Презентация на тему доктор живаго пастернак. Объяснение нового материала

Презентация на тему доктор живаго пастернак.  Объяснение нового материала
Презентация на тему доктор живаго пастернак. Объяснение нового материала

Презентация «Б. Пастернак «Доктор Живаго» рассказывает о том, когда и в каких условиях данный писатель начал писать книгу. Судьба романа была очень трудной, так как автор работал над ним больше десятка лет, однако по спустя данного времени не смог его опубликовать по причине идеологических разногласий. Но это не стало причиной для автора, чтобы выпустить роман в других странах. Ученики смогут узнать, где первый раз был опубликован “Доктор Живаго”, что происходило с автором на его родине.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Б.Пастернак "Доктор Живаго"

Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.

Однако роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем переведён на многие языки мира, а в 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».

На родине же Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, заставили отказаться от Нобелевской премии, настойчиво раздавались требования покинуть родную землю. «Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её», - решительно заявлял Пастернак.

Нобелевская премия. Я пропал, как зверь в загоне, Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне на волю хода нет. Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, всё равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придёт пора – Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. 1959 г.

Вся эта история подкосила писателя. 30 мая 1960 года Пастернака не стало. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 году, через 33 года после написания. Почему же роман «Доктор Живаго» вызвал такую реакцию властей?

Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбе человека в эпоху революции. Но события романа даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет. Роман не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего «активную жизненную позицию». Судьба человека, по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения.

Как исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго? Первоначально герой с восторгом принимает октябрьские события 1917 года. Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека, обещанного первым революционными действиями, новая власть поставила человека в жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Но насильно сделать людей счастливым нельзя, единого рецепта не существует.

Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны? В Гражданскую войну Живаго попадает в партизанский отряд. Трагизм Пастернаком передается не через описание жестоких сражений, а через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими. После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко двору новой власти. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.

Чем привлекает герой романа Юрий Живаго? Герой Пастернака, Юрий Живаго, привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность.

Роман «Доктор Живаго» состоит из 2-х частей: прозаической и поэтической. 16 частей романа повествуют о людях, событиях, большой истории, трагических судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней, 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии. Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.

Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронести. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. 1946 г.

С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения Б.Пастернака сближает одно и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение. Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.

Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе. Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени. Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел. Два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. З и м н я я н о ч ь,


Б.Пастернак "Доктор Живаго"

Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.

Однако роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем переведён на многие языки мира, а в 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».

На родине же Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, заставили отказаться от Нобелевской премии, настойчиво раздавались требования покинуть родную землю. «Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её», - решительно заявлял Пастернак.

Нобелевская премия. Я пропал, как зверь в загоне, Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне на волю хода нет. Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, всё равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придёт пора – Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. 1959 г.

Вся эта история подкосила писателя. 30 мая 1960 года Пастернака не стало. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 году, через 33 года после написания. Почему же роман «Доктор Живаго» вызвал такую реакцию властей?

Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбе человека в эпоху революции. Но события романа даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет. Роман не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего «активную жизненную позицию». Судьба человека, по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения.

Как исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго? Первоначально герой с восторгом принимает октябрьские события 1917 года. Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека, обещанного первым революционными действиями, новая власть поставила человека в жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Но насильно сделать людей счастливым нельзя, единого рецепта не существует.

Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны? В Гражданскую войну Живаго попадает в партизанский отряд. Трагизм Пастернаком передается не через описание жестоких сражений, а через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими. После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко двору новой власти. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.

Чем привлекает герой романа Юрий Живаго? Герой Пастернака, Юрий Живаго, привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность.

Роман «Доктор Живаго» состоит из 2-х частей: прозаической и поэтической. 16 частей романа повествуют о людях, событиях, большой истории, трагических судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней, 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии. Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.

Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронести. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. 1946 г.

С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения Б.Пастернака сближает одно и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение. Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.

Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе. Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени. Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел. Два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. З и м н я я н о ч ь

ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть образы Юрия и Ларисы. Анализ произведения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

2. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Сердцевина романа, его душа – любовь - трепетная любовь Юрия Андреевича и Лары.

Юрий Андреевич Живаго принадлежал к очень богатой семье, но отец его разорился, в кутежах и распутстве, пустив по ветру миллионы. После смерти родителей Юрий Андреевич рос в семье профессора Громеко, вмести с его дочерью Тоней. Он окончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом. Наряду с этим он с гимназических лет мечтал написать большую по объему и по значению прозу. Пастернак делает важное автобиографическое признание: «Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине».

Врач и писатель – сочетание известное в русской литературе. Это сочетание редкостное, предопределяющее личность необыкновенную, особенно если принять во внимание, что Юрий Андреевич в романе показан как гениальный поэт. Юрий Андреевич имеет и третью область деятельности, он – религиозный философ. Образ оказывается сильно перегружен: автор отдал своему герою духовный опыт всей жизни и, более того поставил под угрозу художественное единство его личности. Он остается, верен себе в браке с Тоней Громеко, на войне, потом в попытках спасти свою семью в годы революции и гражданской войны в Москве и на Урале, наконец, в любовной связи с Ларой и в отношениях с Мариной.

А рядом разворачивается жизнь «девочки из другого круга» Лары Гишар. Дочь бельгийского инженера и обрусевшей француженки, любовницы адвоката Комаровского, рано оставшаяся без отца, она видит мир с изнанки и мучается этим. Против воли она гимназисткой становится, как и ее мать, любовницей Комаровского, пытается застрелить его – и подчиняется ему. Девушка с чистой душой мечтает об упорядоченной жизни и выходит замуж за Пашу Антипова, сперва гимназического учителя математики, потом жестокого прямолинейного революционера, принявшего псевдоним Стрельников и прозванного Растрельниковым.

При всей разнице социального положения жизнь с самого начала как бы подталкивает Юрия Андреевича и Лару друг к другу. Гимназистом Юра случайно оказывается свидетелем попытки самоубийства, предпринятой матерью лары. Тут же впервые видит Лару. Тогда же замечает, какой абсолютной властью обладает над нею Комаровский. И в этот же вечер узнает, что адвокат Комаровский, овладевший душой и телом Лары, -это тот самый человек, который содействовал разорению, спаивал и погубил его отца. Над Юрием и Ларой отяготил один и тот же рок.

Через несколько лет соединяет их снова. Лара приходит к своему жениху Антипову, он зажигает свечку – она любит разговаривать в полумраке, при одной единственной свече – и ставит подсвечник на подоконник. А в это время Юрий уже студент, проезжает в санях мимо этого дома.

Здесь автор рассказывает, как зарождается одно из самых пронзительных и знаменитых стихотворений Юрия Живаго – Пастернака «Зимняя ночь». Таким образом, он подчеркивает таинственную значительность этой встречи Юрия Андреевича и Лары, скрытой от них самих.

И вслед за этим в тот же вечер судьба сводит их в третий раз: Юрий Андреевич становится свидетелем неудавшегося покушения Лары на Комаровского.

Во время мировой войны Юрий Андреевич врачом попадает на Юго – Восточный фронт, оказывается ранен и в госпитале в его палату приходит сестрой милосердия Лара. В письме он сообщает об этом жене, и на первый взгляд в припадке болезненной беспричинной ревности, а в действительности пророчески проницая будущее, в ответном письме, «в котором рыдания нарушали построения периодов, а точками служили следы слез и кляксы, Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться ее, Тониному, скромному жизненному пути».

Незадолго до отъезда из госпиталя Лары и Юрия между ними состоялась неизбежное объяснение. Внешне ничего не изменилось. Он женат, она замужем. У него сын Шурочка, у нее дочь Катенька. Просто автор еще раз – в который раз – осторожно подтолкнул их навстречу друг другу.

Сразу же Лара возникает вновь, чтобы постепенно оттеснить, мягко и властно, всех остальных персонажей. Однажды в Варыкине Юрий просыпается от женского голоса, услышанного во сне, - грудного, тихого от тяжести, влажного – и никак не может вспомнить, кому он принадлежит. Вскоре он встречается с Ларисой Федоровной в библиотеке Юрятина и сразу вспоминает: ее это был голос.

Юрий Андреевич в плену у партизан, в неволе, в смертельном страхе за близких людей. Но его все равно охватывает счастье при виде леса, пронизанного лучами и отсветами вечерней зари. И все его существо направлено к одному: к Ларе. Она для него все: его жизнь, вся Божья земля, все простирающееся перед ним, солнцем озаренное пространство. Он бежит от партизан к своей Ларе, в Юрятин, и в полузабытье тяжелой болезни обретает счастье.

Пока Юрий находился в плену у партизан, его жена родила дочь Машу, вся семья вернулась в Москву, а оттуда вместе со многими деятелями старой либеральной интеллигенции – носителями религиозного сознания была выслана из Советской России. Антипов – Стрельников, как это постоянно случалось, попал в немилость у революционных властей и, спасаясь от казни, где-то затаился. Юрий и Лариса остались наедине. Посреди всеобщего голода и разрухи они ощущают себя на земле, последним воспоминанием обо всей тысячелетней деятельности человечества. В память о многих тысячах лет чудес, порожденных бесконечными тысячами людей и поколений, Юрий Андреевич и Лариса дышат и любят, и плачут, и держатся друг за друга. Вот почему так единственна, так пронзительна их любовь.

В Юрятине над Юрием и Ларисой нависла смертельная опасность: новая власть готовилась их арестовать. И тут в который раз появляется старый искуситель Комаровский. В Приморье возникла Дальневосточная республика, призванная служить буфером между Советской Россией и внешним миром. Комаровский едет туда, чтобы занять пост министра юстиции, и зовет Юрия Андреевича и Ларису Федоровну с собой. Оба они относятся к Комаровскому настороженно – враждебно и предложение его отвергают. Вместо этого они решают спрятаться в Варыкине, и здесь начинается последний эпизод скорбного пути их любви.

Им страшно было уезжать с Комаровским, а теперь страшно в Варыкине, в заброшенном, полуразрушенном, заметенном снегами доме. Лариса страдает, мысли ее мечутся в поисках несуществующего выхода из ловушки, в которую загнала жизнь и ее, и ее маленькую дочь, и ее любимого.

Лариса находит в себе силы просить Юрия записать те стихи, которые он прежде читал ей на память. И на краю гибели, посреди евразийских снегов, Юрий записывает старые и создает новые стихотворения – «Сказку», «Рождественскую звезду», «Зимнюю ночь» и много других. Он чувствует, что в такие минуты им говорит то, что выше его, находится над ним и им управляет, традиция мировой поэзии, звеном которой он ощущает свои стихи, из которых в свою очередь произойдет поэзия завтрашняя. А себя он ощущает только точкой приложения сил исторического развития поэзии.

Творчество Юрия трудноуловимым образом связано с его чувством к Ларе и ее дочери Катеньке, к природе и Богу. Он работает ночами. Все совершается на самом краю вечной разлуки, под угрозой гибели от волков и людей и оттого становится неразрешимо мучительным. Появляется Комаровский. Муж Лары схвачен и расстрелян, сообщает он, арест Лары – вопрос дней, если она немедленно не уедет с ним на Дальний Восток. Правительственный поезд, наполовину состоящий из международных стальных вагонов, вчера пришел в Юрятин из Москвы и завтра отправляется дальше.

И вот уже Юрий в накинутой на одно плечо шубе, сам себя не помня, стоит на крыльце, всматривается в даль и шепчет: «Прощай, единственно любимая, навсегда утраченная!»

Это прощание все длится и длится, переплескивает через границы прозаического текста романа и отзывается в рвущем сердце стихотворении «Разлука».

В Варыкино вдруг явился Стрельников. Комаровский в который раз солгал, обманул Лару, чтобы запугать и увезти ее. Двое мужчин, любивших ее больше всего в жизни, говорят о ней и не могут наговориться. А потом Стрельников, разочаровавшийся в революции и потерявший жену и дочь, кончает свою жизнь, ставшую вполне бессмысленной, самоубийством.

Юрий все больше опускается, ходит в обмотках, обросший многодневной щетиной и грязный. Таким он появляется в Москве и неожиданно обретает новое лицо. Он пишет тоненькие книжки философского и религиозного содержания, они расходятся среди знатоков. Юрий Андреевич как – то по инерции соединяет свою жизнь с дочерью дворника Мариной, доброй и любящей женщиной. У них родилось 2 детей. Юрий с Мариной ходили по зажиточным домам, пилили и кололи дрова. Однажды они вносили дрова в кабинет хозяина, который оскорбительно их словно не замечал, погруженный в чтение и изучение какой – то книжки. Обходя с дровами письменный стол, Юрий увидел, что это его книжечка лежит перед хозяином дома.

Лара родила еще одну дочь, дочь Юрия, и при неясных обстоятельствах ее с этой дочерью навсегда разлучили. Когда развалилась Дальневосточная республика, вырвалась, наконец, Лара из – под власти Комаровского. Через несколько лет она вернулась в Москву.

Юрию Андреевичу и Ларе суждена была еще одна встреча на земле. В 1929 году Юрий Андреевич скоропостижно скончался прямо на московской улице. А в день его похорон из далекой Сибири приехала в Москву Лариса. Судьба привела ее – или автор привел, Пастернак любил такие совпадения – в ту самую комнату, в которой стоял гроб с телом Юрия Андреевича. Их страстная любовь заслуживала еще одной, самой последней, такой трагической встречи.

Не на этой лирической, пусть трагической ноте кончается тема Лары в «Докторе Живаго». Читателя поджидает трагедия иного рода. В отстраненной, почти протокольной манере автор сообщает: «Однажды Лариса Федоровна ушла из дома и больше не возвращалась. Видимо, ее арестовали в те дни на улице, и она умерла или пропала неизвестно где, забытая под каким–нибудь безымянными номером из впоследствии запропастившихся списков, в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».


Мы были людьми. Мы эпохи.

Нас сбило и мчит в караване,

Как тундру, под тендера вздохи

И поршней и шпал порыванье…

Б. Пастернак

«Я их мог позабыть»


В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак затронул важную для своей эпохи проблему роли революционных событий в судьбе русской интеллигенции и роли революции в истории России в целом.



Юрий Живаго - доктор по профессии, врач человеческой души по призванию, лирик по натуре.



Первое сообщение о революции герой воспринимает весьма восторженно, с надеждой на лучшие перемены.

«Какая великая хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали».




Но, несмотря на это, революция не смогла сломить и уничтожить самое главное в герое романа - его сущность, его самоцельное достоинство, внутреннюю свободу, верность себе и своим жизненным идеалам.

Не желая воевать, предавать и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвовать в военных событиях и погрузился в частную жизнь.





Рушатся иллюзии Стрельникова, и он кончает жизнь самоубийством. Он разочаровывается в революции, не видя ее положительного воздействия, и сознательно отказывается от своего участия в исторических событиях...

«…Мне казалось, - еще не вся свобода завоевана. Вот я ее сначала добуду, и тогда я весь принадлежу им / жене, дочери/, мои руки развязаны. И: все мои построения пошли прахом. Завтра меня схватят: Меня схватят и не дадут оправдываться…».


Характерна, как мне кажется, судьба одного красного партизана, Памфила Палых, который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось».



Пожалуй, единственным, кто нашел свою нишу в новой жизни, был никто иной, как Комаровский Виктор Ипполитович - богатый адвокат, что собственно не удивительно.

Он – воплощение «демонического» в романе.

Комаровский повинен в разорении и гибели отца Живаго. Комаровский - любовник вдовыГишар, затем - ее дочери Лары.

Дочь Лары и Юрия Живаго, родившаяся на Дальнем Востоке, рассказывает, что «Комаров» (так она называет К.) был «русским министром в Беломонголии» и при наступлении красных уехал, увезя с собой жену «Раису» (т. е. Ларису).



Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

МOУ «Лицей № 7»

Боровкова Наталья Геннадьевна

Cлайд 2

Важная роль в художественном мире романа играют женские персонажи. Каждая женщина в судьбе Живаго в метафорическом плане олицетворяет собой одну из граней российской жизни.

Cлайд 3

Жена Живаго Тоня Громеко воплощает собой интеллигентско-профессорский круг, ту дореволюционную культуру, которой не суждено выжить в новой, послереволюционной действительности. При всей своей жизненной практичности Тоня, наиболее «здоровое существо» в романе – лишена надёжны на совместное будущее с доктором, на жизнь в обновлённой России.

Cлайд 4

По мысли Пастернака, Тоне, как и символизируемой ею дореволюционной среде– нет места в России новой. Неслучайно именно Тоня с детьми эмигрирует; в культурном отношении задача эмиграции – сохранять прошлое, потерянную Россию, тогда как герой Пастернака устремлён к будущему.

Cлайд 5

Вторая женщина в судьбе Живаго, Лара, очевидным образом мыслится автором как проекция образа России, как женская ипостась всего вечно живого, мятущегося, нуждающегося в исцелении и преображении.

Cлайд 6

Лара – сама стихия российского бытия: Цитата - «…пространство всё насквозь живое. И эта даль – Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо!

Cлайд 7

Такой её воспринимает Живаго, получающий от автора право простить и духовно возродить Лару, соблазнённую в юности любовником матери Комаровским (прообразом отношений Живаго и Лары становится история о прощении Христом грешницы Марии Магдалины). Лара воплощает собой больную Россию, чающую перемен, воскресения. Её трагедия поруганной невинности кажется Пастернаку одной из символических причин произошедшего:

Cлайд 8

Прекрасная дама не должна быть обижена, Вечную женственность необходимо восстановить в её правах. Роман Живаго и Лары начинается в революционный период и заканчивается с окончанием гражданской войны. Важно и то, что Лара, пойдя по ложному пути эмиграции, отдав свою и Живаго дочь чужим людям, всё-таки возвращается на родину, чтобы оплакать Живаго и погибнуть в одном из сталинских лагерей, что также в некоторой степени символизирует собой судьбу революционного поколения.

Cлайд 9

Установившаяся советская государственность приносит Живаго новую женщину – дочку дворника Маркела Марину, по-своему талантливую и одарённую женщину, с образом которой может быть проассоциировано всё то положительное, что стремится увидеть Пастернак в советском обществе.