Самые древние обсерватории мира. Доклад: Древние обсерватории

Самые древние обсерватории мира. Доклад: Древние обсерватории
Самые древние обсерватории мира. Доклад: Древние обсерватории

Астрономия относится к одной из древнейших наук. Поначалу человеку просто нужно было ориентироваться во времени и пространстве, кроме этого, наблюдение за движением звезд и небесных тел заставляло людей задумываться о смысле своего существования. Созерцание звездного неба во все времена действовало на человека лирически. Ночь, звезды и луна сыпи воспеты многими поэтами и философами, начиная с Гомера.

Первые упоминания об астрономической деятельности наших предков были найдены в письменных источниках, датированных III-I тысячелетиями до н. э. В них говорится о древнейших цивилизациях рек двуречья, Малой Азии, Индии, Китая и Средиземноморья. Но имеются и косвенные доказательства того, что астрономические изыскания проводилась человечеством уже в IV тысячелетии до н. э., а то и раньше. Еще дальше, в глубь веков, уходят «солярные знаки» — наскальные рисунки первобытных художников, в которых ясно просматриваются изображения небесных светил.

В последнее время ученые расшифровали много древнейших археологических памятников, свидетельствующих об астрономической деятельности человека в далекие времена. Это мегалитические сооружения, представляющие собой огромные каменные столбы и глыбы, расставленные в определенном астрономическом порядке, который совладает сточками восхода Солнца, с перемещениями Луны в определенные периоды года. Самым знаменитым из подобных мегалитов считается найденный в Англии Стоунхендж. Таких сооружений много, разбросаны они по всей планете и ждут своего часа и своих исследователей.

Все сведения, которые сохранились в виде археологических памятников, ученые относят к доисторическим. К этому же периоду относится и астрономический фольклор, дошедший до нашего времени от самых истоков культуры. Этот жанр представляет собой астрономические мотивы, встречающиеся в сказках, мифах, песнях и танцах с ритуальным смыслом. Например, славянский обряд масленицы — поклонение Солнцу как божеству. Обрядовые песни и танцы Прибалтики также содержат тексты о небесных явлениях (кометы), метеорологические приметы, связанные с Луной и Солнцем. Космогонические мотивы присущи в большей степени сказкам и мифам народов Китая, Индии и Африки.

В последнее время в науке зародилось несколько новых терминов: археоастрономия и фольклорная астрономия. Первая дает возможность предположить, что именно видели древние астрономы, какие были у них цели и степень развитости науки. Фольклорная астрономия, при всей ее фантастичности, представляет не только образны древнего искусства, но и миропонимание древних людей окружавших явлений.

Осознание людьми своей зависимости от Вселенной, своего в ней места подвигло их на изучение всех происходящих явлений. Человечество пыталось воздействовать на окружавший мир путем поклонений и жертвоприношений. Древние китайцы и индейцы майя были убеждены, что нарушение порядка жертвоприношений может сдвинуть порядок смены времен года.

Но свою связь со Вселенной люди могли ощутить и при помощи увиденных «небесных указаний». Например, восход одних и тех же звезд, предшествующий восходу Солнца, указывал на то, что наступает теплый сезон. У египтян такой звездой был Сириус, а у майя — Венера. Подобные небесные указатели (метки-звезды) человек использовал в своих занятиях скотоводством, охотой, собирательством.

Древние люди уже тогда пытались найти ответ на вопрос: какова же причина всех небесных явлений? В своих изысканиях они могли опираться только на то, что окружало их: наблюдали причинные связи на Земле, в своем племени и переносили на небо познания о социальных взаимоотношениях, силе различных живых существ. Леди одушевляли Солнце, Луну, звезды и другие небесные тела. Постепенно картина мира становилась мифологизированной.

Страх перед необъяснимыми явлениями (гром, молния, метеоры) делал людей суеверными, заставлял преклониться перед ними. Древние считали небо могучим божеством, и это, в свою очередь, вызывало почитание на Земле племенных владык как «сыновей неба». Так астрономия с давних пор формировала религиозное общественное мировоззрение и социальное сознание.

Древние святилища и обсерватории

(организованное пространство земного космоса)

Введение


В истории Древнего Мира много проблем. Но не все они осознаются историками. К тому же не все осознанные проблемы оцениваются как актуальные, то есть не все они, по мнению специалистов, требуют незамедлительных исследовательских усилий. Одна из таких потерянных проблем - это древние святилища. Никто сейчас доподлинно не знает что такое древнее святилище. Определение термина слишком свободно: «святилище - место отправления культов в первобытной религии, обычно считается так же местом пребывания божества. То же, что храм».


Множество известных и, как кажется историкам, понятных памятников давно исследованы и классифицированы, они легко опознаются и называются. Памятники могут быть названы стоянками, поселениями (селищами, городищами), и разного рода могильниками (грунтовые, с надмогильными сооружениями, склепы, поля погребальных урн и прочее).


Однако довольно часто среди понятных сооружений и вещей встречаются объекты, не имеющие понятного смысла. Примеры многочисленны: насыпи без погребений, ямы, канавы, каменные выкладки, менгиры, стелы, ряды, кольца и иные группы камней, и прочее, и иное. Именно эти предметы называются историками ритуальными объектами (без указания ритуала, в котором они используются) или элементами святилищ. Там, где таких объектов много, или где они доминируют над понятными вещами, возникает представление о древнем святилище. Святилище это, образно выражаясь, отходы стандартной работы историков-археологов. Это то, что непонятно. Что с научной точки зрения бессмысленно.


В последнее время лишними объектами на памятниках древней истории стали интересоваться археоастрономы и астроархеологи. Благо, такие астрономы и такие археологи, наконец, появились и в нашей стране. И всюду они находят древние обсерватории. Очень много обсерваторий. Слишком много. Представления о древних святилищах и древних обсерваториях стали сближаться. Непонятые изгои ортодоксальной науки ощутили взаимное влечение.

Вездесущие «обсерватории» и арийские каршвары


Слишком часто археоастрономы в полевых исследованиях обнаруживают обсерваторные азимуты. В большинстве случаев эти азимуты не имеют технологического оборудования (рабочих мест наблюдателей, ближних или (и) дальних визиров) и археологически достоверных следов пользования этими азимутами с целью наблюдения в древние времена. Обычно памятники, содержащие обсерваторные азимуты, имеют небольшие размеры, и это сводит на нет технологические возможности наблюдения - слишком короткая база, то есть слишком короткое расстояние между наблюдателем и ближним визиром. Сплошь и рядом на видимой линии горизонта «обсерваторий» нет объектов, которые могут играть роль дальних визиров. Изредка сам видимый горизонт очень близок к наблюдателю, и это исключает качественную обсервацию. Но азимуты измерены и рассчитаны правильно! Азимуты есть, а обсерваторий нет! Типичная ситуация в отечественной астроархеологии.


Этот загадочный феномен, давно обнаруженный астроархеологами, компрометирует молодую науку в глазах солидной исторической и, вообще, гуманитарной общественности. Такое неприятное явление приходится объяснять техническими ошибками и случайными совпадениями. Но проку от этого тоже мало.


Проблема возникла в самом начале, то есть в момент рождения археоастрономии, и в самом её сердце - в Англии. Тогда, как, впрочем, и сейчас, общая и солидарная оценка гуманитарной общественности по поводу умственных способностей предков была чрезвычайно низкой. Признание возможности наблюдений за восходами и заходами светил представлялись европейским гуманистам и интеллектуалам высочайшим комплементом древним «троглодитам». В такой обстановке бессмысленно выяснять, зачем древним людям нужна пригоризонтная обсерватория. Сама по себе она уже признаётся высшим достижением ума диких предков. Образованная же публика, имеющая нулевое представление о любой астрономии, воображает древние обсерватории, подобные современным научным учреждениям.


Основное заблуждение современных исследователей на этот счёт состоит как раз во мнении, будто бы обсерватории нужны для практических целей. И, прежде всего, для ведения календаря. Теперь, после блестящих исследований Ларичева В.Е., легко понять, что древние люди великолепно владели разнообразным арсеналом календарей, и умели точно рассчитывать значимые для них астрономические события, не прибегая к громоздким и капризным обсерваторным инструментам. Так зачем же древним людям были нужны редкие полноценные обсерватории (есть и такие!), и многочисленные, но неразвитые обсерваторные азимуты? Научное гуманитарное мировоззрение не знает ответа на этот простой вопрос.


Ответ помогает найти новая естественнонаучная дисциплина, которую сейчас можно громоздко и неуклюже назвать «астроархеология духовной культуры». Она оперирует новой исследовательской технологией, которая открывает новые источники исторической информации, и позволяет дешифрировать все известные мифы. Описание результатов таких исследований представляет собой очень сложный текст, который по объёму многократно превосходит сам миф. Результаты удаётся изложить пока только в формате больших монографий. Сейчас же достаточно сообщить лишь короткие выводы, иллюстрирующие тему древних обсерваторий.


Абсолютный хронограф, содержащийся и обнаруживаемый в сюжетах множества (и, даже, большинства!) мифов, указывает на палеолит (от эпохи граветта до мезолита). Удалось восстановить и общие черты космологии людей того времени - она названа «ледяным космосом палеолита». Главным объектом космологии и главной ценностью Вселенной в палеолите признавалось, несомненно, Солнце. Древние «жрецы» постоянно и внимательно следили за поведением дневного светила, им важно было знать его точное местоположение среди звёзд в годовом движении. Наблюдение Солнца возможно практически только вблизи линии горизонта - для этого и создаются пригоризонтные обсерватории. Вспомогательное значение имеет так же наблюдение в утренней и вечерней зоре - наблюдение гелиакических состояний звёзд. Гелиакические восходы Сириуса, хорошо известные историкам, благодаря культуре Древнего Египта, восходят к древним практикам неолита и, вполне возможно, даже палеолита. Но и это - лишь часть богатого наследия эпохи камня в области астрономии и космологии. Так что, пригоризонтные обсерватории были всегда, когда были люди, и пользовались ими люди не только в календарных целях.


Особое отношение древних людей к линии горизонта обусловлено так же и тем, что именно там находились «звёздные врата» - путь человеческой души на небо . Душа, в отличие от тела, была, в представлении людей палеолита, двумерна и довольно тяжела (летать душа не умела), а потому, чтобы попасть на небо, легко и естественно преодолевала линию горизонта. Живое трёхмерное тело сделать этого не может никогда.


Солнце признавалось источником тепла, света, жизни, времени, пространства и порядка в мире. Оно же сотворило и линию горизонта. Древние люди жили в ориентированном мире. Ориентировка - это определение своего местоположения по отношению к востоку (orientalis - восточный), то есть к восходу, а позже - ко всем сторонам света. И эти стороны неслучайно назывались «сторонами света»! Солнечного света! С самого начала, с палеолита, стороны света определялись по обсерваторным азимутам. Описание таких сторон света полностью сохранилось в иранском священном тексте «Бундахишн», а намёки и фрагменты древнего способа ориентации остались в культуре древних греков и индусов.


От того места, откуда Солнце восходит в самый длинный день, до (места, где) оно восходит в самый короткий день, восточный кешвар Саввах. От того места, откуда оно восходит в самый короткий день, до (места, где) оно заходит в самый короткий день, - южная область, кешвары Фрададафш и Видадафш. От того места, где (Солнце) заходит в самый короткий день, до (места, где) оно заходит в самый длинный день, - западный кешвар Арзах. От того места где оно (восходит) в самый длинный день, (до места, где) оно заходит (в самый короткий [ошибка комментатора - нужно: «длинный», БКК] день), - северные кешвары Ворубаршт и Ворузаршт.


Когда Солнце поднимается, (его свет) достигает кешваров Савах, Фрададафш, Видадафш и половину Хванираса, а когда заходит по ту сторону (горы) Тирака, то освещает кешвары Арзах, Ворубаршт, Ворузаршт и половину Хванираса. Когда здесь день, там ночь.


Бундахишн. Перевод О.М. Чунаковой. Стр. 276 - 277. «Зороастрийские тексты». Суждение духа разума (Дадестан - и меног - и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издательство подготовлено О.М. Чунаковой. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 352 с. (Памятники письменности Востока. СXIV).


В иранской системе сторон света начало отсчёта - точка восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Отсчёт - по часовой стрелке . Особый интерес вызывает последний абзац «Когда Солнце поднимается...».


Дело в том, что предыдущее описание кешваров строго соответствует горизонтальной системе координат, в которой истинный горизонт принят за основной круг системы координат. Полюсами такой системы, как известно, являются надир и зенит. Иранские кешвары расположены в плоскости истинного горизонта. С этой точки зрения последний пассаж не имеет физического смысла.


Два разных смысла могут быть согласованы двояко. Во-первых, можно распространить описание кешваров на весь земной шар, с предположением, что древние иранцы имели адекватное представление о форме и географии Земли. Но и в этом случае формула «Каждый день Солнце освещает три с половиной кешвара» встретится с неразрешимым противоречием, вызванным наклоном земной оси к плоскости эклиптики.


Второе согласование своеобразно. Проще всего оно представляется в сравнении двух схем. Нужно сравнить схемы кешваров (рис.1) и схему «Вечного Зодиака» вместе с крестом сезонов определённой эпохи (рис.2). В последней схеме граница светлой и тёмной половин мира оказывается осью солнцестояний великого небесного креста, а сами половины - дневной и ночной частями Зодиака. На эклиптике эта ось отмечена точками солнцестояний. Существенная разница двух схем состоит в том, что точке лета в горизонтальной системе соответствует точка зимы в «Вечном Зодиаке». Однако замечательно, что конструкция «Бундахишна» содержит абсолютный хронограф. Достаточно знать азимут летнего солнцестояния. В Большекараганской долине (Аркаим) этот азимут, вычисленный для нижнего края диска на математическом горизонте, с поправками на удаление и рефракцию, имеет величину 47° 30 ′ 30 ′′ . Эта величина, в свою очередь, строго точно соответствует величине азимута «золотого сечения» круга . Такое сечение производится двумя разными радиусами: от направления «Запад» (первый радиус - азимут 270°) против часовой стрелки до второго радиуса с азимутом 47,5077636° (270° - 222,4922364°). Естественно допустить, что «золотое сечение» круга вычисляется по простой формуле: φ 360°, где φ = 0,61803399 есть «число Фибоначчи».


(1- 0,61803399) х 360° = 137,5077636°;


137,5077636° - 90° = 47,5077636° = 47° 30 ′ 27,95 ′′


В хронографе «Вечного Зодиака» оси солнцестояний с таким азимутом соответствует эпоха 1403 г. до н.э. Отрыв диска Солнца на видимой линии горизонта Аркаима с учётом всех поправок и на эпоху 2782 г. до н.э. происходил на азимуте 47° 42′ 04,06 ′′. Ось с таким азимутом на прецессионном хронографе датируется 1438 г. до н.э. Предпочтительнее дата 1440 г. до н.э., ибо ценность имеет число 1440, как удвоение великого магического числа 720.


На юге Ирана и в Месопотамии азимут имеет значение около 63° и датировку 25 век до н.э. Среднее значение 55° предполагает 20 век до н.э. и географические параллели юга Средней Азии или севера Ирана. Именно там историки обнаруживают родину пророка Заратуштры. «Астроархеология духовной культуры» даёт интересную возможность выбора места и времени для формирования космологических идей у древних иранцев.


Предыдущее описание кешваров в «Бундахишне» не единственное, но первое по порядку следования. Текст недвусмысленно сообщает, что оно (описание) относится к устройству неба и входит в объяснение движения Солнца и Луны вокруг горы Тирак , которая расположена в середине мира . Гора Албурз , напротив, располагается вокруг мира . Солнце движется над горой Албурз и вокруг горы Тирак. В Албурзе есть 180 окон на востоке и 180 окон - на западе. Солнце каждый день выходит из одного окна и заходит в другое, и все связи и движение Луны и звёзд зависят от этого. Речь, несомненно, идёт о 180 + 180 = 360 градусах окружности эклиптики.



... когда (Солнце) вышло из первой (звезды) дома (Овна), день и ночь были равны, это было во время весны. Когда (Солнце) достигает первой (звезды) дома Рака, время дня наибольшее, (это) начало лета. Когда (Солнце) достигает первой (звезды) дома Весов, день и ночь равны, (это) начало осени. Когда (Солнце) достигает (первой звезды) дома Козерога, ночь больше, (это) начало зимы, а когда оно достигает Овна, ночь и день опять равны. Так что с того времени, когда оно выходит из Овна, до того как оно вернётся в Овен, за триста шестьдесят дней и пять дней дополнительных оно входит и выходит через те же окна.


Классика. Священный календарь Древнего Египта и пресловутый «ноль Овна». В астрологии и астрономии именно этими значками и именно этих знаков Зодиака обозначают точки солнцестояний и равноденствий. При этом считается, что таким образом зафиксирована эпоха изобретения такой системы координат и системы обозначений. Эта эффектная формула в действительности не содержит астрономической определённости. С оговорками и натяжками можно получить крест двух эпох: эпохи 700 г до н.э. и эпохи начала нашей эры. Так что, анализ обнаруживает, по крайней мере, три эпохи редактирования космологических формул. Однако сейчас обсуждаются не формулы фиксации сезонов, а система кешваров. Дальше по тексту как раз и следует уже известное описание кешваров. Первое описание.


Но есть и второе описание. Между ними - битва злого духа с созданиями мира Ормазда. Второе описание кешваров - это описание земных объектов. Первое - устройство небесных конструкций, второе - земных.


В день, когда Тиштар пролил дождь и когда от этого появились моря, вся местность, наполовину залитая водой, разделилась на семь частей. Часть, равная половине (всей местности), - центр, а шесть частей - вокруг. Эти шесть частей равны Хванирасу, их назвали («кешвар») и они расположены бок о бок: так, часть, которая в восточной стороне от (Хванираса), - кешвар Савах, в западной - кешвар Арзах, в южной две части, кешвары Фрададафш и Видадафш, в северной две части, кешвары Варубаршт и Варузаршт, а тот, что центральный, - Хванирас. В Хванирасе есть море, так как его окружает море Фрахвкард. Из Ворубаршта и Ворузаршта выросла высокая гора, так что никто не может пройти из кешвара в кешвар. Из этих семи кешваров больше всего всякого блага сотворено в Хванирасе, и Злой дух наделал больше всего (вреда) для Хванираса из-за опасности, которую он видел в нём, потому что Каяниды и герои были созданы в Хванирасе и добрая вера маздаяснийская была создана в Хванирасе, а потом она была перенесена в другие кешвары. В Хванирасе родился Сошйанс, который ослабит Злого духа и вызовет воскрешение и телесное воплощение.

Бундахишн (Перевод О.М. Чунаковой. Стр. 272 - 273)


Это второе описание содержит в себе элементы исторической геодезии, то есть является земным объектом, и соответствует конструкции Аркаима. Точнее - Аркаим, в общих чертах, моделирует картину мира, соответствующую второму описанию кешваров «Бундахишна». Поскольку Аркаим оснащён ещё и полноформатным обсерваторным комплексом, постольку можно утверждать, что оба описания кешваров Бундахишна, опять таки в общих чертах, соответствует космологии Аркаима. Космология Аркаима, вопреки легкомысленному мнению некоторых историков-археологов, соответствует вовсе не мировоззрению предков индийских ариев, а, напротив, восходит к мировоззрению предков иранских ариев .


Обсерватория Аркаима содержит в себе не только все значимые солнечные азимуты, но и, что труднее объяснить, все значимые азимуты событий Луны. Азимуты крайних событий восходов полной Луны, а не азимуты крайних событий Солнца, формируют контур горизонтальной проекции внешних обводных стен «городища» Аркаим. Комплекс Аркаим включает в себя не только центральный объект, который археологи упорно называют «городищем», но и размеченную линию горизонта, вместе с оборудованием обсерваторных азимутов, найденных как под линией горизонта в долине, так и за горизонтом и за пределами долины. Это очень сложный комплекс. Именно его следует называть организованным пространством и Космосом. В схеме комплекса ясно выделяется центральная часть, середина мира - авестийская Хванирата, и шесть авестийских каршваров - три сектора наблюдений восходов Солнца и Луны и три сектора наблюдений заходов Солнца и Луны. Число частей совпадает с двумя описаниями «Бундахишна», а вот их местоположение различно.

Заключение


Теперь можно утверждать, что Аркаим и Большекараганская долина представляют собой сложный комплекс разномасштабных моделей мира, объединяющих космологию индоевропейцев - солнцепоклонников эпохи неолита и раннего металла. Здесь Небо и Земля соединились в неразрывную единую структуру с взаимодействующими частями. Этот объект представляет собой один из самых сложных вариантов ориентированного и организованного пространства, созданного людьми. С уральским Аркаимом, Синташтой и всей Страной Городов сейчас, в полученных уже исследовательских материалах, могут соперничать только Древний Египет и Древний Китай.


Создать такое организованное и ориентированное пространство с помощью примитивных измерительных приёмов невозможно. Для полного понимания древних творений требуется, чтобы уровень исследовательских технологий был выше, чем уровень технологий создателей. Но этого достичь до сих пор не удаётся. Исследовать почти невозможно - всё время приходится учиться.


Теперь нечего удивляться тому, что на территориях исторической жизни индоевропейцев находятся памятники с не вполне ясным назначением, на которых обнаруживаются обсерваторные азимуты без явных признаков наблюдательной практики. Эти объекты вписывались в организованное пространство и ориентировались в сложной космологической системе координат. Теперь уже недостаточно, по старой привычке, называть эти объекты святилищами и на этом заканчивать исследование. Нужно восстанавливать и систему координат, и замысел древних мастеров - и это тоже уже можно.



Рис. 1а. Схема арийских каршваров в Бундахишне (авестийские названия, «карш» от «кат» - линия) в горизонтальной системе координат (математический горизонт). Седьмой каршвар - Хванирата – середина. В середине Хванираты – Эран Вэйо (арийское семя).


Крупными линиями показаны азимуты восходов и заходов Солнца (середина диска). Мелкие линии - азимуты восходов и заходов полной Луны, в сутки, близкие к равноденствиям и солнцестояниям. Параллель системы (линия запад - восток) совпадает с азимутами восхода и захода Солнца в весеннее и осеннее равноденствия. Схема соответствует азимуту летнего солнцестояния 47,5° для геодезической широте 52° 39 - широте Большекараганской долины (памятник Аркаим, синташтинская археологическая культура, эпоха средней бронзы - 2782 г. до н.э.).


Наблюдательный сектор восхода Солнца в день равноденствия и крайних восходов полной Луны в сутки, близкие к равноденствиям, в древности назывался Савахи (Утро, Восток, в смысле восточный ветер) . Наблюдательный сектор заходов Солнца и Луны в те же дни - Арэзахи (Заход, Запад, в смысле западный ветер). Наблюдательный сектор Солнца в день летнего солнцестояния и крайних положений полной Луны в сутки, близкие к зимнему солнцестоянию (высокая и низкая зимняя Луна) назывались Вооуруджарэшти. Воорубарэшти . Сектор наблюдения восходов Солнца в день зимнего солнцестояния и крайних положений полной Луны в сутки, близкие летнему солнцестоянию (высокая и низкая летняя Луна) назывались Фрададафшу. Сектор наблюдения соответствующих заходов - Видадафшу.


Секторы в окрестности меридиана (северный и южный, в которых никогда не появлялись Солнце и Луна) в древности не имели названия и были пусты. В мировоззрениях солнцепоклонников параллель предпочтительнее меридиана.



Рис.1б Схема арийских каршваров по Генри Корбину


(Spiritual Body, Celestial Earth 01 (Contents & Preface))



Рис.2 Схема системы координат «Вечный Зодиак», совмещённая с проекцией рельефа материка памятника Аркаим



Рис.3 Схема системы координат Вечный Зодиак с крестом сезонов эпохи 1400 г. до н.э. (азимут оси солнцестояний 47,5°)


Материал: http://www.seredinamira.ru/articles/5/ 4 сентября 2012, 20:42

Создание первых астрономических обсерваторий теряется в глубине веков или даже тысячелетий. Древнейшие обсерватории были построены в Ассирии, Вавилоне, Китае, Египте, Персии, Индии, Мексике, Перу и некоторых других государствах несколько тысячелетий назад. Древние египетские жрецы, которые были по существу и первыми астрономами, вели наблюдения плоских площадок, специально сделанных на вершинах пирамид.
Древние обсерватории, хаотично разбросанные по странам и континентам, строились, судя по всему, по единому плану. Что за таинственное послание зашифровано в этом странном "астрономическом коде"?
В период с 2000 по 2004 год американский спутник «Иконос-2″ сделал снимки тринадцати древнейших обсерваторий Земли. В их число вошли Ангкор-Ват в Камбодже
Абу-Симбел в Египте мексиканские Чичен-Ица
Пирамида Чичен-Ица ориентирована таким образом в отношении Солнца, что именно 21 марта и 22 сентября (в дни весеннего и осеннего равноденствия) лучи проектируют тени платформ на край главной лестницы в виде чередующихся треугольников света и тени, которые соединяются со змеиной головой. Этот феномен длится примерно три с половиной часа. Дзибилчалтун
Майапан Теотиуакан Уксмаль
североамериканские Касса-Ринконада , расположенные в каньоне Чако в поселении индейцей культуры пуэбло

Пуэбло-Бонито Ховенвип чилийский остров Пасхи В результате раскопок на острове Пасхи была обнаружена более древняя мощеная культовая платформа с метками, указывающими на точку восхода солнца в дни равноденствия и солнцестояния, то есть солнечная обсерватория. Энтузиастами относительно молодой науки археоастрономии были замечены еще некоторые любопытные факты, до того остававшиеся в тени. Так, на возможную связь со знаниями о звездах указывают топонимы, записанные русским путешественником Миклухой-Маклаем. Мата-ки-те-Ранги, что означает "Глаз неба" или Хити-Аи-Ранги, "Край неба" - так тоже называли свой остров местные жители. Было обнаружено, что ориентация некоторых статуй связана с такими явлениями как солнцестояния и равноденствия. Так, по преданиям местных жителей, статуи особым образом освещаются солнечными лучами, становятся как бы осмысленными, в дни июньского солнцестояния и сентябрьского равноденствия (соответственно, середина зимы и начало весны в Южном полушарии). перуанский Мачу-Пикчу
и легендарный Стоунхендж в Великобритании. Ученые Всероссийского астрономического союза исследовали эту съемку и пришли к выводу, что все эти сооружения предназначались для определения дней солнцестояния и равноденствия, то есть для наблюдений за планетами. Ученых поразила геометрическая правильность и схожесть уникальных сооружений. Как правило, древние обсерватории, либо части храмовых комплексов, представляли собой конструкции как минимум из пяти вертикально врытых столбов, расположенных компактно в центре или по краю искусственно насыпанных курганов. При строительстве таких комплексов использовалось от 6 до 14 астрономически ориентированных линий, по которым столбы соединялись, образовывая стороны треугольников. "Организация пространства этих объектов имеет ряд общих черт, - утверждает академик Российской академии естественных наук, доктор физико-математических наук Геннадий Бочкарев. - Если посмотреть на палеоастрономические строения из космоса, то можно четко различить их архитектурное строение: оно либо круговое, либо пирамидальное. Кроме того, монументальные сооружения, несмотря на различное расположение, удивительно точно ориентированы на одни и те же точки". Что же это за точки? Спутниковые и археологические данные показывают, что это точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний и равноденствий, точки восходов и заходов «низкой» и «высокой» Луны. Этот факт вызвал большой интерес в научном сообществе, и исследователи памятников древности тут же начали выдвигать самые смелые гипотезы. При этом они пытались найти ответы на два главных вопроса. Во-первых, случайно ли общие характерные признаки повторяются в сооружениях, удаленных друг от друга в пространстве и времени? И во-вторых, кто был архитектором палеообсерват Этот перечень палеообсерваторий далеко не полный и сюда можно включить ещё множество других подобных объектов. Вот лишь некоторые из них. Каменный Круг Каслриг в Великобритании Если Стоунхендж – самый известный каменный круг в Великобритании, то Каменный Круг Каслриг, около города Кесвик в Озерном крае, можно назвать самым прекрасным. Так же как и у Стоунхенджа, у этого места есть качества, которые делают его подходящим для использования в качестве астрономической обсерватории. Ньюгрейндж в Ирландии В северо-восточной Ирландии в настоящее время обнаружено более 300 курганов, однако Ньюгрейндж считается самым загадочным. Дело в том, что в дни зимнего солнцестояния в Ньюгрейндже происходит поистине удивительное событие: его внутренний чертог на 17 минут освещается лучами солнца. В крыше строения искусными мастерами сделана ниша, через которую лучи солнца преодолевают путь длиной в 62 фута через камни и попадают в чертог, освещая его ровно на 17 минут.
Очевидно, что чудо происходящее в Ньюгрейндже, является результатом строительного гения древних мастеров, сумевших с ювелирной точностью высчитать путь солнца. «Солнечное шоу» заставляет некоторых ученых предполагать, что Ньюгрейндж - это обсерватория, из которой 5000 лет назад астрономы наблюдали за древними светилами. Гозекский круг в Германии Величественный неолитический Гозекский круг образован несколькими круговыми рвами, с воротами в определенных местах. Через эти ворота в определенные дни проникали солнечные лучи. Это доказывает, что Гозекский круг - одна из древнейших в мире обсерваторий. Данная конструкция свидетельствует о том, что уже за 5000 лет до рождества Христова люди пытались найти на небосводе точки отсчета, чтобы определять годичные циклы. До сих пор ученые не подозревали, что доисторические земледельцы были на такое способны. Аркаим в России Конструкция Аркаима позволяла фиксировать с поразительной точностью все ключевые моменты в движении Солнца и Луны по небосклону. Для этого древние астрономы вели наблюдения за светилами во время восхода и заката, отмечая точки отрыва нижнего края диска от горизонта или касания его. Такие обсерватории называют сейчас пригоризонтными, а фиксируемые с их помощью моменты восходов и закатов - событиями.

Стоунхендж – это древнейшее из сооружений, построенных в Англии, представляющее собой круг из камней. На английском языке Stonehenge означает «каменное ограждение». Ученые полагают, что строительство Стоунхенджа началось примерно 4 тысячи лет назад и длилось несколько столетий. Постройка Стоунхенджа, предположительно, велась таким образом: вначале громадные глыбы вытесывали в каменоломнях, затем их отправляли по реке или же волоком до места возведения и вкапывали камни в землю. Ученые установили, что каменоломни, из которых камни доставляли к месту их установки, находятся от места возведения на расстоянии примерно 300 километров. Сам комплекс Стоунхендж содержит 82 мегалита, весом пять тонн каждый, 30 каменных блоков (25 тонн каждый) и 5 огромных трилитов, весящих 50 тонн.

И по сей день предназначение каменных глыб остается загадкой. Общеизвестная версия предполагает, что Стоунхендж – это одновременно календарь и древняя астрономическая обсерватория. В день летнего равноденствия 21 июня утренние солнечные лучи вычерчивают одну ось этого сооружения. Это наводит на мысль, что из этого места древние люди наблюдали за Луной, Солнцем и другими планетами. Вторая распространенная версия - загадочные камни установили инопланетяне, с непонятной для людей целью. Также существует версия, что Стоунхендж выступает моделью Солнечной системы. Она, правда, содержит изображение двенадцати планет, а не девяти: еще две из них, по мнению древних, расположены за Плутоном, и одна находится между орбитами Марса и Юпитера. В наши дни вокруг Солнца на этом месте вращается пояс из астероидов. Другие предположения: каменные глыбы - это кладбище, или храм Солнца, или защита от атлантов, или языческий собор, или город Мертвых, или место посадки НЛО и тому подобные.

Стоунхендж, если доверять принятой датировке, немного младше египетских пирамид. Однако в список античных семи чудес света он не попал - о нем не упоминают ни римские, ни греческие авторы. Очевидно, римлян эти камни не особо впечатлили, они ведь видели пирамиды Египта и сами, к тому же, строили грандиозные храмы. На сегодняшний день уже нельзя точно определить, кто был же впервые описал Стоунхендж. К XII веку все данные о его происхождении канули в мифы и никто сейчас не вспомнит истинное назначение памятника. Древние британцы звали Стоунхендж «Пляской Великанов» и приписывали его авторство великому чародею Мерлину.

Ученые до сих пор пытаются выяснить, как устанавливали в землю исполинские глыбы. Бытует мнение, что вначале выкапывали ямы длиной, равной длине закапываемой в землю части камня. Ширина и длина лунок была примерно на сантиметров девяносто больше, чем камня. Три стенки в лунках делали отвесными, как пишет Дж. Хокинс, а четвертую делали под наклоном в 45 градусов - она выполняла роль приемного пандуса. Прежде чем ставить камень, стенки в лунках обкладывали широкими деревянными кольями. По ним камень скользил, не ссыпая землю. Потом махину при помощи канатов и веревок устанавливали вертикально, при чем очень быстро - пока у держащих камень хватало сил и засыпали пространство вокруг камня, лишь бы он не упал. После утрамбовки, оставляли его на несколько месяцев в покое, чтобы почва просела и спрессовалась. Очень важная деталь: у вертикальных камней нижние концы были оббиты в тупой конус - для того, чтобы после опускания в лунку, каменные глыбы можно было повернуть и установить точнее.

Археоастрономия очень молода. Как наука она оформилась только в 60-х годах нашего века, но попытки объединения археологии с астрономией начались много ранее. Может быть, с того момента, когда в 1740 году английский энтузиаст Уильям Стьюкли, изучавший Стоунхендж, обратил внимание на то, что ось этого древнего памятника ориентирована на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Но тогда это совершенно верное наблюдение было воспринято научным миром скорее как случайное совпадение, чем сознательный замысел и закономерность.

В XX веке интерес к сопоставлению пространственной картины Космоса с культовой деятельностью доисторического человека стал сильно возрастать. И опять отличился английский "Каменный Круг" - Стоунхендж. Было обнаружено, что этот памятник древности не только отмечал точку на линии горизонта, где Солнце всходило в день летнего солнцестояния, но имел визиры на все астрономически значимые направления, касающиеся Солнца и Луны.

По результатам этих исследований американский профессор Джеральд Хокинс в 1966 году написал книгу "Разгадка тайны Стоунхенджа". Эта работа получила широкое распространение в Европе и в Америке, однако идеи, в ней изложенные, у профессиональных исследователей древностей популярности не получили. Крупнейший авторитет по Стоунхенджу археолог Р. Аткинсон дал разгромную рецензию на работу Хокинса. В ведущем английском журнале археологической общественности Antiquity он выступил против такого "легкомысленного" подхода к доисторическим постройкам.

Но поднимать тревогу было уже поздно. О Стоунхендже заговорили, как о древнейшей в мире обсерватории. К тому же целый ряд известных астрономов выступил в поддержку Хокинса, дав математическое обоснование астрономической ориентации не только Стоунхенджа, но и многих других памятников времен неолита, находящихся в Англии, Шотландии, Ирландии и Франции.

Как подействовала такая массированная атака на археологов? Спустя всего девять лет после издания книги Хокинса профессор Аткинсон мужественно признался, что недооценил вклад астрономов в традиционную археологию. Он отозвался об археоастрономии (так теперь стали называть это направление исследований) с похвалой и заявил, что согласен с выводами об астрономическом назначении Стоунхенджа и других построек.

Это событие ознаменовало поворотный пункт в признании археоастрономии. Теперь среди профессиональных археологов можно было без тени неловкости обсуждать проблемы, связанные с новой дисциплиной. Так, в трудном споре сложился союз исследователей земли с исследователями звезд.

Нынче археоастрономия не только одна из самых интересных, но и, пожалуй, одна из самых перспективных областей знания, известных человеку. Ведь захвачен широчайший диапазон исследований, в который вовлечены такие науки, как история, физика, математика, философия, астрономия.

Разве не было бы увлекательно разгадать тайну Сфинкса и египетских пирамид? Или познать до конца мотивы, вдохновлявшие создателей Стоунхенджа и Большого Менгира в Карнаке? Понять, почему подобные им сооружения обнаружены за тысячи километров от Европы, - в далеких Еи-малаях и Центральной Америке?

Археоастрономия способна ответить на эти вопросы. И к счастью, на нашей планете очень много мест, которые еще только ждут своего исследователя.

По следам одной экспедиции

Между двух пустынь, там, где кончаются Каракумы и начинаются Красные Пески - Кызылкум, в дельте теперь уже высохшей реки две тысячи лет назад существовало мощное и развитое государство Древний Хорезм. Его жители поклонялись небу и огню и строго придерживались предписаний, установленных пророком Зороастром.

Давно канувшая в лету цивилизация, однако, и по сей день преподносит сюрпризы. Так, сравнительно недавно на ее территории было обнаружено сооружение, по-видимому, являвшееся древней астрономической обсерваторией.

Открытие, как это часто бывает, произошло случайно. Пилот аэроплана, пролетая над безлюдным районом Узбекистана, заметил странный объект. Среди монотонных узоров песчаных барханов возвышалось круглое сооружение. Засыпанное песком, оно очень походило на кратер или огромный колодец 5-10 м диаметром.

Тогда, почти пятьдесят лет назад, этой находкой заинтересовались ученые из Академии Наук СССР. И в район древних развалин, которые были известны среди местных жителей под именем Кой-Крылган-Кала, была отправлена специальная экспедиция.

Археологи в течение 7 лет. начиная с 1951 года, изучали этот древнейший памятник. Руководил работами академик С. П. Толстов. Именно он и высказал мысль, что Кой-Крылган-Кала, будучи древним центром религиозного культа, использовалась и для практических астрономических наблюдений. В своей книге "По древним дельтам Окса и Яксарта" он писал: "Весьма вероятно, что Кой-Крылган-Кала была храмом погребального культа и одновременно центром астрального культа... Весьма возможно, что пять своеобразных, совершенно уникальных окон нижнего этажа центрального здания служили для астрономических наблюдений. В северо-восточном секторе верхнего этажа центрального здания сохранился явно относящийся к позднему периоду фрагмент стены с мощным фундаментом, заглубленным в завале одного из помещений. Стена ориентирована с севера на юг и, возможно, служила базой для астрономического инструмента типа квадранта".

В дорогу

Так что же это - еще одна древняя астрономическая обсерватория или просто культовое сооружение Древнего Хорезма? Чтобы попытаться найти ответ на этот вопрос, группа ярославских любителей астрономии в сотрудничестве с научно-популярным журналом Звездочет решила организовать поездку к месту находки.

Подготовка экспедиции началась в первых месяцах 1997 года. Однако лишь к марту 98-го удалось решить все организационные вопросы, и мы смогли отправиться в путь - в Узбекистан в город Бируни.

Город этот знаменит тем, что когда-то через него проходил Великий шелковый путь - караванная дорога из Ближнего Востока в Китай, Индию и Тибет. В Бируни мы расположились в красивом, просторном доме с уютным внутренним двориком. В нем жили наши друзья Имам и Ражапбай Ху-дайбергеновы. Они были очень гостеприимны и впоследствии помогли с поиском интересующих нас объектов.

От Бируни до Кой-Крылган-Калы всего 40 км, но без помощи местных жителей эти развалины практически невозможно найти. Сейчас здесь все меньше и меньше говорят по-русски, и уже не удивительно встретить молодого туркмена или узбека, не знающего наш язык.

Два дня в Бируни прошли в окончательных сборах. Наконец, все готово, и мы спешим отправиться в путь. Знакомо ли вам чувство, когда не терпится поскорей достичь желанной цели? Ведь позади - год подготовки и сбора материалов. Поиски снаряжения, бессонные ночи, проведенные за чтением справочников и изучением карт... Теперь остался последний шаг, и вскоре мы вступим во владения таинственной, волнующей воображение пустыни.

Выехали 19 марта. За окном автомобиля унылый пейзаж. Серо-голубые ветки саксаула, похожего на "дерево наоборот" - крона закопана в земле, корни торчат наружу. Арыки для орошения квадратиков полей. Скоро все зацветет хлопком, рисом и люцерной но пока кругом желтый-желтый пейзаж, в котором одного цвета все - дома, машины, деревья, поля. Даже лю ди, торгующие дынями вдоль дороги, тоже призрачно-желтые, настолько, кажется, они пропитались песком и срослись, слились с пустыней.

Встретившиеся первыми на пути развалины древних глиняных поселений согрели нас надеждой на скорую и желанную встречу. Однако пустыня не торопилась раскрывать посторонним свои секреты. Мы крутились по пыльным дорогам, то забираясь в глубь песков, то возвращаясь к человеческому жилью. И лишь в конце дня, благодаря непостижимой интуиции водителя, мы прибыли на место наших будущих исследований.

Было странно увидеть здесь, среди волнистых барханов, эту древнюю крепость-обсерваторию. Она выплыла из глубины веков как некий заброшенный остров, как символ великой, но уже умершей цивилизации. Занавес беспредельного синего неба только усиливал чувство одиночества, живописно оттеняя полуразрушенные стены, высвечивая проемы бойниц и кладя густые предвечерние тени в потайные ниши и сводчатые ходы.

До заката оставалось совсем немного. Выбрав ровную площадку рядом с развалинами, мы спешно начали разбивать лагерь.

Кой-Крылган-Кала

Согласно археологическим данным, Кой-Крылган-Кала построена две с половиной тысячи лет назад, около IV века до нашей эры. Она представляет собой башнеобразное цилиндрическое здание диаметром 50 м и высотой около восьми метров. Здание обнесено кольцом внешней стены, а внутренний двор между стеной и башней застроен многочисленными комнатами неправильной планировки. В них находились складские помещения, комнаты слуг и стражников.

Центральное здание имело два этажа, из которых нижний, цокольный, почти полностью сохранился. Помещения этого этажа с мощными стенами из сырцового кирпича имеют строгую планировку. Под небольшим углом к запад-восток расположен центральный сводчатый коридор, в который арками открываются шесть больших сводчатых комнат.

В судьбе Кой-Крылган-Калы много неясных вопросов. Ученым удалось установить, что центральное здание было обитаемо лишь в течение двухсот лет с момента постройки. По невыясненным на сей день обстоятельствам, оно было покинуто людьми не позднее II века до н.э. В пространстве между центральным зданием и стеной жили значительно дольше - не менее четырех столетий. При этом помещения двора неоднократно перепланировались.

Ближе к началу нашей эры Кой-Крылган-Кала стала подвергаться осадам. Об этом свидетельствует разрушенная в нескольких местах стена крепости. Вероятно, зороастрийским жрецам приходилось отражать атаки воинственных племен, нападавших на Хорезм с севера.

Жизнь храма внезапно оборвалась в I веке нашей эры. Люди ушли отсюда, и опустевшие помещения подверглись сильному грабежу и разрушению. Потом ничего не нарушало тишину оставленного дома. Кой-Крылган-Кала дремала в усыпальнице пустыни, окутанная со всех сторон мягким, сухим песком. И только в наше время ей пришлось стряхнуть эти навеянные вечностью грезы о былом величии Хорезма, славе его царей, воинов и жрецов.

На месте

На следующий после прибытия день мы с энтузиазмом начали определять азимуты основных направлений, образованных линией центрального нефа и окнами комнат. В дальнейшем нам предстояло работать с небесными светилами, и мы сразу предпочли не геодезические, а астрономические азимуты, которые отсчитываются от точки Юга по направлению к точке Запада.

Необходимо было учесть магнитное склонение в данной местности. Если стрелка компаса показывает на Север, то это не значит, что там же находится географический северный полюс. В районе Кой-Крылган-Калы магнитный меридиан отклоняется к востоку ot истинного меридиана на 6°. Помня об этом, мы вычитали из полученных с помощью буссоли данных требуемую величину в 6°. Итак, ось центрального коридора в своей восточной части имеет астрономический азимут 247°, в западной 67°. Южные и северные окна - 337° и 157° соответственно.

Для начала мы попытались соотнести расположение центрального здания с годичным движением Солнца. Дневное светило с большой точностью восходит в точке Востока и заходит в точке Запада в дни равноденствий. В день летнего солнцестояния Солнце восходит и заходит в точках с азимутом 236° и 124°. В день зимнего солнцестояния азимуты восхода и захода равны 302.5° и 57.5°. Однако, как видим, в планировку Кой-Крылган-Калы направления на эти точки не заложены.

Второе светило нашего горизонта. Луна, имеет путь движения по небу куда более сложный, чем Солнце. Поэтому мы не станем приводить здесь результаты расчетов, связанных с этим движением. Скажем лишь, что вычисления говорят о том, что Кой-Крылган-Кала не сориентирована на Луну также, как и не сориентирована она на Солнце.

Приступая к определению возможной связи памятника со звездами, мы помнили, что для расчета азимута восхода или захода какой-либо звезды необходимо учесть три фактора. Первое и самое главное - влияние прецессии земной оси на экваториальные координаты звезд. Прецессия изменяет склонение звезды на величину вплоть до 47°, и хотя такое воздействие происходит медленно, в течение столетий и тысячелетий оно становится достаточно заметным.

Еще одно обстоятельство, которое вносит коррективы в определение азимута точек восхода и захода светил, - это так называемый "угол угасания". Дело в том, что даже очень яркая звезда у горизонта становится значительно слабее, и в конце концов перестает быть видима, хотя она еще находится над линей горизонта. Причина этого - пыль, находящаяся в земной атмосфере и действующая как светопоглощающий фильтр.

Для звезд "угол угасания" варьируется от сезона к сезону и в значительной степени связан с экологической ситуацией в данном регионе. Проводившиеся визуальные наблюдения дали "угол угасания" для звезды Регул в 4-5°. Под таким углом к горизонту эта достаточно яркая звезда переставала быть видимой человеку с хорошим зрением, и он уже не мог проследить окончательный путь ее захода. Однако здесь нужно учесть, что наблюдения проводились в экологически неблагоприятном р!егионе (средняя полоса России), а сама звезда располагалась почти сразу за границей сектора вечерней зари. Поэтому при более благоприятных условиях наблюдения мы смело можем уменьшить "угол угасания" ярких звезд до 2-3°.

В принципе должна подлежать учету и рефракция, производимая земной атмосферой по отношению к звездам. Но для светила, находящегося на высоте "угла угасания", ее значение составляет примерно 15 минут дуги. Так что при начальных вычислениях рефракционной поправкой можно пренебречь.

В число вероятных кандидатов для расчетов попали следующие звезды: Сириус, Спика, Рас-Альхаг, Альдебаран, Ригель, Бетельгейзе, Антарес, Регул, Бега и Арктур. Мы вычислили их экваториальные координаты на эпоху, в которою была возведена Кой-Крылган-Кала. Учет "угла угасания" в схеме расчетов не вызвал трудностей.

Теперь, проведя соответствующие вычисления, мы с уверенностью можем сказать, что через "астрономическое окно", азимут которого равен 67°, яркие звезды действительно наблюдались! Это были Сириус (α Большого Пса) и Ригель (β Ориона). Пользуясь этим окном (а оно имеет 6 м в длину и 0.7 м в ширину) как наблюдательной трубой, древний астроном мог созерцать поочередный заход сначала звезды из созвездия Ориона, а затем Сириуса.

Все это говорит о том, что древние строители сознательно ориентировали свой храм таким образом, чтобы линия центрального коридора (и окно, смотрящее из него наружу) всегда указывали на точку захода звезд Ригель и Сириус. Эти результаты позволяют подтвердить предположение академика С. П. Толстова об астрономическом назначении Кой-Крылган-Калы.

В чем-то это очень напоминает астральный культ, имевший распространение далеко за пределами Хорезма - в Древнем Египте. В нем также фигурирует Сириус. Время первого появления на фоне утренней зари этой лучезарной звезды совпадало с разливом Нила, и с этого момента египтяне начинали цикл религиозных празднеств и новую хозяйственную деятельность.

Интересно, а какую роль играли Сириус и Ригель в культуре Древнего Хорезма? Почему при строительстве Кой-Крылган-Кала взоры обратились именно на эти светила? И почему именно заход, а не восход звезд? Но эти вопросы следует адресовать, наверное, уже не к астрономам, а к историкам.

Постскриптум

Об уникальности храма Кой-Крылган-Кала писалось и говорилось немало. Это единственное в Средней Азии сооружение, отличающееся от других древних построек как своей планировкой, так и назначением. В Хорезме существовало лишь два крупных "храма огня". Один - в величественном дворце хорезмских царей Топрак-Кала, расположенном в предгорьях хребта Султан-Уиздаг. Другой, собственно, Кой-Крылган-Кала. Неповторимость храма и в том, что его ориентация связана с культом звезд.

Что касается степени материальной сохранности памятника и постигших его за последние годы разрушений, то это тема особая. Например, мы не смогли обнаружить фундамент со стеной, где мог находиться квадрант. Упоминаемая в археологических отчетах комната сейчас завалена обломками глиняных кирпичей, осыпающихся с верхней части здания. Из пяти "астрономических" окон, о которых говорит академик Толстов, осталось только одно. Остальные, к великому сожалению, погребены под обрушившимися сводами. Засыпаны метровым слоем песка и глины комнаты первого этажа и центральный коридор.

Приходится констатировать, что через 40-50 лет от памятника не останется и следа. Пока он был скрыт покровом пустыни, значительных разрушений не происходило. Но как только археологи обнажили остатки построек, за дело взялись ветер, дождь и палящее южное солнце. В результате за последнее время Кой-Крылган-Кала получила больше повреждений, чем за те две тысячи лет, что она стояла под песком.

Науке предстоит понести еще одну и опять невосполнимую утрату. Значит, пришло время принимать спешные меры по спасению Кой-Крылган-Калы. И хотя объект имеет международное значение, инициатором такого движения могла бы стать Республика Узбекистан. Ведь именно на ее территории находится этот древний и замечательный памятник.

Попов Владислав Сергеевич, Чумакова Татьяна Алексеевна, Барышникова Елена Николаевна - любители астрономии из г. Ярославль. Авторы приносят искреннюю благодарность всем, кто помог в их работе, и в особенности - И. М. Богдановой, которой они и посвящают эту статью. Ираида Михайловна - удивительная женщина, в юные годы совершившая путешествие по Центральной Азии в составе экспедиции знаменитого художника Николая Рериха.