Стоит ли звонить работодателю после собеседования или как узнать результаты: через сколько обычно сообщают? Умение правильно задавать вопросы

Стоит ли звонить работодателю после собеседования или как узнать результаты: через сколько обычно сообщают? Умение правильно задавать вопросы
Стоит ли звонить работодателю после собеседования или как узнать результаты: через сколько обычно сообщают? Умение правильно задавать вопросы

Умеете ли вы задавать вопросы? Не для того, чтобы лишь спросить, а чтобы получить исчерпывающий ответ. В бизнесе подобное умение котируется высоко, поскольку дает возможность вовремя задать нужный вопрос на переговорах, уточнить необходимую информацию. Важно уметь быстро и правильно задать вопрос на пресс-конференции, на совещании.

Все мы учились в школе и все школьные годы из нас делали человека-отвечающего. Сегодня мы попробуем сделать из себя человека-спрашивающего, а значит управляющего.

Для чего нужны вопросы?
— для того чтобы узнать ответ на интересующий тебя вопрос;
— чтобы узнать новую информацию;
— чтобы поддержать беседу;
— чтобы направить разговор в нужное русло;
— чтобы выяснить, что в действительности интересует собеседника.

Какие бывают вопросы:
Закрытые вопросы. Это вопросы такого типа, когда ваш собеседник на него может ответить только «да» или «нет». Данные вопросы не стоит задавать, если вы хотите продолжать беседу, т.к. они могут привести к окончанию беседы. Но они могут вам помочь при общении с неразговорчивым собеседником.
Открытые вопросы. Это вопросы, которые позволяют завязать разговор, как бы «открыть» собеседника, побуждают его к беседе и предоставить определенные сведения. Открытые вопросы чаще всего начинаются с «Почему», «Что», «Как», «Зачем», «Для чего» и т.д. Данные вопросы лучше всего применять: при начале разговора; для перехода к последующим этапам делового разговора; если у вас в планах — выяснить позицию собеседника; если вы хотите заставить собеседника подумать.
Наводящие вопросы. Вопросы такого типа побуждают собеседника подтвердить сказанное вами, т.к. в них уже содержится определенное мнение. Задавая такой вопрос, вы как бы уже предлагаете собеседнику определенное мнение и оказываете влияние на ход разговора. Наводящие вопросы надо задавать: при подведении итогов разговора, когда вы чувствуете, что собеседник даст утвердительный ответ; если вы хотите вынудить все время отвлекающегося собеседника вернуться к основной теме разговора; если вы имеете дело с нерешительным партнером.
Альтернативные вопросы. Такие вопросы позволяют сделать выбор из двух или более предложений. Еще альтернативные вопросы помогают принять решение, дают возможность не выделять тот или иной вариант.
Встречные вопросы. Если вам надо вновь взять инициативу в беседе в свои руки, то задавайте встречные вопросы. Такие вопросы применяют: чтобы получить более подробную информацию; заставить вашего собеседника дать уточнение; выиграть время для размышления; вновь перехватить инициативу в разговоре.
Обходные вопросы. Если вы хотите достичь своей цели, действуя обходным путем, тогда обходные вопросы подойдут. Они носят дипломатический характер и требуют особой интуиции. Подобные вопросы задают, когда: хотят избежать отказа и отговорок со стороны вашего собеседника; добиться перенесения встречи; добиться предварительного согласия; постепенно привести партнера к желаемой цели; обратить внимание собеседника на суть проблемы; избежать какой-то конфронтации.

Как формулировать вопросы так, чтобы аудитория вам на них отвечала.
1. Проявить интерес к вопросу и к теме.
2. Формулировать открытые вопросы, подразумевающие раскрытые ответы.
3. Обратиться к определенному лицу.
Большинство людей по многим причинам неохотно отвечают на прямые вопросы (недостаточное знание предмета, боязнь передачи неправильных сведений, деловые ограничения, трудности в изложении). Поэтому сначала надо заинтересовать собеседника, т.е. объяснить ему, почему отвечать на ваши вопросы в его интересах. Кроме того, не мешает объяснить, почему вас интересует тот или иной факт и как вы собираетесь использовать полученную от него информацию. Необходимо помнить, что и ваш собеседник спрашивает себя: «Почему они хотят это узнать? Почему их это интересует?»

Как «избавиться» от человека, который задаёт глупые вопросы или очень много вопросов?
А. Ответить вопросом на вопрос.
Б. Просить его самого ответить на его вопрос.
В. Попросить ответить кого-нибудь из зала.
Г. Фразой, типа «Очень не люблю, когда умный человек задает глупые вопросы!»

Как поступить, если на заданный вопрос, ты не знаешь ответ?
1. Честно признаться, что на вопрос не знаешь ответ.
2. Начать говорить на приближенную тему, знакомую тебе. Анекдот про «рыбу и блох».
3. Сказать, что в данный момент вы не можете ответить на этот вопрос, но завтра вы будете знать ответ. Если вашему собеседнику интересно, то пусть он позвонит вам завтра, и вы с ним обсудите данный вопрос.
4. Попробовать вместе найти ответ на вопрос в данное время и в данном месте.

Подведём итог. Как формулировать вопросы?
Кратко, четко, однозначно!

И помните, кто часто задает вопросы, причем, умеет задавать уместные разнообразные вопросы, тот определяет стратегию деловой беседы.

Недаром говорят: «Кто лишь утверждает, тот вызывает сопротивление! Кто задает вопросы, тот управляет!»

Статья написана Екатериной Абрамовой.

Вконтакте

От того, насколько вы владеете искусством правильно задавать вопросы, зависит ваше общение с собеседником. Поэтому не стоит думать, что без этого умения вполне можно обойтись – неправильно заданный вопрос может смертельно обидеть человека.

Если вы сами уже задавали такие неудобные вопросы, то вы должны быть прекрасно осведомлены о последствиях. Но их, как и почти всего в этом мире, можно успешно избежать.

Узнаём из статьи, какие вопросы можно задать человеку при общении, а какие нельзя.

Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.
Платон

Коммуникативное общение заключает в себе умение правильно ставить вопросы

Вопросы являют собой способ, при помощи которого можно получить нужные сведения, а также направить беседу в нужное русло.

Вопросы дают возможность нам узнать то, что нас больше всего интересует. Грамотно поставленный вопрос, кроме того, что предоставит вам требуемую информацию, позволит избежать конфликтных ситуаций и оплошностей.

Неважно кто вы: менеджер, тренер по баскетболу, психолог, вам обязательно пригодится умение корректно ставить вопрос.

Правильные вопросы позволяют:

  • Выявить интерес к оппоненту;
  • Продемонстрировать свою систему ценностей, которая будет понятна собеседнику, и узнать о его ценностях;
  • Получить необходимую информацию, показать, что вы можете уделить достаточное время для разговора;
  • Взять инициативу в свои руки и управлять ходом беседы;
  • Менять тему разговора;

Как правильно ставить вопросы


Для правильной постановки вопроса, следует сперва грамотно построить внутренний диалог, сформулировать свои мысли. Качество и актуальность наших вопросов в большинстве случаев воздействуют на действия, которые мы совершаем.

Выявлено два варианта вопросов:

  1. 7 традиционных вопросов: Что? Где? Как? Кто? Почему? Какими средствами?

    Эти вопросы дают возможность провести анализ ситуации в целом;

  2. 6 вопросов, затрагивающих чувства, факты, желания, время, средства, препятствия.
Задавая вопрос собеседнику, мы руководствуемся целью установить с ним позитивные отношения. Однако вы сможете достичь этого, если это не будет выглядеть как допрос.

Как начать разговор?

Прежде чем начать беседу, задайте собеседнику несколько вопросов, после чего можете переходить к собственно разговору. Таким образом, вы добьётесь психологического преимущества.

Ниже перечислены виды вопросов, которые вы можете задавать в диалоге:

Как расположить к себе оппонента?

Как известно, краткость – сестра таланта . Вопрос должен быть кратким, лаконичным и ясным. Сложный и пространный вопрос может сбить с толку вашего собеседника, таким образом, вы не получите конкретного ответа.

Для того чтобы собеседник не чувствовал, что он на допросе, используйте мягкие интонации. Задавая вопрос, делайте это так, чтобы он был в непринуждённой форме.

"Чтобы ответ был положительным, вопрос должен быть соблазнительным."
Стас Янковский

Как правильно задать вопрос, чтобы получить положительный ответ

Вы можете получить то, что вы хотите от других, намеренно используя наводящие вопросы, побуждающие людей отвечать вам утвердительно.

Существует такое понятие, как положительно задаваемые вопросы, которые основываются на двух принципах:

ДА лучше, чем НЕТ

Несогласие является в целом некомфортным опытом при общении. Это можно даже считать невежливым поведением. Когда вы не согласны, вы как бы опротестовываете аргумент собеседника, и спорите, чтобы не прийти к провалу в общении.

По сравнению с риском и дискомфортом разногласий (НЕТ), согласие (ДА), как правило, предпочтительнее. Когда вы задаете вопросы, как правило, следует "подвести" собеседника к положительному выводу и ответа на ваши вопросы.

Создавайте, говоря

Когда вы говорите что-то, то для того, чтобы понять, что вы говорите, другой человек должен полностью вникать и понимать то, о чем вы говорите.

Например, если вы говорите "не вставайте" при задании вопроса человеку из аудитории, то человек должен думать о вставании с места, вместо того, чтобы сразу вам отвечать, в то время как если бы вы сказали "останьтесь сидеть", то все, что нужно сделать человеку, это остаться в положении сидя (которое, в данном случае, также улучшает их текущее состояние) и сразу отвечать на ваш вопрос.

Следовательно, задавая позитивные вопросы, вы должны говорить только то, что вы хотите, чтобы другой человек обдумывал, и избегать того, что вы не хотите, чтобы этот человек тратил время на обдумывание.

Вопросы, которые направляют

Используя приведенные выше вопросы, другой человек может вступить в какое-либо действие или получить другую реакцию.

Создание позитивного действия

Для того, чтобы заставить кого-то ответить положиьельно на вопрос, спросите его, указывая какое-либо действие, и формулируйте сам вопрос таким образом, что говоря «ДА», собеседник приходит к полному согласию и уступчивости с его стороны:
  • Будете ли вы делать эту работу?
  • Мне было интересно с вами, не хотели бы вы пройтись со мной?
  • Можете ли вы помочь мне поднять это наверх?
  • Возьмете ли вы эту вещь за меньшую сумму?

Убеждающее действие

Для того, чтобы заставить человека что-то сделать нужное вам, чего он не хотел бы делать, ваш вопрос должен побуждать его сделать это, для этого попробуйте использовать в вопросах принцип "от обратного", примеры ниже:
  • Вы не очень возражаете, если вы сделаете эту работу?
  • Я знаю, что вы, возможно, не хотите идти со мной, но не будете ли вы так добры?
  • Ты намерен там только смотреть футбол?
  • Будете ли вы менять цену, которую ранее озвучили?

Предотвращающее действие

Для того, чтобы заставить кого-то не делать что-то, используйте положительные моменты отрицательной задачи:
  • Вы бы предпочли что-то сделать еще?
  • С кем вы еще хотите идти?
  • Ты хочешь смотреть футбол?
  • Вы хотите, чтобы я согласился с вашей ценой?

Заключение

Умение грамотно задавать вопросы тесно связано с умением слушать.

Люди расположены к тем, кто внимательно слушает их. Однако, показывая свою заинтересованность, не упустите нужную вам информацию.

Хитрости общения. Как просить, чтобы не отказали, и как критиковать, чтобы не обижались

Дерябо С., Ясвин В.

Сколько раз нам приходилось просить своих сослуживцев, знакомых, друзей, родителей, мужа, жену: «Сделай, пожалуйста...» - все, как об стенку горох, а в худшем случае - раздраженно-негодующее: «Да что ты все пристаешь ко мне!» Казалось бы, и тон ласковый, и «пожалуйста» использовали, а результата никакого.

В чем же дело? Почему люди так часто не хотят выполнять наши просьбы, даже если это не составляет им особого труда? Почему иногда остается ощущение, что «чего-то не хватило», что попросили бы как-то «по-другому» - нам бы не отказали?

1. Изучая эту проблему, американские психологи пришли к выводу: причина в том, что мы сразу начинаем с требования к собеседнику: «Сделай то-то!», - не дав понять, чем вызвана наша просьба, зачем нам это необходимо, какое это имеет для нас значение. А любое требование, когда человек не понимает его целесообразности и оправданности, вызывает у людей защитное противодействие. И ни тон, ни слова вежливости , оказывается, не имеют решающего значения. Необходимо показать собеседнику весь «путь зарождения» нашей просьбы!

После проведенных исследований была предложена такая четырехступенчатая формула: «Я вижу... Я чувствую... Я нуждаюсь... И поэтому я хотел бы от тебя...».

- Я вижу , что ты в последнее время ходишь какая-то мрачная. Я чувствую , что-то между нами происходит неладное. А я, как и ты, нуждаюсь в том, чтобы у нас все было хорошо, чтобы ты радовалась, когда мы вместе, иначе мне очень плохо. Поэтому я хотел бы с тобой поговорить. Расскажи мне, что случилось?

А теперь сравним с привычным для нас вариантом:

Слушай, в чем дело? Расскажи, что случилось?

Вполне вероятно, что после традиционного обращения муж или жена отмахнется: «Да ничего! Все в порядке!» - но раздражение все равно останется и может вылиться в конфликт. При четырехступенчатом построении фразы скандал «организовать» трудно. Выразив собеседнику причину нашего вопроса, мы его «обезоруживаем». Он видит, что это серьезное беспокойство и искреннее желание выяснить источник возникшей напряженности, а не дежурная фраза. После этого навряд ли он уклонится от беседы.

Здесь нужно сделать оговорку, что буквальное следование этой формуле, похоже, не совсем естественно для нашей культуры и, может быть, даже несколько противоречит строю русского языка (на английском такая конструкция звучит более органично), что, в общем-то, чувствуется в приведенном примере.

Поэтому важно следовать не внешней формальной структуре, а внутренней сути этой конструкции: «Я вижу...» - описание какого-то факта; «Я чувствую...» - формулировка восприятия его, своих ощущений, возникших при этом; «Я нуждаюсь...» - порождаемые этой ситуацией потребности; «Я хотел бы от тебя...» - сама просьба. Например:

Я вижу, что не успеваю все приготовить к приходу гостей и начинаю волноваться. А мне хотелось бы, чтобы им понравилось у нас с тобой. Не мог бы ты сходить в магазин за хлебом, чтобы было быстрее?

Большинство мужей (если, конечно, у них вместо сердца не «пламенный мотор») навряд ли откажутся.

Если же фразу начать сразу с четвертой ступени: «Сходи за хлебом!» - и муж загорится желанием выполнить это требование, то ему можно смело присвоить звание «Самого Послушного Мужа».

Итак, главное - показать всю причинно-следственную цепочку возникновения просьбы, а использование ключевых фраз этой формулы и даже всех четырех ступеней в принципе не обязательно. (Первые три ступени могут меняться местами, общее число может уменьшаться до трех или двух).

I. «Я вижу...»

II. «Я чувствую...»

III. «Я нуждаюсь...»

IV. «Я хотел бы...»

В ситуациях конфликтов с высоким эмоциональным накалом может быть использована другая формула: «Ты чувствуешь (тебе необходимо)... Я чувствую... Поэтому я хотел бы от тебя...»

Я понимаю, что Вы хотели бы , чтобы я принял это решение уже сейчас, у Вас очень много от этого зависит: можно было бы сегодня же договориться с партнерами, и уже завтра дело пошло бы, а это - сроки и премиальные. Но знаете, я чувствую , что здесь что-то не сходится. Решение очень ответственное, и интуиция меня редко обманывает. Поэтому я хотел бы попросить Вас отложить это решение до завтра, чтобы у нас была возможность внимательно, не торопясь, все обдумать.

Эта формула состоит из трех компонентов:

«Ты чувствуешь (тебе необходимо)...» - описание того, как мы понимаем состояние собеседника, его желания и потребности;

«Я чувствую...» - передача ему своих состояний, желаний, взглядов на проблему;

«Я хотел бы от тебя...» - просьба к партнеру, вытекающая из этого.

Главным достоинством этой конструкции, отличающей ее от предлагаемой американскими психологами, является фаза: «Ты чувствуешь (тебе необходимо)...» - желание передать собеседнику наше понимание, убеждающее в том, что мы не согласились (как в примере) с его позицией не потому, что просто отмахнулись, но из-за того, что, принимая все во внимание, все-таки имеем свою точку зрения или свои проблемы.

Трудно отказать собеседнику в просьбе, если перед ней он показал свое понимание нашего внутреннего мира.

Вторая же фаза - описание своего состояния - по сути, соответствует первым трем ступеням конструкции американских психологов: передаче в словах «пути зарождения» просьбы.

А заключительная фаза - сама просьба.

I. «Ты чувствуешь (тебе необходимо)...»

II. «Я чувствую...»

III. «Я хотел бы от тебя...»

Очень полезен и так называемый «мы-подход». В любой своей просьбе необходимо стараться находить то, что может быть интересно или выгодно нашему партнеру, постоянно показывать, что она совпадает и с его интересами.

Если я поработаю сейчас подольше, займу несколько вечеров, то получу хорошее вознаграждение, и мы сможем купить тебе новое пальто.

Когда же не получается найти выгоду для партнера, полезно даже простое использование местоимения «мы». Любую фразу лучше переделать из «я-формы» в «мы-форму». Вместо слов: «Давайте перенесем решение этого вопроса на завтра: я мог бы все хорошо обдумать?» - лучше сказать: «Давайте перенесем решение этого вопроса на завтра: мы могли бы все хорошо обдумать». Вместо слов директора своим подчиненным: «Поступил большой заказ, и вам придется много потрудиться», ему можно предложить сказать: «Поступил большой заказ, и нам придется много потрудиться».

Это местоимение «мы» объединяет говорящего со слушателями, конструкция «я»-«вы», наоборот, разделяет их, способствует возникновению противостояния, облегчает возможность возникновения конфликта.

А теперь о второй проблеме: как критиковать собеседника, чтобы он не обижался? Можно вспомнить использование для этих целей комплимента по форме и критики по содержанию.

Американский специалист по проблемам общения Д. Карнеги дает следующие советы:

«Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника». «Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно».

«Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника».

Но существует и еще один прием - так называемые «Я-послания». (Некоторые авторы называют их «Я-сообщениями»). Суть их в следующем: вместо осуждающей оценки поступка собеседника высказывается свое эмоциональное состояние, возникшее в результате его.

Вместо слов: «Сколько можно! Ты постоянно говоришь настолько высокомерно! Вечно вызывающе восседаешь на стуле, как Наполеон!» - лучше сказать: «Когда ты говоришь так и сидишь, скрестив руки, я чувствую себя приниженным!» На такую фразу трудно обидеться: ведь человек не выставляет оценку нашим поступкам, а выражает свои ощущения, в которых он - принципиально! - не может быть не прав. Он так чувствует и все! Разве можно обижаться на то, что человек чувствует так, а не иначе? Если только на самого себя.

Безусловно, говорить с помощью «Ты-осуждений» значительно легче, чем подыскивать «Я-послания», и, кажется, такие фразы более действенны . А что?.. «Ты болван!» - и все ясно. Но это иллюзия. «Ты-осуждения» редко достигают цели, и даже когда дают на первый взгляд положительный эффект, все равно являются миной замедленного действия, которая рано или поздно, но когда-нибудь взорвется. Зато некоторые усилия по перестраиванию себя на «Я-послания» окупаются сторицей.

© Журнал «Директор школы», № 5,19

Себе?
Чтобы лучше себя понять, нужно уметь задавать правильные вопросы. 30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона могут послужить примером такого внутреннего диалога.

А какие вопросы правильные? Наверное, те, которые помогают увидеть себя со стороны, глазами стороннего наблюдателя.

Если у Вас в жизни все складывается замечательно, Вы можете быстренько пробежаться по 30-и вопросам С. Эйтчисона (а то и вовсе не читать их) и с радостной улыбкой идти по жизни дальше. А если что-то в Вашей жизни проходит не так, как хотелось бы?

Нередко человек оказывается в тупиковой ситуации:

Нет продвижения вперед;

— нет ожидаемых результатов;

— нет перспективы;

— тебе кажется, что нет никаких возможностей сдвинуться с «мертвой точки.» Это может относиться к любой сфере деятельности: отношений, работы, здоровья, карьеры, друзей.

Кто-то называет это состояние «крысиными бегами», кто-то – «привычной зоной комфорта.» Возможно, это связано с депрессией или с упадком сил. Как быть в такой ситуации?

Остановиться и спокойно проанализировать то, что же с Вами происходит.

В последнее время многие стали обращаться за помощью к профессионалам: психологам или к личным коучам. Они помогают разобраться в себе и в существующих проблемах.

А что делает психолог или коуч?

Задает правильные вопросы. При этом ни в коем случае профессионал не ответит за Вас. Он лишь подведет Вас к правильному вопросу.

Если же Вы хотите самостоятельно разобраться в Вашей конкретной тупиковой ситуации, перечитайте список 30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона. Если честно и правдиво ответите на них, то, вероятнее всего, найдете подсказки: куда двигаться дальше.

30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона.

1. Что я могу сделать сегодня для того, чтобы достигнуть поставленных целей?

2. В какое время работается продуктивнее всего?

3. Что я могу сделать сегодня, чтобы побаловать себя?

4. За какие 5 вещей я могу быть благодарен в своей жизни?

5. Что я могу сделать сегодня, чтобы изменить чью-то жизнь?

6. Какая черта моего характера является лучшей?

7. Чем я действительно хочу заниматься в жизни?

8. Действительно ли я хочу, чтобы эти люди (перечислить) присутствовали в моей жизни?

9. Что я могу сделать для того, чтобы откладывать каждый день небольшую сумму?

10. Как много я смотрю телевизор на протяжении дня?

11. Действительно ли мне нужны все эти вещи?

12. Когда я в последний раз читал хорошую книгу?

13. Когда в последний раз я говорил «Нет»?

14. Действительно ли имеет значение то, что обо мне думают другие люди?

15. Чего я хочу достигнуть в этом году?

16. Какая следующая «великая цель», которой я хочу достигнуть?

17. Что я могу сделать для того, чтобы почувствовать себя счастливым?

18. Когда в последний раз я нарушал границы зоны моего комфорта?

19. Каковы мои жизненные ценности?

20. Какие шаги я должен предпринять сегодня для того, чтобы продвинуться навстречу задуманному?

21. Как должен выглядеть мой идеальный день: начиная с момента пробуждения и до момента отхода ко сну?

22. Какие хорошие привычки я бы хотел привить себе?

23. Как мне избавиться от плохих привычек?

24. Кто меня больше всего вдохновляет?

25. Какие качества присущи людям, которыми я восхищаюсь?

26. Мои мечты так и останутся просто мечтами, или я могу сделать их реальными?

27. Что было бы, если бы я отпустил _______________?

28. Что мне действительно нравится в моей работе?

29. Что бы я сделал по-другому, если бы у меня была возможность ещё раз прожить этот момент?

30. Что я сделаю после того, как прочту эти вопросы?

Прочитав этот список, напрашивается вывод: чем чаще мы будем делать ревизию своим эмоциям, чувствам, привычкам, мыслям, тем проще, легче и интереснее будем жить.

Часто правильный вопрос, заданный себе, заставляет лучше и быстрее двигаться в нужном направлении. Отвечая на него, у тебя появляется видение новых возможностей, ты начинаешь ощущать прилив сил и энергии.

Для меня 30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона стали примером того, как правильно задавать вопросы себе и толком к очередному осознанию: как и куда двигаться дальше. Особенно с 25-го по 30-й.

Как правильно задавать вопросы себе?

Существует ли у Вас проблема с этим?

Насколько правильно и вовремя заданные вопросы помогают Вам по жизни?

codbanner(6);codbanner(7);codbanner(8);codbanner(9);codbanner(10);