интервью, а заодно и прокатиться на необычном транспорте.

Дальнейшие события запросто тянут на высококачественный голливудский триллер. На следующий день Мадсен связался со спасателями и сообщил, что у подлодки технические проблемы, она скоро затонет и назвал координаты своего местонахождения. Когда специалисты прибыли на место в подлодке находился только изобретатель, а журналистки рядом с ним не оказалось. Датчанина успешно эвакуировали, после чего «Наутилус» пошел ко дну.

Позже Петер объяснил стражам порядка (к ним с заявлением об исчезновении Валль обратился ее бойфренд), что он высадил Ким на сушу около одного из ресторанов, находящихся на прибрежной зоне. Однако сотрудники заведения показания Петера опровергли. Мадсена арестовали по подозрению в убийстве.

Вскоре он выдал новую версию: мол, с журналисткой произошел несчастный случай - на ее голову упал 70-килограмовый люк, и она скончалась. А он, дескать, решил отдать дань морским традициям и скинул тело за борт. О том, в каком состоянии находился труп бедной девушки в момент «похорон», стало известно после его обнаружения спустя 10 дней у датского острова Амагер. У Валль (ДНК-экспертиза подтвердила, что это именно она) отсутствовала голова и конечности, к останкам корреспондентки были привязаны металлические предметы. Сам Мадсен такой поворот событий никак не прокомментировал, продолжая настаивать на версии несчастного случая: по его словам, тело в момент «захоронения» было целым.

И вот спустя почти два месяца после трагедии полиции удалось найти в мастерской изобретателя жесткий диск с жуткими видео: на них были запечатлены кадры, где женщин пытали, затем убивали и расчленяли. По некоторым данным, на одном из файлов есть сцена расправы над Валль. Страшная находка отправлена на экспертизу, но стражи порядка практически не сомневаются - видео подлинны. А изобретатель теперь упорно открещивается от авторства и заявляет, что доступ в его мастерскую имели многие люди.

Случай, конечно, жуткий, но очень интересный, - говорит врач-психиатр Петр Марченков. - Меня часто спрашивают: как распознать в человеке маньяка? Соответственно, корректируя на данную ситуацию - а могла ли журналистка Валль понять по каким-то чертам, что перед ней находится жестокий или психически больной человек? Ответ - нет. Не могла. Понимаете, люди часто боятся пугающих внешним обликом или своим нестандартным поведением людей. Но те-то, как правило, безобидны. Настоящему маньяку необходимо усыпить бдительность своей жертвы, убедить ее в том, что она в безопасности. Вот разве могла подумать эта бедная девушка, что ее будут терзать и убьют на подводной лодке, где она находится с известным инженером? Думаю, нет. Я не могу дистанционно ставить диагноз человеку, но склонен считать, что Мадсен страдает-таки психическим расстройством. Посудите сами: разве будет расчетливый убийца расправляться с человеком на подводной лодке? А потом расчленять тело и пытаться утопить в водоем с мощным течением? Вот и получается, что что-то спровоцировало мощную вспышку агрессии, которая привела вот к таким ужасным последствиям. А если видео с издевательствами над женщинами, изъятые с жесткого диска, действительно принадлежат ему, то мы имеем дело с настоящим психопатом, тем, кто воспринимает своих жертв не как субъекты, а как объекты - это отличительная черта превалирующего количества маньяков.

Датчанин Петер Мадсен признан судом виновным в предумышленном убийстве журналистки Ким Валль на борту своей субмарины и проведет оставшуюся жизнь за решеткой. Защита просила суд ограничиться шестью месяцами лишения свободы.

Дело датского миллионера Петера Мадсена может стать самым интригующим расследованием о серийных убийствах в мире. Имя «второго Илона Маска», решившего полететь в космос на собственной ракете, сначала попало в сводку новостей в связи с исчезновением его подводной лодки «Наутилус» и шведской журналистки, а сейчас полиция подозревает, что затонувшая подлодка была плавучей камерой пыток сумасшедшего маньяка. Лайф решил разобраться в расследовании, которое уже давно напоминает типичный скандинавский детективный сериал.

«Наутилус» почти 18 метров в длину, ширина корпуса - два метра, водоизмещение - 40 тонн. Первая самодельная подлодка в Европе стала настоящим символом 46-летнего бизнесмена Петера Мадсена, который по праву может считаться первым краудфандинговым миллионером мира. Своё состояние он действительно собрал с мира по нитке. Когда он объявил о том, что собирается покорить космос, над ним только смеялись. Тогда он начал строить подлодки - потому что был уверен, что «у ракет и подлодок много общего: они уводят человека с нулевой отметки, то есть с поверхности Земли».

Фото © The local se/Mads Claus Rasmussen

В 2008 году он собрал в Интернете 200 тысяч долларов и с помощью волонтёров создал тот самый «Наутилус», а затем - ещё две подлодки, которые были проданы частным клиентам.

В Мадсена поверили, и он основал компанию Copenhagen Suborbitals, которая в 2011 году успешно запустила с плавучей платформы в Балтийском море первую космическую ракету Петера Мадсена HEAT 1X, названную «Тихо Браге» - в честь великого датского астронома. Деньги опять же были собраны с помощью краудфандинга.

А не так давно Мадсен и вовсе стал героем всей Дании - он объявил, что созданная им компания Rocket Madsen Space Lab начинает сбор денег на создание новой ракеты, которая в 2019 году отправит на орбиту первых датских космонавтов, набранных опять же из жертвователей на проект.

Однако сейчас все эти планы в прошлом - и по вине самого Мадсена. Датчане до сих пор не могут прийти в себя и осознать, как же так получилось, что их герой нации вдруг оказался главным и единственным подозреваемым в совершении жестокого убийства на сексуальной почве?

Ким Валль

Всё началось с того, что журналистка Ким Валль - 30-летняя уроженка шведского города Мальмё, живущая в США и работающая на популярный американский портал Vice, предложила Мадсену встретиться ради большого интервью. Тот согласился и в свою очередь предложил совершить морскую прогулку на «Наутилусе».

В 18:00 Мадсен и Ким Валль встретились в полдень у ресторанчика Halvandet на острове Рефхалеёэн - это в самом центре Копенгагена, район яхт-клубов и частных причалов. Именно здесь и был «припаркован» знаменитый «Наутилус».

Вскоре Ким Валль поднялась на борт, и в 19:00 субмарина вышла в открытое море, держа курс в сторону шведского Мальмё. Прогулка, по словам Мадсена, должна была занять не более пары часов.

В ночь на 11 августа бойфренд Ким Валль забеспокоился - девушка не вернулась домой, а её телефон не отвечал. Он обратился в полицию и в службу спасения. Поскольку «Наутилус» не отвечал на радиозапросы, была начата поисковая операция.

Вертолёт спасателей в 10 часов утра обнаружил «Наутилус» в море, в 50 километрах к югу от Копенгагена. Вскоре и сам Петер Мадсен вышел на связь и сказал, что у подлодки технические неполадки и она возвращается в порт. Через час субмарина затонула.

Участник поисков Кристиан Исбак, обнаруживший подлодку, вспоминал, что в тот момент, когда он на катере подплыл к «Наутилусу», находящемуся в надводном положении, он увидел Мадсена, стоящего в открытой рубке. Затем Мадсен спустился вниз, а из лодки как будто вышел воздух и она стала быстро тонуть. Мадсен выскочил в рубку и, надев спасательный жилет, бросился в море и доплыл до катера Ибсака.

После спасения он рассказал полиции, что лодка затонула из-за проблем с балластной цистерной. На вопрос, где же находится журналистка Ким Валль, он пожал плечами: дескать, вчера вечером он высадил её там же, где и взял на борт - то есть у ресторана Halvandet в Рефхалеёэне.

Полиция арестовала Мадсена по обвинению в преднамеренном или непреднамеренном убийстве шведской журналистки. Выяснилось, что ресторан Halvandet закрылся в 22:00 и нет никаких свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть слова бизнесмена о том, что он доставил журналистку Валль в Копенгаген. Однако уличные камеры наблюдения не зафиксировали Ким Валль там, где она, как утверждалось, должна была бы проходить.

Фото © TV 2

На суде Мадсен заявил, что Ким Валль погибла «по небрежности», получив удар по голове 70-килограммовой крышкой люка. Дескать, в тот момент Мадсен стоял на рубке «Наутилуса» и предложил журналистке подняться вслед за ним. Он держал люк, но поскользнулся, и металлическая конструкция обрушилась на девушку.

Я сразу же увидел, что у неё проломан череп и что её уже не спасти, - рассказал он на допросе в полиции. - Её агония продолжалась около двадцати секунд. Затем она умерла.

Также он заявил, что он оставил тело Ким Валль в одной из кают, а сам после этого лёг вздремнуть в другой каюте. Наутро он решил покончить с собой, затопив себя вместе с подводной лодкой, «чтобы покончить со всем». Но испугался в последний момент.

Адвокат Мадсена Бетина Хальд заявила, что её клиент согласен с арестом и с обвинением в «убийстве по небрежности».

Водолазы, обследовавшие затонувшую подлодку, заявили, что тела Ким Валль там не было.

К вечеру Петер Мадсен внезапно изменил свои показания: он не оставлял тело Ким Валль в подлодке, а выбросил его за борт в открытое море.

Фото © Scanpix Denmark/Bax Lindhardt/via REUTERS

К поискам тела Ким Валль привлечены датская и шведская морские спасательные службы, копенгагенская полиция призвала помочь в поисках всех яхтсменов, которые выходят в море.

Начинается операция по подъёму затонувшей подлодки - полиции нужно тщательно обследовать место преступления.

Велосипедист на датском острове Амагер заметил на берегу тело женщины, выброшенное на пляж. Вскоре полицейские уточнили информацию: нашли только часть расчленённого женского тела - без головы, рук и ног. К туловищу была привязана проволокой тяжёлая металлическая труба - груз, чтобы тело не всплыло на поверхность. Но шторм всё равно выбросил труп на берег.

После анализа ДНК полиция сделала официальное заявление: найденные части тела принадлежат Ким Валль.

Вскрытие показало, что журналистке был нанесён ряд ударов - судя по всему, её били тяжёлыми металлическими предметами. Также ножом или острым скальпелем было сделано 15 ножевых ранений, в том числе в области груди и гениталий. Ранения нанесены с целью доступа морской воды к внутренним органам. Однако экспертиза не может точно установить, эти удары были нанесены до или после смерти.

Петеру Мадсену было предъявлено обвинение в преднамеренном убийстве. Сам Петер Мадсен всё отрицает: он уверяет, что похоронил тело Валль в море в целости и сохранности.

На борту подводной лодки нашли кровь и частички волос Валль. Также следы ДНК Ким Валль были обнаружены на теле Петера Мадсена. Прошли обыски дома и в офисе Мадсена.

Судья Якоб Буч-Джепсен объявил, что на жёстком диске компьютера, изъятого из офиса Мадсена, обнаружены порнографические фильмы в стиле «садо-мазо». Причём в ряде фильмов, снятых где-то в Восточной Европе, весьма реалистично показываются сцены изнасилований и убийств женщин, которым на камеру отрезали головы. В полиции предполагают, что записи достоверны и на них действительно запечатлены убийства.

Эти фильмы нисколько не доказывают причастность Мадсена к убийству журналистки, - говорят в полиции. - Но эти фильмы показывают нам, что он интересуется фетишем, пытками и сценами насильственных убийств.

Мадсен всё отрицает и говорит, что не имеет к порнофильмам никакого отношения, что к его офисному компьютеру имеют доступ несколько человек и записать порнографические фильмы мог какой-нибудь сотрудник компании, обиженный на начальника.

Адвокаты по-прежнему настаивают на освобождении Мадсена под залог: не существует никаких прямых доказательств того, что Ким Валль стала жертвой убийства, а не несчастного случая.

Прокурор Якоб Бух-Джепсен проводит пресс-брифинг после того, как Копенгагенский городской суд постановил, что владелец подводной лодки Петер Мадсен останется под стражей. Фото © Shutterstock Inc

Да, Петер Мадсен путается в показаниях, но это он делает потому, что переживает случившееся. Кроме того, он серьёзно страдает депрессией, он нуждается в лечении, а не в изоляции от общества.

Что ж, это не просто слова. Полиции действительно необходимо найти веские улики, подтверждающие вину Мадсена, иначе он действительно уйдёт от наказания.

Забавы фетишистов

Обнаружение этих жестоких видеозаписей стало настоящим ударом для журналиста Томаса Джурсинга, автора биографической книги о Мадсене.

Петер никогда и не скрывал своей страсти к различным секс-экспериментам, - говорит журналист. - Несмотря на то что он женился пять лет назад, он предпочитал жить в свободных отношениях и никогда не скрывал, что состоит в группах фетишистов. Но он всегда предпочитал нечто более изысканное, например, ролевые игры или переодевания, никогда не проявляя сексуального интереса к насилию или пыткам.

Впрочем, сам Петер в одном из интервью признался, что его всё время тянет на новые эксперименты.

Я надеюсь, что я когда-нибудь смогу получить и криминальный опыт. Нет, я вовсе не планирую ограбить банк. Иногда я хочу построить огромный дирижабль и пролететь над Копенгагеном - так, чтобы за мной гнались все полицейские города. И пусть они в конце концов поймают меня…

На жёсткие эксперименты иногда тянет и всю Данию - вспомним, что несколько лет назад именно датские зоопарки прославились на весь мир своим отношением к животным. Так, в Копенгагене сотрудники зоопарка не просто убили молодого жирафа по кличке Мариус, но и публично расчленили его тушу - на потеху зрителям. Пусть детишки посмотрят, что там у жирафа внутри.

Куски мяса потом все желающие могли бросать львам. Кстати, львов - двух пожилых и двух молодых самцов - тоже пустили под нож. Всё ради удовольствия публики.

Стоит ли после этого удивляться, что кто-то из взрослых решил поэкспериментировать с людьми?

Миллионер в депрессии

Другие же, как всегда, полагают, что всё дело в воспитании. Петер Мадсен вырос в небольшом городе Саби в ста километрах от датской столицы. Его отец был старше матери на 36 лет, он поддерживал в семье авторитарный режим и жестоко обращался с женой и сыном.

Все его накопления, заработанные от продажи подводных лодок, съел судебный процесс с последним покупателем, который требовал компенсировать недоделки - волонтёры, набранные на верфь, работали из рук вон плохо. Речь даже зашла о продаже «Наутилуса», чего Мадсен категорически не хотел допускать. Он даже продал свою квартиру и перенёс все вещи в каюту на подлодку, не желая показывать коллегам в офисе, что он лишился дома.

Впрочем, хотели у него отнять «Наутилус» и его спонсоры, уверенные, что лодка, построенная на краудфандинговые средства, принадлежит всем вкладчикам. Лишь в 2015 году после шести лет судебных процессов суд передал ему право собственности на «Наутилус».

Я никогда не встречал человека, так помешанного на своей идее, - вспоминает Роберт Фокс, работавший на верфи «Наутилуса». - С того самого момента, как Петер решил строить лодку, он уже не мог разговаривать ни о чём другом. Это было настоящее помешательство.

Именно из-за своей одержимости он поссорился и с другим основателем компании Copenhagen Suborbitals - бывшим конструктором НАСА Кристианом фон Бенгтсоном, бывшим участником проекта Mars One. В итоге Мадсен был вынужден оставить прибыльный бизнес и впал в самую настоящую депрессию.

Узелок завяжется…

Между тем датская полиция подозревает, что журналистка Ким Валль была далеко не единственной жертвой маньяка, убитой на борту «Наутилуса». Сейчас полицейские проводят дополнительные исследования на борту подлодки, пытаясь обнаружить следы других жертв - похоже, одна из кают использовалась как настоящая камера пыток, а захоронение трупов в море на большой глубине стало надёжным способом избавиться от всех улик. Ведь если бы не шторм, разыгравшийся в ночь на 21 августа, то полицейские бы и сейчас искали бы тело несчастной Ким.

Так что погружение в тёмные воды скандинавской души только начинается

Служащие военно-морского флота Дании подняли на борт хозяина самой большой частной подлодки UC3 Nautilus Петера Мадсена, после того как судно затонуло в заливе Кёге к югу от Копенгагена. По словам мужчины, на лодке он был один и никто не пострадал. Полиция подозревает его в убийстве журналистки, которая также могла быть на борту. Мы выяснили, кто такой Петер Мадсен и зачем он построил себе подлодку.

Утром 11 августа у берегов Дании пропала крупнейшая в мире частная подводная лодка UC3 Nautilus, следовавшая из Копенгагена к берегам Швеции. Сначала в новостях сообщили, что на борту были двое: инженер, который построил подлодку, и он же её владелец 46-летний датчанин Петер Мадсен и журналистка.

Началась спасательно-поисковая операция. Вскоре служащие ВМФ Дании нашли Петера Мадсена в водах залива Кёге, в нескольких милях к югу от Копенгагена. По его словам, на борту подлодки он был один, журналистка осталась на берегу. Мадсен серьёзно не пострадал.

А вот лодка утонула. В комментарии для датского канала TV2 Петер объяснил, что произошло.

Из-за отказа балластной цистерны «Наутилус» утонул за 30 секунд. Не думаю, что когда-нибудь удастся его поднять.

Вечером 11 августа полиция задержала Петера Мадсена. Его подозревают в убийстве. Находившаяся на борту журналистка Ким Уолл считается пропавшей: в последний раз её молодой человек говорил с ней 10 августа, он не может её найти.

Ким сфотографировали на борту «Наутилуса», пишет сайт Ekstrabladet , их видели вместе с Мадсеном. Уолл — популярная журналистка, которая писала для многих изданий, включая Vice и New York Times. Она готовила статью о Мадсене.

Петер утверждает, что высадил её на берегу в Копенгагене поблизости от одного ресторана. Владелец ресторана уже предоставил записи с видеокамер полицейским, но что на них видно, не сообщается. Лодку обнаружили в 50 километрах от Копенгагена на глубине 50 метров. Её обследовали водолазы, но внутрь попасть не смогли. Вероятно, её всё-таки поднимут и отбуксируют в порт, чтобы обследовать.

Петер Мадсен — художник, инженер и изобретатель. По специальности он инженер аэрокосмических двигателей. Мужчина возглавляет собственную небольшую компанию RML Spacelab, конечная цель которой — запустить живого человека в космос на частной ракете, которая будет построена без участия какого-либо государства или крупной корпорации.

Деньги на свои проекты Мадсен собирает краудфандингом, но компания не отказывается от коммерческих проектов, чтобы поддерживать свою деятельность. Например, недавно она выполнила заказ на машину, которая красиво плюётся огненными шарами, для одного датского музыкального фестиваля.

До этого Мадсен участвовал в некоммерческом проекте Copenhagen Suborbitals, основанном в 2008 году. Идея была в том, чтобы отправить в суборбитальный полёт человека с помощью небольшой ракеты. Мадсен проектировал для неё двигатель. Стартовать ракета должна была с небольшой плавучей платформы, а астронавт должен был взлетать в кабине стоя (потому что ракета была маленькая). Сейчас он уже вышел из проекта, но его бывшие коллеги не сдаются и постепенно приближаются к цели.

Подлодка «Наутилус» — уже третья подлодка, которую построил Петер Мадсен. Она самая большая и была самой надёжной до сегодняшнего дня. На воду её спустили ещё в 2008 году.

«Наутилус» — почти 18 метров в длину, ширина корпуса — два метра. По расчётам он способен погружаться на глубину до 400 метров, но в реальности никогда не опускался глубже 100 метров. На перископную глубину он погружается минимум за восемь секунд, всплывает немного медленнее. На борту есть место для восьми человек (четверо могут там даже ночевать), но подлодкой легко можно управлять в одиночку.

Интерьер у «Наутилуса» спартанский. Как он выглядит снаружи и внутри, а также каково на нём было погружаться, можно увидеть в этом ролике.

В 2011 году первая удачная ракета Петера Мадсена HEAT 1X, названная «Тихо Браге» в честь великого датского астронома, успешно стартовала с плавучей платформы в Балтийском море и вышла на заданную траекторию. Пока что на её борту взлетает только манекен. Мадсен продолжает совершенствовать двигатели, а другие инженеры его команды работают над кабиной, и тестовый запуск с пилотом на борту — дело ближайшего будущего.

Будет ли он строить четвёртую подводную лодку, пока неизвестно.

Пока что из всех частных компаний к запуску человека в космос ближе всего SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса. Оба уже научили свои аппараты взлетать и вертикально садиться обратно, но ракета Falcon 9 Маска умеет , а New Shepard Безоса — , а также отстреливать головной отсек, который садится на парашютах и собственных реактивных посадочных двигателях.

Правда, в отличие от маленькой лаборатории Петера Мадсена, обе эти компании дотируются другими корпорациями своих владельцев, тесно связаны с правительством США, имеют налоговые льготы, а Маск получает государственные заказы на свои ракеты.

Сам обвиняемый утверждал, что Валль погибла в результате несчастного случая. Однако судья заявила, что Мадсен не предоставил никакого «заслуживающего доверия» объяснения тому, что произошло.

Леденящая кровь история, которая наверняка в будущем ляжет в основу не одного сценария мрачного скандинавского детектива, началась 10 августа прошлого года. 30-летняя Валль несколько месяцев до этого добивалась интервью с Мадсеном. Накануне ее отъезда с бойфрендом, датским дизайнером Оле Стоббе, в Пекин Мадсен, наконец, согласился на встречу.

Вечером 10 августа Валль позвонила возлюбленному и сообщила, что собирается прокатиться на подводной лодке Мадсена «Наутилус», пригласив присоединиться к ним. Стоббе было неловко уходить от гостей с их прощальной вечеринки, поэтому он отказался. Последний раз он видел Ким машущей ему с уходящего в море судна.

На следующий день спасатели подобрали Мадсена с тонущего «Наутилуса». Журналистки на борту не оказалось. Изобретатель сначала сказал, что высадил ее на берег после конца интервью, и о ее нахождении он больше ничего не знает. Однако спустя несколько дней спасатели обнаружили тело Валль без головы, рук и ног в территориальных водах Дании, а позже — два пакета, в которых находились конечности журналистки и ее личные вещи.

Мадсен начал менять показания с поразительной скоростью. После обнаружения останков журналистки он сначала сказал, что девушка погибла в результате несчастного случая: якобы он не смог удержать крышку 70-килограммового люка, и она упала ей на голову. После этого изобретатель, пребывая в состоянии шока, решил избавиться от тела.

Третьей версией событий, со слов Мадсена, стало внезапное падение давления в подводной лодке, что привело к выделению угарного газа. Изобретатель утверждал, что в этот момент находился на палубе, поэтому не пострадал. Он якобы долго пытался открыть намертво прилипший люк, а когда ему это удалось, то осознал, что журналистка уже умерла. Впав из-за воздействия газа в психотическое состояние, Мадсен решил избавиться от тела, сперва несколько раз проткнув его отверткой, «чтобы там не скопились газы». Впрочем, потом он начал утверждать, что расчленил ее тело, потому что не смог бы целиком вытащить его из подводной лодки.

Отметим, что судмедэксперты не увидели ни травму на черепе Валль (что говорило бы в пользу версии с упавшим люком), ни следов угарного газа на ее теле или на подлодке, ни свидетельств термического воздействия — если на лодке были проблемы с давлением, то камера за 10 минут нагрелась бы до 150 градусов.

Впрочем, сторона защиты подчеркнула, что проводившие экспертизу специалисты не разбираются в особенностях самодельных лодок. Кроме того, один из коллег Мадсена говорил, что тот упоминал в разговоре проблемы с давлением на судне.

По версии обвинения, Мадсен заранее планировал убийство Валль, для чего заблаговременно принес на субмарину пилу, отвертку и пластиковые ремешки, позже обнаруженные в мешке с одеждой журналистки. Девушку он, как утверждает следствие, сначала связал, а потом либо задушил, либо перерезал ей горло, попутно нанеся более десятка ранений отверткой. Сам Мадсен утверждает, что ремешки и отвертка были нужны ему для ремонтных работ, а с помощью пилы он собирался сделать деревянные полки на «Наутилусе» (последнее подтверждается также одним из свидетелей на суде).

После гибели Валль Мадсен отправил жене сообщение, собираясь, как он заявлял позже, покончить с собой: «В путешествии на «Наутилусе». Чувствую себя хорошо. Плыву в свете луны по заливу. Не погружаюсь. Обними и поцелуй кошек». Однако потом он передумал сводить счеты с жизнью. За время, что он находился под следствием, с Мадсеном заочно развелась жена: изобретатель говорит, что это произошло по экономическим причинам. Также она отказалась свидетельствовать в суде, ссылаясь на состояние здоровья.

До того, как договориться с Валль о встрече, Мадсен в разное время приглашал как минимум трех женщин прокатиться с ним на «Наутилусе». Все они отказались, сочтя предложение странным и подозрительным. Также он переписывался с двумя женщинами на предмет съемок снафф-видео (ролик бы заканчивался реальной смертью персонажа) на подлодке, однако они заверили суд, что восприняли переписку как шутку и не чувствовали угрозы своим жизням.

Во время обысков в офисе Мадсена были найдены видеозаписи с пытками и убийствами женщин, следователи обнаружили, что за несколько дней до встречи с Валль изобретатель смотрел видео, где женщине перерезают горло, а также искал в интернете, как обезглавить девушку. Сам Мадсен утверждает, что видео на жестком диске и история поиска не его — компьютер находился в общем доступе, на кино об обезглавливании он наткнулся случайно, когда искал фильм ужасов. Что касается ранее просмотренных им фильмов схожей тематики, то на суде Мадсен признался, что смотрел их не для удовлетворения сексуальных фантазий, а «чтобы плакать и испытывать чувства».

Во время заседания прокурор зачитал результаты психиатрической экспертизы, в которых Мадсен описан как «умный человек с психопатическими наклонностями», «крайне ненадежный» и «патологический лжец».

Сторона обвинения настаивает на том, что изобретателю неведомо сострадание или чувство вины. «Мертвое тело не заслуживает какого-то особенного уважения», — заявил Мадсен психологам, когда его спросили о судьбе останков Валль.

Коллега Мадсена рассказывал на суде, что изобретатель фантазировал о совершении «идеального преступления», правда, коллега думал, что речь идет об ограблении. Другим свидетелям Мадсен говорил, что заливы возле Копенгагена хорошо подходят, чтобы прятать там тело.

Мадсен родился в 1971 году в небольшом городке к югу от Копенгагена. 47-летний изобретатель построил три подводные лодки, включая «Наутилус», созданный в 2008 году. Вместе с другом и бывшим работником Кристианом фон Бенгтсоном он основал компанию Copenhagen Suborbitals, целью которой было строительство и запуск космической ракеты, управляемой человеком. В 2014 году он покинул компанию, поссорившись с Бенгтсоном, и основал инженерную фирму RML Spacelab ApS.

Ким Валль родилась и выросла в Швеции, однако в последние годы жила в США. Она освещала события в Северной Корее, южном регионе Тихого океана, Уганде, Гаити и Кубе писала для , Vice и South China Morning Post. Материал о Мадсене она должна была сделать для журнала Wired.

Датский изобретатель-самоучка Питер Мадсен построил три подводные лодки и основал компании Copenhagen suborbitals и Rocket Madsen Space Lab - первые в мире проекты в области волонтерской космонавтики. Впервые в истории группа любителей, занятых в других областях, запустила автоматически управляемую ракету с собственной морской пусковой платформы.

11 августа 2017 года подводная лодка «Наутилус» затонула во время плавания из Копенгагена к берегам датского острова Борнхольм. Изобретателя спасла частная лодка, а сопровождавшая его шведская журналистка Ким Валль погибла на борту. В 2018 году Питера Мадсена признали виновным в умышленном убийстве Ким Валль и затоплении субмарины для сокрытия следов преступления и приговорили к пожизненному заключению.

Одна из наиболее ярких персоналий датского общества превратилась теперь в символ абсолютного зла, подлежащий полному забвению: все тексты и информацию о Питере Мадсене удалили со всех профессиональных сайтов. «Наутилус», поднятый со дна Балтийского моря, также должен быть уничтожен властями Дании. Все упоминания о Мадсене вне контекста убийства оказались de facto запрещены.

Все бывшие знакомые, друзья и члены семьи Мадсена отвернулись от него, а тех, кто начинал с ним общаться в заключении и, в первую очередь, посещавших его женщин, массово клеймили врагами общества в целом и всех женщин в частности.

Против кампании ненависти решились выступить немногие. Среди них - Дженни Курпен - проживающая в Финляндии художница российского происхождения.

По ее мнению, назначенное судом наказание не может и не должно исключать человека из всех остальных сфер общественной жизни. Социум давит на женщин, которые общаются с человеком, находящимся в заключении, и поддерживают его. Однако это давление - всего лишь еще одна попытка общества лишить женщин права распоряжаться своими мыслями, кругом общения, телом.

Дженни Курпен рассказывает «Ножу», что стоит за ее решением выступить в поддержку Мадсена, и анонсирует фрагменты готовящегося арт-проекта, посвященного этой истории.

***

Весной 2018 года городской суд Копенгагена огласил приговор по делу изобретателя Питера Мадсена. Его признали виновным по всем пунктам обвинения: преднамеренное убийство, насильственные действия сексуального характера и расчленение тела шведской журналистки, чьи останки были обнаружены девятью месяцами ранее в бухте Кёге недалеко от датской столицы.

На протяжении следствия и судебного процесса и до сегодняшнего дня можно наблюдать, как менялась реакция общества на само событие, на личности и истории обвиняемого и жертвы. Дело не только в том, что преступление было жестоким и включало сексуальное насилие, которое всегда привлекает внимание публики. Главной причиной изменения общественного мнения было то, что оба героя истории были известными и уважаемыми людьми без криминального бэкграунда. В Дании совершается в среднем 45–50 убийств каждый год, но по каким-то причинам именно это получило статус самого чудовищного преступления в современной истории Скандинавии.

По мере того как дело приближалось к завершению, шок и недоумение сменялись жестким неприятием, животной агрессией и открытыми требованиями применить наказание, выходящее далеко за рамки действующего законодательства.

Защитница обвиняемого Бетина Хальд Энгмарк неоднократно заявляла: складывается впечатление, что ее клиенту был вынесен обвинительный приговор задолго до завершения судебного следствия .

По ее словам, решающую роль в этом сыграли СМИ, воспользовавшись тем, что по закону до начала судебного процесса только обвинение имеет право распространять информацию о расследовании, а сторона защиты остается безгласной.

«Прессу называют четвертой властью, и ее следует считать важной частью демократии и судебной системы. И, как я думала, пресса борется за справедливое судебное разбирательство для всех», - говорила Энгмарк.

Чем громче звучали эти призывы к расправе, тем интереснее и важнее становилось понять, что происходит, и узнать, кем же на самом деле являлся человек, которого требует казнить на площади одно из самых свободных обществ мира в XXI веке. В середине 2018 года появилась идея художественного проекта «Это не тот Питер, которого мы знаем». Вскоре стало очевидно, что реализовывать его необходимо в какой-то форме соавторства с самим Питером, если это будет юридически возможно.

Страх и ненависть

Стартовой точкой проекта как раз и стали беспрецедентная всепоглощающая ненависть и жестокость, наполнившие медиа и социальные сети. Очевидно, общество ощутило тот род дискомфорта, который заставляет нападать, поскольку защищаться уже поздно.

Ведь нет ничего более пугающего и болезненного, чем культурная экспансия, наступление на территории привычного, принятого и давно не подвергаемого ревизии.

System error_2. Project draft

Питер лишь во вторую очередь стал физической угрозой обществу, в первую - он несомненно и безошибочно был считан как угроза культурная.

Именно поэтому его не пощадят. Общество не может удовлетвориться даже максимально возможным наказанием, оно жаждет «соразмерного» возмездия - это реакция не столько на само преступление, сколько на личность человека, который его совершил.

«Это не тот Питер, которого мы знали», - наиболее часто произносимая фраза всех его бывших друзей, коллег и отказавшейся от него семьи.

Он оказался не тем, кем его считали, не оправдал ожиданий, не соответствовал смыслам, которыми его наделяли. Люди не любят и не хотят быть одураченными, не любят ошибаться. Они хотят жить в односложном мире, распределив между окружающими роли, потому что это делает мир чуть более предсказуемым и чуть менее опасным. Питер, которого они знали, не мог этого сделать, а Питер, который мог, им не нужен. Это не поиски справедливости, а фрустрация от несоответствия условной действительности представлению о ней.

«В моей жизни не осталось ни одного человека из тех, кто был в ней до 10 августа 2017-го», - говорит Питер.

В сущности, происходящее выглядит как разговор общества с самим собой. Оно делает вид, что вовремя не разглядело «монстра» в своих рядах, поскольку тот слишком хорошо замаскировался под положительного героя. Теперь же оно с остервенением стремится исправиться, словно вымарать ошибку в тетради, пока никто не заметил - но на деле лишь размазывает грязь.

Другой важной интенцией хейтеров, помимо пожелания мучительной смерти, стало забвение. Постепенно со всех профильных профессиональных ресурсов были удалены почти все тексты, лекции, видео и даже упоминания имени Мадсена. Разумеется, это единственный выход из положения, ведь в этой палате мер и весов общественно неприемлемое всегда обнуляет любое иное содержание.


Кадр из фильма

Стереть человека из памяти и истории - как вода, которая должна сомкнуться над утонувшим, восстановив идеальную гладь. А тем, кто не согласится, предложат определиться с идентичностью, выбрав между статусами сумасшедшего и/или соучастника.

«Он живет лучше меня»

Важное место в этом гербарии ненависти заняло возмущение слишком хорошими условиями содержания в исправительном учреждении, где Питеру предстояло отбывать наказание. Пресса детально описывала жилые и общие пространства, скрупулезно перечисляла права и возможности, которыми располагает Мадсен (кстати, как и все прочие обитатели этого места). По мнению общества, «он живет слишком хорошо и недостаточно страдает».

Измеряя качество жизни в единицах материального мира, возмущенные вряд ли могли по-настоящему оценить смысл и значение свободы для того, кого они ненавидят. А ведь свобода была единственным, что имело настоящую ценность.

«„Наутилус“ - это политическое высказывание об индивидуальной свободе», - писал Питер.


Кадр из фильма Copenhagen Suborbital: Peter Madsen nun im Alleingang

Вступив в текущий социальный договор, «возмущенные горожане» обменяли свою свободу на иллюзию безопасности. Но так ли безопасно общество, в котором людоедский порыв подменяет жажду справедливости? Причем этот порыв не удовлетворяется даже пожизненным заключением и нуждается в бонусах в виде возможности унижения другого. Так ли нужна и важна свобода людям, которые не считают ее отсутствие достаточным наказанием?

«Тюрьма не курорт», и всякий русский привык к тому, что по другую сторону забора человек лишен прав и достоинства - он сдал их вместе со шнурками и ремнем, входя в эту дверь. Тем интереснее, что общество с другой историей, другой правовой практикой и другой ценой человеческой жизни приходит к той же культурной конструкции.

«Потому что ты русская»

Мало кто из моих европейских собеседников оказался способен преодолеть архаичный дискурс «гения и злодейства» и отойти в продуктивном направлении от позиции «неважно, насколько интересен человек, совершивший общественно неприемлемое деяние». Но одно из ироничных высказываний было вполне осмысленным: «Ты можешь так рассуждать, потому что ты русская».

Арт-группа Half Machine исполняет балет на палубе «Наутилуса», пришвартованного в копенгагенской гавани, май, 2007

Русское - это превосходство идеи и содержания над человеческим, восходящая к советскому вечная несоразмерность Проекта и человека. Русское - сверхчеловеческое, новый человек, half machine.

Не случайно и Питер бесконечно говорит о советском космосе, о «Спутнике», «Востоке» и о том, что это впечатление повлияло на всю его жизнь и идеи.

Бог говорит Гагарину: Юра, теперь ты в курсе:
нет никакого разложения с гнилостным вкусом,
нет внутри человека угасания никакого,
а только мороженое на площади на руках у папы,
запах травы да горячей железной подковы,
березовые сережки, еловые лапы,
только вот это мы носим в себе, Юра…

Анна Долгарева

Space/«Космос». Фрагмент проекта

Задолго до серьезного погружения в тему мне было понятно, что Питер - это «сны о чем-то большем», что «Наутилус» всегда был гораздо большим, чем подводная лодка. В течение десятилетия его использовали по-разному: в качестве коммерческой рекламной платформы, вписки, места для секса, аварийной ремонтной базы и даже транспорта для возможного кругосветного плавания.

Для Питера Мадсена «Наутилус», как и всё, что он разрабатывал, прежде всего был арт-объектом, а преодоление гравитации и полет - метафорой освобождения и свободы.


Кадр из фильма Copenhagen Suborbital: Peter Madsen nun im Alleingang

«Я всегда считал свои подводные лодки, дирижабли и ракеты „функциональными скульптурами“, я строил штуки, чтобы рассказывать истории. Когда твои дети заинтересуются физикой, химией и математикой, запрети им это и скажи, что начать нужно с изучения искусства, иначе ничего не получится, - говорит Питер. - Все главные проекты были реализованы теми, кто мыслил категориями искусства».

видишь, я по небу рассыпал красные звезды,
швырнул на небо от Калининграда и до Амура,
исключительно для радости, Юра,
ты же всегда понимал, как всё это просто.

За десять дней судебного разбирательства суду представили странные, яркие и неожиданные свидетельства от экспертов по ракетостроению и подводным аппаратам, рассказы коллег, друзей, партнеров, активистов копенгагенского секс-андеграунда.

Эти показания нарисовали портрет мечтателя, гениального изобретателя, инженера-самоучки, решившего совершить невозможное в космосе и воде.

Главной же уликой, сыгравшей ключевую роль в его осуждении, стало хард-порно, которое полиция нашла на компьютерах Мадсена, хотя до сих пор точно не известно, был ли он только потребителем, участником, продюсером и/или режиссером контента.


Кадр из фильма Copenhagen Suborbital: Peter Madsen nun im Alleingang

Мы с тобой, Юра, потому-то здесь и болтаем
о том, что спрятано у человека внутри.
Никакого секрета у этого, никаких подковерных тайн…

«История - это нарратив, и он принадлежит тому, у кого в руках власть, тем, кто выиграл войну. Победившая сторона всегда выглядит „хорошей“, не потому, конечно, что она действительно так хороша, но потому, что назначила себя таковой. Но однажды орудия вновь стихнут.

„Плохие“, проигравшие, - это те, чью историю пишут победители. Попсовому изложению необходимы однозначные герои и абсолютные злодеи, ничего между, никаких оттенков. Всё, что искажает эту идеальную одномерную перспективу, нежелательно. Эта история одноглаза.

Я просто человек. И я плохой человек. Чудовище. Я совершил ужасное, невероятное, немыслимое преступление против ни в чем не повинного человека. Если я делал другие вещи в жизни, хорошие вещи, они больше не имеют значения для этой истории. Она не содержит информации о том, кто я помимо этого, это лишнее, поскольку может привести к непредсказуемым результатам и дать ответы на вопросы, которые никто не задал, чтобы не услышать ответ».


Bifurcation/«Двоение». Фрагмент проекта

прямо как вернешься - так всем сразу и говори,
что не смерть, а яблонев цвет у человека в дыхании,
что человек - это дух небесный, а не шакалий,

Долгое время мне вообще не хотелось говорить о том, что случилось в море. Мне казалось, что это будет недопустимым вторжением в область чего-то очень личного и хрупкого.

Разговор об этом мог бы начаться только по инициативе Питера. Однажды начавшись, такой разговор вряд ли когда-нибудь закончится. «Вообще-то, ты совсем себе не представляешь, каково это. И я не представлял. Я хотел бы свободы не от тюрьмы - от вины».


Sailing/«Плавание». Фрагмент проекта

так им и рассказывай, Юра, а про меня не надо.
И еще, когда будешь падать -
не бойся падать.

Культурный терроризм и репутация

Всякого, кто даже сдержанно поддерживал Питера Мадсена, моментально клеймили как извращенца, предателя здравого смысла и гуманистических принципов, на которых базируется сама европейская цивилизация. Эта стигма коснулась даже тех, кто остался анонимным. На самом же деле спектр этого «положительного» отношения огромен - от простого любопытства до того, чтобы занять сторону Питера и встать рядом с ним.

Эта история, конечно, не про насилие и не про криминал, и потому она интересна.

Хотя мой извод гуманизма не позволил бы мне присоединиться к любому большинству и выкрикнуть: «Распни его!» - даже если бы речь шла о менее содержательных фигурах по обе стороны события.

Мы привыкли действовать в очень насыщенной информационной среде, где всякое преследование носит отчетливо политический характер, а каждый задержанный, арестованный и отправленный отбывать наказание очевидно невиновен. Это осталось важным, но давно перестало быть интересным, это больше не культурный сюжет, а обыденность и рутина. Нет никакого специального означаемого в поддержке невиновного. Это может быть тяжело технически или даже опасно физически для поддерживающего, но это культурно одобряемая и однозначно позитивная стратегия существования в группе людей, живущей на войне с государством.

Поддерживая виновного в тяжком преступлении, называя его другом, мы разносим в щепки «нормальность», занимаемся культурным терроризмом. Пожалуй, это единственный вид мирного сопротивления, который действительно работает, причем ключевую роль в нем играет добровольный отказ от анонимности.

Нам больше не нужно переворачивать полицейские машины, сжигать банки и танцевать на амвоне, чтобы быть «вне закона». Оказалось, что имя и лицо - это оружие. Поэтому, когда мои европейские друзья спрашивают, не боюсь ли я за свою репутацию, я отвечаю, что рискую ею каждую минуту, когда не говорю то, что думаю.

Формально классическая выставка уже сама по себе является провокационным заявлением о том, что Питер всё еще здесь, что его идеи и проекты остаются важны, живы и интересны, что он продолжает рассказывать истории. Это символическое возвращение на культурную сцену. Самый важный элемент - это тотальная интерактивность, в рамках которой вся работа становится частью проекта. Сюда входят в том числе поиск куратора, финансирования и площадки, а также участие зрителя, который независимо от своей воли включается в игру и делает ровно то, что от него ждут.

Я заставляю общество посмотреть на себя в зеркало: гуманный законопослушный гражданин будет требовать расправы и/или по-настоящему нападать, сторонники свободы слова и самовыражения станут требовать запрета или цензуры, феминистки объявят меня предателем всех женщин, представители толерантного общества попытаются лишить меня - беженца и эмигранта - права на критику «европейского» и т. д. Однако важно понимать, что сами по себе ценности и принципы не подвергаются сомнению или переоценке ни одним из нас.

Главным содержанием является высказывание о том, что эти ценности для самых истовых их носителей - пустая форма, а общество, которое так ненавидит насилие, что готово публично убить человека, опасно само для себя.

Выставка должна предваряться вступительным текстом вместо манифеста, краткий смысл которого сводился бы к простому «убей меня, докажи, что ты лучше меня».

Мам, пусти меня

В начале осени 2018-го выяснилось, что Питеру полностью запретили визиты женщин. После некоторого затишья СМИ вновь разразились гневом по поводу того, что у него есть возможность принимать посетителей. В середине октября датская газета ВТ опубликовала интервью с одной из женщин, которые встречались с Питером, - с этого и началось очередное «обострение».


Project draft

«Датские политики хотят прекратить любовные подвиги Питера Мадсена в тюрьме после сообщений о том, что женщины стекаются, чтобы увидеться с изобретателем, признанным виновным в жестоком убийстве шведской журналистки».

«Датская народная и социал-демократическая партии призвали правительство и министра юстиции Сёрена Поулсена прекратить активную сексуальную жизнь жестокого убийцы».

«„Наши тюрьмы не должны быть свадебными агентствами для психопатов“, - считает и сам Поулсен. Хладнокровным убийцам не должна быть предоставлена возможность вести сексуальную жизнь за решеткой».

Юридический представитель социал-демократов Трине Брамсен также полагает, что осужденные на пожизненный срок, такие как Питер Мадсен, не имеют права на активную сексуальную жизнь: «Это издевательство над памятью жертвы и ее родственниками, что человека, совершившего такое непростительное преступление, могут посещать женщины. Это также издевательство над справедливостью».

Нигде не объясняется, почему необходимость этих мер начали обсуждать в связи с одним конкретным человеком из всех, кто отбывает наказание за такие же или более тяжкие преступления. Ни одно из этих высказываний не допускает, что общение с посетителями противоположного пола может быть дружеским, интеллектуальным, творческим, деловым и вообще иметь любое иное содержание, кроме секса.


Placenta/«Плацента». Фрагмент проекта

Эта позиция, как утверждают ее приверженцы, основана исключительно на требованиях справедливости и необходимости «защитить других женщин».

Но она предполагает, что жизненная задача всякого человека женского пола - быть сексуальным объектом и обслуживать чьи-либо физиологические потребности.

Я лично знаю минимум одного человека из действительно очень короткого списка посетителей Питера. Эти визиты с обеих сторон были основаны на профессиональных интересах, крайне далеких от сексуальных.

Сильное впечатление также производит публичная позиция шведской писательницы и участницы Нобелевского комитета Керстин Экман, поддерживающей международную кампанию #MeToo: «Мы, женщины, всегда знали, что если мы раскроем себя, то будем пристыжены и виноваты сами. Здорово, что кампания #MeToo это действительно изменила. Но как объяснить поведение женщин, которые посещают убийцу Питера Мадсена в тюрьме? Это было самое кошмарное преступление, которое можно вообразить. Он должен быть отправлен на самое дно морское и оставаться там в течение всей своей жизни. Вместо этого женщины роятся вокруг его тюремной камеры - и настолько активно, что датские политики говорят о необходимости принятия новых ограничительных мер. Это могло бы удержать поклонниц от контактов с опаснейшим убийцей».

В словах Экман присутствует полный комплект штампов «официального» феминистского дискурса. Здесь мы видим патернализм и внутреннюю мизогинию, которые заботливо подсказывают неразумным женщинам, с кем и в какой форме следует общаться, а также беспечную убежденность в том, что кого-то можно или нужно останавливать, а если кому-то чего-то недодать, то мир станет справедливее и безопаснее.

«Я думаю, что эти женщины, должно быть, самые сумасшедшие существа на этой планете. Их общение с Питером Мадсеном умаляет чудовищность его деяния, является предательством женщин, которые стали жертвами подобных преступлений», - пишет Экман.

Обесценить неугодное мнение, объявив сумасшедшим того, кто его выражает, - далеко не новая стратегия. Именно ею до сих пор пользуются все тоталитарные режимы мира, чтобы выключить опасные темы из повестки. Тем сложнее поверить в то, что это всерьез заявляет не аноним из сети, а статусный представитель европейского культурного сообщества в 2018 году.

С другой стороны, всему этому едва ли стоит удивляться. #MeToo - один из самых успешных проектов институционального феминизма, обслуживающего капитализм. Он отстаивает только те права женщин, которые наиболее комфортно инсталлируют их в систему, где доминируют мужчины.

Под доминированием в данном случае имеется в виду, конечно, не сосредоточенность капитала в руках мужчин, а идеология и механика мира, в который вынуждены интегрироваться женщины, добившиеся значительных позиций.

Не менее устрашающе звучит и следующая мысль писательницы: «Мы, женщины, располагаем той властью, которая может ограничить насилие мужчин. Мы должны использовать ее».

Даже если закрыть глаза на масштабное обобщение «мы», сложно проигнорировать содержание того, что Экман называет «властью».

Власть в ее интерпретации - это власть «не давать». То есть наше время, наша эмпатия, наш выбор, наше тело - по-прежнему не наше дело, а некая атрибутированная ценность, которая существует отдельно от нас в качестве товара, дара или вознаграждения.

Женщина по-прежнему пленница и/или заложница, и ее свобода ограничена сформулированными извне представлениями о ней и ее социальных ролях. Эта картина мира настолько сильна и всеохватна, что даже гражданин открытого космоса Питер Мадсен задает этот вопрос: «Ты ведь мама (ты „хорошая“), откуда в тебе всё это?»

В связи с тотальным запретом на женские визиты я стала обдумывать, каким мог бы быть мой ответ на эту почти комичную ситуацию: декларируемые цели «пресечь сексуальную жизнь за решеткой» и «защитить других женщин» в действительности нарушают право всех женщин на свободу распоряжаться собой лишь потому, что они женщины.

Получалось, что для того, чтобы получить это право, женщинам нужно было бы стать мужчинами. Тогда же наша общая подруга написала мне, что она готова начать процедуру изменения гендерной принадлежности, раз проблема в этом.

Я подумала, что, если это сделает группа женщин, это может быть хорошей акцией. Я всё еще так считаю, хотя позиция отказа от изменений кажется мне более радикальной.

«Очень уважаю тебя, и ты одна из самых смелых женщин, которых я знаю. Быть его другом теперь значит быть смелой. Вообще, для меня в этом как раз и есть смысл настоящего феминизма - в том, что мы здесь, и это выбор».

«Я это понимаю абсолютно так же. Я считаю себя феминисткой, и меня выгнали из моей группы как предателя. Я работаю водителем поезда (в этой профессии 95 % мужчин). Никто раньше не говорил мне этого, и я просто потеряла надежду, что кто-то думает так же».

«Я так думаю, и говорю, и делаю так».

«Я как-то вообще разочаровалась в человечестве, мне уже было почти всё равно(

Питеру запретили свидания - такого не было по отношению ни к одному заключенному раньше. Политики настаивают на полном запрете свиданий с женщинами. Если ты спросишь кого угодно, то услышишь, что любая женщина, посещающая Питера, разумеется, для секса. Бесит.

Так что из-за моего пола они не позволят мне его посещать - закон еще не принят, но все всё понимают, конечно. Если они скажут, что только мужчины будут иметь право на посещения, я поменяю свой пол. Я в ярости от этого. Так устала быть „хрупкой женщиной“. Не уверена, что мой муж будет очень рад, но я знаю, чего хочу, и получу это. Да, ненависть безумна, это очень утомительно. Сначала я всё читала, сейчас почти нет. Это какие-то всплески глупости и слепоты, и на это не стоит тратить время».

«Кстати, как ты думаешь, название проекта понятно звучит?»

«Конечно. Когда я ходила давать то интервью, это было именно то, что я сказала. Вообще, я была сильно удивлена, когда люди из его окружения просто сбежали. Я думала, что они действительно любили его. Я так злюсь на тех, кто ушел, когда он больше всего нуждался в помощи и дружбе. Понимаешь, помогать и быть другом очень легко. Не знаю, узнала ли я что-то новое о себе, но я убедилась в том, что большинство людей - эгоистичные задницы и бегут, когда становится немного страшно».

Ситуация перевернулась, и разнообразные аналоги #янебоюсьсказать стали хоть и важными, но совершенно мейнстримными явлениями (и хорошо), а недопустимым, страшным и опасным стало нечто совсем другое. Меня обязательно упрекнут в обесценивании чьего-то травмирующего опыта за неимением собственного, но этот опыт есть и у меня. Просто я вынесла из него другое содержание и именно об этом всегда боялась сказать. Больше не боюсь.

Есть полное ощущение, что это рождение альтернативы навязчивому «культу жертвы», и это явление, к сожалению, вполне может быть описано всё теми же словами Керстин Экман:

«Мы, женщины, всегда знали, что если мы раскроем себя, то будем пристыжены и виноваты сами».

О женщинах, которые поддерживают абсолютно любой тип отношений с Питером, в сети чаще всего пишут: «Должно быть, она хочет закончить как Ким». Если представить себе и такое желание, то остается непонятно, чем оно плохо.


Artbook draft

Это похоже на радикальную потребность в абсолютной и предельно выраженной любви, в превращении хотя бы ненадолго в лакановский «объект а», которым, несомненно, является прошедший путь мучений и воскресший Иисус. Именно здесь рождается поле особенного притяжения, где концентрируется желание людей соприкоснуться с Богом. Здесь человеческое тело становится референцией божественного, явленного в телесности Христа.

Средневековые источники вообще содержат прямые указания на женскую гендерную принадлежность Христа.

Архиепископ Ансельм Кентерберийский в XI веке воздает молитвы «Христу, моей Матери», называет Бога «великой матерью». Юлиана Нориджская, считающаяся одной из прародительниц феминистской теории, в «Откровениях божественной любви» пишет: «как Бог есть наш Отец, так же Бог есть наша Мать», «о нашей драгоценной Матери Иисусе», «наш Отец желает, наша Мать действует, и наш добрый Господь, Святой Дух утверждает» и т. д.

Получая смертельные раны, тело становится объектом поклонения, приобретает сакральное значение. Существует множество изображений, где отдельно от тела изображены сами раны Христовы - и именно к этим образам обращались помыслы прихожан, именно они вызывали желание прикоснуться к изображениям «святой крови».

Источники наполнены описаниями экстатических состояний святых и мистиков, соприкасавшихся с Христом через изображения его ран. Гертруда Хельфтская подробно рассказывает в своих «Откровениях», как ангелоподобный Христос явился к ней и пускал в нее стрелы из своих ран, причиняя мучительную и сладостную боль. В «Книге божественного учения» Екатерина Сиенская писала, что во время одного из своих видений она коснулась ран Христовых и ощутила вкус его крови.

Смерть, мучение и воскресение плоти Иисуса - объект абсолютной страсти для верующего, а его смерть - условие идеального метафизического и духовного брака между Богом и человеком.