Старт в науке. На игровой площадке есть несколько "пастбищ", где могут укрыться "жеребята" от волка, "жеребята" бегают по "лугу", а "волк" гоняется за ними. При приближении "волка" к одному или другому "жеребенку", тот может укрыться в ближайшем "пастбище

Старт в науке. На игровой площадке есть несколько
Старт в науке. На игровой площадке есть несколько "пастбищ", где могут укрыться "жеребята" от волка, "жеребята" бегают по "лугу", а "волк" гоняется за ними. При приближении "волка" к одному или другому "жеребенку", тот может укрыться в ближайшем "пастбище

Подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях Пятнашки на санках

Карельская народная игра

Играют несколько пар. В каждой из них один игрок везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих, которые стремятся догнать любую другую пару игроков и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, он делает это простым прикосновением руки. Если в паре один осален, оба становятся водящими. Игра продолжается. Правила игры. Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за ее границы, становится водящей. Нельзя салить игроков той пары, которая только что была водящей.

«Стой, олень!»

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов* (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

___________
  • В качестве «рогов» можно использовать сухие ветки.

«Стрельба в цель с кружением»

Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

«Каюр и собаки»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, Прозрачные льдинки Сверкают, звенят: Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т.д. мест заняли участники каждого звена.

Гонки на собачьих упряжках

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров). Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.

Кто кого забодает?

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.

Икушкикмяк (Ухо-локтевая ходьба)

Для этих причудливых гонок игроки ложатся на живот, распределяя свой вес между локтями и носками ног. Затем каждый игрок хватает себя за уши и держит их на протяжение всей гонки. По сигналу ведущего начинается состязание. Побеждает тот, кто сможет пройти дальше других, не отпуская ушей.

Пидлтатак (Прыжки на коленях)

Эта забава проводится в форме состязания. Игру начинают, стоя на коленях, держа руки на поясе и вытянув носки назад. По сигналу ведущего игроки вскакивают с коленей на корточки, а затем снова прыгают на колени. Игра продолжается до тех пор, пока только один игрок сможет продолжать состязание (долго это не продлится!)

Тюленьи бега

Еще одно состязание в беге, на этот раз игроки подражают тюленям. Игроки располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки - их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

Тунумиу

Еще одно состязание в физической силе для двух человек. Игроки садятся спиной друг к другу, вытянув ноги. Начертите линию на расстоянии одного метра от носков каждого игрока. По сигналу каждый из игроков пытается вытолкнуть соперника за линию. Их спины должны касаться друг друга на протяжении всего состязания.

«Зайцы и собаки»

Играющие выбирают двух-трех охотников, столько же собак, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры ребята меняются ролями. Правила игры. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Кидать мячи надо играющим в ноги.

«Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т.п.). На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

«Похитители огня»

(для детей среднего школьного возраста) Игровая площадка прямоугольной формы (длиной 30–40 м, шириной 15–20 м). В каждом углу чертится круг диаметром 2–4 м. Каждый круг – крепость. Внутри прямоугольника, отступив от двух узких сторон на 4 м, рисуют линии опасности (или огня) длиной 2–3 м. Играют две команды по десять–пятнадцать человек. Они располагаются вдоль линии опасности. Каждая команда имеет капитана и выбирает себе отличительный знак (элемент национального костюма). Право начать игру первым определяется жеребьевкой. По сигналу капитан команды, начинающий игру, подходит к противникам, легким ударом по руке любого из игроков «берет огонь» и убегает к своей границе. Тот бежит за ним, стараясь поймать, пока первый игрок не добежит до границы. Пойманный становится пленником, его сажают в крепость противника. Если не удается поймать убегающего, а догоняющий доходит уже до линии опасности, то из команды соперника выбегает другой игрок, стараясь взять в плен догоняющего.

Так игра продолжается до тех пор, пока все игроки какой-либо команды не окажутся в плену. Правила игры. Когда к шеренге соперников приближается кто-либо из игроков, они все обязаны вытянуть вперед руки. Преследователь должен догонять противника до линии опасности, откуда начали игру. Преследователь, догнавший убегающего, становится носителем огня. Он может подойти к шеренге соперника и, ударив по руке любого игрока, убежать обратно к своей границе как начинающий игру. В остальных случаях преследователи назначаются капитаном тайно. Одного убегающего может преследовать только один догоняющий. Выходить за пределы игровой площадки запрещается. Пленники освобождаются в том случае, когда их друг, получив огонь от соперника, беспрепятственно проходит в крепость и касается их рукой: они все быстро бегут к своей границе. Преследователь может ловить и освободителя, и освобожденного пленника. Остальные игроки не имеют права вмешиваться в игру.

«Оленьи упряжки»

Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

«Алеутская национальная борьба»

(для детей старшего школьного возраста) Борьба происходит на специальной площадке, в круге из копий, воткнутых в землю. Раздетые по пояс борцы, соревнуясь в силе и ловкости, должны оторвать противника от земли и поднять его над собой.

«Перетягивание на руках»

(для детей старшего школьного возраста) Участники садятся друг против друга. Средними пальцами правых рук сцепляются, а левыми руками упираются в левое плечо соперника и стараются сдвинуть его с места.

А вот в "Льдинку", русскую зимнюю игру, хорошо играть, когда снег не липнет в "снежки", на хорошо утоптанной площадке или ледяном крепком катке. В "Льдинку" играют отроки, то есть младшие и средние школьники, от 5 до 10 человек. Играющие, образуя круг, становятся на расстоянии 2 м друг от друга. Водящий, выбранный с помощью считалки, находится в центре и пытается "зафутболить" льдинку за пределы круга. Она должна быть достаточно крепкой и не очень большой. Остальные игроки препятствуют этому, задерживая льдинку ногами, направляют ее обратно в центр круга. Игрок, пропустивший льдинку с правой стороны от себя, меняется ролями с водящим. Договорившись, игроки могут двигаться по кругу. Если продвигаются вправо, то есть против часовой стрелки, защищать нужно свой правый фланг. И наоборот, двигаясь влево, игроки защищают левую сторону. Разумеется, льдинку водящий и игроки должны запускать так, чтобы она летела не выше коленей играющих. Руки использовать нельзя, тот, кто задерживает льдинку руками, становится в круг и водит.

В игру "Олени" ребята из Республики Коми играют в школе на уроках физкультуры. Спортивный зал - подходящая по размерам площадка для этой игры, но лучше играть на улице. Перед игрой нужно договориться о границах поля, ориентируясь на деревья, кусты или пешеходные дорожки. Выбирается водящий-оленевод. Для этого бегут наперегонки. Или, если игроков немного, то перехватывают палку руками: последний, ухватившийся за кончик палки, - водит. По команде оленевод ловит разбегающихся "оленей", на манер салок. Осаленный игрок должен остановиться. Оленевод подходит к нему и задает вопрос: "Олень или человек?" Если игрок отвечает: "Человек!", то становится помощником "оленевода" и тоже ловит "оленей". Если же он крикнет "Олень!", начинается новая погоня, но уже за "оленем". Осаленный за определенное время "олень" считается пойманным и отправляется в "загон", то есть выходит из игры. Помощники оленевода - "люди" тоже стараются осалить "оленя". Игра заканчивается, когда остается один "олень". Он и становится очередным "оленеводом".

Вот уж где дети почти круглый год играют в зимние игры, так это в зоне "вечной мерзлоты" в Якутии. Вот старинная игра "Прорубь". Оленеводы традиционно охотились и ловили рыбу. В "прорубь" играют дети примерно с 10 лет и взрослые. Играют на площадке с небольшими вырытыми в снегу ямками. Ямки ("проруби") по количеству участников без водящего располагаются на расстоянии друг от друга примерно в двух метрах. Водящий играет роль "мороза", который норовит "ударить" по ногам или заморозить лунку.

Все игроки держат прямые палки, толщиной около 5 см, длиной соответствующие росту игрока. Играют маленьким мячом из кожи, набитым шерстью. Участники опускают палки, каждый в свою "прорубь". Мяч у водящего, который стремится завоевать одну из лунок, попав в нее мячом с помощью своей палки, или осалить игрока мячом по обуви (ниже щиколотки). Если "морозу" удалось попасть в ноги "рыболова", они меняются ролями. Утопив мяч в чужой "проруби", водящий начинает считать громко до десяти. Во время счета он стремится опустить свою палку в "прорубь", а ее владелец пытается выбросить своей палкой мяч из ямки. Каждый игрок может отбивать палкой подгоняемый к его лунке мяч. Чтобы мяч не попал в ноги, игрок подпрыгивает, опираясь о палку. Соседи по "проруби" помогают: они отбрасывают мяч палками. Водящий, не сумевший отвоевать себе "прорубь" в течение условленного времени, считается проигравшим. Основные правила: нельзя бить по мячу руками, ногами, туловищем. Запрещается любое применение силы, нарушитель назначается водящим или выбывает из игры. Если "морозу" удалось занять ямку, ее бывший владелец становится водящим.

Долгой зимой крестьяне занимаются ремеслами. Сплетенные корзины, связанные шали и расписные игрушки рано или поздно нужно везти на ярмарку. Эстонская игра "Ярмарка" иллюстрирует сборы в дорогу ремесленника. Для игры не нужны специальные приспособления. А вот чем больше друзей собирается для игры, тем лучше. Водящий - "ярмарочник" присваивает остальным игрокам названия предметов, необходимых для поездки.

Например: "телега", "упряжка", "дуга", "бубенцы", "мешок", "кошелек". Игроки становятся в круг. "Ярмарочник" начинает рассказывать о своих сборах в дорогу, употребляя названия предметов, присвоенные игрокам. Тот, чей предмет назван, должен обернуться вокруг себя на каблуке одной ноги. А если игрок прозевал и не успел сразу отреагировать, то должен отдать свой "фант": носовой платочек, шнурок или записку со своим именем. Когда "ярмарочник" закончил сборы, "фанты" возвращаются владельцам после выполнения какого-нибудь задания.

Игру можно проводить в закрытом помещении, где есть стулья. В этом случае игроки не стоят в кругу, а сидят на стульях и, услышав свое шуточное "имя", вскакивают и обегают вокруг стула. Водящий заканчивает свой рассказ словами: "Ярмарка закрывается…" В этот момент игроки должны встать и бегать рядом со стульями. А когда "ярмарочник" скажет: "…ярмарка закрыта!" занять любой стул, при этом "ярмарочник", для которого стул не предусмотрен, тоже старается сесть. Тот, кому места не досталось - водит.

Надежда Полячкова
Подвижные игры народов Севера

Воспитание всесторонне развитой личности было и остаётся первостепенной задачей для нас, работников дошкольных учреждений и общества в целом. А гармонизация развития личности требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки . На физическое развитие и двигательную подготовленность людей существенное влияние оказывают менталитет, национальные особенности, бытовые привычки и уклад жизни.

2012 год в республике Саха - Якутия объявлен годом единения и дружбы народов , проживающих на территории нашей республики. В рамках проведения республиканского сетевого проекта «Семь народов – семь алмазов » в нашем детском саду было проведено тематическое развлечение для старших и подготовительных групп «Подвижные игры народов Севера » . В его основу положен сюжет – путешествие, а основной акцент сделан на ознакомление детей с названиями, правилами и содержанием игр народов Севера . Представляем вашему вниманию конспект.

Цель : знакомить с играми народов Севера .

Задачи :

Образовательные : закреплять навыки бега, прыжков, технику метания мяча в цель

Развивающие : развивать ловкость, быстроту, внимание, прыгучесть, чувство ритма

Воспитательные : воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма.

Инвентарь : Эмблемы народов Севера , путевые листы (последовательность прохождения станций, высокая стойка с фигуркой рыбки, платочек, нарты (маленькие саночки, выполненные из тальника) 4шт., коврик из конского волоса (диаметр 1м, плоскостная фигурка оленя, 15 мячей малого диаметра, флажки, большой бубен, фоновая музыка.

Место проведения : Весь третий этаж детского сада : спортивный зал, зал хореографии, тренажёрный зал, театральная зона, «зелёная» зона.

Ход развлечения:

Ведущий : Дорогие ребята! Хотите узнать больше о нашей республике, какие народы проживают рядом с нами, в какие игры они играют ? Тогда мы отправляемся в путешествие. Мы поедем на оленьих упряжках, а ваши воспитатели будут вашими проводниками. Вы будете переезжать с места на место, и узнаете много новых и интересных игр. А когда услышите длинный свисток – значит вам пора двигаться на следующее место. Сейчас я раздам путевые листы, где будет указано, в какой в какой последовательности вам надо передвигаться. Ну что, готовы в путь?

Дети : Да!

Ведущий : Ну что, тогда вперёд! Наши упряжки отправляются по разным станциям. Счастливого пути, ребята!

Раздаётся протяжный свисток, и упряжки (парами, друг за другом) трогаются. Стоянка на каждой станции 5 мин, на каждой станции – руководитель, который проводит игру с каждой группой детей.

1. Эвенкийское кочевье

Эвенкийская подвижная игра «Ловля хариуса»

Верёвку с привязанной к ней, вырезанной из дерева фигуркой рыбы (длина её – 15-20 см, ширина 2см) подвешен к высокой стойке . Участники состязаний, прыгая поочерёдно, должны в прыжке задеть ногой рыбу. Первоначальная высота 1м. Игрок, не задевший рыбу, выбывает из соревнований. Участники, доставшие рыбу ногой, продолжают состязание на большей высоте. Побеждает тот, кто сможет достать рыбу на наибольшей высоте.

2. Эвенкское кочевье

Эвенкская подвижная игра «Ловля оленей»

Играющие делятся на две группы : пастухи и олени. Пастухи берутся за руки и встают полукругом к оленям. Олени бегают по отведённой площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Круг замыкается тогда, когда поймано большое число оленей, вырываться из круга нельзя. Затем играющие меняются ролями.

3. Русская деревня

Русская хороводная игра «Гори, гори ясно»

Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга водящий. Дети идут по кругу, проговаривая слова : «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят. Раз, два, три, беги!» Водящий с платочком в руке в это время движется внутри круга навстречу хороводу. На слово «беги!» , опускает руку с платком между двух играющих. Они должны побежать в разные стороны по кругу, кто первый добежит, выхватив платок у ведущего, становится вместо него.

4. Юкагирское кочевье

Юкагирская игра «Нарты-сани»

Эстафета. Дети делятся на две команды. Игроки по очереди должны добежать до нарт, перепрыгнуть через них двумя ногами и вернуться на линию старта. (Расстояние между нартами 1м, количество по 2 на команду.)

5. Якутская деревня

Якутская подвижная игра «Не наступи в смолу» .

Играющие встают в круг, держась за руки. В центре круга положен коврик из конского волоса круглой формы. По сигналу игроки, не отпуская рук, начинают выталкивать рядом стоящих таким образом, чтобы они наступили на коврик («смола» ). Наступивший на коврик выбывает из игры , побеждает тот, кто остаётся последним.

6. Чукотское кочевье

Чукотская игра «Меткий оленевод» .

На площадке ставится фигура оленя. На расстоянии 3-4 м от него располагаются оленеводы (шеренгой, лицом к оленю.) Сначала девочки, потом – мальчики. Поочерёдно они бросают в оленя мяч. За каждый удачный выстрел (попадание) оленевод получает по флажку. Выигрывает тот , у которого больше попаданий.

7. Долганское кочевье

Долганская народная игра «Белый шаман» . Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В его центре располагается «белый шаман» (водящий) . Он встаёт на колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт бубен. Получивший его должен повторить ритм, который отбил белый шаман, если игрок смог повторить ритм, отбивает свой ритм и игра продолжается, если игрок неправильно повторит ритм, он выходит из игры .

Раздаётся протяжный свисток и все упряжки возвращаются в спортивный зал.

Ведущий : Ну вот и подошло к концу наше путешествие. О каких играх народов Севера вы узнали ? Вам понравились новые игры ? И нам понравилось заниматься с вами. Вы были активными, ловкими, быстрыми и внимательными. Молодцы! Всем спасибо!

Такое развлечение можно провести в виде тематического занятия для одной группы. Проводится в спортивном зале, передвижения от станции до станции по кругу, меняются эмблемы и инвентарь.

Литература :

Иванов В. Х., Традиционные игры и состязания народов Арктики . Якутская часть серии., Якутск, 1997г.

Глазырина Л. Д., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста, М., 1999г.

Кенеман А. В., Детские народные подвижные игры , М., 1995г.

Якутские подвижные игры

Младшая группа

«Сокол и лиса»

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать.

Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) . Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны повторять движения сокола. В это время вдруг

выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры: Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

«Волк и олени»

Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на площадки.

По сигналу «Волк!», волк просыпается, выходит из логова, широким шагом бежит. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснутся). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры: Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Волк и жеребята»

Из группы играющих выбирается волк, а остальные дети изображают жеребят.

Огораживают чертою поле, где пасутся жеребята, и место волку. Жеребята пасутся на поле, по сигналу (волк!), волк бежит широким шагом за жеребятами и пытается их поймать, жеребята убегают за черту в домик. Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры: Выбегать волку можно только по сигналу. Кого поймал волк, тот идет за волком.

Средняя группа.

«Солнце» (Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу, руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

«Зайцы и волк»

Одного из играющих выбирают «волком». Остальные дети изображают «зайцев».

На одной стороне площадки живут зайцы, на другой – в «овраге» волк.

Педагог говорит: Зайцы скачут, скок, скок, скок

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, слушают –

Не идет ли волк.

Дети выполняют движения согласно тексту. Когда педагог произносит последнее слово «волк», волк выбегает из «оврага» и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться).

Зайцы убегают в домик.

Правила игры: Выбегать волку можно только после последнего слова «волк». Пойманные зайцы идут к волку в «овраг».

«Охотник и зайцы»

На одной стороне площадки сидит «охотник», назначенный педагогом. На другой – обозначаются кружками «места зайцев». В каждом кружке находится по 2-3 зайца.

Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Педагог: «Зайцы выбежали на полянку гулять», зайцы прыгают на 2 ногах, продвигаясь вперед. По сигналу «Охотник!», зайцы приседают, а охотник, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого попал охотник мячом, считается подстреленным, и охотник уводит к себе.

Правила игры: Охотник бросает мяч только после сигнала «Охотник!», пойманные идут за охотником.

Старшие группы

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают в круг. Хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят дзинь, дзинь…

На последние слова дети прыгают на месте на носочках, пока не услышат сигнал «Ветер!»

Дети – льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» дети делают большой круг – льдинку.

Правила игры: менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!» В игру можно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти – семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те, дети которые быстрее построят круг – озеро.

Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строится в круг можно только по сигналу.

«Отбивка оленей»

Группа играющих, находится внутри очерченного круг – это олени. Выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей.

Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает 5-6 раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры: Бросать мяч можно только в ноги и по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Якутские национальные игры и игрушки

Народные игры и игрушки – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутс...

Якутские настольные игры для детей среднего дошкольного возраста

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными формами рисования, печать по трафарету с использованием поролона....

Проект "Якутские настольные игры"

*Народная игра- понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской п...

Якутские национальные игры на занятиях

Иван Гермогенов,

тренер-преподаватель по якутским национальным прыжкам

Хангаласского ДЮСШ Республики Саха (Якутия)

Главной целью физического воспитания школьников является сохранение физического здоровья, развитие способности к производительному труду и защите Отечества, умственное и физическое самосовершенствование личности.

В Концепции национальной школы говорится, что ребенок должен получать первоначальные представления и знания о мире из своего окружения, воспитываться и развиваться на примере традиций, заложенных предками. Точно так же и в физическом развитии ребенку необходимо прививать знания, умения и навыки через овладение исконно якутскими играми и занятиями, сопряженными с трудовой деятельностью якутского народа, и национальные виды спорта.

Еще в XIX веке русский политссыльный Иван Худяков обратил внимание на то, что в якутской среде очень сильно влияние физического самосовершениствания и описал особенности национальных игр и физических упражнений. К сожалению, надо отметить, что мы до сих пор не уделяем большого внимания этим упражнениям. Так исторически сложилось, что древним саха нужно было готовить своих детей к суровым условиям жизни, труду, войнам. Это отразилось в том, что они всегда направляли своих детей, вырабатывали в детях те навыки и умения, которые понадобятся им в жизни. Это всё проявления народной педагогики. Воспитанный на такой педагогике мальчик вырастал настоящим атлетом-богатырем, представителем своего этноса с определенными нормами и правилами поведения, физически здоровый, трудолюбивый, охотник, воин, образцовый семьянин и отец. Ведь ребенок с младенческого возраста был поставлен в тяжелые условия выживания. Потому взрослые следили, чтобы ребенок зимой много времени проводил на свежем воздухе, выполняя домаш ние обязанности, работая, играя, а летом бегал босиком, закалялся. Ребенок был близок к природе, любил ее, уважал и чтил ее законы . Таким образом , всё это давало ему возможность вырасти в сильного и выносливого человека, уверенного в своих силах.

Какие были национальные игры? Дети играли, подражая охотнику, всаднику на коне, на олене, рыбаку. Но особенность всех игр, развлечений, упражений была в том, что они носили прежде всего состязательный характер. Как только встречались маленький ли, взрослый ли , сразу начинали меряться силами, состязаться в ловкости и быстроте. Так зачинались состязания, соревнования. Еще одной особенностью является то, что физическое и трудовое воспитание были неотъемлемой частью друг друга. В труде ребенок становился сильным, выносливым. Из поколения в поколения с молоком матери ребенок впитывал премудрости народной жизни в суровых условиях севера. Поэтому абсолютно недопу стимым считалось насилие над человеком, когда кто-то кого-то бил или пинал, бросал вниз головой. В книгах якутских педагогов П.К. Васильева и М.К. Охлопкова, А.С. Федорова, А.А. Шадриной рассказывается о более чем ста различных якутских национальных играх. Если проанализировать эти игры, соревнования, в них отчетливо проявляется образ жизни, народная мудрость, правила поведения якутского народа. Благодаря Концепции национальной школы мы, сельские учителя ф изкультуры, имеем возможность воспользоваться заветами наших предков и воспитывать подрастающее поколение в лучших традициях народной педагогики. Разработанная мною программа на 40% состоит из использования якутских национальных игр. Также эта программа сделана с учетом возрастных особенностей физического развития школьников и материально-технической базы учебного заведения.

Остановимся на урочной системе. Она целиком строится с учетом физического и умственного развития школьников. Например, в 1-4 классах основной упор делается на систему физических упражнений – подвижных игр, которые кроме всего прочего развивают еще наблюдательность, смекалку. Такие игры я ввожу в первой части урока.

В 5-8 классах дети особенно любят баловаться, хотят много узнавать, любопытны. Физические занятия должны правильно направлять эти интересы ребенка Потому в этих классах можно ввести на занятия по общефизической подготовк е упражнения, которые имитируют движения косца, рыбака, охотника, наездника, разных животных. Детям, например, бывает очень интересно подражать движениям косца. На третьей части урока можно вводить как коллективные, так и игры с участием одного-двух человек. Например, игра “Ойбонтон уулаа h ын” (Водопой). Эта игра развивает очень много мышц: ног, спины, дает навыки ловкости, гибкости, силы, равновесия и дыхания. Таким образом, на урок можно вводить подражательные, сюжетные игры. Например,

    От охсору утуктуу (Косец)

    Мас кэрдиири утуктуу (Упражнения, имирующие действия лесоруба)

    Муус койору утуктуу (Упражнения, имирующие действия человека, колющего лед)

    Талкы баттыыры утуктуу (Упражнения, имирующие действия кожемяки)

    Дьиэрэнкэй (танцевальные движения)

    Чохчоохой (подпрыгивания вприсядку)

    Кырынаастаа h ын (прыжки горностая)

    Хорон оту урдунэнэ ыстаныы (прыжки через стебли травы)

    Атара (выполнение широких шагов)

В 9-11 классах школьник сильно вырастает, физически крепнет, увеличивается масса тела. В этих классах можно практиковать бег, разные подвижные игры, прыжки. Якутские дети с давних времен имеют наклонность к бегу и ходьбе. Ведь раньше семьи жили на отдалении друг от дурга. Потому детям приходилось бегом или пешком направляться к своим соседям или родственникам. Девятикласникам-одиннадцатиклассникам можно преподавать в разделе “Легкая атлетика” национальные игры - прыжки кылыы, ыстана, куобах и т.д. Якутские дети привыкли пер ескакивать через небольшие водоемы, ограждения, через кусты, с кочки на кочки. На этих занятиях можно ввести такие игры, как

    Прыжки кылыы, ыстанга, куобах

    Ус тогул ус (Три прыжка куобах, три прыжка ыстанга, три прыжка кылыы)

    Куобахтаан урдугу ыстаныы (прыжки в высоту с соединением обеих ног)

    Наартаны урдунэн ыстаныы (прыжки через нарту)

    Маамыкта быра5ыы (бросание аркана)

    Мас тарды h ыыта (перетягивание палки)

На занятиях по гимнастике можно ввести:

    Кырынаастаа h ын (прыжки горностая)

    Котох ына5ы туруоруу (поднятие хилой коровы)

    Ойбонтон уула h ын (водопой - поднятие легкой вещи приседанием на одной ноге без помощи рук)

    Тутум эргиир (вертушка)

    Халбас харата

    Дул5алаа h ын (имитация прыжков с кочки на кочку)

    О h уону суу h унэн устэ тонсуйуу (прыжки вверх с забиванием руками метки на высоте)

    Ким кыайан турарый (Кто первым сможет подняться)

    Мас тарды h ыыта (перетягивание палки) и т.д.

В этом возрасте учитель должен обращать особое внимание на развитие правильной осанки, сохранение подвижности и гибкости. Индивидуально работая с каждым, приходится давать выполнение тех или иных физических упражнений на дом. Это было еще и стимулом к изучению национальных игр, их разучиванию. В старших классах детям очень нравятся командные эстафетные игры. Потому организую игру по станциям. Например, на одной из станций отжимание, на другой - накачивание мышц живота, на третьей - прыжки вверх, где-то - выпол нение упражнений на гибкость, дальше бег и поднятие гантелей. Каждые полминуты меняются по станциям. За 3-4 минуты ребенок должен пройти все станции. Можно пройти неско лько раз по станциям, только тогда надо добави ть еще несколько станции с упражнениями.

Также очень интересно вводить на занятия элементы национальных танцев: осуохай, дьиэрэнкэй, кириэс тэбии, атах тэпсии (хоровод, прыжки с подскоком, движения парами друг против друга, ходьба крест-накрест).

Что может включать внеклассная работа по физической культуре. Во-первых, вне урока почти все учащиеся посещают те или иные спортивные секции. Во-вторых, стал о доброй традицией проведение таких массовых мероприятий, как осенний кросс, внутришкольные соревнования по баскетболу, волейболу между классами, соревнования “Игры предков”, “Юрюнг Уолан”, сдача нормативов осенью и весной, лыжи, весенний кросс, школьный ысыах. По указу Президента Республики Саха (Якутия) 1 апреля с 1999 года считается праздником - Днем отцов. Праздник направлен на повышение статуса мужчины и отца.

Особое внимание хочется обратить на “Игры предков”. Это состязания мальчиков, направленные на воспитание чисто мужских качеств. Как правило, участниками соревнований становятся люди разных возрастных групп: учащиеся, молодежь, ветераны. На таких играх принято соревноваться в таких состязаниях, как ус тогул ус, кырынаастаа h ын, куобахтаан урдугу ыстаныы, тутум эргиир, мас тарды h ыыта. Итоги подводятся с учетом всех 5 этапов соревнования, и выявляется абсолютный чемпион. Эти соревнования являются пропагандой здорового образа жизни и национальных игр.

Стало вызовом времени владение умением сохранять эмоциональную и физическую устойчивость, умением действовать индивидуально и в группе, умением использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельностидля организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в ладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности. Всё это как нельзя лучше находит отражение и в национальных играх народа саха.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Якутские национальные игры Саха норуотун оонньуулара Yakut national games Выполнил: Корякин Аман ученик 6 класса МБОУ «Майорская СОШ». Руководитель: Корякина Р. Н. Корякин Р. П.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством. Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.

3 слайд

Описание слайда:

Цель: Пропаганда подвижных национальных игр народа Саха Задачи: Изучить литературу о возникновении и правила подвижных игр народа Саха Познакомиться с технологией изготовления принадлежностей национальных подвижных игр Саха. Попробовать сыграть в игры в кругу семьи. Объект исследования: технология изготовления принадлежностей национальных подвижных игр Саха Предмет исследования: национальные подвижные игры народа Саха.

4 слайд

Описание слайда:

Стрельба в цель с кружением (Салгыдый) Берется картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча. Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

5 слайд

Описание слайда:

Летящий диск (Тэлэрик) Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом. Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука. Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

6 слайд

Описание слайда:

Соколиный бой (Мохсо5ол охсуhуута) Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

7 слайд

Описание слайда:

Перетягивание на палках (Мас тардыhыыта) Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

8 слайд

Описание слайда:

Сокол и лиса (Мохсо5ол уонна саhыл) Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

9 слайд

Описание слайда:

Один лишний (Биир ордук) Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей. Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

10 слайд

Описание слайда:

В ходе своей исследовательской работы я: изучил литературу о возникновениях и правилах игры национальных подвижных игр. Познакомился и попробовал изготовить принадлежности для игр. Попробовал сыграть в игры в кругу семьи. Национальные виды спорта имеют большое значение для физического развития. Игры предков обрели в наши дни новое дыхание отдельные виды национального спорта (борьба хапсагай, перетягивание палки, кылыы, ыстана, куобах) получили международное признание Заключение