Учебно-методический материал (группа) на тему: Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация подвижных игр на прогулке. Варьирование и усложнение подвижных игр. История подвижных игр

Учебно-методический материал (группа) на тему: Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация подвижных игр на прогулке. Варьирование и усложнение подвижных игр. История подвижных игр

Видеть красивого, умного и здорового ребенка – желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его будущее. Современные дети в своем большинстве испытывают двигательный дефицит. Они, как правило, большую часть времени проводят у телевизора или монитора компьютера. При этом снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития; нарушения быстроты, ловкости, координации движений; гибкости и силы.

Подвижная игра имеет большое значение в жизни детей и рассматривается педагогами как важнейший элемент воспитания и физического развития. В игре ребенок осмысливает и познает окружающий мир, у него развивается интеллект, фантазия, воображение, речь, формируются социальные качества. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость.

Исходя из этого, цель работы – привить детям интерес и любовь к подвижным играм, чтобы закрепить двигательные навыки и укрепить здоровье детей.

Для реализации этой цели определены следующие задачи:

  1. Закрепить навыки основных движений посредством подвижных игр с правилами.
  2. Вызвать интерес к подвижным играм, научить самостоятельно их использовать.
  3. Создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
  4. Повысить уровень своих знаний о подвижных играх с правилами и методике их проведения.

1. Влияние подвижных игры с правилами на гармоничное развитие детей.

Игра – основной вид деятельности дошкольников

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.

При организации подвижных игр у детей вырабатываются правильные элементарные представления об окружающем мире, закладываются основы последующего формирования мировоззрения, воспитываются трудолюбие, формируются коммуникативные качества, умение играть и работать в команде, сообща, развивается любовь к родному краю и своей Родине. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в подвижной игре ту или иную роль, ребенок должен перевести свое представление в игровое действие. Иногда представление ребенка оказывается недостаточным, возникает потребность в пополнении его знаний, он задает вопросы педагогу. Отвечая на них, педагог прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить договоренность и взаимопонимание. Таким образом, игра не только закрепляет уже имеющиеся знания и представления детей, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством педагога овладевают новыми знаниями.

Педагог использует игру как средство физического воспитания. Двигательная активность во время игры способствует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты.

Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. Радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме, повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата.

При знакомстве с играми у детей формируются знания и умения, развиваются их умственные способности, художественный вкус, нравственные качества.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко и т.п. Выполнение несложных правил организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу.

П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия, с более, повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т.д.

Классификация подвижных игр с правилами

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил. Наиболее значимой для развития моторики является классификация, в основу которой положены особенности содержания подвижных игр.

Можно выделить следующие виды подвижных игр с правилами:

  1. Сюжетные игры

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей.

  1. Игры без сюжета

Эти игры очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Это игры типа разнообразных ловишек – основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей.

Для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах педагог объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших – перед ее началом.

Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке, проводятся во всех режимных моментах, входят в состав физкультурных занятий.

Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, педагог учитывает соответствие требуемого ею характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя требуемые игровые движения, не допуская излишней двигательной активности, которая может вызвать их утомление.

2. Использование подвижных игр с правилами в детском саду.

Подвижные игры с правилами включаются в различные формы работы по физическому воспитанию: во время проведения физкультурных занятий (в физкультурном зале и на воздухе), утренней гимнастики, праздников и развлечений, на прогулке, во всех режимных моментах.

Во второй младшей группе подвижная игра отличается несложным сюжетом и простыми правилами. Существенным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение педагога. Оно дается эмоционально, выразительно, с использованием образного сюжетного рассказа. Педагог играет вместе с детьми, выполняет одновременно главную и второстепенную роль. При выполнении детьми игровых движений, педагог объясняет и показывает их.

В средней группе немалое место занимают игры, в которых действия персонажей соответствуют реальной действительности. Педагог сообщает детям название игры, излагает ее содержание, уточняет правила, подчеркивает особенности и смысл действий каждого персонажа. В игре педагог действует наравне с другими игроками, оценивает правильность и точность выполнения движений, регулирует физическую нагрузку.

В старшей и подготовительной группах увеличивается количество игр без сюжета. Однако часто используются и игры сюжетного характера, т.к. сюжет захватывает внимание ребенка, в них ярче проявляются эмоции. Перед детьми ставится задача быстро реагировать на изменение игровой ситуации, действовать в соответствии с интересами команды. При объяснении игры педагог раскрывает ее содержание от начала и до конца, с помощью вопросов уточняет правила, закрепляет знания стихотворных текстов.

В зависимости от характера игры, игровых действий, желания детей, степени их подготовленности, подвижная игра организуется со всей группой или подгруппами.

Использование атрибутов всегда радует детей больше, чем игра без атрибутов, вызывает у детей больший азарт к игре, большее желание играть.

Проводя игру, нужно, чтобы каждый ребенок побыл в роли ведущего или водящего для того, чтобы у детей не возникло чувства разочарования. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и интересы детей: помочь неавторитетным, робким детям укрепить свой авторитет, неактивным – проявить в игре активность, недисциплинированным – стать организованными, необщительным – быть коммуникабельными, сдружиться с другими детьми.

Для детей активных, подвижных, склонных к перевозбуждению подходят игры со сложными действиями, например «Полоса препятствий», «Цветные автомобили» или простые игры, в которых от точности и аккуратности зависит результативность игры – «Точный удар», «В руке ложка – в ложке картошка». При проведении игры необходимо привлечь внимание к ее содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делать краткие указания, поддерживать положительное эмоциональное настроение и взаимоотношение играющих.

Для детей осторожных и робких будут интересны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости «Коршун и наседка», от концентрации внимания «Ястреб и утки». Часто дети этого типа бывают психологически не готовы к выполнению ведущих ролей, стесняются, не решаются начать игру. Тем не менее, при постепенном включении в игру во второстепенных ролях, при проявлении двигательной активности в игре, а так же, получив одобрение педагога, в дальнейшем хорошо справляются с главными ролями.

Для пассивных детей можно выбрать игры, не требующие сложных действий, особой ловкости и быстроты движений «Не отдам!».

В таблице 1 приведены примеры подвижных игр с правилами для всех возрастных групп с учетом основных движений.

Таблица 1

Основное движение Названия подвижных игр по возрастным группам
2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Бег «Огуречик»,

«Куры в огороде»,

«Найди свой домик»,

«Карусель»,

«Мыши и кот».

«Догони голубя», «Цветные автомобили», «Найди себе пару»,

«Мы веселые ребята», «Совушка», «Один-двое», «Поезд».

«Горелки с платком», «Физкульт-ура!»,

«Найди свое место», «Лошадки», «Караси и щука», «Ястреб и утки», «Перемени предмет».

«Уголки»,

«В руке ложка-в ложке картошка»,

«Салки со скакалкой», «Полоса препятствий»,

«Коршун и наседка»,

«Будь внимателен»,

«Салки-не попади в болото».

Прыжки «Прыгай-хлопай!»,

«Не отдам!»,

«Не замочи ног»,

«Лягушки».

«Кони»,

«Вороны»,

«Достань до мяча»,

«Прыгни-повернись».

«Прыгуны»,

«Кто скорее по дорожке»,

«Лягушки в болоте»,

«Положи скорее камешки».

«Сильный удар»,

«Пингвины с мячом»,

«Загони льдинку»,

«Волк во рву»,

«Прыжковая эстафета».

Катание, бросание и ловля, метание «Мяч в кругу»,

«Попади в воротики»,

«Сбей кеглю»,

«Шарики и столбики»,

«Лови-бросай»,

«Скользкая цель».

«Шмель»,

«Сбей городок»,

«Мяч сквозь обруч»,

«Ловкая пара»,

«Кати в цель», «Подвижная мешень».

«Точный удар»,

«Сбей обруч»,

«Защита крепости»,

«Выстрел в небо»,

«Мишень-корзинка»,

«Волейбол с воздушными шарами».

Ползание и лазанье «Котята и ребята»,

«Проползи по мостику»,

«Не задень»,

«Крутая горка».

«Проползи в тоннель»,

«Не опоздай!»,

«Кролики»,

«Перелет птиц».

«С мячом под дугой»,

«Медведи и пчелы»,

«Пожарные на учении»,

«Кто скорее».

«Веселые соревнования»,

«Проползи-не урони»,

«Смелые верхолазы».

Во время объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, которая будет способствовать активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ.

При объяснении игры без сюжета раскрывается последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указывается местоположения играющих и игровых атрибутов.

В конце игры обязательно проводится анализ. Положительно оцениваются поступки детей, проявивших ловкость, выносливость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Также необходимо дать положительную оценку тем, кто правильно и точно выполнял движения, не нарушая правила игры.

Решить вопросы гармоничного, всестороннего развития детей, вырастить их здоровыми возможно только совместными усилиями педагогов и родителей. В связи с этим ведется активная работа в этом направлении: оформление папок-передвижек в родительский уголок «Русские народные подвижные игры», «Играем вместе. Подвижные игры для общения и сближения» и т.д. Проведение консультаций «Создание условий в семье для развития игровой деятельности», «Подвижные игры как средство снижения агрессивного поведения у детей», «Значение подвижной игры в жизни ребенка».

Заключение

Подвижные игры в детском саду – важнейший элемент воспитания и развития ребенка. В игре ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их взаимоотношения, познает окружающий мир. Педагог, организуя подвижную игру, воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником, ребенок сталкивается с необходимостью подчиняться правилам, согласовывать свои действия с другими детьми. Игра помогает преодолеть робость, застенчивость, подчинение правилам воспитывает у детей организованность, умение управлять своими движениями.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения педагога с детьми. Педагог рассказывает, объясняет им содержание игр, их правила. Дети запоминают новые слова, следовательно, обогащается словарный запас.

Именно игры формируют характер, развивают умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении игровых упражнений способствует улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. Игра доставляет ребенку истинную радость, которая глубоко проникает в его душу.

Таким образом, грамотная организация педагогом подвижных игр в ДОО помогает снизить заболеваемость детей, повысить их физическую подготовку, психологическое состояние.

Список литературы:

1. Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/ Агапова И.А., Давыдова М.А. – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.

2. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет. Система работы Вавилова/ Е. Н. - М.: Скрипторий, 2008. - 160 с.

3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/ Вареник Е.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

4. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / Доронина М.А. // Дошкольная педагогика. – 2007. – №4. – С.10-14.

5. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / Емельянова М.Н. // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С.29-33.

6. Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные /Сост. Мудрова А.Ю.- М.: Центрполиграф, 2011.- 220 с.

7. Кузнецов В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.

8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / Рунова М.А. – М.: Мозаика-синтез, 2009. – 212 с.

9. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр: пособие для педагогов дошкольных учреждений - Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.

Приложение

Примерные подвижные игры с правилами

Основное движение – бег

Подвижная игра «Догони голубя»

Средняя группа

У водящего голубь или стрела из бумаги (лист размером 15 на 20 см). Играющие становятся за линию впереди водящего. Он командует: «Марш!»- и бросает стрелу вперед. Дети бегут и стараются поймать ее.

Правила: не оглядываться назад, бежать по сигналу; поймавший стрелу становится водящим.

Основное движение – прыжки

Подвижная игра «Пингвины с мячом»

Подготовительная группа

Дети стоят в 4-5 звеньев. Напротив каждого звена (на расстоянии 4-5 м) ориентир – высокий кубик, палочка. Первые в звеньях получают мячи. Зажав их между коленями, прыгают к предмету, берут мяч и, обежав ориентир, возвращаются каждый к своему звену и передают мяч следующему. Когда все прибегут, прыгают другие 4-5 детей.

Правила: прыгать, не теряя мяча; потерявший должен снова зажать мяч ногами и начинать прыжки с того места, где был потерян мяч.

Усложнение: прыгать с мячом до ориентира и обратно; играть командой – выигрывает та, игроки которой быстрее сумели закончить дистанцию.

Основное движение - метание

Подвижная игра «Попади в круг»

Вторая младшая группа

Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга диаметром 1-1,5 м. В руках у детей мешочки с песком. По сигналу воспитателя они бросают мешочки в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.

Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться попасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.

Основное движение – лазанье

Подвижная игра «Медведи и пчелы»

Старшая группа

Гимнастическая стенка или вышка – улей, на противоположно стороне – луг, в стороне – берлога. Несколько детей – медведи, они в берлоге. Остальные дети – пчелы – влезают на стенку. По сигналу пчелы вылетают (слезают) и летят на луг. Медведи в это время выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку). На сигнал «медведи» пчелы летят в улей, а медведи за это время должны убежать в берлогу. Не успевших вовремя слезть пчелы жалят – дотрагиваются рукой. После двух повторений дети меняются ролями. Участвует в игре столько ребят, чтобы они все свободно размещались на лестнице.

Правила: слезать с лестницы до конца, спрыгивать нельзя; пчелы жалят тех, кто находится на лестнице, слегка дотрагиваясь до них рукой.

Конспект.

Организация и проведение подвижных игр в разных видах деятельности.

Методика организация и проведения подвижных игр в детском саду.

Цель подвижных игр.

Ни для кого не секрет, что хорошее настроение способствует более полноценному развитию и функционированию всего организма, в том числе и развивающегося растущего ребенка. Активное движение позволяет малышу расходовать свою неограниченную энергию, приобретать необходимые двигательные навыки.

Цель подвижных игр - это: Давать выход запасам энергии ребенка. Развитие координации движений. Повысить положительный настрой и укрепить психо0эмоциональное здоровье. Развитие навыков общения. Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Развивать быстроту реакции. Игры подвижные: методика Любая игра направлена на решение задач по развитию и оздоровлению детей. Основными задачами игр, в том числе и подвижных игр на свежем воздухе являются. Образовательные. Эта цель достигается созданием процесса.

Задачи подвижных игр Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях. Развитие креативных возможностей и физических качеств. Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Для успеха игры необходимо учитывать Сложность движений и целесообразность их сочетания с учетом подготовленности детей. Соответствие содержания игр и упражнений погоде и времени года. Использование разных приемов выбора детей на ведущие роли. Вариативность подвижных игр с целью развития креативности и положительной мотивации к самовыражению в движении. Классификация подвижных игр Сюжетные Бессюжетные Игры –забавы Спортивные игры Подбор и описание подвижных игр Игры малой подвижности Такие игры рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п.) .

« Совушка, сова»

Дети изображают маленьких птичек, один из детей "сова". Водящий произносит: "утро, день, вечер, ночь!" "Птички" летают, клюют зернышки, чирикают и т.д. Со словами "ночь" все замирают, вылетает "сова", которая до этого спала в своем гнезде. Тех ребят, которые издавали звуки и шевелились "сова" забирает в свое гнездо.

«Фигуры»

По сигналу водащего дети идут по кругу или по площадке. По второму сигналу останавливаются и принимают позу, заранее оговаривариваемую. Шевелиться нельзя. Водящий ходит и выбирает фигуру и меняется с ним местами. Обязательно надо спросить, кого игрок хотел изобразить.

«Море волнуется»

По считалке выбирают водящего. Водящий произносит слова: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура......... на месте замри", Ребята замирают в позах, соответствующих той фигуре, которую попросил водящий, например, лыжник. Водящий, прохаживаясь между играющими, выбирает понравившуюся ему фигуру. Этот ребенок и будет следующим водящим.

Вариант игры.

Дети сидят полукругом или в кругу.

По команде:

"Море спокойно" - все замирают.

"Море волнуется" - поднимают руки и колышут ими.

"На море буря" - разбегаются.

"Море спокойно" - стараются сесть на свое место.

Игры средней подвижности Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению.

Игра "Попади в шар"

Задачи:

Оборудование: игровое поле, биток, шары большого размера.

Правила игры.

В игре могут принимать участие более 2 человек. Дети по очереди прокатывают биток таким образом, чтобы выбить шар из игрового поля без использования кия.

Усложнение. Дети выбивают шар в определенный сектор или на определенное поле, набирая наибольшее количество очков.

Игра "Очки"

Задачи: Учиться рассчитывать нужную силу удара. Развивать меткость, глазомер.

Оборудование: игровое поле, биток, шары маленького размера.

Правила игры. Одним ударом битка разбить все шары из центра по всему игровому полю. После их остановки подсчитать количество очков. Выигрывает ребенок, набравший наибольшее количество очков. За шары, скатившиеся с игрового поля, засчитываются как 0 очков.

Игра "Выбей шар"

Задачи: Учиться рассчитывать нужную силу удара. Развивать меткость, глазомер.

Оборудование: игровое поле, биток, шары маленького размера от 2 до 6 поровну на каждого участника.

Правила игры.

В этой игре могут участвовать 2 или 4 человека. Каждый игрок на своем секторе размещает по несколько шаров. Биток прокатывают по очереди все игроки, стараясь выбить из сектора соперника как можно больше шаров. Выигрывает игрок, первый выбивший все шары соперника.

Игры большой подвижности

Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению
У медведя во бору

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

(Варианты: Медведь не спит

И на нас рычит!

или: Медведь простыл,

На печи застыл!)

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".

Раздувайся пузырь

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Можно играть вдвоем, втроем или с большим количеством людей. Беремся за руки, образуя круг. Сначала, стоим как можно ближе друг к другу, а затем расходимся, расширяя круг, и говорим: «Раздувайся пузырь (или шарик), только смотри, не лопни. Раздувайся, только не лопни…не лопни...». Расходимся так, на сколько позволяют руки, и затем «разрываем» пузырь: «Бах! Лопнул пузырь!»

В качестве одного «человека» в эту игру можно взять куклу или мишку.

Если ребенок не знает, что такое пузырь или шарик, целесообразно сначала показать ему, надув мыльный пузырь или воздушный шарик. Тогда игра приобретет смысл.

В кладовой завелись мыши

Дети изображают мышей. Мышки сидят на стульчиках или скамьях по одну сторону площадки. Каждая в своей норке. На противоположной стороне площадке натянута верёвка на высоте 50-40 см. Это лаз в кладовую. Сбоку от играющих сидит кошка-воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую, нагибаются и подлезают под верёвку. В кладовой мышки садятся на корточки и грызут сухари. Кошка внезапно просыпается и бежит гонять мышей. Мышки убегают и прячутся в своих норках. Кошка, разогнав всех мышей ложиться подремать на солнышке. Игра продолжается.

Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах 2-ая младшая группа Организация игр с более сложными правилами Рекомендуются игры с текстом Педагог играет вместе с детьми Использование атрибутов Средняя группа Усложнение условий игры Педагог распределяет роли среди детей Поручается роль ведущего детям Используется образный рассказ Старшая группа Использование более сложных движений Перед детьми ставится задача реагировать на сигнал Использование игр с элементами соревнования, вводятся соревнования по звеньям Под руководством педагога выбирают водящего в игре Подготовительная к школе группа Педагог обращает внимание на качество движений Ставятся задачи для самостоятельного решения На примере одной игры, педагог предлагает детям придумать варианты усложнения правил Самостоятельно выбирают водящего считалочкой Использование спортивных игр, эстафет Структура проведения подвижных игр Сбор детей на игру Создание интереса к игре Организация играющих, объяснение игры Определение ведущего Проведение игры Окончание игры и подведение итогов

Сюжетные игры

Тема: «Семья»

Программное содержание:

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.

Развивать интерес к игре.

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Оборудование. Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.

Предварительная работа.

Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».

Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.

Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка».

Сюжетно – ролевые игры; «Угощение», «Детский сад», «Стройка», «Маленькие помощники, «Дочки – матери».

Игровые роли:

1 семья: мама, папа, бабушка, старшая дочка, младшая дочка.

2 семья: мама, папа, дочка, кукла – младенец.

Примерный ход игры.

Организационный момент. Дети входят в группу, встают перед воспитателем.

Ребята, недавно мы с вами беседовали о семье, рассматривали иллюстрации, фотографии. Скажите. А что такое семья? (Ответы детей). Расскажите о своей семье: сколько человек в ней живёт, кто, чем занимается (Дети по желанию высказываются).

А вы хотите поиграть в игру «Семья» (Да). Чтобы у нас получилась интересная игра – нужно сначала решить: «Сколько семей у нас будет?», «Сколько членов семьи в них будет?», «Что будут делать члены семьи?», «Кто какие роли будет играть».

Распределение ролей, развитие сюжета.

Ребята, посмотрите (Жест на игровые уголки), здесь два дома, значит у нас будет…. Сколько семей? (Две).

В первой семье у нас будут: мама, папа, бабушка, старшая и младшая дочки. Что будет делать мама? (Ответы детей). А давайте мама будет работать в детском саду – воспитателем. Кто будет мамой – воспитателем? Что ты будешь делать на работе? (Ответ ребёнка). Что будет делать папа? (Ответы детей). Папа будет работать на стройке. Кто будет играть роль папы? Кем ты будешь работать? (Ребёнок выбирает роль папы – строителя или водителя). Что делает бабушка? (Ответы детей). Я буду бабушкой, и буду помогать всем вам. А что будут делать дети? (Ответы детей). Кто будет детьми?

Во второй семье у нас тоже будет: мама, папа, дочка и маленький сынок – кукла Андрюшка. Кто будет мамой? Папой? Дочкой? Что они будут делать? (Ответы детей).

Где будет жить первая семья? Где вторая? (Дети решают, выбирают себе дом).

Хорошо. Если здесь будут наши дома, то где у нас будет стройка, на которой работают папы? Где у нас будет «детский сад»? (Дети выбирают места).

Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Мамы и папы, взяли своих детей и разошлись по домам. (Играющие расходятся по своим домам и изображают, как они спят (ночь) .

Педагог в роли бабушки начинает игру.

Итог игры.

Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам!

Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Цели: Ознакомление детей с деятельностью медицинского персонала; закрепление названий медицинских инструментов. Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей реализации игрового замысла; использование в игре предметов – заместителей. Воспитание уважения к профессии врача. Взаимодействие в игре друг с другом. Развивать умение брать на себя роль.

Материал и оборудование : Игровой набор «Кукольный доктор», игрушки – зверюшки, скамеечка для машины «скорой помощи», куклы, посуда чайная для кафе, халат и шапочка для врача, шапочки с красным крестом для медицинского персонала, две игрушечных машины.

Игровые роли . Врач в поликлинике, врач скорой помощи, медицинская сестра, санитары, шофёр, работник аптеки, работник кафе, работник зоопарка.

Ход игры

Игровая мотивация . Дети, посмотрите, какую современную поликлинику нам построили. Вот здесь расположен кабинет врача для приёма больных, а это процедурный кабинет для лечения больных. Здесь лечит больных медицинская сестра. А здесь находится пункт скорой помощи, здесь принимают вызов от больных. На машине скорой помощи врач выезжает на вызов больного для оказания медицинской помощи. А вот это «Аптека». Здесь больные могут купить необходимые лекарства. А это «Кафе». В ожидании своей очереди, больные могут попить горячий кофе и чай, съесть горячие пирожки. Дети, сегодня отдел кадров ведёт приём на работу в поликлинике. Среди вас есть желающие работать в поликлинике? (ответы). Тогда подходите ко мне, я буду принимать на работу всех желающих.

Дети подходят к воспитателю. Воспитатель спрашивает, кем ребёнок хотел бы работать в поликлинике? Если роль уже отдана другому ребёнку, воспитатель предлагает другую. Важно, чтобы в ходе игры, дети менялись ролями.

Дети, занимайте свои рабочие места. (Обращается к ребёнку, получившего роль врача) . Карина, разреши мне, пожалуйста, побыть немного врачом, а ты побудешь моим помощником? (Карина соглашается). Дети занимают свои игровые места, одевают халат и шапочки. Подходят первые больные с куклами.

Воспитатель . Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста, вот на этот стул. Расскажите, что у вас болит? (Ребёнок рассказывает, что кукла Катя простудилась, у неё высокая температура и кашель.). Давайте поставим под мышку термометр и измерим температуру. (Ставит термометр). У кати температура 39 градусов – это высокая температура. Давайте посмотрим горлышко. (Смотрит шпателем горлышко). Горлышко красное. Нужно послушать дыхание у Кати. (Слушает дыхание). Есть хрипы. Я выпишу вам рецепт, вы купите а аптеке таблетки от кашля и будете принимать три раза в день, лекарство для уколов от температуры, витамины и обязательно горячий чай с малиновым вареньем, и постельный режим. Уколы вам сделает медицинская сестра в процедурном кабинете.

Больной с куклой уходит в аптеку, покупает лекарство и идёт в процедурный кабинет, где медицинская сестра принимает больных, ставит уколы. Воспитатель говорит, что у него закончился рабочий день и уходит. Место врача занимает другой ребёнок. Принимает больных.

В скорую помощь звенит звонок из зоопарка. Врач скорой помощи берёт трубку и слушает. Работник зоопарка говорит, что медвежонок играл, бегал и упал, теперь лежит и не встаёт. У него наверное сломана нога. Нужна медицинская помощь. Врач скорой помощи выслушивает по телефону, затем берёт чемодан с медицинскими принадлежностями и на машине отправляется с санитаром в зоопарк. В зоопарке осматривает ногу медвежонка, накладывает лангету на ногу и говорит, что нужно делать срочно рентгеновский снимок. Работник зоопарка с санитаром кладут медвежонка на носилки и увозят медвежонка в больницу. В больнице делают рентгеновский снимок. У медвежонка перелом. Накладывают гипсовую повязку и отвозят обратно в зоопарк. Укладывают медвежонка в постель и дают ему мёда.

Игра продолжается. Больные приходят на приём к врачу. Покупают в аптеке лекарства. Медицинская сестра делает уколы. Больные в кафе пьют чай с малиновым вареньем и горячими пирожками. Укладывают больных кукол в постель, дают таблетки.

Воспитатель по ходу игры наблюдает, незаметно подсказывает, направляет. Когда куклы уложены в постель, говорит, что рабочий день закончился.

Бессюжетные игры
Догоните меня

Описание . Дети сидят на стульях или на скамейках по одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: "Убегайте, убегайте, догоню!" Дети бегом возвращаются на свои места.

Указания к проведению . Вначале игру целесообразно проводить с небольшой группой детей (4-6), затем количество играющих увеличивается до 10-12 человек. Воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей: им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми, так как они могут натолкнуться на стулья. Сначала бег проводится только в одном направлении. Когда малыши подбегут к воспитателю, их надо приласкать, похвалить, что они умеют быстро бегать. При повторении игры воспитатель может менять направления, убегая от детей. Упрощенным вариантом этой игры является игра "Бегите ко мне", тогда дети бегают только в одном направлении, до воспитателя, и возвращаются обратно на свои места.

Ак суйек

Участники игры становятся в шеренгу. Ведущий берет белую кость (можно использовать резиновый мяч, деревянный ключ, резные палочки и т. д.) и напевает: Белая кость - знак счастья, ключ, Лети до луны, До белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, Кто тебя в миг найдет!

После чего ведущий бросает кость за шеренгу играющих. В этот момент никто не должен оглядываться назад, чтобы не видеть, в какую сторону летит кость. Когда кость упадет, ведущий объявляет: Ищите кость - Найдете счастье скорей! А найдет его тот, Кто быстрей и ловчей!

Игры – забавы

Тушки-тутушки».

Высоко поднимая ребенка на руках или на коленках, взрослый припевает:

Тушки - тутушки,

С творогом ватрушки.

Пшеничный пирожок

Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!

Дружок!

Наверняка вашему малышу понравится игра «Кулачки». Кулачками или суставами согнутых пальчиков ребенка взрослый выстукивает по крышке стола в такт стишков:

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки,

Застучали молотки,

Заиграли кулачки,

Тук-ток, тук-ток,

Нашей Леночке - годок!

(Нашему Мишеньке - годок!)

Еще одна несложная игра для маленьких детей - «Курочка кудахчет». Ребенок сидит на коленях взрослого. Пальчиком одной ручки ребенка взрослый легонько тычет в ладошку его другой руки и напевает:

Курочка кудахчет,

Дочку носом тычет:

Ай, куда, куда, куда,

Ай, подай ее сюда!

Хорошо известную всем игру «По узенькой дорожке» можно разнообразить следующими вариантами.

«Прокачусь по льду».

Малыш сидит на коленях у взрослого. Колени плотно прижаты друг к другу. Взрослый то поднимает свои ноги «на носки», то опускает «на пятки». Ребенок, таким образом, подпрыгивает. Взрослый напевает:

Прокачусь-ка я по льду,

Ни за что не упаду!

Затем немного раздвигает колени, поддерживая ребенка, и добавляет:

Хлоп! - на лед!

Ах, не везет!

Еще один вариант этой игры - «Рыжая лисица»:

Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла,

И в ямку бух!

Орамал

Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, тот - следующему и т. д. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, прочитать стихотворение и т. д. После этого он становится водящим.

Учёт индивидуальных особенностей детей

В каждой возрастной группе есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в неё и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определённого сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей.

С детьми этой группы можно организовать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия («Черепаха-путешественница») либо совершать простые действия, от точности и аккуратности выполнения которых будет зависеть результат игры («Водонос», «Городки»). При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряжённо, без интереса наблюдают за действиями сверстников. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребёнка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя.

Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости («Городки», «Рыбак и рыбки»), от внимания («Водяной»).

Чтобы заинтересовать детей, вместо дежурных слов «А сейчас мы будем играть в...» можно «нарисовать» яркую картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на самолюбии детей, выразив сомнение в их силе и ловкости (но в конце игры не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив смелость, быстроту и точность движений каждого ребёнка).

В результате детское самоощущение проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь»; «Я попробую - вдруг получится»; «У меня получилось! Я хочу попробовать ещё раз»; «Меня похвалил воспитатель, значит, у меня действительно хорошо получилось»; «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю»; «Я выиграл, значит, я многое могу! У меня всё получится!».

Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторении игры они из-за страха перед своей неумелостью не справляются с заданием.

Такие дети нуждаются в личном контакте со взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Для нормального психического и личностного развития этих детей их необходимо сначала включать в игры с двумя-тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников поактивнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.

Как правило, у таких детей занижена самооценка и педагогу потребуется больше времени, чтобы ребёнок в своём самоощущении перешёл от мысли «Я хочу, но боюсь к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится!».

Игры «Белочка с орехами», «Каракатица» «Городки» - наиболее подходящие для дошкольников данной группы, так как они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости.

Беседа о восприятии победы и поражения

В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. При этом, с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой - «лучше, чем все». Стремление «быть» как развитие детей, потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании выиграть.

В своём стремлении выиграть дети могут столкнуться с трудностями и неудачами. Это приведёт к разочарованию, вызовет отрицательные эмоции. Поэтому целесообразно провести с дошкольниками несколько бесед на тему «Сегодня - побеждённый, завтра - победитель». Цель таких бесед - подвести детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые, прежде чем прославиться, испытали горечь поражений.

Создание ситуации успеха

Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

Успехи дошкольников в подвижных играх имеют для них большое значение, что подтверждают многие педагоги. «Успех окрыляет ребёнка, способствует выработке у него инициативы... обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы» (Ю.Е. Лукоянов).

Поэтапный переход к подвижным играм, где важен индивидуальный результат

Цель первого этапа - мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепление желания участвовать в ней. Достижению этой цели будут способствовать такие игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки».

Цель второго этапа - функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений. Очень важно вначале предлагать детям знакомые («Рыбак и рыбки», «Городки») или новые, но простые подвижные игры либо организовывать командные соревнования (игры типа «Водонос»), в которых поражение не воспринимается как личная неудача.

Цель третьего этапа - соревновательная: ребёнок должен добиться положительных результатов. После того как многие дети почувствуют, что если сосредоточиться и постараться, то можно выиграть, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе, либо подбирать игры, требующие высокой точности движений, большей гибкости, ловкости, сообразительности. Чем сложнее игра, тем больше радости приносит победа в честной борьбе.

Различные игры могут стать частью командных или индивидуальных соревнований. Например, комбинация игр «Водяной» и «Водонос» составит этапы «Водяной эстафеты», а игры «Белочка с орехами» (прыжки с мячом), «Городки» (метание), «Каракатица» (бег на четвереньках) и «Черепаха-путешественница» (координация движений) войдут в «Весёлые старты».

Соблюдение правил игры

Чтобы помочь каждому ребёнку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:

каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;

желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;

ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;

при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребёнка (роль ведущего нужно заслужить);

дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;

если кому-то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине своего ухода;

все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил;

как ведущий, так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.

Оценивая вместе со взрослым действия сверстников и их ошибки в игре, ребенок не только лучше усваивает правила, но и начинает осознавать собственные просчеты. Играя по-честному, то есть по правилам, дети завоёвывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Педагогически грамотное распределение ролей

Один из ответственных моментов в детских играх - распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, то есть командные роли. Игровая практика накопила немало демократических примеров распределения ролей, таких, как жеребьёвка, считалки, бросание кубика с цифрами и т.п.

Что важно для педагога при распределении ролей?

  • - Помочь неавторитетным укрепить свой авторитет; неактивным - проявить активность; недисциплинированным - стать организованными; новичкам или детям, сторонящимся коллектива сверстников, - сдружиться со всеми.
  • - Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.
  • - Предусмотреть активное участие детей в игре: ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать.
  • - Не использовать в игре отрицательные роли.

Оборудование и оснащение игровой площадки

Место для игры должно соответствовать её содержанию, количеству играющих и быть безопасным для детей.

В подвижной игре, как и в большом спорте, результат иногда зависит не только от собственных усилий, но и от внешних факторов: случайных обстоятельств, погодных условий. Если ребёнок старается выиграть и чувствует, что у него для этого есть все шансы, то проигрыш из-за вмешательства посторонних людей, луж, ямок и других помех воспринимается им как трагедия и может нанести вред его эмоциональному состоянию. Отсюда вытекает педагогическое требование: чем значимее для ребёнка победа в эстафете или любой игре, где в конце определяются победители, тем тщательнее следует продумать условия для проведения игры и подобрать спортивный инвентарь.

Сам педагог не должен прерывать детей во время игры без серьёзной на то причины.

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. Всё дело в знании методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности воспитателя в развитии у дошкольников социально значимых качеств: смелости, уверенности, смекалки, взаимовыручки, самоконтроля и адекватной самооценки, умения переживать поражение и добиваться победы.

Перечисленные качества помогут ребёнку комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и в новом школьном коллективе, где на первое место выйдет учебная деятельность, которая также требует сообразительности, уверенности в знаниях, самоконтроля, терпения, умения рисковать и преодолевать трудности.

  1. Семинар-практикум для педагогов ДОУ
  2. «Организация подвижных игр на прогулке»
  1. Цель :
  2. расширение знаний педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке.

Организатор: ст. воспитатель Андронова А.В.

  1. Программа практикума:
  1. БЛИЦ-опрос
  2. Показ подвижных игр, анализ проведения игр.
  3. Совместная работа педагогов - составление сценария физкультурного праздника.
  1. Ход проведения семинара-практикума.
  1. Сообщение ст. воспитателя на тему: Планирование и организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста на прогулке.

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней.

Задача прогулки в первую половину дня - восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.


Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры прогулки:

  • спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
  • затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
  • трудовая деятельность детей.


Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей . При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.

Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.


Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них
радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

Количество подвижных игр - от одной до трех.
При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием .
В холодное время – с бегом, метанием, прыжками .

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 3-5мин, 7-10 мин.
(в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).


Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры.

С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.


Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила,
значительнее становится роль личной инициативы.

Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.

Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей.

Игры, являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для решения поставленных лечебных задач.

Напомню, что выбор времени проведения и упражнений
на прогулке зависит от предшествующей работы в группе.


Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня , то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки , а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.


В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.


В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности (малоподвижные, средней активности, высокой двигательной активности).

В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.

Напомню, общая длительность игры составляет 3-5 мин., 7-10 минут.

Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения .

Например, для старшей группы рекомендуются спортивные упражнения и элементы спортивных игр: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки.

Спортивные игры. Спортивные игры и упражнения проводятся ежедневно во время прогулок или в спортзале.

Баскетбол. Передача и перебрасывание мяча друг другу двумя руками, бросание в корзину двумя руками из-за головы. Освоение игры по упрощенным правилам.

Футбол. Передача мяча друг другу с отбиванием его правой или левой ногой в положении стоя на месте, подбрасывание мяча ногой, попадание мяча в предметы, забивание в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.

Хоккей. Умение кататься на коньках, вести шайбу клюшкой, передавать шайбу друг другу, забивание шайбы в ворота. Освоение игры по упрощенным правилам.

Бадминтон . Умение правильно держать ракетку, производить удар по волану, перебрасывать его партнеру без сетки. Освоение игры по упрощенным правилам.

Теннис. Умение держать ракетку, попадать по мячу, перебрасывать его через сетку. Освоение игры в настольный и большой теннис по упрощенным правилам.

Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.


Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.


Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.


Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.

Не допускайте скуки и переутомления.

Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:


Пальчиковая гимнастика - рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.

  • Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
  • Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
  • Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
  • «Угадай на ощупь».
  • Рисование под проговаривание текста.
  • Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.

_______________________________________________________________________________

Следует отражать в планах разучивание новой игры. В течение года проводится примерно 35 новых игр. На неделю планируется 5 знакомых игр и 1 новая.

К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей (ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала). Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

В подвижных играх решается несколько задач :

повышение эмоционального тонуса каждого из детей,

удовлетворении потребности в разнообразных активных движениях,

уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает),

ориентировка в окружающем (побежали к песочнице, к веранде и т.д.),

умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры.

В процессе подвижной игры дети учатся диалоговой речи , когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему. В процессе подвижной игры ребенок получает удовлетворение и от дружеского общения со сверстниками и от ярких атрибутов, которые взрослый вносит в игру.

Подвижные игры на прогулке активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям специалистов или тематические. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно планировать подвижные игры по дням недели, неделям. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений

расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в

  1. основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются

самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

БЛИЦ-опрос

1.Какие из всех видов детской деятельности являются более важными?

2. Сколько подвижных игр проводится за день?

3. Основная задача подвижных игр?

4. Как, по какому принципу подбираются подвижные игры?

5. Роль подвижной игры в подготовке детей к школе?

  1. 2. «Организация подвижных игр» воспитатель Колобовникова Н.В.
  2. Значение подвижных игр.

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции

усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, а также развивают двигательные навыки и умения, развивает физические качества (быстрота, ловкость, меткость, гибкость, скоростно-силовые качества). Игра способствует выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств (выдержки, смелости, решительности, умение справляться с отрицательными эмоциями). В подвижных играх ребенку предоставляется право самому решать, как действовать в той или иной ситуации, делать свой выбор для достижения цели. Игры помогают расширять и углублять свои представления об окружающем мире, решаются задачи развития речи, математики и т. д.

  1. 2. Цель игры.

Цель игры выбирается для закрепления материала, усвоенного детьми в процессе двигательной деятельности(например: закрепить двигательное умение-метание мешочка в вертикальную цель, развивать двигательное качество-меткость, глазомер, воспитывать нравственно-волевые качества… и могут решаться задачи из других разделов.)

  1. 3. Классификация подвижных игр.

Подвижные игры делятся на 2 группы:

элементарные -сюжетные, бессюжетные, игры-забавы;

сложные - футбол, городки, волейбол и т. д.

По двигательному содержанию (доминирующее основное движение - бег, прыжки и т. д.)

По образному содержанию:

а) сюжетные - для них характерны роли с соответствующим для них двигательными действиями, отражают явления окружающей жизни, повадки животных и птиц, транспорта, действия людей). Особенно популярны в младших и средних группах.

б) бессюжетные - не имеют сюжета, образов, но схожи с сюжетным наличием правил, ролей. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требует от детей самостоятельности, быстроты и ловкости. («Ловишки», «Перебежки», «Кто дальше бросит», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс»)

По динамическим характеристикам - различают игры по степени физической нагрузки

(малой, средней и большой подвижности)

По количеству детей- в младшей группе -1роль («Кот и мыши»): в старшей группе - 3-4 роли(«Гуси-лебеди)

По количеству правил –в младшей группе - 1-2 правила; в старших группах -3-4

По наличию словесного сопровождения -стихи, песни, речитатив. («По ровненькой дорожке, «Мы, веселые ребята любим бегать… ») .Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений.

  1. 4. Вариативность усложнения игры.

1. Увеличить расстояние.

2. Изменить вид движений.

3. Изменить темп движений.

4. Увеличение числа ловишек.

5. Увеличение количества детей.

5. Усложнение правил.

6. Изменить размещение играющих.

7. Сменить сигнал к началу игры (словесный, звуковой, зрительный)

К составлению новых вариантов игры можно привлекать и самих детей.

  1. Методика проведения подвижных игр.
  1. 1. Выбор игры.

Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста.

Учитывается время года и погодные условия.

Место в режиме дня (динамичные в 1-ю половину дня, во 2-ю разные игры, но учитывать

усталость и физическую нагрузку в течении дня.

По желанию детей

По желанию именинника.

По желанию тех, кто отличился чем-то хорошим.

  1. 2. Сбор детей на игру.

Сделать разметку на игровой площадке, подготовить пособия и оборудование.

Сбор на игру 1-2мин.

Старший возраст:

Зазывалочки («Раз, два, три, играть скорей беги! »)

Загадывание загадки

Показ яркой картинки

Слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком, свисток.

Поручить отдельным детям собрать остальных, пока вращается юла

или звучит музыка

- «Играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой

Младший возраст: -пение песни, рассказывание стихотворения, демонстративно сопровождая движение «Мой веселый звонкий мяч… ».

Позвонить в колокольчик

Собрать детей с помощью показа яркой игрушки.

Одеть маску-шапочку

  1. 3. Объяснение игры.

Должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.

В млад. гр. педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры.

Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль»). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе игры. Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В старших группах дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой. Последовательность объяснения: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих, начать игровые действия.

Если игра сложная- не нужно давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры, дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении правила уточняются.

Если игра знакомая- можно привлекать самих детей к объяснению или вспомнить отдельные важные моменты.

  1. 4. Распределение ролей

Считалкой (они предупреждают конфликты)

При помощи всевозможных вертушек (юла, кегля)

По желанию

По выбору именинника

  1. 5. Руководство в ходе игры.

В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Всей игровой деятельностью руководит педагог. Он дает команды, сигнал к началу игры,

указания в ходе игры, оценивает действия и поведение детей, поощряет удачное исполнение, подсказывает, как целесообразно выполнить движение, делает замечания в доброжелательной форме, регулирует физическую нагрузку.

Игры большой подвижности повторяются 2-4 раза, более спокойные 3-5 раз. Общая продолжительность игры в младшей группе -5-7 мин., в старшей группе -до 15мин.

  1. 6. Окончание игры, подведение итогов.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание

в следующий раз добиться еще лучших результатов. В младшей группе педагог заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

В старших группах подводится итог: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявляя ловкость, быстроту, смекалку, соблюдал правила, выручал товарищей, называет тех, кто нарушал правила, анализирует, как удалось достичь успеха. К обсуждению можно привлекать детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Когда педагог хорошо знает схему организации и методику проведения подвижной игры, соблюдает ее, использует интересный речевой материал, то тогда у детей появляется интерес к играм, потребность в них. Формируются навыки самоорганизации, ответственности и дисциплины.

  1. Обмен опытом. Демонстрация перспективных планов подвижных игр для всех возрастных групп (воспитатели).

4. Показ подвижных игр для использования на прогулке.

5. Совместное составление сценария физкультурного праздника.

По окончанию семинара-практикума была проведена аналитическая беседа с участниками и после обмена мнениями были приняты решения:

  1. Оформить перспективные планы в едином стиле.
  2. Создать информационные буклеты для родителей о значении подвижных игр на свежем воздухе.
  3. Провести физкультурный праздник «Веселые старты» на улице.

Опыт работы на тему

« русские народные игры»

«Маленькие дети… играют, как птица поет». Эти слова емко и образно выделяют главное: игра – естественное состояние ребенка, его основное занятие. Принадлежат они Н.К.Крупской, взгляды которой на сущность игры легли в основу дошкольной педагогики.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны.

Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные.

Подвижные игры:

Собственно подвижные: сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Спортивные: футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, городки, хоккей.

Но я обратила внимание на то, что народные игры почти исчезли сегодня из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Что бы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так у меня возникла необходимость в создании кружка русских народных подвижных игр.

Я поставила перед собой задачи:

1.Провести анализ литературы.

2.Определить взаимосвязь физического воспитания с возможностями народных традиций.

3.Изучить имеющийся опыт.

Свою работу начала с изучения методической литературы. Наряду с изучением методических новинок изучила подвижные игры, их организацию. Моей настольной книгой стали «Русские народные подвижные игры» М.Ф.Литвиновой.

Затем была начата работа по созданию условий для проведения игр: с этой целью были переоборудованы игровые уголки в группах, продумано их эстетическое оформление, рациональность расположения игрового материала.

Впервые, изучая с детьми ту или иную игру, я рассказываю им об истории ее создания.

Выяснилось, что детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для этого я старалась побольше рассказывать о повадках животных - персонажах игр, таких, как «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк» и т. д. Воспитатели читали вслух сказки, народные потешки, вместе с детьми мастерили все необходимые атрибуты.

В старших группах, разучивая с детьми игры, рассказывала о разных народах населяющих Россию, знакомила с историей и традициями этих народов.

Народные подвижные игры выбирала в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, над которыми работала в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в соответствии с рекомендациями программы и на основе принципа сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.

Только после этого начал работу кружок «Русские народные подвижные игры». Я поставила перед собой задачу:

Вызвать у детей интерес к народным играм. Научить самостоятельно их организовывать.

Т.к. игра является основным видом деятельности детей, то при составлении плана я решила более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для детей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях я подбирала с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, метание, подлезание. Весь игровой материал старалась распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений.

В период освоения детей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве (игра «Пятнашки обыкновенные»).

В дальнейшем я старалась подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно учитывала, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.

Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, я приучаю детей действовать в соответствии с правилами игры. Выполнение этих задач, прежде всего зависит от нас, воспитателей, от того, насколько мы сумели заинтересовать детей игрой. Поэтому объяснять игру я старалась эмоционально и выразительно и принимала непосредственное участие в игре, проявляла заинтересованность действиями детей. Все это помогло активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, я не только подсказывала, как нужно двигаться, но и показывала образец правильного выполнения движений.

Так в игре « Петушиный бой» показывала, как нужно прыгать на одной ноге и толкать друг друга плечом, поощряя при этом детей, наиболее удачно выполняющих движение.

Учитывая, что двигательные возможности старших детей большие, в игре предлагала каждому поупражняться в движениях. Старалась не ограничивать пространство для движений. Не сокращать время активных действий, увеличила дозировку бега и подпрыгиваний в играх.

Дошкольники хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило меня более серьезно подходить к варьированию игр.

Для обеспечения интереса детей к подвижным играм необходимо время от времени вносить изменения в их содержание: усложнять, дополнять движения и т.д. Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Например, всем знакома игра «Хитрая лиса». А варианты у нее могут быть такие:

    Ведущий дотрагивается до 2-х или 3-х детей, которые становятся водящими.

    Вводится ограничение для лисы: салить левой рукой.

    В игру играют не дети, а разные животные: зайцы, утки, медведи и так далее, - поэтому двигаться они во время игры должны в соответствии с образами.

Интересный прием объяснения подвижной игры в виде мини - сказки мной был позаимствован у преподавателя МПГУ Э.Я.Степаненковой. Основными требованиями к таким мини - сказкам является их образность и эмоциональность, наличие конкретного содержания игры и четкого сигнала к началу действия.

Например, для игры «Совушка» сказка может быть такая.

« На лесной полянке часто собирались поиграть зверюшки: зайчата, медвежата, бельчата. Они бегали, прыгали, лазили - кто, как умел, и всем было весело. А в дупле дерева жила совушка - сова. Днем она спала, а по ночам вылетала на охоту. Увидит она, что наступила ночь, крикнет: «Ух!» - и летит за добычей. Услышат зверюшки ее уханье и скорей бегут в домики. А когда наступает утро, зверята снова прибегают на полянку поиграть».

Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей. Выделить детей на определенные роли можно различными приемами: поручить кому-то роль, выбрать считалкой и др. Чтобы дети не использовали случайно услышанные считалки с отрицательным содержанием, мы разучиваем считалки на занятии в кружке. Кроме этого используем считалки с вопросом, сговорки, жребий, угадывание. Провожу конкурс на лучшую считалку к игре. Такие конкурсы позволяют обогащать знания детей о народных играх, воспитывают вкус, фантазию, развивают чувство ритма, столь необходимое в народных подвижных играх. Был оформлен альбом с самыми любимыми и интересными считалками.

Большое внимание уделяю использованию в народных играх естественных материалов: камешков, палочек, веточек, шишек. Поощряю использование народных игр и в свободной деятельности.

Особое внимание уделяю выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Подчинение правилам воспитывает в ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности.