Выдели грамматическую основу предложения подлежащее и сказуемое. Что такое грамматическая основа

Выдели грамматическую основу предложения подлежащее и сказуемое. Что такое грамматическая основа
Выдели грамматическую основу предложения подлежащее и сказуемое. Что такое грамматическая основа

Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения

Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.

В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.

Войска движутся к фронту.

(Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).

Вчера он заходил к нам.

(Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).

Поговорил бы ты с матерью, Иван!

(Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.

Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:

Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму .

Подлежащее как член предложения. Формы выражения подлежащего

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному, иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет следующая таблица.

Основные способы выражения подлежащего.

Часть речи в позиции подлежащего

Существительное в и. п.

Язык отражает душу народа.

Местоимение в и. п.

Он вышел.

Кто там был?

Это правильно.

Это мой брат (при вопросах: кто это?)

Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Кто-то пришел.

Все уснули.

Неопределенная форма глагола

Быть честным - это еще полдела.

Понимать - значит сочувствовать.

Курить - здоровью вредить.

Сочетание слов (одно из которых - в и. п.)

Мы с ним часто там бывали.

Два облака плывут по небу.

Сочетание слов без и. п.

Прошло около часа.

Сказуемое как член предложения. Типы сказуемого

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

(Глагол был полковник

(Глагол начали служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая нагрузка сказуемого.)

Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.

Подробнее о типах сказуемых. Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Оно может выражаться следующими формами глагола:

Формой настоящего и прошедшего времени глагола.

Формой будущего времени глагола.

Формами условного и повелительного наклонения глагола.

Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов - вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

(Здесь принялся - это вспомогательный глагол, а грызть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

(Здесь не хочу - это вспомогательный глагол, а обидеть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).

(здесь связка быть опущена).

Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:

СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

(Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.)

(Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)

Представим строение составного именного сказуемого формулой:

СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.

В русском языке можно выделить не менее четырех основных типов односоставных предложений.

Основные типы двусоставных предложений

Форма выражения подлежащего и сказуемого

Примеры

Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - определенной формой глагола.

Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - существительным в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - также неопределенной формой глагола. Между подлежащим и сказуемым возможны частицы это , значит .

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - наречием.

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - существительным в именительном падеже либо словосочетанием на его основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка.

Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - прилагательным либо причастием (полным или кратким) в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени в сказуемом появляется глагол-связка.

Зная основные типы двусоставных предложений, легче находить в них грамматические основы.

Основные типы односоставных предложений

Типовые форма и значение

Номинативные (назывные) предложения

Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого.

Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем.

Большая площадь в городе.

Вот скамейка.

Определенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости.

Неопределенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует.


Безличные предложения

Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля.

По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым - словом категории состояния.

Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола.

Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту.

Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет.


Хозяев нет дома.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство

Все члены предложения, кроме главных, называют второстепенными .

Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу, но распространяют (поясняют) ее. Они могут пояснять и другие второстепенные члены.

Продемонстрируем сказанное схемой:

По своему значению и роли в предложении второстепенные члены подразделяют на определение , дополнение иобстоятельство . Эти синтаксические роли опознаются по вопросам.

Ценили (в какой степени?) высоко - обстоятельство.

Ценили (что?) полотна - дополнение.

Полотна (чьи?) его - определение.

Дополнение как член предложения. Типы дополнений

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного) и обозначает предмет. Дополнение обычно распространяет сказуемое, хотя может распространять и другие члены предложения.

С удовольствием читаю (что?) журналы. (Здесь дополнение журналы распространяет сказуемое.)

Чтение (чего?) журналов - увлекательное занятие. (Здесь дополнение журналов распространяет подлежащее.)

Дополнения чаще всего выражаются именами существительными (либо словами в функции существительных) и местоимениями, но могут быть представлены также неопределенной формой глагола и цельными по смыслу словосочетаниями.

Брился он в походе (чем?) штыком. (Здесь дополнение штыком выражено существительным.)

Это понятно только ценителям (чего?) прекрасного. (Здесь дополнение прекрасного выражено прилагательным в роли существительного.)

А вас я попрошу (о чем?) остаться. (Здесь дополнение остаться выражено неопределенной формой глагола.)

Он прочел (что?) много книг. (Здесь дополнение много книг выражено цельным по смыслу сочетанием.)

Дополнения бывают прямые и косвенные.

Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога.

Не знаю, когда теперь увижу родных (в. п.).

В этих печах раньше плавили сталь (в. п.).

Все остальные дополнения называются косвенными.

Сыграйте-ка на рояле (п. п.).

Я положил хлеб на стол (в. п. с предлогом).

Мне запретили волноваться (выражено неопределенной формой глагола).

Живой единицей связной речи является предложение. Именно в нём проявляется главная функция языка, одного из основных средств общения людей, помогающего им обмениваться мыслями. Каждое предложение заключает в себе высказывание о каком-либо предмете или явлении. Во всех этих синтаксических конструкциях выделяется грамматическая основа, то есть предикативный центр. Он включает в себя главные члены предложения, а именно - подлежащее и сказуемое. Например: Яшка совсем заскучал (Ю. Казаков). Грамматическая основа предложения - Яшка заскучал (подлежащее + сказуемое). Или: Над рекой стелется туман . Тут грамматическая основа состоит из сказуемого стелется и подлежащего туман . А теперь пора разобраться в том, по каким признакам определять слова, составляющие предикативное ядро.

Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое

Для того чтобы уметь правильно определять центр предложения, необходимо выяснить, собственно, что такое подлежащее, а что - сказуемое. Итак, оба они - главные члены предложения. Подлежащее называет предмет речи. Оно, как правило, отвечает на вопросы: «кто?» или «что?». Сказуемое же называет то, что происходит в предложении с подлежащим (то есть, какое действие совершает предмет речи). Подлежащее в большинстве случаев представлено существительным или местоимением, а сказуемое - глаголом. Например: Ученики вернулись (существительное + глагол). Или: Они вернулись (местоимение + глагол). Но в качестве грамматической основы могут выступать и другие части речи. Например: Мир прекрасен (существительное + краткое прилагательное). Подберёзовик - это гриб (существительное + существительное).

Односоставные и двусоставные предложения

Не во всех этих синтаксических конструкциях можно выделить оба главных члена. Бывает, что грамматическая основа предложения состоит только из подлежащего или, наоборот, включает в свой состав только сказуемое. Например, как в следующих случаях: Пообедали. Стало смеркаться (И.А. Бунин). В обоих случаях грамматические центры представлены только сказуемыми. А вот другой пример: Кругом тишина (А.П. Чехов). Тут, напротив, из главных членов предложения только подлежащее. Предложения с подлежащим и сказуемым называются двусоставными. А те, в которых представлен только один главный член - односоставными.

Предложения с одной или несколькими грамматическими основами

В зависимости от количества предикативных центров можно выделить следующие типы предложений: простые и сложные. В сложных конструкциях таких центров несколько (два и более). В простых же выделяется одна грамматическая основа. Примеры простых предложений: Блеснула молния . Загремел гром . Мы идём в кино . А вот сложные предложения с несколькими предикативными центрами: Блеснула молния, и полил дождь. Мы идём в кино, а малышей ведут в цирк . Как видите, сложное предложение состоит из нескольких простых, которые могут быть связаны интонацией, союзами, а на письме обычно отделяются друг от друга с помощью знаков препинания (чаще всего запятыми). Необходимо уметь выделять грамматическую основу в предложении, чтобы правильно определить его тип, расставить знаки препинания и определить тему высказывания.

При морфологическом, пунктуационном разборе предложения важно правильно определять его грамматическую основу. Умение быстро выделить подлежащее, сказуемое поможет грамотно расставить знаки препинания, а также разобраться в смысле предложения. Именно грамматическая основа является смысловым центром предложения – его предикативным ядром. Отлично, если человек уже научился быстро выделять грамматическую основу. Однако зачастую может показаться, что определить предикативное ядро очень просто. На самом же деле небольшое усложнение задачи сразу ставит в тупик.

Всё дело здесь в том, что в современном русском языке очень богатые ресурсы, разнообразные синтаксические связи. Подлежащее и сказуемое вовсе не обязательно выражаются существительным и глаголом. Разумеется, в предложении «Дерево стоит под окном» многие без труда найдут грамматическую основу. Мы видим здесь существительное: оно явно представляет собой главный член предложения. Речь идёт именно о дереве. Можно легко задать от этого подлежащего вопрос «что делает?», найти таким образом и сказуемое. «Дерево стоит» - вот наша грамматическая основа. Но далеко не все предложения построены так просто. Вам важно запомнить, какими частями речи может быть выражено подлежащее, сказуемое, по какому алгоритму необходимо искать грамматическую основу. Надо знать, как найти грамматическую основу предложения, помнить все нюансы, чтобы потом точно анализировать тексты, правильно расставлять пунктуационные знаки.

Грамматическая основа предложения: важные моменты
Запомните несколько важных моментов, чтобы научиться определять грамматическую основу предложения. Обязательно записывайте все основные сведения. Лучший вариант – представить информацию в таблицах. Пусть у вас всегда будут под рукой таблицы на плотных листах бумаги или картона. Так вы быстрее всё запомните, а потом уже не будете заглядывать в ваши карточки.

Вот простые правила, которые вам помогут.

  • Полный разбор предложения по частям. Определяйте грамматическую основу тщательно, старайтесь сначала найти наиболее подходящий вариант, а затем исключить все остальные вероятные. Проще всего быстро выполнить анализ предложения, подчеркнув все члены и задав соответствующие вопросы, определив синтаксические связи. В сложных случаях только такой путь наиболее надёжный. Это займёт не так много времени, зато вы будете уверены, что точно нашли предикативное ядро.
  • Карандаш, ручка, черновик. Активно пользуйтесь черновиками, карандашами и ручками. Делайте все необходимые пометки, надписывайте части речи прямо над словами, подчёркивайте все члены предложения привычными линиями, пунктирами. Именно на черновике вы сможете спокойно разобрать предложение, углубиться в его лексическое и грамматическое значение.
  • Без спешки. Ни в коем случае не старайтесь сделать всё как можно быстрее! Вы наверняка допустите ошибки, поскольку при синтаксическом анализе необходимо относиться к каждому случаю с удвоенным вниманием. Вы можете успешно найти грамматические основы в нескольких предложениях, а затем начать совершать ошибки. Нельзя пытаться определять подлежащее и сказуемое наугад.
  • Члены предложения и части речи. Забудьте о прямой взаимосвязи отношения слова к частям речи и его роли в предложении! Если перед вами существительное, не стоит сразу предполагать, что оно является подлежащим. Сказуемые тоже далеко не всегда выражены глаголами.
  • Такое сложное сказуемое. Зачастую больше проблем возникает при определении сказуемого. Вам понадобится запомнить все типы сказуемых, чтобы находить грамматические основы точно. Когда вы будете не просто определять сказуемое, а точно называть его тип, вы сможете с уверенностью сказать: этот член предложения найден правильно.
  • Неожиданные подлежащие. Внимательнее относитесь и к определению подлежащего. Оно может быть выражено даже союзом! Ознакомьтесь с примерами, чтобы избавиться от стереотипов, иметь более широкое представление о грамматических основах в русском языке.
Лучший способ научиться определять грамматические основы предложений правильно – ознакомиться с примерами и запомнить типы сказуемых. Алгоритм определения грамматической основы вам тоже пригодится, он достаточно простой.

Определяем грамматическую основу по алгоритму
Запомните несложные правила. Соблюдайте последовательность действий, чтобы правильно находить подлежащее и сказуемое в предложении.

  1. Сначала работайте в черновике. Вы ищете грамматическую основу. В неё входит подлежащее и сказуемое. Лучше начните с подлежащего.
  2. Внимательно прочтите предложение. Вдумайтесь в его смысл. Сразу подумайте: какое слово может быть подлежащим? О чём говорится в предложении? Какой член конструкции может отвечать на вопросы «кто?», «что?», являться носителем действия или определяемым лицом? Например: «Папа шёл домой». Вы сразу видите подлежащее «папа», которое является носителем действия. Папа идёт – именно об этом говорится в предложении.
  3. Когда вы уже определили подлежащее, следует переходить к сказуемому. От подлежащего к сказуемому можно задать условный вопрос, хотя традиционно считается, что в грамматической основе части равноправны. Однако вы быстро сумеете определить связь: папа (что делал?) шёл. Грамматическая основа определена.
  4. Помните, что предложения могут быть односоставными. Не все грамматические основы состоят из подлежащего и сказуемого. Рассмотрим примеры.
    • Назывное предложение с подлежащим. Холодная зима .
    • Определённо-личное предложение. Есть только сказуемое. Приходите завтра.
    • Безличное, есть сказуемое. Вечереет .
    • Обобщённо-личное. Грамматическая основа состоит из сказуемого. Нас так учили .
    • Неопределённо-личное, в грамматической основе нет подлежащего. Тебя там встретят .
  5. Если вам попалось сложное для восприятия предложение, оно слишком длинное, в нём много членов, удобнее всего разобрать его целиком. Даже если вам показалось, что вы уже нашли грамматическую основу, попробуйте определить роль других членов предложения. Вполне вероятно, что вы что-то упустили, не обратили внимания на некоторые слова, их значения в предложении.
  6. Обязательно проверьте себя ещё раз, когда выполнили работу. Проанализируйте смыл предложения, синтаксические роли всех его членов. Убедитесь, что ваша грамматическая основа действительно является предикативным ядром, несёт основное лексическое и грамматическое значение.
  7. Можно переносить всё в чистовик.
Работайте максимально тщательно. Определяйте грамматическую основу именно по её синтаксической роли в предложении, не отвлекайтесь на то, какими частями речи являются слова.

Различные грамматические основы, подлежащие и сказуемые. Несколько нюансов
Чтобы лучше ориентироваться в особенностях грамматических основ, ознакомьтесь с некоторыми примерами. Так, интересно рассмотреть, какими частями речи могут быть выражены подлежащие.

  • Существительное. Лето наступило неожиданно.
  • Личное местоимение. Она вернулась домой.
  • Вопросительное местоимение. Что произошло?
  • Числительное. Восемь меньше десяти.
  • Прилагательное. Фиолетовый – мой любимый цвет.
  • Союз. И – соединительный союз.
  • Существительное в именительном падеже и существительное в творительном падеже. Мама с дочкой пошли в театр.
Обязательно запомните типы сказуемых, чтобы правильно определять грамматические основы, не оставлять её части необозначенными. Например, некоторые слова можно просто пропустить. При полном разборе предложения вы сразу увидите, что они остались без своей синтаксической роли.

Сказуемые могут быть простыми глагольными (ПГС), составными глагольными (СГС) и составными именными (СИС).

  • ПГС. В данном случае сказуемое выражается личной формой глагола. Она размышляет . Николай гуляет . Зима начинается . Запомните: ПГС иногда выражено фразеологизмом со спрягаемой глагольной формой. Его можно заменить глаголом с прямым значением. Костя бьёт баклуши (бездельничает) .
  • СГС. Сказуемое состоит минимум из двух слов, в нём есть инфинитив глагола и связка. В роли связок обычно выступают слова: умеет, любит, хочет, может, продолжил, закончил, начал. Я хочу петь . Миша перестал заниматься . Таня любит слушать музыку.
  • СИС. Такое сказуемое состоит из глагольной связки и именной части. В роли именной части выступают наречия, причастия, именные части речи. Связка – это глагол быть в личной форме. Обратите внимание! Глагол может быть пропущен, но перед вами сказуемое. Пробуйте подставлять его самостоятельно. Лето будет жарким . День пасмурный . Задача быстро решена .
Анализируйте предложение тщательно, будьте внимательны и помните все важные моменты. Тогда вы будете находить грамматическую основу правильно.

В центре связей слов каждого предложения находятся слова, которые создают грамматическую основу (предикативную), по сути это является главной отличительной чертой предложения как синтаксической единицы. То есть грамматическая основа - это организующий центр, своеобразный каркас, остов или так называемые главные члены предложения - сказуемое и подлежащее. Главными их называют не зря, так как они грамматически независимы от других членов, занимают господствующее положение в предложении. Сказуемое и подлежащее взаимно предполагают друг друга. Так, подлежащее называет предмет речи. А предмет речи утверждает, отрицает, характеризует по действию, признаку, времени, реальности и т.д.

Обычно главные члены предложения составляют обязательную его часть. Одних их достаточно для того, чтобы предложение было грамматически и по смыслу оформленной единицей. Нередко встречаются предложения, где есть только грамматическая основа. Примеры: Светит солнце. Играют дети. Такие предложения называются нераспространенными, т.к. не имеют второстепенных членов предложения. Если же в состав предложения входят и другие члены предложения (второстепенные), то такое предложение называют распространенным, например: На улице играют дети.

Кроме того, грамматическая основа предложения может состоять как из подлежащего и сказуемого (двусоставные предложения), так и только из одного из главных членов например: Наши дети - наша радость (двусоставное). Осень . Люблю осень (односоставное).

Также, в зависимости от числа грамматических основ, предложения классифицируются как простые и сложные. Если предложение имеет в своем составе одну грамматическую основу, то это две и более основ - сложное. Например: Идут проливные дожди (простое предложение). Совсем скоро выпадет снег , и начнется настоящая зима (сложное предложение).

В обязательном порядке начинается с определения грамматической основы. Для правильного ее определения следует уметь находить ее составляющие - подлежащее и сказуемое. Для этого нужно знать, с помощью каких частей речи может выражаться грамматическая основа.

Так, подлежащее выражается:

  • Именем существительным: Скоро пойдет снег .
  • Именем прилагательным: Новое требует много знаний.
  • Причастием: Говорящий часто ошибается.
  • Инфинитивом: Жить - значит чувствовать.
  • Неизменяемыми частями речи (междометием, наречием, предлогом, частицей, союзом): К нам завтра входит светлым и лучистым.
  • Словосочетанием: Мы с другом пошли на рыбалку.

Сказуемое выражается:

  • Глаголом: Стоит хорошая погода.
  • Существительным: Москва - столица России.
  • Прилагательным: Мне мил стихов российский жар.
  • Прилагательным в сравнительной степени: Каждые сутки разлуки для меня длиннее года.
  • Наречием: Все у нас хорошо .
  • Причастием: Наша семья причастна к науке.
  • Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом): Здоровье мое - ни тпру, ни ну.

Кроме того, обратите особое внимание на правильность определения составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки и именной части (Он скоро станет космонавтом ) и составного глагольного сказуемого, состоящего тоже из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива (Вы обязаны пойти на собрание ).

Следует отметить, что правильное определение грамматических основ помогает избежать ошибок при расстановке знаков препинания. Так, в сложном предложении обязательно расставляют знаки препинания, обозначающие границы простых предложений, входящих в их состав. Умение определить подлежащее и сказуемое поможет правильно расставить и в простом предложении, если оба главных члена предложения выражены одинаковыми частями речи, и в некоторых других случаях.

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) - важнейшая синтаксическая конструкция, определяющая не только структуру предложения, но и его информационный смысл. Более того, без правильного определения грамматической основы невозможно грамотно решить пунктуационные проблемы, особенно в сложных предложениях.

Ученикам второй ступени общеобразовательной школы (5 - 9 классы) не всегда удаётся правильно и быстро находить грамматическую основу предложения, потому что эта синтаксическая конструкция очень разнообразна как по форме, так и по содержанию. Следовательно, возникают проблемы и с общим анализом предложения, и с пунктуацией.

Отметим сразу, что научить детей правильно определять грамматическую основу предложения можно только в полной мере выполняя один из важнейших принципов дидактики, а именно - принцип перспективности обучения.

Это значит, что, начиная с начальной школы, следует смотреть далеко вперёд и постепенно знакомить детей как с членами предложения, составляющими его структуру, так и с терминологией.

Первоначальное знакомство детей с главными членами предложения происходит ещё в начальной школе (в 3 классе). Простейшая форма грамматической основы предложения (подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое - глаголом) детьми усваивается сравнительно легко и быстро. Но малейшее отклонение от этой формулы уже вызывает трудности и путаницу как в понимании, так и в терминологии.
К сожалению, виновниками этой путаницы иногда бывают учителя.

Вот пример:
Класс работает с предложением «Дети играют во дворе школы»
Учитель: Где подлежащее?
Ученик: Дети.
Учитель: Правильно. А где глагол?

Что сделал учитель? Он грубо нарушил систему классификации совершенно разных понятий. Ведь классификация частей речи - это одно, а классификация членов предложения - это совсем другое. Ни в коем случае нельзя путать эти вещи!

Учитель должен был спросить: Где сказуемое?

В системе обучения детей русскому языку в начальной школе важнейшее место занимает безошибочное понимание и умение различать значения различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога и наречия.

Если это смешение понятий «часть речи» и «член предложения» не искоренено в начальной школе, то в среднем звене сделать это крайне трудно.

Подводя детей к пониманию структуры (построения) предложения, следует обязательно акцентировать внимание на том, что слово членом предложения может быть только в составе предложения. Это во-первых. И во-вторых, на том, что члены предложения (пока речь идёт только о подлежащем и сказуемом) могут быть выражены любой частью речи («сделаны» из любой части речи).

Очень важно, чтобы уже в начальной школе дети понимали и твёрдо знали, что такое подлежащее и что такое сказуемое, что эти главные члены предложения обозначают и на какие вопросы отвечают. Особенно затрудняются дети в поисках сказуемого, если оно отвечает на вопросы «Каково подлежащее?» или «Что есть (кто есть) подлежащее?»

Очень полезно уже в 4 и 5 классах провести письменный опрос «Что такое подлежащее?» и «Что такое сказуемое?», где ученики должны дать не только точное определение главных членов предложения, но и привести собственные примеры.

Особое внимание следует уделять логической связи главных членов предложения между собой, т.е. умению правильно задавать вопрос от подлежащего к сказуемому и настойчиво приучать детей к полному ответу.

Пример:
Работаем с предложением «Дети играют в саду»

Ответ ученика должен быть таков:
«В этом предложении говорится о детях, это слово стоит в именительном падеже, значит, это подлежащее, оно выражено именем существительным.

Дети что делают?- играют. Это слово обозначает действие подлежащего, значит, является сказуемым, оно выражено глаголом.

Курс русского языка в основной школе (5 класс) начинается с синтаксиса. Это правильно, потому что дети прежде всего должны научиться правильно строить предложение. В этом первоначальном курсе синтаксиса ученики уже подробно изучают способы выражения главных членов предложения и детально знакомятся со второстепенными членами предложения. Понятие и термин «грамматическая основа предложения» им знакомы. Дети сравнительно легко находят подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное одним глаголом. Отступление от этой формулы уже вызывает трудности.

Начинается кропотливая работа, в итоге которой ребята должны понять, что подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими частями речи.

Целесообразно уже в 5 классе постепенно знакомить детей с различными видами сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное, хотя это материал 8 класса. Практика показывает, что к концу первого полугодия пятиклассники уже вполне осознанно различают эти виды сказуемого. Правда, на первом этапе возникает путаница между составным глагольным сказуемым и однородными простыми глагольными сказуемыми.

Детей смущает, что и в том и в другом случае - два глагола. Но довольно скоро всё становится на свои места. Опятьтаки полезно провести письменные опросы.
Таким образом, в пятом классе сделан задел на далёкую перспективу в понимании структуры одного из главных членов грамматической основы предложения. Теперь следует методично (желательно на каждом уроке) закреплять структуру сказуемого, терминологию и её понимание.
Уже в 5 классе целесообразно вводить понятия «односоставные и двусоставные предложения». Ребята эти понятия осваивают довольно легко и быстро. Кстати, учебник русского языка для 5 класса авторов Львова и Носова так и делает. Это тоже хороший задел на перспективу. Учебник Ладыженской вводит эти понятия только в 8 классе.

Синтаксис простого предложения детально изучается в 8 классе. Но, если мы не подготовим детей в 5 - 7 классах к восприятию и пониманию этого сложного раздела всего школьного курса русского языка, усвоить пунктуацию простого предложения ребятам будет очень трудно. Вот почему понятия о наиболее сложных случаях выражения грамматической основы следует постепенно вводить именно в 5 - 7 классах. Это разумно и возможно при изучении различных частей речи. Просто надо постоянно помнить об этом и подбирать дидактический рабочий материал для урока с учётом того, какую роль в предложении выполняет изучаемая часть речи.

К примеру, изучая прилагательные, следует показать, что эта часть речи может быть в предложении и подлежащим («Больные собрались на прогулку»), и сказуемым («Ночь светла»); при изучении числительных демонстрируем, что числительные могут выполнять роли и подлежащего, и сказуемого («Два шестиклассника собрались …» ; «Дважды два - четыре») и т.д.

Если мы в 5 - 7 классах на каждом уроке будем проводить синтаксический и пунктуационный анализ хотя бы одного предложения, мы подготовим ребят к решению многих проблем стилистики и пунктуации в 8 и 9 классах.

Именно в этих классах ребята сталкиваются с очень сложными конструкциями грамматической основы предложения. Они в основном связаны с неопределённой формой глагола (инфинитивом).

Неопределённая форма глагола чаще всего в предложении является основной частью составного глагольного сказуемого. («Учёные научились различать…»). В этих случаях инфинитив отвечает на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?» и входит в структуру грамматической основы предложения.
Вообще неопределённая форма глагола (инфинитив) - это довольно сложное языковое явление, способное выполнять в предложении самые разные функции. Это, конечно, затрудняет поиски грамматической основы.

Инфинитив может выполнять функции подлежащего как самостоятельно, так и в составе логически целостного словосочетания (Чувствовать - значит жить), (Любить природу - потребность души). В структуре составного глагольного сказуемого присутствие инфинитива обязательно, как обязательно и наличие вспомогательного глагола. Причём инфинитив может выполнять роль не только основного, но и вспомогательного глагола (Я хочу научиться летать.) Инфинитив может входить и в структуру составного именного сказуемого (Сестра собирается работать портнихой).

Однако инфинитив может быть в предложении и второстепенным членом предложения: обстоятельством цели («Мы зашли в магазин купить…») и дополнением («Я просил врача помочь»), т.е. не входить в структуру грамматической основы предложения.
В предложении «Мы зашли в магазин купить…» грамматическая основа « мы зашли.»

Инфинитив купить является обстоятельством цели, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос « зашли с какой целью?» В предложении «Я просил врача помочь…» инфинитив является дополнением, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос «просил о чём?»

Практического значения для пунктуации подобные синтаксические конструкции, как правило, не имеют. Но и в ГИА и в ЕГЭ есть тесты именно на различение подобных видов грамматических основ. Так что нам приходится учить детей и этим теоретическим тонкостям

Особую сложность представляют грамматические основы, состоящие только из глаголов (Учить - ум точить). Думается, что в этих случаях нет необходимости усердно искать подлежащее и сказуемое, достаточно обозначить грамматическую основу предложения.

Умение правильно и быстро найти грамматическую основу предложения крайне необходимо при изучении различных видов сложных предложений. Без этого умения ребятам не понять и не осилить пунктуацию сложного предложения.
Проблемы начинаются уже при изучении односоставных предложений. Отсутствие одного из главных членов предложения нередко ставит учащихся в тупик. Они не могут найти границы простых предложений в сложном, если одно из простых предложений - односоставное. Односоставные предложения изучаются в 8 классе.

Здесь опять-таки надо работать на перспективу: изучать односоставные предложения в контексте сложных.

Вообще нет нужды доказывать, что умение безошибочно определять грамматическую основу предложения во всех её формах - важнейшее условие для понимания структуры любого предложения и тем более для его пунктуации. Этому, как правило, посвящается весь учебный год в 9 классе. Если методично, с опорой на практику в 5 - 7 классах постепенно готовить ребят к пониманию синтаксических конструкций, изучаемых в 8 и 9 классах, пунктуацию простых и сложных предложений можно неплохо освоить.