Проповедь в неделю адамова изгнания. Проповедь в неделю изгнания адама из рая. Кондак Недели сыропустной

Проповедь в неделю адамова изгнания. Проповедь в неделю изгнания адама из рая. Кондак Недели сыропустной
Проповедь в неделю адамова изгнания. Проповедь в неделю изгнания адама из рая. Кондак Недели сыропустной

Из-гнан-ный из рая, ве-ли-ким пла-чем пла-кал Адам о том, что по-те-рял вла-ды-че-ство в ми-ре и, утра-тив цар-ское до-сто-ин-ство, стал ра-бом. Ве-лик был плач Ада-мов. Отец все-лен-ной, он в раю знал сла-дость люб-ви Бо-жи-ей, и по-то-му, ко-гда был из-гнан из рая за грех и ли-шил-ся люб-ви Бо-жи-ей, горь-ко стра-дал и с ве-ли-ким сто-ном ры-дал на всю пу-сты-ню.

В Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви по-след-нее вос-кре-се-ние пе-ред Ве-ли-ким по-стом име-ет еще на-зва-ние «Вос-по-ми-на-ние Ада-мо-ва из-гна-ния». Со вре-ме-ни из-гна-ния Ада-ма из Рая, каж-дый че-ло-век в этой жиз-ни пе-ре-жи-ва-ет «из-гна-ние из рая», но каж-дый хо-чет жить как в раю, по-то-му что ме-сто, опре-де-лен-ное че-ло-ве-ку Бо-гом из-на-чаль-но - Рай, по-сто-ян-но вле-чет нас. Мы все пла-чем по раю, по утра-чен-но-му сча-стью, ищем рай на зем-ле и пы-та-ем-ся его по-стро-ить здесь. На-ша Цер-ковь в этот вос-крес-ный день вспо-ми-на-ет, как на-ши пра-ро-ди-те-ли Адам и Ева не со-хра-ни-ли за-по-ве-ди Гос-под-ни, на-ру-ши-ли Бо-жию за-по-ведь, вку-си-ли от за-пре-щен-но-го пло-да, из чи-стых и без-греш-ных свя-тых ста-ли несчаст-ны-ми греш-ни-ка-ми.

В этот вос-крес-ный день сим-во-лич-но Цер-ковь ста-вит нас пе-ред во-ро-та-ми рая, вос-по-ми-ная день, ко-гда Адам и Ева - пер-вые лю-ди, бы-ли из-гна-ны из са-да эдем-ско-го. По-те-ряв-шие рай, они по-зна-ли и уни-что-же-ние есте-ства че-ло-ве-че-ско-го, по-то-му что по-сле их гре-хо-па-де-ния все бы-ло на-ру-ше-но. Цер-ковь на-ша ста-вит нас как пе-ред две-ря-ми рая, чтобы мы по-ня-ли, что на-хо-дим-ся на зем-ле греш-ной, и не по-то-му что ее Бог та-кой со-здал, а по-то-му что че-ло-век ее та-кой сде-лал. Мы долж-ны не за-бы-вать, что мы не в Цар-стве Бо-жьем, а здесь, на зем-ле, где нет смыс-ла ждать ни свет-ло-го бу-ду-ще-го, ни рая - его здесь нет. И мы, как Адам, пла-чем по раю, по бла-жен-ству, по Цар-ству Небес-но-му, чтобы в этом со-сто-я-нии пла-ча вой-ти в Ве-ли-кий пост. Но как ска-за-но, преж-де, чем ты при-не-сешь дар свой к ал-та-рю, вспом-ни, нет ли то-го, кто то-бой оби-жен. Преж-де, чем оста-вить дар твой, иди и при-ми-рись с бра-том сво-им. То есть преж-де, чем при-не-сти Гос-по-ду на-ши по-дви-ги по-ста, мо-лит-вы, по-слу-ша-ния, ас-ке-зы мы долж-ны вспом-нить есть ли оби-жен-ные на-ми. То-гда на-до пой-ти и при-ми-рить-ся с ни-ми, и толь-ко по-том на-чи-нать Ве-ли-кий пост, чтобы пред-сто-ять бла-го-го-вей-но пе-ред Бо-гом с чи-стым серд-цем.

По тра-ди-ции мы все ве-че-ром в этот день со-би-ра-ем-ся в Тро-иц-ком Со-бо-ре, чтобы при-ми-рить-ся и по-про-сить у друг дру-га про-ще-ния, у свя-щен-ни-ков. Один раз в го-ду в Про-ще-ное вос-кре-се-ние наш Ар-хи-ерей сто-ит пе-ред сво-им на-ро-дом на ко-ле-нях, про-сит про-ще-ние. В этот день мы все при-ми-ря-ем-ся и при-бли-жа-ем-ся очень близ-ко к да-ро-ван-ной Гос-по-дом бла-го-да-ти, ко-гда мно-же-ство свя-щен-ни-ков: мо-на-хи, про-то-и-е-реи и иереи, мо-ло-дые и, убе-лен-ные се-ди-на-ми, ко-гда сам Ар-хи-ерей про-сят про-ще-ния, а мы - у них, и все вме-сте мы про-сим про-ще-ния у на-ше-го Гос-по-да Иису-са Хри-ста: «Гос-по-ди, оста-ви нам дол-ги на-ши, яко-же и мы остав-ля-ем долж-ни-ком на-шим». В Со-бо-ре зву-чат ве-ли-ко-пост-ные по-ка-ян-ные пес-но-пе-ния, и про-из-но-сит-ся древ-няя по-сто-вая мо-лит-ва Еф-ре-ма Си-ри-на: «Гос-по-ди и Вла-ды-ко жи-во-та мо-е-го, дух празд-но-сти уны-ния, лю-бо-на-ча-лия, и празд-но-сло-вия не даждь ми. Дух же це-ло-муд-рия, сми-ре-но-муд-рия, тер-пе-ния, и люб-ве, да-руй ми ра-бу Тво-е-му. Ей Гос-по-ди Ца-рю, да-руй ми зре-ти моя пре-гре-ше-ния, и не осуж-да-ти бра-та мо-е-го, яко бла-го-сло-вен еси во ве-ки ве-ков, аминь».

Ада-мо-во из-гна-ние, из-гна-ние из Рая, непо-сред-ствен-но от-но-сит-ся и к нам, и к на-шим очень род-ным лю-дям - Ада-му и Еве, имен-но их кровь те-чет в на-ших жи-лах. Каж-дый из нас име-ет их сво-и-ми пра-ро-ди-те-ля-ми. От них по-шел весь че-ло-ве-че-ский род, все на-ро-ды в ми-ре. В Раю, Эде-ме про-изо-шло па-де-ние пер-во-го че-ло-ве-ка, пер-вые лю-ди не про-сто ослу-ша-лись Бо-га, они, пусть опро-мет-чи-во, пусть не по-ду-мав, но из-бра-ли са-мый страш-ный путь, ко-то-рый толь-ко мож-но пред-ста-вить на этой зем-ле - про-тив-ле-ния во-ле Бо-жи-ей. Про-тив-ле-ние во-ле Бо-жи-ей невоз-мож-но! Про-тив-ле-ние во-ле Все-дер-жи-те-ля, все-мо-гу-ще-го Бо-га - это смерть. И вот на эту смерть об-рек-ли се-бя род-ные нам лю-ди, на-ши пред-ки, пра-ро-ди-те-ли Адам и Ева.

В пес-но-пе-нии за все-нощ-ной по-ет-ся о том, как си-дел Адам на-про-тив рая и опла-ки-вал свое гре-хо-па-де-ние, опла-ки-вал уже за-поз-да-лы-ми сле-за-ми. Каж-дый из нас то-же имел нема-ло слу-ча-ев вслед за Ада-мом опла-кать свои ошиб-ки. Но, к сча-стью, мы ви-дим, как по ми-ло-сер-дию Сво-е-му Гос-подь и эти ошиб-ки пре-тво-ря-ет в на-ше спа-се-ние. И са-мые па-де-ния че-ло-ве-че-ские Гос-подь Бог ис-поль-зу-ет для по-ка-я-ния и из-ме-не-ния че-ло-ве-ка. Адам, ко-неч-но, пла-кал не толь-ко о се-бе са-мом, но и о мно-го-чис-лен-ном сво-ем потом-стве, сре-ди ко-то-рых и мы с ва-ми. Он ви-дел, на что об-рек сон-мы лю-дей, и что не все из них, да-же бла-го-да-ря крест-ной жерт-ве Гос-по-да Иису-са Хри-ста, бу-дут спа-се-ны.

Вот к этой древ-ней, и в то же вре-мя лич-ной, по-вто-ря-ю-щей-ся для каж-до-го из нас, в на-шей соб-ствен-ной судь-бе, ис-то-рии воз-вра-ща-ет нас Свя-тая Цер-ковь на-ка-нуне Ве-ли-ко-го по-ста. От этой точ-ки гре-хо-па-де-ния и из-гна-ния са-мих се-бя из Рая к на-ше-му об-ще-му пе-чаль-но-му, пад-ше-му со-сто-я-нию на-чи-на-ет-ся се-го-дня вхож-де-ние в пост и по-ка-я-ние.

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь от рождения до исхода из нее отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: “Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности”. И так каждый день, каждый год.

И давно ли впервые ныне раздался в Церкви вопль истомившегося во грехах человеческого сердца: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!” И встрепенулись сердца — повеяло постом. Но вот уже промелькнули подготовительные недели к покаянному поприщу Великого поста, когда:

— фарисей и мытарь были зеркалом для душ наших;

— гласом блудного сына взывали мы с вами к Небесному Отцу, осмысливая и свое отпадение от истины, и уход в страну далече: “Боже, согреших на небо и пред Тобою, сотвори мя яко единаго от наемник Твоих”;

— напоминание о Страшном и славном Суде Господнем, когда книги разгнутся и тайное явится, еще не устрашая, нас звало к познанию себя, к покаянию.

И вот сегодня уже последний день в преддверии Великого поста. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его в лице общего нам всем праотца Адама от лица Божия, изгнание Адама из рая.

Юдоль плача и печали — земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лица снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.

Плакал Адам по изгнании своем, седе “прямо рая”, плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы — изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не второй Адам — Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.

И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов “Христос воскресе!” и в них — изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния.

Святая Мать-Церковь восприняла заповедь Господа о цельбоносном посте, прозвучавшую еще в ветхозаветные времена к народу Божию через пророка Иоиля:“...обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост... созовите... старцев...” и всех жителей в дом Господа “...да восплачут священники, служители Господни, и говорят: “пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание...” (Иоил. 2, 12. 15. 16. 17).

Поприщем Великого сорокадневного поста начал путь Своего подвига второй Адам — Иисус Христос, чтобы Своей Божественной любовью к падшему человеку вновь открыть заключенный рай и указать путь, по которому человек может в него вернуться.

Святое Евангелие свидетельствует: “...Иисус возведен был Духом в пустыню... и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал” (Мф. 4, 1-2). И приступил к Нему диавол, искушая Его. Велика дерзость и слепота темной силы. Преуспев в искушении человека в раю, она усвоила себе богоборчество до ослепления, не узнав в Христе Спасителе Сына Божия, она приступила к Его кротости, смирению, терпению, чистоте и святости с мраком соблазнов, сплетенных из гордости, измен, самомнения и лжи. Безгрешный же Христос Бог, не требующий очищения, противостал искусителю постом и молитвой, указывая и всем нам, по Нем грядущим, путь борьбы со грехом. И подтвердил Господь словом и делом, что “сей же род [диавол] изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21).

Постом и молитвой принимает христианин силу Духа от Господа на борьбу с врагом; постом и молитвой получает он дар рассуждения и ум Христов; пост и молитва возжигают свет, рассеивающий тьму греховной жизни, ибо “... свет во тьме светит, и тьма его не объят” (Ин. 1, 5).

А человек своим произволением избирает путь посреди тли и нетления, избирает доброе или злое. И если грехом преслушания Богу вошли в жизнь горе, страдание и смерть, то только послушанием, постом и молитвой — этой нашей живой жертвой любви к Богу — возвращается в жизнь свет высшей правды, мир и радость. И это, дорогие мои, есть рай уже на земле.

Но любовь к Богу на земле по заповеди Божией является только любовью к людям. Сердце христианина может согреваться и гореть только двуединой любовью и к Богу, и к людям одновременно. Если же наше сердце черство и жестоко по отношению к брату — к человеку, то омраченное неприязнью, холодностью, жестокостью, оно становится равнодушным или лицемерным и к Богу. И рай, который мог быть так близко — в сердце нашем, уходит, тускнеет, и грех нелюбви рождает преслушание, самость и самолюбие.

Но как любить грешника, как любить нелюбовного к нам, как любить врага? И Господь приходит на помощь. Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день слышим: “...и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим...”

Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри на себя,

— ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставить долг;

— это ты и есть тот самый грешник;

— это ты нелюбовный — любишь по выбору;

— это ты — чей-то враг: ты кого-то обидел, кого-то презрел, кого-то уничижил.

Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви.

И звучат слова сегодняшнего Евангелия: “...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6, 14-15). Простите всем всё и вся, и прощены будете. Простите, и спасены будете, и наследуете рай.

А сейчас же за этими словами Господа о прощении звучат и другие слова: “Не судите, да не судимы будете” (Мф. 7, 1). И в этих словах Господь указывает кратчайший и вернейший путь ко спасению, открывающий перед нами врата Царствия Небесного. Господь указывает на то, без чего все наши подвиги и усилия в жизни вообще и на поприще Великого поста в частности будут тщетны. И этот путь один — путь любви к людям, начинающийся с неосуждения.

“Не судите, да не судимы будете...” Господь пришел в первом Своем пришествии не судить мир, но спасти. Он пришел открыть миру заключенный для него рай. А весь суд Бог отдал Сыну Своему во втором пришествии, а пока “...милость превозносится над судом” (Иак. 2, 13).

Теперь еще время милости Божией. Бог нас еще милует, а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся, поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и над дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим, когда знаем много; мы судим и тогда, когда ничего не знаем; мы судим со слов других.

И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы — свидетели тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея: “...властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. Милость Божия уже стерла рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.

Так, мы погибаем судом. Ведь где суд, там нет любви. Одна любовь способна на всякое время быть адвокатом, и только любовь прикрывает наготу брата своего.

А мы судим! И этот суд оборачивается для нас приговором нам же, и он звучит: “Суд бо без милости не сотворшему милости” (Иак. 2, 13)! И рай не может принять нас, ибо нет в нас любви. Где нет любви — там нет спасения.

Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнем же, други наши, решать два главнейших духовных урока: не судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому подвигу с первых же великопостных дней, надо нам учиться видеть, судить и осуждать только самого себя — того единственного человека, которого мы знаем подлинно, всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет во спасение, ибо этот единственный суд приведет нас в разум истины. Он дарует нам зрение той пропасти, на краю которой мы стоим и которую изрываем своими грехами, своими долгами Богу и людям, своим осуждением других. И этот наш суд над собой исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль, достигающий неба: “Господи! Помилуй мя Боже, милостив буди мне грешному!” И начнется чудо нашего спасения. Миром, тишиной и любовью утешит Господь наши покаянные души и сердца. По слову же дорогого нам всем старца, преподобного Серафима Саровского: “Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя” — начнется преображение жизни вокруг нас.

“Днесь весна душам!” Святой Великий пост при дверех. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.

Чадо Божие!

“Да постится ум твой от суетных помышлений;

да постится воля твоя от злого хотения;

да постятся очи твои от худого видения;

да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;

да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;

да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;

да постятся ноги твои от хождения на злое дело”.

Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.

Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов — покаяния, воздержания и смирения — и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху — райское сияние на земле. Аминь.

Притча недели: (Мф.6:14-21)

14. если вы будете прощать людям их прегрешения, то простит и вам Отец ваш Небесный; 15. если же вы не простите людям, то и Отец ваш не простит вам прегрешений ваших.
16. Когда же будете поститься, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили свою награду.

17. Но когда ты постишься, голову свою умасти и умой лицо свое, чтобы не людям показать, как постишься,

18. но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя.

19. Не копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают и где воры вламываются и похищают;

20. но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не похищают:

21. ведь где сокровище твое, там будет и сердце твое.


Вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается одна из самых трогательных служб в году - вечерня с чином прощения. А в течение всего дня по сложившемуся обычаю христиане просят друг у друга прощения за причиненные обиды, почему и носит последний день Масленицы, день воспоминания Адамова Изгнания, еще одно название -«Прощеное воскресенье».

В НАШЕМ ХРАМЕ СОВЕРШАЕТСЯ сразу после окончания вечернего богослужения, которое начнётся в 16:00

И, наконец, в последнюю подготовительную перед постом «Неделю сыропустную, изгнание Адамово” - мы будем вспоминать падение человека, страшное катастрофическое событие грехопадения, как человечество утратило рай, единство с Богом, единство друг с другом, гармонию с тварным миром. Человек отпал от Бога.

Образ Божий в человеке был помрачен, искажен, а подобия Божия человек лишился, потому что пошел в совершенно противоположном направлении, предал Бога, не захотел быть на него похожим. Когда сатана предлагал вкусить запретный плод, он это и предлагал – отвернуться от Бога и остаться самим по себе. Вы будете, как боги, – сказал сатана, искушая Еву, – вы сами будете рассуждать, что такое добро и зло, будете утверждать самих себя. И человек по собственной воле отказался быть похожим на своего Отца, лишился своего подобия и был изгнан из Рая, из того места, где имел все возможности стать сыном Божиим, по-настоящему сродниться с Ним.

Название этой недели действительно подводит итог всему подготовлению к Посту . Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием.

Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству.

Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму : Изгнан бысть Адам из рая снедию, темже и седя прямо сего рыдаше, стеня... Увы мне, что пострадах окаянный аз: едину заповедь преступих Владычню, и благих всяческих лишихся! Раю святейший, мене ради насажденный быв, и Евы ради затворенный, моли тебе Сотворшаго, и мене Создавшаго, яко да твоих цветов исполнюся. Темже и к нему Спас: Моему созданию не хощу погибнути, но хощу сему спастися, и в познание истины прийти, яко грядущаго ко Мне не изгоняю вон. Изгнан был Адам из рая из-за пищи (из-за вкушения запрещенного плода), и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал... Увы мне, как пострадал я, окаянный: я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ! Рай святейший, ради меня насажденный, и ради Евы затворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами. И отвечал ему (Адаму) Спаситель: Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но Я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню.

Изгнание из Рая Церковь вспоминает перед началом Великого поста, как плач Адамов. Это плач того, кто лишен самого главного своего сокровища – быть похожим на Бога. С особенной силой звучат в этот день евангельские слова: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше(Мф.6:21).

Это плач каждого из нас, когда мы должны задуматься: а не изгонят ли меня из Рая? Вот так вот, с позором, со словами: "Не знаю кто ты..."

Так вот, вступая в Великий пост, давайте приложим все силы своей души, чтобы научиться подражать Христу, чтобы вырваться из плена, который заставляет нас работать греху, работать миру, удивляться его красоте, все время поворачиваться туда, где нас призывают быть свободными от Бога, от любви к Нему, от подражания Ему. Чтобы восплакать о своей души, и в ужасе встрепенуться, представив себя на месте Адама и Евы, изгнанных из Рая...

И тогда этот пост обязательно нас изменит, сделает настоящими христианами не по названию, а по смыслу, чтобы мы смотрели на мир иными глазами и видели, что наша красота – это Христос, наша жизнь – это Христос, наша пища – это Христос, наше питие – это Христос, воздух, которым мы дышим – это Христос.


На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона .… - здесь особенно чувствуются те слезы о вечности, об утерянном общении с Богом, о близкой возможности этого общения в Сионе. Услышать бы только, как плачут плененные иудеи на реках Вавилонских...

О Адам. Отец наш, пропой нам песнь Господню, чтобы слышала вся земля, и все сыны подняли умы свои к Богу, и усладились звуками небесной песни, и забыли горе свое.


«Вас нет здесь. Вы не прописаны», - это значит, что вы - бомж. Ваше имя расплылось от воды, или стёрлось на сгибе, или было неправильно записано в документе - всё это означает, что у вас начались большие и непредвиденные неприятности, а может, даже жизненная катастрофа.

Не надо пренебрегать «бумажкой». Она мистична, и не зря от неё так часто зависит жизнь. Наступит день, когда всё тайное станет явным. Об этом Дне сказано: Судьи сели, и раскрылись книги (Дан. 7, 10). Речь пойдёт о месте вечного жительства человека. Всякому захочется войти в ворота Небесного Иерусалима. Но, хотя Ворота его не будут


Предваряющая Прощеное воскресенье Неделя о Страшном суде говорит нам настойчиво о самооценке. Церковь призывает нас стать судьей своей жизни, прежде чем предстанем перед Лицом Божиим.

Но как это сделать? С чего начать? Прежде всего мы должны стать

И в последнее «Прощеное воскресенье» перед Великим Постом мы будем просить прощения, и давать прощение. Но просить прощения без того, чтобы принести плоды покаяния, – бессмысленно; оставаясь такими, какие мы есть сегодня, просить прощения за то, какими мы были вчера, нет смысла!

Подойдем теперь сначала к иконе Христа, нашего Бога и нашего Спасителя, Который дорогой ценой заплатил за власть простить; обратимся к Матери Божией, Которая отдала Своего Единородного Сына за наше спасение; если Она простит – кто нам откажет в прощении? А затем обратимся друг ко другу. А пока мы ходим, будем слышать уже не покаянное пение, но как бы настигающую нас еще издалека песнь Воскресения, которая станет громче на полпути, когда придет время поклонения Кресту, а потом заполнит этот храм – и весь мир! – в ночь, когда воскрес Христос, одержав победу.

…Образа, алтарь, распятие,
Покаянный плач летит.
Вы простите, сестры, братия:
Отвечают: Бог простит.

Ни грехов своих, ни горестей
Сердце нынче не таит.
Вы простите перед Господом,
Сестры, братия мои:

Незнакомые, знакомые,
Те, которых нет родней,
Вы простите беззакония
Суетной души моей.

Тихо плачу о спасении,
Осенив себя Крестом.
Свет весенний. Воскресение.

День последний пред Постом.

Прощеное воскресенье, исторически, это день, в который монахи одной египетской обители прощались друг с другом перед длительным великопостным путешествием по пустыне, из которого возвращались далеко не все, по причине засухи, болезней, диких зверей или банальной старости. Попросить перед долгой разлукой прощения у людей, с которыми прожил целый год под одной крышей, которых, наверняка, неоднократно огорчал своею жизнью за все это время и которых, возможно, никогда уже больше не увидишь – что может быть более естественным?

Хочется обратить внимание на содержание богослужебных текстов этого дня. "Седе Адам прямо [напротив] рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго" (стихира на Господи Воззвах, на "Слава:"). Но вместе с горьким рыданием, покаянием и плачем есть надежда на Христа Спасителя: "...но в последняя лета воплотивыйся от Девы, воззвав мя введи паки в рай" (вторая стихира на Господи Воззвах). Примечательна стихира на стиховне (на "Слава:"), она изображает плач и сокрушение Адама и ответ Господа: "...темже и к нему Спас: Моему созданию не хощу погибнути, но хощу сему спастися и в познание истины приити, яко грядущего ко Мне не изгоняю вон".

Первые три дня соблюдается очень строгий пост.

В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского .

Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона... все особенности первой недели поста

13 марта 2016

Дорогие братья и сестры!

Когда говорим об Адамовом изгнании, вспоминаем рай. Рай, которого никогда не видели. Отблески которого, как нам казалось, были в глазах любимых людей, в самые светлые мгновения жизни, в обстоятельствах, звуках, поступках, превосходящих наш повседневный опыт.

Мы как будто всю жизнь ходим вокруг той живой ограды, слыша звуки, обоняя ароматы, которые тревожат, удивляют, страшат.

Мы скорбим о потерянном, которого никогда не имели.

Поэтому у нас больше вопросов, чем ответов.

Что значит для нас рай?

Это вопрос из той же серии, что за радость благовествует нам Евангелие?

Действительно ли радует нас пришествие в мир Спасителя, или мы привыкли к этой вести и воспринимаем её как должное?

Вслушаемся в свое сердце: когда оно трепещет, когда замирает? Когда слышит весть о Земле или о Небе? О душе или о желудке?

Не лукавим ли мы, говоря, что земное нас не радует и не нужно нам, а ждем лишь небесного?

Когда такое говорит апостол Павел, понимаешь, что это опыт, которого нет у нас. Когда такое говорим мы… Дай Бог, чтобы это хоть немного было искренне.

Рай сейчас и сегодня это как? Это когда мы отказываемся от земной радости, или когда стараемся расширить, умножить, наполнить её?

У всех свои ответы. Одни навеяны суровым аскетическим трудом прославленных иноков, другие — нашим семейным и повседневным опытом, многовековым культурным наследием.

Иногда эти ответы пересекаются. Иногда расходятся очень заметно.

Не ждем ли мы с замиранием сердца и трепетом того, иного, высшего рая, как места, где только и удастся вздохнуть полной грудью? Места, где со страхом и надеждой произойдет Та Встреча, без которой бессмысленно всё в нашей жизни.

Мы готовимся войти в пост, чтобы войти в рай.

Как же нам снова подойти к вратам рая, помня, что и рай и ад начинаются уже здесь, на Земле?

“Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света”.

Вот те практические шаги, которые приводят нас к раю, как в сегодняшнем чтении свидетельствует апостол Павел.

Мы готовы на какое-то воздержание, чтобы расчистить место для радости.

“Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти…»

Страшен обличающий нас херувим чистоты, охраняющий врата, которые мы никак не можем увидеть, пока не изменим взгляд.

«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
Кто ты, осуждающий чужого раба?” (Рим. XIII, 11 — XIV, 4)

Если апостол Павел начинает сегодня говорить о пробуждении, то апостол Матфей говорит, что без прощения обид друг другу не будет ни поста, ни рая. (Мф. VI, 14-21).

Рай невозможен, если ты унылый, мрачный, потому что хочешь казаться кем-то в глазах людей. Потому что ты фальшивый.

Наше сокровище там, куда стремиться наше сердце. Не получится ли так, что мы перепутали сокровища, и наш пост приведет нас не к Пасхе Жизни, а к очередной календарной дате разговения?

Верный ли компас наше сердце? К сокровищу ли оно нас ведет или обратно, в тюрьму эгоизма?

«Адам! Где ты? Ты все еще судишь чужого раба? Возвращайся…!» Аминь!.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В нынешний день, дорогие братья и сестры, мы с вами завершаем подготовку к Великому посту. Сегодня мы находимся на пороге великих и спасительных дней Святой Четыредесятницы. Но стоящие в храме, то есть мы с вами, приступаем к посту с разными мыслями. Кто-то приступает с надеждой провести дни Великого поста богоугодно, благочестиво, чтобы эти дни послужили во благо душе. Кто-то, возможно, скорбит, что ему придётся накладывать на себя определённые лишения, придётся лишать себя каких-то маленьких человеческих радостей. Кто-то жалеет себя… Церковь намеренно в этот день фокусирует наше с вами внимание на смысле поста. Для какой цели мы приступаем к этим святым дням? Сегодняшний воскресный день именуется «Воспоминание изгнание Адама из рая». Церковь напоминает нам о том, что первые люди – Адам и Ева – стали венцом творения. Человек, разумное творение, был создан Богом, чтобы наследовать землю, быть владыкою земли, жить в мире, любви и согласии со своим Творцом. С первых страниц Библии мы с вами узнаём о том, что наши прародители Адам и Ева по своим качествам отличалась от нас. Они каким-то чудесным образом, как говорит Священное Писание, напрямую общались с Богом, то есть имели этот великий дар и возможность общаться со своим Творцом. Св. Писание говорит нам о том, что человек был создан по образу и подобию Бога. Образ заключается в том, что человек создан такой же свободной личностью, как и сам Бог. А подобие Божие заключается в том, что в человеке была заложена великая возможность возрастать от силы в силу. То есть возможность совершенствоваться, становиться всё ближе и ближе к своему Творцу. Поэтому человек и называется богоподобным существом. В человеке по промыслу Божьему был заключён величайший потенциал.

Но мы с вами знаем, что наши прародители изменили своему первоначальному предназначению. Мы не должны думать о том, что Адам и Ева, когда совершили первое грехопадение, задумали нечто злое. Мы с вами знаем, что они стали жертвой обмана. Это враг рода человеческого, дьявол, который восстал против своего Творца, изобрёл такой коварный план, чтобы изменить мир. Нужно было нанести удар по венцу творения, по возлюбленному творению Бога, то есть по человеку. И враг рода человеческого в своих целях использовал тот потенциал, который был в человеке: желание совершенства и желание приблизиться к своему Творцу, то есть желание богоподобия. Поэтому и приступил с искушением, чтобы человек нарушил единственную заповедь, которая ему была дана. Мы с вами знаем, что в Эдемском саду находилось дерево, которое именовалось деревом познания добра и зла. Это, конечно, нельзя понимать буквально. Весь Ветхий Завет и особенно его первые книги наполнены глубоким символизмом. Конечно, Адам и Ева знали, что есть зло, есть дьявол. Но человеку была дана заповедь, чтобы человек через свой опыт, сам лично не познал, что такое зло, потому что зло – это зараза. Зло – это болезнь. Дьявол приступает к человеку и предлагает ему познать, что есть зло. И говорит ему: «Ты это сделаешь, и вы станете, как Боги». Дьявол использует благое намерение человека возрастать духовно. Дальше мы с вами знаем, что произошло. Человек поддался этому искушению и через грех в наш мир вошли болезни, вошли скорби, и вошла смерть. Бог не сотворил смерть. Человек должен был жить вечно. Но Господь, видя, что зло полностью изменило человеческую природу, и даже само мироздание (а мы знаем, что даже животные, которые населяли Эдемский сад, не враждовали друг с другом, не поедали друг друга. Все жили в абсолютной гармонии, и вдруг – всё изменилось), изгоняет человека из рая. Но Бог это делает не потому, что он разгневался на человека, а по великой любви к человеку. Бог лишает человека возможности жить в райском саду и лишает его бессмертия, потому что если бы человек был бессмертен и дальше находился в Эдемском саду, то тогда невозможно было бы победить зло. Невозможно было бы победить грех. И поэтому Господь удаляет человека из Эдемского сада. Мы с вами знаем, что потом всю свою жизнь Адам день и ночь проводил в слезах. Всю свою жизнь Адам раскаивался за содеянное преступление. Святые отцы говорят о том, что Адам был преисполнен всякой добродетели. Но одной добродетели у него не было, добродетели смирения. Адам не знал, что такое смирение, что такое жить без Бога. Он знал, что такое жить с Богом, ежедневно с ним общаться, а что такое жить без Него он не знал. Можно привести наглядный пример из жизни, который ещё глубже помогает понять то, что произошло с человеком. В недавнем прошлом водолазам, работающим на глубине, воздух подавался по специальному шлангу. Находящиеся наверху руководили человеком, давая сигналы, куда ему идти и что делать. Представьте себе, что если бы такому водолазу пришла мысль возмутиться, почему им кто-то руководит, говорит, куда надо двигаться, и почему кто-то даёт воздух. И он взял бы и отрезал шланг. Что бы с ним произошло? Конечно бы, такой человек погиб, и мы бы сказали, что он безумец. То же самое, братья и сестры, в лице наших прародителей сделало человечество, которое сказало, что «мы не хотим жить под управлением Божием. Мы не хотим, чтобы Господь нам говорил, что хорошо, а что плохо. Мы сами должны опытно познать, что есть добро и что есть зло». Адам, всю жизнь оплакивавший свой поступок, в итоге был прощён Господом. Мы сейчас почитаем Адама и Еву, как наших святых прародителей. Эти люди были обречены на страдания. Они в поте лица должны были возделывать землю, чтобы получать себе пропитание. Они должны были терпеть скорби и лишения. Церковь говорит нам сегодня о том, что вступая в дни Великого поста, мы тоже добровольно принимаем на себя определённые лишения. Мы добровольно лишаем себя того, что доставляет нам в жизни какую-то радость или удовольствие. Путь возвращения человека к Богу невозможен без страданий. Сам Господь Иисус Христос, который именуется вторым Адамом, показал нам, что единственный возможный путь возвращения человека к Богу – это путь через страдания. Поэтому Христос и говорит в Евангелии, что если кто хочет за Мной идти, возьми крест свой и за Мной иди. Поэтому Церковь и напоминает нам о нашем состоянии. О том, что мы – дети Адама, что мы – его потомки, и несём на себе печать этого греха. Всё негативное, что происходит в нашей жизни, в наших сердцах и в наших душах – это отклик того, что было совершено много тысяч лет тому назад. При этом грех, вошедший в мир, разделил людей между собой. Он разделил человека и с природой, и с Богом. Если мы посмотрим на нашу жизнь, то увидим, что самое негативное в ней – это разделение, которое приносит нам неимоверные страдания. Разделено наше общество, разделены мы со своими близкими. Мы ссоримся, враждуем, вынашиваем планы отмщения. Всё это говорит о нашем разделении. Поэтому нынешний день называется Прощёным воскресеньем. Церковь призывает нас к тому, чтобы мы испросили прощения у тех людей, кто нас обидел. Мы должны простить и сами испросить прощения. Этот момент очень важный. Это не просто некая формальность потому, что так принято. Мы должны понимать, что вступая в паломничество Великого поста, в паломничество по пути к празднику Пасхи, необходимо заложить твёрдое основание: простить и быть прощёнными. Мы должны сделать первый шаг к преодолению разделения, которое существует между нами. К преодолению той пропасти, которая есть между нами и Богом, между нами и другими людьми. Если мы сделаем этот первый шаг, то Господь непременно поможет нам. Господь даст нам силы, даст Свою благодать и поддержит нас. Даст нам возможность преодолеть негативные последствия греха, которые так сильно отравляют нам нашу жизнь. Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в одном из своих произведений устами старца Зосимы говорит о том, что все мы повинны друг перед другом. Это не высокопарные слова. Если мы глубоко посмотрим на свою жизнь, то поймём, что должны просить прощения, практически, у каждого человека, потому что любой наш грех, даже самый незначительный, вносит разделение в этот мир. Как некогда грех Адама (т. е. грех одного человека), полностью изменил этот мир, из-за чего мы страдаем, так и мы, совершая грех, злой поступок, тоже вносим в этот мир разделение, заставляя страдать других людей. Каждый грех имеет последствия, даже самый, как нам кажется, незначительный и малый. Поэтому мы, действительно, все повинны друг перед другом. И как через одного человека грех вошёл в мир, так и через поступки каждого из нас можно уменьшать действие греха в мире. Если мы будем стремиться к святой и добродетельной жизни, будем менять себя, а не пытаться изменить мир вокруг себя, обвиняя всех в своих бедах и злоключениях, то в мире обязательно начнутся изменения. Наше общество, мы с вами, наши семьи будем становиться другими. До тех пор, пока мы этого не поймём, ничего в нашей жизни не изменится. Каждый должен начать с себя. От каждого из нас зависит то, как мы живём, и как живёт наше общество. От каждого из нас зависит, как скоро придёт на землю Христос, который будет нас судить по нашим делам. В этот день, братья и сестры, мы должны обратиться к Богу с молитвой: «Господи, помоги нам, укрепи нас в это предстоящее время святого и Великого поста!» Аминь. Проповедь в неделю об изгнании Адама из рая (сыропустную) Проповедь в неделю об изгнании Адама из рая (сыропустную)