Урок литературного чтения "К. Д. Ушинский "Спор деревьев". Конспект занятия по экологии в старшей группе «Спор деревьев

Урок литературного чтения "К. Д. Ушинский "Спор деревьев". Конспект занятия по экологии в старшей группе «Спор деревьев

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Комбинированный урок

Литературного чтения и изобразительного искусства

Во 2 классе.

Тема: К. Ушинский «Спор деревьев»

Рисование по представлению сказочного образа.

Урок творчества.

Тимиряева Любовь Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Макуловская средняя

общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района

Республики Татарстан

Макулово 2011

ЦЕЛЬ: Углубить знания о творчестве К.Д Ушинского;

Расширить представления о жизни растений;

Учить детей анализировать произведения, сравнивать, расширять их кругозор, развивать воображение, логическое мышление, речь; совершенствовать технику чтения, продолжать работу над выразительностью речи; воспитывать добрые чувства.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет К.Д Ушинского,(под ним цитата: «Любовь к родной природе-один из вернейших признаков любви к родной стране.

Картинки с изображением дуба, берёзы, сосны, яблони и леса.

Книги К.Д.Ушинского.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Доброе утро дети! Доброе утро гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Окиньте взглядом доску и найдите эпиграф урока:

«Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к родной стране»

/К.Д.Ушинский./

Спешите делать добрые дела.

II. СООБЩЕНИЕ О БИОГРАФИИ К.Д.УШИНСКОГО.

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. В Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком. Обучением и воспитанием мальчика занималась мать, - Любовь Степановна. Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его пытливую мысль. Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине – одно из самых характерных устремлений Ушинского.

(Выступление двух учащихся)

ПРОВЕРКА Д/З.

Что нового вы узнали о природе, а точнее о деревьях из наблюдений за ними и из справочников.

  1. ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ.

Ребята, я приглашаю вас на лесную полянку. Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас берёза, по левую – дуб, впереди ель, а за ним – ива, сосна и ещё много – много других деревьев.

Представили?

Теперь откройте глаза и послушайте, о чем они могли говорить:

IV Чтение рассказа « Спор деревьев».

У кого возникла потребность высказаться?

Кто узнал эти деревья?

Как называется разговор, который проходил между деревьями?

«Спор деревьев» К.Д. Ушинского. (из толкового словаря Ожегова)

Спор - словесное состязание, обсуждение чего-нибудь в котором каждый отстаивает свое мнение.

Что можете сказать о трех деревьях?

Чтение по учебнику . Хвастаются?

Словарная работа. Как вы поняли слова?

(Промежду себя, деревами, погодите, изба- устаревшие слова)

Чтение по ролям . (показать при чтении свой характер)

Дуб:

Яблоня:

Сосна:

V. Работа по содержанию произведения.

К какому жанру относится?

Кого можно подразумевать под дубом, сосной, яблоней?

Вы все добрые волшебники и мои полноправные помощники. Давайте совместными усилиями расколдуем целый сказочный мир.

Каждому из вас достанется человек, которого надо спасти. И даже если он раньше был не очень хорошим и добрым, ему ведь можно помочь исправиться. Поэтому мы не оставим без помощи ни одного заколдованного человечка в нашем сказочном лесу. Все эти деревья как бы повторяют характер, внешность, возраст, пол заколдованных людей.

Описание деревьев.

(описывают внешние признаки дерева)

Дуб (в народе называют «Могучий, пожилой или молодой? Стройный или нет? Крепкий, с сильными руками, ногами, с добрым лицом, кудрявый)

Яблоня. (Вспомните яблоню весной, когда она расцветает, как невеста стоит, (девушка м/б и женщина средних лет, полная, статная, гордая, знает себе цену.)

Сосна. Старушка, умудренная опытом, много прожила на свете, много повидала.

VI. Рисование по представлению

Сложите альбомный листок пополам. На одной половине нарисуйте дерево, которое вам больше всего понравилось, а на другой половине нарисуйте расколдованного человека

(Самостоятельная работа учащихся)

Описывая эти деревья, мы опирались на внешние признаки, но ведь у человека есть еще и внутренний мир- душа. А что характерно для произведений К.Д. Ушинского?

(Он наделяет неодушевленные предметы человеческими качествами и учит нас бороться с недостатками)

Сам К.Д. Ушинский очень много работал над собой. Главным своим пороком, как и всех людей, он считал эгоизм.

Эгоизм- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов, интересам другим, пренебрежение ими.

Что же вы можете теперь сказать о деревьях, которые изобразил нам Ушинский?

эгоисты.

Эгоизм и эгоист- слова родственники, т.к. человек отличающийся эгоизмом, называется эгоист.

Не хвали сам себя, жди когда люди тебя похвалят.

Будут тобой восхищаться!

VII. Минута восхищения!

(подойдите к окну, понаблюдайте, присмотритесь, чем вы можете восхищаться?!

Какая летом стоит береза?

Дети смотрят в окно и представляют.

Учитель читает стихотворение «Березонька»

Что можете сказать об этом стихотворение?

(народ любит березоньку, называет ласково, нежно)

Повторное чтение уч-ся (2-3 уч-ся)

Где бы ни росла береза, всюду она приносит людям радость и свет.

Береза – символ России нашей Родины. И быть ей, да и всем деревьям, на наших

просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Берёзка-воистину крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побелевшую хату, русскую печь, кряжистые символы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжёлую работу.

А молодые тоненькие, прямые березки похожие на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек.

К.Д. Ушинский очень ценил народную мудрость. Песня «Березонька» была включена им в свой учебник «Детский мир». Своими произведениями он воспитывал в детях честность, трудолюбие и доброту. За что мы и благодарны ему.

VIII. Итог урока:

Что бы вы сказали К.Д. Ушинскому?


Рыжова Татьяна Геннадьевна Учитель-логопед первая квалификационная категория МБ ДОУ «Детский сад № 59» комбинированного вида г.Новокузнецк

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация»

Цель: пересказ сказки К. Ушинский «Спор деревьев».

Образовательные цели: формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и анализ сказки К. Ушинский «Спор деревьев»; активизировать и обогащать словарь по теме «Деревья»; согласовать существительные мн.ч.; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.

Коррекционно-развивающие цели: развивать диалогическую и монологическую формы речи; разви­вать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Воспитательные цели: воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.

Оборудование: панно, картинка, текст сказки К. Ушинский «Спор деревьев»

Предварительная работа: сбор листьев и составление из них композиций.

Организационный момент:

Интеллектуальная разминка.

Логопед. Ребята отгадайте загадки.

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

Круглое, румяное, яблоко
Оно растет на ветке.
У этой детки. (Яблоня)

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками... (Сосна)

Логопед. Ребята, молодцы. А теперь внимательно слушайте рассказ К. Ушинский «Спор деревьев».

Первичное чтение рассказа

Логопед. Кто стал спорить?

Логопед. О чем спорили деревья?

Логопед. Какое дерево первым говорило?

Логопед. Кто всем деревьям царь? Почему?

Логопед. Какое дерево услышало слова дуба?

Логопед. Кто услышал слова яблони?

Логопед. Чем хвасталась сосна?

Логопед. Что яблонька сказала дубу?

Закрепление навыков грамматически

правильного оформления высказывания.

«Один – много»

Дерево – деревьев;

Дуб – дубов;

Царь – царей;

Корень – корней;

Верхушка – верхушек;

Лист – листьев;

Сук – сучьев;

Буря – бурь;

Гроза – грозы;

Яблоня – яблонь;

Желудь – желудей;

Свинья – свиней;

Яблоко– яблок;

Стол – столы;

Сосна – сосен;

Зима – зим;

Колючка – колючек;

Печка– печек;

Изба – изб.

«Подбери родственное слово»

Дерево – деревце, деревянный;

Дуб – дубовый, дубинушка;

Царь – царский, царевич;

Корень – коренной, корявый;

Верхушка – верх, вершки;

Лист – листья, листва;

Сук – сучья, сучки;

Гроза – грозный, грозовой;

Яблоня – яблочный, яблонька;

Сосна – сосновый, сосновая;

Колючка – колючки, колит.

Развитие общей моторики, координации

речи, темпа и ритма движения

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Повторное чтение с установкой на запоминание

с использованием опорной картинки

Пересказ детьми рассказа с использованием панно

Логопед просит детей пересказать рассказ по опорной картинке на панно. Рассказ пересказывают 2-3 ребенка.

Игра «Что лишнее, чего не стало?»

Логопед. Посмотрите внимательно на панно и постарайтесь запомнить предметы, находящиеся на нём.

Логопед листом бумаги закрывает часть картинки и спрашивает детей о предметах, которые там находятся.

Дети. Стоял дуб.

Дети. Рядом с дубом росла яблоня и сосна др.

Подведение итогов

Логопед. Ребята, что нового сегодня вы узнали?

Дети. Все деревья нам нужны?

Логопед. Для чего нам нужен дуб?

Логопед. Для чего нам нужна яблоня?

Логопед. Для чего нам нужна сосна?

Спор деревьев.

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб и говорит: «Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко в землю ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозой».
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: « Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст, зато растут на тебе одни желуди; свиньям на потеху: а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает».
Слушает сосенка, иглистой верхушкой покачивает: « Погодите, - говорит, - похваляться, вот придет зима, и будете вы оба голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было: я им и печки топлю, и избы строю».

1. объясните лексическое значение данного слова и подберите к нему синонимы из текста:

молвила-_________________________________________________________

2. Найдите в тексте и впишите:

Сравнения________________________________________________________

Эпитеты____________________________________________________________

3. Произведите фонетический разбор слова листья :

____________________________________________________________________

4. Выпишите из текста выделенную часть последнего предложения и произведите его синтаксический разбор:

________________________________________________________________

Помогите пожалуйста!

. ТЕМА УРОКА : К. Ушинский «Спор деревьев»

ЦЕЛЬ УРОКА : - формировать понятие « рассказ» , «сказка»; сравнивать рассказ со сказкой; совершенствовать навык чтения; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному; развивать воображение, логическое мышление,речь, расширять кругозор; воспитывать интерес к литературному творчеству и чтению;

учить детей анализировать произведения . ОБОРУДОВАНИЕ : портрет К.Д Ушинского,(под ним цитата: «Любовь к родной природе-один из вернейших признаков любви к родной стране», презентация к произведению К.Д.Ушинского «Спор деревьев». ХОД УРОКА : I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Речевая разминка . Есть на свете старичок. Старичок - Лесовичок. Носит он из пёстрых листьев Разноцветный колпачок. Каждый день, и в дождь,и в зной Сторожит он мир лесной. Лесовичок - гость нашего урока. Он приготовил для вас загадку. Нам в дождь и в зной Поможет друг, Зелёный и хороший. Протянет он десятки рук И тысячи ладошек.

II . ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА. - О чём мы сегодня будем беседовать на уроке? -Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Спор деревьев». III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    Знакомство с биографией К.Д.Ушинского .
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. В Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком. Обучением и воспитанием мальчика занималась мать - Любовь Степановна. Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его пытливую мысль. Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине – одно из самых характерных устремлений Ушинского.
    «Экскурсия» на лесную полянку.
- Ребята, я приглашаю вас на лесную полянку. Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас берёза, по левую – дуб, впереди ель, а за ним – ива, сосна и ещё много – много других деревьев. Представили? Теперь откройте глаза и послушайте, о чем они могли говорить: 3.Подготовительная работа перед чтением текста. (стр. 66) * Читай целыми словами Спор – спорили – заспорили Смотр –смотрит – смотрится Хвала – хвалят – похвалят – похваляться *Читай слова слитно Вы- рез –ны –е -------вырезные Вер – хуш – ка ------верхушка По – го – ди – те -------погодите Го – ле – нё – шень – ки --------голенёшеньки *Читай внимательно Выпиты – вылиты Хватает – хвастает
    Чтение текста учителем
(стр. 60 -67) - Как вы думаете, это сказка или рассказ? Почему? 4 . Чтение текста учащимися - О чём говорится в этом произведении? 5. Выразительное выборочное чтение сказки. - Подумайте, какой «характер» у дуба? - Чем хвастается дуб? - Каким тоном будем читать слова дуба? - Прочитайте слова дуба, передавая при чтении его «характер». - Чем отличается яблоня от дуба? - Как она относилась к рассказу дуба? - Прочитайте слова яблони, передавая при чтении её «презрение» к дубу. - Что вы можете сказать о «характере» сосны? Как она выражает своё отношение к дубу и яблоне? - Прочитайте слова сосны. 6. Чтение сказки по ролям . Работа над содержанием. -Как называется разговор, который проходил между деревьями? Спор - словесное состязание, обсуждение чего-нибудь в котором каждый отстаивает свое мнение. -Что можете сказать о трёх деревьях? -К какому жанру относится эта сказка?? - Кого можно подразумевать под дубом, сосной, яблоней? 7.Описание деревьев.

Яблоня

Сосна

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Дуб

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

8.Работа с пословицами Не хвали сам себя, жди. когда люди тебя похвалят. Каковы дела, такова и польза Не ищи красоты, а ищи пользы . - Как вы понимаете смысл этих пословиц? IV. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.Стр. 66 – 68, читать, нарисовать рисунок дерева.

Тема: К. Ушинский «Спор деревьев».

Цель: 1.Познакомить учащихся с биографией и произведением

К.Д.Ушинского.

2.Развивать грамотную, связную речь учащихся.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, рисунки деревьев, книги К.Д.Ушинского.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, а это значит, что нам пора за работу.

2.Релаксация. Эмоциональный настрой.

На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете: он согревает вас, ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будит воображение.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения.

3.Проверка домашнего задания.

а)- На дом вам было задано чтение по ролям сказки Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски».

б) Чтение учащимися сказки по ролям.

4.Постановка целей и задач урока.

Вы были настоящими артистами. И я думаю, что тигренок Бинки остался бы вами доволен.

А сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 -1870) родился в г. Туле.

Его отец был представителем чиновного сословия, всю жизнь свою он служил Отечеству. Мать Ушинского была образованной и одаренной женщиной, которая и стала для Константина Дмитриевича первым учителем, и два класса он прошел дома.

В 1840 году Ушинский окончил гимназию с хорошими оценками и поступил в Москве на юридический факультет университета.

В 1846 году он окончил курс университета, блестяще сдав выпускные экзамены.

К.Д.Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х годах 19 века. Его детские книги включают огромное количество энциклопедических данных. Он создал и учебные книги «Детский мир»(1861) и «Родное слово»(1864).

На долю книг Ушинского выпал необычайный успех они выдержали бесчисленное количество изданий.

Посмотрите на выставку книг этого писателя- педагога. С одним из его произведений мы и познакомимся сегодня.

6.Знакомство с произведением.

1.Речевая разминка.

а) - Начинаем знакомство с произведением со знакомства со словами, которые нам встретятся в тексте.

Читаем целыми словами (сам - но, а потом 1-2 ученика вслух).

б) Читаем первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами.

Вы- рез-ны-е – вырезные

Вер-хуш-ка – верхушка

По-го-ди-те – погодите

Го-ле-нё-шень-ки – голенёшеньки

(чтение в унисон)

в) Читай внимательно:

вып иты – выл иты

Чем отличаются слова? Какое значение имеет слово

выпиты, а вылиты?

2. Первичное восприятие текста.

а) Чтение текста учителем вслух:

б) – Это произведение – сказка или рассказ? Почему?

3.Чтение текста детьми по логически законченным отрывкам (3уч-ся).

Как вы считаете, кто прав в этом споре? Выберите ответ и обоснуйте своё мнение:

- дуб - сосенка

- яблоня - все деревья

4.Самостоятельное чтение.

Внимательно, вдумчиво прочитайте сказку самостоятельно. Определите главных её героев.

5.Открытие нового.

Кто главные герои сказки? А теперь попробуйте отгадать загадки об этих деревьях.

а) У меня длиннее иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви – только на опушке.

(вывешивается иллюстрация)

б) Сообщение уч-ся, открытие нового.

«Сосны…Приятно смотреть на их стройные, золотистые стволы, вдыхать чистый воздух, пахнущий смолой.

Сосна – одно из самых древних деревьев на земле. Важной особенностью сосен является то, что они освобождаются от нижних сучьев. Дело в том, что нижние ветки быстро отмирают потому, что питательные вещества ими расходуются быстрее, чем накапливаются.

Сосны достигают в высоту 80 метров».

в) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок

(вывешивается иллюстрация)

г) Сообщение ученика:

« Вы помните, как выглядит дуб? Он производит впечатление силы и мощи. Эти деревья действительно очень высокие – они достигают 55 метров.

В средней полосе России нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Дубы очень любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов имеют такие причудливые изгибы.

Листья и цветки на дубах появляются одновременно, в мае. А его плоды – жёлуди созревают лишь осенью».

д) Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

А на каком дереве растут яблоки?

(вывешивается иллюстрация)

е) Сообщение ученика:

« В умеренном климате яблоня – самое главное садовое дерево. Ученые насчитали не менее 10 тыс. сортов яблонь. Их вывели из различных сортов диких растений. Яблочным краем по праву считают наши места, а самым знаменитым и любимым сортом яблок – янтарно желтая, душистая, кисло – сладкая антоновка.

В яблоках много веществ, необходимых людям. В них есть и сахара, витамины, кислоты, минеральные соли».

Расположите рисунки по порядку, как в сказке.

7.Работа над выразительностью чтения.

1.Подготовка к чтению по ролям

Найдите слова дуба. Каким тоном нужно их читать?

Исполните роль сказочного дуба.

(чтение отрывка детьми)

Роль какого персонажа вам ещё хотелось бы сыграть? Каким тоном вы будете это делать? Прочитайте!

(чтение отрывков учениками)

2.Чтение рассказа по ролям. (2-3 группы)

8.Итог урока.

Чему нас учит сказка, прочитанная сегодня?

9.Обобщение учителя.

Прикасаться к красоте природы сердцем мы можем ежедневно, ведь в любом, даже самом обычном явлении, можно увидеть что-то необычное, иногда для этого надо просто пофантазировать, как это в своё время сделал К.Д. Ушинский.

10. Д/з. Придумать свою сказку о деревьях.