В медвузах отменяется интернатура. Как изменится подготовка будущих врачей? «Прелести» отмены интернатуры

В медвузах отменяется интернатура. Как изменится подготовка будущих врачей? «Прелести» отмены интернатуры

С нововведениями в медицинской сфере многих нынешних студентов и тех, кто планирует учиться на врача, волнует вопрос, будет ли интернатура в 2018 году. Медицинские реформы приняты, чтобы в корне изменить обучение студентов-медиков, и главное изменение касается полной отмены интернатуры.

Согласно поправкам, внесенным в федеральный закон об «Охране здоровья граждан» в 2015 году, интернатура будет отменена. Процесс упразднения пройдет поэтапно:

  1. С сентября 2016 года интернатуру отменят для студентов-фармацевтов и стоматологов.
  2. С сентября 2017 года проходить интернатуру не нужно будет педиатрам и терапевтам.
  3. С 2018 года интернатура перестанет существовать для всех медицинских специальностей.

Согласно принятым нововведениям, теперь выпускники медицинских вузов смогут сразу работать в поликлиниках и амбулаториях самостоятельно без присмотра старших коллег.

Ранее интернатура была переходным этапом между обучением в вузе и медицинской практикой. В течение одного года студенты были обязаны работать в больницах и клиниках для получения необходимых практических навыков. На этом этапе обучения будущие медики выполняли функции врачей, но под присмотром старших коллег. За работу будущие врачи не получали оплаты.

При обучении на узкие специальности студенты проходили ординатуру. Она длится 2 года и направлена на получение навыков в узкой специализации, например, неврологии, хирургии, гинекологии, неонтологии. В некоторых случаях необходимо было проходить и интернатуру, и ординатуру, то есть после медицинского вуза еще 1–3 года нужно было потратить на приобретение практических навыков. Интерн или ординатор получал сертификат, который позволял ему вести самостоятельную практику врача.

Отменена будет интернатура, ординатура в 2018 году и ближайшее время останется. Она будет нужна для узких специальностей. Пойти на ординатуру студент сможет после года работы терапевтом в поликлинике.

Отмена интернатуры и процесс обучения

В связи с отменой интернатуры будет изменен и процесс обучения. Чтобы выпускники имели достаточно знаний и навыков после завершения учебного заведения, практика будет увеличена. Количество уроков практики будет увеличено на каждом курсе обучения, начиная с первого года.

На уроках практики студенты будут заниматься на тренажерах и отправляться в больницы и поликлиники для оттачивания навыков. Ведущие доктора и кандидаты медицинских наук высказывают сомнения касаемо такой схемы получения знаний. И тому существует несколько причин:

  1. Из-за увеличения количества уроков практики узконаправленные специалисты не смогут получать достаточно теоретических знаний.
  2. Процесс обучения больше направлен на получение общих знаний, что усложняет подготовку хирургов, гинекологов, дерматологов и других узких специалистов.
  3. Тренажеры не могут заменить живых пациентов, поэтому навыков, полученных в процессе обучения, может не хватить для оказания квалифицированной медицинской помощи в жизни.

В то же время педагоги Воронежского мединститута и других учебных учреждений утверждают, что они выпускают подготовленных к самостоятельной работе специалистов, поэтому нет необходимости тратить время на прохождение интернатуры.

Сертификация и аккредитация

Ранее будущие медики получали сертификат после прохождения интернатуры, который давал им право практиковать. Каждые 5 лет квалификацию необходимо было повышать прохождением курсов и получением очередного сертификата.

После того, как интернатура в 2018 году будет отменена, сертификаты будут заменены на прохождение аккредитации. Сразу после завершения обучения в вузе выпускнику необходимо пройти аккредитацию, так как работать в поликлинике с одним дипломом невозможно. В процессе деятельности врачу будут начисляться баллы, которые будут подтверждать аккредитацию. Баллы аккредитации начисляются:

  1. За посещение медицинских семинаров, конференций и других подобных мероприятий.
  2. За написание научных статей и книг.
  3. За проведение сложных операций и манипуляций.

Впервые подтверждать свою аккредитацию практикующим врачам придется в 2021 году. Некоторые медики очень обеспокоены этим нововведением, поскольку их волнует, кто будет оплачивать подобные поездки, и будет ли оцениваться ежедневная работа врача, а также кто будет работать с пациентами, если все будут писать статьи и ездить по семинарам и конференциям.

Для чего необходима отмена интернатуры в 2018 году?

Сейчас в первом звене медицинского обслуживания в амбулаторных заведениях и поликлиниках наблюдается острая нехватка кадров, особенно в сельской местности. Чиновники из здравоохранения считают, что отмена интернатуры позволит решить данную проблему, так как выпускники медицинских вузов смогут сразу идти работать в поликлиники, что позволит закрыть открытые вакансии.

Чтобы решить проблему нехватки специалистов узкого направления, студентов по набору будут обязывать работать в учреждениях, из которых они были направлены.

Какие результаты принесет отмена интернатуры, покажет только время.

Shutterstock

В 2016 году в стране появились «дорожная карта» по обезболиванию, страховые поверенные и административная статья для врачей, начала внедряться аккредитация медработников, в вузах отменили интернатуру, а иностранных производителей лекарств и медоборудование фактически отстранили от госзакупок.

Принудительное импортозамещение: от текстиля до молекул

Весь 2016 год правительство шлифовало ограничения для доступа на российский рынок госзакупок импортных лекарств и медизделий. Госучреждениям закупать импортный текстиль. Втрое был список зарубежных медизделий, поставщики которых не могут участвовать в торгах на получение контракта при наличии хотя бы двух заявок от отечественных производителей. При этом ограничения не касаются производителей из стран-членов Евразийского экономического союза, а качество продукции в этом случае роли не играет - только место производства.

Еще одно постановление кабмина предоставляет преференции для отечественных товаров: чтобы российская компания получила приоритет на аукционе, система электронных торгов должна автоматически снижать предложенную им стоимость контракта на 15%. Если же тендер выиграет поставщик импортного товара, договор будет заключаться на сумму на 15% ниже предложенной им цены.

В фармотрасли импортозамещение добралось до молекул. Очередные Минпромторга к правилу «третий лишний» (постановлению правительства РФ № 1289 от 30.11.2015), обеспечивающему преференции в процессе госзакупки российским производителям лекарств, содержат уже требования и по организации производства на территории России фармакологической субстанции. Если заявок от отечественных производителей препаратов полного цикла не будет, приоритет должен отдаваться производителям лекарств, готовая лекарственная форма которых была произведена в России.

По замыслу правительства, «принятые решения будут способствовать развитию отечественного производства медицинских изделий». Эксперты же опасаются, что уже скоро оставшиеся без конкуренции немногочисленные отечественные производители превратятся в монополистов и станут диктовать Минздраву, что и почем покупать.

«Выстраданный общественный договор»: доступное обезболивание и посещения в реанимации

Прошлый год стал переломным в решении проблемы обезболивания в России. Правительство РФ дорожную карту, предусматривающую повышение доступности обезболивающей терапии, в том числе расширение списка наркотических и психотропных препаратов и упрощение процедуры их назначения. Для снятия болевого синдрома будут использоваться современные подходы, которым будут обучать медицинских работников. Но главное - действия медиков, которые работают с обезболивающими опиатами, будут декриминализированы. Директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова назвала «Дорожную карту» своего рода общественным договором, который тяжело выстрадан и теперь должен быть обязательно исполнен. Сейчас необходимыми инвазивными препаратами обеспечены лишь 75% российских больных, а анальгетики в таблетках доступны 50% пациентов. На то, чтобы в стране появилось производство достаточного количества обезболивающих, нужны минимум два года. Еще больше времени потребуется на то, чтобы изменить психологию врачей «старой закалки».

Еще одна победа гражданского общества - открывшиеся двери реанимации. Минздрав выпустил рекордное число памяток и методических рекомендаций, регламентирующих посещения родственниками тяжелых больных в отделениях интенсивной терапии и реанимации. Речь в них идет, как о требованиях к посетителям (они должны быть здоровы, соблюдать правила гигиены и не мешать работе медперсонала), так и об обязанности медучрежедний организовать условия для посещений. И самое главное - родителям право круглосуточно быть рядом с детьми. К сожалению, гарантии того, что эти рекомендации будут выполняться, никто не дает. В большинстве российских ЛПУ для этого просто нет технических возможностей, а у региональных властей - денег на их создание.

«Обновленное» ОМС: прозрачная госпитализация, региональное равенство и страховые поверенные

В 2016 году впервые было «выровнено» базовой программы ОМС для всех субъектов федерации. Следствием разного финансового положения российских регионов многие годы становились разные объемы госгарантий территориальных программ ОМС. Однако теперь, благодаря централизации страховых взносов, все средства аккумулируются в Федеральном фонде ОМС и распределяются по единому подушевому нормативу с учетом региональных коэффициентов. Как заявляют в ФОМСе, сейчас в системе ОМС нет богатых и бедных субъектов. Но признают, что проблема неравномерного финансирования остается для туберкулеза, психиатрии, венерологии, наркологии и других социально значимых заболеваний, за которые отвечают региональные бюджеты.

Кроме того, Минздрав РФ правила обязательного медицинского страхования, касающиеся как технической стороны, так и принципиальных вопросов - раскрытия информации клиниками и страховщиками. В частности, стала «прозрачней» госпитализация - теперь клиники должны ежедневно вносить в свою информационную систему сведения о выданных направлениях на госпитализацию, количестве свободных мест на ближайшие 10 рабочих дней, а также о госпитализированных за день плановых пациентах. По мнению экспертов, это должно пресечь коррупцию при госпитализации, а также прекратить практику, при которой администрация ЛПУ требует от врачей досрочной выписки пациентов, в том числе не долеченных, чтобы за отпущенное на одного больного время госпитализировать двоих-троих и получить деньги за всех.

В уходящем году в стране появился институт страховых поверенных, которые будут отслеживать процесс лечения каждого пациента. А также заниматься профилактикой, например, информировать о необходимости своевременной диспансеризации с помощью СМС-сообщений. В течение «переходного» 2016 года, по данным Минздрава подготовлено около 3,5 тыс. таких специалистов.

2016 год для врачей: допуск к профессии, отмена интернатуры, новые штрафы и старые зарплаты

С 2016 года в России начала аккредитация медицинских работников - проверка готовности «осуществлять деятельность по определенной медицинской специальности». Процедура предусматривает первичную аккредитацию (для выпускников вузов, желающих сразу приступить к профессиональной деятельности), первичную специализированную (для выпускников ординатуры, и врачей, повысивших свою квалификацию) и периодическую (для практикующих врачей в ходе непрерывного профессионального образования). Начали с выпускников вузов по специальностям «стоматология» и «фармация». В 2017 году аккредитация станет обязательной для всех остальных выпускников медвузов, а с 2021 - для всех практикующих врачей. В Минздраве новую систему называют формой непрерывного медицинского образования, необходимой для повышения качества медпомощи.

Однако эксперты говорят, что Минздрав меняет «вывеску», никак не затрагивая принципа выдачи допуска к профессии: чтобы работать, врач и раньше должен был иметь сертификат специалиста. А вот отмена с 1 сентября 2016 года интернатуры реально скажется на качестве медпомощи, не в лучшую сторону. Сразу после окончания вуза выпускников допустят к работе по трем базовым врачебным специальностям - участкового терапевта, участкового педиатра и общего стоматолога. интернатуры (как 7-го года обучения) призвана решить проблему дефицита кадров в первичном звене. Трехлетняя отработка выпускников в качестве врачей общей врачебной практики, фактически, станет обязательной. Только после этого молодой специалист сможет поступать в ординатуру по остальным врачебным специальностям.

А чтобы врачи не расслаблялись, в правительстве санкции за нарушение прав пациентов и порядка оказания медицинской помощи. До сих пор в Кодексе об административных нарушениях было не много «медицинских» статей, и касались они лишь донорства крови и фальсифицированных лекарств. Теперь за выявляемыми Росздравнадзором нарушениями будут следовать не малоэффективные «предписания», а конкретные штрафы. Расплачиваться собственным рублем придется также за взимание платы за бесплатную медпомощь, нарушение правил проведения медицинских экспертиз, порядка назначения и выписывания лекарств.

Без изменений остались разве что доходы медработников. По данным Фонда независимого мониторинга «Здоровье», официально заявляемую Минздравом зарплату в 48 тыс. рублей получают только 4,5% российских врачей. А значительное число их коллег получает до 20 тыс. рублей в месяц. В Минздраве, несмотря на заявления о росте средних зарплат по отрасли, также признают, что истинный их размер зависит не от качества работы, а от близости к начальству. Сегодня базовый оклад врача составляет только 40%, а остальное приходится на так называемые стимулирующие выплаты. В регионы были направлены рекомендации о внесении изменений в структуру заработной платы врачей с тем, чтобы ее базовая часть составляла не менее 60%. Даст ли это какие-то результаты, узнаем в будущем году.

В медицинские вузы предлагают вернуть интернатуру. Такие поправки сегодня готовят в Госдуме. Ранее в рамках реформы медобразования интернатура была упразднена. Законодатели уверены, что новая система аккредитации, которая стала результатом проведенной реформы, не обеспечивает достаточной подготовки врачей. К катастрофическим последствиям может привести и обязанность молодого медика отработать три года в сельской местности после окончания учебы. После выпуска медик еще не вполне готов взять на себя ответственность за жизни пациентов, считают в Госдуме.

Соответствующие поправки в действующее законодательство готовит сегодня Сергей Фургал, первый зампред думского комитета по охране здоровья. Он предлагает возвратить интернатуру в качестве обязательной ступени медобразования. Напомним, с 2016 года по новому образовательному стандарту была упразднена интернатура для фармацевтов и стоматологов. В этом году не стало интернатуры и для тех, кто выбрал лечебно-профилактические и педиатрические факультеты. Все эти новшества распространяются на тех, кто поступил в медвузы с 2013 года.

Разрабатываемые же в Госдуме поправки направлены на возвращение медобразования к старой системе, которая предусматривает помимо шестилетнего обучения в вузе еще два года ординатуры или год интернатуры. Только после этого будущий медик может выбрать специализацию и продолжать обучение уже по ней. Новые же стандарты обязывают после шестилетнего обучения в вузе направлять молодых специалистов в сельскую местность для трех лет отработки. После этого медик может продолжить обучения в ординатуре.

Фургал отмечает, что с введением новых стандартов налицо вышел ряд проблем. Прежде всего, страна лишается узких специалистов. Кроме того, ухудшается ситуация с набором в медвузы, ведь немногие абитуриенты согласны отправляться после обучения в сельскую местность. К тому же, в сельских больницах катастрофически не хватает врачей-наставников. Вместе с тем, это не освобождает молодых врачей от ответственности за жизнь и здоровье пациентов. Поэтому депутат предлагает наложить мораторий на реформу.

Вместе с тем, в Общественном совете при Минздраве не согласны с таким мнением. Так, по словам, председателя совета Натальи Аксеновой, вносить поправки сегодня еще преждевременно. Она отметила, что для прохождения аккредитации выпускник вуза с дипломом должен обладать уровнем подготовки, который превышает тот, который может дать интернатура. Данный экзамен принимается представителями профессионального сообщества, и является очень ответственным и серьезным. Такая система распространена во всем мире и это большой шаг вперед для отечественной системы здравоохранения, считает Аксенова.

Наш эксперт - ректор Нижегородской государственной медицинской академии, профессор Борис Евгеньевич Шахов .

Достаточно одного диплома

Елена Шитова, «АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение»: Борис Евгеньевич, в чем принципиальное отличие нового учебного стандарта?

Борис Шахов: В отличие от предыдущего стандарта наши выпускники после получения дипломов будут иметь право самостоятельно работать врачами. Ранее они должны были сначала получить сертификат, для чего требовалось окончить интернатуру и/или ординатуру.

- Интернатура отменяется, что будет с ординатурой?

- Ординатура остается, ее продолжительность по всем специальностям обучения будет составлять 2 года. Она станет разновидностью последипломного образования для тех, кто хочет приобрести узкую специальность, например, работать кардиохирургом, неврологом и т. д.

- А где и кем сможет работать новоиспеченный специалист с дипломом медицинского вуза?

Выпускники медицинских вузов получат право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая как терапевтов, так и педиатров ОВП) в поликлиниках и центральных районных больницах.

Распределения нет, но…

Получается, что любой врач, прежде чем стать узким специалистом, будет обязан пройти «курс молодого бойца» на амбулаторном приеме пациентов в поликлинике или ЦРБ?

Не могу утверждать это со стопроцентной уверенностью, поскольку нормативная база реформы находится в стадии разработки, многое еще не ясно. Но пока я вижу такую схему: врач получает диплом и отправляется работать в первичное звено на некоторое время. Официальных документов нет, но в устной форме неоднократно озвучивались предложения определить величину этого периода в три года. После чего врач, если у него возникнет такое желание, сможет поступить в ординатуру.

В советские годы практиковалась система распределения молодых специалистов именно с трехлетним сроком обязательной отработки по месту направления. Сейчас происходит возвращение к подобной системе?

Распределение было признано нарушением прав, ограничением свободы человека, противоречащим Конституции. Вернуться к этой практике сейчас не представляется возможным. Новая система не ограничивает свободу выбора выпускника, но задает определенные условия, в рамках которых он будет реализовывать свой выбор.

Что делать тем, кто с детства видел себя в конкретной врачебной специальности, например, мечтал стать нейрохирургом? Три года на амбулаторном приеме после окончания вуза превратятся для такого выпускника в потерянное время, в течение которого он забудет навыки, приобретенные в вузе.

Думаю, что для одаренных студентов, для тех, кто твердо знает, чего он хочет, и уже со студенческой скамьи стремится изучить избранную специальность как можно глубже, будут узаконены особые условия поступления в ординатуру, не предусматривающие обязательной трехлетней стажировки в качестве врача ОВП.

Нет ли опасений, что эти особые условия станут «законодательной лазейкой» для многих нерадивых студентов, которые просто хотят устроиться на более комфортную должность без обязательной «отработки» в поликлинике?

Ни одна правовая система не может быть идеальной, невозможно полностью застраховаться от различных недобросовестных действий. Тем не менее вполне реально продумать такую схему, при которой данный фактор будет сведен к минимуму, например, учитывать участие в студенческой научной работе по выбранной тематике.

Все для первичного звена

Если все выпускники будут обязаны хотя бы три года отработать в первичном звене, то позволит ли эта мера решить кадровую проблему в поликлиниках и ЦРБ?

Думаю, что именно на решение кадровой проблемы в первичном звене и направлено в первую очередь реформирование. Амбулаторно-поликлиническая работа заявлена в качестве приоритета, и мы обязаны это учитывать при подготовке специалистов.

Не секрет, что работа в первичном звене не считается престижной среди выпускников медицинских вузов, в поликлинику идут в основном те, кто не нашел более привлекательного места работы. Может ли вуз изменить подобное отношение?

Не соглашусь по поводу привлекательности: сегодня есть такие поликлиники, где врач может проявить свои знания и навыки не в меньшей степени, чем в стационарах. Многие учреждения оснащены самым современным оборудованием. Наша задача как учебного заведения - показать студентам реальные возможности работы в поликлинике.

Раньше приоритет складывался в пользу стационаров, где изучались основные клинические дисциплины, а работе поликлиник уделялось значительно меньше учебного времени. Сейчас что-то изменится?

Начиная с 2014 года существенно увеличится количество занятий поликлинической направленности. На новые кафедры придут студенты-третьекурсники, и изучение клинических дисциплин будет напрямую связано с будущей работой врачей общей практики.

А кто будет преподавать эти поликлинические дисциплины - сотрудники академии или практикующие врачи из поликлиник?

Безусловно, мы будем привлекать для этой работы людей, имеющих большой практический опыт амбулаторного приема. При этом и сегодня среди наших сотрудников есть врачи, работающие в поликлиниках.

Куда уходят кадры

- Не пройдут ли свежеподготовленные врачи общей практики мимо поликлиник?

- Мне доводилось слышать, что почти треть выпускников медицинских вузов не доходит до учреждений здравоохранения, и мы в НижГМА решили этот вопрос изучить досконально. Начиная с 2008 года мы ведем мониторинг и отслеживаем: кто, когда и куда устроился работать после окончания академии. Ни о каких 30% говорить не приходится. По нашим данным, не приходят работать врачами 9,6% выпускников. Это, конечно, тоже много, но все же втрое меньше, чем принято считать. Думаю, что если бы все мои коллеги-ректоры провели подобные исследования, мы бы имели более объективную картину по стране.

- Где работают выпускники НижГМА?

Абсолютное большинство - 67% - остается в своем регионе, преимущественно в областном центре. Некоторые уезжают, причем многие в Москву и даже за границу. Около 16% врачей Москвы и Московской области - наши выпускники, некоторые из них трудятся вахтовым методом, их семьи проживают в Нижнем Новгороде.

- Столица - это прекрасно, но много ли выпускников попадает на село?

Для того чтобы стимулировать выпускников работать в сельских учреждениях здравоохранения, в Нижегородской области действует уникальная программа поддержки молодых специалистов, предусматривающая предоставление жилья и автомобиля. Эта программа существенно улучшила положение дел, хотя проблемы, безусловно, остаются. Не нужно забывать, что приток выпускников - это только часть решения кадровой проблемы, не менее важно оказывать влияние на отток специалистов. Сегодня даже на уровне Министерства здравоохранения России отток кадров признан основной причиной дефицита врачей.

Как объединить усилия

В последнее время много говорится о необходимости укрепления связи между высшей школой и предприятиями. Но в отношении здравоохранения об объединении говорить сложно, так как вузы сегодня отдельно, а медицинские учреждения отдельно. Можно ли сделать, как в советское время, чтоб клинические базы находились в действующих медицинских учреждениях?

Действительно, раньше все клинические кафедры действовали на базах лечебных учреждений, что позволяло одновременно решать несколько задач. С одной стороны, это давало неоценимый эффект в плане обучения студентов, с другой - оказывало помощь в лечебном процессе, поскольку пациентов консультировали ведущие специалисты вуза, профессора и доценты. Затем каждое учреждение стало отдельным хозяйствующим субъектом, что существенно осложнило взаимоотношения лечебных учреждений и вузов. Если вуз не имеет своей клинической базы, то приходится искать различные пути взаимодействия с медицинскими организациями.

Сейчас в соответствии с Гражданским кодексом вуз и больница могут заключить либо договор аренды, либо договор безвозмездного пользования. Но даже при безвозмездном пользовании придется оплачивать коммунальные услуги, составляющие достаточно крупную сумму, которую вузам просто не потянуть.

- Какие пути решения проблемы вы видите?

В настоящий момент мы ищем эти пути во взаимодействии с органами власти, включая правительство Нижегородской области и Законодательное собрание. Радует, что и наша академия, и региональное министерство здравоохранения хотели бы выработать единый правовой подход. Но для кардинального решения требуются нормативные акты федерального уровня. И определенные подвижки в этом направлении постепенно появляются. В частности, правительство РФ разрешило студентам-медикам находиться с учебной целью в клиниках. Следующим шагом, как я полагаю, должно стать разъяснение, кто должен с этими студентами заниматься и на каких основаниях.

- Размещение кафедр в поликлиниках тоже требует правового урегулирования?

- Требует, но, надеюсь, в этом случае для нас проблема должна решиться проще, поскольку мы планируем разместиться на базе Приволжского окружного медицинского центра. Это федеральное учреждение, как и наша академия, у нас одинаковая форма собственности, что уменьшает количество возникающих вопросов. Кроме того, мы ставим перед руководством области вопрос о том, чтоб академии в качестве базы полностью передали одну из городских поликлиник.

Больше хорошей практики

В интернатуре молодые доктора, работая под руководством опытных коллег, получали важнейшие практические навыки, которые сложно выработать в процессе обучения в вузе. Где они получат эти навыки после отмены интернатуры?

Знаете, я всегда говорю своим студентам: чтобы не бояться сложных профессиональных ситуаций, поработайте в «горячих цехах»: приемном отделении, на скорой помощи или в реанимации. Тогда с какой бы проблемой вам ни пришлось встретиться в дальнейшем, вы не растеряетесь и сумеете оказать больному помощь. Сегодня среди студентов много тех, кто совмещает учебу с работой в учреждениях здравоохранения, и это дает хорошие результаты.

- А в самом вузе студенты смогут получить практические навыки?

Конечно, число часов на изучение практических дисциплин увеличилось. Причем если раньше студенты отправлялись непосредственно к больным, то сейчас у них появилась возможность отработать навыки на специальных тренажерах. Во всех вузах открываются центры симуляционного обучения, и наша академия не исключение. У нас уже действуют симуляционные центры по хирургии и по стоматологии, готовится к установке закупленное оборудование по акушерству и гинекологии. В ближайшей перспективе - приобретение уникального для России стоматологического комплекса, предусматривающего возможность не только обучения, но и трансляции и видеозаписи мастер-классов.

- За счет сокращения каких предметов будет достигнуто увеличение практических занятий?

Прежде всего из программы ушел достаточно большой объем общественных наук, сейчас идеологические дисциплины студенты не проходят. Кроме того, снижено количество часов на некоторые теоретические предметы, включая химию и физику, а также на иностранный язык.

Дистанционный консилиум

Допустим, специалист, успешно освоивший всю программу обучения в вузе, отправляется самостоятельно работать в отдаленный район, где посоветоваться не с кем. А у него никакого опыта работы, даже интернатуры нет. Как быть?

Знаете, раньше ведь интернатуры тоже не было. Врачи учились пять лет, а затем отправлялись на самостоятельную работу, и в том числе - в отдаленные районы. Именно так было с моими родителями, причем маму в свое время распределили единственным врачом на строющуюся Горьковскую гидроэлектростанцию. А там контингент был весьма сложный, работали самые разные люди, включая бывших зеков. Так что пришлось разбираться не только с аппендицитами, но и с ножевыми ранениями. Как справлялись? Книги с собой брали, лекционные записи, ездили в ближайшую ЦРБ на консультацию.

К сожалению, сегодня молодые специалисты почему-то боятся обращаться за советом к опытным коллегам. Нужно такое отношение изживать, поскольку коллегиальность всегда была отличительной чертой медицины. Кроме того, сегодня современные средства связи позволяют проводить дистанционные консилиумы.

Вчерашнему студенту психологически проще обратиться к своему преподавателю, а не к опытному коллеге. Может ли академия как-то помочь своим выпускникам в дальнейшей работе?

Сейчас мы запустили пилотный проект, распространяющийся пока только на пять районов нашего региона. Он предусматривает применение телемедицинских технологий для проведения онлайновых консультаций врачей из отдаленных учреждений с ведущими специалистами НижГМА. В 2014 году мы планируем оборудовать медиацентр в главном здании академии, где будет доступна связь с любой больницей Нижегородской области. В результате каждый врач сможет посоветоваться с преподавателем академии.

- По каким разделам медицины будут проводиться консультации?

В первую очередь по акушерству и гинекологии, поскольку одной из самых важных задач нижегородского здравоохранения является снижение материнской и детской смертности. Будут проводиться консультации по хирургии, педиатрии и всем неотложным состояниям.

Процесс должен быть непрерывным

Скажите, положа руку на сердце, готов ли на самом деле выпускник медицинского вуза к самостоятельной работе?

Невозможно выпустить из вуза врача, готового к работе на все 100%. И это не зависит от того, есть интернатура в программе или нет. В нашей профессии, как ни в какой другой, важно перенимать опыт у коллег, адаптироваться и, конечно, постоянно обучаться.

Фото: РИА Новости / Борис Ушмайкин

Сейчас нередко раздаются упреки в том, что высшая школа взяла за основу западную многоуровневую систему высшего образования, включающую бакалавриат и магистратуру, в то время как система подготовки врачей в Советском Союзе считалась в свое время образцовой. Надо ли было вообще «огород городить»?

Думаю, что совершенствование в любой сфере необходимо, но важно, чтоб изменения были эволюционными, а не революционными. Не нужно разрушать «весь мир до основания», необходимо брать лучшее и развивать его дальше.

Что касается новых образовательных стандартов, то я не вижу трагедии в их внедрении. Я уже говорил, что интернатуры раньше не существовало, но это не мешало подготавливать квалифицированных специалистов. Более того, реформа включает ряд моментов, которые я однозначно оцениваю как позитивные. Это касается в первую очередь последипломного образования.

Сейчас раз в пять лет врач обязан пройти курсы повышения квалификации, где он в течение двух-четырех месяцев слушает лекции в вузе. Не думаю, что такой способ пополнения знаний является оптимальным. За рубежом принята другая система, которая будет внедряться и у нас. Она предусматривает непрерывное обучение врача путем его участия в научных конференциях, семинарах, посещении мастер-классов и тренингов ведущих специалистов и т. д.

Таким образом, врач пополняет свои знания постоянно, что является залогом его успешного развития. Наша профессия предполагает ежедневное обучение, и если ты перестаешь учиться, ты умираешь как врач.

Возможность получения полноценного образования волнует как учащихся медицинских вузов, так и тех, кто только готовится поступать в мединститут. И потому для будущих врачей крайне актуален один вопрос: интернатура 2016-2017 — будет или нет?

Интернатура в 2017 году

Согласно государственным стандартам образования выпускник высшего учебного заведения медицинского профиля должен быть полностью готов к работе в сфере здравоохранения. А потому такая форма получения образования как интернатура полностью упраздняется.

Итак, всем, поступившим в ВУЗы с 2013 года и позднее, задающимся вопросом «отменят ли интернатуру в 2017 году?», стоит знать:

  • первого сентября 2016 года отменяется интернатура для фармацевтических и стоматологических специальностей;
  • первого сентября 2017 года отменяется интернатура для педиатрических и терапевтических специальностей.

Главные изменения

Что изменится с отменой интернатуры в 2017 году? Чего ждать будущим выпускникам? Обо всех наиболее значимых изменениях мы постараемся рассказать подробнее.

Наиболее значимое нововведение, которое, собственно, и ложится в основу отмены интернатуры, это изменения формата образования. Практические отработки полученных навыков будут проводиться еще в институте. Изменяя учебный процесс и встраивая в него параллельное получение практического опыта, министерство надеется получить активных, готовых к работе специалистов сразу же после окончания ВУЗа.

Кроме того, планируется ввести более узкую специализацию для «лечащих» специальностей. На шестом году обучения второе полугодие будет полностью посвящено выбранной «узкой» специализации, с одновременной практикой в медицинских заведениях, прикрепленных к ВУЗам.

Но для того, чтобы работать как хирург, трансплантолог, кардиолог, неонатолог и так далее, выпускник обязан будет закончить ординатуру. Двухлетнее практическое обучение под руководством опытного практикующего наставника для подобных специальностей остается обязательным. То есть отменяется лишь интернатура в 2016-2017 годах, но ординатура как форма обучения по-прежнему актуальна.

Выпускник медицинского ВУЗа сможет начать практическую деятельность как терапевт или педиатр сразу же после получения диплома.

Если раньше для того, чтобы получить право работать даже участковым врачом в поликлинике, требовался сертификат об окончании интернатуры, то с будущего года достаточно будет вузовских «корочек».

Кроме того, в 2017 году сертификация сменится аккредитацией. В свою очередь, аккредитацию для выпускников планируется совместить с государственными экзаменами. Таким образом, по мнению специалистов, качество образования должно существенно повыситься.

Многим отмена интернатуры в 2017 году кажется весьма сомнительным нововведением. Ведь привычная форма получения образования позволяла приобретать необходимые знания на практике, деля при этом ответственность с уже состоявшимися специалистами. Однако согласно новым стандартам образования эта же «практическая отработка» будет включаться в основной курс обучения будущих медиков. Так, пятый и шестой года обучения, а для стоматологов и фармацевтов четвертый и пятый года, будут полностью посвящены приобретению практических навыков. Для этого будущие врачи будут отрабатывать полученные навыки под руководством опытных специалистов без отрыва от основного курса обучения.

Зачем нужны преобразования?

Главная цель, которую преследует отмена интернатуры – решение кадрового вопроса. Ни для кого не секрет, что в наше время нехватка врачей на первичном уровне системы здравоохранения стала подлинным бедствием. И отказ от постинститутского годичного обучения должен помочь в этом вопросе.

Министерство здравоохранения решило пойти еще дальше и «закрепить» практическое решение проблемы нехватки врачей первичной практики. Теперь все выпускники, поступавшие по так называемым целевым наборам, то есть по квотам от регионального министерства или медицинского заведения, должны будут отрабатывать предоставленную им возможность. Они будут прикрепляться к региональным поликлиникам той местности, от которой производился набор. И молодой специалист в течение трех лет обязан будет трудиться на указанном месте. Таким образом министерство надеется закрыть «горящие» вакансии медицинских учреждений первого звена.

Кстати, в этих же медицинских учреждениях, от которых будущие врачи были направлены на учебы, студенты будут проходить и практику. То есть интернатура интегрируется в учебный процесс, повышая тем самым общий уровень подготовки.

Однако педагоги и опытные врачи выражают некоторое сомнение в правильности такого шага. Будут ли студенты успевать усваивать тот материал, который необходим для получения должных навыков? Ответ на этот вопрос может дать только время.