Указом президента российской федерации 597

Указом президента российской федерации 597

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О МЕРОПРИЯТИЯХ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;

доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;

создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;

разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;

включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;

обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;

обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;

обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;

увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;

увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Реальная заработная плата в целом по Российской Федерации в 2016 году составила 100,7% к 2015 году. Рост реальной заработной платы к 2011 году составил: в 2012 году – 1,08 раза, в 2013 году – 1,14 раза, в 2014 году – 1,15 раза, в 2015 году – 1,05 раза, в 2016 году – 1,05 раза.

В 2016 году были приняты решения, позволившие увеличить МРОТ на 25,7%. «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» с 1 июля 2016 года МРОТ повышен на 21% и установлен в размере 7500 рублей в месяц. «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» предусматривает увеличение МРОТ с 1 июля 2017 года на 4%, до 7800 рублей (около 70% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения по Российской Федерации).

В 2016 году, по данным Росстата, среднемесячная номинальная заработная плата по Российской Федерации составила 36 746 рублей и по сравнению с 2015 годом выросла на 7,8%, в том числе в области образования – на 4,3% (28 094 рубля, или 76,5% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области культуры и искусства – на 5,7% (31 079 рублей, или 84,6% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области здравоохранения – на 6,2% (30 992 рубля, или 84,3% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области предоставления социальных услуг – на 4,3% (23 955 рублей, или 65,2% к средней заработной плате по Российской Федерации), в области научных исследований и разработок – на 9,6% (64 054 рубля, или 174,3% к средней заработной плате по Российской Федерации).

Повышению номинальной заработной платы способствует осуществление мероприятий по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597, от 1 июня 2012 года №761, от 28 декабря 2012 года №1688, реализация (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р), а также отраслевых и региональных планов мероприятий («дорожных карт») по развитию отраслей социальной сферы, предусматривающих увязку оплаты труда и достижение показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

По данным федерального статистического наблюдения, в 2016 году в целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила 33 338 рублей и по сравнению с 2015 годом увеличилась на 2,1%, образовательных учреждений дошкольного образования – 27 476 рублей (+3,5%), учреждений дополнительного образования детей – 27 989 рублей (+4,3%), образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – 30 034 рубля (+1%), преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования – 29 848 рублей (+4,1%), преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования – 55 028 рублей (+8,5%), научных сотрудников – 53 836 рублей (+4%), врачей – 50 667 рублей (+5,8%), среднего медицинского персонала – 28 174 рубля (+4,3%), младшего медицинского персонала – 18 436 рублей (+9,6%), работников учреждений культуры – 27 080 рублей (+6,3%), социальных работников – 21 601 рубль (+9,3%).

В 2016 и 2017 годах Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов, ведущими профессиональными ассоциациями и крупнейшими компаниями продолжена работа по разработке профессиональных стандартов. По состоянию на 19 апреля 2017 года Минтрудом России утверждено 1004 профессиональных стандарта.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования (далее – организации социальной сферы) предусматривает оценку условий оказания услуг этими организациями. Независимость такой оценки обеспечивается участием в ней общественных советов, которые формируются из представителей всероссийских и региональных общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), представляющих интересы граждан и осуществляющих свою деятельность в соответствующих сферах независимо от государственных органов власти, самих граждан – потребителей услуг, а также обеспечением публичности результатов независимой оценки.

Общественные советы, созданные при федеральных органах исполнительной власти в социальной сфере, рассматривают на своих заседаниях вопросы проведения независимой оценки качества с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не реже одного раза в полугодие.

Результаты мониторинга, проводимого Минтрудом России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, показывают, что в регионах созданы условия для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования:

  • во всех субъектах Федерации приняты необходимые нормативные акты, созданы в установленном порядке общественные советы для проведения независимой оценки, определены руководители регионов, ответственные за координацию этой работы;
  • организации социальной сферы формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, посредством размещения её в том числе на своём официальном сайте в сети Интернет. К началу 2016 года, по информации субъектов Федерации, 86,3% организаций имели официальные сайты (в 2013 году – 71,6%), в культуре – 46,9% организаций этой сферы, в социальном обслуживании – 87,1%, в здравоохранении – 91,0%, в образовании – 99,3% организаций;
  • на официальных сайтах в сети Интернет органами государственной власти созданы разделы «Независимая оценка качества» (в социальном обслуживании – в 85 субъектах Федерации, в здравоохранении – в 84, в культуре – в 83, в образовании – в 80 регионах);
  • обеспечивается техническая возможность выражения мнения потребителей услуг о качестве услуг, в том числе на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Федерации (в социальном обслуживании – в 67 субъектах Федерации, в здравоохранении – в 84, в культуре – в 67, в образовании – в 45 регионах);
  • в субъектах Федерации устанавливается практика учёта результатов независимой оценки качества при выработке мер по совершенствованию деятельности организаций социального обслуживания.

Информация о результатах независимой оценки качества размещается на официальных сайтах органов исполнительной власти, а с 2016 года и на едином портале – официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru (далее – сайт bus.gov.ru). С этой целью на указанном сайте создан специальный функционал и обеспечена техническая возможность для зарегистрированных в установленном порядке пользователей размещать такую информацию. Определён состав информации о результатах независимой оценки качества и порядок её размещения на сайте bus.gov.ru (приказ Минфина России от 22 июля 2015 года №116н), разработано руководство для уполномоченных органов исполнительной власти по размещению данной информации.

В настоящее время на сайте bus.gov.ru создана возможность построения по итогам проведения независимой оценки качества интерактивного регионального рейтинга организаций (по сумме баллов, полученных в ходе оценки) по каждому субъекту Федерации в соответствующей сфере, а также отраслевого рейтинга организаций в целом по Российской Федерации (рейтинги формируются по последним данным по организации в автоматическом режиме по мере размещения информации уполномоченным органом): http://bus.gov.ru/pub/top-organizations .

В 2016 году (по состоянию на 1 февраля 2017 года) охвачено независимой оценкой качества 35,5 тыс. организаций, что составляет 26,0% от общего числа организаций, в том числе в сфере социального обслуживания 2,2 тыс. организаций, или 34,6%, в сфере культуры – 6,9 тыс. организаций, или 33,2%, в сфере охраны здоровья – 3,5 тыс. организаций, или 33,8%, в сфере образования – 22,8 тыс. организаций, или 23,1%, учитываемых Росстатом.

По результатам проведённой независимой оценки качества принимаются планы мероприятий по совершенствованию деятельности организаций социальной сферы и повышению качества оказания услуг.

По информации субъектов Федерации, в ряде регионов реализуются конкретные меры по совершенствованию работы организаций социальной сферы, разработанные по результатам независимой оценки качества оказания услуг населению, которые охватывают такие направления, как оптимизация работы организаций (изменение графика работы учреждений, врачей, регистратур, введение новых услуг), совершенствование материально-технической базы организаций (оснащение оборудованием и техникой, замена или обновление мебели), создание дополнительных условий для обслуживания маломобильных граждан, в первую очередь инвалидов, оборудование специальных зон для инвалидов и посетителей с детьми, включение результатов независимой оценки в критерии эффективности деятельности организаций, в целевые показатели деятельности их руководителей, мероприятия стимулирующего характера, организация обучения сотрудников учреждений по вопросам повышения качества оказания услуг.

В целях реализации сформирована законодательная база, направленная на оптимизацию пенсионной системы.

С 1 января 2015 года введён новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, предполагающий переход к формированию пенсионных прав в относительных величинах (пенсионные коэффициенты).

Главная цель введения новой пенсионной формулы – выполнение пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придание системе стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.

Новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии позволяет повысить значение страхового стажа и белой заработной платы.

В целях сохранения приемлемого уровня пенсионного обеспечения лиц, не обеспечивших достаточный вклад в пенсионную систему, предусматривается обособление базовой части страховой пенсии, ресурсное обеспечение которой гарантировано (фиксированная выплата).

Введены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, дифференцированные по классам вредности рабочих мест в зависимости от итогов специальной оценки условий труда.

Создана двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц в накопительной составляющей, включающая резервы по обязательному пенсионному страхованию (внутренние гарантийные фонды).

Предусмотрены меры, направленные на совершенствование регулирования, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Трудовые пенсии граждан, которые были назначены до 1 января 2015 года, пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчёте по новым правилам пенсия не достигает размера, получаемого пенсионером до указанной даты, то такому пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.

В 2015 году индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, а также социальной пенсии производились с учётом нового пенсионного законодательства.

С 1 февраля 2016 года осуществлена индексация всех видов страховых пенсий неработающим пенсионерам на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составил 4558,93 рубля в месяц. В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости с учётом фиксированной выплаты составил 13 100 рублей. Эта индексация страховых пенсий распространяется на страховые пенсии только неработающих пенсионеров.

В целях материальной поддержки пенсионеров в соответствии с «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» в январе 2017 года произведена единовременная денежная выплата в размере 5 тыс. рублей. Выплата коснулась как неработающих, так и работающих пенсионеров, в том числе военных.

В 2016 году приняты важные решения, касающиеся механизма индексации пенсий. С 2017 года осуществлён возврат к механизму индексации по фактической инфляции предшествующего года. Страховые пенсии неработающих пенсионеров с 1 февраля 2017 года проиндексированы исходя из индекса роста потребительских цен за 2016 год на 5,4% в соответствии с «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2016 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2017 г.» и «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии».

Указанное повышение размеров страховых пенсий позволило улучшить материальное обеспечение порядка 31,4 млн неработающих пенсионеров.

С 1 апреля 2017 года в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» дополнительно увеличены страховые пенсии на 0,38%, то есть исходя из прогнозного уровня инфляции, заложенного в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год (5,8%).

С учётом проведённого в феврале увеличения страховых пенсий и фиксированных выплат к ним, а также увеличения страховых пенсий в апреле, среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2017 году составит 13 655 рублей (159,8% прожиточного минимума пенсионера).

Передвижной фонд ведущих российских музеев начиная с 1 марта 2013 года обновляется за счёт организации и проведения передвижных тематических выставок, на которых экспонируются предметы, входящие в состав Музейного фонда Российской Федерации из собрания музеев России.

Всего за отчётный период с 2013 по 2016 год проведено 732 выставки, в том числе:

в 2013 году – 58 выставок;

в 2014 году – 128 выставок;

в 2015 году – 180 выставок;

в 2016 году – 366 выставок.

Финансовое обеспечение выставочных проектов в 2016 году осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», а также за счёт субсидий, предусмотренных заинтересованным музеям на выполнение государственных заданий.

В 2016 году выставочные проекты были осуществлены в таких средних и малых городах, как г. Суздаль (Владимирская область), г. Анадырь, г. Певек (Чукотский автономный округ), г. Выкса (Нижегородская область), г. Боровск (Калужская область), г. Вязьма (Смоленская обл.), г. Невельск (Сахалинская область), г. Егорьевск, г. Электросталь, пос. Баковка, г. Голицыно, г. Истра, г. Сергиев Посад (Московская область), г. Прокопьевск (Кемеровская область), г. Горно-Алтайск (Республика Алтай), г. Нижний Тагил (Свердловская область), г. Бахчисарай (Республика Крым), г. Майкоп (Республика Адыгея), г. Данков (Липецкая область), г. Ливны (Орловская область), г. Кимовск (Тульская область).

В настоящее время в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на базе единого портала популяризации культурного наследия России «Культура.рф » представлено 235 виртуальных музеев, 87 из которых созданы с привлечением средств федерального бюджета.

Наряду с созданием новых виртуальных музеев в 2016 году осуществлялась модернизация действующих, например, Виртуальный музей архитектуры обновлён при участии специалистов Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева и получил приз международного конкурса Heritage in Motion в номинации «Приложение для мобильных устройств».

Ежегодно Минкультуры России формирует выставочные планы на основе предложений ведущих музеев и заявок субъектов Российской Федерации. Объём финансирования выставочных проектов за счёт средств федерального бюджета составляет 60–70% от общей сметы расходов на указанные цели, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников – 30–40%.

В музеях Российской Федерации в 2012–2016 годах проведено 314 057 выставок, в том числе:

в 2012 году – 52 840 выставок,

в 2013 году – 57 593 выставки,

в 2014 году – 63 038 выставок,

в 2015 году – 69 628 выставок,

в 2016 году – 70 958 выставок.

В 2016 году в музеях Российской Федерации организовано 70 958 выставок, что на 34% больше, чем в 2012 году. Количество экспонируемых на выставках музейных предметов составило 6 589 403 единицы, что на 41% больше, чем в 2012 году. Из общего количества выставок музеями федерального ведения в субъектах проведено 1298 выставок, на которых было представлено 615 398 музейных предметов.

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; увеличение к 2020 году числа высоко­квалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников; создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров; создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам; повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий; разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития; включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг; обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра; обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства; обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации; увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов; увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Доклад «О реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, № 598, № 606 в сфере здравоохранения на территории Калининградской области в 2013 году»

7 мая 2012 года. Президентом РФ подписан ряд указов, определяющих основные направления развития страны на ближайшую и среднесрочную перспективу, 3 из которых направлены на решение социальных проблем в здравоохранении.

Указ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» затрагивает интересы медицинских работников здравоохранения в связи с повышением их оплаты труда.
Основная, из поставленных главой государства задач, нацелена на доведение заработной платы врачей до двукратного значения средней заработной платы по региону и 100% значения среднего и младшего персонала.
Повышение зарплаты коснулась свыше 11 тыс. медицинских работников государственных региональных учреждений здравоохранения, или 75 % от их общей численности работников, их них - 2487 врачей, 5540 медицинских сестер и фельдшеров, 2748 младшего медицинского персонала.

В соответствии с дорожной картой размер среднемесячной заработной платы медицинских работников к 2018 году должен составить:
- врачей – 78482 рубля;
- среднего медицинского персонала – 41986 рублей;
- младшего медицинского персонала – 33589 рублей.
По итогам 2013 года средняя заработная плата врачей составила 43215 рублей, это 176% от средней по экономике региона и 55% от целевого показателя 2018 года.
У среднего медицинского персонала заработная плата составила 25 600 рубля или 104,2% от средней по экономике региона и 61% от целевого показателя 2018 года.
Средняя заработная плата младшего медицинского персонала составила 15323 рубля или 62,4% от средней по экономике региона и 45,6% от целевого показателя 2018 года.

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» определены основные направления совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения для создания необходимых условий сохранения здоровья, сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни населения.

В целях выполнения указа № 598 Министерство здравоохранения Калининградской области разработало Важнейший системный документ - Государственную программу Калининградской области «Развитие здравоохранения», определяющий основные цели, задачи и направления развития здравоохранения региона до 2020 года (далее - Программа).
Программа утверждена Постановлением Правительства Калининградской области 30 апреля 2013 года № 273, согласована с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования.
В настоящее время в Программу вносятся изменения. Проект постановления Правительства Калининградской области «О внесении изменений в государственную программу Калининградской области «Развитие здравоохранения Калининградской области на 2013-2020 годы» будет рассмотрен на заседании Правительства Калининградской области 18 февраля текущего года.
Основная цель, задачи и целевые индикаторы остались неизменными, изменился формат предоставления целевой программы и источник финансирования.
Проект Постановления подготовлен в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 09 августа 2013 года № 565 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Калининградской области», Приказом Министерства экономики Калининградской области от 29 августа 2013 года № 41 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Калининградской области».

Основные цели программы достаточно амбициозны, к 2020 году:

    мы должны увеличить продолжительность жизни жителей области до 76 лет;

    снизить смертность от всех причин до 10,3 случая на 1000 населения;

    снизить младенческую смертность до 5,0 случаев на 1000 родившихся живыми;

Снизить смертность от болезней системы кровообращения до 625,0 случаев на 100,0 тыс. населения;

    снизить смертность от дорожно-транспортных происшествий до 9,0 случаев на 100,0 тыс. населения;

    снизить смертность от туберкулеза до 8,2 случаев на 100,0 тыс. населения;

    увеличить обеспеченность врачами до 32,5 человек на 10,0 тыс. населения;

Увеличить соотношение врачей и среднего медицинского персонала до 1/3.

Разработаны конкретные действия для того, чтобы этого достичь. Прежде всего, это формирование здорового образа жизни и единой профилактической среды, это проведение всеобщей диспансеризации населения, ежегодной для детей и регулярной для взрослых (1 раз в 3 года) в зависимости от возраста и состояния здоровья, это система мер по повышению качества медицинской помощи и её доступности.
Реализация мероприятий в 2013 году позволила достигнуть следующих целевых показателей:
- снизить младенческую смертность на 3,2% от целевого показателя;
- снизить смертность от дорожно-транспортных происшествий на 20,2% (показатель смертности от ДТП уже ниже показателя 2018 года);
- снизить смертность от туберкулеза на 2,3%.
Не достигнуты показатели:

    смертность от болезней кровообращения составила 727,1 случаев на 100,0 тыс. населения, против установленного 700,0 (не достигнут показатель на 3,8%);

    смертность от новообразований составила 208,9 случаев на 100,0 тыс. населения, против установленного 200,8 (не достигнут показатель на 4%) .

По РФ показатель смертности от болезней системы кровообращения составил - 700,4 на 100 тыс. населения (11 месяцев 2013 года), что на 3,7 % ниже, чем в Калининградской области;
по СЗФО - 776,8 на 100 тыс. населения (11 месяцев 2013 года), что на 6,8 % больше, чем в Калининградской области.
Разработаны конкретные действия для того, чтобы этого достичь. Прежде всего, это формирование здорового образа жизни и единой профилактической среды, это проведение всеобщей диспансеризации населения, это система мер по повышению качества медицинской помощи и её доступности.

К основным причинам увеличения показателя смертности от заболеваний системы кровообращения можно отнести:

1. Рост заболеваемости, поздняя обращаемость за медицинской помощью, недостаточная ранняя диагностика, невыполнение пациентами рекомендованного режима лечения.

Анализ показателей заболеваемости населения Калининградской области болезнями системы кровообращения в динамике за трехлетний период свидетельствует о существенном росте. По сравнению с 2010 г. в 2012 г заболеваемость населения болезнями системы кровообращения увеличилась на 5%.
По данным проведенной в 2013 году диспансеризации взрослого населения у 13 795 жителей региона (8%) выявлены заболевания системы кровообращения, из них 2671 (19%) - ишемическая болезнь сердца, в том числе стенокардия - 363 (нестабильная стенокардия 163).На диспансерном учете состоит более 25 тысяч человек, из них 8 тысяч человек с ишемической болезнью сердца (32%), около 5,0 тысяч человек со стенокардией (20%), 13 тысяч человек с артериальной гипертензией (52%).
За 2013 год выросла численность пациентов с врожденными пороками развития сердца и сосудов на 22 человека или 15 % (со 148 до 170).
2. Рост за последние 5 лет численности населения старше трудоспособного возраста в среднем на 2,3%.
Наибольшее количество пациентов от сердечно-сосудистой патологии в Калининградской области умирает в возрасте от 70 лет и старше, что составляет 84,6 % (возрастная группа от 80 лет и старше составляет 60%, возрастная группа от 0 до 59 лет включительно - 6,1%).
3. Недостаточно развернута коечная мощность кардиологического
профиля.

На территории области развернуто 246 коек кардиологического профиля при расчетном показателе - 284 койки, ввиду отсутствия площадей, кадров.

4. Недоукомплектованность кадрами.

В настоящее время в области не хватает 12 кардиологов.

5. Рост смертности от болезней сердечно-сосудистой системы произошел в связи с более точной диагностикой причин смерти (все пациенты с данной патологией доставляются для лечения в стационары сосудистых центров) и особенностями подсчета коэффициента смертности (в настоящий момент в данный показатель включены граждане, умершие на территории Калининградской области, но зарегистрированные и постоянно проживающие в других регионах России и за рубежом. Этот показатель корректируется Росстатом (Федеральной службой государственной статистики) только по итогам года.

Основные принятые меры :

    В рамках реализации целевой программы «Совершенствование медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 2012-2013 годы» кардиологическая помощь организована в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Созданы три отделения кардиологии с палатами интенсивной терапии в районных и городских больницах для экстренной кардиологической помощи и помощи пациентам с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, сосудистый центр в ГБУЗ «Областная клиническая больница». Лечение пациентов кардиологического профиля, не нуждающихся в круглосуточном наблюдении, осуществляется в стационарах дневного пребывания по месту прикрепления пациентов.

    В целях снижения смертности от болезней сердечно-сосудистой системы в 2013 году направлено 154,9 млн. рублей на приобретение медицинского оборудования для сосудистых центров.

    В территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи включены 4 наименования наиболее эффективных лекарственных препаратов нового поколения для проведения тромболизиса (тикагрелор, биливарудин, эптифибатид, тенектоплаза).

4. Всем пациентам уже в первые часы на этапе скорой медицинской помощи проводится тромболизис.
5. Все машины скорой медицинской помощи оснащены диагностическими комплексами «Тредекс» для передачи электрокардиограммы на диспетчерский пункт станции скорой медицинской помощи в г. Калининграде и в межтерриториальный центр в районах.
6. В 2013 году преимущественное оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «сердечно-сосудистая хирургия» выполнено в ФГБУ «ФЦССХ», г. Калининград, - 2978 объемов. Всего получили лечение по профилю сердечно-сосудистая хирургия в 2013 году - 3022 человека (рост по сравнению в 2010 годом на 90%). На 2014 год планируемый объем медицинской помощи по сердечно-сосудистой хирургии составит 4000 операций, которые преимущественно будут проведены в ФГБУ «Федеральный центр сердечно­сосудистой хирургии». Работа на полную мощность учреждения (до 5000 операций в год) позволит сократить смертность от болезней сердечно­сосудистой системы на 5 %.
7. Организовано отделение долечивания после хирургических вмешательств на сердце для взрослых. С 2014 года дети после операций на сердце будут направляться на долечивание в кардиологическое отделение ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области".
8. На протяжении трех лет в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи пациенты, перенесшие острый инфаркт, острый инсульт, а также операции на сердце и сосудах получают реабилитацию в местных санаториях (в 2013 году - 1332 человека).
В 2013 году показатель смертности от новообразований не достигнут, превысил плановый показатель на 4% и составил 208,9 на 100 тыс. населения.
Одной из причин увеличения смертности от новообразований является отсутствие в области специализированного онкологического учреждения. В настоящее время медицинская помощь пациентам оказывается в ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области», которая не оснащена современным радиологическим оборудованием для лучевой терапии.
Правительством Калининградской области в настоящее время прорабатывается вопрос строительства онкоцентра на условиях государственно - частного партнерства с ООО «ПЭТ-Технолоджи».
Разработан рабочий проект медико-технического задания на строительство и оснащение радиологического комплекса и здания онкологического центра Калининградской области на 280 коек стационара и 450 посещений в поликлиническом отделении.
В настоящее время для получения специализированной онкологической помощи пациенты также направляются в медицинские центры г. Москвы и Санкт-Петербурга. В 2013 году в федеральные центры направлено на лечение 302 человека, на сегодняшний день в листе ожидания находятся 38 пациентов.

Принципиальный блок государственной программы это лекарственное обеспечение и его совершенствование, поскольку именно лекарственное обеспечение зачастую определяет качество медицинской помощи.
Подпрограмма подготовлена в соответствии со Стратегией лекарственного обеспечения до 2025 года, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 февраля 2013 года №66.
В целях улучшения лекарственного обеспечения и эффективного использования финансовых средств Министерством здравоохранения Калининградской области реализуется проект по созданию новой модели взаимодействия участников фармацевтического рынка.
Для этого проведены следующие мероприятия:

    создана фармацевтическая организация в форме Государственного казенного учреждения «Калининградская областная фармацевтическая компания», в функции которой входит получение, хранение, распределение, контроль за рациональным использованием (назначением) лекарственных препаратов закупленных за счет средств федерального и областного бюджетов;

    в структуре медицинских организаций, созданы аптеки и аптечные пункты, которые осуществляют отпуск препаратов.

Созданы реестры пациентов нуждаюгцихся в обеспечении льготными лекарственными средствами, организован персонифицированный учет, с целью улучшения качества планирования закупки лекарственных препаратов.
Оптимизация системы в целом, позволит нам без вовлечения дополнительных ресурсов увеличить возможности системы, по нашим расчётам, примерно на 20 процентов при прежних ресурсах.

Достижения запланированных показателей здоровья невозможно без решения серьезнейшей проблемы Калининградского здравоохранения - дефицита медицинских кадров.
По состоянию на 1 января 2014 г. в государственных учреждениях здравоохранения работает 14 353 сотрудника, дефицит составляет 821 человек, из них врачебный медицинский персонал – 439 человек, средний медицинский персонал – 382 человека.
Укомплектованность амбулаторно-поликлинических учреждений
составляет:
- врачами - 71,6 процента, коэффициент совместительства остается высоким- 1,3;
- средним медицинским персоналом - 70 процентов, коэффициент совместительства - 1,3.
Укомплектованность врачами скорой медицинской помощи составляет -52 процента, коэффициент совместительства - 1,6.
Среди работающего врачебного персонала доля специалистов в возрасте до 36 лет составляет 16 процентов, в возрасте от 36 до 45 лет - 16 процентов, от 46 до 50 лет - 15 процентов, от 51 до 55 лет - 18 процентов, от 56 до 60 лет 15 процентов, свыше 61 года - 20 процентов. Работающих врачей пенсионного возраста - 35 процентов.

В целях обеспечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами на территории области реализуется целевая программа «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Калининградской области на 2013-2017 годы».
Указанной программой предусмотрены мероприятия по организации целевой контрактной подготовки за счет средств федерального и областного бюджетов (с 2014 года размере 3,3 млн. рублей), профессиональной подготовки (2,6 млн. рублей ежегодно), переподготовки, повышения квалификации (ежегодно около 600 чел.) и престижа профессии (конкурсы, публикации в СМИ), меры социальной поддержки:
- оплата за жилое помещение и коммунальные услуги лицам, проживающим и работающим в сельской местности в объеме 53 394,2 тыс. рублей;
- единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам с высшим медицинским образованием, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Калининградской области, в объеме 1 млн. рублей (в 2012 года - выплату получило 3 чел, в 2013 году - 2 чел.);
предоставление с 2014 года ежемесячной стипендии лицам, обучающимся в государственных ВУЗах, на условиях целевой контрактной подготовки (интернатуре, ординатуре) для нужд Калининградской области в размере 2000 рублей;
- предоставление единовременной денежной выплаты лицам завершившим обучение в интернатуре, ординатуре на условиях целевой контрактной подготовки - 200 тыс. рублей.
На приобретение жилья медицинским работникам направляются средства резервного фонда Правительства Калининградской области, средства целевых программ Калининградской области «Жилище» и «Социальное развитие села». 60 служебных квартир выделено врачам-специалистам центра сердечно -сосудистой хирургии в новостройках в Юго-восточном районе Калининграда.


В 2013 году Министерством здравоохранения Калининградской области было выдано 146 целевых направлений для поступления в высшие медицинские учебные заведения (отбор целевиков осуществляется на конкурсной основе). Зачислены на обучение - 51 человек.
В 2013 году 34 выпускника медицинских высших учебных заведений направлено по целевым направлениям от Калининградской области для обучения в интернатуре (30 человек), ординатуре (4 человека).
В 2013 году второй выпуск медицинского факультета БФУ им. И. Канта составил 42 человека, из которых 9 выпускников поступили в интернатуру и 3 в ординатуру на базе БФУ им. И. Канта. Остальные выпускники продолжили обучение в клинической интернатуре (ординатуре) на коммерческой основе и на базах федеральных высших учебных заведений, расположенных за пределами Калининградской области.
После закрытия в 2008 году Калининградского областного медицинского колледжа на базе медицинского факультета БФУ им. И. Канта ведется подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования по следующим специальностям: «лечебное дело», «сестринское дело», «акушерское дело», «стоматология», «стоматология ортопедическая», «фармация». Целевой прием по программам среднего медицинского образования для Калининградской области отсутствует.
С сентября 2014 года планируется осуществлять подготовку среднего медицинского персонала после 9 классов общеобразовательной школы.

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» направлен на решение одной из демографических задач - увеличение рождаемости и увеличение продолжительности жизни населения.

Указом установлены два целевых показателя, которых необходимо достичь субъектам РФ к 2018 году: это суммарный коэффициент рождаемости 1,753 и ожидаемая продолжительность жизни 74 года.
По итогам 2012 года в Калининградской области суммарный коэффициент рождаемости - 1,625 рождений, ожидаемая продолжительность жизни - 70,12 лет

Положительное влияние на увеличение средней продолжительности жизни при рождении оказывают программы по пренатальной (дородовой) диагностике, проведение неонатального скрининга новорожденных.
Пренатальная (дородовая) диагностика направлена на выявление нарушений в развитии плода, предупреждение рождения детей, имеющих несовместимы с жизнью пороки развития и наследственные заболевания.
В 2013 году число женщин, прошедших обследование в ранние сроки беременности (до 14 недель) составило 9 875 чел. (95,4% от подлежащих). Показатель по Российской Федерации – 88%.
Проведение обследования новорожденных на врожденные нарушения обмена веществ направлено на в ыявление нарушений здоровья еще во время нахождения ребенка в родильном доме с целью своевременного проведения лечения детей. Охват новорожденных обследованием составляет 99,6% (целевой показатель 2013 года – 96,0%).

Финансирование мероприятия по дородовой диагностике и обследованию новорожденных осуществляется в рамках Соглашений, заключенных между Правительством Калининградской области и Министерством здравоохранения Российской Федерации на условиях софинансирования.

Объем финансовых средств, направленных на данные цели в 2013 году, составил 8 723,1 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета – 908,8 тыс. руб., средства федерального бюджета – 7814,3 тыс. руб.
В 2013 году в дородовом периоде выявлены 173 случая врожденных пороков развития плода и хромосомных нарушений, в 62 случаях беременность была прервана.
Выявлены 9 случаев врожденных нарушений обмена веществ у новорожденныхи 17 случаев детей группы риска по развитию глухоты.
Реализация программ по дородовой диагностике и скринингу новорожденных будет продолжена в 2014 и последующие годы.

Министерством здравоохранения Калининградской области в рамках реализации Государственной Программы Развития здравоохранения показатель продолжительности жизни определен в 2013 году - 70,0 лет.
На увеличение продолжительности населения направлены мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи и повышению её доступности, профилактике социально-значимых болезней, предотвращению смертности от дорожно-транспортных происшествий, от онкологических заболеваний.
Формирование здорового образа жизни, меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукцией, профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании также будут оказывать положительное влияние по показатели продолжительности жизни.

Одним из наиболее значимых мероприятий, позволяющих предотвратить случаи ранней смертности населения, обеспечить своевременное лечение и реабилитацию, является регулярное проведение диспансеризации взрослого населения, ежегодное проведение медицинских осмотров детей.
В 2013 году диспансеризация проведена 157 835 человек при плане 152 796 человек.
По результатам диспансеризации признаны нуждающимися в оздоровлении, лечении - 33% осмотренных граждан, 3 358 чел. направлены на дополнительные исследования. На оказание специализированной (включая высокотехнологичную) медицинской помощи направлены 87 чел., на санаторно-курортное лечение - 1038 чел.

В первом полугодии 2013 году осуществлена диспансеризации детей - сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях здравоохранения, образования и социальной защиты. Всего осмотрено 1384 чел. (100,8% от плана).- В период сентябрь-декабрь 2013 года организована и проведена диспансеризация детей- сирот, переданных в замещающие семьи. Углубленные осмотры осуществлялись только при наличии информированного добровольного согласия законных представителей ребенка. Осмотрены 1037 детей.
В 2013 году внедрена новая схема проведения углубленных медицинских осмотров несовершеннолетних, в том числе в образовательных учреждениях. Углубленные медицинские осмотры осуществляются в определенные возрастные периоды жизни, в объемах, утвержденных в Министерства здравоохранения РФ № 1346н. (вступил в силу в мае т.г.).
Утвержден план-график осмотров - 41 493 чел. (профилактические, предварительные, периодические осмотры), из них профилактические - 18 324 чел.
Все дети были охвачены медицинскими осмотрами, представлены реестры в страховые медицинские организации на 37 151 чел.
По результатам осмотров отнесены к практически здоровым детям -40,7%, у 51,5% выявлены незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья, нуждаются в реабилитации и оздоровлении 7,4% (это дети, отнесенные к III группе здоровья).

Работа по проведению диспансеризации взрослого населения, детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, углубленных медицинских осмотров несовершеннолетних будет продолжена в 2014 году.

Достижение целевых показателей позволит:
1) Улучшить доступность медицинской помощи за счет решения кадровой проблемы, совершенствования организации работы учреждений здравоохранения первичного звена
2) Улучшить качество медицинской помощи за счет приобретения нового диагностического оборудования и хирургического инструментария, профессионального обучения медицинского персонала
3) Улучшить информированность населения о факторах риска развития заболеваний, мерах профилактики и мотивировать его вести здоровый образ жизни
4) Снизить смертность и увеличить продолжительность жизни населения
5) Повысить эффективность медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Калининградской области

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О МЕРОПРИЯТИЯХ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;

доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;

создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;

разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;

включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;

обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;

обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;

обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;

увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;

увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН