Родился император Александр II. Личность и воспитание императора Александра II

Родился император Александр II. Личность и воспитание императора Александра II

Помогите пожалуйста решить тест.
Российская империя в царствование Александра II.
Вариант 1.
Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?
А) Ф. Лагарп;
б) В.А. Жуковский;
в) С.С. Уваров.
Кому принадлежат слова о том, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу»?
а) А.И.
Герцену;
б) председателю редакционных комиссий Я.И. Ростовцеву;
в) Александру III,
3. Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864г.?
а) состязательность сторон в ходе судебного процесса;
б) наказание розгами виновных;
в) гласность суда;
г) отделение полиции от следствия;
д) создание особого суда для дворян;
е) введение суда присяжных;
ж) бессословность суда.
Земские учреждения не решали вопросов…
а) строительства дорог;
б) строительства школ и больниц;
в) организации судебных органов;
г) развития торговли и промышленности.
Представители какого сословия преобладали в земствах?
а) крестьяне;
б) дворяне;
в) купцы;
г) мещане.
Какие крестьяне считались временнообязанными?
а) не заключившие выкупной сделки с помещиком;
б) крестьяне сибирских губерний;
в) государственные крестьяне.
Для чего были созданы Редакционные комиссии?
а) для составления единого проекта закона об освобождении крестьян;
б) для редакции журналов и газет;
в) для сбора статистических данных о крестьянских наделах.
По реформе 1861 г. земля после уплаты выкупа становилась…
а) собственностью крестьянской семьи;
б) собственностью крестьянской общины;
в) государственной собственностью.
9. Как крестьяне должны были платить за землю по реформе 1861 г.?
а) сразу 100% стоимости надела помещику;
б) в течение 49 лет государству, которое заплатило за них помещику;
в) 100% стоимости надела помещику в течение 59 лет.
10. Труд крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался…
а) месячина;
б) испольщина;
в) барщина;
г) отработки.
11. Военная реформа 1874г.:
а) вводила всеобщую воинскую повинность;
б) сохраняла 20-летний срок службы;
в) объявляла новый рекрутский набор;
г) сокращала сроки службы до 6 лет.
12. Новая промышленная база, основанная на добыче нефти в 70-е годы XIX в.была заложена:
а) на Донбассе;
б) в Сибири;
в) в районе Баку;
г) в Средней Азии.
Соотнесите событие и дату:
1) начало перевода крестьян на выкуп а) 1878;
2) судебная реформа б) 1марта 1881;
3) убийство Александра III в) 1863;
4) Берлинский конгресс г) 1864.
Как называлась первая народническая организация в России?
а) «Земля и воля»;
б) «Чёрный передел»;
в) «Народная воля»;
г) «Освобождение труда».
К какому направлению общественной мысли относились Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжение реформ?
а) либеральное;
б) радикальное;
в) консервативное;
г) реакционное.
Какое имя лишнее и почему?
а) И.В. Гурко;
б) П.Д. Зотов;
в) М.Д. Скобелев;
г) П.С. Нахимов.
17. На Берлинском конгрессе произошло:
а) пересмотр положений Сан-Стефанского мирного договора;
б) создание новой коалиции против России;
в) признание решений Сан-Стефанского мирного договора.
18.С какой страной в 1860г. был подписан договор, закрепивший Уссурийский край за Россией?
а) с Японией;
б) с Китаем;
в) с США;
г) с Кореей.
Расставьте в хронологической последовательности:
а) Сан-Стефанский мирный договор;
б) отмена крепостного права в России;
в) введение всеобщей воинской повинности;
г) судебная реформа.
Распределите в 2 столбца термины, относящиеся к истории России до 1861г.(1) и после 1861 г.(2).
а) оброк;
б) выкуп;
в) тягло;
г) отрезки;
д) временнообязанные;
е) барщина;
ж) чересполосица.

Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система. Приемник его был совсем иной человек. Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влиянием. Отец не получил в своё время хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему важному делу правления государством. Александр вступал на престол тридцати шести лет от роду (родился в 1818г.), зрелым человеком, достаточно опытных в делах. Русские люди ждали от него много доброго – и не ошиблись.

Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего “наставника” – известного поэта В.А.Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный “план учения” цесаревича, утверждённый императором Николаем. По этому плану целью всего учения было сделать будущего государя человеком просвещённым и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился и имел хороших учителей; между прочим, знаменитый Сперанский вёл с ним “беседы о законах”. Домашние занятия добавлялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было большое путешествие по России и Западной Сибири (в 1837г.). Двадцати трёх лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен – Дармштадской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия.

С этого времени началось служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своей кончиною: “Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, всё тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое… Провидение судило иначе.”

Провидение судило иначе. Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время. Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Всё внимание нового государя было устремлено в эту сторону.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса. Она получила название эпохи Освобождения, или эпохи Великих реформ . В сознании современников и потомков она прочно соединилась с именем императора Александра II .

Александр II — сын царя, воспитанник поэта.

Будущий император родился 17 апреля 1818 г. В то время царствовал его дядя, Александр I, но поэт В. А. Жуковский, видимо, догадывался, какая судьба ожидает младенца. В стихотворном послании к его матери, великой княгине Александре Федоровне, поэт высказал пожелание, чтобы «на чреде высокой» ее сын не забыл «святейшего из званий: человек».

Прошло восемь лет, и император Николай I предложил Василию Андреевичу должность наставника великого князя Александра Николаевича.

Жуковский был близок ко двору, но не гнался за придворной карьерой. Предложение не привело его в восторг, ибо он знал придворный быт русских царей, пронизанный духом милитаризма.

Наставники императоров России

Но и отказываться от должности, как он понимал, не следовало, раз судьба даровала ему редкую возможность повлиять на будущее России.

Жуковский составил план учения и подал его на высочайшее утверждение. По сути это были те условия, на которых он брался за дело. Во главу угла ставилось изучение отечественной истории, а военному делу отводилось всего шесть недель во время летних каникул. В письме матери наследника поэт предостерегал от увлечения «воинственными игрушками».

«Государыня, простите мои восклицания, — писал он, — но страсть к военному ремеслу стеснит его душу; он привыкнет видеть в народе только полк, в отечестве — казарму» .

План получил одобрение императора, и поэт вступил в должность наставника. Но в обстановке, в которой рос цесаревич, ничто не изменилось. Едва ли не каждый вечер устраивались военные игры, в которых участвовали родители.

Императрица назначала Николая I «начальником штаба» то к одному из сверстников Александра, то к другому, а то и к нему самому. Николай стал вмешиваться в учебные дела. «Я заметил, — сказал он однажды, — что Александр показывает вообще мало усердия к военным наукам.

Я буду непреклонен, если замечу в нем нерадивость по этим предметам; он должен быть военный в душе».


Александр Николаевич цесаревич c наставником В.А.

Жуковским. Гравюра. 1850-е гг.

Жуковский, видя, как рушится составленный им план, постепенно отходил от воспитания и надолго уезжал за границу.

Но он полюбил резвого и отзывчивого мальчика, и между ними не прекращалась переписка. «Владычествуй не силою, а порядком, — наставлял поэт будущего царя, — истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа… Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю».

Александр рос здоровым и веселым.

Он хорошо плавал и стрелял, успешно учился. Хотя воспитатели замечали в нем отсутствие упорства в достижении цели. Столкнувшись с трудностями, он нередко впадал в апатию. Отличался он большой впечатлительностью. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Он боялся его и восхищался им. В 18 лет, явно не по заслугам, цесаревич получил чин генерал-майора. Военного дела в той степени, как Николай (отличный военный инженер), он все же не постиг.

Но мишуру парадов, смотров и разводов он знал до мелочей и самозабвенно любил. Всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. В этом отношении он напоминал Александра I.

Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в 1837 г.

Его сопровождал Жуковский. За семь месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с декабристами. В Вятке им рассказывал о богатствах местного края ссыльный Герцен. По возвращении наследник просил о смягчении участи декабристов. Тогда же Герцен был переведен во Владимир.

Кроме парадов и балов, было у Александра еще одно увлечение, чисто спортивное, которое странным образом повлияло на события в стране. Он страстно любил охоту, и, конечно, не мог пройти мимо «Записок охотника» И.

С. Тургенева. Впоследствии он говорил, что эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

§Накануне отмены крепостного права
§Революционная газета «Колокол»
§Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов
§Подготовка крестьянской реформы
§Крестьянская реформа 1861 года

Александр II – российский император из династии Романовых. Прославился прежде всего отменой крепостного права, за что и получил эпитет Освободитель.
Биография Александра II: молодые годы
Александр Николаевич Романов родился в Москве 17 апреля 1818 года.

В честь появления у императора Николая I и императрицы Александры Федоровны наследника в Москве по традиции был дан грандиозный салют.

Александр II получил блестящее домашнее образование. Любопытный факт из биографии императора: его основным наставником был известный русский поэт Василий Жуковский. Законодательство Александр изучал под чутким руководством Михаила Сперанского, военное дело преподавал Карл Мердер, закон Божий – Герман Павский.
В апреле 1834 года, достигнув совершеннолетия, Александр принял присягу и вошел в состав государственных институтов Российской империи, став членом Сената, Синода (в 1835 году), а несколько позже – членом Государственного совета и Комитета министров.

В 1837 году Александр отправился в большую поездку по российским губерниям — Сибирь, Закавказье, центральная часть страны, а в 1838 году предпринял путешествие в Европу.
Обязательной частью биографии наследника престола должна была стать военная служба.

Уже через два года после принятия присяги, в 1836 году, Александр стал генерал-майором, в 1844 году – генералом. В 1853 году началась Крымская война, и на будущего императора легла обязанность командовать войсками столицы.
В самом конце зимы 1885 года отец Александра, Николай I, скончался от стремительного воспаления легких. Получив хорошее образование, солидный военный опыт, став членом Сената и Государственного совета, Александр, однако, к этому времени так и не выработал сколько-нибудь определенных политических взглядов и концепции развития страны.

2. ПЕРВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ

Положение усугублялось тем, что «в наследство» от Николая ему достался целый ряд нерешенных проблем: положение крестьян, запутанный и неоднозначный польский вопрос, проигранная Крымская война.
Биография Александра II: зрелые годы
Одним из первых важных решений в биографии Александра-самодержца стало в 1856 году заключение Парижского мира.

По случаю восшествия на престол нового императора была объявлена амнистия участникам Польского восстания 1830 – 1831 годов и декабрьского восстания 1825 года, а также петрашевцам. Кроме того, в честь коронации императора были приостановлены рекрутские наборы.
Безусловно, одним из самых сложных и болезненный оставался крестьянский вопрос. Прекрасно осознавая необходимость давно назревших перемен, Александр в 1858 году дал согласие на реализацию подготовленной либералами реформы, предполагающей возможность выкупа крестьянами земли в собственность.

В 1861 году им был подписан Манифест об отмене крепостной зависимости. Согласно положениям манифеста, крестьяне не только получали свободу и право лично распоряжаться своим имуществом, но и могли создавать органы общественного самоуправления.
Кроме того, в годы правления Александра I были претворены в жизнь реформы, сыгравшие немаловажную роль в развитии государства.

Так, в 1864 году были проведены земская и судебная реформы, в 1870 – городская. В 1860-е в рамках реформирования системы образования в стране были созданы реальные училища, а университеты стали частично автономными. При Александре II в России открылись первые высшие курсы для женщин.

Царствование Александра II ознаменовалось несколькими важными военными событиями: в состав империи вошла значительная часть Туркестана, начались военные действия против Турции (1877 – 1878 годы). Для долгосрочного пользования была передана Америке Аляска, ставшая впоследствии одним из ее штатов.

Император был женат дважды. В браке с первой супругой Марией Александровной, в девичестве принцессой Гессен-Дармштадтской, родились Александра, Николай, Александр (будущий российский император), Владимир, Алексей, Мария, Сергей и Павел.

Вторая супруга, княжна Екатерина Михайловна Долгорукая, подарила Александру четверых детей: Георгия, Ольгу, Бориса и Екатерину.
Темными страницами в биографии Александра стали несколько серьезных покушений. Наиболее известным стал выстрел Дмитрия Каракозова, однако известно о еще по крайней мере четырех попытках.

Последнее покушение стало роковым. Комитетом партии «Народная воля» решение об убийстве императора было принято еще летом 1879 года, а в марте 1881 бомба, брошенная Игнатием Гриневицким, смертельно ранила Александра. Считается, что Александр II погиб именно в тот день, когда намеревался одобрить проект конституции России, подготовленный графом графа Лорис-Меликовым.
Наиболее важным итогом царствования Александра по праву считается крестьянская реформа и отмена крепостного права: не случайно в его биографии фигурирует эпитет «Освободитель».

Памятники Александру II установлены в Санкт-Петербурге, Москве, Софии, Хельсинки, в городе Генерал-Тошево. Памятник в Москве был торжественно открыт в 2005 году. Памятник Александру II в Киеве просуществовал всего 8 лет и в 1919 году был уничтожен большевиками.

© Биография Императора Александра II. Биография Царя Александра II. Политический портрет Императора Александра II. Исторический портрет Императора Александра II.

Психологический портрет Императора Александра II

Author by .Posted in Археология.

Кто был наставником Александра 2.

Воспитание и характер императора Александра II

  1. Генерал-лейтенант П. П. Ушаков главный воспитатель.
    Поэт Жуковский, Василий Андреевич самый известный из учителей царской семьи. Благодаря литературной среде, в которой он являлся яркой фигурой, о нм в роли учителя великих князей и княжон сохранился ряд литературных анекдотов.

    Его также высоко оценивают как воспитателя будущего Александра II, принявшего решение отменить крепостное право, возможно, под влиянием прогрессивных взглядов Жуковского. В 1816 Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фдоровне.

    В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты будущей императрицы Александры Фдоровны, а в 1826 занял должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. В 1837 Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири; в 183839 Жуковский путешествовал с ним по Западной Европе.
    Протоиерей Герасим Павский учитель Закона Божия и Священной истории
    Капитан К.

    К. Мердер военный инструктор.
    М. М. Сперанский законодательство.
    К. И. Арсеньев статистика и история.
    Е. Ф. Канкрин финансы.
    Ф. И. Брунов внешняя политика.
    Академик Коллинз арифметика.
    К. Б. Триниус естественная история.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Современники говорили о нем как о человеке c чистой душой и редким благородством. Его талант, политические взгляды и мировоззрение симпатизировали венценосным особам. Поэту удалось завоевать расположение царской семьи, которая смогла доверить ему самое дорогое - воспитание будущего наследника престола.

сайт вспоминает, как незаконнорожденный сын пленной турчанки смог стать учителем при царском дворе, имея возможность влиять на историю России, формируя характер будущего правителя.

Чужая фамилия

9 февраля 1783 года в Тульской губернии в усадьбе помещика Афанасия Бунина служанка родила мальчика, которого назвали Василием. Матерью ребенка была молодая восточная женщина, которая занималась воспитанием дочерей хозяина. По приданию, турчанка появилась в Тульской губернии в 1774 году. Якобы 16-летнюю девушку Сальху вместе с ее младшей сестрой Фатьмой привез в подарок помещику крестьянин, который вел торговлю с военными, принимавшими участие в Русско-турецкой кампании 1768-1774 годов. 11-летняя девочка вскоре умерла, а ее старшая сестра стала жить в усадьбе.

Как писала в своих воспоминаниях Анна Зонтаг, племянница Василия Жуковского, молодость и красота юной особы, которую после крещения стали звать Елизаветой Дементьевной Турчаниновой, не остались без внимания помещика.

«Сальха, как невольница, по своим магометанским понятиям, покорилась ему во всём, но всё так же была предана душою Марье Григорьевне, которая, заметя связь мужа своего с турчанкой, не делала ему ни упрёков, ни выговоров, а только удалила от Сальхи дочерей своих… Она считала себя второю женою, но всегда оставалась покорною первой жене, как госпоже своей, от которой не слыхала никогда неприятного слова», - отмечала она, подчеркивая, что супруга Бунина никогда не винила в случившемся соперницу.

Крестными родителями новорожденного мальчика стали одна из дочерей Бунина и бедный дворянин Андрей Жуковский, который согласился усыновить ребенка. Так незаконнорожденный сын помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки получил фамилию, которую позже прославил на всю страну.

Портрет Жуковского О. А. Кипренский, 1815, Третьяковская галерея. Фото: Commons.wikimedia.org

Правда, доброе сердце Марьи Григорьевны Буниной уже успело полюбить малыша. Вскоре ребенка вернули в усадьбу, где он стал для старших любимым сыном, а для детей помещика - настоящим братом.

Мальчик получил хорошее образование, которое позволило ему в 14-летнем возрасте поступить в Московский университетский благородный пансион. В этот же год он дебютировал в печати с «Мыслями при гробнице».

Позже, работая в «Вестнике Европы», он увлекся романтизмом, а в 1815 году стал одним из главных участников литературного общества « Арзамас».

Царский наставник

В 1816 году началась его карьера при дворе. В это время он стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Его знания, воспитание и обхождение сложили о нем самое приятное впечатление. Позже ему было предложено стать учителем русского языка для принцессы Шарлотты, будущей императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. А в 1823 году он занялся обучением принцессы, принадлежавшей к королевскому дому Вюртемберг, - Фридерики Шарлотты Марии. В Петербург она прибыла, чтобы сочетаться узами брака с Великим князем Михаилом Павловичем.

Когда на престол взошел Николай I, то одним из важных «семейных» вопросов стал выбор наставников для сына императора - Александра Николаевича. Высокое доверие было оказано Василию Жуковскому. С наследником он занимался русским языком и литературой, но при этом особое внимание уделял нравственным качествам юноши, стараясь «воспитать не царя, а гражданина».

При этом он опасался излишнего увлечения юного Александра военным делом. Сохранилось эмоциональное письмо, которое Жуковский написал императрице, узнав, что 8-летний наследник принял участие в разводе войск.

«Я в газетах прочитал описание развода, на котором наш маленький Великий Князь явился верхом и пр. Эпизод, государыня, совершенно излишний в прекрасной поэме, над которой мы трудимся. Ради Бога, чтобы в будущем не было подобных сцен. Конечно, зрители должны восхититься появлением прелестного младенца; но какое же ощущение произвело подобное явление на его разум? Не понуждают ли его этим выйти преждевременно из круга детства?» - вопрошал он.

При этом он подчеркивал, прося прощение за свои восклицания, что страсть к военному ремеслу может стеснить душу Александра: «он привыкнет видеть в народе только полк, в Отечестве — казарму».

По мнению историков, именно Жуковский оказал немалое влияние на формирование личности будущего императора Александра II, который вошел в историю под эпитетом Освободитель.

В 1841 году Василий Андреевич ушел в отставку в связи с совершеннолетием наследника. В этом же году 58-летний поэт решил жениться на дочери придворного художника российского императорского двора Евграфа Рейтерна - 20-летней Елизавете.

В этом браке у них родились двое детей. В 1842 году на свет появилась дочь Александра, а в 1844 - сын Павел. Семья перебралась жить в Германию, где 12 (24) апреля 1852 года Василий Жуковский скончался в возрасте 69 лет. Тело его было доставлено в Россию и погребено в Александро-Невской лавре.

Морганистическая супруга великого князя

Интересна судьба дочери великого поэта. После смерти родителей Александра вернулась в Россию, где была назначена фрейлиной двора. Там она привлекла внимание великого князя Алексея Александровича, четвёртого сына императора Александра II.

К моменту их знакомства ему было всего 19 лет, а ей - 27. Молодой человек воспылал к ней страстью и, по некоторым данным, обвенчался с Жуковской в сентябре 1868 года. Одобрить такой союз родители великого князя не могли. Император и Синод добились расторжения брака. Страдающего юношу отправили на два года в кругосветное плавание, а его беременную возлюбленную выслали за границу. В ноябре 1871 года в Зальцбурге она родила сына, которого назвала в честь отца - Алексеем.

Несмотря на чувства, счастья этой паре не довелось узнать. Под давлением родных, возлюбленные были вынуждены прервать отношения.

Года. Наставником Александра II был русский поэт В.А. Жуковский , воспитателем - К.К. Мердер , одним из законоучителей - известный протоиерей Герасим Павский .

Изменявшая основы аграрных отношений в России, Крестьянская реформа имела сложный характер. Даровав крестьянам личную свободу, личный земельный надел и возможность выкупа земли у землевладельцев, она вместе с тем сохранила большую часть земли в собственности дворянства. Реформа сохранила и крестьянскую общину как традиционную форму крестьянского самоуправления в России, узаконив, однако, свободный выход крестьян из нее. Изменив весь уклад сельской жизни, реформа существенно повлияла и на развитие городов, ускорив их рост за счет превращения части освобожденных от крепостной зависимости крестьян в горожан, ремесленников и рабочих.

Земская реформа

Принципиальный характер имела Земская реформа г., в итоге которой были созданы органы местного самоуправления (губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы – губернские и уездные земские управы). В г. Земская реформа была дополнена «Городовым положением», на основании которого были образованы городские думы и управы.

Судебная реформа

Политика

Приоритетами европейской политики Александра II были восточный вопрос и пересмотр итогов Крымской войны , обеспечение общеевропейской безопасности. Александр II ориентировался на союз с центрально-европейскими державами – в г. был заключен «Священный союз трех императоров», Австро-Венгрии , Германии , России .

В царствование Александра II была завершена Кавказская война 1817–1864 , присоединена значительная часть Туркестана (1865–1881), установлены границы с Китаем по рекам Амур и Уссури (1858–1860).

Благодаря победе России в войне с Турцией (1877–1878) с целью оказания помощи единоверным славянским народам в их освобождении от турецкого ига получили независимость и начали суверенное существование Болгария , Румыния и Сербия . Победа была одержана во многом благодаря воле Александра II, настоявшего в самый трудный период войны на продолжении осады Плевны , что способствовало победоносному ее завершению. В Болгарии Александр II был почитаем Освободителем. Кафедральным собором Софии является храм-памятник св. блгв. вел. кн. Александра Невского , небесного покровителя Александра II.

В эпоху царствования Александра II Россия переживала сложный период своей социально-политической истории. Воинствующий нигилизм , атеизм и крайний социальный радикализм стали идейным фундаментом политического терроризма, который приобрел особо опасный характер к концу 70-х гг. В борьбе с государством конспираторы-экстремисты ставили своей главной целью цареубийство. Со 2-й пол. 60-х гг. жизнь Александра II находилась в постоянной опасности.

Всего на Александра II было совершено пять неудачных покушений:

  • 4 апреля года - покушение Д. Каракозова во время прогулки императора по Летнему саду. В память о спасении Александра II на месте проишествия в 1866-1867 годах в ограду Летнего сада была встроена Александро-Невская часовня по проекту Р. А. Кузьмина.
  • 25 мая года - покушение поляка А. Березовского во время официального визита императора во Францию .
  • 2 апреля года - покушение члена общества "Земля и воля" А. Соловьева.
  • 19 ноября 1879 года - взрыв царского поезда под Москвой.
  • 12 февраля года - взрыв царской столовой в Зимнем дворце.

Проявляя исключительное гос. и личное мужество, Александр II продолжал курс реформ, осуществление которых считал исторической необходимостью и делом своей жизни.

Литература

  • Чичагов Л. М. [сщмч. Серафим]. Пребывание царя-освободителя в Дунайской армии в 1877 г. СПб., 1887. СПб., 1995р;
  • Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного белого духовенства в царствование императора Александра II. Каз., 1898;
  • Папков А. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902;
  • Татищев С. С. Император Александр II, его жизнь и царствование. СПб., 19112. 2 т.;
  • Яковлев А. И. Александр II и его эпоха. М., 1992;
  • Захарова Л. Г. Александр II // Российские Самодержцы (1801–1917). М., 1993;
  • Смолич И. К. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 8. 2 ч.;
  • Римский С. В. Православная Церковь и государство в XIX в. Р.-н./Д., 1998.

Источники

  • А.В. Прокофьев, С.Н. Носов. Александр II, Император Всероссийский (Статья из I тома «Православной энциклопедии»)
  • Ляшенко Л.М. Александр II, или История трех одиночеств , М.: Мол.гвардия, 2003