Возникновение первых школ в. История развития школьного образования в россии

Возникновение первых школ в. История развития школьного образования в россии
Возникновение первых школ в. История развития школьного образования в россии

Прародителями современных школ стали римские и греческие школы. Обеспеченные родители в Древней Греции и Риме часто посылали своих детей к знаменитым философам, чтобы те перенимал у них мудрость и знания.

Однако свои занятия философы проводили индивидуально: они приглашал ученика либо к себе домой, либо отправлялись с ними на прогулку. Со временем известные греческие ораторы начали путешествовать по городам, обучая местное население.

Именно в этот период возникла необходимость организовать специальные учреждения, в которых бы все желающие собирались слушать лекции мыслителей. Так в Древней Греции и Риме начали появляться первые школы.

Древние школы организовывались на площадях, а не в помещениях. Такие площади со временем начали называться гимназиями. Примечательным является тот факт, что в первых школах обучение письму и грамматике началось сравнительно поздно - в 300 году н.э.

До этого времени в школах проводили дискуссии, обсуждали политические и философские вопросы. В Спарте занятие в школах представляли собой военную подготовку. С раннего возраста мальчиков обучали боевым искусствам.

Школа в разные исторические периоды, ее роль и методы обучения

Существует много теорий о том, какими были причины возникновения школ в период античности. Одна из них – это то, что родители просто хотели занять своих детей каким- нибудь делом, чтобы они не мешали им работать.

Подобная теория имеет свое подтверждение, так как первыми учениками были старики и дети – нетрудоспособные категории населения. В античных школах особое внимание уделялось духовному развитию детей: их учили основам философии и религии.

В период Средневековья школы носили религиозный характер. Зачастую они открывались при монастырях и соборах. Главной дисциплиной был латинский язык, на котором проводилось богослужение. Детей учили письму и чтению.

По окончанию монастырских школ, ребенок имел возможность стать помощником священника. Дети богатых купцов часто посещали средние школы, в которых преподавалось всего семь дисциплин: грамматика, логика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка география.

Средневековые школы славились суровыми методами обучения: к ученикам часто применялись телесные наказания, которые могли приобретать характер пытки.

С 17 века в Европе были открыты первые школы для девочек. В них маленьких учениц обучали главным на то время дисциплинам – танцам, этикету, рукоделию, литературе.

Вплоть до конца 19 века девочки не имели права поступать в высшую школу. Зачастую школы в этот период были закрытого типа с очень строгой дисциплиной.

Функции школы в обществе

Главной функцией современных школ является предоставление ребенку возможности получить образование. Однако не следует воспринимать школу исключительно как место, в котором дети познают науки, учатся читать и писать.

Благодаря школе, дети адаптируются к взрослой жизни, готовятся к выбору своей профессии. Именно в школе мы впитываем и развиваем в себе такие качества как трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм.

Как люди научились пользоваться весами?

Только подумайте, сколько вещей в вашем городе ежедневно взвешивают люди! Вам не хватит ни места, ни времени, если вы попытаетесь перечислить их. Сегодня очень важно уметь правильно взвешивать вещи. Это необходимо не только в торговле и на производстве, но и в повседневной жизни. Это умение крайне необходимо в мире науки.

Кто же был тот человек, который первым догадался, как взвешивать разные предметы? Пожалуй, мы никогда не узнаем его имени, но исторические книги говорят нам, что произошло это в Древнем Египте. Около 7000 лет назад египтяне изобрели первые весы. На разные концы длинной горизонтальной балки клали два груза и ждали, пока балка перестанет покачиваться и придет в состояние равновесия.

А вот как примерно выглядели древнейшие на земле весы. К небольшому бруску прикрепляли длинную балку при помощи бечевки, продетой в отверстие в середине балки. К каждому концу балки прикрепляли нитями по чаше. Когда чаши пустовали, балка лежала горизонтально: весы находились в состоянии равновесия. Для определения веса любого предмета его клали на одну чащу, а на другую помещали груз, который служил эталоном веса, и поэтому его вес был известен каждому.

В течение 5000 лет такая конструкция представляла собой самые надежные весы, известные человеку. Уже в начале нашего времени древние римляне несколько модернизировали их. Сквозь отверстие в горизонтальной балке стали продевать тонкий стержень или булавку вместо веревки. Такие весы стали называть безменом.

Планка, которая свисала со стержня или крючка, имела два конца разной длины. К короткому подвешивали предмет, который было необходимо взвесить. Затем определенный грузик двигали вдоль длинного конца весов до тех пор, пока они не достигали равновесия.

Эти два приспособления были прадедушками всех известных сегодня современных видов весов.

Сегодня мы можем взвешивать такие вещи, о которых даже не помышляли в древности. Современные весы могут показать, сколько весит человеческий волос. А сколько, например, весят буквы, написанные на чистом листе бумаги чернилами? Современные весы могут показать также, сколько весит нагруженный самосвал.

А в научных лабораториях используют специальные, особо точные весы и создают особые условия для их работы: ведь влажность, вибрация, электрические волны и другие факторы могут помешать точной работе весов. Ведь с их помощью можно определить вес с точностью до 1/100 000 000!

Школа - это место, где несколько человек, обычно детей, собираются вместе, чтобы получить определенные знания и умения. Вы можете отметить две отличительные черты школы: это определенное место, где обучается сразу несколько человек.



Греческие и римские школы стали предшественниками всех современных школ и колледжей. Но даже в Греции много веков назад были времена, когда к одному учителю-профессионалу приводили одного ученика. Тогда не было ни школ, ни классов.

Позднее греческие ораторы и философы, к которым приходили ученики и которым приходилось много путешествовать, чтобы дарить людям знания, начали создавать некоторое подобие школ. Великий греческий философ Платон был первым учителем, который организовал обучение в месте, которое он назвал «академией». Срок обучения составлял там 3–4 года.

Древние школы располагались обычно на площадках, где тренировались военные или устраивались парады. Площадки эти назывались гимназиями. Позже Аристотель создал свою школу и назвал ее лицеем. Интересно и другое: в Германии школы стали называть гимназиями, во Франции - лицеями, а шотландское название школы - академия! Все три названия сохранились со времен Платона и Аристотеля.

Ни одна из этих двух школ не была похожа на современное учебное заведение. Скорее, это были места для проведения дискуссий, и только изредка ученикам читали лекции или устраивали занятия.

Примерно в 250 году древние греки поняли, что учеников стоит обучать грамматике, поэтому постепенно появились специальные грамматические школы.

Еще позднее римляне переняли у греков их систему обучения. Римские школы были более похожи на современные. Хотите верьте, хотите нет, но ученики с таким же нежеланием шли в римские школы, как мы порой ходим в современные. Ученикам приходилось рано вставать, заучивать сложные правила, иностранный язык и, кроме того, вести себя подобающим образом. Непослушных и ленивых секли розгами!

Школьная форма в современном мире применяется в двух случаях.

В первом случае отдельные школы и университеты вводят её как символ элитарности, принадлежности к высшему слою общества. Это как правило делается в масштабах одной элитной школы и эта форма как правило очень дорогая, красивая и действительно выделяет детей среди сверстников.

Во втором случае, когда её вводят как всеобщий элемент школьной одежды по всей стране, делают это чтобы уровнять всех детей. Это либо очень бедные страны (ЦАР, Кения, Нигерия и др.), либо тоталитарные (бывший СССР, Сирия, КНДР, Китай и др.). В этом случае конечно форма применяется в масштабах всей стране, но выполняется из очень дешевых материалов и выглядит... одинаково, что от неё и требуется:-)

Но это в современном мире - в древности она использовалась только для подчеркивания факта принадлежности к высшему, образованному слою.

С древнейших времён.

Первые школы появились очень давно, на самой заре возникновения человеческой цивилизации. Можно даже говорить о том, что школы были непременным атрибутом цивилизации, как таковой. А поскольку древнейшая цивилизация (из тех, что нам известны) - египетская, то и первые школы, уроки, учителя и ученики были именно здесь, в тени знаменитых пирамид и сфинкса.

Школьная традиция древнего Египта значительно глубже и богаче любой школьной традиции, поскольку формировалась и развивалась на протяжении нескольких тысяч лет. Учиться могли только благородные египетские юноши: дети фараона и его семьи, дети жрецов и высокопоставленных чиновников, или лишь изредка те, кто очень хотел учиться. Школьной формы как таковой еще не было .


Обучение в Древнем Египте (сверху)

Свои учебные записи школьники-студенты древнего Египта вели на папирусах, а при поступлении и окончании школы (как и в наше время) сдавали экзамены. Еще одним из неотъемлемых атрибутов обучения в египетской школе было посвящение школьников в театрализованные религиозные мистерии. Вероятно первоначально в школе учили только им, об этом свидетельcтвует и тот факт что все школы были при храмах.

От Египта перейдем к древнему востоку - так называемому Междуречью (рек Тигра и Евфрата). Почти в каждом городе Междуречья были школы , организовывавшиеся при храмах, и уже к III тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным.

По-шумерски школа называлась «эдубба» - «дом табличек» - и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20-30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.

Специальной школьной формы в Междуречье не было , но дети одевались примерно как будущие писцы и обязательно носили с собой пару табличек и палочку для письма.


В школе древнего Шумера

К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений.

Из Египта и Междуречья цивилизация, а с ней и школа перекочевали в Грецию. Зачатки школьной формы пришли из древних времён. У древних греков уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

Первая известная школа в древней Греции была создана известным философом и ученым Пифагором и названа в его же честь - Пифагорейская школа.


Школа Пифагора

Пифагор в свои юношеские годы много путешествовал в поисках мудрости и знаний, в частности был в Египте, и не просто был, а проходил обучение в Египетском храме. Учеником он был усердным и то, чему выучился в Египте успешно экспортировал в Грецию, создав свою пифагорейскую школу на египетский манер. Ну а дальше такой нужный социальный институт как школа распространился по всей Греции.

После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка"), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу.

В школе формой одежды был короткий хитон и легкие доспехи с художественной отделкой и хламиды — это кусок плотной ткани, набрасываемый на плечи и скрепляли на плече, груди. На протяжении веков такая форма оставалась неизменным образцом для обучающихся мальчиков.


С 16-18 лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов.

Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо. В ее стихах есть лирические нежные строки, посвященные ученицам, воспитанным в атмосфере изящества и красоты.

В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, наравне соревновались с мальчиками на состязаниях.

Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными (отсюда выражение "спартанские условия", т.е. очень жесткие), и если выдержка, твердость и лаконичность (Лакония = Спарта) заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" — красоты и добра, слитых воедино.

(кликните для увеличения)

Были в Древней Греции и специальные школьные знаки "отличия". Например, в Перипатетической школе Аристотеля, основанной им в 334 г. до н.э., воспитанники и сам Аристотель носили галстуки, повязанные специальным «восточным» узлом, и белые тоги, перекинутые через левое плечо.

В Риме государственная школа , открытая для всех желающих, появилась в период империи, а точнее, во второй половине I века н.э. Никакой формы однако не было, общепринятыми были лишь одежды для гимнастических упражнений. Но если во время занятий обнаруживалось, что одежда ученика неопрятна, его наказывали, а при многократно повторяющихся случаях неряшливости с позором выгоняли из школы.


В римской школе

Как любые дети в любую эпоху, римские дети большую часть времени проводили в различных играх. Любимые развлечения детей в Древнем Риме не слишком отличались от игр сегодняшних детей: мальчики играли в мяч, в прятки и догонялки, а девочки - в тряпичные куклы. За исключением детей из патрицианских семей, которые могли играть в собственных садах, дети в основном играли на площадях и улицах города, в городских парках.

Вообще детям часто предоставлялся случай весело провести время: религиозные празднества, зрелища в цирке, военные парады и триумфы различных полководцев были прекрасным поводом развлечься. Уже в те времена было популярно игрушечное оружие: мечи, луки, деревянные палаши.


Школа в Древнем Риме

В Древней Индии образование носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту.

Мальчики начинали обучение в 7-8 лет, их посвящение в ученики проходило в форме обряда упанаямы, но обучение чтению и счету начиналось за несколько лет до него. После прохождения упанаямы начиналось обучение у учителя, отношения которого с учениками складывались по модели «отец - дети»: ученики жили в доме у учителя, во всем повиновались и почитали его.

На занятия все учащиеся должны были приходить в определенной одежде — «дхоти курта». «Дхоти курта» - задрапированная вокруг бедер и ног полоса ткани, и к ней рубаха до пояса, отличающаяся у разных каст орнаментом, пошивом и материалом. Позже, с развитием буддизма и индуизма в I-VI веках изменилась и одежда для школы. Ученики стали носить «курту» и «паджами» — длинную рубаху и широкие штаны.


Обучение в древней Индии

В конце I тысячелетия до н. э. в Древней Индии возникает буддизм, который способствует распространению образования и сосуществует с индуизмом. В этот период увеличивается число школ, которые открываются при буддийских монастырях, располагавшихся по всей территории Древней Индии, одновременно существуют начальная религиозная «школа вед» и светская школа.

Успех буддийских школ объяснялся отсутствием кастового деления, терпимостью к иноверцам, сочетанием духовного образования со светским. Учителя-буддисты организовывали индивидуальное обучение, опираясь на результаты постоянного наблюдения за учениками, обучение и воспитание носило не авторитарный, а рекомендательный характер.

Во II-VI вв. произошло возрождение индуизма, в результате чего образование приобрело практическую направленность. Сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь), где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных языках, и средние школы (аграхар), в программу обучения которых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т. д. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

В Древнем и средневековом Китае

История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность и пожалуй является первым в истории столь подробно формализованным процессом обучения, поэтому остановимся на китайской школе подробнее.

По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (16-11 вв. до н.э.).

В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В основе школьного обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. О наличии школьной формы в это время свидетельств не сохранилось .

Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551—479 до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.

В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям — вот что называется умелым руководством. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.


В период правления династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что открывало путь к бюрократической карьере.

Уже во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в период недолгого правления династии Цинь (221—207 до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности были осуществлены упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотности. Впервые в истории Китая была создана и централизованная система образования, которая состояла из правительственных и частных школ. С тех пор и вплоть до начала XX в. в Китае эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать.

Уже в период правления династии Хань в Китае стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. К этому же времени относятся первые упоминания о школьной форме. Вид ее напоминал одежду буддистских монахов.

Вообще с этого момента образование начало сильно формализовываться. К середине 1-го тысячелетия произошли важные изменения в системе государственных экзаменов: к ним официально стали допускать всех, кто предварительно изучил конфуцианские классические книги, независимо от социального положения. Одновременно процедура государственных экзаменов была значительно усложнена: вместо устных экзаменов были введены экзамены в письменной форме, что требовало более тщательного изучения конфуцианских канонов.

При династии Мин в Китае при написании экзаменационных сочинений на государственных экзаменах стали требовать соблюдения шаблонного схоластического стиля, от которого ни в коем случае нельзя было отступать. Каждое сочинение должно было состоять из восьми разделов, при этом каждый из четырех последних разделов должен был состоять из двух частей. Написанное по такой схеме сочинение представляло собой хитросплетение иероглифов, в котором ценилась одна лишь форма. Каждый раздел сочинения должен был быть ограничен определенным количеством иероглифов: не менее 300 и не более 700. При написании сочинения нельзя было освещать события и факты, имевшие место после династий Цинь и Хань, т.е. после 220 г. н.э.

В общем, унаследованная от древности, сохранявшаяся в Китае вплоть до 1905 года, система школьного образования имела следующий вид: обучение мальчиков грамоте начиналось с 6—7-летнего возраста в казенной начальной школе за умеренную плату, что же касается девочек, то они в школах не учились и получали воспитание в семье. Богатые люди предпочитали обучать своих детей частным образом: они либо нанимали сыну учителя, либо отдавали его в частную школу.


Такое начальное обучение обычно длилось 7—8 лет. За это время учащиеся заучивали до 3 тысяч наиболее употребительных иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и истории Китая. Большое значение в процессе элементарного обучения уделялось каллиграфии — искусству красиво писать иероглифы кистью. На этом для большинства детей образование и заканчивалось. После завершения начального обучения сдавались экзамены.

Те, кто успешно их выдерживал, могли продолжать образование на второй ступени, условно говоря, в средней школе. Обучение на второй ступени длилось 5—6 лет. В последние годы обучения на второй ступени учащиеся обучались стилистике и умению писать стихи. Кроме того, обращалось внимание на умение толковать тексты классических книг и комментариев к ним, писать сочинения по определенной форме. В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месячные, квартальные и годовые. Таким образом, и в средней школе содержание ограничивалось весьма узкими рамками и носило чисто гуманитарный характер. Изучение светских наук, за исключением основ арифметики, не входило в содержание образования. Молодые люди в возрасте 18—19 лет могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.

Японская система образовательных учреждений заметно отличалась от своего китайского прототипа. Это объясняется двумя основными причинами: во-первых, китайская система высших учебных заведений к моменту установления танской династии прошла достаточно долгий (более семи столетий) путь апробирования временем; во-вторых, в Японии аристократические традиции оказались намного сильнее, чем в Китае, что привело к большей роли «частных школ» (сигаку).

Такое положение говорит о меньших возможностях получения образования выходцами из низших слоев японского общества. Следовательно, японская система образования уже изначально строилась таким образом, чтобы более соответствовать местным реалиям (и, разумеется, аристократическим традициям) и не допускать в ряды управляющей элиты представителей неаристократических родов (исключения были сделаны только для нескольких иммигрантских родов, находившихся на придворной службе).


Японская школьная форма сто лет назад

С начала нашей эры в Японии и до наших дней сложилась особая традиция. Почти каждая школа имеет свою форму . Сейчас почти всегда школьная форма в Японии «сэйлор-фуку» — это матроска, юбка и банты у девочек. Она уже стала своеобразным символом. Для современных японских девочек — это уже больше, чем просто школьная форма, — это полноценный стиль одежды. «Гакуран» носят в Японии мальчики — это брюки и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. В разных школах Японии цвета формы отличаются и выделяют учащихся.


Пример современной японской формы

Немножко в стороне стоит институт школы, который был у древних ацтеков . Школы ацтеков были государственными и делились на два вида: дома молодёжи (тельпучкалли) и школы знатных (кальмекак). В первой обучались дети с 15 лет, принадлежавшие к обычным гражданам, ремесленникам и земледельцам.

Соответственно, предметы, которые они изучали в таких школах, были направлены на более совершенное практическое усвоение тех навыков, которые были необходимы для занятия хозяйством. Особое место отводилось военной подготовке, так как в случаях войн рекрутировались простолюдины. Учителя (пипильтины — воины в отставке) формировали основные навыки ведения ближнего (рукопашного, с копьём) и дальнего боя (с оружием типа атлатль или лук), военной тактики, манёвра и многое другое.


Образование у ацтеков

Школы для привилегированных детей предлагали большие возможности для своих учеников. В них преподавали математику, астрономию, письмо, политику, религию, литературу и историю. Учителями были мудрецы (тламатиниме), готовящие будущих жрецов, сановников и военачальников. Никакой школьной формы у ацтеков не было .

Некоторые девушки в школьный период обучались также в специальных учреждениях, готовящих будущих жриц. Помимо религии в них преподавали и иные дисциплины, способствующие развитию женских навыков, пригождавшихся во время особых религиозных ритуалов.

В целом можно отметить, что государства древности накопили богатый опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогики. В эпоху древних цивилизаций возникли первые школы, были сделаны попытки осмыслить цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения подрастающих поколений.

Средневековье

Что касается Европы, то с упадком античной культуры произошел и упадок образования, а институт школы был полностью нивелирован. Не зря эти времена прозвали “темными веками” .

Тем не менее, в раннем Средневековье господствовали школы античного типа, обучавшие в основном духовенство. Позже появились школы элементарного образования (учили детей семи - десяти лет) и большие школы (для детей старше десяти лет).

В воспитании и обучении в эпоху Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Особое место в системе образования занимали церковные школы. Педагогическая мысль в Средние века практически отсутствовала, замененная постулатами церкви, религиозным воспитанием. Существовало два типа церковных учебных заведений: соборные (кафедральные) и монастырские школы.

Первые обучали клириков, однако готовили и к светской деятельности. Они давали более широкое образование, чем монастырские школы. В программу соборных школ входили чтение, письмо, грамматика, счет, церковное пение. В период позднего Средневековья в некоторых соборных школах преподавали учебные предметы тривиума (грамматика, риторика, диалектика) или сведения из квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В конце XII в. соборные школы были преобразованы во всеобщие школы, а затем в университеты.


Монастырские школы делились на три основных типа: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков в монахи) и школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предполагающих оставаться при церкви или монастыре. Учеба носила богословский характер с некоторыми светскими элементами. Жестокое наказание детей считалось естественным и богоугодным. Каникулы и физическое воспитание фактически отсутствовали. Школьная форма была естественно обычной монастырской одеждой , однако об обязательности её нет сведений.

Образование женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных женщин. Девушек нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко распространилась практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри, где обучали латыни, знакомили с Библией, прививали благородные манеры. Девочек из непривилегированных сословий в лучшем случае учили ведению хозяйства, рукоделию и основам Библии.

В позднее Средневековье большое распространение получили цеховые и городские школы. В первую очередь это было связано с возросшей ролью городов. Цеховые школы, содержащиеся на средства ремесленников, давали общеобразовательную подготовку. Городские школы родились из цеховых, гильдейских школ. Под присмотром церкви они находились недолго. Глава заведения именовался ректором, а учителя очень часто имели статус «бродячих». Дело в том, что школа нанимала преподавателя на определенный срок, поэтому через какое-то время он был вынужден искать новое место. В программу входили следующие предметы: латынь, арифметика, делопроизводство, геометрия, техника, естественные науки.


В конце XII — начале XIII в. появились первые университеты. Слово «университет», образованное от латинского universities — «целостность», «совокупность», означало корпорацию педагогов и студентов. Средневековый университет включал в себя следующие факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств». А поскольку по латыни искусства — «артес», то факультет назывался артистическим. Преподавание шло на латыни.

Слово «лекция» означает чтение. Средневековый профессор действительно читал книгу, иногда прерывая лекцию пояснениями. Тысячи людей стекались в города, куда приезжал известный ученый, профессор. Собственно говоря, так и образовались университеты. В небольшом городке Болонье, где на рубеже XI-XII вв. появился знаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний, превратившаяся в Болонский университет. Точно так же другой итальянский город, Салерно, прославился как главный университетский центр медицинской науки. Парижский университет, основанный в XII в., был признан основным центром богословия.

Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Такой буллой папа римский выводил школу из-под контроля светской и местной церковной власти и узаконивал существование университета. Права учебного заведения подтверждались привилегиями — особыми документами, подписанными папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, а также право дарования ученых степеней), освобождали студентов от воинской повинности. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения подчинялись не городским властям, а исключительно выборному ректору университета и выборным деканам факультетов. Если студент допускал какой-то проступок, городские власти могли лишь просить университетских руководителей судить и наказать провинившегося.

Как правило, выпускника университета ждала прекрасная карьера. С одной стороны, университеты активно сотрудничали с церковью. С другой — вместе с постепенным расширением аппаратов управления различных феодалов и городов возрастала потребность в грамотных и образованных людях. Вчерашние студенты становились писцами, нотариусами, судьями, адвокатами, прокурорами.

Контингент учащихся был самым разношерстным — большинство происходило из знатных горожан, однако получить стипендию и образование могли даже дети крестьян. Много было монахов и клириков.

Как школьник лондонский одет!

Единая одежда для учеников школ в Европе впервые с античного времени появилась в Англии: в 1552 году была основана школа Christ’s Hospital для сирот и детей из бедных семей. Для учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. Примерно в таком виде форма сохранилась по сей день, единственная разница в том, что в наши дни ученики Christ’s Hospital уже не дети-сироты, а будущая экономическая и культурная элита Великобритании.

Этот опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в XVIII веке пригодился директорам английских школ. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде, подшучивали над скромно одетыми одноклассниками и учителями.


Portrait of Two Eton School Boys in Admontem Dress,
Eton Chapel Behind by Francis Alleyne, ca. 1774-1790

В начале XIXвека многие английские школы вводят не только школьную форму, но и кодексы поведения, нарушение которых может привести к исключению ученика. Первыми стали вводить форму британские интернаты, потом она появилась в государственных школах, а в 1870 г. в Британии вышел указ, по которому государство гарантировало школьное образование каждому ребёнку и его обеспечение формой. Частные школы тоже ввели собственную форму, но не для того, чтобы обеспечить равенство учеников, а чтобы подчеркнуть их принадлежность к элите. Вот так символ равенства всех школьников превращается в объект престижа.

Тогда же ученики разных частных школ придумали сложную систему правил «внутреннего престижа»: сколько пуговиц застёгнуто на форменном блейзере; под каким углом надета шляпа; как повязаны шнурки на ботинках; носит ли ученик школьную сумку, взяв её за одну ручку или за обе… Эти символы были незаметны посторонним, зато ученики понимали место друг друга в школьной иерархии.

Школьная форма была введена во всех колониях Британской империи: в Индии и Австралии, в Новой Зеландии и Южной Африке, на Карибских островах. Для всех колоний форма была единой, но, подходящая для английского климата, она вызывала неудобство в жарких странах.

Сейчас в каждой школе Англии сами решают вводить школьную форму или нет, и если да то какую. Ниже приведен пример современной английской формы наиболее популярного цветового решения.

На Руси

Вологодско-Пермская летопись о школе Владимира Святославича:
988. «Князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте». С этого сообщения и начинается история Российского образования. Обучаться в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело.

Лишь через сто лет, в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам.

В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми.

В основном в то время писали писали на бересте, и в такой "деловой корреспонденции" сохранились даже упоминания о начальном образовании на Руси:

...вологоу соби коупи а дитьмо пор[т]и к...- - - - - - [д]аI грамоти оуцити...
[Вологу себе купи, а дитё пошли грамоте учить]
Г 49. Грамота № 687 (стратигр. 60-е. 80-е гг. XIV в., Троицк. М)

Более того, благодаря одному мальчику-растеряхе, потерявшему сразу все свои бересты разом, были найдены учебные записи на бересте. Это знаменитые берестяные грамоты Онфима - новгородского мальчика XIII века, автора берестяных грамот и рисунков, в основном учебного характера. Всего почерком Онфима написано 12 грамот: № 199-210 и 331, а кроме того, ему принадлежат несколько берестяных рисунков, не пронумерованных как грамоты, так как они не содержат текста. Основная масса его грамот и рисунков найдена 13-14 июля 1956 г.

Судя по рисункам, Онфиму было 6-7 лет. По-видимому, Онфим все свои грамоты и рисунки одновременно потерял, благодаря чему они были найдены вместе. Основная масса грамот Онфима - учебные записи. Буквы в исполнении Онфима выглядят достаточно чётко, не похоже, что он осваивает их впервые. В. Л. Янин предполагает, что его упражнения - закрепляющие при переходе с церы (восковой таблички) на бересту, писание на которой требовало усилий. Одна из грамот Онфима представляет собой донце берестяного туеса, которое нередко давали детям для упражнений (найдены подобные грамоты других безымянных учеников). Три раза он выписывает полную азбуку, затем после неё идут склады: ба ва га да жа за ка… бе ве ге де же зе ке.. би ви ги ди жи зи ки… Это классическая форма обучения грамоте («буки-аз - ба»), известная ещё в Древней Греции и просуществовавшая до XIX века.

Записи Онфима - ценное свидетельство начального образования в Древней Руси. С лингвистической точки зрения интересно, что в текстах Онфим не использует букв Ъ и Ь (заменяя их на О и Е), хотя в выписанных им азбуках они есть; таким образом, при обучении так называемой «бытовой системе» письма ученик осваивал и полный инвентарь алфавита, чтобы быстрее научиться читать книжные тексты.

Учителя X—XIII вв. в силу несовершенства методов обучения и индивидуальной работы в процессе занятий с каждым учеником в отдельности не мог заниматься более чем с 6—8 учениками. Князь набирал в школу большое количество детей, поэтому вынужден был на первых порах распределить их между педагогами. Такое деление учащихся на группы было обычным в школах Западной Европы того времени. О примерно таком количестве учащихся свидетельствуют и берестяные грамоты вышеупомянутого новгородского школьника XIII в. Онфима. Ни о какой школьной форме речи не идет , что видно и на изображениях учеников ниже.


Сергий Радонежский в школе.
Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». 16 в.

С 15 века учебные учреждения при монастырях перестают строиться, и появляются частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты».

В 16 веке в Стоглаве (сборнике решений "Стоглавого Собора") главе 25, можно прочесть следующее упоминание о школах на Руси:



О ставленикех хотящих во дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют. И святителем их поставили ино сопротивно священным правилом. А не поставити, ино святыя церкви без пения будут, а православные хрестъяне учнут без покаяния умирати. И святителем избирати по священным правилом в попы, ставити 30 лет, а в диаконы 25 лет. А грамоте бы умели, чтобы могли церковь божию содержати и детей своих духовных, православных хрестьян, управити могли по священным правилом, да о том их святители истязуют с великим запрещением, почему мало умеют грамоте. И они ответ чинят: "Мы, де, учимся у своих отцов или у своих мастеров, а инде нам учитися негде. Сколько отцы наши и мастеры умеют, потому и нас учат". А отцы их и мастеры их и сами потому ж мало умеют и силы в божественном писании не знают, а учитися им негде. А преже всего в росийском царствии на Москве и в великом Новегороде и по иным городом многия училища бывали, грамоте и писати и пети и чести учили. И потому тогда грамоте и писати и пети и чести гораздых много было. Но певцы и четцы и добры писцы славны были по всей земли и до днесь.

Стоглав, глава 26: О УЧИЛИЩАХ КНИЖНЫХ ПО ВСЕМ ГРАДОМ.
И мы о том по царскому совету соборне уложили, в царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священником и со всеми священники и дьяконы кийждо во своем граде, по благословению своего святителя избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх божий, могущих и иных пользовати, и грамоте бы и чести и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестъяне в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного писма и церковного петия псалтырного и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести со всяким духовным наказанием , наипаче же всего учеников бы своих брег-ли и хранили во всякой чистоте и блюли их ото всякого растления, наипаче же от скверного содомского греха и рукоблудия и ото всякия нечистоты, чтобы им вашим брожением и поучением, пришед в возраст достойным быти священнического чину. Да учеников же бы есте своих во святых церквах божиих наказывали и учили страху божию и всякому благочинию псалмопению и чтению и пению и канарханию по церковному чину. А учили бы есте своих учеников грамоте довольно, сколько сами умеете. И силу бы им в писании сказывали по данному вам от бога таланту ничтоже скрывающе, чтобы ученицы ваши все книги учили , которые соборная святая церковь приемлет, чтобы потом и впредь могли не токмо себе, но и протчих пользовати и учити страху божию о всех полезных, также бы учили своих учеников чести и пети и писати, сколько сами оне умеют, ничтоже скрывающе, но от бога мзды ожидающе, а и зде от их родителей дары и почести приемлюще по их достоинству.

И только в начале 17 века изучение наук и искусств в школах началось по новому. Русская школа XVII века была устроена так. Ученики сидели все вместе, но каждому учитель давал своё задание. Научился читать и писать — закончил школу.


Русская школа 17 века

Писали дети гусиными перьями на рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя кляксы. Написанное посыпали мелким песком — чтобы чернила не растекались. За неаккуратность наказывали: секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам было не счесть числа.

В эпоху Петра 1 открывается первая школа в городе Киеве по систематическим наукам, которые сам царь называл новым шагом в образованности каждого человека. Сюда, правда, до сих пор могли попасть только дети из благородных семей, но желающих отдать своих детей на обучение прибавилось. Во всех школах 17 века учителя преподавали такие предметы, как грамматика и латинский язык.

Именно с эпохой Петра 1 историки связывают коренные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина. Однако в эту реформу школьная форма так и не была введена.

Произошло это позже — в 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Фуражки обычно были светло-синими и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком… Имелась и выходная или праздничная форма: темно-синий или темно-серый мундир с обшитым серебряным воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Фасон формы менялся несколько раз, как и мода того времени.

В то же время началось развитие и женского образование. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Девчачья форма была утверждена на целых 60 лет позже мальчуковой — в 1896 году, и… в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд. Но форма для девочек порадует нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками — именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона.

Но цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения: Например, из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия №36 Валентиной Савицкой, мы знаем, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних — почти цвет морской волны, а у выпускниц — коричневый.

Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, полностью отменявший ношение школьной формы . Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его.

Период «бесформенности» длился аж до 1949 года. Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в СССР вводится единая школьная форма.

В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, но милитаризированного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

Но для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

Проходят годы, и в 1992 году решением Правительства России, с введением нового Закона об образовании. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.

Официальное объяснение - приведение закона в соответствии с конвенцией о правах ребёнка, в ней сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения и поэтому была отменена.

Хотя сохранилась некоторая ностальгия по школьной форме - на последний звонок выпускницы очень часто одевают нечто напоминающее советскую форму.


Вот и в нашей стране снова ввели форму - добро пожаловать в реальный мир:-(

Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более строгая, а где-то — очень модная и необычная.

Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках. Их форма — эталон подростковой моды для всего мира. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.

Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку - "матросский костюм". К форме обычно даётся, ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой — вот что предпочитают ученики американских школ.

В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем.

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания . Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австстралии, Сингапуре и Южной Африке. Однако, и в Великобритании и в её бывших колониях школьная форма не является обязательной, каждая школа сама решает. У каждой престижной школы есть свой логотип и ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. Отменена в результате студенческих протестов 1960-х годов. Некоторые школы практикуют ношение формы при разрешении родительского комитета.

В Германии нет единой школьной формы. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме Гитлерюгенда или иных детских организаций.

В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда - брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

В Польше форма отменена полностью и запрещено её частное введение отдельными школами.

Турция - обязательная школьная форма, у каждой школы свой цвет, но единый фасон: для мальчиков- костюм, для девочек- блузка, джемпер и юбка, для всех- галстук цветов школы. Так подчёркивается, что все равны, независимо от социального и материального положения родителей.

Школьная форма в Китае - единая. Это мешковатый зелено-белый спортивный костюм. Он обычно на размер или два больше чем надо и лишает его обладателей каких-либо вообще половых отличий.


В Северной Корее - форма также обязательна и также некрасива.

Итак, школы дошли до нашего времени, стали такими, какими мы их все знаем. Интересно, а какой станет школа в далеком будущем?


Школа 2000-го года по представлению французского художника Марка Коте (1899). Знания автоматически закачиваются учащимся в мозги, или как говорят в народе: “Инет есть, ума не надо“.

Николаева София, Чуев Андрей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 524 Московского района

г. Санкт-Петербурга

«ИСТОРИЯ ШКОЛЫ: ЧЕМУ И КАК УЧИЛИ В РАЗНЫЕ ЭПОХИ»

Групповой информационно-исследовательский проект

Участники проекта:

Николаева София,

Чуев Андрей,

ученики 4 Г класса

Руководитель:

Мажарская Виктория Анатольевна

2012 год

Часть I. Исторический обзор

1. Школа в первобытном обществе

2. Школа в архаичном обществе (Шумер, Древний Египет)

3. Школа в античном обществе (Афины, Спарта, Рим)

4. Школа в средневековом обществе (Европа, Азия)

5. Школа Нового Времени

6. Школа Новейшего Времени (Европа, СССР)

Часть II. Школа сегодня

Часть III. Школа будущего

Заключение

Библиография

Приложения

  1. Вопросник 1. Изменения в школьном образовании в последние полвека
  2. Вопросник 2. Форма обучения в школе будущего.

Введение

Цель проекта:

Читая книгу о приключениях Тома Сойера, мы обратили внимание на то, что его школа, совсем не похожа на современную школу. Потом мы вспомнили о других описаниях школы в книгах – «Письме греческого мальчика», «Неандертальском мальчике» и решили, что было бы интересно посмотреть, как менялась школа от эпохи к эпохе.

Задачи:

Изучить, что собой представляла школа в разные эпохи в разных странах;

Определить основные цели и методы обучения на разных этапах развития школы;

Сравнить содержание обучения в рассматриваемые периоды;

Выявить то, что отличает современную школу, ее сильные и слабые стороны;

Посмотреть, к чему могут привести изменения в школьном образовании в будущем.

Методы исследования:

Изучение научной исторической литературы;

Обзор описаний школы в литературных произведениях разных стран и периодов;

Интервьюирование представителей разных поколений о переменах в школьном образовании в последние пол-века;

Интервьюирование учащихся начальной и средней школы о школе будущего.

Рабочая гипотеза:

Изучение истории школы на протяжении тысячелетий с момента ее появления поможет лучше понять и оценить то, чему учит нас школа сегодня, а также предположить путь ее дальнейшего развития.

Практическая значимость

Собранный материал будет интересен не только нашим одноклассникам, но и всем ученикам. Выступления перед ребятами начальной школы помогут повысить интерес к учёбе. Рекомендации по созданию школы будущего помогут определить пути дальнейшего развития школы.

Часть I. Исторический обзор.

Школа в первобытном обществе

Школы в нашем понимании этого слова у первобытных людей, конечно, не было. А вот учителя были. Ведь родители были заняты – охотой, собиранием ягод и грибов, а детей нужно было научить сложному делу выживания. Учитель – человек, имеющий большой опыт, доверие соплеменников, но уже слишком старый для охоты. Описание такой первобытной школы дается в книгах о приключениях «неандертальского мальчика», где рассказывается о том, как «учитель» водил всех детей племени в учебные походы. Основным методом обучения было подражание примеру учителя и других представителей племени. Учили охотиться; отличать съедобные растения и грибы от несъедобных; разводить и поддерживать огонь и другим «предметам», без которых человек не мог выжить среди своих естественных врагов.

Здорово, и я бы хотел поучиться разжигать костёр, научиться выживать в лесу.

Да, эти знания бы нам пригодились в жизни…

Но всё-таки, это была ещё не школа в нашем понимании этого слова. А вот что я узнал о школе в архаичном обществе

2. Школа в архаичном обществе

2.1. Шумерская школа

Шумер – одно из древнейших государств мира, и в нем уже существовала настоящая школа. Она называлась «дом табличек», в ней готовили писцов. Как видно из этого названия, самым главным показателем образованного человека было умение писать. И это не случайно: писать тогда было гораздо труднее, чем сейчас. Нужно было выучить не 3 десятка букв, а сотни знаков – иероглифов. Писали же не ручкой по бумаге, а высекая или выцарапывая палочкой по вощеной табличке. Особо красивых знаков таким методом не получалось и сложилась система письма, состоящая из «клинышков» (так и называется «клинопись»).

Первые школьные таблички относятся к III тыс. до н. э.

Помимо письма в доме табличек учили счету, иностранным языкам (например, древнеегипетскому).

Задача ученика была простой – выучить, то, что было написано в учебной табличке.

Школа в Древнем Египте

Трудно сказать, когда именно возникли школы в Древнем Египте, но они точно были уже в середине 2го тысячелетия до н.э. (т.е. больше 2.5 тысяч лет до наших дней). Учились там только мальчики, в основном из знатных и богатых семей.

До нас дошли многочисленные «поучения» египтян, в которых говориться о том, что в школе учатся «знатные сыновья». Хотя известно имя одного переводчика - Анхурмеса, происходившего из бедной семьи, но ставшего писцом благодаря своим выдающимся способностям.

Мне его история напоминает историю М.В.Ломоносова

Как и в Шумерской школе, главным было искусство писать иероглифы, и не только. Дело в том, что в Египте было 3 способа писать, и писец должен был владеть ими всеми. Особое внимание обращал учитель на красоту «почерка». Об этом позволяют судить сохранившиеся учебные тексты с поправками учителя.

Ученику было бы легче писать на папирусе, но папирус был слишком ценен, поэтому учились дети на глиняных табличках и их осколках; в лучшем случае им мог достаться обрывок папируса с неисписанной стороной. Даже взрослые писцы могли пользоваться папирусом-«обороткой». Примеры таких обороток хранятся в Эрмитаже.

Папирус готовился из стеблей болотного растения, совсем иначе, чем делается бумага. Но до сих пор слово «папирус» живо в английском слове «paper» и в русском «папье», «папироса».

В школе ученик должен был научиться сначала бегло читать, грамотно и красиво писать, затем он учился составлять различные документы, письма, прошения, судебные протоколы.

Помимо родного языка, в школах обучали математике, географии, вместо литературы читали мифы о богах. Изучались иностранные языки.

Метод обучения был тот же, что и в шумерской школе – переписывать и заучивать учебные тексты. За малейшую провинность ученика наказывали. В одном поучении говорится: «ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют», т.е. удар палкой по спине учил учеников быть внимательными и послушными.

3. Школа в античном обществе

3.1. Афинская школа

Из письма греческого мальчика Феона, дошедшего до нас на древнеегипетском папирусе и прочитанного учеными уже в 20-ом веке мы можем узнать об афинской школе.Историю Феона для детей рассказывает историк-археолог Соломон Лурье.

В Греции же была создана одна из самых прославленных школ в истории – Академия Платона. Она так называется, потому что ее основал философ Платон в саду, названном в честь героя Академа. Но это была школа для взрослых. У входа в нее было написано: «Не геометр да не войдет сюда». В ней готовились будущие философы – так назывались в древности ученые. Одним из выпускников Академии Платона был Аристотель – известнейший ученый древности. Став философом, Аристотель открыл собственную школу – Лицей, в которой тоже обучал ученых-философов, а не детей.

Еще в Греции были гимназии, но то были скорее спортивные школы, название которых передалось нашим гимнастическим залам.

В спартанской школе готовили сильных, смелых и дисциплинированных воинов. Там тоже учились только мальчики. В школе они жили, т.к. сам образ жизни – полный лишений и трудов – был частью обучения. Устройство школы напоминало армию, с командирами разных уровней (агелами, ирэнами) вместо собственно учителей.

Грамоте и другим наукам детей учили только по мере необходимости, чтобы они могли прочесть приказ или написать краткое донесение.

Главной частью школы был гимнасий – площадка для физических упражнений, где ученики проводили большую часть своего времени. Командиры не боялись, что в учебе или драке ученики искалечат друг друга - слабому не место среди воинов-спартанцев.

3.3. Древнеримская школа

Много интересного можно узнать из легенды о Марке Фурии Камилле, римском полководце, и одном учителе. Согласно легенде, Камилл в одном военном походе осадил город Фалерию. Фалерия была хорошо укреплена и не собиралась сдаваться без боя. Осада могла продлиться долго. Жители Фалерии несмотря на осаду продолжали заниматься своими делами: ремесленники изготавливали свои товары, торговцы – продавали их, а учитель – занимался с детьми. В легенде упоминается, что учил он их чтению и письму, арифметике, фехтованию, пению и гимнастике. Но этот учитель решился на предательство, рассчитывая что Камилл ему хорошо заплатит. Под видом учебного похода он ответ детей горожан к осадившему город врагу. Камилл, однако, не только не наградил предателя, но отдал его на суд преданных им горожан, а детей вернул.

Из этой истории можно узнать чему учили в древнеримской школе, а также то, что занятия не обязательно проходили в классе. Учитель же пользовался большим доверием и свободой.

Занятия не в классе? Мне тоже хотелось бы, чтобы наши уроки не всегда проходили в классном помещении.

4. Школа в средневековом обществе

4.1. Средневековая монастырская школа в Европе

Средние Века – середина, промежуток между античностью и более близкой к современности эпохой (точнее, 5-15 века). В то время школы были только при монастырях. Их было не много, поэтому бывало так, что в школу ходили в другой город. Выбор школы зависел от известности монастыря, а также от репутации учителя.

Если в Древнем мире образованный человек был тот, кто умел писать и читать на родном языке, то в Средние Века образование равнялось знанию латинского языка - языка науки и церкви.

Ученики должны были знать латинский язык, на который переведена Библия, и уметь говорить на нем, чему их учила наука риторика. Учили и арифметику, чтобы вычислять даты праздников. Учили геометрию, географию, астрономию. Учили музыке, чтобы воспевать Христа. За провинности учеников сурово наказывали розгами и постами (голодом).

Мы так уже много узнали о древних школах, но посмотрите, везде применялось физическое наказание.

4.2. Самурайская школа в средневековой Японии

В Японии, как и в Греции и Риме обучение начиналось в 7 лет. Учились дети самураев (воинов-аристократов). Учили маленьких самураев езде на лошади, фехтованию на большом и малом самурайских мечах, меткой стрельбе из лука. Школьная программа включала также тяжелые физические упражнения, плавание, борьбу, испытания на выносливость. Самурай также должен быть грамотным - знать иероглифы, уметь слагать стихи, быть знатоком музыки и ценителем красоты в природе и искусстве.

Но самое главное для самурая – благородство и честь. Нет ничего хуже, чем опозорить свой род неверностью или трусостью.

Хотелось бы мне поучиться в школе самурая хоть годик. Я бы непременно научился бы там выдержке и терпению

5. Школа Нового Времени

5.1. Школа Яна Коменского

Долгие века детей и взрослых учили одинаково, по одним и тем же книгам, потому что ребенка считали просто маленьким взрослым.

Но пришло Новое Время (начиная с 16-17 века) и учителя начали понимать, что дети – существа особые и учить их нужно по- особому.

Одним из первых это понял чешский ученый и учитель Ян Коменский. Он написал первый учебник для детей “Мир чувственных вещей в картинках» и придумал, как правильнее устроить школу. Для каждого возраста должна быть отдельная школа:

До 6 лет - материнская школа, т. е. воспитание и обучение малышей мамой.

Дети от 6 до 12 лет обучаются в местной начальной школе, обязательной для всех детей.

Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаружившие наклонность к научным занятиям, могут продолжить обучение в латинской школе, или гимназии. Такие школы создавались в крупных городах.

Те же молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, что готовились стать учеными, шли в академию.

Образование должно завершаться путешествием.

Коменского приглашали во многие страны (Англия, Швеция, Венгрия), где он помогал в переустройстве школ.

5.2. Воскресная школа

Долгое время образование было исключительно религиозным. Но постепенно церковь и школа стали разделяться. Так, в книге о приключениях Тома Сойера описывается обычная дневная школа и воскресная церковная школа.

Религиозное образование еще не было полностью исключено и в обычной дневной школе, т.к. учебный день начинается с молитвы. Далее же шли привычные нам уроки – грамматики, счета, иностранного языка, правописания.

Все еще в ходу были физические наказания – линейкой по рукам за малый проступок, розгами за более серьезный.

6. Школа Новейшего Времени

6.1. Английская школа-пансион

Такие школы были распространены в Европе в 18-19 веках, были они и в России. В такой школе (Царскосельском лицее) учился А.С. Пушкин. Изначально они создавались отдельно для девочек и отдельно для мальчиков. До сих пор такие школы-пансионы существуют в Англии. Одна из таких школ описывается в книгах Джоан Ролинг о Гарри Поттере.

У школы-пансиона есть много преимуществ, например она:

Готовит детей к самостоятельной жизни вне родительского дома

Способствует установлению крепких дружеских связей

Обучение более эффективно, т.к. ничто и никто не отвлекает от него

А я вот не готова разлучаться с родителями надолго, пансион не для меня

6.2. Советская школа

В СССР была создана одна из лучших в мире образовательных систем. Обучение было бесплатным, всеобщим и всеохватывающим, т.е. независимо от своих склонностей и предпочтений все дети должны были знать основы разных наук. Эти науки – математика, химия, физика, астрономия и др. были введены вместо таких предметов в дореволюционной школе, как латинский, греческий и церковнославянский языки . В советской школе были отменены физические наказания, т.к. каждый гражданин независимо от возраста был достоин уважения.

В советской школе учились наши бабушки и родители. Казалось бы, это было совсем недавно, но опросив их, мы выявили некоторые различия:

Курс школьного обучения был короче – начальная школа -3 года (вместо 4 сейчас), весь курс – 10 лет (вместо 11);

Интенсивность обучения была ниже: в начальной школе количество уроков в день редко превышало 4; в средней – 6;

Набор предметов сейчас расширился – в советской школе не было риторики, петербурговедения;

Выполнение домашних заданий занимало гораздо меньше времени – 1 час в начальной школе.

Т.е., можно заключить, что учеба занимала меньше времени, значит больше его оставалось на досуг. Как советские школьники проводили этот досуг, можно узнать из книги А. Гайдара «Тимур и его команда» - они больше играли, и больше работали - помогали другим по хозяйству, причем совершенно безвозмездно. Позже, во время обучения наших родителей школьники часто ходили в походы и на экскурсии – ездили в другие города, по исторически значимым местам. У современного школьника на это почти нет времени.

Часть 2. Школа сегодня.

  1. Сегодня школа стала более требовательной. Мы живем в эру информации, т.е. доступ к информации облегчился, но и объем нужных знаний сильно вырос. Поэтому учиться приходится больше – больше уроков, больше срок обучения, больше домашних заданий.
  2. Еще одно отличие – нас с первых лет учат самих добывать знания, а не дают их готовыми в учебнике. С одной стороны, это хорошо, т.к. готовит учеников к взрослой жизни, где нет готовых ответов. С другой стороны, при самостоятельном поиске (в основном, в Интернете) есть риск найти неправильные ответы и неправильные ориентиры. Родители не всегда в состоянии помогать выполнять домашние задания, да и нужно ли это? Ведь тогда пропадает весь смысл «самостоятельного» поиска.
  3. В обучение вовлекаются новые технологии. Помимо поиска знаний в Интернете, мы работаем с программой PowerPoint, готовя презентации; рисуем в специальных графических редакторах; общаемся друг с другом и учителями по электронной почте; выполняем Интернет-тесты; делаем упражнения по иностранному языку в специальной тренажерной программе. Существуют тренажеры по арифметике, русскому языку и другим дисциплинам. Изменение средств обучения можно видеть в таблице:

Современные дети

Поколение родителей

Поколение бабушек

Учебники;

Дополнительная литература (библиотечные фонды);

Консультации более опытных товарищей;

Аудиозаписи;

Видеоматериалы;

Интернет сайты;

Плакаты и стенгазеты;

Компьютерная программа для презентаций PowerPoint;

Графические редакторы;

Текстовые редакторы;

Компьютерные тренажеры

Часть 3. Школа будущего.

Мы предположили, что те особенности, что отличают школу сегодняшнего дня, определят и дальнейшее развитие школы, т.е. объем знаний будет продолжать увеличиваться, что потребует освоения новых, средств обучения, помогающих сократить срок обучения.

Опрос учащихся младшей и средней школы показал, что школьникам видится 3 возможных пути развития школы:

А) Интернет-школа, где каждый ученик выполняет свою программу обучения, работая на своем компьютере в специальной образовательной среде;

А как же наши переменки? Как мы будем общаться? Мы перестанем рефлексировать на уроках? А ведь так порой интересно послушать эмоциональную речь одноклассников…

Б) Школа на расстоянии, где учитель и ученик общаются в режиме видео конференции;

Один на один? Иногда это здорово, но не всегда. Иногда мне помогают одноклассники

В) Школа традиционная, но в которой вместо тетрадей и учебников используются электронные носители информации и электронные же средства контроля усвоения знаний.

Последний вариант имел больше всего сторонников, т.к. единственный оставляет возможность для личного общения учеников между собой.

Узнав так много о школе, мы задумались, а в какой школе будут учиться наши дети?

Посоветовавшись с одноклассниками, мы подготовили рекомендации для создания школы будущего.

Это не обыкновенная школа, а целый школьный комплекс, который условно делится на зоны. Например, спортивная зона. Она включает в себя стадион не только для бега и игры в футбол. Здесь можно покататься на лыжах, роликах, коньках. Мы хотим, чтобы зимой был каток и настоящие ледяные горки.

Также в этой зоне есть бассейн. Научиться плавать - очень важно для ребёнка. Это развивает мышцы и укрепляет здоровье.

Есть ещё сухой бассейн с шариками для снятия стресса. В спортивной зоне проходят занятия детским фитнессом, аэробикой и танцами. А ещё в этой зоне есть детские работающие тренажёры.

Живя в огромном мегаполисе, мы хотим быть ближе к природе и поэтому мечтаем о природной зоне.

Нам кажется, что в каждом классе необходим живой уголок. Это позволит детям быть добрее и разовьёт чувство ответственности.

Мы хотим также, чтобы у школы была своя ферма, где дети могли бы ухаживать за козочками, пони, домашними птицами…Обязательно должна быть своя теплица, где дети могли бы не только учиться сажать растения, но и изучать воочию растения других стран.

А для мальчишек будет интересна школа выживания и безопасного поведения в природе. Нас будут учить разжигать костёр, ставить палатки, переправляться через препятствия, водить нас в походы.

Без уроков в школьной жизни, конечно, не обойтись. Каждый человек должен обладать научными знаниями, поэтому в нашем комплексе есть предметная зона. Здесь дети узнают основы этики, математики, языков, природы и истории разных стран.

Какая же школа без зоны отдыха! Здесь есть свой кинозал, где возможен просмотр и учебных и развлекательных фильмов разного времени. Есть даже кафе «Минутка» с молочными и кислородными коктейлями. Работают в нём, кстати, сами ученики. При кафе –зал караоке. Есть комната психологической разгрузки и тихой успокаивающей музыкой и фонтанчиком, настольными интеллектуальными играми. Для более активных предлагается отдохнуть на тренажёрах картадрома (авто и мото).

И, наконец, зона подготовки ко взрослой жизни. Здесь будут классы технического моделирования, класс-лаборатория, где можно будет ставить опыты и проводить эксперименты. В экономическом классе занятия будут вести успешные бизнесмены и рассказывать как лучше жить и работать в будущем. Непременно должен быть класс языков мира с лингофонными аппаратами. А девочкам интересно будет посещать леди-класс.Ведь им предстоит стать мамами и уметь делать всё на свете, при этом оставаясь красивыми женщинами.

Заключение

Проведенный исторический обзор (1) показал, что школа менялась вместе с обществом, которое в разные периоды ставило перед ней разные задачи – простого выживания, затем – грамотности, затем – разного набора наук; (2) научил нас ценить в сегодняшней школе:

Отсутствие физических наказаний

Широкий спектр получаемых знаний

Ценность получаемых знаний в жизни

Использование новых интересных форм обучения, сменивших простую «зубрежку».

А ещё, на наш взгляд, при организации обучения в школе хорошо бы прислушиваться к запросам и пожеланиям самих учеников

На вопрос, что бы вам хотелось изменить в школе, все ответы сводились к пожеланию более гибкой формы обучения, учитывавшей бы возможности и интересы каждого ученика. И все три возможных пути развития школы в будущем решают, прежде всего, эту проблему.

Лурье С. Письмо греческого мальчика; Штаерман Е. М. В афинской школе // Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко.

Причиной появления и двигателем развития школы как соци­ального института были и являются практические потребности общества и человека (экономические, социальные, политичес­кие, духовные). Историческая эпоха накладывает существенный отпечаток на все компоненты школьной структуры.

Школа как учреждение для обучения письму, счету, чтению возникла не ранее, чем накопился определенный запас знаний и не возник древний тип письма: идеографическое письмо (шумер­ское, древнеегипетское, китайское) как средство закрепления и передачи знаний, информации. Первые школы в государствах Древнего Востока (Месопотамия, Шумер, Аккад, а также Еги­пет, Китай) известны уже с III-II тысячелетий до н.э.

С течением времени обучение становится все более универсаль­ным и массовым, а деятельность педагогов превращается в специ­альный род деятельности (как правило, отделенный от других профессий и практик). В XVII-XVIII вв. формируется идея (замы­сел) образования, включающего регламентацию: системы подго­товки человека в школе, ориентированной на природу (идея «при-родосообразности» образования, позднее - «психического раз­вития»); специальных целей (формирование человека знающего, разумного, религиозного, подготовленного к зрелости; в соци­альном плане их определили требования подготовки специалис­та, а не личности); специального содержания (учебные знания и предметы).

В результате формируется школа как институт образования, организация для образования, копирующая практикой организа­ции дисциплины и «всего школьного дела» государственные уч­реждения.


Следующим этапом стало возникновение массовой школы (уни­версальной и специальной), что было обусловлено дальнейшей унификацией образования, ориентацией на создание учебных за­ведений, которые: 1) создаются государством или приобретают право на обучение от государства; 2) придерживаются опреде­ленного стандарта обучения; 3) в качестве преподавателей и уча­щихся допускают лиц с определенным статусом; 4) предполага­ют наличие некоторой экономической самостоятельности учеб­ного заведения в ведении хозяйства, обслуживании учебного про­цесса; 5) предусматривают наделение преподавателей и учащихся правами и обязанностями, порой выходящими за рамки непо­средственного учебного процесса, но укладывающимися в рамки предусмотренной социальной роли; 6) предполагают фиксацию факта окончания учебного заведения (как правило, выдачу соот­ветствующего документа), приобретение выпускником определен­ных дополнительных прав, статуса.

Отечественная школа как учреждение для обучения начинает складываться после крещения Руси. Первое летописное упомина­ние об организации обучения детей относится к X в. Как институт образования она оформляется к XVIII в., позднее, чем во многих странах Западной Европы.


В истории школы при огромном многообразии направлений образования и форм учебных заведений выделяются два типа школ: «школа учебы» и «школа жизни», или «школа воспитания».

«Школа учебы», возникнув в эпоху Нового времени, отразила растушую мощь разума, науки и просвещения. Она сыграла выда­ющуюся роль в общественно-педагогическом развитии. Один из ее ведущих идеологов - вьщающийся немецкий педагог А.Дис-тервег. В «школе учебы», ориентированной в основном на усвое­ние знаний и развитие интеллекта, воспитание строится по прин­ципу «от знания к убеждению и действию» и проводится в форме культурно-просветительной работы. (Впоследствии это переняла советская система политического просвещения.)

«Школа жизни» имеет глубокие корни в народной педагогике. В «школе жизни» не только воспитание, но и обучение согласует­ся со знаменитым тезисом французского педагога Ж. Ж. Руссо и швейцарского педагога И. Г. Песталоцци: «Жизнь образует (вос­питывает)».

Два типа школы не являются взаимоисключающими. Элемен­ты «школы жизни» всегда присутствуют в «школе учебы», но да­леко не всегда осознаются и активно используются. Элементы «шко­лы учебы» не отменяются в «школе жизни», они лишь приобрета­ют новые качества, максимально приближаясь к практической творческой деятельности.

Приоритет воспитания в официальной педагогике XIX-нача­ла XX в. обеспечивался «созданием умственного кругозора» уче-


ника на уроках и в ходе внеклассного общения. Эта установка была заимствована отечественным образованием у выдающегося немец­кого педагога И. Ф. Гербарта, который полагал, что именно зна­ния всецело определяют поведение человека и являются средством его воспитания. Главная задача школы - расширение познаний и развитие интеллекта учащихся, ориентировка на «целостное учеб­но-воспитательное дело», как и вся организация школы, обеспе­чивали ее развитие как «школы учебы».

Результат реализации этой установки охарактеризовал в нача­ле XX в. один из профессоров Московского университета: «Уроки и их приготовление - вот что заполняет весь день и все дни. Если бы даже все уроки сплошь были содержательны, то и тогда подоб­ная жизнь была бы ненормальна. Самый деятельный и предан­ный своей профессии взрослый человек не может весь день и все моменты своей жизни быть отданным своему делу; а ведь в по­добное положение бессрочного занятия школа ставит юношу и подростка» 1 .

В первые годы советской истории общее образование стало раз­виваться в рамках трудовой школы («школу труда» отдельные спе­циалисты рассматривают как еще один, третий, исторически за­крепившийся тип школы), но традиция «школы учебы» так и не была преодолена. В системе взаимоотношений и поведения в шко­ле основное значение стали придавать социально-политической позиции личности. Повышению воспитательной роли индивиду­альных контактов между работниками школы и учащимися, их сотрудничеству мешала инерция старой школьной этики: близ­кие отношения с учителем воспринимались как подхалимство, угодничество, ябедничество. В «Основных направлениях единой тру­довой школы» (сентябрь 1918 г.) был четко определен переход от школы «воспитывающего обучения» к школе как воспитательно­му учреждению. Формирование характера, волевых качеств и твор­ческих способностей личности стало определять систему воспита­ния под девизом «На все три вопроса: как воспитать волю, как сформировать характер, как развить дух солидарности? - ответом является одно магическое слово - труд». На занятия трудом стали отводить до трети учебного времени. Оценивая начальный этап внедрения трудового начала в школу, Н. К. Крупская отмечала сла­бое влияние труда на общую атмосферу школьной жизни: «Поня­то было так, что дети должны не только учиться, но и трудиться. Учеба осталась старая, но наряду с ней детей заставляли мести полы, мыть посуду, таскать дрова, разгружать вагоны, быть на побегушках» 2 . Вместе с тем был накоплен интересный опыт по

1 Цит. по: Козлова Г. Н. Отечественная средняя школа как воспитательное уч­
реждение (конец XIX-начало XX в.) // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 80.

2 Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1978. - Т. 4. - С. 23.


Включению учащихся старших классов в общественно-политичес­кие объединения, созданию общественных организаций учащих­ся, развитию школьного самоуправления.

В 1930-е гг. становится очевидным возврат к «школе учебы». Возникшие при этом к началу 1950-х гг. негативные социально-педагогические последствия вызвали необходимость реформы об­разования на основе «Закона об укреплении связи школы с жи­знью» (1958). Эта вторая попытка смены типа общеобразователь­ной школы была прекращена в 1964 г.: выдающиеся научно-тех­нические достижения, успехи в освоении космоса «повернули» общее образование к «школе учебы».

Последующая корректировка деятельности школы путем: разви­тия «профориентации», эпизодического общественно полезного и производительного труда, многообразных направлений «воспитатель­ной работы», расширения сети внешкольных учреждений, органи­зации работы с детьми по месту жительства, создания межшколь­ных учебно-производственных комплексов (УПК), массового при­менения единого «Примерного содержания воспитания школьни­ков» - не изменила основных характеристик «школы учебы».

Современное реформирование школы в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 1996 г.) в целом не затрагивает основ модели «школы учебы», которая в со­временной практике представлена отдельными типами школ:

традиционная школа. Ориентирована на передачу готовых зна­ний, воспроизводит по преимуществу эмпирический тип мышле­ния. Благодаря практике традиционной школы в социуме сложи­лись представления о том, что и в каком возрасте должен знать и уметь ученик;

специализированная школа с углубленным изучением одного или нескольких предметов. Ориентирована по преимуществу на усвое­ние школьником определенных способов работы с содержанием изучаемого предмета, что чаще всего достигается за счет увеличе­ния числа упражнений и учебных часов, отводимых в учебном плане для более детального изучения материала. В большинстве случаев отличие этой школы от традиционной является не каче­ственным, а количественным. Данный тип школы демонстрирует социуму тот факт, что при определенных способностях и предва­рительной подготовке дети (в основном в среднем и старшем зве­не обучения) могут усваивать значительно более сложный пред­метный материал, чем в традиционной школе, и очень рано спе­циализироваться в определенном виде деятельности;

гимназии, лицеи. Представляют собой попытку воссоздания имев­шего место в истории школы академического уровня образования (стиль, форма, метод), что сопряжено на практике со значитель­ным изменением учебных планов за счет добавления новых пред­метов, как правило, гуманитарного профиля, и привлечения к


процессу преподавания специалистов высокого класса. Негатив­ные проявления при этом связаны с перегрузкой учебных про­грамм, игнорированием пригашенными специалистами возраст­ных возможностей и особенностей учащихся. Благодаря гимнази­ям и лицеям повысились требования к уровню общего среднего образования, к способу организации образовательной среды;

инновационные школы. Ориентированы на создание собственных разработок или освоение уже готовых педагогических технологий. Отсутствие четких критериев, позволяющих судить о том, какие разработки и технологии могут быть использованы в новой шко­ле, насколько они результативны, отсутствие целостности и сис­темности в проработке содержательных основ каждой конкретной школы не позволяют рассматривать данные учебные заведения как однородный тип школы;

школа, ориентированная на сложившуюся педагогическую систе­му (например, Вальдорфская школа, школа Монтессори и др.). Ориентированы на адаптацию готовой модели к новым услови­ям, при этом не всегда дается целостная оценка как возможно­сти, так и целесообразности переноса сложившейся педагогиче­ской системы на новую почву. Появление этих школ расширило представление о формах и содержании обучения, повысило зна­чимость идей педоцентризма, обострило вопрос о связи методов обучения с пространственной организацией учебного заведения.