Воспоминания братии о почившем настоятеле свято-введенской оптиной пустыни архимандрите венедикте. Памяти архимандрита венедикта, наместника оптиной пустыни

Воспоминания братии о почившем настоятеле свято-введенской оптиной пустыни архимандрите венедикте. Памяти архимандрита венедикта, наместника оптиной пустыни
Воспоминания братии о почившем настоятеле свято-введенской оптиной пустыни архимандрите венедикте. Памяти архимандрита венедикта, наместника оптиной пустыни

Священника Венедикта Циркового, который прославился исполнением «Мурки» во время Великого поста в трапезной московского храма, выслали в Приднестровье. Medialeaks рассказывает, где происходило действие видео, что известно о самом Цирковом и его непосредственном руководителе - архиепископе Савве и почему священники из Тирасполя работают в Москве.

Как зовут священника, где и когда он пел «Мурку»

Первым видео со священником, который во время праздничного обеда исполняет песню «Мурка» под аккомпанемент ансамбля народных инструментов, 2 апреля выложил в твиттер журналист Александр Невзоров.

Александр Невзоров

Поп пошёл на дело, выпить захотелось. Поп зашёл в шикарный ресторан.

Священник исполняет песню от начала до конца, включая строчку «Скольких я зарезал, скольких перерезал». Видно, что часть людей в помещении подпевает, другие отворачиваются и не выглядят довольными. Позднее видео было выложено в YouTube.

В реплаях у Невзорова многие стали подшучивать над священником и Русской православной церковью.

Maxat NurMuhammad

Православный блатняк! Теперь я видел всё.

Вал Мишель

Там сидел Гундяев, в митре и с котлами,
А под рясой - ксива и наган.

madsubstance

Хороший тамада, и конкурсы интересные.

Жан Боль Сратр

Всё так. Как-то бухал с питерскими семинаристами - чуть не помер.

Песню на видео исполяет архимандрит Венедикт Цирковый, священник в церкви Иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисово, на Каширском шоссе. Всё происходит в трапезной этой церкви. День установить сложно, но судя по тому, что на столе есть мясные закуски, а украшением служат гвоздики, видео было снято не во время Великого Поста, то есть до 19 февраля 2018 года.

Запись моментально стала вирусной, в тот же день её опубликовал в фейсбуке диакон Андрей Кураев. Он же назвал имя священника, который поёт.

Архимандрит Венедикт (Цирковый)

В своём посте Кураев подробнее объяснил, что было на видео. По его словам, всё происходило в присутствии того самого правящего архиерея, о котором пишет Волков, и с его благословения.

Ну, вы уже знаете, что с годами слова «церковь» и «цирк» становятся всё более однокоренными. И вот - очередной пруф. Солист - личный секретарь архиепископа Тираспольского и Дубоссарского архимандрит Венедикт (Цирковый). Соответственно, глава застолья - архиепископ Савва.

Как отреагировала РПЦ

Пост Кураева расшарили почти пять тысяч человек. В среду 3 апреля последовала официальная реакция от руководства Русской православной церкви. Пресс-секретарь патриарха Александр Волков написал в фейбуке, что к архимандриту Венедикту применены дисциплинарные меры.

Alexander Volkov

О ролике, в котором священник (архимандрит Венедикт (Цирковый)) исполнял песню «Мурка» в трапезной одного из московских храмов, доложено Святейшему Патриарху Кириллу, правящему епископу города Москвы. Священнику указано сегодня покинуть пределы Московской епархии и отбыть в Тираспольскую епархию, клириком которой он является, под архипастырское наблюдение правящего архиерея.

Что известно об архимандрите Венедикте и его руководстве

Хотя Тираспольская и Дубоссарская епархии территориально находится в Приднестровье, наместник патриарха в этой епархии, архиепископ Савва, постоянно проживает в Москве. Он является настоятелем той самой церкви Иконы Божией Матери «Троеручица» на Каширском шоссе. Там же служит и отец Венедикт.

Архимандрит - это высший монашеский чин, то есть Цирковый не просто священник, а монах, отмеченный церковью за заслуги в монашеском подвиге. Кураев выражает негативное отношение к происходящему.

Не думаю, что священник или игуменья, сидящие с краюшку, рады слышать такое. Но они не смеют ни выйти, ни осадить пошлого певуна - владыке ж нравится! И нет, это не дно. Дно - это тосты за товарища Сталина, поднимаемые на таких же церковных застольях. Мне доводилось уже это видеть (и громко протестовать).

Также Кураев утверждает, что архиепископ Савва был ранее замешан в другом скандале, и называет его «большим любителем сувровцев, изгнанным за это [патриархом] Алексием и возвращённый и награждённый [патриархом] Кириллом».

Подробнее об этом скандале рассказал на «Эхе Москвы» 4 апреля Александр Невзоров:

Архимандрит Венедикт, он рукоположенец того самого архиепископа Саввы, который прямо на параде вживую гомосексуальным образом домогался курсантов, о чём даже генерал Родионов вынужден был написать докладную Алексию, ещё тому патриарху, и его убрали.

Андрей Кураев ещё раз заявил о том же самом 4 апреля в своём ЖЖ , написав, что «по Венедикту и по Савве давно тюрьма плачет, причём с учётом нового предложения Яровой - пожизненная».

Цирковый вообще-то к Тирасполю не имеет никакого отношения. Он давно москвич, с Саввой близок ещё с 90-х годов. Похоже, всё время он служил лишь по личной договорённости Саввы с [митрополитом Истринским] Арсением. Без патриаршего указа и не будучи в штате Мосепархии. Так что его не наказали, а просто применили норму церковного закона.

Митрополит Арсений Епифанов - первый викарий патриарха, один из самых влиятельных руководителей РПЦ, заведует церковным имуществом Московской епархии и надзирает за приходами ЮАО Москвы, к которому относится церковь, где было снято видео.

Согласно официальной биографии архиепископа Саввы, опубликованной на сайте церкви, с 1995 по 2001 год он был председателем Отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями. После этого в его карьере происходит небольшой перерыв, а затем в 2002 году он становится настоятелем строящейся церкви иконы Божией Матери «Троеручица». Такой перевод можно рассматривать только как большое понижение.

Информации об архимандрите Венедикте сейчас на сайте церкви нет, но сохранилось его поздравление архиепископу Савве, записанное на видео в декабре 2017 года.

Также на сайте церкви есть проповедь отца Венедикта на пятую неделю Великого поста. В ней он говорит среди прочего следующее:

Если человек следит за своим образом жизни, то Господь ему в этом помогает, если мы воздерживаемся от дурных привычек наших, от объедения, от каких-то действий, которых не нужно совершать верующему человеку, то тогда Господь, видя наше стремление, будет нам в этом помогать. А если мы живём по своему усмотрению чисто человеческому, то, конечно, ничего доброго мы в своей жизни не добьёмся.

Диакон Андрей Кураев далеко не первый раз заявляет о гомосексуальности тех или иных священников и развратных действиях в отношении несовершеннолетних. В 2014 году он , за что был раскритикован патриархом Кириллом. До этого Кураев был уволен из Московской духовной академии, где преподавал, за свои публикации в соцсетях.

В 2015 году самарский священник Артём Вечелковский первым из духовенства РПЦ и заявил, что церкви пора пересмотреть своё отношение к ЛГБТ.

Сегодня православный мир понёс невосполнимую утрату - в ночь с 21 на 22 января безвременно почил архимандрит Венедикт (Пеньков), наместник Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной пустыни.

Наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков)

Отошел ко Господу наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков), и вместе с ним, как сейчас кажется нам, часто бывавшим в обители в те неповторимые времена, ушла в прошлое целая эпоха — прекрасная, героическая, исполненная высокого пафоса созидания.

На сайте обители сообщается, что архимандрит Венедикт (Пеньков) скончался после тяжелой болезни. Девятого января на фоне развившегося сахарного диабета ему ампутировали ногу, а 20 января он впал в кому.

«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего архимандрита Венедикта, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», - говорится на сайте Оптиной пустыни.

Архимандрит Венедикт последние годы страдал от тяжелой болезни. При этом он находил, однако, силы укреплять и поддерживать своих братьев и мирян, проявляя искреннюю христианскую доброту и заботу. Батюшка до последних дней радел о судьбе нашего общего Отечества, не оставался равнодушным к происходящему на Донбассе и Украине.

9 января архимандрит Венедикт перенес сложную операцию на ноге, спустя неделю после операции всё ещё находился в реанимации, начались послеоперационные осложнения. 19 января здоровье батюшки резко ухудшилось, и нынешней ночью, на 78-м году жизни, он оставил этот бренный мир.

Краткая биография усопшего

Архимандрит Венедикт (в миру Владимир Андреевич Пеньков) родился 24 июня 1939 года в городе Москва.

В 1956 г. окончил среднюю школу г. Москвы. В 1958 г. окончил строительную школу г. Москвы.

С 1964 г. проходил обучение в Московской Духовной Семинарии и Академии.

В 1968 г. зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.В Лавре нес послушания заведующим библиотекой, помощника казначея. Был известным духовником. Впоследствии нес послушание скитоначальника Черниговского скита.

25 августа 1969 г. пострижен в мантию в честь преп. Венедикта Нурсийского (тезоименитство 27 марта).

8 октября 1969 г. рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября 1972 г. рупоположен в сан иеромонаха.

В 1973 г. окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

С 20 января 1991 г. исполнял послушание наместника возрождающейся Введенской Оптиной пустыни, пробыв на этом послушании без малого тридцать лет.

Необходимо отметить, что Оптина пустынь в совершенно разоренном состоянии была передана Церкви в 1987 году. Приняв настоятельство, архимандрит Венедикт приложил огромные силы к восстановлению прославленной обители, пережившей мерзость запустения. Именно при нем в монастыре были отстроены храмы, колокольня, хозяйственные постройки, обретены и прославлены мощи большинства Оптинских старцев, а обитель вновь стала центром монашеской и паломнической жизни. Огромное любящее сердце настоятеля сумело объять все…

Пастырь добрый

Награды:

1985 г. - награжден палицей;

1986 г. - награжден крестом с украшениями;

1991 г. - возведен в сан архимандрита;

1995 г. - награжден правом служения с жезлом;

1980 г. - награжден медалью преп. Сергия Радонежского 1-й степени;

1987 г. - награжден орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени;

1995 г. - награжден орденом преп. Серафима Саровского 2-й степени.

Таким отец Венедикт запомнится нам навсегда

Оптина путынь

Оптина пустынь - один из величайших центров православия, прославленный мужской монастырь Русской православной церкви в Калужской области. Обитель обрела всемирную известность благодаря своим знаменитым старцам. С ней связаны эпизоды в жизни многих писателей и мыслителей России. Сюда приезжал незадолго до своей кончины Лев Толстой, так и не сумевший примириться с Богом. Летом 1878 года после смерти сына обитель посетил Ф. М. Достоевский. Некоторые сцены из романа «Братья Карамазовы» возникли под впечатлением этой поездки. Так, прототип старца Зосимы - старец Амвросий (преподобный Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), обитавший в то время в скиту Оптиной пустыни.

В Оптину приезжали за умиротворением, бывали в обители и многие известные личности: Жуковский, Тютчев, Аксаков, Гоголь; здесь гостили Чайковский, Чижевский и Соловьев.

Символ Оптины — трубящий Ангел,

В последний путь

Братия обители, духовные чада отца Венедикта, а также многочисленные паломники, сподобившиеся знать отца наместника, глубоко скорбят о его безвременной кончине.

Фото из архива Оптиной пустыни

Прощание с архимандритом Венедиктом сегодня с 14:00 до 5.00 завтрашнего дня на подворье Оптиной Пустыни в Москве по адресу: Новоясеневский проспект, 42. Метро Новоясеневская.

С 23 января гроб с телом архимандрита Венедикта будет находиться в Казанском храме монастыря Оптина Пустынь. Желающие проститься с батюшкой смогут это сделать до 24 января. В этот же день будут совершены его отпевание и погребение.

Автору данной публикации посчастливилось знать батюшку в течение многих лет. Мы регулярно ездили в обитель практически со дня ее открытия, часто трудились на послушаниях, и на наших глазах она расцветала: обретались мощи старцев, восстанавливались храмы. Отец Венедикт всегда был в гуще событий, но, несмотря на огромную загруженность, находил время для общения, был приветлив и внимателен к нуждам паломников.Воздохнем молитвенно, братия и сестры, о новопрставленном архимандрите Венедикте и укрепимся о Господе, потому что смерти — нет.

22 января, на 79-м году жизни, после тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков). Он был созидателем и хранителем монастырской жизни, а также чутким духовным отцом. Вот что рассказывают о новопреставленном архимандрите Венедикте знавшие его архипастыри и пастыри.

«Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носил в сердце»

‒ Когда я пришел к вере, я сначала пошел по московским священникам, исповедовался у них, потом поехал в Свято-Троицкую лавру. Помню, захожу в Иоанно-Предтеченский храм, а там отец Венедикт проводит общую исповедь. Я послушал его и тут же встал к нему в очередь, очередь была огромной, и я к нему в первый раз так и не попал. Но уже целенаправленно стремился попасть именно к этому духовнику на исповедь. Приезжаю в следующий раз, выслушал общую исповедь, и тогда уже Господь сподобил меня, видимо, за мою неотступность, поисповедоваться лично батюшке.

Я потянулся к нему, как к своему духовному отцу

А после, побывав у него на духовной беседе, я уже понял, что его образ мне лег на сердце, я потянулся к нему, как к своему духовному отцу. Стал часто к нему приезжать, обращался с вопросами.

Батюшка проводил удивительные беседы, причем не только с самими духовными чадами, - мы к нему приезжали и со своими родителями. Причем с неверующими родителями! Моя мама благодаря общению с ним уверовала. Конечно, Господь к Себе приводит, но многих на моих глазах и из моего близкого окружения Он призвал через отца Венедикта.

Батюшка мне постоянно говорил:

Сходи к отцу Кириллу, сходи к отцу Науму.

Когда я оказался у отца Наума, тот спросил, у кого я исповедуюсь. Я сказал.

Отец Венедикт, как апостол Павел, всех своих чад носит в сердце, - сказал тогда старец.

Все трое - отцы Кирилл (Павлов), Наум (Байбородин) и новопреставленный отец Венедикт - ушли один за другим. Царствие Небесное!

Братия Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, отслужив литию, молитвенно почтила память архимандрита Венедикта (Пенькова), наместника Свято-Введенской Оптиной пустыни, который отошел ко Господу сегодня, 22 января, на 79-м году жизни.
Будем вместе молиться об упокоении отца Венедикта, ведь соборная молитва помогает как в земной жизни, так и на пути к Богу, к жизни вечной, к вечной радости! И сегодня все православные, искренне верящие в Господа, знают, что нет повода к унынию и что наша Святая Церковь воспринимает земную жизнь как приуготовление к вечной.
***

Постриженик Троице-Сергиевой лавры архимандрит Венедикт был назначен наместником Оптиной пустыни в 1990-м году и прослужил братии монастыря на этом поприще более 27 лет. На время его управления обителью пришлись годы восстановления прославленного монастыря, который государство, тогда еще Советский Союз, вернуло Русской Православной Церкви в 1987 году.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что архимандрит Венедикт сделал многое «для восстановления былого благолепия» Оптиной пустыни, «уделяя особое внимание сохранению преемственности иноческих традиций, просвещению и нравственному воспитанию наших современников».


Все свои силы, духовный опыт, знания и таланты отец-наместник отдавал Церкви и народу Божию. Люди относились к нему с искренней любовью и почтением. Итог жизненного пути его можно подвести словами святого апостола Павла: “Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь ему готовится венец правды, который даст …Господь, праведный Судья” (2 Тим. 4, 7-8).

Имя архимандрита Венедикта, наместника, строителя, духовника, будет вписано не только в летопись монастыря, но и в историю монашества в России.

Свято-Введенская Оптина пустынь потеряла любимого пастыря, насельники и монашествующие, клир и паства скорбят о почившем отце-наместнике.

Вера и молитва - дар, который все мы можем принести к Алтарю Господа Славы об упокоении новопреставленного архимандрита Венедикта. Христос-Спаситель да примет душу его в селениях праведных, “идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная”.

Царство Небесное новопреставленному архимандриту Венедикту! Вечная память!

Братия Спасо Преображенского Валаамского ставропигионального монастыря.

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь

Дата создания: начало XV века.

История

Основание Козельской Введенской Оптиной пустыни относится к началу XV в. По преданию, обитель основал раскаявшийся разбойник по имени Опта, в иночестве - Макарий.


Всероссийская слава обители начинается с 1820-х гг., когда по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова) в обители был устроен скит во имя Собора св. Иоанна Предтечи, в котором стали жить старцы. В лике святых почитается 14 прпп. старцев Оптинских: прп. Лев (1768-1841), прп. Макарий (1788-1860), прп. Моисей (1782-1862), прп. Антоний (1795-1865), прп. Иларион (1805-73), прп. Амвросий (1812-91), прп. Анатолий (Зерцалов) (1824-94), прп. Исаакий I (1810-94), прп. Иосиф (1837-1911), прп. Варсонофий (1845-1913), прп. Анатолий (Младший) (1855-1922), прп. Нектарий (1853-1928), прп. Никон, исповедник (1888-1931), прп. Исаакий II, сщмч. (1865-1938).

В феврале 1918 г. монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях. 17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.

Храмы

В настоящее время в Оптиной пустыни действуют 7 храмов: Введенский, Владимирский и Казанский на территории монастыря; храм во имя Илариона Великого у ворот обители; храм во имя Иоанна Предтечи в скиту. Заново возведен на месте разрушенного храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 2000 г. на территории подсобного хозяйства был построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

В 1990-2018 гг. наместником обители был архимандрит Венедикт (Пеньков) (+2018 год).

НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ ОПТИНА ПУСТЫНЬ АРХИМАНДРИТ ВЕНЕДИКТ (ПЕНЬКОВ)

Родился 24 июня 1939 г. в городе Москве в семье рабочих.

В 1956 г. окончил среднюю школу г. Москвы. В 1958 г. окончил строительную школу г. Москвы.

В 1964–1973 гг. - окончил Московскую Духовную Семинарию, затем Академию.

В 1968 г. был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Нес послушания: заведующим библиотекой, второго помощника казначея, на клиросе, духовника мирян, скитоначальника Черниговского скита.

25 августа 1969 г. пострижен в мантию в честь преп. Венедикта Нурсийского (тезоименитство 27 марта)

1985 г. - палица

1986 г. - Крест с украшением

1991 г. - сан архимандрита

1995 г. - право служения с жезлом

1980 г. - медаль преп. Сергия Радонежского 1-й степени

1987 г. - орден преп. Сергия Радонежского 3-й степени

1995 г. - орден преп. Серафима Саровского 2-й степени

Господи, помилуй. Говорить о таких вещах, когда весь мир уже начинает разлагаться и погибать от Содома и Гоморры. И что-то предпринять надо, хоть что-то, когда уничтожают где-то храмы, когда христиан уничтожают, какие бы они ни были. Кстати сказать, 60 католических приходов в Америке перешли в православие. Это ничего не говорит?

Вопрос стоит о том, что во всем этом мире что-то творится. Какая-то работа по уничтожению христианства, и хоть кто-то противодействие оказывает. Было какое-то совещание. Догматических каких-то вопросов там вообще не стояло никаких. Как они там встретились? Вопрос стоит такой – смотрите, по всему миру везде афишируют, когда христианам головы отрезают, тысячам людей. Какой бы ты христианин ни был, протестант ты, но ты во Христа веруешь. Кстати скажу, что будьте осторожны – сектанты работают, они хотя и выдают себя за христиан, но соединяться с ними никто не собирается. То же самое и католичество можем назвать сектантами. Говорить что-то такое можно, чтоб противостоять насилию, а объединяться – об этом речи и не стояло, и не стоит.

Не смущайтесь этим, ничего не бойтесь. Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы ее не одолеют». У нас у самих бывают безобразия, которые мы сами видим своими глазами и не предпринимаем особых мер. Скажите, пожалуйста, ну, какое безобразие – женский персонал летом гольём ходит. И говорить о каких-то там католиках, когда вы же хуже всякого католичества. Это сатанизм! Это, я говорю, женский персонал.

Мужской персонал – блуд совершается, семьи расторгаются от всего этого. Да, планирование семьи – одного, двух ребеночков, хватит-хватит, а то мы помрем или что-то сделается. Что за это будет? Благословение? Или католики виноваты?

Посмотрите, издать такой закон в Америке – однополые браки – я не знаю, это во сне, что ли, происходит? Чтобы услышать такое официально, закон такой? Я не знаю, где это, в аду, что ли? Где такое может совершаться, чтобы открыто так говорить? Это же признак. Господь в Евангелии говорит: «Содом и Гоморра». Также, говорит, вспоминайте жену Лотову, которая только оглянулась на Содом и Гоморру, и сразу стала соляным столбом.

Слушайте, гольё ходит – разве это не Содом и Гоморра? Что за это будет? Соляной столб в душе – он как дубина, совершенно бездушный. Говорить может языком, а на нем проклятье лежит. Прокляты.

Ну что, скажите, остается? Остается только тем, как Слово Божие говорит: «Не бойся, малое стадо, яко благоволит Отец ваш дать вам Царство». «Много званых, но мало избранных». Держись, чтобы быть в малом стаде, и молись Господу, каждый. Выдвигать какие-то требования к кому-то – ничего из этого не выйдет. Только молитва может содействовать и свое собственное, личное, доброе, благое поведение. Только и только так.

А об этом что говорить? Встречались – наступает такое время, куда денешься? И деваться некуда, придется встречаться, это неизбежно. Вы представляете, какой-то мусульманский бульдозер подъезжает и храм католический или православный сносит с лица земли. Это и у католиков, и у православных, и у других. Что-то делать надо! Поневоле будешь говорить что-то такое, проводить какое-то совещание.

Живешь, у тебя соседка рядом, никогда у вас нет встреч, а случилась общая беда, катастрофа – побежите, встретитесь. Получается такая картина. Вот нужно, как хотите.

Каждый должен посмотреть повнимательнее на свою жизнь и каким-то образом приложить силы. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Без труда невозможно достигнуть Царствия Небесного, и без болезней, и без скорбей. И болезни нужны. Христос страдал, и дал Слово Истины.

Словом Истины мы спасаемся. А тут бывает так часто, что многие сидят, спрашиваешь какое-то слово из Евангелия, которое, казалось бы, если человек читает, то сразу должен ответить – молчат. Это говорит о том, что Евангелие где-то почитал раз, другой, где-то оно в стороне. Иначе нельзя полагать. Живет, живет – ничего. А тут встретились Папа и Патриарх – и сразу столько вопросов. А Евангелие? “Это не нужно, мне надо дать ответ”. Когда Священное Писание читал, ты смотрел на это дело? По сути – нет.

В настоящее время, в которое мы живем, страшное, это плевое дело – что встретились. Если люди живут безобразно, все равно – придет Патриарх или Папа Римский. Встретились там…

Я скажу откровенно: вообще-то, во всей полноте я не углублялся в этот вопрос, но по тому, что сейчас в мире… Мы живем, кажется, тихонько и не замечаем той страшной ужасной опасности, в которой мы находимся. И никто ничего не боится. Живут, как будто так все и будет. И вдруг внезапно произойдет. И потом сразу внезапно объявим – ты виноват или ты виновата в том-то и том-то. Как? А вот так-то. Надо было в свое время думать, а теперь уже поздно.

Пока есть время здесь на Земле, все силы надо употребить на то, чтобы жизнь была другая совершенно, новая, христианская, настоящая, православная. Только так! Если это не совершается, иллюзий не надо строить. Не может быть иначе.