Российский союз за здоровое развитие детей. Диссертант: Лазарев Михаил Львович Лазарев михаил львович

Российский союз за здоровое развитие детей. Диссертант: Лазарев Михаил Львович Лазарев михаил львович

Михаил Львович Лазарев – док­тор медицинских наук, основоположник дородового обучения в России, даёт научное обоснование метода

Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется опреде­ленный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период вну­триутробного развития плода.

С другой стороны, существовала до­стоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определя­ет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка.

В связи с этим в последние десятиле­тия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности вос­питательного процесса в дородовом периоде жизни человека с целью сохране­ния и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

С конца семидесятых годов появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины - дородовое воспитание.

С созданием новой медицинской ап­паратуры (ультразвук, волоконная опти­ка, гидрофонные акустические системы аудиозаписи) появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутроб­но ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный ха­рактер, теряя до 30% своей громкости. Наиболее громким звуком оказался шум работы материнского сердца.

Известно, что у четырехнедельного зародыша уже определяется сердечная пульсация - 145 ударов в минуту, то есть сердце начинает свою деятельность задолго до того, как возникает необхо­димость в его основной - насосной - функции. Пятинедельный зародыш уже реагиру­ет на стимулы. С помощью специальной аппаратуры, позволяющей проникнуть в полость матки, удалось показать, что прикосновения к его тельцу вызыва­ют ответную двигательную реакцию. С восьмой недели развития у плода отмечается бурный рост клеток мозга. С двенадцатой недели лицо зароды­ша начинает приобретать собственные черты и отражать то, что происходит в окружающей среде. В четырнадцать недель плод начинает реагировать на звук. Выявлено, что дети способны внутриутробно воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них.

К концу 1980-х годов беременные женщины начали слушать музыку че­рез аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слушали нравящуюся им музыку.

Еще никогда в истории развития человечества между беременной жен­щиной и ее ребенком не было таких осознанных отношений. Но корни этого явления исторически очень глу­боки. Например, в Китае 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка - беременные женщины ежедневно занимались многочасовым пением; в Японии беременных жен­щин помещали в специальные общи­ны, расположенные в красивой мест­ности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. До последнего вре­мени в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религи озные песни. А в Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и ритмические действия с беременными женщинами.

Всемирно известный калифорний­ский врач-акушер Рене Ван де Кар 60 лет занимается разработкой методики работы с беременной женщиной и пло­дом. Он использует тактильное воздей­ствие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяю­щимися односложными словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10-20 минут, начиная с середины бере­менности до родов.

Во Франции большую известность получил метод родов Мишеля Адена, который включает в программу подго­товки к родам сеансы хорового пения беременных женщин.

В научных дородовых программах ис­следовались разные подходы к общему элементу - звуковым вибрациям, до­стигающим мозга малыша. Оказалось, что наиболее важным источником запечатляемой информации является постоянное биение сердца. Из всех видов звуков именно сердечный ритм вызывает отклик в человеческом пове­дении: успокаивает плачущего ребенка, увеличивает вес новорожденного, умень­шает время засыпания, является базисом основных психических структур.

С помощью гидрофонных систем уда­лось записать уровень громкости ударов материнского сердца, которое 24 часа в сутки внутриутробно слышит будущий ребенок. Громкость внутриутробных звуков оказалась на 35 децибел выше, чем громкость внешних звуков.

Следующим научным фактом, опре­деляющим значимость сердечных зву­ков, стал тот факт, что сердце будущего ребенка начинает биться через три не­дели после зачатия, а надобность в нем как в моторе возникает только через два месяца.

Американский пренатальный психолог Брент Логан предложил гипотезу о том, что сердечные сокращения будущего ребенка являются первым звуковым генератором, стимулирующим общую пси­хофизиологическую деятельность его ор­ганизма. По мнению Брента Логана, про­стые повторяющиеся вибрации являются основным импринтинговым¹ фактором, стимулирующим деятельность прежде всего нейронных клеток и спасающим от бездействия протомозг, включая те его 90%, которые не включены в работу у нестимулированного будущего ребенка.

Кроме двух перечисленных факторов (значимость звуков материнского сердца и важность наиболее полного включения нейронов мозга в работу до рождения), Брент Логан указывает и третий важный фактор, который еще более усиливает важность дородовой стимуляции. Он описывает исследования, проведенные в Бруклинском университете (Кали­форния, США) неврологом-анатомом К.Даймон. Американская исследова­тельница обнаружила факт увеличения глиальной прослойки нейронов мозга у молодых крысят после стимуляции звуком беременных крыс, от которых родились крысята. Исследования, про­веденные К. Даймон по изучению структуры мозга А. Эйнштейна, также показали увеличение процента глиальных клеток мозга. Отсюда Брент Логан делает вывод, что звуковая стимуляция будущего ребенка не только улучшает функционирование его мозга и способ­ствует дифференциации нейронов, но даже способствует их продуцированию (то есть появлению новых нейронов).

Для того чтобы дать мозгу допол­нительную информацию, Брент Логан предлагает беременным женщинам для прослушивания набор из 16 звуковых программ, представляющих собой за­писи звуков, напоминающих удары материнского сердца (16 вариаций по частоте и ритму). По его программе «Бэйби+» (метод сердечной стимуляции развития плода) прошли пренатальную подготовку более 130 тысяч детей в Ма­лайзии и Индии.

Отметим, что при построении музы­кального метода стимуляции развития будущего ребенка (метода «Сонатал»), учитывались не только особенности развития мозга и способности прена­тального ребенка, но и возможности влияния музыки на человеческий орга­низм. В настоящее время известны три фактора такого влияния:

психолого-эстетический (ассоциа­ции, эмоции, образный ряд);

физиологический (функциональ­ный, с помощью которого можно трени­ровать отдельные функции организма);

вибрационный (вибрации, как физическое явление, оказывают вибра­ционное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы в них).

В качестве доказательств наличия этих факторов можно приводить бесчис­ленные данные из научной литературы.

Так, в Амстердамском медицинском центре были получены данные о том, что спокойная музыка с четким ритмом нормализует дыхание новорожденных. Шведский врач X. Лагеркрану в книге «Неродившийся человек» утверждал, что мозг новорожденного содержит больше нервных клеток, чем мозг взрослого, и что внутриутробно будущий ребенок способен воспринимать не только звуки, но и мелодии, и сказки (отличая их по­сле рождения).

Еще в начале XX века немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер показал, что при воздействии опреде­ленного звука на измельченную ма­терию (песок, стружка) та, находясь на железном листе, принимает ту или иную форму. То есть под воздействием звука материя начинает колебаться и принимать определенную физическую форму. Эти идеи сегодня подтверждены в Зальцбургской лаборатории музыки.

Наблюдения Р. Штейнера дали воз­можность понять, что вибрационный фактор воздействия музыки на орга­низм будущего ребенка является одним из основных музыкальных факторов. Многолетние исследования С. Гуревича и М. Вальчихина (Санкт-Петербург) показали, что для процесса обмена веществ в организме характерны те же частоты, что и частоты колебаний звуков. Например, у фермента, помо­гающего усвоить кислород, частота на два герца ниже ноты фа-диез малой октавы, а расщепляющие глюкозу фер­менты совершают колебания, близкие к ми и соль второй октавы и т.д., то есть ферменты при совпадении собственной частоты с вибрацией звуков как бы «звучат». Те же исследователи считали, что у каждого органа есть своя музы­кальная партитура: дыханию и передаче нервного импульса соответствуют высокие частоты; голодный желудок чувствителен к низкому регистру, сы­тый - повыше и т.д.

Японские ученые городка Цукуба пришли к выводу, что душевное со­стояние человека отражают комбина­ции альфа- и бета-волн, генерируемых мозгом.

Было отмечено, что слышат не только уши, но и каждая клетка. Звуковое колебание прогибает заряженную клеточ­ную мембрану, и механическое действие переходит в электромагнитное, то есть возникает сигнал.

Выяснилось, что при пении самой беременной женщины возникает много физиологических реакций как в орга­низме самой женщины, так и в организ­ме пренатального ребенка. Например: изменение эмоционального статуса жен­щины приводит к поступлению в кровь пренатального ребенка соответствую­щих гормонов; давление диафрагмы на кишечник и полость матки приводит к кинетическому давлению; задержка дыхания при пении - к дозированной гипоксии ребенка, что стимулирует его двигательную активность.

Что же касается психологического фактора воздействия музыки на орга­низм человека, то, как показали экс­периментальные исследования ученых и наш опыт работы, внутриутробный ребенок чутко реагирует на характер музыки и человеческой речи. Уместно здесь привести некоторые наблюдения и замечания женщины (Ирины), кото­рая начала заниматься по программе «Сонатал» на 18-й неделе беременно­сти:

«Я слушала „Моцартиану" Чайковско­го. Это привело к усилению шевеления ребенка. Малыш больше всего двигался, когда звучала арфа, особенно средние и высокие звуки. Обычно он шевелится, когда я ему пою колыбельную»;

«во время интересного разговора мужа со мной плод все время двигался»;

«я слушала по радио русские романсы, ребенок начал шевелиться»;

«я решила проверить реакцию и вы­ключила радио. Сразу почувствовала, что он перестал двигаться»;

«иногда ребенок шевелится, когда я слышу шум воды»;

«когда дочке было 8 месяцев, я за­пела мелодию, которую пела во время беременности. Девочка сразу сосредо­точилась, как будто пыталась что-то вспомнить»;

«ребенку 18 месяцев. Она ежедневно требует все новых и новых мелодий и стихов. И сама сочиняет стихи и музыку».

Как видно из приведенных примеров, музыка позволяет заложить основу для максимально раннего духовного обще­ния матери и ребенка. Кроме обще­психологических феноменов, которые возникают в сознании будущего ребенка и мамы, музыкальное воздействие по­зволяет формировать у пренатального ребенка специфические психологиче­ские феномены, которые ранее не рас­сматривались.

Так, например, через пение песен, со­держащих оздоровительные, развиваю­щие образы, беременная мама формиру­ет у пренатального ребенка мотивацию здорового поведения, проявляющуюся в раннем возрасте (феномен «эмоционального моделирования»). Для самой мамы музыкальные занятия могут быть наилучшим антистрессовым фактором.

Подводя итог вышесказанному, мож­но отметить, что в нашем собственном исследовании представляли огромный интерес как способ импринтинговой стимуляции развития мозга пренаталь­ного ребенка (сердечный метод), так и способ комплексного многофакторного музыкального воздействия с формированием врожденной мотивации здорового поведения (музыкальный метод).

Михаи л Львович Лазарев - действительный член Академии педагогических и социальных наук, док­тор медицинских наук, профессор Международной академии наук и искусств, руководитель лабора­тории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава.

М. Л. Лазарев - основоположник идеи пренаталь ного воспитания в России. В 1984 году им была от­крыта при врачебно-физкул ь турном диспансере № 4 г. Москвы первая школа пренатал ь ного обучения. Он является создателем метода музыкального разви­тия плода «Сонатал», рекомендованного Министер­ством здравоохранения и социального развития РФ. В России и за рубежом этот метод применяется с 1983 года.

М. Л. Лазарев - изобретатель уникального му­зыкального пояса для беременных женщин «Ма матоник», который позволяет будущему ребенку общаться с мамой с помощью производимых им самим звуков.

М. Л. Лазарев написал более 1000 детских песен в созданном им музыкальном жанре «Музыка дет­ства и материнства». Им созданы программы «Интоника» (раннего развития детей с помощью музыки), «Здравствуй!» (формирования здоровья дошкольников), «Цветок здоровья» (формирования здоровья младших школьников). Эти программы имеют гриф Министерства образования и науки РФ «Допущено к применению в образовательных учреждениях».

Родился 3 марта 1953 года в г. Магнитогорске. Врач-педиатр, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ (исследования в области восстановительной педиатрии, педагогики здорового поведения). Кандидат психологических наук (РАО), доктор медицинских наук, профессор, действительный член АПСН (Академия педагогических и социальных наук).

Окончил: 1972 год – Магнитогорское музыкальное училище им. Глинки (хоровое дирижирование). 1982 год – II-ой Московский медицинский институт им. Пирогова (педиатрия, детская хирургия).

В 1984 году создал первую в России Школу здоровья для детей, страдающих бронхиальной астмой при Врачебно-физкультурном диспансере № 4 г. Москва.

В том же году основал первые в России: дородовую Школу здоровья (метод «Сонатал») и Школу здоровья для детей раннего возраста (программа «Интоника»). В период до настоящего времени по этим программам прошло подготовку более 30 тысяч детей в городах: Набережные Челны, Сыктывкар, Москва, Соликамск, Магнитогорск, Самара и др. (более 100 городов).

В январе 1989 года основал ассоциацию «Учителя здоровья» при международном движении «Педагоги за мир и взаимопонимание», а в1990 году – первый в России Центр восстановительного лечения для детей с бронхиальной астмой, которым руководил по 1995 год.

В рамках работы Школы здоровья и Центра восстановительного лечения для детей были проведены российско-американские астма – лагеря в США (1990, 1996 г.г.) и лагеря здоровья в Артеке (1989-1992 г.г.), Болгарии (1998-2002 г.г.), США (2004 г.)

Один из инициаторов создания Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья ВОЗ/ЕС/КЕС. В январе 1994 года решением МЗ и МО РФ был назначен национальным координатором этой организации.

В 1996 году разработал программу формирования здоровья детей «Здравствуй!», которая в 2003 году разрешена Министерством образования России к использованию в дошкольных образовательных учреждениях РФ. В настоящее время по данной программе работают более 2 тысяч детских садов в более чем 60 городах России.

В 1998 году защитил докторскую диссертацию по медицине в Международной Академии Наук и Искусств. Там же ему было присвоено звание профессора.

С 1998 года руководит лабораторией формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства Здравоохранения Российской Федерации.

Автор Сонатал-педагогики – педагогики здорового поведения, формируемого с пренатального возраста. Центры Сонатал-педагогики с различными аспектами оздоровительной деятельности (программы для детей пренатального, раннего, дошкольного и школьного возрастов, школа здоровья для детей с бронхолегочной патологией, летние лагеря здоровья) работают сегодня в различных территориях Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Поволжье, Дальний Восток, Север, Сибирь, Урал, Краснодарский край, Удмуртия и др.) и за рубежом (Литва, Эстония, Латвия, Англия, США).

Организовал Федерацию детских игр здоровья – Здравиаду. Под патронажем Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России в рамках спортивных фестивалей молодежи с 1999 по 2004 годы проводил Московские, Всероссийские и Международные детские игры здоровья – Здравиаду в городах Москва, Сызрань, курортный комплекс Албена (Болгария), детский лагерь Киллоква (США).

Автор проекта «Дети-звезды». Проект предполагает создание культурных эталонов в области детского здоровья, в том числе образы положительных героев сказок о здоровье. Написаны серии сказок «Дети – звезды, или Фырка на Планете здоровячков».

В 1996 году метод «Сонатал» (метод оптимизации психофизиологического развития плода с помощью музыки) был рекомендован Минздравом РФ (№ 13-03/10-279 от 30.09.96 года). В 2001 году по заказу Минздрава РФ в рамках Федеральной программы «Безопасное материнство» по методу «Сонатал» был снят методический видеофильм «Сонатал. Музыка рождения».

В 2004 году выиграл тендер Министерства образования Республики Татарстан по программе «Образование и здоровье детей в дошкольных учреждениях РТ», на основании которого был заключен Государственный контракт между Министерством образования Республики Татарстан и Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ. В рамках данного контракта обучил более 1000 педагогов и медиков дошкольных образовательных учреждений РТ по программе формирования здоровья дошкольников «Здравствуй!». Использование оздоровительных программ М.Л. Лазарева в городе Набережные Челны на уровне большой популяции детей, начиная с пренатального возраста (более 5 тысяч человек) позволило на 8 промилей снизить младенческую смертность в городе.

Разделы: Работа с дошкольниками , Спорт в школе и здоровье детей

Анализ состояния здоровья детей находится в центре внимания надо сказать, что внимание к проблемам охраны материнства и детства в последние годы усилилось.

2004-2005 учебном году наш детский сад стал экспериментальной площадкой по внедрению программы М. Л. Лазарева «Здравствуй».

Автор программы – М. Л. Лазарев руководитель «Лаборатории формирования здоровья детей» Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор, действенный член Академии педагогических и социальных наук.

Курс «Здравствуй» – составной компонент программы «Планеты здоровья», представляющий собой единую образовательную линию в области формирования здоровья детей – пренатального возраста до старших классов школы.

В практической плане курс отличается:

  • циклическим ежегодным повторением тем;
  • алгоритм и техникой ежедневного, ежемесячного и ежегодного межфункционального тренинга;
  • связью оздоровительного материала, используемого в дошкольном периоде, с материалом применяемым в предыдущие и последующие периоды онтогенеза.

«Здравствуй» – название программы формирования здоровья дошкольников. В нем звучит приветствие ребенку, приглашение его в мир. Кроме того, это символ единства духовной и физической составляющих здоровья, символ личностного начала в оздоровительной деятельности. В названии программы подчеркивается отношение к здоровью как к феномену культуры. Поэтому для названия программы здоровья детей России взято исконно русское слово. В названии также показана главная цель программы: на личностном уровне научить ребенка любить себя.

Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Её цель – помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Поэтому реализация курса «Здравствуй» предполагает коллективное участие родителей и всех сотрудников детского сада.

В связи с этим, прежде чем начать работу с детьми, были проведены семинары для родителей в каждой возрастной группе. Кроме этого в родительских договорах были вписаны дополнения по пункту 2.1. (обучение ребенка по программе) о реализации данной программы и получено на это согласие родителей.

1 этап – первичная диагностика (сентябрь). Малая Здравиада по 7 номинациям.
2 этап – оздоровительный тренинг (октябрь-апрель).
3 этап – вторичная диагностика (май).
4 этап – летняя оздоровительная работа.
Ежегодно в начале учебного года коллектив детского сада совместно с родителями проводит малую Здравиаду.

Малая Здравиада

Персонажи: Здравик, Огник, Ростик, Орси, Яник, Вита, Йоник, Капелия.

Цели:

  • формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни;
  • выявление и формирование у детей функционального профиля личности;
  • развитие быстроты реакции, ловкости;
  • воспитание силы воли, дружбы, честности.

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит песня «Здравствуй Здравиада». Участники соревнований входят в зал под музыку, делают два круга по периметру и встают в одну шеренгу.

Звучит песня Здравика. Вбегает Здравик (Приложение 1 , фото 1):

– Здравствуйте дорогие участники и гости Здравиады. Я думаю, что вы все узнали меня… Правильно Я – Здравик. Я прилетел к вам с планеты Семитония. Мне сообщили, что сегодня у вас проходит Здравиада. Это игры, в которых одновременно могут состязаться и ребенок и взрослый. Вы сегодняшние участники состязаний, открываете малую Здравиаду в вашем саду. Каждый ребенок на вашей планете тоже хочет быть здоровым, сильным и смелым. Ведь:

Веселый смех – это здоровье
Красивые глаза – это здоровье
Стройная фигура – это здоровье
Хорошая память – это здоровье
Светлый ум – это здоровье
Улыбка – это здоровье
Красивый чистый голос – это здоровье.

Для поднятия флага Здравиады приглашаются дети, которые в этом году ни разу не болели.

– На поднятие флага Здравиады – Равняй! (звучит гимн Здравиады, дети стоят по стойке смирно) . Осеннюю Здравиаду считаю открытой! К вам на праздник прилетел не один, со мной пришли все мои друзья, давайте их встретим.

Звучит песня «Здравствуй Здравиада», в зал входят все герои Семитонии.

– Здравствуйте ребята!
– Я – Огник, я выберу самого сильного (Приложение 1 , фото 2)
– Я – Орси, я выберу самого активного (Приложение 1 , фото 3)
– Я – Яник, я выберу самого внимательного (Приложение 1 , фото 4)
– Я – Ростик, я выберу самого умного (Приложение 1 , фото 5)
– Я – Йоник, я выберу самого выносливого (Приложение 1 , фото 6)
– Я – Капелия, я выберу самого аккуратного (Приложение 1 , фото 7)
– Я – Вита, я выберу самого музыкального (Приложение 1 , фото 8)

– Желаю всем вам успех и побед над собой.

Герои подходят к участникам соревнований (каждый берет по три участника) и проходят на свои сектора. По условному сигналу надо приступить к соревнованиям.

1-й сектор – «Страна Пламинии»
2-й сектор – «Страна Орсия»
3-й сектор – «Страна Светия»
4-й сектор – «Страна Ростия»
5-й сектор – «Страна Эфирия»
6-й сектор – «Страна Акватония»
7-й сектор – «Страна Витония»

После прохождения всеми участниками всех секторов, дети возвращаются в спортзал, их встречает Здравик.

– Ребята, пока мои друзья подводят итого нашей Здравиады перед вами выступят юные скрипачи под руководством педагога музыкальной школы. Следующее выступление юных гимнасток под руководством тренера спортивной школы.

Под музыку входят герои Семитонии и награждают участников соревнований. Здравик награждает Мисс Здоровья и Мистера Здоровья.

– Наша Здравиада закончилась.

В заключение герои программы танцуют прощальный танец.

Высшее медицинское (педиатрия, детская хирургия). 2-й МОЛГМИ им Н.И.Пирогова (1976-1982).
Среднее музыкальное (дирижер-хоровик). Магнитогорское музыкальное училище им.М.И.Глинки (1970-1972).

Тема кандидатской диссертации

«Воздействие психологических факторов на физическое здоровья детей» (1997)

Курсы текущего учебного года

Наименование: Патология и тератология
Уровень: бакалавриат



Курс: 2-й

Форма обучения: очная.

Наименование: Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах у спортсменов
Уровень: бакалавриат

Институт: Институт физической культуры, спорта и здоровья

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура

Курс: 2-й

Форма обучения: очная.

Наименование: Коррекция нарушения опорно-двигательного аппарата
Уровень: бакалавриат

Институт: Институт физической культуры, спорта и здоровья


Курс: 4-й

Форма обучения: очная.

Наименование: Современные методы мониторинга состояния здоровья субъектов образовательного процесса
Уровень: бакалавриат

Институт: Институт физической культуры, спорта и здоровья

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура

Курс: 4-й

Форма обучения: очная.


Наименование: Деятельность семейного тренера(ЛК)
Уровень: бакалавриат
Институт: Институт физической культуры, спорта и здоровья

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура

Курс: 5-й

Форма обучения: заочная.

Наименование: Современные методы мониторинга состояния здоровья
Уровень: бакалавриат

Институт: Институт физической культуры, спорта и здоровья

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура

Курс: 5-й

Форма обучения: заочная.

Публикации

  1. Лазарев М.Л. Комплексное морфофункциональное исследование детей с бронхиальной астмой. II-й Всероссийский симпозиум «Морфологические и экологические проблемы пульмонологии» // Журнал «Морфология», 2001, Т.120, № 4, С.-69 (Соавторы: Гурова О.А., Алексеева О.В.).
  2. Лазарев М.Л. «СОНАТАЛ»- метод восстановительной медицины в перинатологии. Журнал «ЛФК и массаж», 2002, № 3(3), С.- 13-17.
  3. Лазарев М.Л. Исследования микроциркуляции у детей дошкольного возраста. II Всероссийская научная конференция //Журнал «Ангиология и сосудистая хирургия», 2006, С. -39-40. (Соавтор – Гурова О.А.).
  4. Лазарев М.Л. Мамалыш или рождение до рождения. М.: Олма Медиа групп. – 2007. 842с.
  5. Лазарев М.Л. Нейрофизический статус детей первого года жизни, прошедших курс пренатальных занятий по методу «СОНАТАЛ». Международная научно-практическая конференция «Достижения фундаментальных наук в решении актуальных проблем медицины». Астраханский медицинский журнал (приложение), №1, 2010, С. 306-309.
  6. Лазарев М.Л. Влияние занятий по методу «СОНАТАЛ» на показатели сердечно-сосудистой системы беременных женщин»//Журнал «Новые исследования»/Институт возрастной физиологии, № 2, 2011, С. 84-89(соавтор – Гурова О.А.).
  7. Лазарев М.Л. Система медицинского, психологического и педагогического сопровождения развития ребенка до и после рождения//Журнал «Вопросы современной педиатрии»/ Том 10/№2, 2011, С. 120-124.
  8. Лазарев М.Л. Влияние занятий сбеременными женщинами по методу «СОНАТАЛ» на развитие детей первого года жизни»//Журнал «Новые исследования»/Институт возрастной физиологии, 2011. – С. 84-89 (соавтор – Гурова О.А.).
  9. Лазарев М.Л. Организационно-методологическая модель службы медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка от зачатия до 10 лет. // Журнал «Проблемы управления здравоохранением. №1. – 2012,– С.40-45.
  10. Лазарев М.Л. Музыкальный интеллект как основа модели гармонизации развития ребенка на разных стадиях онтогенеза, включаяпренатальный возраст. Вестник МГУКИ. – 2012, №4.– С. 158-164.
  11. Лазарев М.Л. Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребенка. Педиатрическая фармакология. 2012. 9 (6): 72-78 (Маслова О.И., А.А.Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Каркашадзе Г.А., Мамадьяров А.М., …..Лазарев М.Л.)
  12. Лазарев М.Л. Когносомное развитие ребенка. Вестник РГГУ. – №18 (119). – 2013. – С.118-142.
  13. Лазарев М.Л. Роль медицинской сестры в реализации системы медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка по методу «СОНАТАЛ». Педиатрическая фармакология. – 2012.- Т.9, №6,- С.122-126.
  14. Лазарев М.Л. Немедикаментозные методы пренатальной профилактики (медико-психолого-педагогическое сопровождениеразвития ребёнка в пренатальном онтогенезе). Глава в учебно-методическом пособии для студентов медицинских вузов «Профилактическая педиатрия». – М. – 2012. – С. 219-229.
  15. Лазарев М.Л. Поверить алгеброй гармонию. Проблемы музыкальной науки. 2013, № 1 (12), – С. 27-30.
  16. Лазарев М.Л. Регулируемая сенсорная IT-среда как психолого-педагогическая реальность. Вестник МГУКИ. – 2013, №1.– С. 215-222. (соавтор – И.М.Лазарев).
  17. Лазарев М.Л. СОНАТАЛ-педагогика как одно из направлений социальной и профилактической педиатрии в России. Здравоохранение Российской Федерации. – 2013, №4. – С. 10-14.
  18. Лазарев М.Л. Пренатальный ребенок и общество (социальная парадигма пренатального детства) // Ученые записки РГСУ. Т. 14. 2015. № 6 (133). С. 42–49 (соавтор – И.М.Лазарев.
  19. Лазарев М.Л. Метод когносомного моделирования и его применение в дошкольном детстве (на примере реабилитации детей с РАС)//Вестник РГГУ. 2016, № 1/ 3, С.76-93.
  20. Лазарев М.Л. Концепция музыкальной гармонизации развития ребенка до и после рождения (психолого-медико-педагогические аспекты)// Ученые записки РГСУ. Т.15. 2016, №2 (135). С. 56-72.
  21. Лазарев М.Л. Образование личности до и после рождения (теория и практика СОНАТАЛ-педагогики)//Наука и школа. 2016, №. – С.
  22. Lazarev M. Controlled Assessment of Fetal Sonic Stimulation Comparing Music and Cardiac Progressions, 1992–2001, Int. J. Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine Vol. 14 (2002) No. 1/2, p. 69–75.
  23. Lazarev M. A theory of prenatal personality.1-st International Congress of Child and Adolescent Psychology (ICCAP), 27-30 Sep. 2011, -P. 463.
  24. Lazarev M. SONATAL&Inonics. Camdiabooks. Greece. – 2011. – 52 p.
  1. Лазарев М.Л. Детская (музыкальная) соска. Патент № 4075494/28-14, 11.06.86.
  2. Лазарев М.Л. Способ снижения стрессового воздействия окружающей среды на новорожденного. Патент № 2118180, 27.08.1998.
  3. Лазарев М.Л. Акустический стимулятор развития ребенка в пренатальном периоде. Патент № 2232607, 20.06.2004.
  4. Лазарев М.Л. Способ сенсорно-моторной стимуляции развития ребенка в пренатальном периоде. Патент № 2234949, 27.08.2004.
  5. Лазарев М.Л. Интерактивный музыкальный конструктор. Патент на полезную модель № 52507 от 27.03.06.
  6. Лазарев М.Л. Способ стимулирования развития голосовой активности ребенка. Патент № 2481644 от 10.05.2013.
  7. Лазарев М.Л. Информационная карта для занятий по стимулированию развития голосовой активности ребенка. Патентна полезную модель №119920 от 27.08.2012.

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  1. Лазарев М.Л. Метод пренатальной профилактики и оздоровления беременной жензины и плода «СОНАТАЛ». Методические рекомендации для врачей. Приняты на заседании Ученого совета НЦЗД РАМН. Протокол №4 от 25.04.2012.
  2. Лазарев М.Л. Когнитивно-соматическая гимнастика для детей грудного и раннего возраста (метод «Интонинг»). Методические рекомендации для врачей. Приняты на заседании Ученого совета НЦЗД РАМН. Протокол №4 от 25.04.2012.
  3. Лазарев М.Л. Оптимизация грудного вскармливания детей, родившихся недоношенными с очень низкой и экстремально низкой массой тела, с использованием материнского молока и донорского молока, и управляемой сенсорно-музыкальной среды (соавторы: Бомбардирова Е.П., Митиш М.Д., Зайниддинова Р.С., Харитонова Н.А., Потехина Т.В., Евдокимова А.Н.) – ФГБУ «НЦЗД» МЗ РФ, 2015.

Повышение квалификации

2006 - аттестован Московским департаментом образования по должности – «методист», в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшей квалификационной категории
2008 - курсы повышения квалификации при ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии» по программе «Восстановительная медицина»
2009 – курсы повышения квалификации при Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова по программе «Восстановительная медицина»
2010 – курсы повышения квалификации в Научном центре здоровья детей РАМН по программе «Педиатрия»
2010 – курсы повышения квалификации в ГОУВПО «Российский государственный медицинский университет Росздрава» - «Методика организации и проведения клинических исследований лекарственных средств»
2011 – аттестован Московским департаментом образования по должности – «методист», в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшей квалификационной категории
2014 – курсы повышения квалификации в ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова» - «Методика организации и проведения клинических исследований лекарственных средств»

Достижения и поощрения

По результатам 20-летней научно-практической работы в области программ по оздоровлению детей в 2004 году получил Почетный диплом Национального Фонда «Общественное признание», Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, Гражданского общества независимых организаций.
Эксперт Общественной палаты РФ по детству (с 2010года)
Эксперт Рабочей группы Министерства культуры и Министерства образования РФ по разработке программы «Музыка в школе» (2013)

Исследовательские проекты и гранты

«Педагогика пренатального и раннего развития»
«Предшкольный стандарт норм ГТО на основе теста «Здравик»
Программа «Юные учителя здоровья» как ранняя профориентации детей в рамках Российского движения школьников.

Участие в конференциях

II-й Всероссийский симпозиум «Морфологические и экологические проблемы пульмонологии», 2001 г.

II Всероссийская научная конференция, 2006 г.

Международная научно-практическая конференция «Достижения фундаментальных наук в решении актуальных проблем медицины», 2010 г.

1-st International Congress of Child and Adolescent Psychology (ICCAP), 2011.

Дополнительная информация

  • В 1984 году создал первую в России Школу здоровья для детей, страдающих бронхиальной астмой при Врачебно-физкультурном диспансере № 4 г. Москва и руководил ею до 1990г (метод музыкальной психорегуляции дыхания ).
  • В том же (1984) году основал первые в России: дородовую Школу здоровья (музыкальный метод «Сонатал») и Школу здоровья для детей раннего возраста (музыкальная программа «Интоника» ). В период до настоящего времени по этим программам прошло подготовку более 50 тысяч детей в городах: Набережные Челны, Сыктывкар, Москва, Соликамск, Магнитогорск, Самара и др. (более 150 городов).
  1. В январе 1989 года основал ассоциацию «Учителя здоровья» при международном движении «Педагоги за мир и взаимопонимание».
  2. В1990 году – создал первый в России Центр восстановительного лечения для детей с бронхиальной астмой (с применением метода дыхательной музыкотерапии ), которым руководил по 1995 год.
  3. В рамках работы Школы здоровья и Центра восстановительного лечения для детей были проведены российско-американские астма – лагеря в США (1990, 1996, 2004 г.г.) и лагеря здоровья в Артеке (1989-1992 г.г.), Болгарии (1998-2002 г.г.). и др.городах.
  4. Один из инициаторов создания Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья ВОЗ/ЕС/КЕС. В январе 1994 года решением МЗ и МО РФ был назначен национальным координатором этой организации.
  5. В 1996 году разработал музыкальную программу формирования здоровья детей «Здравствуй!» , которая в 2003 году разрешена Министерством образования России к использованию в дошкольных образовательных учреждениях РФ. В настоящее время по данной программе работают более 2 тысяч детских садов в более чем 60 городах России.
  6. С 1998 года по 2007 г.г. руководил лабораторией формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства Здравоохранения Российской Федерации ( .
  7. С 2009 года – заведующий отделением пре- и перинатального здоровья детей НЦЗД РАМН (музыкальные программы СОНАТАЛ-педагогики) .
  8. Автор теории здоровьеразвивающей деятельности и нового метода формирования здоровья на всех этапах онтогенеза – метода музыкальной психорегуляции дыхания.
  9. Автор Сонатал-педагогики – педагогики здорового поведения, формируемого с пренатального возраста. Центры Сонатал-педагогики с различными аспектами оздоровительной деятельности (музыкальные программы для детей пренатального, раннего, дошкольного и школьного возрастов, школа здоровья для детей с бронхолегочной патологией, летние лагеря здоровья) работают сегодня в различных территориях Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Поволжье, Дальний Восток, Север, Сибирь, Урал, Краснодарский край, Удмуртия и др.) и за рубежом (Литва, Эстония, Латвия, Англия, США, Греция и др.).
  10. Организовал Федерацию детских игр здоровья – Здравиаду. Под патронажем Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России в рамках спортивных фестивалей молодежи с 1999 по 2004 годы проводил Московские, Всероссийские и Международные детские игры здоровья – Здравиаду в городах Москва, Сызрань, курортный комплекс Албена (Болгария), детский лагерь Киллоква (США).
  • Автор проекта «Дети-звезды». Проект предполагает создание культурных эталонов в области детского здоровья, в том числе образы положительных героев сказок о здоровье. Написаны серии сказок «Дети – звезды, или Фырка на Планете здоровячков».
  • Автор нового жанра в музыкальном искусстве – развивающей музыки «Музыка детства и материнства». Написал более 1000 песен для беременных женщин и детей раннего возраста.
  • В 1996 году метод «Сонатал» (метод оптимизации психофизиологического развития плода с помощью музыки) был рекомендован Минздравом РФ (№ 13-03/10-279 от 30.09.96 года). В 2001 году по заказу Минздрава РФ в рамках Федеральной программы «Безопасное материнство» по методу «Сонатал» был снят методический видеофильм «Сонатал. Музыка рождения».
  • В 2004 году выиграл тендер Министерства образования Республики Татарстан по программе «Образование и здоровье детей в дошкольных учреждениях РТ», на основании которого был заключен Государственный контракт между Министерством образования Республики Татарстан и Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ. В рамках данного контракта обучил более 1000 педагогов и медиков дошкольных образовательных учреждений РТ по программе формирования здоровья дошкольников «Здравствуй!». Использование оздоровительных программ М.Л. Лазарева в городе Набережные Челны на уровне большой популяции детей, начиная с пренатального возраста (более 5 тысяч человек) позволило на 8 промилей снизить младенческую смертность в городе.
  • В 2004 году разработал музыкальную программу формирования здоровья младших школьников «Цветок здоровья», получившую гриф Министерства образования и науки Российской федерации «Допущено к использованию в начальных классах образовательных школ РФ».
  • Автор десяти патентов, изобретений, продуктов авторского права в области развития и оздоровления детей с пренатального возраста (серия музыкальных и сенсорных тренажеров «СОНЕЙРОН»).