Практическая работа "общество как система". Взаимосвязь общества с природой

Практическая работа
Практическая работа "общество как система". Взаимосвязь общества с природой

Вернемся к определению понятия «общество». Из него следует, что совокупность индивидов можно считать обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи. Здесь подчеркнем слово «устойчивые». Представьте ситуацию: вы находитесь в переполненном автобусе, кто-то спрашивает у вас, когда будет нужная остановка, кто-то просит передать водителю деньги за билет. Возникающие в этих случаях контакты случайны, эпизодичны. Их не относят к общественным отношениям. Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. Через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения, относительно устойчивые, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей, и называются общественными. При этом имеются в виду отношения не только между индивидами, но и между социальными группами, которые складываются в обществе. Безличный характер многих общественных отношений очень затруднял их выявление. Не сразу можно было установить, что отношения, к примеру, главы семьи и остальных ее членов в традиционном обществе строятся по определенному «алгоритму» независимо от личных качеств всех тех, кто проживал под одной крышей. Не сразу были выявлены и устойчивые характеристики этих связей: солидарности и соперничества, руководства и подчинения и т. п. Вступая в сложную и разветвленную систему общественных отношений, люди оказываются в ситуации взаимозависимостей. Если человеку кажется, что он ни от кого не зависит, то он заблуждается. Ведь быть независимым в данном контексте -- это значит удовлетворять свои потребности самому, без посредничества и помощи других людей. Разве это возможно? Это означало бы, что, к примеру, заботясь о куске хлеба, вы должны самостоятельно вырастить зерно, смолоть его, испечь батон. Даже Робинзон Крузо не был абсолютно независим на своем острове, поскольку для своего выживания он использовал множество предметов, спасенных с затонувшего корабля, т. е. созданных другими людьми.

На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между событиями, явлениями или внутренними состояниями объектов называется законом или объективной закономерностью. Можно ли считать общественные отношения проявлениями такой связи, ведь ряд их характеристик совпадает с понятием «объективная закономерность»? С началом научного изучения общества утвердительный ответ на этот вопрос казался очевидным. Ведь общество ряд исследователей уподобляли живому организму. Следовательно, в нем должны иметь место столь же жесткие, независимые от воли людей связи. Предполагалось, что выявление таких закономерностей и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие общества, четко определить будущие последствия совершаемых сегодня действий. Но такой подход упрощал многомерную картину жизни общества, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую деятельности людей, которая оказывает большое влияние на ход и результаты общественного развития. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные процессы общественной жизни; больше внимания стало уделяться специфике социальных явлений, учету роли духовных факторов (интересов, настроений, ценностных установок людей) в развитии общества. Основные понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития. Термины: законы, тенденции.

Проверьте себя

1) Каковы основные значения понятия «общество»? Как определяется общество в наиболее широком значении этого слова? 2) В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»? 3) Каковы основные уровни рассмотрения общества? 4) Как менялись представления людей о взаимосвязи общества и природы? Чем были вызваны эти изменения? 5) Покажите многозначность понятия «культура». 6) Какова роль культуры в жизни общества? 7) Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную. 8) Какие отношения философы считают общественными? 9) Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведенных ниже высказываний? * Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков. * Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые. * Некоторые исследователи рассматривают возникновение общества как прямое продолжение эволюционных процессов в природе. 2. Что из перечисленного ниже следует, на ваш взгляд, отнести к социальным явлениям? Наблюдаемое человеком солнечное затмение, возделанная фермером пашня, уничтожение тайфуном прибрежных поселений, кулинарная обработка пищи перед ее употреблением. 3. Попытайтесь посмотреть на промышленный переворот, произошедший в ряде стран в XIX в., с конкретно-исторических, историко-типологических и социально-философских позиций. Какие стороны этого явления представляли бы интерес на каждом из указанных уровней рассмотрения общества? 4. Американские культурологи привели воображаемый диалог между двумя людьми, которые по-разному понимают культуру. Антрополог. Обыкновенный котелок для антрополога такой же продукт культуры, как соната Бетховена. Бизнесмен.

Для меня и моей жены культурный человек лишь тот, кто может говорить о Дебюсси, Пикассо. Кто из собеседников, на ваш взгляд, более точно использует понятие «культура»? 5. Древние охотники убили мамонта и начали распределять между собой добычу. Проявились ли в этой ситуации общественные отношения? Свой вывод обоснуйте. 6. «Люди, т. е. человеческая психика, потребности, надежды, страхи, ожидания, мотивы и стремления отдельных человеческих индивидуумов, если они вообще что-то значат, не столько творят свою социальную жизнь, сколько являются ее продуктом... Даже те институты, которые возникают как результат сознательных и преднамеренных человеческих действий, оказываются, как правило, непрямыми, непреднамеренными и часто нежелательными побочными следствиями таких действий», -- писал английский философ и социолог К. Поппер. Раскройте это высказывание, конкретизируйте его.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывки из работ отечественного философа С. Л. Франка (первый текст) и французского философа А. Моля (второй текст).

«Техника... сама по себе не есть культура»

Культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. В сознании человечества живет ряд вечных идеалов -- истина, добро, красота, святыня, подвигающих его на творчество научное, художественное, моральное и религиозное... То, что обычно зовется материальной культурой, имеет значение только подготовительное, служебное по отношению к истинной культуре. Кёльнский собор, Акрополь, «Сикстинская мадонна», Шекспир, Пушкин и вообще все искусство есть сама культура. Но железные дороги, телеграфы и телефоны, вообще вся техника, будучи порождением научной культуры и содействуя развитию культуры, сама по себе не есть культура. Подобно истинной, духовной культуре, она есть также продукт усилий, труда, сознательной воли человечества... Не будучи культурой в истинном смысле, она, однако, отмечена ее печатью; эта ее символическая и реальная близость к культуре духовной, равно как и услуги, оказываемые ею развитию последней, распространяет на нее психологически то уважение, которое мы питаем к цивилизации и просвещению. Но от этого далеко до смешения одного с другим; напротив, в интересах культуры духовной чрезвычайно важно не упускать из виду чисто утилитарного, вспомогательного значения так называемой «материальной культуры».

Культура как духовное оснащение личности

Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. След, оставляемый этим искусственным отражением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем культурой. «Культура» -- термин исключительно многозначный. Разные авторы понимают его по-разному, и насчитывается свыше 250 его определений. Кроме того, это слово получает разное содержание в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества... Мы исходим из позиций, которые вполне согласуются с определением Альберта Швейцера: «Культура -- это итог достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу...» Человек усваивает культуру из социального окружения, которое отчасти воспитывает ее в нем, отчасти же его ею пропитывает. Последнее -- дело средств массовой коммуникации. Вопросы и задания: 1) Что понимает Франк под культурой? 2) Как философ относится к тому, что называют «материальной культурой»? Разделяете ли вы такое отношение? 3) Как трактуется культура Молем? 4) Соотнесите позиции Франка и Моля в вопросе о сущности культуры. Что вы видите общего и каковы различия?

Как известно, человеческий организм не может функционировать отдельно от природы. Человек есть часть биосферы, ее компонент, ее микроорганизм. Развитие человеческого общества в историческом контексте необходимо рассматривать в системе его взаимодействия с природой. При этом успехи научно-технического прогресса в данном случае далеко не всегда использовались человеком во благо. Как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой, можно проследить в рамках основных этапов социально-исторического развития.

Первобытный этап развития

Это период наибольшей зависимости человека от природы. Собственно, на данном этапе развития индивид не отделял себя от нее. Кроме того, все природные объекты и явления наделялись им душой (анимизм), а некоторые и вовсе становились объектом религиозного поклонения, приобретая в глазах человека божественные свойства. Благодаря одушевлению природы человек условно получал возможность общаться с животными и растениями на особом уровне нематериального характера. Правда, этой возможностью наделялись только шаманы, однако считалось, что в отдельных случаях обычный человек также может говорить с духами.

Антропологизирование природы было своеобразной попыткой человека понять ее. Формируя представление об окружающем мире по собственному образу и подобию, человек одновременно демонстрировал глубокое уважение и трепет. Тем не менее с развитием примитивных орудий труда, а также с «приручением» огня человек начинает активнее вмешиваться в природную систему. Также, говоря о том, как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой, следует отметить значительную роль в данном процессе охоты. Успешная охота делала человека менее зависимым от окружающей среды, добавляя ему уверенности в себе и собственных силах.

Переход к производящему этапу

Не только развитие орудий труда, но и материальные, духовные, а также когнитивные предпосылки развития общества способствовали переходу от присваивающего типа хозяйства к производящему. Таким образом, происходит выделение индивида из биологического мира. Одновременно усиливается воздействие человеческого общества на природу, увеличиваются объемы потребляемых Человек уже не ограничивается охотой и собирательством, он осваивает новый вид деятельности - земледелие. С точки зрения В. И. Вернадского появление земледелия стало переломным моментом в истории развития человеческого общества. Также открытие данного типа хозяйства, того, что связывает человека с природой, принято называть «неолитической революцией», так как эти события совпали с началом неолита.

Связь человека с природой в Новое время

К данному периоду отношение человеческого общества к природе претерпевает существенные изменения. Божественная сущность сменяется сущностью утилитарного характера. Природа становится объектом практического освоения и источником научного познания. Среди идеологов нового отношения к окружающему растительному и животному миру - Ф. Бэкон. Одним из первых он выступает за освоение природы опытным путем.

Современный (антропогенный) этап развития

Итак, мы увидели, как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой в историческом контексте. Что же можно сказать про наше время? Бесспорно, современные технологии достигли небывалого уровня развития, что значительно расширило возможности для эксплуатации природных ресурсов. Связь человека с природой на антропогенном этапе отличается следующими особенностями:

Происходит усиление давления человека на природу в экстенсивном (расширение площади воздействия) и интенсивном (расширение сфер воздействия) плане;

Целенаправленные действия человека по изменению растительного и животного мира;

Нарушение в связи с увеличением нагрузки на природу со стороны человеческого общества экосистема не успевает восстановиться в необходимом объеме;

Нарастание угрозы побочных негативных эффектов воздействия человеческого общества на природу.

Проблема восстановления природных ресурсов

Отдельную проблему представляет ситуация с К таковым относятся растительный и животный мир, а также плодородные почвы - возобновляемые ресурсы; полезные ископаемые - невозобновляемые ресурсы. В первом случае скорость употребления ресурсов примерно сопоставима со скоростью их восстановления, во втором же случае восстановление невозможно. И хотя процессы формирования горных пород, а также рудообразования происходят непрерывно, скорость их значительно отстает от скорости добычи данных ископаемых.

Однако и с неисчерпаемыми ресурсами (воздух, солнечная энергия, энергия ветра, морских волн и др.) на современном этапе взаимодействия человека и природы также есть свои сложности.

Рассматривая вопрос о том, как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой, следует отметить, что влияние на экологию достигло таких размеров, что атмосфера и гидросфера стали меняться по своему физическому состоянию и химическому составу. Данные изменения значительно снижают ценность воздушно-водных ресурсов. Для решения этой проблемы необходимы серьезные затраты на восстановительные процессы.

Таким образом, взятая за основу мичуринская идея «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача» дорого обходится современному обществу. Взаимодействие человека с природой к настоящему времени не просто заходит в тупик, а грозит глобальной экологической катастрофой.

Практическая работа № 2

Общество как система

Осознание общества как особой и необходимой человеку среды его обитания пришло к людям не сразу. Более отчетливо осознавалось присутствие государства, семьи. Древнегреческие мыслители отождествляли государство и общество. Присущие политике отношения «господство - подчинение» переносились и на общество. Прошли столетия, прежде чем общественное состояние стало рассматриваться как качественно иное в сравнении с природным (естественным). Постепенно формировалось представление о гражданском обществе, основанном на неполитических отношениях. Труд, трудовые взаимодействия стали рассматриваться как его важная составная часть. В XIX в. впервые были предприняты попытки подойти к анализу общества как целого во всех его измерениях.

Философия и наука прошли большой путь в постижении общества. Однако проблемы здесь остаются и сегодня. Одна из них - соотношение «заданного» и «произвольного» в общественном развитии, а говоря научным языком, - соотношение объективных закономерностей и деятельности людей, направляемой осознанными целями.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ОБЩЕСТВО ОТ СОЦИУМА

Зададимся вопросом: что такое общество? На первый взгляд ответить на него не сложно. Это слово давно и прочно вошло и в повседневную речь, и в научный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Вот один ряд устойчивых словосочетаний: «общество садоводов-любителей», «общество филателистов», «педагогическое общество». Здесь под обществом понимается группа людей, объединившихся для совместной деятельности, общения, взаимопомощи и поддержки друг друга. Когда мы говорим «западноевропейское общество», «российское общество», мы подразумеваем определенные страны или целые сообщества государств. Это более высокий уровень абстракции, хотя сами страны, о которых идет речь, вполне реальны. На новую ступень обобщения мы поднимаемся, используя понятия «архаическое общество», «феодальное общество», «индустриальное общество». В данном случае имеются в виду определенные исторические типы обществ. Предельным обобщением в этом ряду станет понятие общества как такового, без отнесения его к какой-либо конкретной форме организации.

Под обществом в самом широком смысле слова философы понимают совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. Иными словами, всесторонняя зависимость людей друг от друга и образует общество как их особую форму жизнедеятельности.

Понятие «социум» многие исследователи рассматривают как синоним понятия «общество». Однако есть и другая точка зрения. Согласно ей, под социумом понимается социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы. В этом значении социальное представляет собой одну из подсистем мира в целом. Природное и социальное - это не только две среды обитания человека, но и, как уже мы выяснили ранее, две сущности, присущие ему самому. Каждый отдельный человек социален, но считать его обществом бессмысленно. Как остроумно заметил один отечественный философ, выявить социальное - значит понять, что отличает Робинзона и Пятницу от прирученной ими козы. При такой трактовке социального общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.

УРОВНИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ОБЩЕСТВА

Рассматривая разные подходы к определению понятия общества, мы уже выделили несколько уровней обобщения. Рассмотрим их более обстоятельно.
На уроках истории вы изучили множество конкретных обществ с присущими им особенностями экономической, политической, духовной жизни, своеобразием социальной структуры. Перед вами прошла история народов и стран древности, Средневековья, Новой и Новейшей эпох. Конечно, и здесь наряду с описанием единичных фактов (политических событий, битв, дат правления монархов и т. п.) присутствовали обобщающие понятия и суждения (уже сама группировка событий по сферам жизни общества говорит о том, что мы используем понятие «общественная сфера») - без них невозможно нарисовать целостную картину событий, привести разрозненные факты в какую-то систему. Однако еще раз подчеркнем: на этом уровне мы имеем дело с конкретными событиями, народами и государствами. Этот уровень рассмотрения общества можно назвать конкретно-историческим.

В курсе истории, а также на уроках обществознания в основной школе вы встречались и с понятиями «восточная цивилизация», «западная цивилизация», «феодализм», «традиционное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество». В них фиксировались уже не единичные, а особенные, присущие широкому классу явлений и процессов черты. Это обобщение более высокого уровня, связанное с типологией обществ. Данный уровень исследователи называют историко-типологическим.
И наконец, рассмотрение общества как такового, выделение и анализ его всеобщих свойств подводит нас к третьему уровню - социально-философскому. Конечно, общества вообще не существует, это абстракция. Каждое реальное общество имеет свой путь исторического развития, свои уникальные, неповторимые черты. И все же абстракции столь высокого уровня полезны. Они дают возможность увидеть схожее, повторяющееся, устойчивое в общественном развитии, позволяют соотнести между собой внешне очень далекие друг от друга явления.

В нашем курсе представлены все три указанных уровня рассмотрения общества. При этом конкретно-исторический уровень не ограничен обращением к отдельным примерам из прошлого, иллюстрирующим общие положения. Важное место в курсе отведено анализу современного российского общества - общества, в котором мы живем.

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Понятие «природа», как и понятие «общество», имеет несколько значений. В наиболее общем смысле природа трактуется как совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни людей (не случайно долгое время научное знание подразделялось на «науки о природе» и «науки о духе»). С этой точки зрения материальная сторона жизни общества также является частью природы и во многом развивается по общим с ней законам. Отсюда - попытки мыслителей XIX в. проводить при изучении общества прямые аналогии с живой природой: общество подобно живому организму, каждая часть которого (его институт) выполняет определенную функцию, в обществе, как и в природе, идет борьба за существование, в которой выживает сильнейший, и т. п. Но со временем под природой в обществознании стали понимать естественную среду окружения человека , существующую наряду с социальной средой. При таком толковании и общество, и природа являются двумя относительно самостоятельными «жизненными мирами», в которых существует человек. Обособленность общества выражается, в частности, в том, что в нем действуют закономерности, не присущие развитию природы (например, закон ускорения общественного развития).
Долгое время природная и социальная среды в сознании человека были нераздельны. Социальные отношения понимались людьми как естественные условия их существования. Сложившиеся обычаи воспринимались как непреложная данность, проявление естественного порядка вещей. В эпоху Средневековья происходит разграничение социального (деятельность людей, направляемая их сознанием и волей), природного (естественная необходимость) и Божественного (предопределение свыше). Эти миры располагались в строгой иерархии: на вершине - мир Божественного, за ним - социального и, наконец, «косная природа».

В Новое время с началом индустриализации утверждается потребительское отношение людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человека.

Социальная среда и сегодня воспринимается человеком как более значимая. Однако постепенно преодолевается упрощенно технократический подход к природе и ее роли в развитии общества. Природа предстает сложной и разнообразной, требующей от человека приспособления к ее ритмам, бережного к ней отношения. На первый план выходит неразрывная связь природы и общества, которая сохраняется и в условиях постиндустриального общества.

«ВТОРАЯ ПРИРОДА»

И все-таки человек и сегодня остается преобразователем существующего мира, создателем, творцом нового. Этот созданный мир, получивший название «культура», по своему влиянию на жизнь людей не уступает воздействию природных факторов, именно поэтому культуру еще называют «второй природой». Понимание культуры как совокупности всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого , раскрывает это понятие в наиболее широком значении и наиболее полно соответствует первоначальному смыслу слова «культура».

Есть и более узкие значения этого понятия. В частности, под культурой нередко понимают достижения человечества в духовной сфере жизни общества: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека. Культурным считается человек образованный, воспитанный, обладающий хорошими манерами и вкусом, владеющий литературным языком, интересующийся произведениями искусства.

Вернемся к широкому значению понятия «культура». Что мы отнесем к созданному, «возделанному» человеком? Это и построенные здания, и технические приспособления, и написанные книги, и засеянные поля, и общепринятые нормы человеческого общежития, и сочиненные песни и многое, многое другое. Все это плоды деятельности людей, связанных сложной системой отношений. Таким образом, культура не может создаваться и существовать вне общества. В то же время и общество невозможно вне культуры. Без нее мы бы не были людьми, а оставались лишь сообществом особей определенного вида. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, традиций), меняются под воздействием культурных ценностей (вспомним «воспитательный» смысл понятия культуры), накапливают и передают другим поколениям достижения культуры (благодаря этому возможна преемственность в общественном развитии), создают ее новые формы (в этом выражается общественный прогресс).
Даже естественные стороны нашей жизни преображаются под влиянием культуры. Например, потребность в пище мы удовлетворяем именно теми способами, которые приняты в современном обществе: в большинстве случаев мы покупаем продукты в магазине (кто-то использует возможности личного хозяйства), обрабатываем (если это не готовый продукт) их на плите, подаем приготовленное блюдо на тарелках и едим его, используя специальные приборы.

Культура характеризуется историчностью и огромным многообразием. Для более глубокого изучения мира культуры исследователи выделяют ее типы, формы, компоненты и создают различные классификации.

Общепринятым является деление культуры на материальную (предметы быта, средства связи, приборы и оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.). Это деление достаточно условно. Понятно, что за каждой материальной вещью стоят определенные формы организации труда, замысел создателей, подчас сложные расчеты, т. е. явления, относящиеся к духовной культуре. В то же время плоды духовной культуры чаще всего овеществляются: художественные образы оживают на страницах книги или на живописном полотне, религиозная идея воплощается в строительстве храма.

Народы, населявшие нашу планету в прошлом и живущие сегодня, отличались и отличаются друг от друга прежде всего самобытной культурой. И это относится не только к языковым различиям, религиозным взглядам или художественному творчеству. Своеобразие проявляется в традициях и обрядах, семейном укладе и отношении к детям, манере общения и предпочтениях в еде и во многом другом. При этом понять отдельные элементы культуры общества можно только в рамках всей его культуры. Один американский социолог приводит следующий пример: люди западных стран отличаются особо трепетным отношением к гигиене полости рта. На взгляд представителя другой культуры ритуал регулярной, тщательной чистки зубов выглядит не менее странно, чем обычай, встречающийся у некоторых племен, выбивать у себя передние зубы для красоты или с той же целью выпячивать губы с помощью особых пластин.
Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи общие черты или формы. Их назвали культурными универсалиями. К ним, в частности, относится наличие языка с определенным грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы. Во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях. Почти у всех народов существует запрет на инцест - сексуальные отношения с близкими родственниками. Но даже эти немногочисленные универсалии по-своему преломляются в культуре разных обществ. Так, большинство из них отвергает многоженство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма.

О культурном своеобразии различных типов обществ, о многих культурах внутри национальной культуры вы узнаете из последующих параграфов учебника.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вернемся к определению понятия «общество». Из него следует, что совокупность индивидов можно считать обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи. Здесь подчеркнем слово «устойчивые». Представьте ситуацию: вы находитесь в переполненном автобусе, кто-то спрашивает у вас, когда будет нужная остановка, кто-то просит передать водителю деньги за билет. Возникающие в этих случаях контакты случайны, эпизодичны. Их не относят к общественным отношениям.

Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. Через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения, относительно устойчивые, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей, и называются общественными. При этом имеются в виду отношения не только между индивидами, но и между социальными группами, которые складываются в обществе.

Безличный характер многих общественных отношений очень затруднял их выявление. Не сразу можно было установить, что отношения, к примеру, главы семьи и остальных ее членов в традиционном обществе строятся по определенному «алгоритму» независимо от личных качеств всех тех, кто проживал под одной крышей. Не сразу были выявлены и устойчивые характеристики этих связей: солидарности и соперничества, руководства и подчинения и т. п.

Вступая в сложную и разветвленную систему общественных отношений, люди оказываются в ситуации взаимозависимостей. Если человеку кажется, что он ни от кого не зависит, то он заблуждается. Ведь быть независимым в данном контексте - это значит удовлетворять свои потребности самому, без посредничества и помощи других людей. Разве это возможно? Это означало бы, что, к примеру, заботясь о куске хлеба, вы должны самостоятельно вырастить зерно, смолоть его, испечь батон. Даже Робинзон Крузо не был абсолютно независим на своем острове, поскольку для своего выживания он использовал множество предметов, спасенных с затонувшего корабля, т. е. созданных другими людьми.

На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между событиями, явлениями или внутренними состояниями объектов называется законом или объективной закономерностью. Можно ли считать общественные отношения проявлениями такой связи, ведь ряд их характеристик совпадает с понятием «объективная закономерность»?

С началом научного изучения общества утвердительный ответ на этот вопрос казался очевидным. Ведь общество ряд исследователей уподобляли живому организму. Следовательно, в нем должны иметь место столь же жесткие, независимые от воли людей связи. Предполагалось, что выявление таких закономерностей и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие общества, четко определить будущие последствия совершаемых сегодня действий.

Но такой подход упрощал многомерную картину жизни общества, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую деятельности людей, которая оказывает большое влияние на ход и результаты общественного развития. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные процессы общественной жизни; больше внимания стало уделяться специфике социальных явлений, учету роли духовных факторов (интересов, настроений, ценностных установок людей) в развитии общества.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1) Каковы основные значения понятия «общество»? Как определяется общество в наиболее широком значении этого слова?

2) В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»?

3) Каковы основные уровни рассмотрения общества?

4) Как менялись представления людей о взаимосвязи общества и природы? Чем были вызваны эти изменения?

5) Покажите многозначность понятия «культура».

6) Какова роль культуры в жизни общества?

7) Составьте схему «Типология обществ», используя материалы учебника (А. Г. Важенин)

8) Какие отношения философы считают общественными?

9) Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?

10) В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведенных ниже высказываний?

Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков.

Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые.

Некоторые исследователи рассматривают возникновение общества как прямое продолжение эволюционных процессов в природе.

Природа в широком смысле - весь материальный мир в многообразии его форм.

Природа в узком смысле - совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессов, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей - «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Природа, географические и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития народов, народностей, наций. В то же время сама природа испытывает на себе силу общества: человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно упорядочивает ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как человек создавал примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни из природных ресурсов. Однако полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда воздействие общества на природу становилось все сильнее. Однако человек не может обойтись без природы, потому что технические средства, облегчающие ему существование, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало активно вторгаться в природную среду, то улучшая ее, а то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества. Например, снижается качество здоровья больших масс людей из-за неблагоприятной экологической ситуации и т. д. При всей своей взаимозависимости общество и природа сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этом и заключается основа единства мира.

На протяжении истории менялось отношение человека к природе.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА О ПРИРОДЕ

Исторический период Сущность представлений о природе
Античность Человек - одна из составных частей природы. Идеал - жизнь в согласии с природой.
Средневековье Окружающая человека природа - нечто более низкое, чем человек, поскольку только он наделен божественным началом - душой. Природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борьба божественного начала, души, с греховным телом.
Возрождение Природа - источник радости, наслаждения.
Становление промышленного капитализма Природа - объект интенсивной преобразовательной деятельности; кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета.
Современность Природа - уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Необходимы партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.

Как и общество, природа также характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся система .

Признаки природы как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся системы:

· наличие подсистем природы и отдельных элементов (различные семейства животного и растительного мира);

· постоянное видоизменение;

· наличие своих объективных законов (естественные законы природы, которые существуют уже не один миллион лет);

· непредсказуемость, нелинейность развития;

· возможность влиять на общество, замедлять или ускорять его развитие.

1. Назовите черты, отличающие общество от природы. Укажите все правильные ответы:

2. (1-6).Прочитайте текст и выполните задания 1–6.

В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шел через его чувства и через шелест леса. Его образ жизни, его развитие, его одеж­да как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом. Еще Гете замечал, что человек, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легкомысленных березок.

По мере роста населения и необходимости производить всё больше и больше пищи отношение к природе начинает меняться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тыся­челетий ведется всё более усиливающееся масштабное, теперь планетарное наступление на природу.

Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы - изгна­ние из нее всех таинственных, необъяснимых факторов.

Насилие над природой, её разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существо­ванию человека. Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700–800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазован­ность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются <…>.

Человеку пора срочно менять свое отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых, в принципе, легко обойтись.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавь­те каждый из них.

2) Как природа воздействует на человека и общество? Используя содержание текста, укажите два проявления.

3) Как в тексте характеризуется современное состояние отношений общества и природы? Приведите две характеристики.

4) Как вы понимаете связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы? С опорой на знания обществоведческого курса и содержание текста дайте три объяснения.

5) Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Проявления какой глобальной проблемы приведены в тексте? Найдите в тексте предложение, подтверждающее глобальный характер этой проблемы.

Могут быть даны следующие объяснения:

1. План текста:

1. Влияние природы на душу человека.

2. Причины изменения отношения человека к природе.

3. Возникновение угрозы существованию человечества.

4. Необходимость изменения потребительского отношения к природе со стороны человека.

2. Два проявления воздействия природы на человека и общество:

1. Образ окружающей человека природы формировал его душу.

2. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом.

3. Характеристики современного состояния отношения общества и природы:

1. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тыся­челетий ведется всё более усиливающееся масштабное, теперь планетарное наступление на природу.

2. Насилие над природой, её разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существо­ванию человека.

1. Я понимаю связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы так, что человечество пыталось понять объективные законы природы для того, чтобы научиться повелевать природой.

2. Объяснения этой связи:

1. По мере роста населения было необходимо производить всё больше и больше пищи.

2. По мере роста населения было необходимо добывать всё больше и больше ресурсов.

3. По мере роста населения и увеличения их потребностей было необходимо открывать новые источники энергии.

1. Экологическая проблема.

2. Предложение, подтверждающее глобальный характер этой проблемы: «Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700–800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазован­ность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются».

6. Может быть дан следующий вариант ответа:

1. Автор текста серьезно обеспокоен положением дел на современном этапе взаимодействия общества и природы. Он считает, что насилие над природой, её разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существо­ванию человека.

2. Да, я разделяю это отношение.

3. Вспомнить, что делается в моем городе для борьбы с экологической угрозой.


Похожая информация.


Вернемся к определению понятия «общество». Из него следует, что совокупность индивидов можно считать обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи. Здесь подчеркнем слово «устойчивые». Представьте ситуацию: вы находитесь в переполненном автобусе, кто-то спрашивает у вас, когда будет нужная остановка, кто-то просит передать водителю деньги за билет. Возникающие в этих случаях контакты случайны, эпизодичны. Их не относят к общественным отношениям. Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. Через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения, относительно устойчивые, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей, и называются общественными. При этом имеются в виду отношения не только между индивидами, но и между социальными группами, которые складываются в обществе. Безличный характер многих общественных отношений очень затруднял их выявление. Не сразу можно было установить, что отношения, к примеру, главы семьи и остальных ее членов в традиционном обществе строятся по определенному «алгоритму» независимо от личных качеств всех тех, кто проживал под одной крышей. Не сразу были выявлены и устойчивые характеристики этих связей: солидарности и соперничества, руководства и подчинения и т. п. Вступая в сложную и разветвленную систему общественных отношений, люди оказываются в ситуации взаимозависимостей. Если человеку кажется, что он ни от кого не зависит, то он заблуждается. Ведь быть независимым в данном контексте - это значит удовлетворять свои потребности самому, без посредничества и помощи других людей. Разве это возможно? Это означало бы, что, к примеру, заботясь о куске хлеба, вы должны самостоятельно вырастить зерно, смолоть его, испечь батон. Даже Робинзон Крузо не был абсолютно независим на своем острове, поскольку для своего выживания он использовал множество предметов, спасенных с затонувшего корабля, т. е. созданных другими людьми. На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между событиями, явлениями или внутренними состояниями объектов называется законом или объективной закономерностью. Можно ли считать общественные отношения проявлениями такой связи, ведь ряд их характеристик совпадает с понятием «объективная закономерность»? С началом научного изучения общества утвердительный ответ на этот вопрос казался очевидным. Ведь общество ряд исследователей уподобляли живому организму. Следовательно, в нем должны иметь место столь же жесткие, независимые от воли людей связи. Предполагалось, что выявление таких закономерностей и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие общества, четко определить будущие последствия совершаемых сегодня действий. Но такой подход упрощал многомерную картину жизни общества, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую деятельности людей, которая оказывает большое влияние на ход и результаты общественного развития. В XX в. стало формироваться представление озаконах-тенденциях, отражающих некоторые объективные процессы общественной жизни; больше внимания стало уделяться специфике социальных явлений, учету роли духовных факторов (интересов, настроений, ценностных установок людей) в развитии общества. Основные понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития. Термины: законы, тенденции.

Проверьте себя

1) Каковы основные значения понятия «общество»? Как определяется общество в наиболее широком значении этого слова? 2) В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»? 3) Каковы основные уровни рассмотрения общества? 4) Как менялись представления людей о взаимосвязи общества и природы? Чем были вызваны эти изменения? 5) Покажите многозначность понятия «культура». 6) Какова роль культуры в жизни общества? 7) Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную. 8) Какие отношения философы считают общественными? 9) Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?

1. В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведенных ниже высказываний? Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков. Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые. Некоторые исследователи рассматривают возникновение общества как прямое продолжение эволюционных процессов в природе. 2. Что из перечисленного ниже следует, на ваш взгляд, отнести к социальным явлениям? Наблюдаемое человеком солнечное затмение, возделанная фермером пашня, уничтожение тайфуном прибрежных поселений, кулинарная обработка пищи перед ее употреблением. 3. Попытайтесь посмотреть на промышленный переворот, произошедший в ряде стран в XIX в., с конкретно-исторических, историко-типологических и социально-философских позиций. Какие стороны этого явления представляли бы интерес на каждом из указанных уровней рассмотрения общества? 4. Американские культурологи привели воображаемый диалог между двумя людьми, которые по-разному понимают культуру. Антрополог. Обыкновенный котелок для антрополога такой же продукт культуры, как соната Бетховена.Бизнесмен. Для меня и моей жены культурный человек лишь тот, кто может говорить о Дебюсси, Пикассо. Кто из собеседников, на ваш взгляд, более точно использует понятие «культура»? 5. Древние охотники убили мамонта и начали распределять между собой добычу. Проявились ли в этой ситуации общественные отношения? Свой вывод обоснуйте. 6. «Люди, т. е. человеческая психика, потребности, надежды, страхи, ожидания, мотивы и стремления отдельных человеческих индивидуумов, если они вообще что-то значат, не столько творят свою социальную жизнь, сколько являются ее продуктом... Даже те институты, которые возникают как результат сознательных и преднамеренных человеческих действий, оказываются, как правило, непрямыми, непреднамеренными и часто нежелательными побочными следствиями таких действий», - писал английский философ и социолог К. Поппер. Раскройте это высказывание, конкретизируйте его.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывки из работ отечественного философа С. Л. Франка (первый текст) и французского философа А. Моля (второй текст).

«Техника... сама по себе не есть культура»

Культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. В сознании человечества живет ряд вечных идеалов - истина, добро, красота, святыня, подвигающих его на творчество научное, художественное, моральное и религиозное... То, что обычно зовется материальной культурой, имеет значение только подготовительное, служебное по отношению к истинной культуре. Кёльнский собор, Акрополь, «Сикстинская мадонна», Шекспир, Пушкин и вообще все искусство есть сама культура. Но железные дороги, телеграфы и телефоны, вообще вся техника, будучи порождением научной культуры и содействуя развитию культуры, сама по себе не есть культура. Подобно истинной, духовной культуре, она есть также продукт усилий, труда, сознательной воли человечества... Не будучи культурой в истинном смысле, она, однако, отмечена ее печатью; эта ее символическая и реальная близость к культуре духовной, равно как и услуги, оказываемые ею развитию последней, распространяет на нее психологически то уважение, которое мы питаем к цивилизации и просвещению. Но от этого далеко до смешения одного с другим; напротив, в интересах культуры духовной чрезвычайно важно не упускать из виду чисто утилитарного, вспомогательного значения так называемой «материальной культуры».

Культура как духовное оснащение личности

Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. След, оставляемый этим искусственным отражением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем культурой. «Культура» - термин исключительно многозначный. Разные авторы понимают его по-разному, и насчитывается свыше 250 его определений. Кроме того, это слово получает разное содержание в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества... Мы исходим из позиций, которые вполне согласуются с определением Альберта Швейцера: «Культура - это итог достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу...» Человек усваивает культуру из социального окружения, которое отчасти воспитывает ее в нем, отчасти же его ею пропитывает. Последнее - дело средств массовой коммуникации. Вопросы и задания: 1) Что понимает Франк под культурой? 2) Как философ относится к тому, что называют «материальной культурой»? Разделяете ли вы такое отношение? 3) Как трактуется культура Молем? 4) Соотнесите позиции Франка и Моля в вопросе о сущности культуры. Что вы видите общего и каковы различия?