Поэзия начала XX века. Характеристика основных поэтических течений рубежа веков: символизм, акмеизм, футуризм. Чтение наизусть одного стихотворения

   Поэзия начала XX века. Характеристика основных поэтических течений рубежа веков: символизм, акмеизм, футуризм. Чтение наизусть одного стихотворения
Поэзия начала XX века. Характеристика основных поэтических течений рубежа веков: символизм, акмеизм, футуризм. Чтение наизусть одного стихотворения

Тема и цель проекта Тема: Течения в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм). Цель: Показать стилевое разнообразие в русской литературе начала 20 века, отразившееся в поэзии символистов, акмеистов, футуристов, имажинистов и выявить отличительные особенности с Золотым веком.

Проблемные вопросы Основополагающий вопрос: каково влияние золотого века русской поэзии на серебряный? Какой из них вам близок? (Предполагается, что ученики освоили поэзию золотого века) Частные вопросы: 1. Как меняется отношение к действительности, к культурным традициям, к слову у поэтов этих направлений по сравнению с Золотым веком? 2. Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века? Какая взаимосвязь с Золотым веком? 3. Серебряный век – это новое слово в русской поэзии или последствия Золотого века?

Типологические признаки проекта По доминирующей деятельности – смешанный тип (исследовательско-творческий) По предметно-содержательной области – межпредметный (история, литературоведение) По характеру координации – открытый По характеру контактов – среди одного класса По количеству участников проекта – групповой По продолжительности выполнения – долгосрочный

Поисковый этап Формирование творческих групп (4 группы: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм) Выбор темы Распределение обязанностей в группах (историк, литературовед, издатель, баттл-поэты). Анализ проблемы

Поисковый этап Ученики делятся на 4 группы: - Исследователи творчества символистов; - Исследователи творчества акмеистов; - Исследователи творчества футуристов; - Исследователи творчества имажинистов В каждой группе выбираются ответственные по аспектам деятельности: историк, литературовед, издатель.

Поисковый этап Авторы, отобранные для проекта: - Для группы символистов (Брюсов, Блок) - Поэзия имажинистов (Есенин, Шершеневич). - Поэзия акмеистов (Гумилев, Ахматова, Мандельштам). - Для группы футуристов (Маяковский). - Поэты Золотого века для сравнения (Пушкин, Лермонтов, Вяземский, Баратынский)

Конструкторский этап Составление плана практической реализации проекта. Обсуждение возможных источников информации. Выполнение заданий в группах. самостоятельная работа групп по обсуждению творческих заданий.

Конструкторский этап Задания для группы символистов: Каков исторический контекст русского символизма? Как повлиял на эпоху? Проследите параллели с Золотым веком. Как основные манифесты символистов повлияли на литературный контекст эпохи? Что унаследовали от Золотого века? На примере стихотворений основных представителей символизма (Брюсов, Белый, Блок) проследите основные черты стиля, проработанных в манифестах? Сопоставьте с лирикой поэта Золотого века.

Конструкторский этап Задания для группы акмеистов: Каков исторический контекст русского акмеизма? Как повлиял на эпоху? Проследите параллели с Золотым веком. Как основные манифесты акмеистов повлияли на литературный контекст эпохи? Что унаследовали от Золотого века. На примере стихотворений основных представителей акмеизма (Мандельштам, Гумилев, Ахматова) проследите основные черты стиля, проработанных в манифестах? Сопоставьте с лирикой поэта Золотого века.

Конструкторский этап Задания для группы футуристов: Каков исторический контекст русского футуризма? Как повлиял на эпоху? Проследите параллели с Золотым веком. Как основные манифесты футуристов повлияли на литературный контекст эпохи? Что унаследовали от Золотого века На примере стихотворений основного представителя футуризма (Маяковский) проследите основные черты стиля, проработанных в манифестах? Сопоставьте с лирикой поэта Золотого века

Конструкторский этап Задания для группы имажинистов: Каков исторический контекст русского имажинизма? Как повлиял на эпоху? Проследите параллели с Золотым веком. Как основные манифесты имажинистов повлияли на литературный контекст эпохи? Что унаследовали от Золотого века На примере стихотворений основного представителя имажинизма (Есенин) проследите основные черты стиля, проработанных в манифестах? Сопоставьте с лирикой поэта Золотого века

Технологический этап Самостоятельная работа групп по выполнению заданий и оформлению результатов. Каждая группа соединяет всю собранную информацию в единую брошюру по своему течению.

Технологический этап Работа в группе символистов: Работа для историка: изучить биографию основных представителей, историю течения. Провести сопоставление с Золотым веком. «Что общего и различного? » Работа для литературоведа: Провести анализ стихотворений, раскрыть основные черты стиля, указанные в манифестах. Сопоставить с творчеством поэта Золотого века (Пушкинская плеяда: стихи Баратынского, Вяземского) Работа для издателя: собрать и отредактировать сведения, собранные литературоведом и историком, подготовить их к изданию)

Заключительный этап Презентация проекта в виде брошюры, подготовленной каждой командой. Организуется выставка брошюр в библиотеке с последующей их защитой. Определение лучшей брошюры с помощью учительского жюри. Ответ на основополагающий проблемный вопрос Анализ и оценка результатов. Рефлексия.

Список основной литературы Литературное наследство. – М. : 1937. Белый А. Символизм как миропонимание. – M. : Республика, 1994. – 528 с. Колобаева Л. А. Русский символизм. – М. : МГУ, 2000. – 296 с. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. В. Я. Коровиной.

1. Символизм, его теория и практика. Теоретическое самосознание символистов в статьях-манифестах Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, Вяч. Иванова (список см. ниже). Символисты о задачах искусства и предназначении современного поэта; смысл споров с реализмом. Различные этапы и тенденции внутри символизма («старшие» и «младшие» символисты; эстетико-психологическая и эстетико-религиозные тенденции) и их отражение в статьях символистов.

а) Валерий Брюсов как поэт и теоретик символизма;

б) Александр Блок и символизм;

в) поэзия и теория символизма Андрея Белого.

Поэтика русского символизма (основные мотивы, символ, поэтика соответствий, намека; открытия в области стиха – обогащение метрики, звукописи, рифмы, строфика). Обобщить теоретический анализ по работам М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Д.М. Магомедовой, В.Е. Холшевникова.

2. Акмеизм и его поэты. Теоретические декларации и художественная практика. Мироздание по акмеизму. Философия слова и концепция творчества. Художественные принципы акмеизма.

а) мир поэзии Николая Гумилева;

б) слово и культура Осипа Мандельштама;

в) художественное своеобразие лирики Анны Ахматовой.

3. Футуризм. Манифесты футуристов. Поэт и его роль в понимании футуристов. Искусство книги у футуристов. Словотворчество футуристов.

а) творения Велимира Хлебникова;

б) поэтика Владимира Маяковского.

4. Марина Цветаева: слова и смыслы.

Литература

1. Аверинцев С.С. Поэты.- М.: Языки русской культуры, 1996.

2. Акбашева А.С. Серебряный век: художественное и читательское творчество.- Стерлитамак: СГПА, ГАНУ ИПИ АН РБ, 2011.

3. Бальмонт К.Д. Элементарные слова о символической поэзии / К.Д. Бальмонт // Соколов А.Г. Русская литературная критика конца XIX – начала ХХ в. / А.Г. Соколов, М.В. Михайлова. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 326-327.

4. Белый А. Символизм как миропонимание / В. Белый // Критика русского символизма: в 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 103-119.

5. Брюсов В.Я. Ключи тайн. О искусстве. Священная жертва / Брюсов В.Я. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / В.Я. Брюсов. – М.: Худ. лит., 1987. – С. 37-48; 72-93.

6. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. – М.: Фортуна Лимитед, 2000. – 352 с. (Глава 5 «Время Блока и Маяковского»)

7. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» / М.Л. Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века». Антология. – М.: Наука, 1993. – С. 5-44.

8. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов. Валерий Брюсов и наследие

9. Иванов В. Две стихии в современном символизме / В. Иванов // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 31-72.

10. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. – М., 2001.

11. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века / Н.А. Кожевникова. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

12. Колобаева Л.А. Русский символизм / Л.А. Колобаева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 296 с.

13. Крылов В.Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры / В.Н. Крылов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. – 268 с.

14. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века. Поэзия Серебряного века: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012.

15. Лекманов О. Книга об акмеизме и другие работы. – Томск: Водолей, 2001.

16. Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М.: ХХI век. – Согласие, 2000.

17. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магомедова. – М.: Академия, 2004. – 192 с. (Глава 6 «Направленческий анализ лирического стихотворения»)

18. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д.С. Мережковский // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 41-61.

19. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Соколов.– М., 1988.

20. Пушкина / В.М. Жирмунский // Поэтика русской поэзии. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – С. 162-281.

21. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. С.И. Тиминой. – СПб.; М., 2002.

22. Сарычев В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы. Эстетика. Творчество. Эволюция. – Липецк, 2000.

23. Слово и судьба. Осип Мандельштам. – М., 1990.

24. Тарановский К. О поэзии и поэтике (сост. М.Л. Гаспаров. – М.: Языки русской культуры, 2000.

25. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / А.Ханзен-Леве. – СПб.: Акад. проект, 1999. – 512 с. (Серия «Современная западная русистика»)

26. Холшевников В.Е. Стих начала ХХ века / В.Е. Холшевников // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1994. – С. 216-220.

27. Эткинд Е.Т. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – М.: Максимо, 1997.

Занятие № 7

Художественная система стихотворения А. Блока «Шаги Командора»

1. «Шаги Командора» в контексте цикла «Возмездия». Смысл заглавия.

2. Блоковская картина мира и образ ночи в «Шагах Командора»

3. Пространство и время в стихотворении

1. Система оппозиций (ночь/свет). Двоемирие.

2. Основные фонологические и лексико-семантические сферы, их образно-персонажный уровень:

а) сфера дон Жуана и донны Анны;

б) функция повторов;

в) семантика символов.

3. Явление Командора. Неотвратимость возмездия.

4. Интертекстуальность произведения.

Литература

1. Иванов Вяч. Вс. Структура стихотворения Блока «Шаги Командора» // Творчество А. Блока и русская культура ХХ века». – Тарту, 1975.

2. Магомедова Д.М. Комментируя Блока. – М.: РГГУ, 2002.

3. Минц З.Г. Поэтика А. Блока. – СПб.: «Искусство-СПБ», 1999.

4. Пьяных М.Ф. Трагический ХХ век в зеркале русской литературы. - СПб.: Изд. «Блиц», 2003.

5. Федоров Ф.П. Художественная система стихотворения «Шаги Командора»// Сюжетосложение в русской литературе. – Даугавпилс, 1980.

6. Эткинд Е.Г. «Шаги Командора». Опыт композиционной интерпретации// Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб.: Максима, 1997.

Занятие № 8

Христианский миф и русская история в поэме А. Блока «Двенадцать»

1. Мотивы и образы статьи А. Блока «Интеллигенция и революция», вошедшие в поэму «Двенадцать». Эволюция отношения поэта к Октябрьской революции от романтического ее восприятия (как несущей «возмездие» старому миру и дарующей ему очищение и преображение) до скептического восприятия современности (по дневникам 1917 – 1920 гг.).

2. Природные стихии как символы социальных явлений в поэме.

3. Принцип контраста как основной в художественном мире произведения (противоборство света и тьмы, космических бурь и земной участи маленького человека).

4. Образы противостоящих друг другу социальных сил:

а) сатирическое изображение представителей «старого мира»;

б) противоречивый образ красноармейцев и его развитие в поэме.

5. Роль «любовного треугольника» (Петрухи, Ваньки и Катьки) в сюжете поэмы.

6. Значение образа Иисуса Христа как «непризнанного духовного водителя «двенадцати», стремящегося направить стихию бунта по праведному пути».

7. Полифонизм произведения.

8. Стиль и стих поэмы.

9. Критические суждения о «Двенадцати».

Литература

1. Блок А. Интеллигенция и революция. О романтизме. Дневники 1917 – 1920 гг. // Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. – М.; Л., 1962. – Т. 6, 8.

2. Вильчек Л., Вильчек Вс. Эпиграф столетия: Поэма А. Блока «Двенадцать» // Знамя. – 1991.– № 11.

3. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. – Л., 1980.

4. Долгополов Л.К. Поэма А. Блока «Двенадцать». – Л., 1979. – Гл. 2, 3.

5. Иванова Е. Об эволюции Блока после Октября в поэме «Двенадцать» // Лит. в школе. – 1993. – № 3.

6. Клинг О.А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». – М., 2000.

Задачей данного урока является понять, чем разные ветви модернизма отличались друг от друга.
Основное содержание течения символизма - это попытка найти новые выражения языка, создание новой философии в литературе. Символисты считали напомнить, что мир не прост и понятен, а наполнен смыслом, глубину которого найти невозможно.
Акмеизм возник как способ стащить поэзию с небес символизма на землю. Преподаватель предлагает учащимся сравнить творчество символистов и акмеистов.
Основной темой следующего направления модернизма - футуризма - является желание разглядеть в современности будущее, обозначить разрыв между ними.
Все эти направления модернизма внесли в язык радикальные обновления, обозначали слом эпох, подчёркивали, что старая литература не может выразить дух современности.

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.

Урок: Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм

Модернизм – это единый художественный поток. Ветви же модернизма: символизм, акмеизм и футуризм - имели свои особенности.

Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.

Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя "чистые впечатления". Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и "невыразимой". Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.

Господствующим жанром символизма была "чистая" лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.

В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.

Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.

Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и "симфоний". Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете "трансцендентальной иронии". Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.

Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа_ предъявить соответствия.

Стихотворение (Бодлер, «Соответствия» в переводе к. Бальмонта) показывает пример традиционных смысловых связей, которые рождают символы.

Природа - строгий храм, где строй живых колонн

Порой чуть внятный звук украдкою уронит;

Лесами символов бредет, в их чащах тонет

Смущенный человек, их взглядом умилен.

Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,

Где все едино, свет и ночи темнота,

Благоухания и звуки и цвета

В ней сочетаются в гармонии согласной.

Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,

Как тело детское, высокий звук гобоя;

И есть торжественный, развратный аромат -

Слиянье ладана и амбры и бензоя:

В нем бесконечное доступно вдруг для нас,

В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!

Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.

Символизм избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства "просвечивают" логически невыражаемые "тайные" смыслы. Выдвигая чувственные элементы, символизм отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток которых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность.

Задача символистов - показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.

Лирика символизма нередко драматизируется или приобретает эпические черты, раскрывая строй "общезначимых" символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С. Соловьев, Д. С. Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (В. Иванов, А. Белый).

Немецкий символизм конца 19 – начала 20 вв. (С. Георге и его Группа, Р. Демель и другие поэты) являлся идеологическим рупором реакционного блока юнкерства и крупной промышленной буржуазии. В немецком символизме рельефно выступают агрессивные и тонизирующие стремления, попытки борьбы с собственным упадочничеством, желание отмежеваться от декадентства, импрессионизма. Сознание декаданса, конца культуры немецкий символизм пытается разрешить в трагическом жизнеутверждении, в своеобразной "героике" упадка. В борьбе с материализмом, прибегая к символике, мифу, немецкий символизм не приходит к резко выраженному метафизическому дуализму, сохраняет ницшеанскую "верность земле" (Ницше, Георге, Демель).

Новое модернистское течение, акмеизм , появилось в русской поэзии в 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. В переводе с греческого, слово «akme» означает высшую степень чего-либо, расцвет, зрелость. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.

Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов - форма и вечность, предметность.

В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».

Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность. Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.

Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.

Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборниках Ахматовой, вроде «Четок», преобладают любовно-религиозные переживания.

Стихотворение А. Ахматовой « Песня последней встречи»:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Акмеисты возвратили бытовые сцены.

Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.

В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.

Основные принципы акмеизма:

Отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;

Принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;

Возвращение слову первоначального значения;

Изображение человека с его истинными чувствами;

Поэтизация мира;

Включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.

Рис. 6. Умберто Боччони. Улица уходит в дом ()

Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.

Футуризм (в переводе означает будущее)– одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.

В России статья Маринетти была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского.

Футуристы также придумывали новые слова.

Вечер. Тени.

Сени. Лени.

Мы сидели, вечер пья.

В каждом глазе - бег оленя.

У футуристов происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность.

Бессмысленному на первый взгляд названию сборника футуристы придавали особое значение. Садок для них символизировал клетку, в которую загнаны поэты, а судьями они называли самих себя.

В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше.

В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Эгофутуризм можно буквально перевести как «я – будущее». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.

В 1912 г. футуристы объединились вокруг издательства «Петербургский Глашатай». В группу входили: Д. Крючков, И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.

В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов, захваченных динамизмом, уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематографов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни метрополитенов. У поэта, исполненного нового чувства мира - беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.

Футуристы были увлечены политикой.

Все эти направление радикально обновляют язык, ощущение того, что старая литература не может выразить дух современности.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002

3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

Таблицы и презентации

Литература в таблицах и схемах ().

И литературы

Пояснительная записка

На вводных уроках литературы в 11 классе учащиеся знакомятся с историко-литературной ситуацией рубежа XIX-XX веков. Основная цель данных уроков – показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние; дать представление о тенденциях русской литературы , познакомить с литературными течениями этого периода. Материал данной таблицы поможет учителю реализовать задачи урока. Для проверки знаний по материалам данной таблицы составлен тест, состоящий из 10 заданий. Ответы к вопросам выделены жирным шрифтом. В дополнение к уроку можно предложить одному из учеников составить презентацию о художниках, композиторах этого периода и их произведениях.

Поэтические течения конца XIX – начала XX веков

Направление, даты

Философские, исторические, литературные корни

Литературные объединения, журналы

Характеристика направления

Манифесты

Связь с другими видами искусства

Пролетарское

Поэзия декабристов, революционеров-демократов, поэты «Искры», поэзия Н. Некрасова

М. Горький

Г. Кржижановский

Д. Бедный (Придворов)

Поэтическое воплощение философии активного действия

Содержит страстное поэтическое осмысление русской революционной деятельности тех лет

Поэзия гражданского звучания

«партийная организация и партийная литература»; Плеханов «Искусство и общественная жизнь»

Луначарский «Письма о пролетарской литературе»

С. Иванов «на новые места», Касаткин «Раненый рабочий»; Ярошенко «Кочегар»

Касаткин «Рабочий боевик»; Иванов «Расстрел»; Серов «Солдат», «Браво, ребятушки»

Поэзия критического реализма

Знаниевцы

Новокрестьянские поэты

Акмеизм, 1911

Футуризм

Кубофутуризм

Эгофутуризм

Традиции русской поэтической классики: А. Фета, И. Никитина, А. Полонского, А. Кольцова

Традиции народного творчества, крестьянская поэзия XIX века

Французский классицизм XVIII века с его изысканностью вкуса

Итальянский футуризм

А. Лукьянов

А. Черемнов

С. Клычков

С. Есенин

Н. Орешин

Н. Гумилёв

А. Ахматова

О. Мандельштам

М. Кузмин

В. Маяковский

Д. Бурлюк

В. Хлебников

И Северянин

К. Олимпов

Кружок «Среда»,

Альманах «Знание»

«Цех поэтов» 1911; Бродячая собака» 1912; «Привал комедиантов» 1915

«Бродячая собака», «привал комедиантов»

«Гилея», сборник «Садок судей»

«Петербургский глашатай», 1912

Демократизм, гуманизм, следование традициям революционной поэзии. Они разделяют идеи социал-демократов

В пейзажной лирике вырастает образ России – нищей, голодной, но любимой, прекрасной

Пейзажная лирика уступает место философской

Вторгается стихия русского народного творчества. Предпринимаются попытки разгадать истоки и законы жизни нации

Лейтмотив – жизнь русской деревни, русских крестьян, родной природы

«Акме» - ясность, высшая пора. Устремлённость к вершинам искусства. Поиски выхода из кризиса символизма. Безоговорочное принятие мира. Изысканность стиля, богатство зрительных впечатлений, чёткость поэтических конструкций

Анархический характер общественных и эстетических программ. Русские футуристы провозгласили независимость формы от содержания, отказ от всех традиций, свободу слова

И. Бунин «недостатки современной поэзии»

Единой школы и поэтической программы не создали

Н. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизма»

«Пощёчина общественному вкусу», 1910

«Пролог эгофутуризма»

Куинджи «Ночь на Днепре», «Берёзовая роща», «Днепр ночью»

«Времена года»

Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»

Коровин «На миру»; Иванов «Бунт в деревне»; Репин «Крестный ход в курской губернии»

Союз русских художников: Рерих, Малявин, Грабарь, Коровин, Красавин

Журнал «Золотое руно»

Модернизм – общее обозначение русского искусства конца XIX - начала XX веков

Декаданс

Символизм

Философско-религиозный символизм

Младосимволизм

Независимые поэты

Новые идеи Ницше, французский символизм,

Греческая мифология

Философия В. Соловьёва

И. Анненский

В. Брюсов

Ф. Сологуб

К. Бальмонт

Д. Мережковский

З. Гиппиус

В. Иванов

Б. Пастернак

В Набоков

А. Скрябин

В. Ходасевич

«Весы», «Золотое руно», «Апполон»

Литературный салон З. Гиппиус

Журналы «Комедианты», «Центрифуга»

Представление о непознаваемости мира и закономерностей его развития. Интуитивное постижение мира, духовный опыт человека

Искусство как общественно-религиозное действо

Отражение внутреннего мира личности (любовь, одиночество, тоска)

Мережковский «О причинах упадка и новые течения современной русской литературы»; В. Брюсов «Русские символисты»

В. Иванов «Две стихии в современном символизме»

А. Белый «Символизм как миропонимание»

Стиль модерн, интерес к средневековью. Музыкальная стихия – первооснова жизни. Стремление к воплощению мимолётных впечатлений

Творчество Н. Рериха

М. Врубель

Тест на знание материала «Поэтические течения конца XIX - начала XX веков

1. Демократизм, гуманизм, следование традициям реалистической поэзии, разделение идей социал-демократов. Какому литературному течению характерны эти признаки?

А. Пролетарским поэтам

Б. Новокрестьянским поэтам

В. Знаниевцам

2.К какому литературному течению относится следующая группа писателей: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Бальмонт?

А. Акмеизм

Б. Символизм

В. Футуризм

3.какая из перечисленных характеристик относится к кубофутуризму?

А. Представление о познаваемости мира и закономерностях его развития. Интуитивное постижение мира.

Б. Анархический характер эстетических и общественных программ. Независимость формы от содержания.

В. Поэтическое воплощение философии активного действия.

4.Представители какого течения не имели единой школы и поэтической программы?

А. Новокрестьянские поэты

Б. Независимые поэты

В. Пролетарские поэты

5.Французский классицизм XVIII века с его изысканностью вкуса стал источником творчества поэтов:

А. Символистов

Б. Футуристов

В. Акмеистов

6.Какому литературному течению (направлению) соответствует созданный Союз русских художников, в которых вошли Рерих, Малявин, Грабарь, Коровин, Красавин и другие художники?

А. Акмеизм

Б. Символизм

В. Футуризм

7.Для какого из литературных течений (направлений) статья «партийная организация и партийная литература» стала манифестом?

А. Пролетарские поэты

Б. Младосимволисты

В. Новокрестьянские поэты

8.В творчестве каких поэтов прослеживается поэзия гражданского звучания?

А. Новокрестьянских

Б. Пролетарских

В. Символистов

9.Поэты какой группы относятся к поэтам-акмеистам?

А. Клюев, Есенин, Клычков

Б. Набоков, Скрябин, Ходасевич

В. Гумилёв, Ахматова, Мандельштам

10.К какому из литературных течений относится творчество И. Бунина?

А. Акмеисты

Б. Знаниевцы

3. Младосимволисты

Использованная литература

Таблица взята из лекционного материала с курсов повышения квалификации. Тест составлен автором по материалам данной таблицы.

Задачей данного урока является понять, чем разные ветви модернизма отличались друг от друга.
Основное содержание течения символизма - это попытка найти новые выражения языка, создание новой философии в литературе. Символисты считали напомнить, что мир не прост и понятен, а наполнен смыслом, глубину которого найти невозможно.
Акмеизм возник как способ стащить поэзию с небес символизма на землю. Преподаватель предлагает учащимся сравнить творчество символистов и акмеистов.
Основной темой следующего направления модернизма - футуризма - является желание разглядеть в современности будущее, обозначить разрыв между ними.
Все эти направления модернизма внесли в язык радикальные обновления, обозначали слом эпох, подчёркивали, что старая литература не может выразить дух современности.

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.

Урок: Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм

Модернизм – это единый художественный поток. Ветви же модернизма: символизм, акмеизм и футуризм - имели свои особенности.

Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.

Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя "чистые впечатления". Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и "невыразимой". Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.

Господствующим жанром символизма была "чистая" лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.

В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.

Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.

Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и "симфоний". Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете "трансцендентальной иронии". Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.

Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа_ предъявить соответствия.

Стихотворение (Бодлер, «Соответствия» в переводе к. Бальмонта) показывает пример традиционных смысловых связей, которые рождают символы.

Природа - строгий храм, где строй живых колонн

Порой чуть внятный звук украдкою уронит;

Лесами символов бредет, в их чащах тонет

Смущенный человек, их взглядом умилен.

Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,

Где все едино, свет и ночи темнота,

Благоухания и звуки и цвета

В ней сочетаются в гармонии согласной.

Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,

Как тело детское, высокий звук гобоя;

И есть торжественный, развратный аромат -

Слиянье ладана и амбры и бензоя:

В нем бесконечное доступно вдруг для нас,

В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!

Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.

Символизм избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства "просвечивают" логически невыражаемые "тайные" смыслы. Выдвигая чувственные элементы, символизм отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток которых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность.

Задача символистов - показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.

Лирика символизма нередко драматизируется или приобретает эпические черты, раскрывая строй "общезначимых" символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С. Соловьев, Д. С. Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (В. Иванов, А. Белый).

Немецкий символизм конца 19 – начала 20 вв. (С. Георге и его Группа, Р. Демель и другие поэты) являлся идеологическим рупором реакционного блока юнкерства и крупной промышленной буржуазии. В немецком символизме рельефно выступают агрессивные и тонизирующие стремления, попытки борьбы с собственным упадочничеством, желание отмежеваться от декадентства, импрессионизма. Сознание декаданса, конца культуры немецкий символизм пытается разрешить в трагическом жизнеутверждении, в своеобразной "героике" упадка. В борьбе с материализмом, прибегая к символике, мифу, немецкий символизм не приходит к резко выраженному метафизическому дуализму, сохраняет ницшеанскую "верность земле" (Ницше, Георге, Демель).

Новое модернистское течение, акмеизм , появилось в русской поэзии в 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. В переводе с греческого, слово «akme» означает высшую степень чего-либо, расцвет, зрелость. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.

Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов - форма и вечность, предметность.

В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».

Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность. Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.

Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.

Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборниках Ахматовой, вроде «Четок», преобладают любовно-религиозные переживания.

Стихотворение А. Ахматовой « Песня последней встречи»:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Акмеисты возвратили бытовые сцены.

Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.

В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.

Основные принципы акмеизма:

Отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;

Принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;

Возвращение слову первоначального значения;

Изображение человека с его истинными чувствами;

Поэтизация мира;

Включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.

Рис. 6. Умберто Боччони. Улица уходит в дом ()

Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.

Футуризм (в переводе означает будущее)– одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.

В России статья Маринетти была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского.

Футуристы также придумывали новые слова.

Вечер. Тени.

Сени. Лени.

Мы сидели, вечер пья.

В каждом глазе - бег оленя.

У футуристов происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность.

Бессмысленному на первый взгляд названию сборника футуристы придавали особое значение. Садок для них символизировал клетку, в которую загнаны поэты, а судьями они называли самих себя.

В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше.

В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Эгофутуризм можно буквально перевести как «я – будущее». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.

В 1912 г. футуристы объединились вокруг издательства «Петербургский Глашатай». В группу входили: Д. Крючков, И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.

В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов, захваченных динамизмом, уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематографов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни метрополитенов. У поэта, исполненного нового чувства мира - беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.

Футуристы были увлечены политикой.

Все эти направление радикально обновляют язык, ощущение того, что старая литература не может выразить дух современности.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002

3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

Таблицы и презентации

Литература в таблицах и схемах ().