Сообщение о сергее александровиче есенине. Сергей есенин биография кратко. Стихотворения о животных

Сообщение о сергее александровиче есенине. Сергей есенин биография кратко. Стихотворения о животных

Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново, что на Рязанщине в семье зажиточных крестьян. Пока отец с матерью были на заработках, Серёжа рос в доме своих бабушки и дедушки. Именно бабушка, по признанию поэта, предопределила его будущий литературный путь. Она знала много сказок, песен, частушек - простая, даже простонародная русская речь немало сказалась на творчестве Есенина.

Юные годы будущего поэта

В 1904 году Серёжа поступает учиться в Константиновское земское училище, после продолжает учёбу в церковно-учительской школе. В 1912 году Есенин отправляется в Москву, на заработки. В типографии Сытина Сергей работает помощником корректора: это занятие позволяет Есенину читать много книг, в эти годы будущий поэт буквально поглощён чтением.

В 1913 году Есенин становится вольнослушателем Московского народного университета им. Шанявского. Уже через год, бросив учёбу и работу, Сергей буквально всецело отдаётся поэзии. В 1914 году журнал «Мирок» впервые публикует поэта Есенина.

Становление поэта

В 1915 году молодой Сергей Есенин приезжает в Петроград, ему удаётся попасть к самому Александру Блоку, который знакомит его с коллегами-поэтами. Так крестьянский талант оказывается «своим» в литературной среде Петрограда и вскоре выпускает сборник стихов «Радуница». В 1916 году Есенина призвали на военную службу, но на фронт Сергей Александрович, можно сказать, не попал. От возможной гибели поэта спасла протекция императрицы, которая была поклонницей таланта Есенина.

В 1918 году выходит в свет вторая книга Есенина «Голубень». В этом же году уже широко известный поэт перебирается в Москву, которая становится новым литературным центром России.

20-е годы, московский период творчества Есенина

В Москве слава Есенина достигает своего апогея. Поэт примыкает к московской группе имажинистов, выпускает сборники «Трерядница», «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва Кабацкая», поэму «Пугачёв».

Есенин много ездит по стране: посещает Урал, Оренбуржье, Среднюю Азию, Кавказ. Скоропалительный брак с американской танцовщицей Айседорой Дункан позволил поэту побывать в Европе и Штатах.

В книге «Страна негодяев» поэт довольно критично высказывается о советских лидерах, что вызывают ответную реакцию силовых структур. Обличительные статьи о дебошире и пьянице Есенине всё чаще появляются в газетах. Это угнетает поэта, но он находит в себе силы творить дальше. В 1925 году литератор переживает большой творческий подъём, много и неустанно пишет.

Однако песня русского соловья обрывается резко и неожиданно: 28 декабря 1925 года Сергея Александровича находят мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». До сих пор обстоятельства смерти поэта не выяснены.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Т.к. мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подталкнула его к написанию первых стихотворений.

В 1904 году С. А. Есенина отдают на учёбу в в Константиновское земское училище. Через несколько лет он поступает в церковно-учительскую школу.

В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. Там он устраивается в типографию И.Д.Сытина помощником корректора. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка. Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет: «Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».

В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.

Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта. В январе его стихи начинают печататься в газетах «Новь», «Парус», «Заря». В этом же году у С.Есенина и А.Изрядновой родился сын Юрий, который был расстрелян в 1937 году.

В 1915 году молодой Есенин покидает Москву и переезжает в Петроград. Там с его творчеством знакомятся многие поэты и писатели того времени. Его стихотворения читали А.А.Блок и С.М.Городецкий. В это время Сергей Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт первый сборник «Радуница», который сделал поэта очень известным.

В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу. Весной молодого поэта приглашают читать стихи императрице, что в будущем помагает ему избежать фронта.

Весной 1917 года Сергей Есенин в редакции газеты «Дело народа» знакомится с Зинаидой Райх. А в июле того же года они обвенчались. В это время разворачивалась Октябрьская революция, которую поэт принял безоговорочно.

В 1918 году в Петрограде публикуется вторая книга стихотворений С. А. Есенина «Голубень».

С 1917 по 1921 год Сергей Александрович Есенин был женат на актрисе Зинаиде Николаевне Райх. От этого брака у Есенина родилась дочь Татьяна и сын Константин.

Уже в апреле 1918 года Есенин расстается с З. Райх и перебирается в Москву, котора к тому времени стала литературным центром.

Во время совместного проживания с переводчецей Надеждой Вольпин у Сергея Есенина родился сын Александр.

В 1921 году поэт отправился в путишествие по Средней Азии, посетил Урал и Оренбуржье.

В 1922 году Есенин женился на известной американской танцовщицей Айседоре Дункан. Вскоре уехал с ней в длительное турне по Европе и Америке. В газете известия были опубликованы записи С. А. Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак С.Есенина и А.Дункан распался вскоре после возвращения из турне.

В одной из последних поэм «Страна негодяев» Сергей Александрович Есенин очень резко пишет о лидерах России, что влечёт за собой критику и запрет публикаций поэта.

В 1924 году творческие разногласия и личные мотивы побудили С. А. Есенина порвать с имажинизмом и уехать в Закавказье.

Осенью 1925 года у Есенин женился на внучке Льва Толстого Софье, но брак был не удачным. В это время он активно выступал против еврейского засилья в России. Поэт и его друзья обвиняются в антисеметизме, за что полагался расстрел. Последний год жизни Есенин провёл в болезнях, скитаниях и пьянстве. По причине сильного пьянства С. А. Есенин некоторое время прибывал в психоневрологической клинике Московского университета. Однако из-за преследований со стороны правоохранительных органов поэт был вынужден покинуть клинику. 23 декабря Сергей Есенин уезжает из Москвы в Ленинград. Останавливается в гостинице «Англетер».

В ночь на 28 декабря 1925 года при не выясненых обстоятельствах погиб русский поет – Сергей Александрович Есенин.

Есенин, Сергей Александрович, поэт (3.10 1895, село Константиново, Рязанской губ. – 28.12.1925 Ленинград) (см. его биографию). Родился в крестьянской семье, рос в доме деда-старовера, в религиозной строгости. В 1912-15 учился в Народном университете А. Л. Шанявского в Москве и работал корректором.

В 1914 в журналах появляются первые стихи Есенина. В 1915 в Петрограде Есенин встречается с Блоком и входит в тамошние литературные круги. Блок и Городецкий ориентировали его на сближение с крестьянскими поэтами, особенно с Н. Клюевым . Первый сборник стихов Есенина Радуница (1916) был встречен положительно.

Сергей Есенин в кадрах кинохроники, 1918, 1921, Живой голос поэта России

В 1917 Есенин был близок левым социалистам-революционерам (эсерам). Октябрьскую революцию он приветствовал с точки зрения духовного подъема, исполненный мессианских ожиданий, рисовавшихся в образе крестьянского рая. В 1919, во время гражданской войны , Есенин переселился в Москву и вошел в литературную группу имажинистов . Время от времени он предавался разгулу в обществе пьяниц, проституток и наркоманов.

Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан повела к неудачной женитьбе, скандалам, широко освещавшимся мировой прессой, пока Есенин был за границей (май 1922 – август 1923). Есенин находился в отчаянии, из которого его не смогло вывести временное возвращение в родную деревню (1924), равно как и попытки как-то приспособиться к коммунистической действительности. В декабре 1925 он был найден мёртвым в номере одной из ленинградских гостиниц. По официальной версии, Сергей покончил с собой, но есть немало данных, что его убили по приказу властей , недовольных его последней антисоветской поэмой Страна негодяев .

При жизни Есенин был одним из самых популярных поэтов, но позже партийная критика последовательно вычеркивала его из советской литературы. «Есенинщина» стала отрицательным понятием. Лишь с 1955 его произведения стали снова широко печататься в СССР.

Врожденный лирический талант Есенина, сказавшийся в меланхолическом воспевании старой русской деревни с ее лугами, облаками, избами (например, в стихотворении Русь ) и сочетавшийся с религиозной образностью, развивался благодаря различным символистским влияниям (Блок, Белый), но был достаточно силен, чтобы всегда оставаться самим собой. К его ранним стихам, возникшим по возвращении в деревню после первой встречи с городом, принадлежат простые, очень эмоциональные баллады о животных, например, Песнь о собаке (1915). С ранних лет он даёт и проникновенные образцы любовной лирики (напр., Не бродить, не мять в кустах багряных... ).

У Есенина, как у Блока и Белого, революционные события выступают в связи с идеями христианства , причем религиозный элемент, проявляющийся в системе образов, или, например, в стихотворении Товарищ в описании Христа, носит двойственный характер, вплоть до богохульства.

В поэме Инония (1918), напоминающей своим образным языком картины Шагала, Есенин рисует столь желанный ему крестьянский рай, свободный от порабощающего влияния городской цивилизации. В поисках революционного содержания он обратился к русской истории и создал лирическую драму Пугачев (1921), где языковый эксцентризм весьма затрудняет понимание аллегорий, к которым прибегает поэт.

Тайны Века - Сергей Есенин. Ночь в Англетере

Есенин и по натуре был предрасположен к меланхолии; ее усиливало разочарование от происходящего вокруг процесса урбанизации и пролетаризации, губительных для крестьянства. Бегство от действительности в разгульную жизнь обусловило иную тематику его стихов, писавшихся начиная с 1920 г. и напечатанных двумя сборниками – Исповедь хулигана (1921) и Москва кабацкая (1924). Есенин ощущает, что ему как поэту нет места в советской России; отчаяние, связанное с этим, пронизывает его исповедальную лирику.

В последние два года жизни поэзия Есенина, зачастую повествовательная, богатая красками, звуками и необычными словосочетаниями, становится все более ясной и простой. Разлад, погубивший его жизнь и приведший его к трагическому концу, был глубоко понятен тысячам молодых людей, которые так же, как поэт, лишились корней и попали в водоворот этого потопа: в стихах, полных смятения и потерянности, они видели собственную жизнь, слышали собственные жалобы.

Краткая биография Сергея Есенина.
Родился Сергей Александрович Есенин 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала много сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию первых стихов.
В 1904 году Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина "Радуница" вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания.
Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае, в стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвести и умереть... Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки… Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымом половодье зализало ил. ., Хороша была Танюша, краше не было в селе. .).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д. Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: "Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить... ". В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, "отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете "Новь", "Парус", "Заря"..."
Упоминание Изрядновой, о распространении нелегальной литературы, связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И. Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистские настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловратке - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности человеческих отношений". Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос:

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А. Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые... ". Так благодаря участию Блока и поэта С. Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец., Алый мрак в небесной черни., Тучи с ожереби) (Ржут, как сто кобыл.).
В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н. Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества..."
И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре. Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А. Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д. Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...
Сначала в революционных бурных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земли и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами. / Встает иная степь... (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти:

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.

Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе скандально, шокировали современников:

Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых.

Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:

Облаки лают,
Ревет златозубая высь...
Пою и взываю:
Господи, отелись!

В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь, все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".
Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С. Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное... ". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. (ИМАЖИНИЗМ [от французского image - образ] - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914-1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах "Сирена" (Воронеж) и "Советская страна" (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационно они объединялись вокруг издательства "Имажинисты", "Чихи-Пихи", книжной лавки и небезызвестного в свое время литовского кафе "Стойло Пегаса". Позднее имажинистами выпускался журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном", прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась.
Теория Имажинистов основана принципом поэзии, провозглашает примат "образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. "Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов" ("Декларация" имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл "внутренней формой слова". "Рождение слова речи и языка из чрева образа, - говорит Мариенгоф, - предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии". "Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова". Если в практической речи "понятийность" слова вытесняет его "образность", то в поэзии образ исключает смысл, содержание: "поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова" (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: "смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа" (Шершеневич, 2Ч2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим "каталогом образов", естественно не укладывается и в правильные метрические формы: "vers libre образов" требует "vers libre’a" ритмического: "Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов" (Мариенгоф). "Стихотворение - не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять" (Шершеневич)).
Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным, от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды. Закрывает одна лишь смерть...
Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где... если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем...
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.
Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки.
В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут.
Под гармоники желтую грусть...

Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России.
По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней.
Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?.), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать...
И, наконец, стихотворение "Отговорила роща золотая", в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от изящной словесности:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом...

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью. По свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью.
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось.
В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ. В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). В 1990-е годы различными авторами продолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, так и контраргументы. Версия убийства Есенина представлена в сериале «Есенин».
Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Сергея Александровича Есенина , неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя.
Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная,искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир,тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека,слишком долго остававшегося в"узком промежутке"старых чувств и воззрений.И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина- "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств,они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях- отчаяние,тлен,безысходная грусть.Сергей Есенин прежде всего- певец Руси,и в его стихах,
по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух",в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:"Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время("Преображение","Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями.Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал:"Мать моя родина, я-большевик!" Но Есенин, как он сам писал,воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном","больше стихийно,чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции,о будущем,о социализме. В поэме"Инония"он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас,злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии,естественно,не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат,деревню вёл за собой город."Ведь идёт совершенно не тот социализм,о котором я думал",-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать"железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую,уходящую"деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной,нищей,обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период.Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство",-писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы,настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье,верой в любовь и будущее.Прекрасное стихотворение"Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь-как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких,глубоко волнующих страниц истории советской литературы.Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта,для которого самым дорогим на всей планете была Русь...

Сергей Есенин является одним из самых любимых и известных поэтов России. Его стихи до сих пор заставляют сердца людей чувствовать, верить и сопереживать. Многим читателям отечественный поэт известен как бунтарь, но его выходки преследовали лишь одну цель – напитать душу новыми переживаниями, чтобы в дальнейшем отразить их на бумаге. Именно поэтому короткая судьба Сергея Есенина является такой яркой и необычной.

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново (Рязанская область). Мать и отец поэта были обычными крестьянами, проводившими все время за работой, поэтому жил мальчик вместе с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Уже тогда, по воспоминаниям самого литератора, в нем начал просыпаться талант: «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». Также Есенин любил песни матери, которые оставили сильный отпечаток на произведениях выдающегося автора: стихи Сергея Александровича подобно песням — мелодичны, ритмично организованы.

В возрасте девяти лет Есенин поступает в Константиновское земское четырёхклассное училище, а далее переходит в церковно-учительскую школу в селе Спас-Клепики. Именно тогда Сергей Александрович и написал свои первые стихотворения: «Воспоминания», «Звёзды», «Моя жизнь». Но печататься поэт начал чуть позже, в 1914 году: первым опубликованным произведением Есенина стало стихотворение «Береза» в детском журнале «Мирок». Переехав в столицу и поняв свою уникальность, он стал именовать себя крестьянским поэтом. В его лирике люди находили искренность, природную гармонию, народный язык, чего так не хватало в городе. Примкнув к имажинистам, автор начал экспериментировать с формой и ритмикой стиха, разнообразил тематику работ, но вскоре перестал ассоциировать себя с каким-либо течением, свернув на свою собственную тропу. Так, Есенин стал одним из самых заметных, эпатажных и успешных людей своего времени.

Образ жизни

С именем Сергея Есенина у многих из нас ассоциируется образ поэта-бунтаря, простодушного и искреннего парня из деревни. Но в реальной жизни лишь продуманность и расчетливость помогли Сергею Александровичу при помощи влиятельных писателей добиться такой славы. Кроме того, поэт был очень чуток к критике, собирал рецензии на свои произведения и больше половины из них знал наизусть.

Неотъемлемой частью жизни Есенина также являлись постоянные скандалы и запои. Сергей Александрович боялся полиции, но при этом был ее завсегдатаем. Поэт находился на особом контроле в Москве, поэтому во всех местах, которые он посещал, можно было встретить сотрудников в штатском. При этом до суда разбойничество Есенина никогда не доходило – выручали полезные знакомства.

Качества Есенина

Характер Есенина можно описать в двух словах: мечтатель и романтик. Сергей Александрович погружался с головой в фантазии и вымыслы, носящие романтический характер, — именно оттуда он и брал положительные эмоции, наполняющие его жизнь смыслом. По натуре поэт не являлся лидером, из-за чего предпочитал более сильных особ, но если выбранный Есениным друг двигался в неправильном направлении, Сергей Александрович без капли сомнения покидал его.

Безграничная любовь к Родине сделала поэта ранимым, а вечные переживания за судьбу России вызывали в душе Есенина нестерпимую боль, которую он глушил алкоголем. При чтении своих стихов поэт настолько сильно сжимал кулаки, что на его ладонях оставалось множество ран, что свидетельствует о силе, которую вкладывал Сергей Александрович в прочтение лирических произведений.

Мировоззрение

Мировоззрение Сергея Есенина — это объединение двух начал: крестьянского и христианского (даже русская изба в творчестве Сергея Александровича была награждена библейским смыслом). Именно крестьянская жизнь являлся для поэта земным раем: «Если крикнет рать святая: /«Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая,/ Дайте Родину мою!»

Сергей Есенин часто систематизировал свои образы, разделяя их на душу, разум и плоть: все они отображают разную степень взаимопроникновения явления, миров и понятий друг в друга. Слово же Сергей Александрович воспринимал мистически: для него это было нечто беззначное, смешение земного и обыденного со вселенным и неисследованным.

Женщины и дети

О личной жизни Сергея Есенина до сих пор ходят легенды: его друзья говорили о том, что стоило поэту лишь улыбнуться, и все женщины становились его поклонницами. Но достоверно известно лишь о нескольких романах Есенина.

Первый роман Сергей Александрович «закрутил» еще, будучи совсем юным, — поэту было 17 лет. Возлюбленной поэта стала достаточно взрослая женщина — Анна Изряднова. Молодые жили вместе в квартире Анны, но после того, как она забеременела, Есенин уехал в Крым и никогда не принимал участия в воспитании сына.

Следующей «жертвой любви» поэта стала Зинаида Райх. Есенин влюбился в девушку с первого взгляда, но в этих отношениях, как и в предыдущих, все изменила беременность. Сергея Есенина будто подменили: он стал заподазривать свою жену в изменах, избивать ее и лишь на утро просить прощения. Зинаида не могла так жить и, узнав о второй беременности, почти сразу разорвала все связи с супругом.

Но главной женщиной в жизни Сергея Александровича стала знаменитая танцовщица – Айседора Дункан. Два талантливых человека встретились на творческом вечере и поняли, что не представляют жизни друг без друга. Пара уехала в Америку, но через некоторое время Есенина охватила скука по Родине, и он вернулся обратно в Россию. Позже Дункан поехала выступать в Крым, а Сергей Александрович пообещал ей приехать позже, но обманул: Есенин прислал Айседоре письмо, в котором сообщал о том, что собирается жениться на другой.

За свою короткую жизнь Сергей Есенин так и не нашел семейного счастья.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!