Упасть на кладбище приметы. Приметы на кладбище — как не навлечь на себя беду

Упасть на кладбище приметы. Приметы на кладбище — как не навлечь на себя беду

Посещение могил дорогих людей, которые покинули нашу землю, это долг любви и дань уважения. Существует большое количество поверий, которые плотно вошли в нашу жизнь. Мы привыкли приносить еду на кладбище и не задумываемся о значении данного ритуала. Можно ли это делать и откуда взялась традиция? Попробуем ответить на данный вопрос.

Еда на кладбище – история и значение

Чтобы разобраться в логике ритуала, нужно обратиться к его истокам. Наши предки чествовали умерших обильными пирами прямо на месте захоронения. В то время ритуал имел название «тризна», первые упоминания о нем обнаружены в 10 столетии нашей эры. Помимо оплакивания и пиршества, ритуал включал в себя даже военные игры, которые часто заканчивались летальным исходом. Когда на Русь пришло христианство, ритуал утратил свое значение, но отголоски языческих традиций дошли до наших дней.

У древних славян поминальная церемония включала лишь молитвы. Однако можно предположить и о других истоках еды на кладбище. Поездка к могилкам для большинства семей на Пасху представляла собой долгий и небезопасный путь. Многие из них оставались на кладбище до утра, потому использовали в качестве пищи ту, что святили в церкви накануне.

Можно ли брать еду на кладбище

В старину поминки с большим количеством пищи проводились для бедняков, то есть для нуждающихся. Считалось, что они ближе всех находятся к богу, потому их молитвы об усопших имеют большее значение.

Можно ли поминать на кладбище едойв наше время? Верующие уверены, что трапезу нужно пожертвовать бездомным и рассказать им имена родственников, как это делали наши предки. Многие священники уверены, что еда на похороны на кладбище не имеет значения, если пришли неверующие и не помолились за умерших. Потому они советуют собирать вокруг себя истинных верующих и вместе с ними поминать усопших.

Что брать из еды на кладбище?

Что брать на кладбище из еды – важный и интересный вопрос. Среди основного списка можно выделить такие позиции:

  • яйца;
  • кутью;
  • блины;
  • печенье;
  • конфеты;
  • хлеб;
  • куличи.

Кутья считается символом вечной жизни, тогда как сладости вроде конфет означают прекрасную загробную жизнь в раю. Не рекомендуется брать с собой мясо, колбасу и любые другие мясные блюда. Они могут быстро испортиться и протухнуть, что создаст опасность для тех людей, которые собрались есть их. Официальная церковь пренебрежительно относится к алкоголю на кладбище. Распитие водки из пластиковых стаканчиков - неуважение и просто языческий обряд.

Поминают ли на кладбище едой?

Перед тем, как идти на кладбище, человек должен посетить храм и передать записку с именем умершего на алтарь. Если человек решил помимо молитвы помянуть покойного едой, не советуют класть ее на могилку. Лучше раздать знакомым или бедным.

В последнее время любое поминание не обходится без трапез всей семьей прямо на кладбище. Особенно это касается Радоницы - люди несут куличи, яйца, конфеты, бутерброды и алкоголь. Православная церковь разрешает перекусить на кладбище, но не стоит превращать поминание в шумный сбор. Это место должно остаться памятным и тихим. Поминать человека водкой или другими крепительными напитками нельзя ни у могилки, ни дома.

Зачем на кладбище оставляют еду?

Родственники умерших в поминальные дни привыкли брать еду на кладбище. На Пасху они оставляют там яйца, конфеты и куличи, не забывая даже об алкоголе. У каждого действия должна быть своя логика. Основная причина в том, что люди берут ее с собой для того, чтобы съесть прямо у могилки дорого человека. При этом нужно вспомнить умершего, помолиться за него и отведать жертвенную пищу.

Можно ли брать угощения на кладбище?

Хотелось бы, чтобы у людей сложилась правильная картина об еде на кладбище. Есть одна ситуация, при которой брать с собой угощение не запрещается, а наоборот поощряется. Угощения берутся с целью раздать их неимущим. Милостыня - одна из сильнейших проявлений добродетели.

На территории многих кладбищ имеются часовни или храмы. Рядом всегда можно найти нищих и бомжей, которые просят подаяния. Лучший способ помочь им - дать пищу и накормить. За деньги они смогут купить себе алкоголь, потому пожертвование еды одновременно станет актом проявления доброты и не потакание грехам вроде пьянства. Вы можете дать как праздничную еду, так и купленные в супермаркете продукты. Самое главное требование - отдать человеку еду искреннее, с надеждой на то, что она спасет его и принесет радость. Можно попросить человека помолиться о покойном.

Можно ли оставлять конфеты, печенье, куличи на могиле?

Согласно позиции православной церкви, приносить на кладбище конфеты, печенье и прочие угощения правильно. Но гораздо лучше, если вы лично отдадите эту пищу голодному человеку, чем разложите ее на могиле. Если ее быстро не заберут, она может испортиться.

Говорят, смерть никогда не приходит к человеку неожиданно. Она всегда подает знаки, что последний час близок. Это – возможность успеть подготовиться к неминуемому, если уж этому суждено случиться. За тысячелетнюю историю человечество накопило колоссальный опыт, в том числе и во всем, что связано со смертью. И если о том, что там, по ту сторону, мы можем лишь догадываться, то распознать знаки судьбы, которые сигнализируют о грядущей беде, нам вполне по силам. Мы вкратце постараемся рассказать о наиболее известных приметах, которые сбывались неоднократно, согласно свидетельствам очевидцев.

Какие явления могут быть перед смертью?

Учтите, что одно-единственное знамение само по себе еще ничего не значит. Рассматривать следует несколько повторяющихся знаков, и явных, и пришедших во сне.

Первая, самая явная примета – когда в жилище начинает пахнуть покойником, хотя пока еще никто не умер. Запах должны чувствовать несколько человек. Иначе это – галлюцинация на нервной почве (например, когда кто-то из родственников долго болеет).

Относительно твердого мнения нет. Одни считают, что такое снится к скорым болезням, а если зуб выпал с кровью – то к скорой смерти близкого родственника. Некоторые утверждают, что такие сны проистекают на нервной почве из страха за здоровье собственных зубов. Сонник Фрейда по этому поводу утверждает, что выпавший во сне зуб сигнализирует о страхе перед кастрацией в знак расплаты за явные или мнимые сексуальные прегрешения.

Существует поверье, что вокруг человека, который в скором времени должен отойти в мир иной, можно наблюдать голубоватое свечение. Но не при прямом взгляде на него, а боковым зрением. То же самое касается теней и черных пятен. Если вы боковым зрением замечаете что-то подобное, смерть – где-то рядом.

Пришедший к больному врач споткнулся – вероятно, медицина в таком случае уже не поможет. Спросив больного, как его самочуствие, и получив ответ «Ужасно», будьте уверены в скорейшем выздоровлении. Если человек отвечает, что все хорошо, он, наиболее вероятно, уже не жилец. Дурная примета – если священник, пришедший для соборования больного, не может долго отыскать нужное место в требнике или по выходе из дома возвращается за забытой вещью.

Раз причащенный больной уснул – выздоровеет, не спится ему – вскоре умрет. Если он отворачивается к стене, а также подолгу лежит на левом боку – жить недолго осталось. Признаком скорой кончины является изменение запаха тела болеющего – говорят, «пахнет землей». Об этом же сигнализирует изменение цвета нательного крестика, если его опустить в воду, из которой пил человек.

Для того, чтоб узнать, выздоровеет ли больной или отправится к предкам, раньше прибегали к некоторым гаданиям:

  1. Положить на голову свежий чистотел. Если человек поет – еще поживет. Заплакал – уже нет.
  2. Когда свежая крапива, настоянная 24 часа на моче больного, чернеет, болезнь неизлечима. Если растение останется зеленым, такой человек непременно выздоровеет.
  3. Натереть кусочком свиного мяса стопы больного и отдать собаке. Животное съест угощение – человек выздоровеет.
  4. Зажечь свечу рядом с больным. При ровном горении пламени будет исцеление от недуга. Если колышется – не жилец.

Дурное предзнаменование – птицы черного окраса: грачи, вороны или совы. Если они появились в населенном пункте, облюбовали определенный дом – жди беды.

Верная примета, когда во дворе собака воет с опущенной к земле мордой – она оплакивает своего хозяина. Если кошка постоянно вертится радом с больным и валяется на спине под столом, такая болезнь является неизлечимой. Дурной знак — если кошка лежит поперек половиц.

Знак о скорой смерти домочадцев – когда расцветает цветок, никогда не распускавшийся раньше. Исключение составляют кактусы, некоторые виды которых цветут один раз в несколько лет. Плохим знаком считается, если усохнет или сломается ветром посаженное кем-то дерево. Это значит, самому человеку жить осталось недолго.

Человек, которому мерещится огонь в лесу или на кладбище, должен готовиться к отходу в мир иной. Это души предков подают знак собираться в дорогу. То же самое касается человека, одежду которого погрызли мыши. Знак, что вскоре он переоденется в последний раз в новую одежду. Вообще, появление этих грызунов в городской квартире – дурной знак, равно как мышь, пробежавшая по лежащему человеку.

Когда , залетела в дом – к скоропостижной кончине кого-то из родных. Проникшее сквозь окно пернатое следует покормить и отпустить через другое окно. Исключением являются голуби – корми или не корми, беды не миновать. Кукушка, даже если просто сядет на крышу дома, сигнализирует о скором или покойнике.

Итак, это все-таки случилось. Человек умер, вокруг рыдают безутешные родственники. Соседи и близкие, как правило, берут организацию похорон на себя – от убитых горем родных сейчас толку мало.

На похоронах можно увидеть множество знаков. А можно и не увидеть – тогда-то уж все точно будет хорошо.

Существует поверье, что если у мертвого приоткрыт один глаз, он приглядывает себе попутчика из числа окружающих. После похорон следует постирать постель усопшего, иначе смерть не успокоится.

По тому, какая погода держится в день похорон, можно определить, каким человеком покойный был при жизни. Ясный день – усопший однозначно был неплохой человек, дождливая погода – так себе человек.

Родственникам не положено нести гроб, дабы не уйти следом. Тем же, кто не пребывал в кровном родстве с мертвым, не будет ничего. Мужчинам, которые несут гроб, следует повязать на руку вышитое . Принято считать, что так благодарит всех за оказанную последнюю честь.

Все в помещении, в котором кто-то умер, закрываются на 40 дней темной плотной тканью. Вовсе не примета даже, а условие из числа необходимых. Зеркало – мост между материальным и астральным планами бытия. Оставившая тело душа 40 дней ходит среди живых, лишь потом отправляется дальше. Если покойный увидит зеркало, то может стать его пленником, и освободить неприкаянную душу сможет только знающий человек.

Нельзя оставлять после похорон вещи, имевшие непосредственный контакт с мертвым телом. Так, мерку, взятую для изготовления гроба, а также веревки, связывавшие конечности усопшего, кладут в могилу. В магии существует множество сильных обрядов, когда они используются. Если на траурной церемонии присутствует ведьма, она непременно захочет завладеть этим мощным артефактом.

Воду, которой был омыт покойник, надо вылить на землю в месте, где никто не ходит, чтоб случайно не ступить туда, хотя бы до первого дождя.

На похороны категорически запрещается приходить беременным и детям в возрасте до 7 лет. Нельзя слишком много плакать – покойный, увидев, как за ним тоскуют, не захочет уходить и станет призраком.

На похоронах о покойном нельзя говорить ничего дурного.

При выходе из кладбища нужно, встав спиной к кладбищу, вытереть ноги.

После выноса гроба из дома уходящий последним подметает и . Выполняется это особым способом, от двери в самый дальний угол комнаты. Старые веник с тряпкой выбрасываются, иначе скоро опять выносить гроб.

Использованный для причесывания усопшего гребень либо выбрасывают в реку, либо кладут в гроб. Он считается нечистым – его невозможно ни отмыть, ни отчитать. В озеро или пруд бросать его нельзя – вода непременно нужна проточная.

Существует традиция бросать пригоршню земли на крышку гроба. В ином случае умерший найдет брешь в могиле и начнет пугать живых по ночам. Если похоронная процессия идет мимо дома, в котором кто-то спит, его непременно следует разбудить. Считается, душа усопшего может забрать спящего с собой.

Не следует переходить дорогу перед похоронной процессией. Если человек умер от болезни, возьмешь ее на себя. Ни в коем случае нельзя обгонять траурную процессию – предстанешь пред Богом раньше покойного.

Поминки – неотъемлемая часть обряда похорон. Воспоминания о покойном, каким человеком он был, рюмка «За упокой», совместная молитва об упокоении души – с этим сталкивался каждый хотя бы раз.

Существует примета: вернувшись с похорон, следует первым делом прикоснуться к печке – тогда в доме еще долго никто не умрет. Старики говорят что, соприкоснувшись со стихией Огня, олицетворением которой печка и является, все плохие приметы сожжешь на корню. Если в доме нет печи, следует зажечь свечу, но непременно принесенную из храма.

40 дней после смерти в доме должен стоять стакан с водой. Считается, из него пьет усопший. Поэтому поставить сосуд следует там, где воду случайно не выпьет кто-нибудь другой – это не к добру.

Признаки, что человек скоро умрет

Множество знаков о грядущей кончине кого-либо из родных или близких являются человеку во сне. Обратите внимание, придавать значение этим знамением следует, если похожий сон привиделся двум и более людям за короткий промежуток времени.

О выпавших зубах, как было сказано выше, однозначного мнения нет. А вот сон об уборке в доме, а именно о подметании пола – явный сигнал, что вскоре кто-то умрет. В народном сознании сор ассоциируется с душами предков, как это странно не звучит. Поэтому не следует выметать мусор за порог, плохая примета – выметешь кого-то из родных.

Знак к скорым похоронам в доме – когда приснится земля или свежие доски. Здесь спорить бессмысленно: земля – для могилы, доски – для гроба. Также считается, что к покойнику в доме увидеть во сне выпавшее из стены бревно, копание земли, куриные яйца, отвалившийся каблук или подметку.

Если невеста в белых одеждах целует тебя во сне – это смерть поцеловала. А вот сама смерть, которая является в ночных грезах, ваша ли, или кого-либо из близких, не несет в себе негативного окраса и является скорее символической: один из этапов вашей жизни пройден и начинается следующий.

Наоборот, собственная смерть во сне – предвестница долгой насыщенной жизни. Также не должны вызывать опасения и с которыми вы разговариваете. Это – к грядущим переменам в вашей жизни, и вовсе необязательно в худшую сторону. Исключение, когда усопший зовет с собой. Ближайшие несколько дней следует быть крайне внимательным – возможен несчастный случай с летальным исходом.

(Воронеж: НПО "МОДЭК" 2002)

Что такое кладбище?

Итак, для верующего христианина нет мрака смерти, нет в сущности и смерти, а лишь упокоение, или успение в надежде прекрасного утра воскресения.

Для православных христиан, в отличие от многих других религий, тело не является «темницей для души». Христиане верят в воскресение всего человека, а не только такой его составной части, как душа. Именно поэтому и появились на Руси кладбища как Божье поле всеобщего воскресения, а тела не сжигаются и не отдаются на растерзание животным.

Порядок погребения на кладбище

Погребение на кладбище православного христианина совершается по истечении трех дней после смерти, если смерть не наступила в результате заразной болезни. В таких случаях, с разрешения врача и по требованию обстоятельств, можно хоронить ранее трех положенных дней.

В первый день Пасхи, Рождества Христова и в другие высокоторжественные церковные дни погребение можно совершать не ранее начала вечерней службы или на 2-й день праздника.

На кладбище тело усопшего несется после отпевания в храме. Святая Церковь в знак примирения и единения с душою усопшего на краю могилы предает его тело земле. Для этого перед закрытием гроба и положением его в могилу родные и близкие подходят проститься с покойным, дать ему последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и лоб, где лежит венчик, после чего возвращаются на места, где стояли прежде. После этого с груди усопшего забирается икона, которая должна быть оставлена в храме до сорока дней или сразу отнесена в дом покойного, и с усопшим прощаются женщины, у которых на этот день приходятся месячные.

После этого покойного полностью закрывают покрывалом и священник крестовидно бросает землю на тело усопшего «предает его земле» со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Затем на усопшего возливается елей в знаменование того, что умерший уже окончил и совершил священные подвиги, к которым был призван, и теперь его душе предстоит пройти мытарства и достигнуть Царства Славы. Наконец, на тело усопшего посыпается пепел из кадильницы в знаменование того, что смерть благочестивого христианина, подобная благоухающему фимиаму, угасла для земли, но не для неба. Если кладбище находится далеко от храма, то этот последний обряд совершается в храме. При этом поется тропарь: «Со духи праведных...» Теперь гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями. После этого при пении литии гроб с телом на веревках или на длинных широких полотенцах опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со духи праведных...» могила засыпается землей. Затем по чину литии положена сугубая ектения (усердная молитва верующих к Богу об усопшем), и после того, как могила совсем засыпана, произносится отпуст: «Слава Богу, сице устроившему».

Когда могила засыпана, над ней устраивается могильный холм. На засыпанной могиле сразу делают крест, хотя бы маленький, временный, пока не поставят новый, в рост человека. Крест может быть как начертан на надгробной плите, так и быть поставленным над надгробием. Крест устанавливается в ногах погребенного так, чтобы Распятие было обращено к лицу усопшего. Крест символизирует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа на небе. У русских в прошлые века был распространен обычай ставить на могилах кресты с двускатным покрытием, под которым устанавливалась иконка. Такие кресты назывались «часовенка».

О могиле православного христианина

Могила для православного христианина является земляной постелью, где он ожидает всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Поэтому во время опускания гроба с телом в могилу пришедшие трижды поют: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Все пришедшие на погребение перед закрытием могилы бросают в нее по комку земли. Это действие символизирует слова Бога: «Земля еси - и в землю отыдеши» (Быт. 3,19).

Правила поведения на кладбище

Могилы на кладбище считаются местом, которое нельзя осквернить: разорить, распахать, а тем более раскопать, чтобы украсть из нее сохранившиеся вещи. Так, по правилу Василия Великого: «Раскапывающий гробы для хищения, отлучается от причастия святых Христовых Тайн на десять лет». Запрещается также забирать венки, лампады оставленные на могиле. Не допустимо также превращать могилы в мусорные свалки, в том числе бросать на них землю при выкапывании новой могилы.

Церковь не запрещает умеренного плача по усопшим, но она не допускает непристойных проявлений скорби на кладбище, свойственных язычникам. Громкие стенания, разрывание на себе одежды не свойственны православным христианам, возлагающим свое упование на Промысл Божий. Так, русский народ, хотя и воспринимал близко к сердцу все, что связано со смертью, но никогда не ассоциировал кладбище с мрачным местом, как это считается в наши дни. Кладбище для наших предков было местом, куда они регулярно приходили, чтобы помолиться о своих усопших родственниках, местом, которое наводило на полезные размышления, местом принятия многих душеспасительных решений в своей жизни.

Конечно, современные кладбища значительно отличаются от погостов исконно христианских. Сложно не заметить разницу между старым традиционно православным монастырским кладбищем и современным «остатком» советского времени. Если старые православные кладбища заставляют задуматься о вечности, о Боге, о почивших предках и духовной связи с ними, то современные гранитные аллеи «героев» бандитских разборок в полный рост заставляют задуматься о несколько иных вещах. Глядя на черный гранит, ничего, кроме чувства холода и мрака, не возникает. Даже внешний вид надгробий и памятников православных христиан разительно отличается. Если христианские надгробные надписи вселяют надежду и утешение, как то: «Ты будешь жить в Боге», «Душа возвратилась к Христу», «Здесь покоится в мире Александр, чтобы воскреснуть во Христе», то современные надписи часто не идут дальше расхожего: «От братков» или набившего оскомину советского образчика «Спи спокойно, дорогой товарищ», написанного под звездой. Кстати, по 9-му правилу Лаодикийского собора: «На кладбища всяких еретиков да не будет позволено ходить верным, а нарушающих это правило лишать общения церковного на некоторое время:». Нельзя превращать поминовение усопших на кладбище в обыкновенные попойки, а тем более лить водку на могильный холм. Родные могут помянуть покойного кутьей (отварными зернами пшеницы с медом или вареным рисом с изюмом), конфетами. Здесь зерна символизируют воскресение, а мед, изюм, конфеты - сладости, которыми наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Поминают умершего кутьей по обычаю в 3, 9, 40-й дни после его успения.

Кроме того, еще с древних времен Православной Церковью принято посещать могилы усопших родственников на Радоницу (или Радуницу). В этот день совершается общее поминовение умерших. Как правило, это понедельник или вторник после Фоминой недели (8-й или 9-й дни после Пасхи). В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда происходит и название праздника. К этому дню люди стараются подновить могилы, посыпать их песком. На Радоницу на могилах устраивают трапезу, поминают усопших. Живые христосуются с умершими, приносят с собою на могилы окрашенные яйца. В некоторых местах до наших дней сохранился обычай красить к этому дню яйца не в красный цвет, а в желтый или темносиний. Яйца отдают нищим, оставляют на могилах, крошат для птиц. На Радоницу на кладбищах служили молебны по усопшим. Здесь следует подчеркнуть, что именно на Радоницу, а не на Пасху Христову православные посещают кладбища.

Существует также вполне благочестивый обычай устраивать на могиле «сад»: сажать цветы, плодовые деревья.

Порядок поминовения усопших

Обычай поминать усопших был установлен уже в Ветхозаветной Церкви. О поминовении усопших говорится и в Апостольских Постановлениях. В них указаны молитвы за усопших при совершении Литургии, а также дни, в которые особенно необходимо поминать почивших православных христиан: третий, девятый, сороковой, годовщину.

Самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией является Литургия за усопших, принесение для их спасения Бескровной Жертвы.

Многие люди перед смертью не успели сподобиться Таинства Покаяния и святого Причащения, умерли неожиданно. Они уже не могут покаяться сами, подать за себя милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви могут облегчить их загробную участь.

Для того чтобы ваших усопших близких помянули на Литургии, вам надо подать в храм Церковную записку «О упокоении». В ней вы перечисляете имена всех тех умерших, кто вам дорог, но обязательно крещенных в Православной вере. Поминовение некрещенных на церковных службах не совершается. Не совершается также поминовение самоубийц, как отказавшихся от помощи Божией.

Записки на заказную Литургию лучше подавать после вечерней службы, но можно и с утра, если вы придете до начала службы. Имена пишутся в родительном падеже, в церковном написании. Например, Георгия, а не Юрия, Дионисия, а не Дениса. Втечение первых сорока дней с момента смерти делается приписка «новопреставленного», а при поминовении детей до семи лет «младенца».

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания Литургии, подаются отдельно.

Также сразу после кончины близкого вам человека о его упокоении следует заказать сорокоуст - ежедневный молебен в течение сорока дней, когда каждый день за новопреставленного происходит изъятие частицы из просфоры.

Безусловно, важным моментом поминовения усопших является и частная, домашняя молитва христиан. Особенно она важна, когда дело касается людей умерших некрещеными, самоубийц. Но совершать такие молитвы надо опять же с осторожностью, с благословения священника. В таких молитвах православные христиане уповают на безграничное милосердие Божие и дерзновенное предстательство пред ним Божией Матери и святых Угодников Божиих.

Относительно поминовения усопших христиан в третий, девятый, сороковой день и годовщину смерти следует сделать следующее пояснение.

Поминовение умершего в третий день после его смерти совершается в честь трехдневного воскресения Иисуса Христа и в образ Пресвятой Троицы. На третий день душа человека возносится на небо для поклонения Богу. В девятый - в честь девяти ангельских чинов, которые ходатайствуют о помиловании усопшего. От третьего до девятого дня душа в сопровождении ангелов созерцает райские обители. В девятый день душа снова предстает пред Богом, после чего ее отводят в ад, где до сорокового дня умершим созерцаются мучения нераскаявшихся грешников. В сороковой - в память Вознесения Иисуса Христа на небо. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Всеблагого. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по своим делам. Годовщина для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, вселенского поминовения всех умерших. Это дни: суббота мясопустная (перед сырной неделей), три субботы Великого Поста (вторая, третья и четвертая), Радоница (вторник второй седмицы по Пасхе), Троицкая родительская суббота (перед праздником Троицы), Димитриевская родительская суббота (суббота перед Димитриевым днем 8 ноября по н. ст.).

Поминовение усопших воинов Православной Церковью совершается 9 мая по н. ст., 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Необходимо также поминать усопшего во все годовщины его смерти, рождения, дни ангела.

Поминовение православными христианами проводятся без возлияний спиртных напитков, чинно, благоговейно, в молитве. В эти дни желательно делать благотворения нищим и близким в память об усопшем.

Суеверия, связанные с усопшими близкими и поведением на кладбище

Таинство смерти всегда будоражило умы людей. Невозможность заглянуть до срока за границу земной жизни делала «тот свет» пугающим и притягивающим одновременно. В основном именно это обстоятельство породило у людей множество предрассудков и примет, связанных со смертью. Многие из них появились еще во времена язычества, но «благополучно» перкочевали в наши дни.

Так одним из суеверий являются такие действия, как помещение в гроб к умершему, различной пищи, графина с водкой. Оставление на могиле покойного перевернутого горшка, якобы для того, чтобы покойному «на том свете» было из чего пить. К тому же относится переворачивание на могиле горшка с тлеющими углями, для «согревания покойника». Также к вредному суеверию, имеющему свои корни в народной магии, относится закапывание на прекрестках, чужих полях предметов, связанных с покойником, - мыла, расчески и т.п. С этими действиями связано суеверие, что покойник не найдет дороги домой.

В древнерусском «Слове св. Григория» (по Чудовскому списку XVI в.) осуждаются сатанинские дела, как то, выметание со двора и сжигание мусора в Великий четверг для «согревания покойников».

К очень вредным суевериям относится мысль, что земля с могилы помогает побороть страх, тоску и болезнь. Для этого землю со свежей могилы сыплют родственникам усопшего за шиворот, натирают ею место около сердца, кладут в воду, которой обмываются. Дело в том, что могильная земля очень широко применяется во вредоносной магии и колдовстве. Часто приходится видеть в храмах на отчитках людей, жестоко пострадавших именно от могильной земли. Не разрешайте никому ставить над собой «опыты» с этой землей, дабы не потерять душевное и физическое здоровье. Здесь не говорится о песке с могил святых, который действительно воспринимается христианами и действует как святыня.

К следующему суеверию относится поверие, что в случае недостаточных размеров могилы, когда ее приходится расширять, вскоре за погребенным туда отправится новый покойник. Это же касается и тех случаев, когда могила оказывается велика. Не пугайтесь, если осыпаются края могилы или туда упадет кто-нибудь по неосторожности. Ничего страшного в этом православная Церковь не видит.

К суевериям относится и бросание денег в могилу, якобы для того, чтобы покойник выкупил себе место на кладбище.

Недопустимо также разжигание костров на могиле мертворожденного ребенка.

Также суеверием является хождение до рассвета в первый день Пасхи на кладбище просить прощение у матери и отца тех, кто был проклят покойными родителями. Считалось, что если в это время в земле раздастся гул, то это означает, что отец или мать простили свое дитя, и потому их приняла земля, которая раньше не принимала их за грех проклятия.

Следующим суеверием является заглядывание в печку или в бочку по возвращении с кладбища, чтобы не бояться покойника.

Церковь также выступает против бросания на Фоминой недели пищи в воду семьями, где есть утопленники.

Еще одним суеверием является натапливание бани для мертвецов на Фоминой неделе, закапывание пасхальных яиц в могильный холм.

Заключение

Мы не знаем, когда завершится наш земной путь, но знаем, что все завершится во Христе, через Которого все стало быть. Во Христе мы и воскреснем. Как показал Бог через пророка Иезекиля: «Кость присоединится к кости, сустав к суставу, и образуются жилы, плоть и кожа, и так возстанут (совершенные тела)» (Иезек. 37, 7-8). И Апостол, зная, что мы возстанем с телами, научил нас, говоря: «Подобает тленному облечься в нетление, и умершему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). Именно поэтому христиане относятся к кладбищам, как к местам будущего воскресения, берегут их и заботятся об их сохранности.

В разных странах человеку свойственно посещать могилы своих предков. Но только у русского человека отношение к кладбищу, к могилам самое трепетное. Как писал Пушкин:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Заметим, что кладбище, происходит от слова клад, получившегося в свою очередь от глагола класть, полагать лежа. Но в то же время, как известно клад - слово означающее нечто ценное, зарытое в землю. Причем зарытое до поры. Так и слово кладбище означает, что на нем до поры зарыто сокровище - тело православного христианина, которое непременно восстанет в день всеобщего Воскресения. Русское кладбище - это не некрополь, как модно стало говорить. Некрополь - означает город мертвых, а согласно православию - у Бога мертвых нет. Потому русское кладбище - место, где усопшие /заснувшие на время/ люди покоятся в ожидании воскресения. Вот почему наш народ относился к кладбищу, к могиле своих предков, как к священному месту.

К сожалению, такое понятие сегодня во многом утрачено. Но в генетической народной памяти оно осталось. Об этом говорит то, что даже невоцерковленные люди стремятся посещать могилки родных или близких. У Бога мертвых нет… И наш народ приходит к усопшим родным, как к живым, как на свиданье. Люди предаются воспоминаниям, размышляют о своей жизни и стараются хоть как-то почить память усопших. Ухаживают за могилкой, поновляют кресты, надгробия и памятники. И это неплохо. Однако нам надо знать, что усопшим не станет легче от того, что их могилы ухожены, не забыты. Им не станет легче и от наших размышлений о них, от пожелания «да будет тебе земля пухом». Да и разве такое пожелание лучше молитвы-просьбы «Со святыми упокой Господи душу усопшего раба Твоего…»

Когда мы ухаживаем за могилкой, то проявляем свое почтение, свою любовь к усопшему неким делом. Конечно же, это хорошо. Могилы умерших, близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная, она выражает нашу любовь, память. Но ведь внешнее проявление любви для души усопшего практически ничего не значит. А вот молитва есть самое великое дело, которое мы можем свершить в память покойного, есть самое глубокое проявление нашей любви к нему. При молитве и душа молящегося получает умиротворение и душа усопшего. А без молитвы на кладбище может возникнуть у вас тоска и даже уныние. А это, в свою очередь почувствует душа покойного и тогда о каком ее покое можно говорить?

Очень хорошо о смысле молитвы за усопшего сказал старец нашего времени архимандрит Кирилл (Павлов). «Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Придёт время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: "Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя". И напротив: как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших! "Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя".

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, - то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!»

Лучшая молитва за усопших - это соборная молитва всей Церкви. Поэтому, прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. После литургии нужно отслужить панихиду.

Когда же посещаете кладбище, надо зажечь свечку на могиле. А поскольку свеча часто задувается ветром, то для нее следует иметь специальный закрытый подсвечник, который продают непосредственно в прикладбищенских православных лавках, либо в православных магазинах. Можно порекомендовать обратиться в православный интернет-магазин «Зерна», где имеется большой выбор таких подсвечников. Имеются в нем и специальные фонари для возжигания свечей. Такие фонари традиционно использовали наши предки. Возобновление такой традиции способствует уважительному отношению к православной культуре возжигания свечей на кладбище. Особенно пригодится такой фонарь, когда на могиле близкого человека свершается лития.

Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Если же сделать это по каким-либо причинам трудно, то можно и самому свершить краткий чин, по книге "Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище". А можно помолиться даже и своими словами. Ведь главное в молитве - это наше сердечное расположение, искреннее обращение к Богу об упокоении души близкого человека.

Затем прибрать могилу и предаться воспоминаниям о покойном. Но не таким, которые оскорбляют его память, а таким, которые подвигают нас на душеполезные размышления.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могилу - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества. Не надо оставлять на могиле никакую еду, лучше отдать ее нищему или голодному. Архиепископ Иоанн (Максимович) так говорил об этом: «Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимися, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы».

К сожалению, внешние украшения могил становится все более распространенным. Но присмотритесь к разным могилам и вы увидите, что простой крест на могильном травяном холмике с живыми цветами смотрится естественно, вызывает чувство умиротворения. Потому что крест на могиле православного христианина напоминает нам о том, что у Бога нет мертвых, что все усопшие когда-то воскреснут. Вот почему он вызывает умиротворение.

А вот могила придавленная гранитом и громадной глыбой памятника вызывает тяжелое чувство. Не оттого ли у таких могил часто слышатся рыдания вместо молитв, пьют водку за то, чтобы земля покойному была пухом, потом опять рыдают и уходят придавленные тоской, как гранитом, которым придавлена могила.

Крест, будь он из металла или из дерева, более приличествует месту упокоения православного христианина, нежели дорогие монументы и мраморные надгробия. Но, конечно же, решение этого весьма деликатного вопроса - дело личное и решается каждой семьёй индивидуально.

"Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага", - говорил святитель Иоанн Златоуст.

Вот почему так душеполезно сделать пожертвование на храм или дать милостыню бедным с просьбой помолиться об усопшем рабе Божьем, называя его имя. Хорошо принести продукты для поминовения в церковь, специальное место для этого - канун. Обычно покупают крупы, конфеты в коробках, сок, красное вино, растительное масло, яйца, макароны. Эти продукты потом передаются нуждающимся и будут жертвой, принесенной за усопшего.

Однако, как уже говорилось выше прежде всего необходимо самим молиться за усопших. Это самое главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.