Создание и распад Монгольской империи в XIII в. Социально-экономический и политический строй монгольской империи Нашествие на Русь и страны Запада
Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.
Общественный строй монголов XII в.
Основным элементом древнемонгольского общества был род (обох), находившийся на стадии разложения. Во главе родов стояла аристократия. Представители ее носили почетные звания: бахадур («богатырь»), нойон («господин»), сецен («мудрый») и тайши («царевич, член царского рода»). Главным занятием бахадуров и нойонов было добывание пастбищ и рабов для ухода за скотом и юртами. Прочими слоями рода были: дружинники (нухур), родовичи низшего происхождения (харачу, или черная кость). Рабы (богол) стояли вне рода. Целые роды, покоренные некогда более сильными родами или примкнувшие к ним добровольно (унаган богол), не лишались личной свободы и по существу мало отличались в правовом отношении от своих господ.
Низкий уровень развития производительных сил и торговли, даже меновой, специфика кочевого скотоводческого хозяйства не давали возможности использовать подневольный труд. Рабы использовались как домашняя прислуга; рабство не влияло на развитие производственных отношений. Сохранялись основы родового строя, прежде всего совместное владение угодьями, жертвоприношения предкам, кровная месть и связанные с ней межплеменные войны - все это входило в компетенцию не отдельного лица, а родов в целом. У монголов были очень прочны представления о родовом коллективе как основе социальной жизни, о родовой (коллективной) ответственности за судьбу любого рода и об обязательной взаимовыручке. Член рода всегда чувствовал поддержку своего коллектива и всегда был готов выполнять обязанности, налагаемые на него коллективом.
Но монгольские роды охватывали все население Монголии только в идее. На самом деле постоянно находились люди, которых тяготила дисциплина родовой общины, где фактическая власть принадлежала старейшим, а прочие, несмотря на любые заслуги, должны были довольствоваться второстепенным положением. Те богатыри, которые не мирились с необходимостью быть всегда на последних ролях, отделялись от родовых общин, покидали свои курени и становились «людьми длинной воли» или «свободного состояния», в китайской передаче «белотелые» (байшэнь), т. е. «белая кость». Судьба этих людей часто была трагична: лишенные общественной поддержки, они были принуждены добывать себе пропитание трудоемкой лесной охотой, которая в отличие от степной, облавной, куда менее прибыльна. К тому же монголы не едят перелетных птиц (уток, гусей), считая их мясо противным, и лишь в крайнем случае употребляют в пищу рыбу. Для того чтобы добыть себе конину и баранину, изгнанникам приходилось систематически заниматься разбоем, но их ловили и убивали. С течением времени они стали составлять отдельные отряды, чтобы сопротивляться своим организованным соплеменникам и искать вождей для борьбы с родовыми объединениями. Число их неуклонно росло, и наконец в их среде оказался сын погибшего племенного вождя, потерявший состояние и общественное положение, член знатного рода Борджигинов, Темучин, впоследствии ставший Чингис-ханом.
Темучин, сын Есугей-бахадура, родился в урочище Делюн-Болдох. Дата его рождения в разных источниках указывается по-разному. По-видимому, более точной является датировка «Юань ши» - год лошади (1162), с чем совпадают и монгольская легендарная традиция, и время женитьбы Темучина, и возраст его детей.
Есугей-бахадур возглавлял одно из наиболее активных монгольских племенных объединений - тайджиутов. Ему удалось остановить татарское наступление на монголов и захватить в плен богатыря Темучина, именем которого Есугей впоследствии назвал своего новорожденного сына. Оказав помощь кераитскому хану Тогрулу в борьбе за престол, которую тот вел со своим дядей, опиравшимся на найманов, Есугей приобрел влиятельного друга. Когда же Тогрул стал кераитским ханом с титулом Ван-хан, то союз монголов с кераитами положил конец агрессии чжурчжэней в степи. Однако Есугей поссорился с меркитами, отняв у одного из их вождей невесту, Оелунь-еке, ставшую матерью Темучина и Хасара. Этот эпизод вызвал (согласно родовым обычаям) вражду между меркитами и монголами, впоследствии переросшую в жестокую войну. Чтобы иметь поддержку в этой борьбе, Есугей обручил своего девятилетнего сына Темучина с Борте, дочерью вождя сильного монгольского племени хонкиратов, но на обратном пути был отравлен татарами, пригласившими его разделить трапезу. После его смерти распалось племенное объединение, которое он возглавлял; бывшие вассалы из племени тайджиутов угнали весь скот, оставив семью Есугея в нищете. Вдова и сироты с трудом поддерживали существование охотой и рыбной ловлей, как и «люди длинной воли», выделившиеся из родовой общины.
Когда Темучин подрос, тайджиутский вождь Таргутай Кирилтух, сделав набег на кочевье Борджигинов, захватил Темучина в плен и посадил в колодки. Темучину удалось убежать. Вскоре он женился на нареченной невесте Бортэ, благодаря чему приобрел поддержку ее племени. Приданое жены, соболью шубу, он преподнес кераитскому хану, который сразу вспомнил былую дружбу с Есугеем и обещал Темучину покровительство. Кроме того, Темучин побратался с влиятельным вождем племени джаджиратов - Чжамухой-сеценом. Имея сильных друзей, Темучин мог больше не опасаться тайджиутов.
Новая опасность пришла со стороны меркитов, которые напали на становище Борджигинов на рассвете. Темучин успел бежать, но его молодую жену меркиты захватили в плен и отдали в жены одному из своих богатырей. На защиту Темучина выступили кераитский Ван-хан и Чжамуха. Союзники разгромили меркитов неожиданным набегом и, освободив Бортэ, вернули ее Темучину. Сына Джучи, которого Бортэ родила по прибытии домой, Темучин признал своим, но всегда относился к нему холодно.
Блестящая победа и наличие могущественных друзей совершенно изменили положение Темучина и его семьи. К Темучину стали примыкать молодые удальцы, дети соратников его отца и богатыри, отколовшиеся от своих родов. Темучин превратился в вождя небольшой орды, составившейся не из племен, а из «людей длинной воли». В числе первых примкнувших к Темучину были Боорчу и Чжелме, которых на службу к новому вождю прислали их отцы. Дружба Темучина с Чжамухой продолжалась полтора года, и этого времени оказалось достаточно, чтобы Темучин смог претендовать на титул хана. Тогда он разошелся с Чжамухой.
В 1206 г. на собрании монгольской племенной знати - курултае было оформлено создание Монгольского государства. Его возглавил один из монгольских ханов Темучин, провозглашенный Чингисханом. В последующие десятилетия в результате победоносных походов монголы создали крупнейшую в истории континентальную империю.
Государственное управление в Монгольской империи было тесно связано с военными потребностями и опиралось на традиционную иерархию кочевого общества. В ее основу были положены принципы родоплеменного быта - вожди возглавляли род, несколько родов объединялись в племя, племена - в союзы племен, и т.д. В результате вся система управления носила авторитарный аристократический характер и была неотделима от военной иерархии, строившейся на основе десятичной системы. Роды и племена в зависимости от их численности в случае войн, которые велись практически непрерывно, выставляли конные десятки, сотни, тысячи и т.д. Военно-территориальные начальники - ханы, царевичи, беки, найоны, богатуры. Все они не избирались, а провозглашались на курултаях в соответствии со своим происхождением и с санкции верховной власти.
Чингисхан обладал неограниченной властью и осуществлял ее через наследственную кочевую аристократию. После завоевания Северного Китая в управлении империи был использован значительный китайский административный опыт. Основу правовой системы Монгольской империи составляла Великая Яса Чингисхана, которая способствовала консолидации монгольских и тюркских племен, а также провозглашала веротерпимость в пределах империи.
Монгольская империя заняла гигантскую территорию от Тихого океана до Восточной Европы. В советской литературе общественный строй монголов характеризовался как «кочевой феодализм» (Б.Я. Владимирцов), а государственное управление как «военно-феодальное» с сильными родовыми традициями. Завоеванные монголами страны и народы рассматривались как достояние рода Чингизидов. Лица, не принадлежавшие к Чингизидам, не имели права претендовать на суверенную власть в пределах империи. Империя объединяла конгломерат народов, относящихся к различным культурам и цивилизациям, и не могла существовать длительное время как достаточно прочное централизованное государство. Уже Чингисхан разделил свою страну на улусы, т.е. народы, данные им в удел сыновьям - Джучи, Чагатаю и Угедею. В начальный период эти улусы («улус» с добавлением имени хана в монгольской традиции означал официальное название государства) имели ограниченный государственный суверенитет. Владения Джучидов (при ханах Бату и Берке), как и других монгольских царевичей, составляли единую империю с центром в Каракоруме. К тому же великий хан (каан) имел собственные домены на территории улусов, царевичи - аналогичные анклавы с оседлым населением, облагаемым налогами, на территории вне собственных государственных образований. По мысли Чингисхана, такое взаимопроникновение и переплетение интересов его потомков должно было предотвратить распад огромной империи. На протяжении всего XIII в. все правители отчисляли часть доходов в пользу казна. Из Каракорума присылались «численники» для проведения переписи подвластных и зависимых народов с целью установления размеров собираемой дани, здесь же вассальным правителям утверждались инвеституры. Ханы улусов в этот период не чеканили собственную монету и не могли проводить самостоятельную внешнюю политику.
В 1242 г. после похода на Русь и Центральную Европу улус Джучи разделился на владения двух ханов - Бату и Орды. Государственная территория Бату именовалась в русских источниках «Орда», а уже после свержения ига, со второй половины XVI в., за ней в отечественных источниках закрепилось название «Златая Орда» или «Великая Орда Златая». А улус Орды в восточных и русских источниках назывался Синяя Орда.
Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья. Источники позволяют определить его территорию лишь суммарно, без четкого выделения границ. Ядро территории Золотой Орды образовывали причерноморские, прикаспийские и северокавказские степи. Природные и растительные особенности Руси, не приспособленные для ведения кочевого хозяйства, с этой точки зрения считались неудобными и не интересовали Золотую Орду в плане приращения территории, были пограничными. Русские княжества не входили в состав Золотой Орды, но были на положении полузависимых, облагаемых данью территорий. Границей между Золотой Ордой и Русью была река Дон, а роль буфера выполняли заброшенные территории.
В основе административно-территориального деления Золотой Орды лежала улусная система. Во главе определившихся в XIV в. четырех территориальных единиц (всего в источниках упоминается 12 улусов) стояли улусбеки (эмиры), которые несли перед ханом определенные военные и экономические обязательства. В то же время они не имели наследственных владений - хан мог лишить прав владения улусом любого представителя кочевой аристократии. Первоначально административное устройство Золотой Орды по монгольской традиции представляло собой отражение кочевого военного устройства. На этой же основе происходило формирование аппарата управления государством. Улусы делились примерно на 70 «областей» (называемых в источниках также улусами, ордами), во главе с эмирами, которые в войске выполняли роль темников, «области» делились на «районы» во главе с тысячниками. В ходе становления Золотой Орды происходит синтез и частичное вытеснение кочевых традиций заимствованным китайским, а также исламским (особенно со времен хана Узбека - XIV в.) опытом государственности.
В отличие от большинства кочевых государств в Золотой Орде существовал развитый чиновничий аппарат. Хан определял лишь принципы и основные направления функционирования государства, не занимаясь конкретными вопросами управления.
Высшими сановниками были назначаемые из улусбеков беклярибек и везир. Их компетенция описывается источниками неполно и противоречиво. Вероятно, первенствующая роль принадлежала беклярибеку, который выполнял функции главнокомандующего, ведал внешней политикой и контролировал, по некоторым данным, судебную систему и религиозные вопросы. Некоторые беклярибеки (Ногай, Мамай) фактически становились правителями Золотой Орды.
В руках везира была сосредоточена высшая исполнительная власть. Он возглавлял центральный орган исполнительной власти - диван. В структуру последнего входило несколько палат (также называемых диванами) во главе с секретарями. Везир контролировал сбор налогов и дани с подвластных народов, в его ведении находились ханская казна, назначение баскаков, секретарей и других чиновников.
Политика Золотой Орды в отношении русских земель на протяжении ее истории, по мнению исследователей, прошла несколько этапов:
1-й этап (1243-1257 гг.). Формальный контроль осуществлялся из Каракорума, а непосредственная исполнительная власть и организация военных походов на Русь находились в руках золотоордынских ханов.
2-й этап (1257-1312 гг.). Пик распада русских земель и начальный этап этногенеза великороссов. Наиболее тяжелый период ига Орды: организуется структура вассальной зависимости Руси от Орды, баскаческая система, проводится перепись населения.
3-й этап (1312-1328 гг.). Отмена баскачества. На фоне исламизации и преодоления кочевых традиций в Золотой Орде происходит становление великокняжеской системы управления русскими землями при постоянном вмешательстве ханов во внутриполитическую жизнь Руси.
4-й этап (1328-1357 гг.). Рост антиордынских настроений, борьба политических центров за первенство среди русских княжеств, имеющих особые отношения с ханской властью.
В дальнейшем идет процесс неуклонного возрастания военной и экономической мощи русских земель во главе с Москвой, укрепление их единства. Русским князьям удается, воспользовавшись распрями в Золотой Орде, ослабить иго и после сокрушительного удара в 1380 г. на Куликовом поле, несмотря на восстановление Тохтамышем зависимости русских княжеств, фактически исключить организацию и проведение военных набегов на Московское государство в XV в.
Общественный и государственный строй империи Чингизидов
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Общественный и государственный строй империи Чингизидов |
Рубрика (тематическая категория) | Государство |
Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.).
Монгольская империя - государство, созданное в Центральной Азии талантливым военачальником Темучином (Чингис-ханом) в начале XIII в. В короткое время монголы завоевали огромную территорию в Азии и Европе от Тихого океана до Адриатического моря и Центральной Европы. Столицей империи стал ᴦ. Каракорум.
В 1206 ᴦ. на курултае - собрании представителей монгольской знати - хан Темучин (Темуджин) был избран ханом всех монголов, получив титул Чингис-хана (Великого вождя). Он сумел создать боеспособную армию, в которой была введена железная дисциплина.
Вскоре Чингис-хан начал проводить захватническую политику. В последующие пять лет монгольские отряды, объединенные Чингисханом, покорили земли соседей, а к 1215 ᴦ. завоевали Северный Китай. При помощи взятых на службу к монголам китайских специалистов была создана эффективная администрация. В 1221 ᴦ. орды Чингис-хана разгромили основные силы хорезмского шаха, затем покорили Среднюю Азию и Кавказ. В 1223 ᴦ. в битве на р.Калке передовой отряд монгольского войска разгромил объединённые силы русских князей. Русские действовали нерешительно, не все полки приняли участие в битве в связи с тем, что возглавляющие их князья занимали выжидательную позицию.
В 1237 ᴦ. огромное войско хана Батыя, внука Чингис-хана, вторглось в русские земли. Были покорены почти все княжества, города Рязань, Москва, Владимир, Чернигов, Киев и многие другие сожжены. До Новгорода монголы не дошли, но вскоре новгородцы вынуждены были согласиться на выплату тяжелой дани монгольскому хану.
В 1241 ᴦ. монголы напали на Польшу и Венгрию. Поляки и тевтонские рыцари потерпели поражение. При этом из-за борьбы за ханский престол Батый прекратил наступление и ушел в южнорусские степи.
Еще при жизни Чингис-хан разделил свою империю на 4 улуса (области), во главе которых поставил своих сыновей. После его смерти, в 40-х гᴦ. XIII в. улусы постепенно превратились в самостоятельные государства. Западный улус, первоначально переданный по начало Джучи-хана, занимал огромную территорию от Иртыша до Дуная. В свою очередь данный улус был разделен между сыновьями хана Джучи на два удела (юрта). На территории западного юрта͵ владении внука Чингис-хана - хана Батыя, образовалось государство, получившее название Золотой Орды.
Золотая Орда была основана в 1243 ᴦ. и представляла собой раннефеодальную монархию, воспринявшую влияние китайской политической культуры и сохранившую много элементов традиционной для монголов-кочевников догосударственной культуры. Для общественного строя монголов были характерны следующие особенности:
Кочевой и полукочевой образ жизни населения;
Патриархальный характер рабства;
Значительная роль племенных вождей;
Иерархия кочевого землевладения.
Господствующее положение в обществе принадлежало богатым землевладельцам (ʼʼбелая костьʼʼ), они составляли монголо-татарскую кочевую аристократию.
В первую группу феодалов входили хан и царевичи из рода Джучи - первого хана Золотой Орды. Во вторую группу - наиболее крупные феодалы - беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов - людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате. Четвертую группу привилегированного населения составляли нукеры - они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении. После принятия ислама в качестве государственной религии значительную роль в Золотой Орде стало играть мусульманское духовенство.
Феодально-зависимое население называлось ʼʼчерной костьюʼʼ и включало кочевников-скотоводов, земледельцев и жителей городов. Крестьянское население разделялось на крестьян-общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки и т. д., и обедневших членов крестьянской общины.
Монголы, составлявшие ядро населения Золотой Орды, вскоре стали растворяться среди массы покорённого ими тюркского населения, прежде всего - половцев (кипчаков). Уже к концу XIII в. монгольская аристократия и основная масса простых монголов настолько тюркизировались, что монгольский язык был почти вытеснен из официальной документации кипчакским языком.
Государство Золотой Орды возглавлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем - съездом монгольской аристократии. Столицей государства первоначально был ᴦ. Сарай-Бату, построенный в 1254 ᴦ. на Волге.
Центральным органом управления в монгольском государстве был диван . В него входили четыре эмира , возглавлявшие улусы, на которые была разделена территория Золотой Орды. Их работу координировал визирь - номинальный глава правительства. Обычно эмиры являлись родственниками хана Орды и сохраняли определённую самостоятельность в местном управлении.
Государственная организация монгольского населения соответствовала её военной организации. Она основывалась на древней десятичной системе. Все население улусов было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений являлись десятники, сотники, тысячники и темники. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.
Своего наибольшего расцвета Орда достигла в 1313 ᴦ., после прихода к власти в результате междуусобной феодальной войны хана Узбека. При нём в Золотой Орде стал весьма распространён ислам. Армия Узбека насчитывала более 300 тыс. воинов. С её помощью он подчинил Синюю Орду (восточная часть империи) и усилил власть над всеми покорёнными землями, в т.ч. - над Русью.
Начало распада Золотой Орды относят к 70-м гᴦ. XIV века, а во второй половине XV в. Орда окончательно распалась на несколько самостоятельных государств.
Общественный и государственный строй империи Чингизидов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественный и государственный строй империи Чингизидов" 2017, 2018.
Урок по истории для 7 класса:
Образование Монгольской империи.
Создание Монгольских улусов.
Цель урока: выявить характер монгольских завоеваний, дать понимание исторической роли
Монгольской империи в истории Казахстана.
1. Обучающая : Учить анализировать, характеризовать, обобщать, делать выводы.
2. Развивающая: продолжить формирование умений выполнять сравнительный анализ,
развивать логическое мышление;
3. Воспитывающая : воспитывать уважение и любовь к родине, воспитание трудолюбия,
творческого мастерства.
Тип урока: интерактивный, системный подход, беседа.
Вид урока : смешанный
Метод урока : изучение новой темы.
Материалы и оборудование : наглядности.
План урока:
I . Организационный момент.
II . Опрос домашнего задания.
1. Вопросно- ответная беседа
2. вывод
III . Изучение нового материала
1.учебно- поисковая работа
IV . Закрепление темы:
1. Вопросно- ответная беседа
2.Вывод
V . Домашнее задание .
Ход урока:
I .Организационный момент.
1. Приветствие с учениками.
2. Подготовка к уроку.
II . Опрос домашнего задания
1- Что способствовало развитию науки в Казахстане?
2. Что вы знаете об Абу Насыре аль-Фараби?
Кто был первым тюркским ученым-языковедом? Автором какого известного труда он является?
Расскажите о Юсуфе Баласагуни.
В чем заключается смысл стихотворных строк, касающихся языка и образованности?
Запишите в тетради по истории сведения о Ходжа Ахмеде Йасауи.
III . Новая тема: § 21 Образование Монгольской империи . Создание Монгольских улусов.
Создание Монгольской империи. Монгольские племена, граничившие с Керейским, Найманским и Жалаирским ханствами, в начале XIII века жили между собой то в дружбе, то в раздорах. По сведениям летописи «Сокровенное сказание», Керейское ханство и монгольские племена в тот период находились в мирных, добрососедских отношениях. Большую роль в воспитании будущего великого монгольского хана Чингисхана сыграл керейский хан Торы. Основатель первой монгольской империи Чингисхан (в детские годы - Темучин) родился в 1155 году (по некоторым источникам, в 1162 году) в местности Кендитау на берегу реки Онон в Монголии в семье Есугей-батыра. Отец его погиб в схватке с монгольским племенем татар, когда Темучину исполнилось 9 лет.
В 1206 году в междуречьи Онона и Керулена состоялся курултай кочевой знати - сторонников Темучина, к тому времени хана нескольких монгольских племен, на котором он торжественно, под развевающимся белым священным знаменем, был провозглашен великим всемонгольским ханом. Вместе с этим курултай утвердил за Те-мучином имя Чингисхан, заменившее его прежнее. Также, объединив все монгольские племена под властью единого вождя, курултай создал Монгольскую империю, избрав ее великим ханом Чингисхана.
Общественный строй Монгольской империи. Чингисхан единолично управлял Монгольским государством. Его окружали ве-зиры, знающие письменность и иностранные языки. Он разделил империю на 95 административных туменов. В каждом было по 10 тысяч воинов. Тумены в свою очередь состояли из аймаков. Каждая тысяча воинов делилась на десять сотен, сотня - на десятки. Система управления войсками начиналась с десятков. Аймаками и туменами, а также тысячами правили ближайшие родственники Чингисхана и поддерживавшие его нойоны - представители монгольской знати. В военном отношении вся Монголия и ее население подразделялись на три военно-административных улуса: Правое крыло (Барунгар), Левое крыло (Жонгар) и Центральное крыло (Кул). Эти крылья управлялись на основе деления их на вышеуказанные тумены. Чингисхан поручил охрану и защиту системы управления империей самому преданному и сильному из туменов, а самой отборной из тысяч - свою личную охрану. Но и за ними осуществлялся строжайший контроль.
Основным законом государства являлась «Яса». Она состояла из двух частей. Первая часть включала в себя слова-назидания Чингисхана и конкретные, неукоснительно выполняемые условия по управлению страной. Вторая часть содержала общие законы по военным и гражданским делам и различные правила, установления по наказанию нарушителей этих законов.
По «Ясе» высшим органом государства был курултай - учредительное собрание. Он созывался раз в год в летнее время. Главным образом на нем разрабатывались планы предстоящей войны. Решались также вопросы, где должен состояться сбор войск, и сколько людей обязаны выделить каждая семья, род и племя для выполнения воинской службы. Определялись на курултае и сроки начала войны. Кроме того, на нем обсуждались внутренние вопросы жизни империи.
Создание улусов. Завоеванные территории Чингисхан поделил между своими четырьмя сыновьями. Земли Казахстана полностью перепгли в руки его трех сыновей. Розданные земли стали называться улусами.
Улусу Жошы (Джучи), старшего сына Чингисхана, принадлежали земли к востоку от Иртыша до Восточной Европы, куда дошли монгольские завоеватели. На территории Казахстана к улусу Жошы относились восточная часть Дешт-и-Кыпчакской степи, Приаралье, нижнее течение Сырдарьи и северо-восточная часть Жетысу, весь Центральный, Северный и Западный Казахстан. Судя по некоторым источникам, центр улуса находился на берегу Иртыша, а по другим - у слияния рек Сарысу и Кенгир. По всей вероятности, вторая версия ближе к истине, потому что захоронение Жошы (Джучи) находится в местности этого междуречья.
В улус Чагатая, второго сына Чингисхана, входили юг и юго-восток Казахстана (Жетысу), а также Средняя Азия. Центром улу са являлся город Алмалы. Летняя ставка Чагатая располагалась в местности Куяш на берегу реки Или. В состав улуса входили также земли Восточного Туркестана.
Во владения улуса Угедея, третьего сына Чингисхана, входили земли Западной Монголии, Алтая, Тарбагатая, верхнее течение Иртыша. После получения титула хана он жил в Каракоруме на берегу реки Орхон. Младший сын Чингисхана Тулуй правил Монголией.
Между этими улусами, которые управлялись путем насилия и произвола, не было никаких политических, экономических и этнических связей. Между улусами все время происходили междоусобные распри за власть и захват территории. Со временем, после смерти Чингисхана в 1227 году, родственные отношения между его сыновьями были практически прекращены. После смерти в 1259 году великого монгольского хана Монке междоусобная борьба между потомками Чингисхана еще более обострилась.
IV . Закрепление темы:
Расскажите о создании Монгольской империи. Что вы знаете о курултае кочевой знати, на котором великим ханом был избран Темучин? Каков был общественный строй империи? Что такое «Яса»?
Запишите в свети тетради по истории сведения о завоевании монголами соседних стран.» В какое время монголы стали завоевывать территорию Казахстана?
Какие города оказали монголам ожесточенное сопротивление?
Какие последствия для Казахстана имело монгольское нашествие?
В состав каких монгольских улусов вошли земли Казахстана?
Вопросы для самопроверки
1. Укажите год создания Монгольской империи Чингисхана.
A. 1155 г.С. 1207 г.
B. 1206 г.D . 1208 г.
2. На какое количество административных владений - туменов была
разделена Монгольская империя?
A. на 59С. на 95
B. на 80D . на 55
3. В каком году монголы вторглись в Жетысу?
A. в 1207 годуС. в 1218 году
B. в 1217 годуD . в 1219 году
4. В каком году монголы осадили и захватили город Отрар?
A. в 1218 годуС. в 1217 году
B. в 1219 годуD . в 1211 году
V . Домашнее задание . ПОВТОРИТЬ
Клас 7 ИК Дата_____________
Тема: Образование монгольской империи
Цели урока:
Познавательная: сформировать знания у учащихся о первых шагах по образованию Монгольской империи, о ее общественном строе.
Развивающая: Раскрыть завоевательную политику Монгольской империи, рассказать о самоотверженной борьбе народов против завоевателей, тяжелых последствиях монгольского нашествия.
Воспитательная: Провести анализ особенностей внутренней и внешней политики Чингисхана в сравнении с политикой других стран.
План изучения новой темы:
Создание Монгольской империи.
Общественный строй Монгольской империи.
Завоевание монголами казахских земель.
Последствия завоевания монголами казахских земель.
Создание улусов.
Ход урока:
Организационный момент
Изучение нового материала
Перед тем, как начать объяснение темы урока, напоминаем учащимся, что в средние века на казахских землях существовали государства: Караханидов, кимаков, огузов, племен кипчаков, найманов, кереев, которые боролись между собой за господство, воевали с соседними государствами и в то же время развивали свою экономику, культуру, торговлю, образование, науку. Вспомнив материал прошлых занятий, переходим к усвоению темы нового урока.
Для этого знакомим учащихся с целями и планом урока.
Объясняя первый вопрос, показываем на карте территории расселения монгольских племен, рассказываем, как Чингисхану удалось собрать воедино разъединенные
племена и создать могучее государство. Останавливаемся на биографии Чингисхана.
После полной победы над тюркоязычными ханствами Чингисхан стал постепенно завоевывать другие соседние страны.
Общественный строй Монгольской империи
Империя Чингисхана
Система управления империей
Военно-административные аймаки
Тумены (по 10 тысяч воинов)
Правое крыло (Барунгар)
Левое крыло (Жонгар)
Центральное крыло (Кул)
Время (годы) | Произошедшие события |
В 1207-1208 гг. | Старший сын Чингисхана Жошы (Джучи) подчинил себе енисейских кыргызов и северные сибирские народности, племена. |
В 1207-1209 гг. | Чингисхан захватил Таигутское государство, Турфанское княжество уйгур. |
В1211-1215гг. | Напав на Китай, монголы захватили и переняли у китайцев производство осадных стенобитных и огнеметных орудий. |
Направленное Чингисханом монгольское войско под командованием Джебе-нойона овладело Жетысу, в котором правил хан Кучлук. |
|
Монголы вновь вторглись в Жетысу. |
|
Чингисхан со 150-тысячным войском направился от берегов Иртыша к Сырдарье. |
|
В 1219-1220 гг. | Все присырдарьинские города попали в полную зависимость от монголов. |
Сюжетно-повествовательный рассказ: о тех бедах и несчастьях, которые принесли разным народам монгольские завоевательные войны.
(можно этот вопрос обсудить вместе с учащимися в форме собеседования).
Работа с документом
Почему в результате завоевательных войн монголами уничтожались города?
Когда проводили археологические раскопки городища Отрар, в одном помещении были найдены 20-30 человеческих черепов. О чем это говорит?
Какой вред был нанесен культуре, хозяйственной деятельности?
После получения ответов на вопросы, показываем на карте и рассказываем о том, что Чингисхан на завоеванных территориях создавал улусы.
Закрепление по вопросам параграфа
Класс: 7 ИК Дата___________
Тема: ОБРОЗОВАНИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ.
Цели урока :
Познавательна: Раскрыть особенности внутренней политики государства Золотая Орда, которое было создано ханом Бату (Батыем) вместо улуса Жошы.
Развивающая: Объяснить учащимся причины усиления Золотой Орды, расцвета торговли, экономического развития.
Воспитательная: Объяснить, почему к XV веку Золотая Орда стала ослабевать и пришла в упадок.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока:
Организационный момент.
Опрос домашнего задания по вопросам к §21.
Объяснение нового материала по плану.
План урока:
1.Образование Золотой Орды.
2.Усиление Золотой Орды.
3.Ослабление Золотой Орды.
4.Общественный строй Золотой Орды.
При объяснении первого вопроса, напоминаем учащимся, что Чингисхан завоеванные земли разделил на улусы, показываем их территории на карте. Государство стало
называться Золотой Ордой. А когда появилось такое понятие? Спрашиваем об этом учеников и для ответа предлагаем прочитать первые два абзаца и приходим к совместному ответу. Другие абзацы объясняем таким же образом.
При объяснении причин усиления Золотой Орды можно воспользоваться следующей таблицей:
Правители Золотой Орды | Основные события в период их правления |
Хан Бату (Батый) (1227-1255 гг.) | Совершил семилетний поход (1236-1242 гг.) на Запад, в ходе которого завоевал многие западные страны и границы Золотой Орды расширились в западном направле-нит, были захвачены Северный Кавказ, побережье Крыма, русские княжества, страны, которые признали свою зависимость и выплачивали дань Золотой Орде. |
Хан Берке (1256-1266гг.) | Рост могущества Золотой Орды повлек за собой отказ хана Берке от подчинения Монгольской империи и нежелание его принимать участие в общемонгольских курултаях. В политическом и экономическом отношениях Золотая Орда бурно развивалась, усилились связи между Золотой Ордой и султаном Египта Бейбарысом. В целях дальнейшего усиления Золотой Орды хан Берке принял мусульманскую религию. Он использовал ислам для укрепления связей с мусульманскими странами. |
Хан Менгу-Темир (1266-1280 гг.) | В 1271 г. предпринял поход против Византии, которая препятствовала укреплению отношений Золотой Орды с Египтом, император Византии, боясь поражения, заключил с монголами мирный договор. Расширились торговые отношения Золотой Орды с городами Средиземноморья. |
Хан Тохты (1290-1312 гг.) | Оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа. Укрепил связи с египетским Мамлюкским государством. |
Хан Узбек (1312-1342 гг.) | Большое внимание уделял развитию городов. В этот период мусульманская религия была объявлена государственной. |
Хан Жаныбек (1342-1357 гг.) | В период его правления в государстве повсеместно возводились мечети, медресе, другие общественные здания, бурно развивалась торговля. |
В борьбе за власть с 1357 по 1380 год погибло более 20 ханов. | В 1380 г. войско Золотой Орды под командованием Мамая потерпело поражение от русских дружин князя Дмитрия Донского в битве на Куликовском поле. После этого поражения Золотая Орда уже не смогла вновь укрепиться. |
Хан Тохтамыш (г. рожд.. -1406 г.) | Совершал походы на русские земли, в 1382 г. сжег Москву, вторгся в Мавераннахр и Закавказье. |
О системе власти в Золотой Орде рассказываем, что она была схожей с системой власти династии Чингисхана. Делопроизводство велось на тюркском ялике, система управления государством: администраторы, беки, везири, малики, даруги, писари, баскаки. Останавливаемся на каждой должности в отдельности. Закрепление: по вопросам параграфа
Класс: 7 ИК Дата___________
ТЕМА: АК ОРДА (XIII - НАЧАЛО XV ВЕКОВ.)
Цели урока :
Познавательная: Рассказать об особенностях образования, о внутренней и внешней политике государства Белая Орда, ее экономическом положении, хозяйственной деятельности.
Развивающая: Научить учащихся делать сопоставления и обобщения.
Воспитательная: Воспитывать учащихся в духе патриотизма и человеколюбие.
Тип урока : урок изучения нового материала
Метод урока: Проблемно-поисковый.
Оборудование урока: Карта Республики Казахстан.
Ход урока:
Организационный момент
Повторение ранее изученного материала
Проверочный тест «Монгольская империя и Золотая Орда»
Изучение нового материала
План объяснения новой темы:
1.История возникновения государства Белой Орды.
2.Данные о территории, на которой располагалась Белая Орда.
3.Внутренняя и внешняя политика Белой Орды.
4.Экономическое положение государства.
Приведя факты об образовании Белой Орды, показываем на карте ее территорию. Пользуясь картой, показываем, что она простиралась от реки Урал (Яик) до Западно-Сибирской низменности, по среднему и нижнему течению Сырдарьи.
Хотя Белая Орда была в составе Золотой Орды, она жила своей самостоятельной жизнью и постепенно усиливалась. Во второй четверти XIV века она начинает отделяться от Золотой Орды.
Как Белая Орда стала самостоятельным государством, какие важные исторические события произошли в истории этого государства, можно проследить по нижеследующей таблице:
Со второй четверти XIV века | Белая Орда окончательно отделяется от Золотой Орды (при ханах Ерзене и Мубараке она постепенно отделяется, а при хане Урусе - уже окончательно). |
В 1327-1328 гг. | Хан Мубарак от своего имени выпускал в Сыганаке собственные монеты, хотя правители Золотой Орды противились этому. |
Со второй половины XIV века | В Золотой Орде начинается смута. В 60-е годы в результате заговора трон занял потомок Орда-Ежена хан Урус, который отделяется от Золотой Орды. |
В 1368-1369 гг. | Хан Урус чеканил в Сыгнаке свои монеты. |
В 1374-1375 гг. | Хан Урус совершил поход в Поволжье и захватил столицу Золотой Орды Сарай-Берке, затем город Хадт жи-Тархан и подчинил себе камских булгар. |
Хан Тохтамыш, одержав победу над сыном хана Уруса Тимур-Маликом, окончательно подчинил себе город Сыгнак. |
|
Хан Тохтамыш завоевал подавляющую часть территории Золотой Орды и ставку хана Мамая. |
|
Эмир Тимур возвел на ханский трон Белой Орды сына хана Уруса -Койричака-оглана. |
|
Власть в восточном Дешт-и-Кып-чаке взял в свои руки Абулхаир-хан из династии Шайбанидов. Он завоевал многие земли Белой Орды и создал свое ханство. Так прекратила свое существование Белая Орда. |
Останавливаемся на экономическом положении государства.
Каким видом хозяйства преимущественно занимались народы, населявшие территорию Казахстана? Остановившись на развитии торговли, на социальном положении народа, подводим итоги урока.
Закрепление пройденного материала по вопросам §23.
Задание на дом: Ответить на вопросы в конце §23.
Класс: 7 ИК Дата___________
ТЕМА: МОГУЛИСТАН (СЕРЕДИНА XIV - КОНЕЦ XVI ВЕКОВ)
Цели урока :
Познавательная: Рассказать, как в результате распада Чагатайского улуса в XIV веке появилось государство Могулистан, об особенностях его этнического состава, внешнем и внутреннем положении страны, завоевательных войнах эмира Тимура против Могу листана, о бедствиях, которые они принесли, распаде Могу листана.
Развивающая: Научить делать сопоставления, обобщения.
Воспитательная: Воспитывать учащихся быть патриотами своей страны, привить к труду и трудолюбию.
Тип урока : изучение нового материала
Оборудование урока : Карта Республики Казахстан.
Ход урока:
Организационный момент
Опрос домашнего задания по вопросам к §23, опираясь на таблицу и карту.
Изучение нового материала
План изучения материала:
1.История создания Могулистана. Его территория
2.Этнический состав населения.
3. Внутренее и внешнее положение Могулистана
4. Распад Могульского государства
Изучение новой темы.
Ученики знают из прошлых уроков об ослаблении государства Золотой Орды, распаде улусов, которые становятся независимыми государствами.
После вступительного слова учителя, класс делится на 4 группы. Все группы читают самостоятельно текст параграфа, делают в тетрадях пометки, чертят таблицы или схемы по следующим заданиям:
группа - создание Могулистана, его территория;
группа - этнический состав населения;
группа - внутреннее положение Могулистана;
группа - распад Могулистана.
По завершении работы к доске вызываются по одному представителю от каждой группы, одновременно 2-3 ученика работают у доски. Они выполняют на доске свою
работу по структурированию текста. Класс записывает в свои тетради недостающую информацию.
Рефлексия: Что знали? Что узнали? Что хотелось бы узнать?
Класс: 7 ИК Дата___________Тема: ГОСУДАРСТВА ТИМУРА
Цели урока : Познавательная: Показать, к каким губительным последствиям привели грабительские, завоевательные вторжения эмира Тимура в другие регионы и страны.
Развивающая: Продолжить работу над составлением хронологии, развитием навыков системного мышления, выделения главного, установления взаимосвязей.
Воспитательная: Воспитывать учащихся уважать и знать истрию своего народа, привить любовь к родине.
Тип урока : изучение нового материала
Оборудование урока: Карта «Казахстан в XIV-XV веках»,
Ход урока:
Организационный момент
Опрос домашнего задания проводится по вопросам к §24, опираясь на таблицы и схемы,
составленные на прошлом уроке.
Изучение новой темы по плану:
1. Походы эмира Тимура против Золотой Орды.
2. Походы эмира Тимура против Могульского ханства.
3. Последствия походов эмира Тимура.
Завоевательная политика Тимура тормозила этническое объединение казахских, киргизских племен, препятствовала процессу создания своей государственности.
Если походы эмира Тимура отразить с помощью хронологической таблицы, то они хорошо запомнятся.
Завоевательные походы эмира Тимура
Время (годы) | Произошедшие события | Последствия походов |
|
Захватил Мавераннахр, которым правил 35 лет. | Пришло в упадок хозяйство завоеванных регионов. |
||
В 1371-72 гг. | Посланное Тимуром войско воевало с Могулистаном. | Было захвачено много пленных и добычи, многотысячные стада скота. Была нарушена торговля между городами Средней Азии. |
|
В 1371-1390 гг. | Тимур неоднократно совершал походы на Могулистан. | Разрушал и сжигал города. |
|
Тимур разбил войско сына хана Уруса Малика-оглана. | Были прерваны межгосударственные связи. |
||
Тимур направил 30-тысячное войско против правителя Могулистана, известного полководца Камар ад-Дина. | Были расширены захваченные территории, сюда переселялись другие тюркоязычные племена. |
||
Камар ад-Дин был разбит дважды Тимуром: в предгорьях Каратау и Бугымском ущелье. | Была разрушена основа для формирования народов Средней Азии. |
||
В 1384-91 гг. | Тимур совершил ряд походов против Золотой Орды и Могулистана. Для покорения Могулистана он направил 120-тысячное войско. | Завоевательные походы эмира Тимура тяжело сказались на экономическом и культурном развитии казахских земель. |
|
В 1390-е гг. | Полностью подчинил себе Могулистан. |
Таблицу можно дополнить списком государств, завоеванных Тимуром и т. д.
Закрепление урока по вопросам параграфа
Класс: 7 ИК Дата___________ Тема: Ногайская орда
Цели урока :
Познавательная: Объяснить причины образования Ногайской Орды, рассказать о ее территории, политической истории. Показать политическое развитие Северного Казахстана и Западной Сибири, их взаимосвязь, а затем объяснить причины распада. Разобрать этнический состав народов, проживавших в этих регионах.
Развивающая: Научить ребят сопоставлять историю развития тюркских народов на территории Казахстана и делать собственные умозаключения.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся любовь к истории своей страны, уважать ее, быть гуманными.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы урока : Устное объяснение, беседа, вопросы-ответы.
Наглядные пособия : Карта «Казахстан в XIII-XV веках», карта Республики Казахстан.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
Тема, план, цели нового урока.
План изучения новой темы:
1.Образование Ногайской Орды.
2.Политическая история Ногайской Орды.
3.Западная Сибирь и Северный Казахстан в XIII-XV веках.
4.Этнический состав населения этих регионов.
2 и 4 вопросы учащиеся самостоятельно изучают
Выписать термины и их объяснение, основные даты, причины распада
После рассказа учителя по новой теме обобщаем путем вопросов и ответов пройденный материал: Государства, которые появились во время распада Золотой Орды и Белой Орды - это были Ногайская Орда и Сибирское ханство, выясняем, что развитие общественных отношений, языка общения, отраслей хозяйственной деятельности было связано исключительно благодаря местному тюркоязычному населению.
Проверочная работа