Термин мораль и этика. Понятие и соотношение этики, морали и нравственности

Термин мораль и этика. Понятие и соотношение этики, морали и нравственности

1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность».

2. Предмет этики и ее основные проблемы.

3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище. В последующем оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, нрав, характер. Отталкиваясь от слова «этос», древнегреческий философ Аристотель в IV в. до н.э. образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств – справедливость, мужество, честность, умеренность, мудрость и др., названных им этическими добродетелями. Философское учение, науку об этических добродетелях, Аристотель назвал этикой.

Для точного перевода аристотелевского понятия «этический»

с греческого языка на латинский древнеримский философ Цицерон (106-43 до н.э) сконструировал термин «moralis» (моральный) Он образовал его от слова «mos» (mores – множественное. число) – латинского аналога греческого «этос». Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба эти слова входят в новоевропейские языки. Наряду с ними

в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». В русском языке возникает понятие «нравственность». От слова «нрав» образуется прилагательное «нравственный » и от него - новое существительное - «нравственный» .

В первоначальном значении разные слова: «этика», «мораль»,

«нравственность» - имели одно и тоже содержание. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой понимается соответствующая ветвь знания, учения, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. В повседневном словоупотреблении эту разницу в значении не всегда учитывают. В частности, говоря об этике учителя, врача, инженера, экономиста и т.д., имеют в виду специфику их морали. Одной из причин этого - психологическая склонность людей отождествлять то, что представлено в их сознании, с реальным, а не представленное - с несуществующим. Но философия утверждает, что познаваемое (в данном случае - мораль) принципиально отличается от знания о нем (этика) по способу бытия. Познаваемое существует объективно, а знание о нем - субъективно, то есть в сознании. Кроме того, познаваемое имеет бесконечное количество свойств, а его теоретическая модель отражает только некоторые из них, в лучшем случае - общие и существенные. Вместе с тем самое совершенное знание о морали, то есть самая глубокая этическая теория не может заменить человеку саму мораль.

Иллюзия тождества морали и этики возникает также и в связи с тем, что этика использует те же понятия, что и мораль. Но если в суждениях морали понятия, например, «добро», «зло» выполняют роль логических предикатов, то есть известного, то в этике они являются логическими субъектами, то есть неизвестным. Пример моральных суждений: «Правда есть добро», «Обман есть зло». Пример этических суждений: «Добро - категория этики, которая…», «Зло - категория этики, которая…». Таким образом, суждения этики часто есть суждениями-определениями. То, что в системе морали считают известным и благодаря чему любой поступок человека приобретает определенность, в системе этики рассматривается как неизвестное, что требует соответствующего исследования.

Мораль и нравственность определяют значения этического в единичном и особенном. Это сфера психологического, чувственно – эмоционального восприятия этических норм, область свободного нравственного выбора, практических поступков людей.

Этика область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их духовно-практической деятельности.

Предметом этики является мораль. Мораль - это совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках.

Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявления ее общего, сущностного значения, выраженного в системе норм, законов, ценностей, принципов, категорий. В этом смысле, этика в теоретической форме выступает как выражение высших моральных ценностей. Она формирует идеальные представления о нравственно должном. Мораль говорит не о том, что есть, а, основываясь на обобщении практики поведения людей, она говорит о том, что должно быть.

Мораль замкнута на человека. Она – атрибут его существования, показатель его социальности. Она связывает людей воедино во всех их прочих связях. Это единственно возможное условие взаимного существования людей, то пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое. Уже самые ранние этические учения рассматривают человека в качестве единственного и высшего критерия морали. Именно мораль служит универсальным способом и средством самопознания и самосовершенствования личности. Она обеспечивает высшую общественную и личную целесообразность, поддержание гармонии человека и общества, устойчивости всех звеньев общественного бытия.

Мораль выступает особым способом нормативной регуляции общественных отношений. В этих значениях мораль представлена в системе нравственных кодексов, моральных заповедях, научных и литературных произведениях, в обычаях и традициях людей. Она вплетена в живую ткань духовного бытия человечества и каждого отдельного человека. Наряду с наукой, политикой, правом, религией, искусством, философией – мораль определяет целостность исторических процессов, их преемственность, развитие духовной культуры человечества, служит необходимым условием воспроизводства общественной жизни. Духовная заданность морали не сводима к традиционно понимаемым формам общественного сознания. Это связано с тем, что:

Во-первых, все известные формы духовной жизни возникают во времени как результат исторического развития. Политические, правовые, религиозные, эстетические отношения формируются с необходимостью на основе объективных факторов - усложнения структуры потребностей, разделения труда, необходимости упорядочивания социальных связей, творческого отражения действительности и самовыражения личности. Мораль по своей сущности как бы предназначена человеку в качестве единственно возможного универсального способа личностной и общественной самоорганизации и развития.

Во-вторых, все виды духовной деятельности взаимосвязаны, но каждый из них имеет четко выраженные параметры своей социальной значимости. Существуют государства, научные учреждения, религиозные организации, олицетворяющие собой определенные сферы духовно-практической деятельности людей. Мораль не имеет таких границ и своих институтов. Она органично входит в систему духовной культуры человечества, составляя ее ядро, характеризуя наиболее существенное в идеальном бытии. Высшие побудительные мотивы общественного развития всегда содержат в себе нравственное значение, так как целью его является достижение общественного, группового, или индивидуального блага. В силу своих общечеловеческих ориентаций, мораль определяет перспективы исторического процесса.

В-третьих, все имеют определенное представление о политике. То же можно сказать и по поводу права, искусства, религии, науки. Мораль в этом ряду - исключение. Никому и никогда еще не удавалось дать содержательно полное определение любви, счастья, справедливости и других нравственных ценностей. Эти значения определяются по-разному в различных этических теориях. Приделы моральной истины ничем не ограничены в значениях самих моральных ценностей.

Мораль - уникальное социально-культурное и историческое явление, не имеющее аналогов ни в одной из сфер человеческой духовной деятельности. Любой элемент духовной жизни со стороны ее идеальных форм, предметно-деятельностного воплощения, социальных носителей, опосредован моралью и подчинен ей. В системе взаимодействия морали с другими формами духовно-практической жизни нравственные ценности доминируют. Наиболее полно эта тенденция прослеживается в области политических, правовых и религиозных отношений. Они, включая в себя мораль, выполняют роль наиболее важных социальных регуляторов жизни людей, служат необходимым фактором организации и упорядочения общественных отношений.

Этика возникает в лоне философии, поэтому она органически связана со всеми основными ее разделами: онтологией (учением о бытии), гносеологией (теорией познания), аксиологией (учением о ценностях), праксеологией (учением о бытийной практике человека). Выясняя смысл жизни, этика должна выйти на основополагающие проблемы бытия человека как личности. Этику как науку нормативную, определяющую поведение человека в тех или иных ситуациях, интересует, прежде всего, потенциальное бытие, мир должного. Однако, она учитывает и реальные моральные отношения людей, то есть их моральность.

Связь этики с гносеологией обусловлена необходимостью осмысления природы, сущности, структуры и функций морали, возвышения моральных представлений обыденного сознания до уровня их рационально-теоретического понимания. С аксиологией этику роднит анализ природы и сущности абсолютных, безусловных ценностей, к которым принадлежит в первую очередь добро. Рассматривает этика и праксеологические проблемы, в частности, создает образцовые практические модели человеческих отношений и способы их реализации, дает определенные рекомендации на основе философского решения проблем возможностей, способов и границ практической деятельности людей в условиях диалектической взаимосвязи свободы и необходимости. Этику интересует прежде всего реализация человеком свободы своей воли, то есть деятельности, в которой человек руководствуется не практически-утилитарными, политическими и другими локальными мотивами, а мотивами, ориентированными на безусловные, абсолютные общечеловеческие ценности, которые осмысливаются и переживаются как «добро».

Именно эта деятельность и процесс интериоризации личностью морального требования в самотребование (моральный долг), который предшествует этой деятельности, и составляет эпицентр этических учений. Этот сложный, противоречивый, длительный и нередко болезненный процесс можно описать только при помощи системы категорий этики.

Структура предмета этики включает в себя две основные части. Одна из них связана с изучением и теоретическим обоснованием происхождения и исторического развития морали, а также с осмыслением различных форм и направлений этических учений. Другая – охватывает спектр проблем, составляющих содержание этики как общей теории морали. Это систематизированное понятие морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества.

Представляя собой определенную нравственную позицию и обосновывая соответствующие ей ценности и требования, этика должна ответить на целый ряд вопросов, образующих круг ее проблем. Таких как: вопросы о происхождении и природе морали; об источнике и содержании нравственного долженствования; о содержании и критерии добра и зла, долга и других нравственных ценностей; о природе и сущности человеческих добродетелей; о моральной свободе в мире всеобщего детерминизма и господства причинно-следственных связей и отношений; о моральном выборе, его эффективности и целесообразности, соотношения в нем целей, средств и результатов; о критериях и факторах моральной оценки явлений человеческой жизни; о сущности моральных конфликтов и способов их разрешения и предупреждения.

Первые исторически известные этические учения формируются в рамках древневосточных философских традиций и в эпоху Античности. Они носят характер практических нравоучений, философских дискуссий о благе и добродетели, о сравнительной ценности слов и дел, намерений и поступков, природе добра и зла. Целью этики, по словам Аристотеля, являются не знания вообще, а содержание и оценка поступков.

Этика как философское учение призвана решать триединую задачу: описать мораль, объяснить мораль, научить морали. Моральные явления несколько расплывчаты, неуловимы, не всегда легко фиксированные. Поэтому задача этики, вычленить моральную составляющую из разнообразия человеческой деятельности, определить и описать реальные привычки, нравы, мотивы поведения людей. Описание морали - сложная исследовательская задача, так как мораль не есть результатом человеческого своеволия, она объективно детерминирована и выступает необходимым условием самоорганизации общественных индивидов, моральное поведение которых имеет свою четкую логику. Задача этики в том, чтобы изучить реальные моральные процессы, ввести в исследовательский процесс факты, требующие объяснения, дать им теоретическую интерпретацию. Описательная функция этики реализуется в основном в разделе об этапах исторического развития морали или об исторической типологии морали.

Философско-мировоззренческие ориентации этики не есть морально нейтральными, они имеют ценностное значение, характеризуются моральной определенностью. Этика обобщает моральные процессы и задает ценностные нормативные перспективы. Она не создает новых форм морали, а дает им законченные формулировки, ориентируя на то, что должно быть. Это сложная аналитическая работа. Для того, чтобы из существующего многообразия моральных ценностей выделить те, которые наиболее точно выражают глубинные интересы общества и имеют историческое будущее, их необходимо подвергнуть научному анализу. Такая исследовательская задача имеет важное ориентационное значение для практики нравственного воспитания.

Этика призвана производить этические знания, связанные в первую очередь с объяснением происхождения и сущности морали, обоснованием моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, оценок конкретно-исторического типа общества. Этика создает научные знания о морали, преобразуя эмпирические моральные факты на рационально-теоретические системы.

Этика, объясняя основания и устройство морального мира, имеет дело с объектом, хорошо знакомым всем. Апеллируя к очевидностям жизненного опыта, этика «учит» человека, предлагая ему определенные нормативные установки. Любое этическое учение стремится выразить не отвлеченное, а практическое знание, специфика которого в том, что оно побуждает к действию. Близость к жизни, обращенность к практике человеческих отношений настолько очевидны, что этика получила у Аристотеля название «практической философии».

На примерах Сократа, Конфуция, Эпикура можно увидеть, что их «практическая философия» - это жизненная миссия, где главным доказательством служат поступки, а не теоретические схемы.

Задача этики и в том, чтобы обосновать нравственные идеалы, образцовых моделей человеческих отношений и способов их реализации. Формализованные значения этих идеалов в виде системы нравственных норм, принципов, заповедей, традиций, моральных кодексов служат условием и инструментом нравственного воспитания, нормативной основой моральной регуляции отношений людей в обществе, оценки их поступков.

Задача этики также в том, чтобы сформировать сознательное отношение к жизни, передать моральные ценности, выработанные человечеством, новым поколениям. Выработать новой тип морали, соответствующий постиндустриальному обществу, дать критический анализ имеющихся этических систем, обосновать современную мораль как идеала нравственного поведения людей.

Этические знания являются важным фактором формирования духовной культуры общества и нравственного миропонимания личности. Без этических знаний нравственная позиция личности оказывается либо несовершенной, либо уязвимой.

Осмысление начал этики, рефлексия над природой морального закона, укорененного в человеческом бытии как части мироздания, очень важно в становлении человеческой личности. Ни один человек не стремится совершать зло ради самого зла. Обычно каждый добивается получения некоего блага, которое может в действительности оказаться фиктивным (искаженным) добром, а попытки его достижения ведут к отрицательным последствиям. Задача этики не в том, чтобы обосновать превосходство добра над злом, блага над отсутствием блага. Ее задача состоит в том, чтобы помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к его достижению.

Этика изучает не происходящее, а должное. Она устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Это не значит, что этика вырабатывает конкретные рекомендации, как поступать в том или ином случае. Она формулирует общие принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации, служащие ориентирами поступков, нравственных оценок, с помощью которых проверяются на соответствие высшим нравственным ценностям, нравственно-идеальному порядку, отношения и поведение людей. Этика фактически исследует логику действий человека в мире, где существуют ценности, и в том числе ценности абсолютные, не зависящие от конкретных обстоятельств, то есть моральные.

Мораль можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людей друг к другу, социальной группе, обществу. При этом важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. С помощью нравственных оценок эти отношения и поведение людей как бы проверяются на их соответствие высшим нравственным ценностям, нравственному идеальному порядку.

К сфере морали относят отношения и нормы поведения людей, получившие устойчивый общеобязательный характер и образующие общественные нравы. Не менее важно для морали и наличие у человека качеств и склонностей, делающих его способным к нравственной жизни - «добродетелей». Это такие устойчивые черты характера и ценностные установки, которые отражают наличие у человека потребностей в духовных ценностях, внутреннее уважение им нравственного миропорядка, умения вести себя культурно и ответственно; способности жить по совести.

Можно сказать, что к сфере морали относятся: правила и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей. Перед этикой, которая не ограничивается описанием и изложением правил поведения и нравственного миропорядка, а стремится обосновать его, встает проблема нахождения общего основания всего многообразия проявления морали, выявления сущности нравственного освоения действительности.

Что есть «добро», «человечность», «жизненная правда», в чем состоит назначение человека и его нравственный долг, что делает жизнь человека осмысленной и счастливой? В зависимости от того, как решаются эти важнейшие вопросы человеческого бытия, люди строят свою жизнь в других сферах жизни – в политике, экономике, повседневном быту.

Оставаясь в рамках собственного морального сознания, невозможно ответить на вопросы о том, откуда возникают представления людей о добре и зле, чести и совести, откуда берутся нормы, принципы, идеалы, что определяет их содержание? От чего так трудно взаимопонимание в сфере моральных оценок? Чем определяется различие и даже противоречивость нравственных позиций людей и имеется ли надежный критерий для их сравнения и оценки? На что должны опираться моральные оценки, чтобы быть справедливыми?

Ответы на эти и многие другие вопросы из области практической нравственности вытекают из общего понимания природы морали, ее специфики, места и роли в процессе исторического развития общества и человека. Поэтому здесь необходимы научные знания о нравственности, которые призвана давать этика.

Кризисные явления, связанные с развитием существующей цивилизации, глобальные проблемы, во весь голос заявившие о себе человечеству (экологические, демографические, проблемы войны и мира, голода, культуры и т.д.) могут быть решены людьми с гуманистическими ориентирами, которые бы стремились строить мир на общечеловеческих моральных ценностях. При таких условиях возрастает роль морального фактора во всех сферах жизнедеятельности общества и человека. В прошлом, да и сегодня существовало и существует немало факторов, ограничивающих действие морали, это, в частности, сферы политики, права, экономики. Данное явление не обошло и Украину. Украинское общество, которое постепенно трансформируется, должно морально возродиться. Поэтому сегодня этические знания становятся важным условием развития духовной культуры общества и морального миропонимания личности, а к этике предъявляются новые требования.

Сегодня интерес к изучению морали проявляют социологи, политологи, правоведы, что порождает необходимость дальнейшего развития этикой философско-мировоззренческих основ изучения морали. Этические теории, выполняя методологическую роль по отношению к социальным и гуманитарным наукам в их изучении современной морали, вместе с тем призваны координировать эти исследования. На данном этапе главной задачей этики есть обоснование и понимание морали как явления общечеловеческого в противоположность классовому, национальному, корпоративному, как общеродовой базисной основы всех форм жизни.

Итак, мораль представляет собой сложную сферу духовной жизни человека и общества, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики. Этика же является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Мораль», «Этика».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Моральна свідомість», «Моральний вібір», «Етика».

Вопрос 1. Предмет и функция этики.

Объект – человек. Специфический аспект этики – общение как ее фундаментальная предпосылка и основа. Общение – как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.

Изучает «человека общественного», «человека общающегося», исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей, И в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Главный вопрос этики определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей - это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом). Общество всегда осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти своего рода "баланс" общественного и личного блага с помощью "социальных регуляторов" поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия.

Однако отнюдь не любая оценка поведения имеет этическую природу и относится к этической сфере. Этическая оценка - это не просто произвольное одобрение или осуждение поступка. Прежде чем определить, какое поведение людей является правильным - моральным - и неправильным - аморальным, необходимо прояснить, что такое "добро" и "зло" - эти фундаментальные основания, критерии этического суждения. Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.

Термин "этика" впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом "этикос" (нрав, обычай, привычка, характер) имеющий отношение к нpaвам; то есть "этика" в буквальном значении - теория нравственности. Таким образом, этика - это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной nроблемой - Добро и Зло.



Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса, рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

Задачи этики:

1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;

2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;

3) учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни"

Вопрос 2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие -- «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая -- полагает, что они имеют различное содержание. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770--1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. (См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.,1990, с. 154--178). Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» -- то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества. Среди современных авторов некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль -- это сфера должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность -- это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей. Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.

Итак, этика является более широким понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей нравственность и мораль.

Мораль и нравственность - понятия близкие по значению, однако они не являются синонимами и имеют различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи.

Этика – это философская наука о морали и нравственности.

Мораль (лат. moralis -- касающийся нравов) -- один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

В понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

Всегда, если есть термин, значит, есть нечто, что он должен обозначать. Также обстоит дело и с понятиями морали и этики. А что такое мораль и этика? Под моралью мы обычно понимаем некоторые устоявшиеся в обществе нормы поведения или представления о «хорошем» и «плохом». Эти понятия в различные времена и в различных культурах могут значительно отличаться, поэтому можно говорить о «высоком» или «низком» моральном уровне человека или общества. Другими словами мораль – понятие, характеризующее нравственный уровень, но оно в определенной степени относительное.

В отличие от морали, этика понятие объективное. Этические принципы представляют собой неизменные критерии нравственности, основанные на истинных законах мироздания или космических принципах, являются необходимым условием для существования высоко духовного разумного существа. Они являются отражением истины, и поэтому неизменны ни при каких условиях.

Теперь давайте обратим внимание на тот факт, что понятия морали и этики связаны только с человеком, только с его деятельностью. Ни к какому другому живому существу мы не сможем применить этих критериев. Значит это, нечто отличающее человека от всего остального, его уникальная особенность. Только человек может выбрать, что ему ближе - проявление жесткости либо милосердия, жадности либо бескорыстия, зависти либо снисхождения, совершение убийства либо прощение . Все зависит только от его желания.

Отсутствие морали, отсутствие этических основ делает человека подобным другим живым существам, но не «человеку». Без существования в обществе определенного уровня нравственности человечество не является «человечеством». В таком случае оно не может соответствовать принципам, определенным для него.

Слава и закат империй определяется нравственностью

Понятия морали и этики тесно связанны с духовными учениями или заветами мудрецов. Эти наставления, проходят через века и остаются неизменны, потому что они вечны и соответствуют внутренней природе человека. Человек сохраняет их, так как понимает, что это его основа, потеряв которую он перестанет быть собой. Несмотря на то, что они высказаны с разных точек зрения, они все же направляют внимание на одно - на сердце человека. Обращают внимание на критерии, предъявляемые к человеку Богом, Небом, Буддой, Вселенной, Природой или Дао.

Однако все-таки в различные эпохи мы можем встретить как положительные, так и отрицательные примеры соблюдения нравственных принципов различными культурами или конкретными людьми. Например, слава и закат великих империй всегда соотносились с уровнем моральных стандартов, существующих в обществе. Римская империя была величайшей цивилизацией, хранительницей культуры и высоких научных достижений. Она также наследовала мудрость великих античных философов. Ей сопутствовали великолепие и слава, до тех пор, пока критерии морали и этики были высокими.

Однако с течением времени стандарты нравственности в Древнем Риме постепенно клонились к упадку, возникали такие тревожные симптомы как гомосексуализм, жестокость, развратное поведение и расточительство, которые становились нормой в обществе. Колизей собирал все больше зрителей, требующих боев гладиаторов или травлей зверьми людей. Чем больше народ хотел «хлеба и зрелищ», тем больше отдалялся от человеческих стандартов. Если оценивать состояние морали и этики в римском обществе к моменту перехода в нашу эру, то можно обнаружить резкий упадок нравственности.

Как говорится «рыба гниет с головы». Император – глава государства, несущий ответственность за все, что происходит в нем. Касается ли это благополучия граждан (материальных вещей) или же уровня морали (души нации). Взять, к примеру, цезаря Нерона (50 – 54 год). Во время его правления было совершено множество глупых, жестоких и порочных поступков. В исторических записях отмечалось, что временами он впадал в приступы безумия, и устраивал сумасшедшие отвратительные игрища. Иногда выдавал себя за богов или богинь.

Римляне его ненавидели, боялись и проклинали. В его царствование случалось много бед и несчастий. Одна только чума выкосила за несколько месяцев 30 тысяч римлян. В обществе также наблюдался упадок морали. Однажды комета, возникшая в небе, была видна три ночи подряд. Это был плохое предзнаменование: появление «хвостатого чудовища» всегда грозило страшной бедой.

Не гнушаясь совершением всевозможных порочных деяний, Нерон решился на самое отвратительное, до селе невиданное. Во время его царствования начались преследования последователей зарождающегося духовного учения. Это были первые христиане.

Как известно, Римская империя была уничтожена варварами, пришедшими с северных земель. Это один из примеров того, что если нравственность общества низка и мораль людей не соответствует стандартам, то нет ничего, что может спасти государство от разрушения.

Древний Китай – родина людей великой морали

Процветание общества прямо зависит от уровня морали и этики и вот свидетельства с другой части света. В Древнем Китае было три духовных учения, заложивших в обществе прочную основу нравственных принципов. Это буддизм, даосизм и конфуцианство, которые существовали независимо друг от друга. Они обогатили культуру Китая понятиями милосердия, добродетелей, благородства, принципом возмездия за совершенное (карма), а также необходимости следования Дао для достижения гармонии с природой и Вселенной. На Востоке говорят «за добро получишь добро, а за зло последует наказание».

Таким образом, династии сменяли одну за другой, а историки кропотливо фиксировали все перипетии жизненных ситуаций, наглядно иллюстрируя принцип взаимосвязи морали и этики со стабильностью в государстве. Император, следующий принципам Дао, и соблюдавший волю небес непременно приводил свой народ к благополучию, позволяя миру и спокойствию наполнять Поднебесную.

При возникновении засух, неурожаев или стихийных бедствий благородные императоры спрашивали советов у мудрецов и первыми каялись перед Небесами за свои ошибки. Так как считалось, что в государстве наименьшей ценностью обладает император, потом чиновники, а самым ценным считается народ, поэтому великие правители, считали свою ответственность за все происходящее в стране первостепенной. Они уделяли внимание морали и этике, создавали школы и наставляли собственным положительным примером, держа себя строго.

Тех же правителей, которые в погоне за славой и богатствами изнуряли народ войнами и угнетали жестокими запретами, называли «безголовыми императорами без Дао». Такая государственная политика обязательно приводила к беспорядкам и разрухе, а общество раскалывалось, и поднимались восстания.

На протяжении тысячелетий история предоставила нам множество примеров того, что уделяя внимание нравственности можно достичь благополучия в обществе, в то время как безнравственное поведение людей грозит беспорядками и уничтожением. Таким образом, мораль и этика представляют основы, поддерживающими государство в стабильном состоянии.

Гераклит о морали, этике и человеческих пороках

Гераклит происходил из царского рода и должен был занять трон правителя Эфеса, что в Малой Азии. Но когда подошло его время вступить на престол, он отрекся от него и, удалившись, посвятил себя познанию. Современники Гераклита называли его «плачущим» философом, потому что он часто выражал свою жалость к людям, бесцельно проживающим свои годы. Как и любой мудрец, Гераклит стремился возродить в обществе нормы этики и морали.

Гераклит (540 - 480 год до н. э.) посвятил свою жизнь изучению принципов природы и изучению незыблемых истин мироздания. Свой главный труд он так и назвал – «О природе». Однако написан он был таким сложным языком, что большинство людей не имело возможности его понять. За что Гераклит получил еще одно прозвище - «темный». Хотя, скорее всего философ сделал это сознательно, вероятно, скрыв познанное им от большинства. Им было написано еще несколько сочинений. Все они были завещаны храму Артемиды Эфесской. К сожалению, его записи дошли до нас лишь фрагментарно. В своих трудах Гераклит призывал людей обратить внимание на главное в человеческой жизни: мораль, этику и призывал отречься от пороков.

Всякое желание покупается ценою психеи

Видя, что греческое общество того времени руководствовалось желаниями и забыло о морали и этике, Гераклит очень переживал. Он знал, что желания истощают душу и говорил: «Трудно бороться со своим сердцем: всякое желание покупается ценою психеи (души)». Философ считал, что для достижения мудрости и познания истины, человек должен выйти из мирской обыденной суеты и занять позицию стороннего наблюдателя. «Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что мудрое ото всех обособленно».

Чтобы освободить себя для познания, Гераклит отрекается от царского престола. Передав «царское достоинство» и бразды правления Эфесом своему брату, он полностью отстранился от государственных дел и политической жизни. Гераклит находит себе место в храме Артемиды, где беззаботно проводит время, играя с детворой в кости. Однажды эфесяне собрались около него и стали недоумевать, как он мог так поступить. Их речи так расстроили мудреца, что он в сердцах сказал: "Чему вы, негоднейшие, удивляетесь? Разве не лучше заниматься этим, чем вместе с вами вести государственные дела?». Видя, что люди не внимают его наставлениям о морали, он, разочаровавшись, уединился в горах, где питался травами.

Незыблемы принципы Логоса

Гераклит считал, что система морально-этических принципов должна опираться на божественное единство – Логос (с греческого – слово) или «огонь», разумное начало, управляющее всем миром. Оно проявляется в принципах Космоса и является вещью превышающей все обыденное. По мнению Гераклита, Логос – принцип существования природы, познав и следуя которому человек может проявить свою добродетель.

Как и Вселенная человек, также состоит из «огненного начала», души, и тела. Если душа человека не отягощена пресыщением и опьянением она становится «наилучшей и мудрейшей», в противном случае душа становится слабой. Поэтому Гераклит считал, что те, кто поступает в соответствии с Логосом и обращает внимание на мораль, следует этике, может постепенно подняться и очистится. Познав закон, человек может стать прорицателем, певцом гимнов, врачом или царем, а затем вознесется к Богам.

Ценнейшей добродетелью человека является целомудрие - говорить истину и поступать согласно природе. Он считал мудростью видеть не частное изменчивое, но вечное - «знать все как одно» и жить здравым рассудком. Поэтому Гераклит в своих речах и записях критиковал «многознание», не «научающее уму».

Не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают...

Гераклит очень расстраивался, видя как низко пала мораль в греческом обществе, а принципы этики уступили место телесно-чувственным удовольствиям. Ясно понимая это, Гераклит часто плакал на площадях во время речей, за что его прозвали «плачущим» философом. «О, люди! Хотите узнать, почему я никогда не смеюсь. Не потому, что я ненавижу людей, а потому, что ненавижу их пороки… (Я плачу) Глядя на добродетель, поставленную на второе место после порока!»

Философ не считал самих людей плохими, но видел их слабость в том, что они не могут противостоять дурным стремлениям. Люди, находясь в заблуждении, не хотят услышать от него истинного знания и принципов этики. «Ибо, каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам, и учитель их - толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших». Наконец, увидев, что мораль и этика больше не являются сдерживающими факторами для людей, Гераклит сравнивает их с животными: «Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, обращаясь друг с другом, становятся дикими».

Прошло 2500 лет с того момента как Гераклит призывал жителей Эфеса следовать Логосу и совершенствовать добродетель. После него были и другие мудрецы и Святые. Но ситуация в обществе не только не улучшилась, но стала намного хуже. Слова Гераклита являлись милосердным напоминанием и грозным предупреждением всей греческой цивилизации, погрязшей в пороке. Но его не услышали. Спустя несколько сотен лет великая в прошлом греческая цивилизация разложилась изнутри, и римляне во II – I вв. до н.э. всячески стремились ограничить контакты с ними. Ибо только мораль и этика являются для общества факторами стабильности и обуславливают развитие и процветание.

Этимологический анализ слова «этика» говорит о том, что термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», что означало «обычай», «темперамент», «характер». Древнегреческий философ Аристотель (384--322 гг. до н.э.) от термина «этос» образовал прилагательное «ethicos» -- этический. Он выделил два типа добродетелей: этических и интеллектуальных. К этическим добродетелям Аристотель отнес такие положительные качества характера человека как мужество, умеренность, щедрость и др. Этикой он назвал науку, которая изучает эти добродетели. Позднее за этикой закрепилось обозначение ею содержания науки о морали. Таким образом, термин «этика» возник в IV веке до н.э.

Термин «мораль» произошел в условиях Древнего Рима, где в латинском языке было слово, аналогичное древнегреческому «этос» и этим словом является «mos», означающее «нрав», «обычай», то есть почти то же, что и древнегреческое слово «этос». Римские философы и среди них Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) образовали от термина «mos» прилагательное «moralis», а от него затем возникает термин «moralitas» -- мораль. По этимологическому происхождению древнегреческий термин «этика» и латинский «мораль» совпадают.

Термин «нравственность» происходит из древнеславянского языка, где он происходит от термина «нравы», обозначающего обычаи, утвердившиеся в народе. В России слово «нравственность» по своему употреблению в печати определяется в «Словаре Академии Российской», вышедшем в 1793 году.

В чем различие между этикой и моралью?

Хорошо известно, что слова "этика" и "мораль" близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко взаимодополняемы (как, например, в канцелярско-идеологическом словосочетании "морально-этический"); во всяком случае, отсутствие четкого их различения не приводит к сколько-нибудь значительным недоразумениям в обычном общении. Другое дело - специализированный философский и научный контекст: надобность в ясном разграничении этики и морали обусловлена здесь не только общей установкой теоретического сознания на придание ключевым терминам по возможности более точного и индивидуального (не пересекающегося с другими терминами) значения, но еще и тем, что размытость смысловых границ между этими терминами скрывает за собой ряд нерешенных (а иногда и просто не выявленных) методологических проблем, накладывающих в конечном счете печать на всю конкретную проблематику соответствующей области исследований. Поэтому в данном случае уточнение терминов, т.е. некоторое упорядочение исследовательского инструментария, сопряжено также с формулированием и обоснованием определенного подхода к решению проблем более общего плана (знание - ценность, структура этики, специфика морали и др.).

Безусловно, сохраняющаяся и в обычном употреблении, и в теории широкая синонимия этики и морали не случайна, она имеет свои исторические причины: у этих терминов - единые или, вернее, тесно переплетенные греко-латинские корни: латинское слово moralis является калькой с греческого прилагательного "этический". Тем не менее за формальной идентичностью рассматриваемых терминов уже с самого начала можно заметить некоторое - весьма существенное - различие в содержании и способе употребления рассматриваемых терминов. Это различие выражалось в том, что "этика" и "мораль" фактически использовались для отображения разных сторон той широкой и многоплановой области человеческого бытия, которая у греков и латинян именовалась соответственно "ethos" и "mos" ("mores") и которая в русском языке ближе всего передается словами "нравы", "обычаи", "характеры" и т.п. Под "этикой" с момента ее появления (если брать за точку отсчета Аристотелевы "Этики") понималась особая специализированная, рационально-рефлексивная, мыслительная деятельность внутри (и по поводу) наличного "этоса", причем деятельность не просто познавательная (т.е. описывающая и объясняющая реальные нравы), но и критически-поучительная, - или ценностно-ориентированная, если использовать позднейшую терминологию; при этом использовались оценочные дихотомии типа "хорошее - дурное", "добродетельное - порочное", "справедливое - несправедливое" и пр. Собственно, и "мораль" изначально ассоциировалась с нормами, оценками, принципами, максимами, выражаемыми в указанных понятиях; однако если для "морали" эти специфические нормы, идеалы и пр., сформировавшиеся в структуре этоса и регулирующие в определенной мере человеческое поведение, составляли само ее тело, то "этика" сложилась именно как особая философская дисциплина, как практическая философия, она оперировала нормами и идеалами, выстраивала из них системы или кодексы, основанные на немногих общих принципах или источниках, и провозглашала эти системы в качестве различных, конкурирующих друг с другом жизненных программ.

Таким образом, первое (по времени и по существу) размежевание понятий этики и морали было связано с различением, с одной стороны, доктринально и (или) дисциплинарно оформленных жизнеучений (получивших имя этики), а с другой - совокупности особых регулятивных норм и принципов, составляющих содержание этических учений и (или) стихийно сложившихся и функционирующих в реальных социумах (т.е. всего того, что чаще всего и обозначается словом "мораль").

Таким образом, говоря о соотношении этики и морали, мы должны предварительно уточнить понятие этики, ибо одна часть того конгломерата, который принято называть этим словом, входит в состав самой морали, другая же составляющая есть знание (или наука) о феномене морали. То обстоятельство, что исторически сложившаяся этика включает в себя указанные две части, находит выражение в современных определениях этики, фиксирующих ее двойственный статус в качестве "практической философии" и "науки о морали" (3). Такие определения, на мой взгляд, носит "аддитивный" характер, т.е. здесь суммируются несовместимые признаки, относящиеся по сути к разным дисциплинам, лишь внешним образом - в силу давней традиции - объединенным общим именем этики, но фактически поделившим ее наследство. "Практическая философия" и "наука о морали" - это не разные разделы, или стороны, или функции одной и той же "этики"; граница между ними определяется теми критериями, по которым производится демаркация двух форм сознания - соответственно ценностного и познавательного.

Имеются и другие теоретические ракурсы, в которых могут быть сопоставлены этика и мораль. Так, в англо-американской однотомной энциклопедии по этике в специальной статье, посвященной рассматриваемому вопросу, различие между этикой и моралью усматривается в том, что первая включает в себя всеобщие, фундаментальные, неизменные принципы, выражающие важнейшие ценности и убеждения личности и общества, тогда как вторая содержит более специфические и изменчивые правила, через которые реализуются эти общие принципы(4). Но если трактовка морали как выражения "высших ценностей" в социальных нормах и человеческих поступках действительно является одним из принятых способов дефинирования этого понятия, то увязывание этики именно и только с этими высшими ценностями выглядит достаточно произвольным. Очевидно, автор статьи "Ethics/morality distinction" имел в виду то обстоятельство, что классическая этика всегда отправлялась от того или иного высшего принципа, на основе которого выстраивалось соответствующее жизнеучение; однако из этого факта вовсе не следует, будто этика тождественна самим этим исходным принципам, а мораль представляет собою лишь их конкретизацию.

Более глубокая трактовка соотношения этики и морали дана в другой англоязычной энциклопедии, где также помещена статья на эту тему (6). В статье утверждается, что "этика является более широким понятием" по сравнению с моралью и "включает многое из того, чего нет в морали". В этом смысле "этика (особенно античная) образует альтернативу по отношению к морали: у нее отсутствуют характерные узкие признаки морали, хотя она все же затрагивает моральную проблематику, а именно - как мы должны жить и что должны делать".

Рациональный смысл приведенного утверждения состоит, на мой взгляд, в констатации того факта, что исторические пути этики и морали со временем разошлись: под "этикой" (если оставить в стороне ее упомянутые выше дополнительные функции описания и объяснения морального феномена) по-прежнему понимается практическая философия, жизнеучение, т.е. проповедь и защита определенных позитивных ценностей, обозначаемых словами "добро", "долг", "счастье", "любовь" и пр.; понятие же морали сузилось и специфицировалось, так что отнюдь не все "доброе" и "должное" имеет статус морально доброго и должного. Благодаря Канту было осознано отличие специфически морального "категорического" императива от императивов "гипотетических", внеморальных, которыми полна традиционная этика от античности до нашего времени. Иными словами, то или иное этическое учение по своей ценностной направленности может и не быть моральным, в нем могут быть декларированы какие-либо внеморальные ценности, в том числе и те, которые противоречат общепринятым моральным нормам. Другое дело, что такая возможность никогда не реализовалась в чистом виде, и даже гедонико-эвдемонистические жизненные программы и ницшеанские инвективы в адрес общечеловеческой морали сопровождались явно выраженными или - чаще - неявными обоснованиями и оправданиями с позиций все тех же универсальных моральных ценностей.

Безусловно, уже античные мыслители, как явствует из дошедших до нас текстов, замечали особое положение тех ценностей, которые мы сейчас называем "моральными", среди прочих ценностных установок, однако этот особый статус не был концептуально и терминологически оформлен, границы между собственно моральными (в более позднем понимании этого слова) и иными ценностями были размытыми и легко нарушаемыми. Поэтому ценностный спектр этических учений всегда был (и остается поныне) гораздо более богатым и разнообразным, нежели действительные расхождения философов в их моральных позициях (особенно если иметь в виду расхождения не в конкретных моральных оценках и нормах, а в трактовке общих принципов морали).

Сохранившаяся в современном языке философии и науки чрезмерная содержательная близость понятий "этика" и "мораль", проявляющаяся, в частности, в том, что "этика" почти всегда определяется через "мораль", приводит, с одной стороны, к неоправданному сужению предмета этики, а с другой - к столь же неоправданной расширительной трактовке морали, к размыванию ее специфики.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной

4Глава I

и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции . Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность .

1. Мораль, ее функции и структура5

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения" .

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали . О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются

6Глава I . Мораль и этика: основные понятия

оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, при-

1. Мораль, ее функции и структура7

вычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных

8Глава I . Мораль и этика: основные понятия

ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724–1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

2. Мораль и право9

2. Мораль и право

Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ . Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем" .

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений

10Глава I . Мораль и этика: основные понятия

и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства" . Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

Мораль и право – составные части духовной культуры человечества.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулированияправовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

3. Этика – учение о морали11

3. Этика – учение о морали

Если термин "мораль" латинского происхождения, то "этика" происходит от древнегреческого слова "этос" – местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным "этический" класс человеческих добродетелей – добродетелей характера в отличие от добродетелей разума – дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков.

В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании "нового человека" – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

12Глава I . Мораль и этика: основные понятия

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.