Правила русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль

  Правила русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль
Правила русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль

Слово «дуэль» латинского происхождения и переводится оно как «поединок». Обычно в этом мероприятии участвуют два человека. Так, один из них считается обидчиком, а другой - защитником своей чести. При этом не исключалось, что в таком действии кто-то из дуэлянтов мог трагически погибнуть.

В наше время аналогичные противоборства случаются крайне редко, да и наказание за это можно получить по всей строгости закона. В современном обществе униженные и оскорбленные люди должны искать правду в суде, а не заниматься самоуправством.

Однако еще каких-то сто лет тому назад все было не совсем так. Тогда нанесение обиды могло смываться лишь кровью. С подобной практикой сталкивалась знать или лица дворянского происхождения. Тогда как публика низших сословий занималась решением спорных вопросов с помощью кулаков. У благородных дворян в ход шло все, от холодного до огнестрельного оружия.

Спорные вопросы решались шпагами, саблями и, конечно же, пистолетами. В разные времена государство относилось к дуэлянтам и дуэлям разнообразно, но в основном негативно. И это было серьезным вызовом для государства. Поскольку погибала полная сил молодежь, а часто и военная элита, которая могла бы принести огромную пользу своему отечеству.


Из истории дуэлей

В незапамятные времена дуэльными поединками не приходилось заниматься. Тогда полагались на волю Всевышнего. И тогда же для людей устраивалось что-то типа так называемых судебных поединков. В те времена считалось, что Всевышний всегда будет на стороне невинного, а значит, ему нечего было бояться, и он должен был непременно победить.

В то же время любому из дуэлянтов разрешалось приводить вместо себя на место дуэли своего дублера. Все равно суд ведь божий, и неважно, кто дрался. Люди той поры придерживались мнения, что победа доставалась только той стороне, на которой была правда.

Тем не менее, практика показала, что Всевышний не во всех случаях был беспристрастным. Часто побеждал откровенный бандит, а честному человеку приходилось терпеть лишь унижение или смерть. Вследствие этого такие противоборства переставали быть популярными, и постепенно от них пришлось отказаться.

Однако им быстро нашли замену в виде рыцарских турниров. В какой-то мере можно сказать, что рыцари - это прародители дуэлянтов, притом что турниры в основном несли в себе соревновательный характер, а ристалище меньше всего походило на место дуэли. Рыцарями в основном демонстрировалась сила и сноровка. В ходе столкновений соперники старались не убивать друг друга, а только сбивать с лошадей.

Дуэль рыцарей

В дальнейших столкновениях рыцарям разрешалось, действуя мечами, наносить только рубящие удары. От них они были надежно защищены доспехами. Кроме высокого травматизма, на таких состязаниях бывали и смертные случаи, но дело чести было тогда главенствующим. Собственно эти нравственные устои начали переходить к дворянству XV-XVI веков.

Те в свою очередь прекратили изнурять себя тренировками с пяти лет, ведь уже не было нужды «обвешиваться» тяжелыми доспехами и орудовать огромными мечами. Поскольку на замену им приходило оружие нового поколения в виде мощных арбалетов, а позднее и мушкетов, но достоинство и честь остались, а точнее эгоизм и гордыня – вот истинная причина дуэли. В результате разодетым господам, встречавшимся на узких улочках городов, было мало места. Уступать один другому дорогу никто не желал – это было плохим тоном. И тут шли в ход шпаги. Порой на место дуэли успевали городские стражники, а порой подходили к уже охладевшим телам.

Время зарождения дуэлей

Понятие дуэли в том виде, каком ее обычно представляют, впервые возникло в Италии в XIV столетии. Собственно здесь молодые дворяне зародили традицию разрешения конфликтных ситуаций с помощью оружия. Они находили укромное место дуэли, а там устраивали бои до появления первой крови либо до кончины одного из недругов.

Такие примеры оказались крайне заразительными и стремительно перекинулись на территории Франции. Этому южному народу также присуща вспыльчивость. Тогда как англичане такие выяснения отношений практиковали не так часто, впрочем, как и немцы.


Рыцарский турнир

Дуэльный ажиотаж

Массовый дуэльный ажиотаж пришелся на XVI-XVIII столетия. Началась массовая гибель дворян. Короли стали издавать указы, запрещающие кровавые поединки, однако это ни к чему не приводило. Дворянство продолжало настойчиво уничтожать себя. Дошло до того, что предлоги для схваток были типа косого взгляда или неучтивого тона.

Вторую жизнь смертельные поединки обрели в XIX столетии. Именно тогда пришло время огнестрельного оружия. И тут уже не до физических данных соперников, тут уж как кому повезет. Поскольку только жребий определял очередность стрельбы. Находились дуэлянты в двадцати шагах один напротив другого - попробуй, не попади.

Кодекс дуэлянтов

Собственно в XIX столетии дело дошло до формирования дуэльного кодекса. Его нарушение считалось плохим тоном. Любые отходы от правил приводили порицанию нарушителей. Вызовы на дуэль осуществлялись устно или письменно. К тому же обиженный обязан был сообщать о предстоящем поединке на протяжении суток.

На место дуэли съезжались ранним утром. Обязательным считалось присутствие врача и секундантов. Причем один из последних становился распорядителем. В его обязанности входило предложение дуэлянтам о примирении, которое в основном не принималось. Далее шло заряжание пистолетов с передачей их дуэлянтам. После чего приступали к стрельбе согласно жребию. Недругам разрешалось стоять на установленном расстоянии либо приближаться друг к другу к намеченному барьеру.


Самыми опасными считались дуэли, когда недруги открывали огонь, руководствуясь командой распорядителя. Нередко в таких случаях гибли оба. Предельная дистанция между стрелками не превышала 30 шагов. Это приблизительно 15-20 метров, промах был почти невозможен. Однако если он все же случался, тогда второй иногда оставлял право выстрела за собой, причем на неопределенное время. Выстрелом в воздух, конфликтная ситуация могла разрешаться наиболее благополучно для всех.

Женские дуэли

В 1829 году в Орловской губернии произошла сабельная дуэль. В результате дуэлянты погибли. Ну и что? Этим никого не удивишь. Но это была не мужская, а женская дуэль, с участием помещиц Ольги Заваровой и Екатерины Полесовой, из-за простой ссоры. Однако и это не все. Спустя пять лет на дуэли встретились их повзрослевшие дочери. Погибла Анна Полесова.

Женские дуэли в России и Европе были обычным явлением. В России экзотическими были дуэли между женщинами и мужчинами, но не для Европы, там это было нормой.


Женская дуэль

Интересно, что в дуэли пришлось поучаствовать будущей императрице Екатерине II. Будучи принцессой в 1744 году она билась на шпагах со своей сестрой. Это была принцесса Анна Людвига Анхальт. Для пятнадцатилетних дуэлянток все завершилось без кровопролития.

Некоторые историки считают, что при правлении Екатерины II лишь трем женским дуэлям не очень повезло, и они закончились плачевно. Многим дамам той поры хорошо было известно оружие. И они нередко с его помощью выясняли отношения. В те времена нередко встречались упоминания о том, что, например, в 1765 году придворные дамы участвовали в 20 дуэлях, а в 8 из них секунданткой была никто иная, как сама Екатерина II.

Наиболее известным женским поединком той поры, была дуэль 1770 года. В ней участвовали княгиня Екатерина Дашкова и герцогиня Фоксон. Однако дело было не в Санкт-Петербурге или Москве, а в Лондоне. И дело было так. Графиня Пушкина пригласила в свой дом двух образованнейших женщин для мирной беседы. Мало-помалу беседа начала перерастать в полемику, а потом и в жаркие споры. В общем, диспут закончился взаимными обвинениями. Потом дело дошло до пощечин и естественно до вызова «к барьеру». На примирение дамы не пошли, и дело дошло до поединка на шпагах. Все произошло здесь же на территории сада. Все закончилось несмертельно. Графиня Дашкова была ранена в область плеча.

Известно, что мужские поединки обычно происходили на природе, а сами дуэлянты отдавали предпочтение пистолетам. Тогда как русские женщины предпочитали разбираться с помощью шпаг, не выходя из помещений. В те времена даже было наличие светских салонов, организующих дамские поединки. Например, в салоне мадам Востроуховой, лишь за 1823 год было организовано 17 женских поединков.

Увлекательные записи о дуэлях россиянок составила француженка маркиза де Мортене. Она писала, что русские дамы обожают разбираться между собой при помощи оружия. Эти поединки вовсе не изящны, как у французских дам. В них наблюдается только слепая ярость, направленная на истребление соперниц. Кстати, в ту пору француженки на дуэлях обнажались до пояса, что и могло выглядеть более изящно.

Что интересно, так это то, что в русской литературе и живописи нет упоминаний о женских дуэлях. Зато в Европе об этом писалось в романах и изображалось на картинах. Наибольшей известностью пользовалась картина «Женская дуэль», от испанца Хосе де Риверы 1636 года. Увидеть ее можно в испанской столице в Национальном музее Прадо.

Сам поединок произошел еще до написания полотна в 1552 году. Дуэль состоялась между неаполитанками Изабеллой де Карацци и Диамброй де Петтинеллой, заинтересовавшимися молодым повесой Фабио де Зересолой. В итоге они решили разобраться в поединке с помощью мечей. Неаполитанский меч был незначительно тяжелее шпаги, и многим дамам удавалось им виртуозно владеть. В те времена дамские поединки были диковинкой, поэтому толки об этом сохранились на долгое время, чем и подсказали для художника идею для сюжета полотна.

Однако на моменте его написания европейские дамы уже полным ходом занимались выяснением отношений с помощью оружия. Так, было много слухов о дуэли маркизы де Несль с графиней де Полиньяк, произошедшей в 1624 году. Противоборство этих женщин было из-за только что ставшего первым министром Франции, известного персонажа книг Александра Дюма, кардинала Де Ришелье.


Чтобы выяснить отношения дамы решили избрать пистолеты. Поединок завершился тем, что маркиза получила легкое ранение плеча. Очевидно, это громкое событие потешило честолюбие первого министра, ведь он об этом упоминал в своих записях. Эту пикантную историю еще долгое время обсуждали все парижские аристократические круги.

Женщины того времени на столько привыкли к владению оружием, что нередко позировали с ним для художников. Так, на полотнах Беро часто можно было видеть весьма элегантных француженок с непринужденностью держащих шпаги. Причем выглядели они, так будто бы шпаги являлись обычными аксессуарами дамских нарядов, типа веера или зонтика.

Некоторые дамы настолько захватывались искусством фехтования, что часто вызывали на дуэли лиц противоположного пола. Наибольшей популярностью пользовалась мадемуазель де Мопен, у которой на счету несколько успешно проведенных поединков с мужчинами. Причем она была настолько популярной, что о ее реальных похождениях Теофилем Готье был написан роман «Мадемуазель де Мопен».

Дуэли в России

Относительно России, то здесь дуэльный ажиотаж начался ближе к концу XVIII столетия. Это как раз было время заката правления Екатерины II. Императрице довелось умереть в 1796 году, а о поединках при ней имеются самые противоречивые сведения. С одной стороны, она и сама в юности участвовала в одной такой и не раз была секунданткой у своих придворных дам.


С другой стороны, «Указ о поединках» образца 1787 года. Согласно ему всех участников поединков ожидала непременная ссылка в места не столь отдаленные, а тогда этим местом была Сибирь. Если вдобавок ко всему дуэль заканчивалась смертоубийством, то оставшийся в живых мог отправиться прямиком на каторгу.

Самая большая численность дуэлей пришлась на царствование Николая I. Собственно в те годы в дуэлях участвовали многие известные личности типа Лермонтова, Пушкина, Рылеева, Грибоедова и пр. В дуэлях участвовал и погибал цвет нации, а сам император не выносил дуэлей. Дуэлянтов направляли в войска, действующие на Кавказе.

Если случался летальный исход поединка, то победивший в нем мог быть разжалован до рядового. Однако даже такие меры не останавливали дворян. Они все равно продолжали стреляться с потрясающей настойчивостью. Участие в таких мероприятиях считалось хорошим примером, от которого только добавлялся авторитет дуэлянту.

Русским дуэлям были характерны чрезвычайно короткие барьерные расстояния. Это было каких-то 10-12 метров. Кроме того, дуэль считалась оконченной лишь после смерти или обморока кого-то из участников. В отличие от Европы, если оба промахивались после первых выстрелов, то все повторялось заново.


Дуэльный набор

На дуэль запрещалось задерживаться более 15 минут. Начиналась она вслед за прибытием всех участников. Все занимало минут 10. Получение оружия, стрельба. Кто-то упал, его подняли и увезли. Другой отправился на празднование удачного конца.

В мае 1894 года Александр III разрешил офицерские дуэли из-за личных обид. До 1914 года было почти 330 поединков, но только 32 завершились смертельным исходом. Остальные были легко ранены. В Первую мировую поединки почти не проводились.

Самая странная дуэль

Самую странную дуэль зафиксировали во Франции в 1400 году. Произошло убийство одного дворянина другим. Тот и спрятал труп, однако собака убитого вначале указала людям на могилу, а затем лаяла на убийцу. Решили устроить суд в виде поединка. Убийце не удалось совладать с псом. Его признали виновным и повесили.

Вместо заключения


В наше время дуэли лишилась былой популярности. Это была привилегия дворян, а в XXI столетии демократия. Достоинство и честь теперь отстаиваются в судах. У офицеров имеются формальные суды чести, которые ничего не решают. Ковбойская дуэль осталась лишь в вестернах. Сейчас живется почти безмятежно. Хотя количество убийств ежегодно только возрастает. Объясняется это все тем, что преступность постоянно растет, и не имеет никакого отношения к канувшим в Лету дуэлям.

У Пушкина было много дуэлей. Вызовов на дуэли еще больше, аж 30!
К счастью, не все дуэли состоялись. Александр Сергеевич Пушкин был отменным стрелком, но в то время этого было мало. Дуэльные пистолеты специально покупались новыми и никогда не пристреливались. Это делало даже опытного стрелка равным тому кто первый раз держит пистолет в руках и способен лишь навести его в сторону противника (

Время дуэлей Пушкин он ни разу не пролил кровь противника (кроме последнего поединка) и никогда не стрелял первым. Дуэли - это странная черта в Пушкине.

Не злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять назойливую задиристость. Часто вел себя вызывающе. Были у полиции особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В списках этих было и имя Александра Пушкина. И отнюдь не в вольнодумии и прочих высоких материях обвинялся он тут - был в этих списках на одном из почетных мест в качестве карточного понтера и дуэлянта.

Пушкин был большим мастером пистолета, и не боялся бросать вызов любым соперникам. Как мы помним по "граненому стволу" из его "энциклопедии русской жизни" - "Евгения Онегина" - пистолет начала 19 века был оружием сложным и разносторонним.

После первого выстрела, вероятность попадания при котором была крайне мала, пистолет ввиду долгой перезарядки не мог более использоваться в бою, как огнестрельное оружие.

1. 1816 год. Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю.
Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина дaмy на балу (далеко не красавицу) . Итог: Дуэль отменена.

Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей Богу, Ганнибал
Не подгадит ссорой бал! (С) Ганнибал

2. 1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга.
Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: Дуэль отменена.

3. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева.
Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку Толстого про Пушкина. Будто бы его высекли в тайной канцелярии. Итог: Дуэль не состоялась.

4. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль и графа Федора Толстого.
Причина: Шутка что пушкина высекли в тайной канцелярии. Дуэлянты обменялись едкими эпиграммами, но у барье-ра так и не встретились. Кстати судьба Толстого (большого счастливого дуэлянта) уникальна и с мистикой. Пушкин с ним даже подружился. Ниже пост о нем, его мистической судьбе и Пушкине, рекомендую. Итог: Дуэль не состоялась.

5/ 1. 1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер.
Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно, пассаж "кюхельбекерно и тошно". Итог: Вильгельм в Пушкина выстрелил, а Пушкин в Вильгельма нет.

6. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции.
Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа, и тот его избил. Итог: Дуэль отменена.

7. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича.
Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре, крича на артистов, и Денисевич сделал ему замечание. Итог: Дуэль отменена.

8. 1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева.
Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: Дуэль отменена примирением сторон.

9. 1820? год. Дуэль с неизвестным греком.
Причина: кишиневского грека (его фамилия не сохранилась) Пушкин вызвал на дуэль т.к. тот удивился, как мог Пушкин не знать какую--то книгу, о которой случайно зашла речь. Итог: Дуэль не состоялась.

10. 1821 год. Пушкин вызвал на дуэль на саблях офицера французской службы Дегильи.
Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: Дуэль не состоялась Дегильи отказался.

11 / 2. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов.
Причина: не поделили ресторанный оркестр при казино, где оба предавались азартной игре. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

12. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова.
Причина: ссора во время праздничного обеда. Ланов назвал поэта молокососом, а в ответ получил от Пушкина звание винососа и вызов на дуэль. Итог: Дуэль отменена, Пушкина посадили под арест.

13 / 3. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии.
Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила Мария на некий вопрос супруга Балша. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

14. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло.
Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом, и oни не договорились о правилах дуэли.
Итог: Дуэль отменена.

15. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого.
Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Итог: Дуэль отменена.

16. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский.
Причина: Пушкин не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают) и высмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.

17. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль кишиневского богача Инглези.
Причина: Пушкин домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: Дуэль отменена, Пушкин был посажен под арест.

18 / 4. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов.
Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. На дуэль Пушкин явился с фуражкой, полной черешни, и ел ягоды, пока соперник в него целился. Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от выстрела отказался.

19. 1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого молдавского писателя Ивана Руссо.
Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне. Итог: Дуэль отменена.

20. 1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества.
Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: Дуэль отменена.

21. 1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский.
Причина: Пушкин, бывая в доме князя Урусова, пользовался вниманием его дочери по имени София, к которой его приревновал Соломирский. Итог: Дуэль отменена благодаря усилиям секундантов.

22. 1828? год. Дуэль с неизвестным.
Причина: Неизвестна. "Мне удалось даже отвести его от одной дуэли. Но это постороннее "... Ф. Н. Глинка. Из письма к Бартеневу. Историки практически ничего ничего не знают об этой дуэли. Итог: Дуэль отменена благодаря усилиям Ф. Н. Глинки.

23. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына.
Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием. Итог: От дуэли противников удержал поэт и публицист Федор Глинка.

24. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене.
Причина: неизвестная дaма на балу и услышанная фраза обращенная к Пушкину "Прогоните его". Итог: Дуэль отменена.

25. 1829 год. Поэт вызывает на дуэль Хвостова, чиновника министерства иностранных дел.
Причина: последний плохо выразился об эпиграммах Пушкина, в которых автор сравнивает Хвостова со свиньей. Итог: Дуэль отменена.

26. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Репина
Причина: Та же, что и в предыдущем случае - недовольство вызванного стихами Пушкина о себе. Итог: Дуэль отменена.

27. 1836 год. Дуэль с чиновником министерства иностранных дел Семеном Хлюстиным.
Причина: Та же, что и в двух предыдущих случаях.Итог: Дуэль отменена.

28. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Владимира Сологуба.
Причина: Нелестный отзыв Владимира жене Пушкина - Наталье. Итог: Дуэль отменена.

29. 1936 год. Пушкин вызывает на дуэль Дантеса.
Причина: Анонимные письма "рогоносца" с намеком на связь Дантеса с Натали. Итог: Дуэль отменена, т.к. Дантес делает предложение сестре Натали - Екатерине Гончаровой.

30 / 5. 1837 год. Пушкина вызывает на дуэль нидерландский посол Геккерн, но драться за себя посылает приемного сына Жоржа Дантеса.
Причина: Письмо Пушкина, в котором он резко отозвался о Геккерне как об отце Дантеса, нелестно охарактеризовал его приемного сына и «отказал им от дома». Итог: Пушкин убит, Дантес ранен в правую руку (пуля рикошетит от пуговицы на груди).

Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами - шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Тем не менее единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду; недонесение тоже каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия - смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

Еще более определенно гласил на этот счет изданный в качестве приложения к петровскому уставу «Артикул воинский» 1715 года, в котором поединкам были посвящены две статьи. В первой из них («артикул 139») говорилось: «Все вызовы, драки и поединки чрез cue наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить».

Следующая статья («артикул 140») оговаривала то же и насчет секундантов: «Ежели кто с -кем поссорится и упросит секунданта», то и секунданта «таким же образом наказать надлежит». Как видикТ, кары за поединок были выдержаны в типично петровском, беспощадно жестоком стиле. Невзирая на это, петровские узаконения против поединков, формально действовавшие до 1787 года, за все эти семьдесят лет ни разу не были применены. В чем же дело?

А в том, что само понятие чести в его европейском значении еще не вошло в сознание русского дворянства, и дуэлей практически не было вплоть до второй половины екатерининского царствования. Не следует забывать, что петровские нововведения в отношении западных обычаев и нравов были слишком поверхностными, в массе своей русское дворянство по уровню воспитания и внутренней культуры долго еще мало чем отличалось от простого народа, и стремление смыть поругание чести кровью в честном бою было ему чуждо. К тому же был еще исключительно велик страх перед репрессиями со стороны государства, до 1762 года действовало зловещее «слово и дело».

Поэтому, когда в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи начали распространяться дуэли, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением. Д. И. Фонвизин в «Чистосердечном признании в делах и моих помышлениях» вспоминал, что его отец считал дуэль «делом противу совести» и поучал его: «Мы живем под законами, и стыдно, имея таковых священных защитников, каковы законы, разбираться самим на кулаках или на шпагах, ибо шпаги и кулаки суть одно, и вызов на дуэль есть не что иное, как действие буйной молодости». А вспомним, как отчитывал Петра Гринева, героя пушкинской «Капитанской дочки», за поединок со Швабриным его отец Андрей Петрович Гринев в своем письме: «...собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам».

И тем не менее дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», в чем неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства, складывавшееся постепенно, с развитием образования и сословного воспитания, и усиливавшееся с каждым новым поколением. Дворянская молодежь, попрежнему верная присяге-и престолу, не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому».

Ко времени распространения в России дуэлей грозные статьи петровского артикула, каравшие смертью за поединок, были основательно позабыты, так как прошло шестьдесят лет со времени их опубликования. И перед «властями предержащими» встает проблема: как бороться с дуэлями? В 1787 году Екатерина Великая издала «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались чужестранным насаждением; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», - пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Апогея своего дуэли достигли в первой половине XIX века. Запрещение дуэлей было вновь подтверждено в изданных при Николае I «Своде законов уголовных» 1832 года и «Уставе военно-уголовном» 1839 года, обязывавшем воинских начальников «стараться примирять ссорящихся и оказывать обиженному удовлетворение взысканием с обидчика».

Но ничто не помогало! Более того, дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий неписаных кодексов: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочередно спиной у края пропасти, чтобы в случае попадания противник не остался в живых (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в «Княжне Мэри»). При таких условиях нередко погибали оба противника (как это было в 1825 году на дуэли Новосильцева и Чернова). Более того, командиры полков, формально следуя букве закона, фактически сами поощряли в офицерской среде такое чувство чести и под разными предлогами освобождались от тех офицеров, которые отказывались драться на поединке.

При этом лично Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это - варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». Но именно на 20-40-е годы XIX века приходятся громкие дуэли Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским, Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с де Барантом и Мартыновым.

С появлением в России во второй половине XIX века относительной свободы печати споры вокруг дуэли перенеслись на ее страницы. Мнения разделились на сторонников дуэли и ее противников. Среди первых выделялись правоведы Лохвицкий, Спасович, военные писатели Калинин, Швейковский, Микулин; в лагере противников были не менее солидные имена: военный деятель, педагог и писатель генерал М. И. Драгомиров, военный юрист Шавров. Точку зрения сторонников дуэли наиболее отчетливо выразил Спасович: «Обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом - жизнью - за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступаться. Он имеет основание то же, что и война».

Еще при императоре Николае I по «Уложению о наказаниях уголовных» 1845 года ответственность за дуэли была существенно понижена: секунданты и врачи вообще освобождались от наказания (если только они не выступали в роли подстрекателей), а наказание дуэлянтам уже не превышало - даже в случае гибели одного из противников - заключения в крепости от 6 до 10 лет с сохранением дворянских прав по выходе. Это положение лишний раз отразило всю противоречивость законодательства о дуэлях. На практике же и эти меры никогда не применялись - наиболее распространенным наказанием для дуэлянтов был перевод в действующую армию на Кавказ (как это было с Лермонтовым за дуэль с де Барантом), а в случае смертельного исхода - разжалование из офицеров в рядовые (как это было с Дантесом после дуэли с Пушкиным), после чего они, как правило, довольно быстро восстанавливались в офицерском чине.

Новой вехой на этом этапе предстояло стать судам общества офицеров. Суды общества офицеров к тому времени существовали во многих европейских армиях, играя роль чего-то вроде товарищеских судов. В русской армии они существовали полуофициально с петровских времен (с 1721 года). Общество офицеров полка могло выдавать аттестации офицерам и было весомым орудием общественного мнения в военной среде. Особенно расцвели они при Александре I, после 1822 года, когда сам император при разборе конфликта между судом общества офицеров и командиром полка встал на сторону первого. Но в 1829 году Николай I усмотрел в самом факте существования независимых офицерских корпораций, наделенных немалыми правами, средство подрыва воинской дисциплины и повсеместно запретил их деятельность. Тем не менее эта мера, на первый взгляд разумная, на практике оказалась ошибочной, так как суды общества офицеров являлись могучим средством морального, воспитывающего воздействия. Поэтому в период «великих реформ» 60-х годов они были (в 1863 году) восстановлены и приобрели официальный статус. Было издано положение об их устройстве (на флоте - с 1864 года - суды капитанов, в каждой флотской дивизии). При разработке этого положения многие предлагали передать на усмотрение этих судов вопросы о разрешении дуэли в каждом конкретном случае, но это предложение было отклонено. Тем не менее наказания за поединки становились все мягче.

Так, в определении сената по делу о дуэли Беклемишева и Неклюдова в 1860 году говорилось: «Звание преступника и степень образованности его не могут иметь никакого влияния при суждении дел о поединках (обычно при рассмотрении уголовных дел образование и хорошее происхождение преступника являлись отягчающим обстоятельством. - В. X.), ибо преступление это столь связано с понятием, свойственным исключительно людям образованным, что указанные обстоятельства представляются в сем случае скорее причиной объясняющей, а следовательно, уменьшающей преступность». Бывали и трагикомические случаи. Один из них описывает в своих «Записках революционера» князь П. А. Кропоткин. Некий офицер был оскорблен Александром Ш еще в бытность его наследником престола. Находясь в неравном положении и не имея возможности вызвать на дуэль самого цесаревича, офицер послал ему записку с требованием письменного извинения, в противном случае угрожая самоубийством. Будь наследник более чутким, он бы извинился или сам дал удовлетворение человеку, не имевшему возможности вызвать его. Но он не сделал этого. По истечении 24 часов офицер в точности исполнил свое обещание и застрелился. Разгневанный Александр II резко отчитал сына и приказал ему сопровождать гроб офицера на похоронах.

Наконец в 1894 году, в самом конце царствования Александра III, поединки были официально разрешены. Приказ по военному ведомству № 118 от 20 мая 1894 года, так и озаглавленный: «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», состоял из 6 пунктов. Первый пункт устанавливал, что все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров. Пункт второй определял, что суд может либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка. При этом решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке - обязательный к исполнению. Пункт третий гласил, что конкретные условия дуэли определяют секунданты, выбранные самими противниками, но по окончании дуэли суд общества офицеров по представленному старшим секундантом-распорядителем протоколу рассматривает поведение дуэлянтов и секундантов и условия поединка. Пункт четвертый обязывал офицера, отказавшегося от дуэли, в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку; в противном случае он подлежал увольнению без прошения. Наконец, пункт пятый оговаривал, что в тех войсковых частях, где отсутствуют суды общества офицеров, их функции выполняет сам командир войсковой части.

Если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает. Для сравнения: с 1876 по 1890 год до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях (в 2 из них противники были оправданы); с 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 - по решению судов чести, 47 - с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них). Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии (в среднем - 20). По данным генерала Микулина, с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских. Из 99 дуэлей по оскорблению 9 окончились тяжелым исходом, 17 - легким ранением и 73 - бескровно. Из 183 дуэлей по тяжелому оскорблению 21 окончилась тяжелым исходом, 31 - легким ранением и 131 - бескровно. Таким образом, гибелью одного из противников либо тяжелым ранением заканчивалось все же незначительное число поединков- 10-11% от общего числа. Из всех 322 дуэлей 315 состоялись на пистолетах и только 7 - на шпагах или саблях. Из них в 241 поединке (т. е. в 3/4 случаев) было выпущено по одной пуле, в 49 - по две, в 12 - по три, в одной - по четыре и в одной - по шесть пуль; дистанция колебалась от 12 до 50 шагов. Промежутки между нанесением оскорбления и поединком колебались от одного дня до... трех лет(!), но чаще всего - от двух дней до двух с половиной месяцев (в зависимости от длительности разбора дела судом чести).

Так что и в начале нашего столетия дуэли были в России довольно частым явлением. Известный политический деятель- лидер «Союза 17 октября» А. И. Гучков дрался на дуэли "не раз, стяжав даже славу бретера (хотя сам был отнюдь не дворянского происхождения). Илья Эренбург в своих воспоминаниях «Люди, годы, жизнь» описывает дуэль между двумя известными поэтами - Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным - в предреволюционные годы, поводом к которой послужил один из розыгрышей, на которые Волошин был большой мастер; в ходе поединка Волошин выстрелил в воздух, а Гумилев, считавший себя оскорбленным, промахнулся. Кстати, выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто вызвал - в противном случае дуэль не признавалась действительной, а лишь фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности.

Затем наступили иные времена. Лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести были революцией выброшены за борт, оказались на чужбине. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, поначалу вообще были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого. На смену дуэлям пришли доносы, понятие государственной пользы затмило все остальное, на смену благородству пришли фанатизм одних и расчетливость других.

Открытка, конец XIX века

Самый веский довод в споре иногда превращал этот спор в фарс. Иногда в комедию. Чаще же — в трагедию. «Моя Планета» рассказывает о самых известных спорах недавнего прошлого.

С давних времен дуэли использовались как наилучший способ доказать свою правоту — по праву сильного. Само понятие «дуэль» возникло примерно в XIV веке и происходит от латинского duo — «два». К XVI веку «поединки чести» превратились в настоящую головную боль для европейских монархов. Гибли тысячи людей, среди которых были и довольно известные и значимые личности. Ниже мы расскажем про десять самых знаменитых дуэлей в истории.

Четверная дуэль: Завадовский и Грибоедов против Шереметева и Якубовича

В 1817 году из-за очаровательной балерины Авдотьи Истоминой, царицы светского Петербурга, в схватку вступили сразу четверо мужчин.

К тому моменту Авдотья два года находилась в связи с кавалергардским штабс-ротмистром В.В. Шереметевым. Отношения были нестабильны, и после очередной ссоры Истомина покинула ухажера. Через пару дней один из ее приятелей — начинающий писатель А.С. Грибоедов — позвал расстроенную балерину к себе на чай. Однако в гостях ее ждал еще и новый ухажер — светский лев граф Завадовский, снимавший с Грибоедовым квартиру. Шереметев пришел в бешенство, узнав о связи Завадовского с Истоминой, и по совету друга Александра Якубовича вызвал графа на дуэль. А Грибоедова, невольно оказавшегося инициатором знакомства Истоминой с графом, вызвал сам Якубович.

12 ноября Шереметев погиб в результате дуэли. Якубович же с Грибоедовым сразились только через год, в ходе чего Якубович остался невредим, а писателю прострелили мизинец на руке. Много позже это увечье помогло опознать его труп среди убитых религиозными фанатиками в Тегеране.

Несостоявшаяся дуэль: Иван Тургенев против Льва Толстого

К счастью, дуэль так и не состоялась

В XIX веке на почве дуэлей отличился и Лев Толстой, имевший характер далеко не сахарный. Молодой писатель нередко конфликтовал со своим окружением, поучая всех, как надо жить. Тургенев являл собой полную противоположность: типичный интеллигент, творчество — в расцвете, уже написаны «Записки охотника», «Дворянское гнездо».

27 мая 1861 года, когда оба мэтра гостили у Афанасия Фета, Толстой в запале оскорбил дочь Тургенева — Полину: дескать, ее благотворительность в отношении бедняков носит неискренний и даже театральный оттенок. Разозленный Тургенев покинул дом Фета. Между писателями начались письменные выяснения отношений, в которых они вызывали друг друга на дуэль. Но поскольку письма приходили с опозданиями, Толстой и Тургенев по очереди успевали уже остыть к моменту получения сообщений.

К счастью, дуэль так и не состоялась, иначе бы, возможно, до нас так и не дошли бы «Анна Каренина», «Война и мир» и другие литературные шедевры. Однако дружбу писатели возобновили только спустя 17 лет бойкота.

Самая нелепая дуэль: Отто фон Бисмарк против Рудольфа Вирхова

Случай практически уникальный: рациональный человек науки Рудольф Вирхов перехитрил влиятельного министра Отто фон Бисмарка

Министр-председатель Пруссии Отто фон Бисмарк, как большинство политиков, имел и сторонников, и противников, главным из которых был Рудольф Вирхов, избранный лидером радикальной партии. Вирхов был сторонником революции, которую Бисмарк хотел, наоборот, подавить.

Разногласия достигли кульминации во время дебатов 30 мая 1865 года. Бисмарк почувствовал себя оскорбленным после высказываний Вирхова о том, что военный бюджет Пруссии непомерно раздут по вине министра, а страна погрузилась в нищету. Не дождавшись извинений, Бисмарк вызвал оппонента на дуэль.

Однако Вирхов был еще и ученым. Когда к нему явились секунданты Бисмарка, он отстоял свое право выбрать оружие для дуэли и предложил сразиться на сосисках. Одна из них должна была быть заражена токсинами и оказаться смертельной для того, кто ее съест. Бисмарк от подобной затеи отказался, остроумно ответив, что «герои не объедаются до смерти».

Дуэль человека с животным: Ришар де Макер против собаки

Хронист Оливье де ля Марш не преминул отметить: когда тело Макера перестало дергаться в петле, собака покойного де Мондидье сразу же успокоилась

В конце XIV века во Франции при дворе Карле V служили два рыцаря — Обри де Мондидье и Ришар де Макер. Обри был более успешным и частенько вызывал зависть у Макера. Как-то раз приятели отправились на охоту, но вернулся с нее только Ришар. Труп рыцаря был найден в лесу, спрятанный под листьями, собакой Обри. После похорон пес, нашедший кров у друга убитого хозяина, встретив Макера на улице, неожиданно набросился на него с диким лаем, что вызвало подозрение у присутствующих. Так случалось всякий раз, как собака видела рыцаря. Феномен дошел до самого короля, который решил лично провести расследование. По его приказу около 200 рыцарей, в числе которых был и Макера, выстроились перед дворцом. Затем во двор ввели собаку, которая тут же бросилась в сторону подозреваемого.

Во время допроса короля Макер отрицал все обвинения. Тогда Карл решил прибегнуть к практике Божьего суда, отведя роль обвинителя собаке. Так 8 октября 1371 года впервые в истории состоялась дуэль человека с животным. Макер был вооружен палкой и щитом, однако они ему не помогли. Едва собаку спустили с поводка, она атаковала противника. Пораженный Макер признался, что это он убил Обри, и начал просить пощады. Однако, по решению Его Величества, рыцарь был отправлен на виселицу, а псу, отомстившему за хозяина, воздвигли памятник в окрестностях Фонтенбло.

Самая известная дуэль: «дуэль миньонов»

Дуэль воспринялась большинством придворных как бессмысленная бойня

В этой схватке сразилось сразу шестеро: трое миньонов короля Генриха III и трое со стороны его противника герцога де Гиза. Однако причина крылась вовсе не в политике. Однажды один из миньонов, граф де Келюс, случайно застал барона д‘Антрага (сторонника герцога де Гиза) у своей возлюбленной. Через день граф намеренно пошутил о ней публично, сказав, что эта дама «более прекрасна, чем добродетельна». Вызов от барона поступил мгновенно.

Дуэль прошла в парке Турнель в Париже 27 апреля 1578 года. В бой вступили сперва де Келюс и д’Антраг, но позже не выдержали и их секунданты (хотя по дуэльному кодексу не должны были вмешиваться в поединок). В итоге секунданты убили друга дуга, а вот зачинщики дуэли остались живы. Барон отделался царапиной на руке, а де Келюс получил около 19 ранений. Король выделил немалую сумму на лечение своего любимца, и неугомонный граф даже пошел на поправку, но вздумал прокатиться на лошади. Раны открылись, и миньон погиб.

Если все описанное кажется вам знакомым, немудрено — история этой дуэли вошла в сюжет романа Александра Дюма-отца «Графиня де Монсоро».

Самая необычная дуэль: месье де Грандпре против месье Ле Пика на воздушном шаре

При падении умерли и дуэлянт, и пилот, управлявший шаром

В 1808 году во Франции состоялась дуэль в воздухе. Два почтенных господина — де Грандпре и Ле Пик — влюбились в одну и ту же танцовщицу Парижской оперы, мадемуазель Тиреви. Соперники пришли к выводу, что нет лучшего способа выяснить, кто из них достоин сердца примадонны, кроме как стреляться. Поскольку в то время среди парижской знати была мода на воздушные шары, дуэлянты решили выяснить отношения прямо в небе.

Поднявшись каждый на своем шаре примерно на 900 м, мсье остановились на этой высоте и выстрелили друг в друга. Пуля де Грандпре попала в воздушный шар Ле Пика, после чего он загорелся и упал на землю вместе с дуэлянтом и пилотом.

Победитель заявил свои права на сердце мадемуазель Тиреви. Однако примадонна не оценила проявленного в поднебесье мужества, отдав предпочтение совершенно другому мужчине.

Самая известная дамская дуэль

Русские женщины знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений

Думаете, дуэли были исключительно мужской забавой? Отнюдь. В Европе в XVII веке мода на драки буквально охватила милых дам. Женские сражения были еще жестче мужских и чаще заканчивались смертью. Подробнее о самых известных дамских дуэлях и их истории можете прочитать в, а пока расскажем, откуда все это началось.

Июнь 1744-го. Немецкая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Ангальт. Дуэлянткам по 15 лет! Не поделившие какую-то мелочь принцессы заперлись в спальне и дрались на шпагах. К счастью, обе вовремя остановились, иначе мировая история не узнала бы Екатерину Великую.

После восшествия на престол императрица буквально ввела в России моду на женские дуэли. Так, за 1765 год состоялось 20 поединков, на восьми из которых она даже выступала секундантом. Однако, будучи противницей летальных исходов, Екатерина ввела лозунг: «До первой крови!» Благодаря этому за время ее правления было всего три случая гибели женщин на дуэлях.

Самая курьезная дуэль: Сасаки Кодзиро против Миямото Мусаси

Мастеру хватило двух быстрых ударов по самураю, чтобы того убить

В японской культуре дуэли занимали особое место и проходили иначе, чем в Европе и России. Никаких пистолетов, никаких шпаг. На Востоке было другое оружие — мечи. Была другой и тактика: противники сперва замирали друг перед другом, затем кружили, выискивая момент для удара, который впоследствии решал всё. Подобные сцены часто можно увидеть в японских фильмах.

Одной из самых знаменитых дуэлей среди самураев называют сражение в 1612 году двух известных фехтовальщиков — Миямото Мусаси и Кодзиро Сасаки. Считается, что причиной поединка стали их разные взгляды на, собственно, искусство фехтования. В то время как Сасаки, который являлся настоящим мастером меча и автором коронного приема «выпад ласточки», был грозен и самоуверен, Мусаси представлял собой комическое зрелище, явившись на место с веслом, наскоро обструганным под меч. Сасаки заранее расслабился и посчитал дуэль выигранной, однако Мусаси удалось отклониться от удара и убить противника всего одним четким ударом веслом по голове. Остается лишь добавить: оружие — ничто, техника — всё!

Самая трагическая дуэль: Александр Пушкин против Жоржа де Геккерна (Дантеса)

Дантес стрелял первым и ранил Пушкина в живот. Упав в снег, поэт вскоре приподнялся и выстрелил, легко ранив обидчика в руку

Творчество Пушкина признано национальным достоянием. Культ поэта сложился еще при его жизни, но у популярности есть всегда и оборотная сторона.

В 1835 году молодой привлекательный офицер Дантес-Геккерн познакомился с Натальей Пушкиной, женой поэта, и влюбился. В светских кругах Петербурга сразу поползли слухи, в том числе и о взаимности чувств Натальи. Пушкин, несмотря на легкое волнение, сохранял доверие и нежность к супруге, пока в ноябре 1836 года не получил анонимное письмо, в котором его окрестили рогоносцем и намекнули на отношения его жены с Дантесом.

И быть бы дуэли уже тогда, но Дантес женился. И не на ком-нибудь, а на сестре Натальи — Екатерине Гончаровой. Впрочем, и после свадьбы Жорж продолжал ухаживать за Натальей, что дало обществу повод для новых острот. Потеряв терпение, в 1837 году поэт отправляет письмо приемному отцу Дантеса Луи Геккерну, где обоим отказывает от дома. Дуэль неизбежна.

8 февраля 1837 года Пушкин был смертельно ранен в живот, а Дантес отделался небольшим ранением руки. Через два дня страна потеряла своего гения. Люди приходили толпами, чтобы проститься. Василий Жуковский, поразившись умиротворенному выражению лица умершего друга, вызвал скульптора, и тот снял посмертную маску. После она разошлась в копиях среди ближайших друзей, ну а теперь есть чуть ли не в каждом пушкинском музее. С кого еще снимали посмертные маски, читайте в .

Бескровные дуэли

Сейчас бескровные дуэли иногда называют прообразом пейнтбола

В начале XX века наконец задумались о ценности человеческой жизни и придумали относительно безопасную альтернативу — бескровные дуэли. Соперники стреляли с 20 м из пистолетов с восковыми пулями. Столь оригинальное оружие придумал французский врач де Виллер в 1905 году. После он проводил учебные занятия в элитной парижской Школе поединка, а в числе их посетителей был даже экс-президент Франции — Казимир Перье.

Восковые пули были неспособны нанести смертельную травму, кроме того, для защиты использовались длинные холщовые плащи и стальные маски. Таким образом, бескровные дуэли больше походили на спорт, выглядели эффектными и быстро обрели популярность. Об одном из поединков в 1906 году писала New York Times: двое состоятельных американцев в кожаных плащах и защитных масках стреляли по команде в некоем мужском клубе. Закончилась дуэль ничьей, но свою порцию адреналина получили как участники, так и публика. Сейчас бескровные дуэли иногда называют прообразом пейнтбола.

Самые известные дуэли мира:

1. Александр Пушкин - Жорж де Геккерн (Дантес), 1837 год, Петербург.

Причиной дуэли стали чувства. Конфликт между Пушкиным и офицером-кавалергардом, приемным сыном посла Нидерландов, зрел долго. Первая запланированная дуэль - после получения поэтом анонимного «диплома рогоносца», в котором был намек на связь Дантеса с Натальей Пушкиной - не состоялась из-за сватовства де Геккерна к сестре его жены. Второй вызов исходил уже от его новоявленного родича. После женитьбы Дантеса на Екатерине Гончаровой в обществе продолжали курсировать неприятные слухи о семье поэта. Пушкин, не отличавшийся легкостью характера и посчитав, что их распространителем является де Геккерн, отреагировал очень остро, отлучив его и его родственников от дома в довольно грубой форме. Тут же, что было предсказуемо, последовал вызов. Роковой выстрел прозвучал 8 февраля 1837 года неподалеку от Черной речки под Петербургом. Условия дуэли (на которых настоял сам Пушкин) были жесткие и оставляли мало возможностей для выживания. Расстояние между противниками составляло всего двадцать шагов. Барьер был установлен в десять шагов, и стрелять противники могли в любой момент на пути к нему. Первым выстрелил Дантес, ранив Пушкина в живот. После смены забившегося снегом оружия, истекающий кровью поэт тоже произвел выстрел, легко ранив де Геккерна в руку. Спустя два дня от полученного ранения Александр Пушкин умер. А Дантесу, приговоренному за дуэль к смерти, пришлось спешно покинуть Россию. Он дожил до старости и сделал хорошую политическую карьеру.

2. Михаил Лермонтов - Николай Мартынов, 1841 год, Пятигорск.

Официальной причиной дуэли, в которой от руки майора Мартынова погиб поручик Лермонтов, стали колкости и остроты, которые поэт регулярно позволял себе допускать в отношении офицера. Говорят, что последней каплей стало когда за два дня до дуэли известный острослов назвал своего оппонента «горцем с большим кинжалом». Однако есть мнению, что настоящим поводом для смертельной схватки могло послужить соперничество из-за сердца дамы. Встретились Мартынов и Лермонтов на склоне горы Машук вечером 15 июля 1841 года. Точно неизвестны условия дуэли - майор и его секунданты говорили о разных «барьерах». Однако факт остается фактом - Михаил Лермонтов получил смертельное ранение в грудь и умер на месте, так и не успев сделать выстрела. Чтобы подтвердить, что его оружие было заряжено, позже из него выстрелили в воздух. После дуэли Мартынов был осужден военно-полевым судом на три месяца ареста, а наложенную на него духовную епитимью отбывал в Киеве.

3. Владимир Новосильцев - Константин Чернов, 1825 год, Петербург

Причиной нашумевшей дуэли стал отказ одного из богатейших женихов того времени, флигель-адъютанта Владимира Новосильцева, жениться на сестре поручика Семеновского полка Константина Чернова. На отмене помолвки настаивала мать молодого человека. В итоге он поддался на ее уговоры, но Чернов посчитал, что честь его семьи оказалась задета, послал вызов. Не смотря на все усилия влиятельной Екатерины Новосильцевой, дуэль состоялась 14 сентября 1825 года на окраине Петербурга, на окраине Лесного парка. Новосильцев и Чернов стрелялись с расстояния восьми шагов, что практически не оставляло им шансов. Они спусти курки одновременно. Поручик Чернов погиб на месте, а флигель-адъютант Новосильцев прожил еще день. Неподалеку от места дуэли безутешная мать возвела церковь и богадельню.

4. «Дуэль миньонов», 1578 год, Париж.

Этот сюжет позже вошел в роман Александра-Дюма-отца «Графиня де Монсоро». В кровавой схватке приняли участие с одной стороны трое «миньонов» (то есть сторонников) короля Генриха II, а с другой - сторонниками его политического противника, герцога де Гиза. Причиной конфликта двух зачинщиков дуэли, как водится, стала дама. Граф де Келюс застал барона де Антрага у своей любовницы, и на следующий день позволил себе пошутить, что эта дама «более прекрасна, чем добродетельна». Вызов последовал незамедлительно. Противники встретились 27 апреля 1578 года в парке Турнель. Сначала в схватку вступила одна пара бойцов, позже к ней присоединились четверо секундантов. Собственно, в живых остались только пара зачинщиков дуэли - Келюс, получивший в общей сложности 19 ранений, и раненый в руку Антраг. Их секунданты схватки не пережили. Но и граф прожил после дуэли недолго. Спустя месяц он сел на лошадь, у него открылись раны и он спустя несколько дней умер.

5. Эндрю Джексон - Чарльз Дикинсон, 1806 год, Кентукки.

За двадцать лет до того, как стать президентом США, Джексон принял участие в известной дуэли, поразив насмерть известного стрелка, адвоката Дикинсона. Причиной для вызова стало нелестное высказывание о прошлом жены бывшего тогда сенатором Джексона. Вызов не заставил себя долго ждать. Встретились дуэлянты на границе штатов Кентукки и Тенесси, на заводах Харрисона на Ред-ривер. Однако формально это была территория Кентукки, так как в Тенесси дуэли уже были объявлены вне закона. Первым, как сторона, принявшая вызов, стрелял Дикинсон, ранивший будущего президента США. Пуля прошла совсем недалеко от сердца. Однако политик не дрогнул и ответным выстрелом наповал убил Дикинсона.

6. Александр Гамильтон - Аарон Берр, 1804 год, Нью-Джерси.

Эта дуэль считается известнейшей а американской истории. Поводом для нее стал долгий политический конфликт между бывшим министром финансов США и главным федералистом Гамильтоном и вице-президентом страны (президентом тогда был Томас Джефферсон) Аароном Берром. Последний баллатировался в губернаторы Нью-Йорка, но его старый противник всячески мешал ему. Вопрос Берр захотел решить дуэлью. Политические оппоненты встретились около поселка Вихавкен (штат Нью-Джерси). Гамильтон не попал в противника (а по некоторым свидетельствам просто выстрелил в воздух), после чего получил от Берра пулю в живот. На следующий день он умер. Дуэль послужила одной из причин преследования политика, обвиненного также в измене и ряде других преступлений. Ему пришлось бежать в Европу и лишь спустя несколько лет он смог вернуться на территорию США.

7. Миямото Мусаси и Кодзиро Сасаки, 1612, остров Гонруй.

В японской культуре дуэли занимали огромное значение, но шли иначе чем в Европе. Там противники надолго замирали друг перед другом, кружили, и дело чаще всего решалось одним ударом. Моменты поединков японских самураев очень любят режиссеры, часто включая их в свои фильмы. Одна из известнейший дуэлей в стране восходящего солнца произошла в 1612 году между двумя известными фехтовальщиками Миямотой Мусаси и Кодзиро Сасаки. Причиной поединка, согласно легенде, послужили их разные взглдяды на искусство фехтования. ГОворят, Мусаси появился на несколько часов позже, чтобы сломить волю противника. Кодзиро напал на самурая, применив свой коронный прием "выпад ласточки", но прежде, чем его клинок опустился, Мусаси смог нанести смертельный удар. Позже победитель этой дуэли, которому пришлось спасаться от учеников поверженного противника, стал известным японским художником.