Я ученик 21 века выступление монолог. VII Всероссийская интеллектуальная олимпиада школьников «Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности. Список использованной литературы

Я ученик 21 века выступление монолог. VII Всероссийская интеллектуальная олимпиада школьников «Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности. Список использованной литературы
Я ученик 21 века выступление монолог. VII Всероссийская интеллектуальная олимпиада школьников «Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности. Список использованной литературы

Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович. Итак, у вашего маленького школьника отличное портфолио и учитель предлагает ему принять участие в конкурсе Ученик года. Что делать? Соглашаться? Конечно, соглашайтесь! Нужно сказать, что процесс подготовки к конкурсу довольно трудоемкий и займет немало времени, но оно того стоит!

В этой статье хочу рассказать об этом интересном и трудном конкурсе подробнее. О том, как он проводится в нашей школе, из каких состоит туров. Даже поделюсь с вами сценариями выступлений. Вдруг кому-нибудь пригодится.

План урока:

Что такое ученик года?

Ученик года – это по сути своей битва порфолио учеников.

Конкурс состоит из трех туров:

  • 1 тур. Конкурс портфолио.
  • 2 тур. Защита портфолио.
  • 3 тур. Визитная карточка ученика.

Первый тур

В первом туре жюри оценивает непосредственно портфолио. Оценка производится по двум критериям:

  1. Наполнение. Жюри обращает внимание на успеваемость, наличие грамот, дипломов, похвальных листов. Смотрят, чем школьник занимается, чем увлекается, каких достигает результатов, к чему стремится.
  2. Оформление. Портфолио должно быть оформлено красиво и аккуратно.

Моя дочь Александра сейчас заканчивает 4 класс. Сашино портфолио – одно из лучших в школе, это если без лишней скромности говорить. Уже два тома информации собралось.

За 4 года в нем накопилось более 30 грамот и дипломов. Это грамоты за победы на разных танцевальных, школьных и городских конкурсах, за участие в олимпиадах и викторинах, за отличную учебу и активность.

Те ученики, портфолио которых прошло проверку допускаются к его защите. Это уже второй тур.

Второй тур

Что собой представляет защита портфолио? Ребенок представляет короткий рассказ (на 2 – 3 минуты) по следующему плану:

  1. Успехи в учебе.
  2. Копилка творческих дел.
  3. Моя лесенка успеха.
  4. Оценка своего успеха.
  5. Планы на будущее.

Второй класс

У нас сохранился текст защиты портфолио за 2 класс.

Здравствуйте, уважаемые преподаватели!

Меня зовут Александра Климкович! Я желаю Вам доброго дня и хорошего настроения!

С Вашего позволения я начну свой рассказ, надеюсь, он не покажется вам скучным!

Итак, глава первая «Успехи в учебе».

Я учусь во втором классе. В этом году нам начали ставить оценки. И первое полугодие я закончила на все пятерки.

Я люблю учиться, хотя не очень люблю делать домашние задания. Мне довелось участвовать во многих олимпиадах, например по математике, русскому языку, окружающему миру. Может я не стала лучшей, но я старалась показать все, что знаю. Я принимала участие во многих конкурсах. Кстати, выражаю благодарность моим родителям за помощь. Особенно запомнился мне конкурс от Нестле по «Правилам питания». Мы придумали и сделали отличный плакат, за который мне дали диплом и подарили плюшевого ежа.

Глава вторая. «Копилка творческих работ».

Творить я начала с самого детства. Обожала рисовать всем и на всем. Например, маминой помадой на папином ноутбуке. Или фломастерами старшего брата на обоях в зале. Став немного старше, я не прекратила рисовать. Только теперь я рисую на дощечках, а потом выжигаю свои рисунки и дарю их близким. Еще я умею танцевать, так как второй год хожу в детскую школу искусств. Причем, кроме танцев нам там преподают еще и сольфеджио.

Глава третья «Лесенка успеха».

Моя лесенка успеха — в ней еще не так много ступенек, но я взойду на свой Олимп. За неполные два года в школе я смогла завоевать доверие одноклассников и классного руководителя и стать старостой. Я стараюсь принимать активное участие в жизни класса и с удовольствием заставляю родителей помогать мне в этом.

Глава четвертая. «Оценка своего успеха».

Мне всего 8 лет, конечно же, я верю в то, что лучше меня никто ничего не делает. Что я — самая умная, красивая и добрая. Ведь это же правда?

А если серьезно, то я еще многого не знаю, чего-то не умею. Но, я обязательно научусь. На танцах я смогла сдать экзамены и попасть в основной состав, скоро у нас концерт — приходите.

На кружке хохломской росписи я помогала новичкам рисовать и выжигать. В классе даже хулиганистые мальчишки слушаются меня. Я стараюсь, хотя еще пока и не сажусь на шпагат и не очень красиво пишу.

Глава пятая - прощальная «Планы на будущее».

Я планирую увидеть Париж и завести собаку. Я постараюсь попасть в ряды тех, кем гордится школа. Когда вырасту стану учительницей, как Ольга Владимировна. А в мае 2023 года, на выпускном, держа в руках золотую медаль, я скажу:

«И пусть для кого-то ты просто чужая

Я с гордостью всем могу заявить

Что самая лучшая сорок восьмая.

Тебя мне теперь никогда не забыть.»

Я обязательно покорю свой Олимп!

Благодарю вас за внимание!

Всегда Ваша, Климкович Саша.

Чтобы было понятно, Ольга Владимировна – это первая учительница Александры, которую она очень любит. А сорок восьмая – это школа, в которой учится Саша. И 2014 учебный год проходил под девизом «Покори свой Олимп!».

Четвертый класс

В четвертом классе все было представлено уже серьезнее. Вот текст защиты этого года.

Здравствуйте уважаемые члены жюри, меня зовут Александра Климкович! Я ученица 4 г класса.

В ближайшие три минуты, я расскажу вам о своих успехах и неуспехах в учебе, о своих увлечениях. Поставлю себе оценку и поделюсь планами на ближайшее будущее. Итак, начнем.

С каждым годом учиться становится все труднее, все интереснее. Теперь я не круглая отличница, а скорее овальная. Мой английский, он хромает. Я пытаюсь его вылечить. Даже приняла участие в олимпиаде по английскому языку «Английский бульдог», чтобы лучше увидеть пробелы в своих знаниях. Жду результатов.

Кроме этого без моего участия не обошлись еще 4 олимпиады и 5 конкурсов.

Четвертый год я занимаюсь хореографией в детской школе искусств. И являюсь участницей коллектива «Карамельки». О, танец! Сколько в тебе боли, сколько слез, сколько репетиций, сколько выступлений, сколько аплодисментов, сколько наград! Вот этот диплом я привезла из Белгорода, а вот эти два мне подарила «Липецкая танцующая осень».

Каждый день я шагаю по своей лесенке успеха. Каждый урок, каждое выполненное домашнее задание, каждая контрольная, каждая репетиция, олимпиада, конкурс – это и есть ступеньки лесенки. И я думаю, что она обязательно приведет меня к мечте.

А мечтаю я, этим летом отправиться в английский лагерь, чтобы хорошенько отдохнуть, набраться сил и лучше понять этот трудный язык.

За свою бурную деятельность ставлю себе… четверку. Почему не пятерку? А чтобы было к чему стремиться.

В планах на будущее продолжать учиться, продолжать танцевать и пополнить свою коллекцию грамот и дипломов. А то у меня всего-то их штук 35.

И я уверяю вас, что диплом победителя школьного конкурса «Ученик года» займет самое почетное место в моей коллекции!

Благодарю вас за внимание. Всегда Ваша, Климкович Саша!

Каждая фраза, сказанная учеником подкрепляется страничкой из портфолио. Например, если ученик говорит, что принял участие в олимпиаде и набрал столько-то баллов, то открывается страница, где располагается грамота или сертификат участника олимпиады и т.д.

Все прошедшие второй тур попадают в финал конкурса.

Финал конкурса

Это самая интересная и самая творческая его часть. Необходимо представить себя на сцене, показать свою визитную карточку. Раскрыть все свои способности, таланты, увлечения. Причем, сделать это нужно быстро, минут за 5-7. В этом 2016 году Саша выступала на конкурсе третий раз. А первая попытка была предпринята во втором классе в 2014 году.

Сценарий выступления на «Ученике года». 2 класс

Во втором классе Александру наградили грамотой за победу в номинации «Открытие года»! Ох, и радости было!

А рассказывать Саше о себе помогали ее одноклассники и сказочные персонажи.

Все выступление было в стихах, которые мы всей семьей и сочиняли. Презентация была разбита на пять смысловых частей. Каждая часть раскрывала какое-то качество Саши:

  • дружелюбие и стремление помогать;
  • веселье и жизнерадостность;
  • стремление к знаниям и ум;
  • красота;
  • заключительная общая часть.

Для каждой из этих смысловых частей был подобран литературный сказочный персонаж и атрибуты, которые позволяли Александре немножко перевоплотиться в персонаж.

  • Айболит. Белая шапочка с красным крестом.
  • Красная шапочка. Собственно, красная шапочка.
  • Знайка. Очки.
  • Мальвина. Ободок с голубым цветком.
  • Радуга. Ободок с разноцветными розочками.

Кроме этого, для каждой части мы подобрали музыкальное сопровождение и предварительно записали голоса Сашиных одноклассников. То есть, перед каждой частью, зрители в зале слышали примерно такой аудио-диалог:

— Здравствуй!

— Здравствуйте!

— Как тебя зовут?

— А ты знаешь Сашу Климкович?

— Да, мы учимся в одном классе.

— Скажи, а на кого из сказочных героев похожа Саша?

— Она очень добрая, всегда всем помогает, прям как Доктор Айболит!

Пока зрители слушали диалог, Саша успевала преобразиться в нужного героя и выскочить на сцену.

К сожалению, не сохранилась запись этого выступления. Но зато сохранился сценарий. Итак, на сцену Саша выходила под музыку из кинофильма «Москва слезам не верит».

Здравствуйте. Я ученица 2 Г класса Климкович Александра. Сегодня расскажу Вам о себе, и помогут мне в этом сказочные герои и мои друзья-одноклассники.

Часть 1. Айболит

Словно доктор Айболит,

Выясняю: «Что болит?».

Грусть, печаль рукой снимаю

И тоску я прогоняю.

Я люблю с людьми дружить,

Я могу развеселить,

Если друг мой нос повесил,

Плачет и совсем не весел.

Много у меня друзей

Среди взрослых и детей!

Ведь без них прожить нельзя,

Вам привет, мои друзья!!!

Часть 2. Красная шапочка

Дома или в коллективе

Я всегда на позитиве!

Без него никак нельзя.

Дел ведь много так, друзья.

Танцы, музыка, хоры.

Да... и как же без игры?

Жмурки, прыгалки, скакалки,

классики, конечно салки,

Ролики, коньки и лыжи,

А еще котенок рыжий,

Два волнистых попугая

Ждут меня уже скучая!

Как же все я успеваю???

Даже и сама не знаю!!!

Часть 3. Знайка

Я не зря очки надела

Стать умнее захотела.

Словно Носовский герой

Буду думать головой!

начинаем изучать

Цифры, буквы и слова

Думай, думай голова!

Горы, страны, океаны.

Чем полезны нам бананы

Апельсины и орехи

Тут уж, братцы, не до смеха.

И куда ручьи бегут???

У меня же пять минут...

Как узнаю, расскажу

А пока что ухожу.

Часть 4. Мальвина

С голубыми волосами есть проблемы,

Но с глазами у меня проблемы нет!

На лицо небесный цвет!

Ах! Мечты мои, мечты,

Королевой красоты

Я б конечно стать хотела,

А потом бы улетела

Я б в Париж,

А лучше в Лондон!

Там, осенним днем холодным

Я б дарила всем тепло!

Было бы вокруг светло!

Расцветали бы цветы

От такой вот красоты!

Часть 5. Радуга

А вообще я могу быть разная

Словно Радуга! И прекрасная,

И печальная, и смешливая,

Очень смелая, боязливая,

Слишком шумная и не очень.

И красивая, между прочим.

Вот такая я! Всегда Ваша

Александра! Нет,

Просто Саша!

Сценарий выступления на «Ученике года». 3 класс

В третьем классе, мы с Александрой решили замутить настоящее магическое шоу.

Выступление называлось «Школьная магия». Саша была главной волшебницей. У нее была ассистентка – подружка из класса, по имени Маша. И еще несколько человек помогали.

Как таковых слов не было. Под музыкальное сопровождение Александра показывала школьные фокусы:

«Самособирающийся портфель».

Портфель был пуст. Один взмах волшебной палочкой и в портфеле уже лежат учебники, дневник и тетрадки.

«Мгновенное переодевание на урок физкультуры».

Оказывается, для того, чтобы быстро снять рубашку даже не обязательно снимать пиджак. Я нашла видео с этим фокусом, не в нашем исполнении, но смысл тот же.

«Укрощение злостных хулиганов».

По мановению волшебной палочки отъявленные школьные хулиганы успокоились, помирились и даже причесались!

В принципе, было интересно и весело, но жюри посчитало выступление Александры не достаточно разносторонним. То есть мы раскрыли только ее магический дар, а все остальные остались в тени.

Но грамоту призера конкурса Александра все равно получила.

Сценарий выступления на «Ученике года». 4 класс

При подготовке к конкурсу в этом году мы старались учесть всё. Основные моменты, на которые стоит обратить внимание при подготовке визитной карточки:

  1. Обязательное соблюдение регламента выступления. Если вам дали всего 7 минут. Значит в 7 минут и нужно уложиться. Не все это правило соблюдают. Но вы на других не смотрите. Помните: «Краткость – сестра таланта!»
  2. Представление ребенка со всех сторон. Можно одно какое-то увлечение представить поярче, а остальные хотя бы вскользь, но обязательно упомянуть.
  3. Нужно остаться в памяти жюри, для этого необходимо вызвать эмоции. Либо заставить людей плакать, либо смеяться.

В общем, в четвертом классе, с третьей попытки Александра завоевала таки звание «Ученика года»! Заняла первое место! Подробнее об этом я рассказывала .

Присутствовать на конкурсе в качестве зрителя очень интересно. Так много детей, так много талантов. Все стараются! Кто-то поет, кто-то танцует, кто-то стихи читает или сценки показывает. Родители на стульчиках сидят, переживают. И главное заняты дети, творчеством заняты, а не болтанием по улицам неизвестно с кем. Следующее видео помогает прочувствовать атмосферу)

Я желаю вам, дорогие родители, терпения. А вашим маленьким школьникам новых побед! Если появятся вопросы, то не стесняйтесь, задавайте их в комментариях. Чем смогу, помогу.

До новых встреч!

Евгения Климкович!


Немного о себе Я решил участвовать в конкурсе «Ученик года» в номинации «Разносторонняя личность», потому что считаю себя разносторонним человеком.Занимаюсь в разных кружках: верховая езда, пятиборье, рисование. Нравится море, парусные корабли и многое,многое другое.


Мой девиз. «Как часто говорят в делах: «Ещё успею», но надобно признаться в том, Что это говорят, спросяся не с умом, А с леностью своей.» Эти слова из басни Крылова мне запомнились ещё во 2 классе. Поэтому главный девиз моей жизни: «Если интересно – пробуй, если сложно значит для меня».






Верховая езда. Самое моё любимое увлечение – это верховая езда, я ей занимаюсь 3 года. Это для меня спорт, общение с природой и просто занятие по душе, которое учит меня ответственности, аккуратности, дисциплинированности. Ведь лошади не любят безответственных людей.






«Дела сами не ходят – водить их надо» Жизнь школы и класса для меня не безразлична. Хочется, чтобы всем было комфортно учиться в стенах родной школы, чтобы проводились интересные разные мероприятия. С этого года я вхожу в состав совета ученического самоуправления. «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»,- эти слова стали для меня ключевыми в моей общественной деятельности.


















Жизнь- интересная штука… Я - ученик 21 века. У меня в жизни много увлечений. Мне кажется, что они мне все пригодятся, так как только с человеком разносторонним интересно общаться. Умение распределять своё время, везде успевать, быть хорошим специалистом – это важные качества современного человека. Этому нужно учиться ещё в детстве. Поэтому я сейчас живу по принципу: « Если интересно- пробуй, Если трудно- для меня!»

Чтобы в эру высоких технологий и автоматизации значительного числа привычных нам процессов оставаться востребованным специалистом, требуются новые навыки и умения. О том, что это за навыки и почему без них нельзя обойтись в современном мире, мы побеседовали с профессором Мельбурнского университета Патриком Гриффином – руководителем крупнейшего международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века.

Патрик Гриффин. Профессор Мельбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века (ATC21S).

– Профессор Гриффин, как один из ведущих специалистов в области оценки и преподавания навыков XXI века, не могли бы вы пояснить, что именно скрывается под словосочетанием «навыки XXI века»?

Если быть точным, то моя область – это анализ и оценка любых навыков, экзаменов и образовательных результатов. Навыки XXI века – лишь одно из направлений, которым я занимался в течение последних лет. Но это особое направление, привлекающее внимание многих образованных людей в настоящее время. Суть концепции такова: ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Многие исследователи добавляют к этому ещё и любознательность, хотя это, пожалуй, не столько навык, сколько качество, личная характеристика человека.

– Существует мнение, что система образования в её современном виде сформировалась в ответ на начало индустриализации, когда стали появляться крупные промышленные предприятия, требующие большого количества рабочих, которые изо дня в день приходили бы на свои рабочие места и, не задавая лишних вопросов, по 8-10 часов стояли у конвейера, выполняя свои узкие операции. Это действительно так?

Да, это так. До сих пор система образования в большинстве стран мира поощряла учащихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний. Сейчас происходит уход из эпохи индустриализации, которую вы совершенно верно описываете как эру конвейерного труда, когда людей нанимали на работу, чтобы они изо дня в день многократно совершали относительно простые повторяющиеся действия. Теперь все эти рутинные операции способны выполняться автоматически благодаря роботизации и цифровым технологиям. А значит и людей сейчас необходимо обучать не тому, чему учили раньше; нужно учить их умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, а не просто накапливать и запоминать. Очень скоро учебные заведения будут вынуждены перейти от старых, «индустриальных» учебных программ к такой системе обучения, которая позволит готовить кадры для инновационной экономики и информационного общества. Подходы к преподаванию, соответственно, тоже будут меняться – сегодня благодаря Интернету и информационным технологиям учащиеся школ и вузов иногда обладают гораздо бóльшими познаниями в некоторых сферах, чем их преподаватели. Поэтому учителя из передатчиков знаний превратятся в педагогов-организаторов. Для многих сегодняшних преподавателей это превращение будет очень непростым. Учебные программы в пост-индустриальную эпоху должны быть направлены на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, потому что наиболее востребованными в эту эпоху оказываются способности к выстраиванию межличностных отношений. Как только какая-то рутинная, повторяющаяся часть того или иного производственного процесса автоматизируется, труд людей в этой части становится больше не нужен, и вспять такие процессы повернуть невозможно – нельзя вернуть ручной труд в те сферы, где его больше нет.

До сих пор система образования в большинстве стран мира поощряла учащихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний. Но сейчас происходит уход из эпохи индустриализации – эры конвейерного труда, когда людей нанимали на работу, чтобы они изо дня в день многократно совершали относительно простые повторяющиеся действия. Теперь все эти рутинные операции способны выполняться автоматически благодаря роботизации и цифровым технологиям.

Меняется всё, даже такие вещи как роль специалистов юридического профиля. В США сейчас около 80% личных судебных тяжб люди ведут сами, не нанимая для этого адвокатов, которые бы представляли их интересы. Оказалось, что люди способны судиться самостоятельно – они просто ищут похожие судебные дела в Интернете, сами собирают информацию и в услугах юриста уже не нуждаются. Или вот: в одной из программ британского ТВ рассказывалось о молодом человеке, который решил превратить старый коровник в загородный дом для своей семьи. И он сделал это самостоятельно, просто собрав необходимую информацию в Интернете.

Таким образом, всё, чему можно научиться в Интернете, сможет заменить многие из существующих профессий. Грамотность как умение читать, писать и считать, конечно, останется обязательной, но в современном мире этого уже не достаточно. При составлении учебных программ необходимо будет ориентироваться на более широкие профессиональные компетенции – умение находить нестандартные решения задач и проблем, навыки коллективной работы и так далее. Но пока у нас всё ещё есть учителя географии, истории, физики, химии, но нет учителей критического мышления, учителей взаимодействия или учителей любознательности.

– То есть нужны кардинальные изменения всей системы?

Да. Учебные программы должны сначала вместить в себя преподавание этих навыков в рамках традиционных дисциплин, а затем постепенно переходить от содержания того или иного предмета к развитию навыков и личностных качеств учащихся. Сразу отказаться от привычного всем учебного плана дисциплинарного типа будет непросто, поэтому лучше идти к этому постепенно, сначала изменив то, как и в какой форме преподаются эти традиционные дисциплины.

– Некоторые эксперты утверждают, что само понятие «профессия» в будущем обречено на вымирание. Произойдёт это потому, что важным будет не типовой набор навыков, которым ты обладаешь, а способность каждый раз, под конкретную задачу, пересобирать эти навыки. По сути, речь идёт о проектном подходе, который станет преобладающим.

Совершенно верно. Думаю, что проектный и задачный подходы действительно начинают потихоньку вытеснять традиционные методы обучения. Сюда же стоит отнести и понятие «обучение обучению». Разговоры об этом ведутся ещё с 80-х годов прошлого века, но сейчас это превращается в насущную необходимость. Мы должны научить детей навыкам самообразования, самообучения – для этого должны активизироваться и перестроиться и сами учащиеся, и преподаватели.

– Вы акцентировали своё внимание на том факте, что ручной труд постепенно исчезнет. Но ведь в наше время всё ещё предостаточно людей, стоящих у конвейера… Более того, и во времена начала индустриализации требовались люди с навыками, которые вы обозначаете как обязательные в XXI веке. Ведь совершить промышленную революцию, не обладая критическим мышлением или не умея договариваться с окружением, вряд ли возможно. Так что же в действительности принципиально изменилось с тех пор?

Произошло два крупных, в сущности, революционных сдвига. Первый – в 50-60-х гг. XX века, когда был изобретён компьютер и сама идея цифровых вычислительных устройств. Вторая революция тоже произошла в середине прошлого века. Вы, наверное, удивитесь, но я имею в виду изобретение противозачаточной таблетки. На первый взгляд может показаться, что это две никак не связанные друг с другом вещи. Однако это не так. Развитие компьютерных технологий навсегда изменило то, как мы работаем. Благодаря этому поменялись средства труда, средства обучения и способ нашего мышления. А вот разработка таблетки изменила природу и структуру рабочей силы: появление возможности избегать нежелательной беременности привело к тому, что доля женщин в общей массе занятого населения приблизилась к 50%, в то время как в эпоху индустриализации она составляла лишь очень малую величину. Таким образом, одновременно происходят два процесса: количество видов деятельности, требующих от человека ручного труда, сокращается благодаря автоматизации производства, а количество людей, включённых в производство, почти удваивается, поскольку мужчины и женщины уже практически сравнялись в части возможностей своего трудоустройства. Такова сегодняшняя реальность и именно в этой реальности нам необходимы образованные кадры, которые смогут совершить окончательный сдвиг от конвейерного производства к постиндустриальной модели работы. Что же касается вашего замечания, что большое количество людей до сих пор заняты на конвейерах, то это лишь потому, что их компании не могут себе позволить автоматизировать производство. В будущем такие компании неизбежно обанкротятся, потому что их конкуренты будут выполнять то же самое с гораздо меньшей себестоимостью, ведь стоимость человеческого труда выше, чем стоимость машинного.

Но эти процессы приводят и к образовательным проблемам. Возникает вопрос: а что делать с теми учащимися, которых готовили к ручному труду, с теми ребятами, кто выучился на исчезающие ныне профессии?

Изменения, которые претерпело производство, резко перенаправили вектор развития общества. И система образования должна тоже очень быстро двигаться в этом направлении. Творческий подход, коммуникативность, критическое мышление или любознательность, конечно же, появились вовсе не в постиндустриальную эпоху, но именно с её приходом эти качества стали жизненно необходимы, примерно в той же степени, что и чтение, письмо и арифметика.

Ключевыми навыками, определявшими грамотность человека в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. Но сегодня акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу.

– Вы ни разу не упомянули о таком факторе как предпринимательская деятельность – способность находить новые идеи и превращать их в бизнесы. А ведь значительная часть из тех навыков, которые вы обозначили, уж точно являются первоочередными для предпринимателя-новатора.

Совершенно верно. На Всемирном экономическом форуме, который недавно состоялся в Абу Даби, предпринимательские способности были названы в числе основных характеристик, которые необходимо развивать в современном мире. Фактически специалисты, выступавшие на этом форуме, разработали три списка – список грамотностей (базовая грамотность, умение считать, научная и культурная грамотность), список компетенций (умение решать задачи и проблемы, творческий подход и тому подобное) и список необходимых качеств (любознательность, предпринимательские способности, способность к коллективной работе и так далее). Другой пример: в начале прошлого года The Economist опубликовал результаты исследования 19 бизнес-секторов в 26 странах мира, и предпринимательское мышление было названо в числе важнейших навыков современного человека. Некоторые исследователи говорят также, что критическое мышление, любознательность и творческий подход – это и есть навыки, составляющие основу предпринимательства. Хотя те же исследователи забывают об умении принятия рисков, которое, бесспорно, является одной из ключевых составляющих предпринимательства. Действительно, если вы не готовы рисковать, вы попросту не сможете заниматься бизнесом.

Предпринимательская способность – умение находить новые идеи и превращать их в бизнесы – становится одной из основных характеристик человека, которые необходимо развивать в современном мире.

– Скажите, а что вас побудило взяться за исследование такой проблемы? Какие-то особенности и недостатки образовательной системы Австралии или определённые глобальные тенденции?

Мне представилась хорошая возможность заняться этим, и я её не упустил. Вице-президенты трёх крупнейших компаний – Microsoft, Cisco и Intel выступили с инициативой запуска проекта по разработке новой системы образования, так как сочли, что школы и университеты не готовят выпускников, которые бы могли хорошо вписаться в виртуальные рабочие места и новую систему производства. По их заказу американский учёный Боб Козма написал исследование под названием «Призыв к действию», которое дало этим компаниям основание обратиться к правительствам шести стран – Австралии, Сингапура, Португалии, Финляндии, Великобритании и США – с просьбой начать крупный проект по исследованию оценки и преподавания навыков XXI века. В трёхдневной конференции, посвящённой этой теме, приняло участие около 250 представителей промышленных компаний и научных кругов. В качестве ведущей организации был выбран Мельбурнский университет, а возглавить проект попросили меня. Дело в том, что я специализируюсь на психометрии в области образования и, следовательно, владею научными методами разработки конкретных заданий и учебных программ под те или иные навыки.

Нашим первым шагом стала разработка перечня навыков XXI века. Специалисты в области образования со всего мира написали об этом цикл статей. Мы проводили круглые столы, семинары и конференции. На общей встрече в 2010 году мы решили, что навыки критического мышления, решения сложных задач и взаимодействия можно объединить в один комплексный навык – навык коллективного решения сложных задач. В том же году начались исследования того, как можно использовать социальные сети для обучения этим навыкам школьников и студентов. Это было шесть лет назад; сейчас же мы уже находимся на этапе разработки конкретных шаблонов и методов, которые позволят развивать эти навыки у учащихся.

– Сколько стран включено в ваш проект сейчас?

В 2010 году в проекте участвовало шесть стран. По причине экономического кризиса Португалия и Великобритания сошли с дистанции, но вместо них пришли Нидерланды и Коста-Рика. Огромные деньги вкладываются в эти исследования в США, речь о десятках миллионов долларов. Кроме того, заметный интерес к проекту проявляет Латинская Америка (прежде всего, Аргентина, Чили и Колумбия), Китай, Южная Корея и Таиланд. Присматривается к проекту и Япония. В ноябре прошлого года я был в Москве – в Высшей школе экономики ведётся работа по переводу наших материалов на русский язык, то есть это затронуло и вашу страну. В целом в той или иной мере в проекте занято около 20 стран.

Сегодня многие правительства хорошо начинают понимать, что переход к новой образовательной системе неизбежен. В прошлом году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводила тестирование нашего изобретения – навыка совместного решения сложных задач – в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Тест состоялся в 53 странах мира – исходя из этой цифры, можете себе представить, какого охвата проект достиг и как быстро он развивается.

– Вы сказали, что в США в проект вкладываются огромные деньги. А кто именно инвестирует – правительство или крупные компании вроде Microsoft?

Понемногу вкладываются все. Например, в Принстонском университете для исследования и оценки потенциала преподавания навыка совместного решения сложных задач собрали бюджет в 35 миллионов долларов. Насколько мне известно, в 2017 году они будут проводить это исследование в масштабах всей страны. Можно ожидать, что такое событие повлечёт за собой цепную реакцию по всему миру.

В 2010 году в проекте участвовало всего шесть стран – Австралия, Сингапур, Португалия, Финляндия, Великобритания и США. Сегодня в той или иной степени к проекту подключились уже более 20 государств. Ведущую роль в финансировании проекта играют США.

– Разработанная вами концепция в большей степени применима для среднего или высшего образования?

Эта концепция применима ко всем уровням обучения – и школа, и вуз, и обучение на рабочем месте. Уже есть те, кто применяет или собирается применять новые подходы. Университет Чиангмай в Таиланде планирует преподавание навыков XXI века на факультете бизнеса. То же самое собирается сделать Университет Монаша в Мельбурне. В Финляндии, в Университете Йювяскюля, эту концепцию уже включили в программу подготовки учителей. Делаются шаги к её включению в университетскую программу в Стелленбосе, Южная Африка. Университеты включаются в эту работу медленнее, чем школы. Но судя по тому, как быстро это распространилось на уровне школ, я думаю, что и в университетах концепция в скором времени приживётся. Что касается производственных компаний, здесь появляются совершенно неожиданные для нас сферы применения наших исследований. Например, Британский Совет изучил проблемы безработицы в странах Ближнего Востока. Так, в Египте 56% выпускников вузов оказываются не способны найти работу по той простой причине, что экономика этой страны не подстроена под такое количество работников с высшим образованием. В связи с этим Британский Совет планирует провести исследование на нашем материале, чтобы понять, приобретение каких навыков позволит этим выпускникам обеспечить себя работой.

– Как развитие информационно-коммуникативных технологий, появление Интернета и социальных сетей сказалось на образовании? Можно ли, с вашей точки зрения, использовать их более разумно и эффективно, чем это делается сейчас?

Безусловно. Технологии развиваются с поразительной скоростью – трёх-четырёхлетние дети часто обращаются с планшетами и компьютерами лучше, чем их родители. Преподаватели вроде меня, проработавшие в этой области более 50 лет, часто сталкиваются со студентами, которые гораздо лучше разбираются в высокотехнологичных устройствах, чем мы. Многие учителя старшего поколения попросту боятся компьютерных технологий и вообще не знают, как их использовать! Сегодня утром я прочитал, что девочку-пятиклассницу в Америке взяли в Силиконовую долину, потому что она написала приложение для «айфона», чтобы научить свою младшую сестрёнку различать животных, и приложение стало популярным, известным по всему миру. Пятый класс школы! Это же невероятно!

Сейчас многие ратуют за то, чтобы ввести программирование в школьную программу. Думаю, что эта идея очень скоро выльется во что-то существенное, и это тоже окажет влияние на всю систему образования, потому что новое, подрастающее поколение будет уметь программировать, что откроет для них безграничные творческие возможности. Сейчас даже в научных исследованиях моей области – оценке образовательных результатов и психометрии – я не могу нанять себе помощника, если он не является ещё и программистом, потому что сейчас эта научная сфера целиком зависит от цифровых технологий. И с преподаванием скоро произойдёт то же самое.

– А как, по-вашему, вообще должна измениться школа? Как должен измениться вуз? Какие изменения должны произойти в образовательном процессе? Должны ли ученики всё так же ходить на лекции и семинары, решать лабораторные работы и сдавать экзамены?

Думаю, было бы странным пытаться изменить вообще всё – это невозможно, да и не нужно. Образование очень консервативная система, и любые подвижки здесь происходят медленно. В нашем Мельбурнском университете нам удалось полностью изменить структуру программ педагогического образования, так что они стали более современными и основанными на фактических научных данных и критическом мышлении. Но пока нам не удаётся отойти от дисциплинарного подхода, потому что все мои коллеги – это преподаватели математики, географии, естественных наук и других подобных дисциплин, и здесь нужно менять не только то, что они преподают, но и как. Что касается экзаменов, практических заданий, лабораторных работ – всё это останется, но изменится характер оценки результатов учащихся. Экзаменаторы будут проверять не то, сколько фактов способны запомнить студенты, а то, как они умеют мыслить и обучаться самостоятельно. Форма экзаменов, тестов тоже в скором будущем станет новой. В тех тестах, которые мы разрабатываем, от студентов не потребуется найти значение икса в уравнении, запоминать названия столиц стран, формулы, исторические даты и тому подобное. Вместо этого они, общаясь друг с другом посредством компьютерных устройств, совместно будут решать различные задачи, а компьютер записывать их шаги – всё, что они говорят и пишут. После этого мы будем просматривать эти записи и, исходя из них, оценивать их навыки коммуникации, критического мышления, творческие способности и так далее.

Мы изучаем возможности применения такой системы оценки и для массовых открытых онлайн-курсов – там есть свои нюансы в плане объективности и субъективности, но мы находим определённые рычаги для того, чтобы упростить и автоматизировать процесс оценки. Университетам здесь есть куда развиваться – в будущем исследовательская сторона университетов станет более ярко выраженной, тогда как преподавание станет более автоматизированным, в том числе и за счёт массовых онлайн-курсов.

– Означает ли это, что учителей, преподавателей станет меньше?

Боюсь, что да. Преподаватель перестанет быть специалистом по передаче определённых знаний и станет специалистом по тому, как помогать людям учиться. Уже сейчас появляется такая вещь, как «перевёрнутая классная комната», где студенты самостоятельно читают, узнают какие-то факты, а придя на урок, систематизируют полученные знания и закрепляют их. И в этом будет заключаться новая роль учителя: это организация самостоятельной работы учеников дома и в классе. Профессор Гарвардского университета Эрик Мазур, который разработал эту систему, получил за неё очень престижную премию. Насколько я знаю, вашему журналу удалось пообщаться с ним лично и обсудить эту тему в разговоре.

– Да, мы с ним действительно беседовали… Но хотелось бы услышать ваше мнение ещё относительно одной инициативы – того, что делает Илон Маск. Недавно он создал собственную школу для собственных детей, в которой учатся также дети некоторых сотрудников его компании SpaceX. Особенность школы - в ином подходе к обучению. Там нет первого, второго или третьего класса. Все дети проходят обучение одновременно. Маск утверждает, что личные интересы школьников гораздо важнее их возраста, поэтому и обучение нужно проводить с учётом их возможностей и отношения к предметам. Может ли школа такого формата развивать все те навыки, о которых вы говорите?

Думаю, что да. Фактически, чем больший акцент делается на самообразовании и самообучении, тем менее важными оказываются классы и уровни обучения. Когда в 60-х годах я впервые пришёл в школу работать учителем математики и провёл тестирование в своём седьмом классе, то с ужасом обнаружил, что уровень детей колебался от второго до девятого класса. Я спросил своих коллег: как мы сможем учить детей, когда в рамках одного класса у них настолько разный уровень? И мы решили, что классов и уровней у нас не будет, а вместо этого позволили каждому из учеников работать в свою силу и в удобном для себя темпе, фактически исключив возможность «неуда». Мы давали им учебные материалы разного уровня сложности, практиковали индивидуальный подход, старались заинтересовать детей, но и применяли некоторые механизмы контроля. Я проработал в этой школе пять лет, и все эти пять лет мы не давали детям никаких домашних заданий – это было невозможно из-за их разного уровня. Но родители жаловались, что дети делают очень много домашней работы по математике! Выяснилось, что их настолько увлёк этот предмет, что они сами придумывали себе задания и посвящали математике всё свободное время! Они были в восторге от неё, потому что их мотивировала возможность успеха. Тогда не существовало никаких концепций, которые бы провозглашали преимущества подобных методов, это казалось просто здравым смыслом.

На фото: Патрик Гриффин, совместно со своими азиатскими коллегами обсуждает будущее мирового образования.

– И в заключение: расскажите, какими вы видите основные будущие шаги вашего проекта – в течение ближайших 3-5 лет.

В ближайшие 3-5 лет нашу работу подхватит новое поколение исследователей, а я уже, вероятно, выйду на пенсию. Особенный интерес к этому направлению проявляют молодые учёные в странах Латинской Америки. Впереди разработка новых методов определения и оценки навыков, поиск новых заданий, новых сфер применения нашей концепции. Количество занятых в нашем проекте исследователей стремительно растёт, и я думаю, что в ближайшее время нас ждут очередные прорывы в этой области. Та работа, которую делали мы, была новаторской, первопроходческой. Выражаясь образно, пока мы изобрели лишь колесо, но в скором времени стоит ожидать появления «Роллс-ройса», а потом и космических ракет. Но мы очень гордимся нашим колесом. Это лишь небольшой шажок, но он открыл целое новое научное направление, которое будет продолжать развиваться. Я надеюсь, что через 5-6 лет нас ждут новые подходы и методы к оценке и преподаванию навыков XXI века – думаю, более эффективные, чем нынешние.

  • Обучение, Развитие, Тренинги

МОУ «Украинская СОШ»

Эссе

Современный ученик. Какой он?

Выполнила: ученица 11 класса МБОУ «Украинская СОШ» Крель Ольга Руководитель: Старикова Т.В.

2011 год

Жизнь каждого человека связана со школой. Именно здесь проходит детство, взросление и становление личности каждого, здесь мы проводим большую часть своего времени, окружающие нас (одноклассники, учителя) становятся за школьные годы достаточно близкими нам людьми.

Современный ученик… Мне кажется, это человек, который шагает в ногу со временем. И не важно, когда это было: тысячу лет назад, 30 лет назад или сейчас. Например, ученик 70-80–х годов прошлого века был таким: школьная форма, обязательно красный галстук, октябрятский или комсомольский значок. А еще огромная ответственность на плечах за свои слова и поступки. Это было время, когда ученики с гордостью произносили клятву, вступая в ряды октябрят, пионеров, а потом и комсомольцев. Это было время, когда ребята несли ответственность за своих подшефных, оказывали тимуровскую помощь, когда за полученные двойки было стыдно перед всеми ребятами на пионерском или комсомольском собрании.

Ученики же нашего времени очень отличаются от учеников прежних лет. Мне кажется, чем дальше люди шагают в будущее, тем более они не похожи на своих предшественников. Школа, в которой они учатся, очень отличается от школы прошлого века. Многие современные ученики считают ее вторым домом. Отчего же это происходит?

Школа будет нам в радость, если каждый ученик будет вежливым, доброжелательным, воспитанным и умным. Это должен быть непременный атрибут современного школьника. Ведь как важно уметь вести беседу, уместно отвечать, не перебивая собеседника. Убеждена, что без такого качества, как коммуникабельность, нам трудно будет устроиться в жизни. Я думаю, что современный ученик должен уметь вовремя поддержать одноклассника, не поднять на смех, если он растерялся, должен дать нужный совет в затруднительной ситуации. Конечно, невозможно, чтобы все эти качества сочетались в одном человеке. Каждый человек индивидуален и в жизни старается достичь своих целей. Нет похожих людей с одинаковыми мыслями, идеями, привычками, способностями. У всех они раскрываются не в одно время и по-разному. Все мы разные: спокойные и вспыльчивые, медлительные и энергичные, добрые и злые. Надо уметь мириться с чужими недостатками, воспринимать людей такими, какие они есть, то есть быть толерантными личностями. Ведь не бывает идеальный людей, и каждый школьник хочет, чтобы его воспринимали как личность, уважали его взгляды, считались с его мнением. Главное условие и правило хороших отношений между людьми звучит так: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Ведь каждому нравится, когда его любят, прощают, когда ему помогают.

К сожалению, от современных учеников нередко можно услышать и насмешку в адрес тех, кто стремится к достижению поставленной цели: получить хорошее образование и профессию. И эти насмешки порою гасят желание учиться у способных учеников, творческих натур. А ведь главная задача любого ученика – учиться. Жаль, что не все школьники осознают приоритет знаний, так необходимый им в будущей взрослой жизни.

«Образование – это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют», - говорил философ К. Краус ещё в прошлом веке. Это значит, что своими знаниями нужно уметь пользоваться, а это не каждый школьник может. Видимо, не хватает терпения, усидчивости, может быть, мешает излишняя скромность, страх лишний раз подойти к учителю, спросить о том, что не понятно. А может, просто не научился учиться, добывать знания самостоятельно, выделяя из огромного потока информации только самое главное, важное, необходимое.

А ведь у сегодняшнего школьника имеются богатейшие возможности для самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Кроме справочников и энциклопедий, которые свободно продаются на прилавках магазинов, к их услугам сеть Интернета. О такой «роскоши знаний» в 70-80-е годы школьники и не мечтали. Да сегодня каждый ученик может стать отличником. Главное – захотеть!!!

Мы должны научиться открывать себя себе. И тогда мы сможем стать самодостаточными людьми. Ведь именно таким, как мне кажется, и должен быть современный ученик.

Очень хочется свои мысли в прозе передать стихами.

Современный ученик? … Каков он?

Толерантен, вежлив, кропотлив.

Он – душа компании веселой,

Настроение поднимет в миг.

К знаньям ключ добыть старается,

Чтобы мир познать и жизнь людей,

Тайны древние раскрыть пытается,

Скрыто много в нем талантливых идей.

Бескорыстно помогает окружающим

И всегда полезный даст совет,

В ногу он со временем шагающий,

Проливает истину на свет.

Современный ученик готов сражаться

С трудностями жизни и порой

Чудесам умеет удивляться,

Обретая радостный покой.

Смел, оригинален и находчив,

Ты с таким нигде не пропадешь.

Впал ли ты в отчаянье, сомненье,

С ним по жизни смело ты пойдешь.

Знанья – свет, а неученье – тьма!

Чтобы жизнь шла не впустую.

Эту истину простую

Всем понять пора!

Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Ученик ХХI века: пробуем силы - проявляем способности» проходила с 1 октября 2016 года по 20 апреля 2017 года. В олимпиаде принимали участие ученики 4-х классов, обучающиеся по системе УМК . Задания интеллектуальной Олимпиады соответствовали программе четвертого класса общеобразовательной школы по русскому языку, литературе и математике.

VII Всероссийская интеллектуальная олимпиада собрала 850 человек на региональных турах, 425 из них прошли на заключительный заочный тур, который был проведен в Москве. Всего в олимпиаде приняли участие 28 регионов страны.

Публикуем имена победителей и призеров!

Личное первенство

  • 1 место - Геккиева Малика
    МОУ Гимназия № 5, г. Тырныауз, Эльбрусский район, Республика Кабардино-Балкария
  • 2 место - Желтухина Анастасия
    МБОУ СШ №9, г. Выкса, Нижегородская область
    учитель: Рябова Ольга Гариевна
  • 3 место - Локосова Мария
    МОУ «Гимназия им. Гарнаева», г. Балашов, Саратовская область

Номинация «Русский язык»

  • 1 место - Смирнова Юлия
    МАОУ СШ №1, г. Бор, Нижегородской область
    учитель: Смирнова Ирина Валентиновна
  • 2 место - Зиманов Александр
    МБОУ СОШ, с. Алферовка, Пензенская область
    учитель: Жукова Надежда Анатольевна
  • 3 место - Коробицын Александр
    МБОУ Устьянская СОШ, Архангельская область
    учитель: Истомина Юлия Николаевна

Номинация «Литературное чтение»

  • 1 место - Мищенко Богдан
    МАОУ СОШ №13, г. Балаково, Саратовская область
  • 2 место
    • Никулин Руслан
      МБОУ СОШ Вологодского муниципального района
      учитель: Дорошина Вера Васильевна
    • Скориантов Сергей
      ГБОУ СШ №316, г. Санкт-Петербург
      учитель: Ишутина Ирина Юрьевна
  • 3 место - Чаплыгина Мария
    МБОУ СОШ №49, г. Калининград
    учитель: Очкур Галина Борисовна

Номинация «Математика»

  • 1 место - Лафуткин Костя
    МОУ СОШ №3, г. Куйбышев, Новосибирская область
    учитель: Буреева Наталья Викторовна
  • 2 место - Агеева Полина
    МАОУ СОШ №71, г. Краснодар
    учитель: Окуневич Галина Николаевна
  • 3 место - Польевтова Екатерина
    МБОУ СОШ №50 г. Чебоксары, Республика Чувашия
    учитель: Максимова Елена Геннадьевна

Дополнительно жюри отметило специальными призами еще ряд участников.

В номинации «Лучшая творческая работа » по русскому языку:

  • Безе Елизавета, МОУ СОШ, р. п. Турки, Саратовская область
    учитель: Королева Светлана Викторовна
  • Гаврилова Анастасия, МАОУ Гимназия№4 г. Пермь
    учитель: Фадеева Валерия Борисовна
  • Караулова Дарья, МОУ СОШ 27, г. Чебоксары, Республика Чувашия
    учитель: Вотякова Ольга Владиславовна
  • Романова Варвара, МАОУ Гимназия №4, г. Пермь
    учитель: Фадеева Валерия Борисовна.

Приз жюри «З а значительные достижения в области изучения русского языка»:

  • Ахмеджанова Даная
  • Быстрова Анастасия , ГБОУ Гимназия 1504, г. Москва
    учитель: Назарова Ирина Николаевна
  • Виноградова Елизавета
  • Кетенчиев Мурат , МКОУ «СОШ №32», г. о. Нальчик, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Атмурзаева Лейла Тахировна
  • Круглова Таисия , МБОУ СШ №3, г. о. Кстово, Нижегородская область
    учитель: Мазурова Галина Александровна
  • Литуев Александр , Ветлужская СШ №1, Нижегородская область
    учитель: Соловьева Елена Николаевна
  • Логинов Вадим
    учитель: Шамурзаева Аминат Мухтаровна
  • Локосова Мария , МОУ «Гимназия им. Гарнаева», г. Балашов, Саратовская область
    учитель: Семенищева Татьяна Юрьевна
  • Малкаров Мухаммад , МОУ «Гимназия №5», г. Тырныауз, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Абулькина Маргарита Ишхановна
  • Мищенко Богдан , МАОУ СОШ №13, г. Балаково, Саратовская область
    учитель: Кокорина Ольга Викторовна
  • Налоев Али , МКОУ «СОШ №9», г. о. Нальчик, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Яковлева Ирина Николаевна
  • Нахушева Камилла , МКОУ «СОШ №3», г. о. Баксан, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Кокова Фатима Крымсултановна
  • Попов Ярослав , МБОУ СОШ №30, г. Волжский, Волгоградская область
    учитель: Воронова Елена Михайловна
  • Смирнова Екатерина , Ветлужская СШ №1, Нижегородская область
    учитель: Соловьева Елена Николаевна
  • Таубеков Тамерлан , МКОУ «Гимназия №4», г. о. Нальчик, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Губжокова Анна Николаевна
  • Цикишев Владислав , МКОУ «СОШ №11», г. о. Нальчик, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Шмойлова Галина Александровна
  • Этезова Малика , МОУ Гимназия №5, г. Тырныауз, Эльбрусский район, Республика Кабардино-Балкария
    учитель: Могилевец Татьяна Геннадьевна

Поздравляем победителей, призеров и всех участников с завершением очередного этапа олимпиады! VIII этап Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Ученик ХХI века: пробуем силы - проявляем способности» стартует в октябре 2017 года.

Положение о VII Всероссийской интеллектуальной олимпиаде
«Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности»
для школьников, обучающихся по системе УМК «Начальная школа XXI века»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о VII Всероссийской интеллектуальной олимпиаде школьников (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения VII Всероссийской интеллектуальной олимпиады школьников, обучающихся по системе УМК , «Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности» (далее – Олимпиада), ее организационное, методическое и финансовое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде, оценивания результатов и определения победителей.

1.2. Олимпиада проводится ежегодно. Организатором является Отдел начального общего образования ИСРО РАО, авторский коллектив системы УМК при участии объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА» (г. Москва).

1.3. Задания интеллектуальной Олимпиады соответствуют программе четвертого класса общеобразовательной школы по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», носят как предметный, так и надпредметный характер.

2. Задачи Олимпиады

2.1. Выявить и поддержать талантливых учеников и инициативных учителей, создать условия для их творческого самовыражения и самореализации.

2.2. Создать условия для поддержки одаренных детей, обучающихся по системе УМК .

2.3. Повысить престиж системы УМК как программы, которая стимулирует учебную мотивацию учащихся, поощряет их познавательную активность, способствует формированию у школьников основных компонентов учебной деятельности и готовности к самообразованию, реализует в образовательном процессе право ребенка на индивидуальность.

2.4. Привлечь к активной работе со школьниками, обучающимися по данной системе учебно-методических комплектов, муниципальные органы управления образованием и методические службы.

3. Участие в Олимпиаде

3.1. В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе учащиеся 4-х классов, обучающиеся по системе УМК .

3.2. Интеллектуальная Олимпиада называется «Ученик ХХI века: пробуем силы – проявляем способности», т. к. ее содержание и условия проведения позволяют каждому ребенку самореализоваться, поверить в свои силы, получить удовольствие от участия, проявить индивидуальные возможности и способности.

4. Организационно-методическое обеспечение Олимпиады

4.1. Олимпиада состоит из четырех туров:

– I тур (школьный этап) проводится оргкомитетом Олимпиады, созданном при общеобразовательной организации;

– II тур (муниципальный этап) проводится оргкомитетом Олимпиады, созданном при городском (районном) управлении образования;

– III тур (региональный этап) Олимпиады проводится оргкомитетом (по представленным работам учащихся–победителей II тура);

– IV тур (всероссийский этап) Олимпиады проводится заочно в г. Москве (по представленным работам учащихся победителей III тура).

4.2. Для организационно-методического обеспечения Олимпиады создается Региональный оргкомитет Олимпиады, который предоставляет до 1 декабря 2016 года в издательский центр заявку (см. Приложение 1) на участие в Олимпиаде.

4.3. Региональный оргкомитет Олимпиады:

– организует общее руководство подготовкой и проведением Олимпиады;

– определяет сроки проведения Олимпиады (I, II, III туров);

– обеспечивает материалами участников Олимпиады;

– инструктирует педагогов по проверке работ участников I (школьного) и II (муниципального) туров Олимпиады;

– организует проверку работ в III (региональном) туре Олимпиады;

– анализирует, обобщает итоги III тура Олимпиады и пересылает работы участников IV тура в Оргкомитет Олимпиады г. Москвы до 1 марта 2017 г. (см. Приложение 2).

4.4. Оргкомитет формирует состав жюри из нечетного количества членов. Председатель оргкомитета выполняет функции председателя жюри.

4.5. Списочный состав оргкомитета и жюри Регионального тура Олимпиады утверждается приказом.

5. Порядок проведения Олимпиады

5.1. Задания для I тура (школьный этап) составляются самостоятельно оргкомитетом Олимпиады, созданном при общеобразовательном учреждении.

5.2. Задания для II, III и IV туров Олимпиады и система оценивания составляются авторским коллективом системы УМК . Задания для II, III туров Олимпиады по каждому предмету даются в двух вариантах по каждому из предметов «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение». Выбор варианта Олимпиады определяется решением Регионального оргкомитета. Для проведения IV заключительного (заочного) тура представлены работы по предметам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение» в одном варианте.

5.3. Задания для проведения II, III и IV туров Олимпиады высылаются Региональному оргкомитету после получения заявки на участие в Олимпиаде.

5.4. Порядок проведения I (школьного) тура Олимпиады.

5.4.1. Школьный тур Олимпиады проходит на базе образовательных организаций, работающих по системе УМК в октябре-ноябре 2016 года.

5.4.2. Для проведения школьного этапа Олимпиады организатором данного этапа создаются школьные оргкомитеты и жюри.

5.4.3. В школьном туре принимают участие учащиеся 4-х классов данной образовательной организации, обучающиеся по системе УМК и изъявившие желание принять участие в Олимпиаде.

5.4.4. Каждая часть работы (по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика») оценивается жюри школьного тура определенным количеством баллов, которые суммируются.

5.4.5. Результаты проверки с указанием количества баллов по каждой части работы и итоговых баллов оформляются в итоговый протокол школьного тура и направляются в Муниципальный Оргкомитет до 1 декабря 2016 г.

5.4.6. Победители (I, II и III места) и призеры (в каждой номинации - по предметам) школьного тура Олимпиады определяются на основании результатов участников, которые заносятся в итоговый протокол, представляющий таблицу результатов с ранжированным списком участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

5.4.7. Победителями признаются участники Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады определяются только призеры.

5.4.8. Список победителей и призеров школьного тура утверждается оргкомитетом данного этапа Олимпиады.

5.5. Порядок проведения II (муниципального) тура Олимпиады.

5.5.1. Муниципальный тур Олимпиады проходит на базе муниципальных образований в декабре 2016 – январе 2017 года.

5.5.2. Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа создаются муниципальные оргкомитеты и жюри.

5.5.3. В муниципальном туре принимают участие учащиеся 4-х классов - победители и призеры школьного этапа Олимпиады.

5.5.4. Задания муниципального тура высылаются по электронной почте муниципальному координатору при условии подачи заявки на участие и представления в региональный оргкомитет итогового протокола с результатами школьного тура.

5.5.5. Каждая часть работы (по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика») оценивается жюри муниципального тура определенным количеством баллов, которые суммируются.

5.5.6. Результаты проверки с указанием количества баллов по каждой части работы и итоговых баллов оформляются в итоговый протокол муниципального тура и направляются в Региональный оргкомитет.

5.5.7. Победители (I, II и III места) и призеры (в каждой номинации - по предметам) муниципального тура Олимпиады определяются на основании результатов участников, которые заносятся в итоговый протокол, представляющий таблицу результатов с ранжированным списком участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

5.5.8. Победителями признаются участники Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры.

5.5.9. Список победителей и призеров муниципального тура утверждается оргкомитетом данного этапа Олимпиады.

5.6. Порядок проведения регионального тура Олимпиады.

5.6.1. Региональный тур Олимпиады проходит в феврале 2017 г.

5.6.2. В региональном туре принимают участие учащиеся 4-х классов - победители (I, II и III места) муниципального этапа Олимпиады.

5.6.3. Работы детей для проверки направляются в Региональный оргкомитет Олимпиады.

5.6.4. Победителями регионального этапа Олимпиады признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов, призерами -

5.6.5. Список победителей и призеров регионального тура утверждается оргкомитетом данного этапа Олимпиады.

5.6.6. Работы заключительного (всероссийского) тура не проверяются, запечатываются в конверт и отправляются в объединенную издательскую группу «ДРОФА-ВЕНТАНА» по адресу: 123308, г. Москва, ул. Зорге, д. 1. , центр Дошкольного и начального образования (оф. 718), Судьиной Е. А. - до 1 марта 2017 г. по почтовому штемпелю (см. Приложение 3).

5.7. Порядок проведения (заочного) тура Олимпиады.

5.7.1. Заключительный тур Олимпиады проходит заочно в г. Москве в марте 2017 г.

5.7.2. В заключительном (заочном) туре принимают участие учащиеся 4-х классов - победители (I, II и III места) III (регионального) тура Олимпиады.

5.7.3. Работы учащихся для проверки направляются в Жюри оргкомитета Олимпиады в г. Москве до 20 марта 2017 г. (включительно).

5.7.4. Победителями заключительного (заочного) тура Олимпиады признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов, призерами - участники, следующие в итоговой таблице за победителями, при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

5.7.5. Список победителей и призеров IV (заочного) тура утверждается оргкомитетом данного этапа Олимпиады до 20 апреля 2017 г.

6. Подведение итогов Олимпиады

6.1. Победители I (школьного) тура Олимпиады награждаются образовательным учреждением, победители II (муниципального) тура - муниципальным органом управления образованием.

6.2. По итогам III (регионального) тура Олимпиады определяются победители (I, II и III места), а также призеры в каждой номинации (по предметам). При наличии большого количества работ, заслуживающих поощрения и высокой оценки, жюри может учредить специальные номинации и отметить отдельные работы участников.

6.3. Все учащиеся, принявшие участие в III (региональном туре получают электронные сертификаты участников регионального тура Олимпиады.

6.4. По итогам (заочного) тура Олимпиады определяются победители (I, II и III места), а также призеры в каждой номинации (по предметам). При наличии большого количества работ, заслуживающих поощрения и высокой оценки, жюри может учредить специальные номинации и отметить отдельные работы участников.

Все учащиеся, принявшие участие в заключительном (заочном) туре получают электронные сертификаты участников Всероссийского заочного тура Олимпиады. Победители определяются в номинациях по предметам и награждаются дипломами и ценными подарками.