Ядерная вера. В мифи появилась кафедра теологии

Ядерная вера. В мифи появилась кафедра теологии

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption МИФИ - кузница академиков и лауреатов

В Московском инженерно-физическом институте (МИФИ) будет образована кафедра теологии, сообщили в отделе внешних церковных связей Русской православной церкви.

Когда она начнет работу, неизвестно. Получить официальный комментарий от руководства МИФИ не удалось. Однако глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион, выступая в понедельник перед студентами и преподавателями МИФИ в присутствии ректора Михаила Стриханова, говорил о ее создании и своем назначении заведующим кафедрой как о свершившихся фактах.

Сообщается, что курс богословия будет для будущих физиков факультативным, а занятия станут вести православные священники.

О важности новой инициативы в глазах РПЦ свидетельствует то, что руководить кафедрой будет человек №2 в Московском патриархате.

Кафедры теологии уже существуют в сорока с лишним светских вузах России.

Многие комментаторы говорят в связи с этим о продолжении клерикализации общества, а интернет-пользователи саркастически предсказывают скорую защиту в МИФИ диссертации на тему "Стохастические флуктуации и их влияние на кинетику радиационных дефектов в облучаемых металлах на примере кадила".

Еще в 2007 году десять действительных членов Российской академии наук, в том числе лауреаты Нобелевской премии по физике Виталий Гинзбург и Жорес Алферов, в открытом письме Владимиру Путину выразили опасения в связи с "активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни", в частности, в образование и науку. Известные события последнего времени сделали тему клерикализации еще актуальнее.

В РПЦ отрицают политический подтекст происходящего и утверждают, что наука и религия не противоречат друг другу.

Крест на месте студента

Отношения МИФИ и РПЦ имеют определенную историю.

4 марта 2010 года патриарх Кирилл освятил в вузе домовый храм в честь Смоленской иконы Божьей Матери, оборудованный в цокольном этаже главного корпуса на месте бывшей раздевалки. С тех пор в нем регулярно совершаются богослужения.

Кафедры теологии должны быть в соответствующих учебных заведениях, а в системе государственного светского образования этого быть не должно Евгений Минченко, политолог

Визит патриарха сопровождался скандалом. Часть студентов возмутилась решением ректора убрать из внутреннего двора университетского городка культовый памятник "МИФИческому студенту" и водрузить на его месте крест. При этом ученый совет присудил патриарху звание почетного доктора университета, а тот наградил Михаила Стриханова церковным орденом святого Даниила Московского.

В сообщениях на интернет-форуме МИФИ говорилось, что "добровольный порядок посещения встречи с патриархом на самом деле обернулся обязаловкой, так как набрать нужное число студентов, чтобы заполнить аудиторию, не получилось", а вопросы главе РПЦ администрация вуза подвергла предварительному отбору.

Дело добровольное?

"Надо заканчивать со всем этим мракобесием", - заявил Русской службе Би-би-си директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

"Кафедры теологии должны быть в соответствующих учебных заведениях, а в системе государственного светского образования этого быть не должно. У нас государство отделено от церкви. Очевидно антиконституционное решение", - считает политолог.

Православный богослов, профессор МГУ и Московской духовной академии диакон Андрей Кураев утверждает, что о навязывании студентам МИФИ религиозного мировоззрения речь не идет.

"МИФИ, конечно, не будет готовить теологов. Это просто знакомство с миром православной культуры, с миром христианской мысли", - заявил он Русской службе Би-би-си.

Митрополит Иларион призвал сделать новую кафедру "местом свободной академической дискуссии" и сделал упор на то, что МИФИ должен давать фундаментальное университетское образование, предусматривающее широкий гуманитарный кругозор.

По его словам, "вызывает смех", когда люди, "блестяще эрудированные в разных областях", при этом выдают перлы вроде "мусульманская церковь", и необходимо "преодоление этой некомпетентности и невежества".

"Я хотел бы подчеркнуть, что кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматься", - добавил он.

Зачем ядерщикам богословие?

Отвечая на вопрос Би-би-си, не останется ли в таком случае кафедра без слушателей, Андрей Кураев выразил уверенность, что этого не случится.

Человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно подходит к вопросу о том, как все это появилось митрополит Илларион

"Я несколько раз читал лекции в МИФИ, и, по моему опыту, там есть живой интерес. Это замечательные ребята, умные, колючие, требующие логики и доказательств. А для церковных людей тоже полезно находиться под пристальным дискуссионным прицелом", - заявил он.

Многие верующие полагают, что естественнонаучные открытия последних десятилетий подтверждают их мировоззрение. Наука и религия не настолько несовместимы, как представлялось сто лет назад, и доводы типа "Гагарин летал - Бога не видал" опровергают не религию, а примитивное представление о ней.

Самый распространенный аргумент, известный даже дилетантам - теория "Большого взрыва", весьма похожего на акт сотворения мира.

Некоторые ученые, позиционирующие себя в качестве агностиков и избегающие слова "Бог", не исключают при этом существования, как выражаются на Западе, Разумного Конструктора Вселенной.

"Среди ученых-естественников есть как верующие, так и неверующие. Но этот личный выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что, так или иначе, эти сферы смыкаются. Человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно подходит к вопросу о том, как все это появилось",- заявил в МИФИ митрополит Иларион.

"Я склонен думать, что кафедра теологии в стенах именно этого вуза может играть очень существенную новаторскую роль в том плане, что она будет способствовать диалогу между религией и естественнонаучным знанием, а такой диалог сейчас очень необходим как для носителей естественнонаучного знания, так и для носителей религиозных традиций", - добавил он.

Верующие физики

Займется ли новая кафедра подобными изысканиями, или ограничится просветительскими задачами?

"Было бы хорошо, если бы это направление присутствовало", - считает Андрей Кураев.

Есть естественнонаучные знания, которые ученые предоставляют в распоряжение общества, и любые общественные группы, в том числе РПЦ, вправе их интерпретировать. Но делать это нужно за пределами государственных учебных заведений и за свои деньги Евгений Минченко

Главное препятствие - практически полное отсутствие людей, способных компетентно рассуждать на такие темы.

По словам Кураева, кафедра не ставит перед собой задачи воспитать верующих физиков.

"Было бы неплохо воспитать хотя бы неверующих физиков, но понимающих, что такое научное мышление и где его границы, а не балующихся оккультными теориями вроде волновой генетики и торсионных полей", - говорит он.

Евгений Минченко, со своей стороны, полагает, что философские размышления на стыке физики и богословия - дело полезное, но заниматься ими следует не под патронажем государства.

"Есть естественнонаучные знания, которые ученые предоставляют в распоряжение общества, и любые общественные группы, в том числе РПЦ, вправе их интерпретировать. Но делать это нужно за пределами государственных учебных заведений и за свои деньги", - заявил он.

Кузница Нобелевских лауреатов

МИФИ - знаменитый вуз, ведущий свою родословную от основанного в 1942 году Московского механического института боеприпасов и на протяжении десятилетий готовивший элитные кадры для атомной промышленности и научных центров. Из его стен вышли пять Нобелевских лауреатов и 21 академик.

Институт располагает собственным исследовательским реактором. В настоящее время на семи факультетах обучаются около 9,5 тысяч студентов и аспирантов.

В 2008 году вуз был переименован в Национальный исследовательский ядерный университет, но сохранил легендарный советский бренд и официально называется НИЯУ МИФИ.

Восходящая звезда РПЦ

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Митрополит Илларион считается церковным интеллектуалом

46-летний митрополит Волоколамский Иларион (Григорий Валерьевич Алфеев), возведенный в нынешний сан два года назад, является, по оценкам экспертов, правой рукой и протеже патриарха Кирилла. Занимает посты главы отдела внешних церковных связей, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры, викария патриарха.

Он родился в столичной интеллигентной семье, к вере, по его собственным словам, пришел в 15 лет. Учился на композиторском факультете Московской консерватории, помимо духовной академии, окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. Автор трудов по теологии и истории церкви, а также музыкальных произведений.

Провел много лет за границей, служил и преподавал богословие в США, Британии и Бельгии, возглавлял Венскую и Венгерскую епархию РПЦ.

Неоднократно выступал за сохранение христианских основ европейской цивилизации и сотрудничество христианских церквей, что не мешало ему жестко критиковать по некоторым вопросам Ватикан и Константинопольский патриархат. Высказывался в поддержку частичного употребления при богослужении современного русского языка.

В знаменитом МИФИ открыта кафедра теологии. Ее возглавил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Поскольку "теология" в России с трудом обретала статус научной дисциплины в светских вузах, такого рода новости вызывают ажиотаж. Кто-то видит в этом продвижение по пути прогресса и возвращение в лоно европейской цивилизации, где теология - признанная научная дисциплина, кто-то - "возвращение в средневековье".

Что же за явление мы наблюдаем? Строго говоря, кафедра теологии уже вторая в МИФИ. Первая была открыта в 90-х годах 2001 году в Саровском физтехе, который несколько лет назад вошел в состав МИФИ. Обучение будущих теологов шло на внебюджетной основе и было в те годы очень востребовано.

Заместитель руководителя по учебной работе Саровского физтеха Владимир Алексеев рассказал "РГ":

По специальности "теология" принят государственный федеральный стандарт, по которому ведется обучение на кафедре. В дипломе у бакалавров значится - "теолог, преподаватель". Никаких сугубо религиозных вещей в стандарте, естественно, нет. Преподавание на кафедре - светское, а среди студентов есть и неверующие люди.

Решение о том, что специальность "Теология" будет в государственных направлениях подготовки кадров, было принято минобрнаукой в феврале 2000 года. В том же году при МГУ было создано отделение Учебно-методического объединения, которое занялось проектом стандарта. Проект стандартов не вызвал никаких нареканий со стороны экспертов и был одобрен. Согласно стандарту, теолог-бакалавр может иметь специализацию в христианской, исламской или иудейской теологии и продолжить учебу в магистратуре. В стандарте подчеркивается, что "теология - это комплекс наук, которые изучают историю вероучений... религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность... историю и современные взаимоотношения между различными религиозными учениями и религиозными организациями". И особо выделено - изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер. Сегодня теологию и отдельные богословские дисциплины преподают уже более чем в 30 вузах Российской Федерации, из них 25 имеют лицензию на подготовку теологов в соответствии с государственным стандартом.

В Сарове, кстати, интерес к специальности поутих. В прошлом году набора на кафедру теологии не было, в этом - тоже, кафедра пока работает как поддерживающая.

Угасающий интерес связан с тем, что обучение платное. И к тому же Саров - закрытый город, приток желающих учиться богословию у нас ограничен, - объясняет доктор физико-математических наук, ведущий сотрудник ВНИИЭФ НИЯЦ и "выпускник" кафедры теологии Игорь Куцык. - Меня в свое время побудила к учебе на кафедре попытка ответить на пограничные для науки вопросы - эволюции мироздания, возникновения человека и разума. И мне хотелось также свою веру сделать более рационально-осмысленной, осознанной. Как многие верующие ученые (мои темы - физика плазмы, атмосферное электричество), я считаю, что религия и наука не противоречащие, а дополняющие друг друга мировоззрения. Наука изучает механизм мироздания, законы, объясняющие, как происходит то или иное явление, а религия говорит о конечных причинах. Когда я был студентом первого курса МИФИ, помню, у нас зашел разговор о религии, и один парень, неформальный лидер, в ответ на чей-то пренебрежительный тон "А ты хоть одного живого попа видел? Я видел, и он меня буквально через 5 минут поставил в тупик". Сейчас этот парень доктор наук и преподаватель МИФИ. Не надо думать, что физики по определению атеисты. Хороший физик понимает, как часто бывает недостаточно естественно-научного подхода. Возникновение Вселенной научными методами не проверить. Хотя бы потому, что однократное событие.

Из выступления митрополита Илариона перед студентами МИФИ:

В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разными познаниями в разных областях, прекрасно знает русскую и мировую литературу, проявляет поразительную некомпетентность, когда речь заходит о религии. Преодоление этой некомпетентности и невежества, которые мы унаследовали еще от советского прошлого, - это самая первая и простая задача кафедры теологии. Но у нее есть и другие задачи. Дело в том, что сферы религиозного и естественно-научного знания очень различны, но они соприкасаются в том, что, собственно, относится к опыту человеческой личности и жизни. Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии.

Известно, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие. Это связано с личным выбором человека. Но выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. Например, человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно приходит к вопросу, как все это появилось. ...Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, - это два совершенно разных вида теологии. Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, то мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в 50 университетах и высших светских учебных заведениях России такие кафедры созданы и функционируют. Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ.

Компетентно

Ефим Пивовар , ректор РГГУ:

В свое время я участвовал в разработке стандарта теологии для высшей школы. Церковные иерархи тоже принимали активное участие в этой работе. В стандарте было закреплено, что православный может заниматься исламской, иудейской или буддистской теологией. То есть, будучи приверженцем одной религии, он может заняться изучением другой.

Прямая речь

Митрополит Волоколамский Иларион , заведующий кафедрой теологии МИФИ:

Слушать лекции на кафедре теологии будут те из студентов МИФИ, кому это будет интересно. Посещение лекций будет исключительно добровольным. С учетом занятости студентов изучением основных предметов, вероятно, трудно прогнозировать, что лекции будут собирать огромные аудитории. Главное в данном случае не количество, а качество: качество лекций и заинтересованность слушателей. Инициатива открытия кафедры теологии в МИФИ принадлежит Ученому Совету МИФИ. Я со своей стороны дал согласие на заведование кафедрой, понимая значимость этого вуза для российского образования и науки, искреннюю и осознанную заинтересованность в этом его руководства, а также уже имеющийся добрый опыт сотрудничества этого университета с Церковью.

Михаил Алфимов , академик РАН:

На взгляд, такая кафедра полезна. Дело в том, что большинство ученых смотрят на мир, грубо говоря, с точки зрения атомов и молекул. Но вопросы познания и восприятия мира намного сложней. И здесь может помочь методология религиозного познания. Конечно, речь не идет о примитивных представлениях, будто бы Бог за шесть дней создал мир, а из ребра Адама создал Еву. Важно обсуждать способы познания мира, место в нем человека.

Но принципиально, чтобы на кафедре теологии преподавали люди, которые хорошо знают физику, чтобы они вели мировоззренческие дискуссии и беседы. Это очень важно особенно сейчас, когда ученые активно обсуждают, как возникала наша Вселенная, что с ней будет в будущем, почему она расширяется с ускорением, есть ли бозон Хиггса. Ведя эти дискуссии, физики нередко забывают, что на самом деле наши представления о Вселенной лежат не в физическом мире, а в сфере познания.

Для меня образцом ученого с широким мировоззрением является французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы Пьер Тейяр де Шарден. Он внес значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию, создал своего рода синтез католической традиции и теории космической эволюции. Его работы отличают удивительное сочетание строго научного стиля, четкой логики и поразительных по эмоциональному воздействию фрагментов, сравнимых с духовными гимнами великих христианских мистиков.

Словом, считаю, что крайне важно в спорах и дискуссиях о мире и его познании растить поколение не зашоренное на узких догмах. Сам бы с удовольствием поучаствовал в таких диспутах.

Юрий Осипов , президент РАН:

Мы живем и будем жить в светском обществе, где религия отделена от государства. Признаюсь, для меня, как, наверное, и для многих ученых, очень интересно знать, как исторически складывались взаимоотношения религии и науки, почему возник в известном смысле конфликт между светской наукой и богословской. В Средние века первые серьезные научные работы сделаны людьми, которые занимались богословием. А вот выводы, к которым они приходили, - это уже светская наука. Скажем, свое открытие, что видимые движения небесных светил объясняются вращением Земли вокруг оси и обращением планет, в том числе Земли вокруг Солнца, Коперник сделал, занимаясь богословием.

Вообще взаимоотношение науки и религии очень деликатная тема. Для многих вера основана на "живом" Боге, а Библия - книга, где описано, как Творец создавал наш мир. И так было много веков. Но потом появились люди, для которых Бог - это уже некий символ, абстракция. И они стали совсем по-другому смотреть на этот мир, на то, как он возник. Тогда-то пути науки и религии разошлись. Возможно, я ошибаюсь.

И с годами эта пропасть увеличивалась. Но мне кажется, что серьезный ученый должен задуматься, а какова связь между наукой и религией, каково соотношение между верой и знаниями. Хочу отметить, что довольно много очень известных ученых постепенно начинали осмысливать эту связь. Почему? Оказывается, что для миропонимания им не хватает знаний светской науки, как говорится, не удается убедительно замкнуть систему.

Работа теологических учебных подразделений в стенах светских российских вузов давно перестала восприниматься как нечто непривычное и чужеродное. Однако в учебной программе ведущего технического университета нашей страны, традиционно занимающего лидирующие позиции в общероссийских образовательных рейтингах, богословские дисциплины оказались впервые. Сейчас кафедра теологии Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ) МИФИ, создание которой год назад вызвало множество горячих споров и полярных оценок, запустила в учебный процесс три образовательных курса для студентов третьего семестра. Все они по выбору, то есть второкурсник по желанию может либо включить их в собственный учебный план, либо занять их место другими гуманитарными предметами.

Демократия внутреннего розлива

Не успев появиться, кафедра теологии НИЯУ МИФИ год назад оказалась в центре полемики, градус которой существенно повысили академики и членкоры Российской академии наук. Ученые опубликовали открытое письмо, в котором охарактеризовали появление подобной структуры в современном политехническом вузе под руководством «православного священника... в прямом противоречии с Конституцией России и со здравым смыслом тоже».

Оставим за скобками, что заведующего кафедрой митрополита Волоколамского Илариона академики именуют священником (им, сформировавшимся как личности в безбожную эпоху, подобное невежество простительно). Постараемся непредвзято разобраться, зачем будущему физику-теоретику, инженеру-ядерщику, специалисту в области информационной безопасности азы теологии, то есть пусть самые общие, но всё же научные представления о богословии.

В ходе широко развернувшегося обсуждения прозвучали самые разные ответы на этот вопрос. Как считает, к примеру, сам завкафедрой Высокопреосвященнейший Иларион, еще очень часто в российском обществе встречаются даже широко образованные люди, имеющие серьезные лакуны в знаниях по религиозным вопросам. Конечно, можно возразить, будто это их личное дело: ну не хочет человек разбираться в истории религии! Но беда в том, что это всё чаще мешает жить. «Вопреки целенаправленным действиям на ослабление и искоренение религии, она не ослабевает и не теряет своего влияния, - говорит владыка Иларион. - Наоборот, мы видим, что религия оказывает самое прямое влияние на политические и общественные процессы, на ситуацию внутри разных стран, на международную ситуацию. И очень трудно понимать и политическую конъюнктуру, и развитие событий в разных странах и регионах мира без понимания того, как религиозный фактор влияет на эти события и мотивирует действия их участников».

«Фундаментальное образование должно давать студентам не только определенный набор знаний, умений и навыков, учить их отвечать не только на вопросы типа “как падает камень?” или “как взаимодействуют частицы?”, “как построить и усовершенствовать ядерный реактор?”, но и на вопросы типа “зачем?” и “для чего?”» - добавляет клирик столичного храма Сорока мучеников Севастийских протоиерей Максим Первозванский - выпускник МИФИ 1989 года и один из 16 выпускников МИФИ в священном сане. «Для содержательного диалога богословия и науки необходимо, чтобы не только богословы знали, что такое наука, но и ученые-естественники в какой-то мере знали христианскую традицию и понимали внутреннюю логику богословского мышления, - развивает тему проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий. - Поэтому задача кафедры состоит в том, чтобы прежде всего дать возможность студентам познакомиться с основами православной теологии в различных ее аспектах». Кафедру теологии в ведущем российском техническом вузе можно рассматривать и как площадку для диалога представителей различных взглядов, разных мировоззренческих концепций (хотя, наверное, это не основная ее задача). «Мировоззрения у нас равны, и ничто не должно препятствовать присутствию в системе образования как религиозного, так и агностического или атеистического мировоззрения, тем более что среди ученых-ядерщиков немало верующих людей», - утверждает глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Но академическими письмами протестная активность не исчерпалась. Уже летом этого года в Интернете, на сайте информационной системы общего пользования «Демократор.ru» появилось новое письмо, теперь уже адресованное министру образования и науки Дмитрию Ливанову. Его текст практически полностью повторял обращение несогласных «гуру науки» - лишь с одной существенной добавкой: последней фразой подписанты требовали «немедленно прекратить деятельность этой «кафедры» и финансирование религиозной деятельности из средств образовательных учреждений».

Государственным чиновникам и правительственным учреждениям на обращения граждан положено реагировать. Поступало ли официально такое письмо в министерство, подготовлен ли на него ответ? Какова вообще позиция профильного российского ведомства по этому вопросу? Пытаясь разобраться в этих нехитрых вопросах, я не предполагал, что соприкасаюсь с тайной поистине государственного масштаба. В ответ на редакционный запрос, направленный помощнице министра Ирине Ган, сотрудница пресс-службы Ксения Золотарева подтвердила: министерство действительно получило письмо от ООО «Демократор». Однако «в соответствии с Федеральным законом “О порядке рассмотрения граждан РФ” ответ на данное письмо может огласить только заявитель», добавила Ксения Георгиевна.

Увы, попытка связаться с самим «Демократором» успехом не увенчалась. Эта организация, на сайте которой приведены недействующие контактные телефоны, спряталась в общении с редакцией за псевдонимом Администратор и после длительной бесплодной электронной переписки посоветовала обратиться на интернет-форум к инициатору обращения - некоему физическому лицу Петру Николаевичу Чудову. В общем, демократия от «Демократора» получилась какая-то избранная, внутреннего розлива.

Только в физике соль...

Хорошо знающие МИФИ люди любят рассказывать, сколь сильны в этом вузе традиции. Но славны мифисты не только традициями, но еще и собственным, весьма характерным менталитетом. Лучше всего он постигается на могучем песенном фольклоре этого вуза. Так, гимн мифистов начинается с фразы «Вот ты проходишь, лысиной сверкая, хотя по паспорту тебе лишь двадцать пять». А после вынесенной в подзаголовок фразы из старинной МИФИческой «Дубинушки», слова которой положены на мотив широко известной одноименной русской народной песни, следует хлесткое «остальное всё - ноль», продолжаемое не вполне политкорректной констатацией «а философ и медик - дубина!» Если честно, никогда не понимал, чем не угодили два несчастных персонажа отчаянным авторам до сих пор популярного среди разных поколений мифистов песенного шедевра. Но традиционный дух МИФИ с его ревнивым отношением ко всем новшествам «из-за забора» эта фраза отражает достаточно честно.

И дело тут далеко не только в давнем легендарном споре физиков с лириками. Такая своеобразно понимаемая корпоративность - «родимое пятно» МИФИ. Рожденный постановлением Совнаркома в тяжелейшем 1942 году, когда впереди еще была Курская дуга, после Победы Московский механический институт боеприпасов был преобразован в Московский инженерно-физический институт - главную кузницу кадров для советского атомного проекта. Строжайшая пропускная система, собственный ядерный реактор, мощнейшие кафедральные научные школы, простая, понятная и устойчивая замкнутость на отраслевое ведомство - Министерство среднего машиностроения - всё это со временем сформировало у мифистов чувство жизни в пусть и не полностью замкнутом, но все-таки в изолированном мирке. Которое заставляло, вольно или невольно, постоянно действовать с оглядкой на успехи или неудачи гораздо более академичных, не столь сильно ориентированных на прикладные достижения и вообще «либеральных» (в советской системе координат) Физтеха и физфака МГУ.

В начале 1990-х годов этот мирок перестал быть уютным. Нет, мифистам не было труднее, чем остальным ученым. Но затянувшаяся реформа Минсредмаша заставила руководство заняться тяжелым поиском самостоятельности. Оба ректора, возглавлявшие институт в то непростое время - Александр Шальнов и Борис Оныкий, ни на секунду не сомневались, что ее удастся найти, но сил и времени эта работа отняла немало.

Когда же при преемнике Оныкого нынешнем ректоре МИФИ Михаиле Стриханове институт встал на ноги и первым в стране (наряду с Московским институтом стали и сплавов) получил статус национального исследовательского университета, многим представителям «старой гвардии» могло показаться, будто всё возвращается на круги своя. Достойная зарплата (тем более что оклады Стриханов действительно поднял), престиж среди абитуриентов, опора на оперившийся Росатом могли породить иллюзию возвращения спокойной стабильности. В которую ни поклонный крест, появившийся в 2010 году у проходной в память о жертвах военных конфликтов и пострадавших от ядерных взрывов и «мирного» атома мифистов, ни освященный Святейшим Патриархом Кириллом домовый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери поначалу не вписались.

«Жрецы недовольны...»

Показательно: сильнее всего недовольные возмущались поклонным крестом. Мол, ради его установки снесли «символ МИФИ» - так называемый памятник вечному студенту. Автор этих строк впервые переступил порог МИФИ без малого три десятка лет назад, придя на вступительный экзамен в 542-ю школу - единственное тогда в СССР дневное среднее учебное заведение, созданное и в экспериментальном порядке аккредитованное при вузе. С тех пор в альма-матер бываю как минимум еженедельно, но о «памятнике-символе» впервые услышал как раз в 2010 году, когда он уступил место поклонному кресту.

Впрочем, со временем эта сомнительных творческих достоинств скульптура из металлолома обрела свое место на территории, так что голоса в ее защиту поутихли. Кстати, довольно эмоционально академические требования «закрыть и запретить» прокомментировал главный редактор радио «Коммерсантъ FM» Константин Эггерт: «Все эти академики преклонных лет, члены КПСС, работавшие на ВПК СССР (а советская физика на 90% работала на войну) за очень большие деньги, дачи, пайки и т.д., всю жизнь ощущали себя еще и жрецами своего рода нового культа. Помните, что такое был “секретный физик” при совке? Завидный жених и вообще полубог. После краха совка в жизнь вернулась вера в Бога, подорвавшая жреческие позиции всех этих партийных академиков. У них больше нет монополии на мировоззрение, дачи ветшают, ВПК в их услугах нуждается всё меньше. А Церковь заметна и претендует на роль учителя. Жрецы недо­вольны».

Опять-таки полемично и, наверное, далеко не во всем справедливо. Но на уровне микрокосма, на уровне собственного мироощущения - очень правдоподобно.

Все мифисты - атеисты?

«Нельзя не учитывать и еще один важный фактор мифистского менталитета: здесь не принято выставлять свои личные переживания напоказ, - говорит выпускник МИФИ 2000 года кандидат физико-математических наук иеромонах Родион (Ларионов), преподающий сейчас в родном вузе на кафедре истории (отдав несколько лет точным наукам, отец Родион затем успешно окончил Московские духовные семинарию и академию и получил степень кандидата богословия по специальности “церковная история”). - Поэтому демонстрации в поддержку Смоленского домового храма среди регулярно в нем молящихся православных мифистов вы вряд ли увидите. Говорить же, что мифисты поголовно атеисты, - по меньшей грешить против истины. Еще в советское время в институте, как доподлинно известно, действовал неофициальный библейский кружок по изучению Священного Писания. А студенческие стройотряды МИФИ регулярно выезжали на реставрацию знаменитых памятников Русского Севера - Соловецкого, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова мона­стырей».

Как бы там ни было, домовый Смоленский храм в тех самых помещениях цокольного этажа главного корпуса МИФИ, где автор этих строк на занятиях военной кафедры когда-то штудировал общую тактику, больше не ощущается мифистами-старожилами как нечто инородное. Новые же поколения студентов и вовсе воспринимают его как данность.

Но одно дело - домовая церковь, где можно помолиться за успешную сдачу сессии, и другое - общеобразовательная кафедра теологии.

«Кафедра теологии - часть воспитательного процесса»

«Михаил Николаевич, мало вам было недовольных с поклонным крестом? У МИФИ что, нет других проблем, кроме как изучение теологии? Зачем вам эта кафедра?» - пытаюсь примерить на себя в разговоре с ректором Стрихановым логику оппонентов.

«Конечно, лично мне она не нужна, - отвечает собеседник. - Мне вполне достаточно столичного храма Воскресения словущего в Брюсовом переулке, прихожанином которого я являюсь. Но как ректор я достаточно прозрачно вижу ситуацию с нынешним поколением студентов и четко осознаю: молодежи нужны механизмы и программы нравственного воспитания, которые бы не просто присутствовали в университете факультативно, но были бы включены в сетку учебного расписания. Как человек верующий я понимаю: иного механизма, кроме донесения до студентов в рамках этих программ азов традиционных религий, нет. Конечно, в первую очередь на занятиях студентам будут преподаваться именно христианские взгляды на те или иные общегуманитарные аспекты. Но МИФИ - открытая структура: если в рамках какого-то из предложенных кафедрой теологии учебных курсов часть лекций прочитает, к примеру, раввин, это пойдет только на пользу. Что же касается истории с открытием храма... Никогда не говорил об этом публично, но вот факты. Освятили мы домовый храм. Я оказываюсь с паломничеством на Афоне. Посетив пять прибрежных монастырей, сажусь в автобус, и тут звонок из Союза ректоров: “Поздравляем, ваш университет вместе с МГУ вошел в рейтинг 250 вузов Times Higher Education”. Ни один российский университет прежде вообще ни разу не оказывался в этом списке, а тут сразу мы, да еще вместе с МГУ! Дальше - больше: проходит общероссийский конкурс по Программе конкурентоспособности за право участия в глобальных рейтингах. По всей Российской Федерации было решено назвать 15 победителей, и нам была оказана честь занять одну из четырех московских вакансий. Ну и не говоря уж о подготовленном Интерфаксом рейтинге российских вузов, в котором мы оказались третьими - сразу же после, замечу, двух бесспорных флагманов отечественного высшего образования: МГУ и СПбГУ. Наверное, было бы слишком дерзновенно считать, что после освящения Смоленского домового храма МИФИ находится под омофором Пречистой. Но, согласитесь, серия таких побед, которых прежде не наблюдалось, не тянет на простое совпадение!»

- Будут ли получать преподаватели кафедры теологии в МИФИ зарплату?

Конечно, как и все совместители, довольно маленькую. Непосредственно МИФИ ничего на это не тратит: образовательный процесс финансируется из федерального бюджета. Кстати, то, что решение подобных вопросов находится в компетенции вуза, признал и советник Президента РФ Андрей Фурсенко, поначалу настроенный против кафедры теологии.

«Мы в самом начале пути»

Пока молодой кафедрой теологии подготовлено три образовательных курса, занятия на которых только что начались. Второкурсники факультета управления и экономики высоких технологий будут изучать историю христианской мысли (этот спецкурс лично проведет заведующий кафедрой митрополит Волоколамский Иларион). На факультете экспериментальной и теоретической физики профессорами МГУ им. М.В. Ломоносова преподаются два курса: «Язык как феномен культуры» (его прочтет Александр Волков) и «История искусства» (его проведет профессиональный историк протоиерей Стефан Ванеян). Все их можно изучать в рамках гуманитарных курсов по выбору. То есть принуждать ходить именно на теологию студентов никто не будет, но выбравшим данную дисциплину придется сдать по ней зачеты, что и найдет отражение в дальнейшем во вкладышах к диплому (на экзаменационные сессии теология пока не выносится). В ближайшей перспективе - запуск еще одного курса под названием «Научная мысль в общекультурном контексте: формирование научных программ».

Ведущие курсы профессора не собираются ограничивать посещение своих занятий. Богословие - вещь в МИФИ новая, и наверняка эти лекции привлекут немало желающих как с других учебных потоков, так и вообще из разных научно-исследовательских подразделений. На первой лекции Высокопреосвященнейшего Илариона на тему «Христос и Его Церковь» битком забит оказался 450-местный актовый зал. Не все, конечно, слушали архиерея с одинаковым вниманием, но шумно в зале не было, а под конец даже нашлись желающие задать митрополиту вопросы. Спрашивали о разном - от Евангелия от Иуды до того, как найти заведующего новой кафедрой. Найти, кстати, достаточно просто: кафедральное помещение расположено в центре главного университетского корпуса.

После лекции на выходе из зала сталкиваюсь с молоденькими студентками. По их слегка отрешенным глазам видно: объем информации зашкаливает. Интересуюсь, не разочаровал ли их митрополит Иларион.

«Нет, что вы, - немного смущается студентка группы У3-711Б Татьяна Семикова. - Несколько непривычно, но узнали много нового». «А ходить на лекции и семинары собираетесь?» «Наверное, да: этот курс у нас в учебном плане».

«На самом деле это только начало работы, - мечтает Стриханов. - Мы задумали “провязать” курсы всех наших гуманитарных кафедр (их у нас сейчас четыре - истории, философии, социологии и теологии) единым подходом к изучению. Ведь можно, например, Отечественную войну 1812 года подавать как нашествие врага. Можно - как исторически обусловленное столкновение крупнейших мировых держав. Можно - как справедливую защиту Россией своей территории. А можно и как Божие вразумление, постигшее нас после отпадения части российского общества в XVIII веке от Христовой веры. Так что мы только в самом начале пути...»

СПРАВКА: История МИФИ началась 71 год назад, когда 23‑го ноября 1942 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление об организации Московского механического института боеприпасов. В то время в институте было всего три факультета: трубок и взрывателей; снарядов, мин, авиабомб; патронов и гильз. В январе 1945 г. в институте прошла первая реорганизация, институт стал называться Московским механическим институтом (ММИ) с организацией факультетов механико-технологического, конструкторского и точной механики.

В сентябре 1945 г. вышло Постановление СНК СССР № 2386627сс «Об организации инженерно-физического факультета при Московском механическом институте». Со временем начался процесс постепенного перевода механических специальностей в другие институты и расширения инженерно-физических специальностей. В 1953 году институт приобрел нынешнее название МИФИ, все факультеты которого стали в большой степени ориентированы на подготовку специалистов атомной энергетики и оборонной промышленности.

На Западе МИФИ тогда кратко именовали «советским ядерным колледжем». По иронии судьбы, этот термин оказался едва ли не пророческим: в 2008 году МИФИ стал одним из двух первых национальных исследовательских университетов в России и был переименован в Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Дмитрий Анохин

В сентябре в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ полноценно заработала кафедра теологии: заведующий кафедрой митрополит Волоколамский Иларион (по совместительству занимающий еще немало других постов) прочитал первую лекцию курса «История христианской мысли», рассказывающую о смысле православия и о жизни Христа. На первую лекцию пришли «несколько сот студентов» - правда, большинство из них послушать митрополита вынудила администрация вуза. Но на кафедре теологии лекции читает не только митрополит; есть там и два общегуманитарных курса - «История искусства» и «Язык как феномен культуры». «Лента.ру» попыталась разобраться, чем занимается вызвавшая столько споров кафедра МИФИ.

Об открытии кафедры теологии стало известно в октябре 2012 года, и тогда же «Лента.ру» о том, что привело МИФИ к такому шагу. Вплоть до начала нового учебного года о кафедре было известно немногое, а именно что ее возглавит митрополит Иларион и что занятия будут необязательными для студентов. В конце августа независимый сайт «Мифист» опубликовал предварительное расписание кафедры теологии: в нем было три курса, и действительно, все они - по крайней мере, формально - являлись курсами по выбору.

Христианская мысль

Курс лекций «История христианской мысли» читает, согласно расписанию, Григорий Алфеев, - это и есть митрополит Иларион, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Кирилла и Мефодия, настоятель храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке и, по совместительству, заведующий кафедрой теологии. Лекции митрополита значатся как курс по выбору у нескольких групп второго курса факультета управления и экономики высоких технологий (бывший гуманитарный факультет; ныне обозначается как факультет «У»). При этом, судя по расписанию, выбирать студентам особенно не из чего; впрочем, по словам учащихся в МИФИ, «История христианской мысли» обязательным курсом не является и те, у кого он стоит в расписании, на него могут не ходить. Будет ли пропуск лекций чем-то чреват во время сессии, пока что неизвестно: переклички на занятиях не устраивают. В конце курса студентов ожидает зачет (о чем они узнали на третьей лекции), но в какой форме он пройдет, неясно.

Первая лекция в рамках курса состоялась 3 сентября. Началась она с общего введения, за которым последовал показ фильма о личности Христа - первого из цикла «Церковь в истории » авторства самого Илариона, созданный при финансовой поддержке Роспечати. За фильмом последовали аплодисменты - и основная часть лекции. Митрополит Иларион рассказывал о возникновении христианства, о личности Христа и ее значении, об основных догматах и о смысле христианского учения, о Льве Толстом и о Библии. С полным текстом можно ознакомиться на сайте ОВЦС Московского патриархата, а видеозапись лекции выложена на YouTube.

На первой лекции, как отчитался ОВЦС, было «несколько сот человек»: студенты, у которых курс стоит в расписании, ректор, преподаватели и учащиеся самых разных факультетов, захотевшие послушать митрополита. На видео видно, что актовый зал, в котором проходило занятие, полностью заполнен. Однако вскоре выяснилось, что большинство присутствующих были на лекции вовсе не по своей воле.

Например, значительное число студентов на лекции составили учащиеся военной кафедры. Как пишет «Мифист», в 15:45 (лекция митрополита Илариона начиналась в 16:15) весь личный состав кафедры должен был появиться на плацу в гражданском. Оттуда студентов - вне зависимости от того, стоят у них какие-то пары в расписании или нет, - провели в актовый зал, у входа в который уже находилось какое-то количество первокурсников с преподавателями (лекции по истории христианской мысли, напомним, есть в расписании только у второго курса). Накануне во «ВКонтакте» появилось сообщение о том, что 3 сентября в 16:15 ряд групп первого курса физико-технического факультета (факультет «Ф») должны прийти в актовый зал, чтобы послушать «интересную и к сожалению (или к счастью) обязательную» лекцию, которую студентам зачтут как факультатив. Призывали прийти и несколько групп первого курса факультета автоматики и электроники (факультет «А»), при этом призыв исходил от заместителя декана факультета Владимира Шуренкова. Какие санкции могут применить к тем, кто не придет (будь они с военной кафедры, с факультета «А» или с факультета «Ф»), не сообщалось.

Как рассказал «Ленте.ру» студент, пожелавший остаться неизвестным, 3 сентября учащимся на военной кафедре пообещали, что больше принудительного «загона» на лекции митрополита Илариона не будет. Однако через неделю, 10 сентября, ситуация повторилась: в 15:45 вновь всех собрали на плацу, не уточняя цели собрания, и повели в актовый зал. Когда студенты вошли в аудиторию, там не было почти никого. Спустя некоторое время на лекцию стали приходить студенты: среди них были первокурсники, которых сняли с поточной лекции по экономике. У входа в аудиторию тем временем лежало около 200 религиозных книг, в том числе Евангелие, с табличкой «подарок от митрополита». В конце лекции преподаватель задал прочитать что-то (что именно, собеседники «Ленты.ру» сказать затруднились) по этим книгам к следующему разу.

Третья лекция прошла совсем иначе, нежели первые две. Во-первых, она состоялась в той аудитории, которая и указана в расписании, а не в актовом зале. Во-вторых, ни слушателей военной кафедры, ни первокурсников приходить туда уже не заставляли. В-третьих, читал лекцию не митрополит, а один из его помощников.

Еще в самом начале семестра на собрании старост было объявлено, что с каждого курса нужно собрать по 20 человек, которые захотят добровольно посещать «Историю христианской мысли». Эти студенты по окончании курса смогут занести его в свой личный кабинет в качестве достижения, но на что это будет в итоге влиять, неясно. Вместе с тем, студент второго курса факультета экспериментальной и теоретической физики (факультет «Т»), пожелавший остаться неизвестным, рассказал «Ленте.ру», что учащимся предложили посетить необязательную лекцию по теологии во вторник, 1 октября, в актовом зале в 16:15 и потом представить о ней доклад, за который автору дадут 15 баллов по философии (для получения зачета «автоматом» необходимо набрать 50 баллов). Студент подчеркнул, что это - сугубо добровольное дело. По его словам, лекция 1 октября стала второй в числе добровольных лекций по теологии, однако о первой ему и его одногруппникам вовремя не рассказали (если считать с начала семестра, то эта лекция была уже пятой в рамках «Истории христианской мысли» с начала курса).

На лекции 1 октября актовый зал вновь был забит под завязку, и речь на ней шла о причинах раскола христианской церкви и о различии между разными ветвями христианства. Читал ее, по словам студента, какой-то священник (лектор не представился), но не митрополит.

Без сомнения, образованному человеку (будь то технарь или гуманитарий) полезно знать историю христианства, уметь разбираться в особенностях религиозного мировоззрения и владеть представлением о церковной жизни. И МИФИ предоставил людям с богословским образованием площадку, чтобы они поделились со студентами своими знаниями. Однако - судя по той же первой лекции митрополита Илариона - с университетской кафедры к студентам-второкурсникам обращаются как к слушателям воскресной школы, не с информацией, основанной на фактах и источниках, а с отеческим увещеванием о важности личной встречи с Христом. Происходящее, собственно, и теологией-то не назовешь - в силу элементарной неготовности аудитории к постановке сколько-нибудь сложных богословских проблем. Если критики самой идеи открытия кафедры теологии в МИФИ опасались, что священники начнут вести карикатурную религиозную пропаганду и выступать с антинаучными заявлениями, то этого, конечно, не происходит; и все же митрополит Иларион и его помощники читают не университетские лекции, а проповеди, пусть и с учетом того, что их слушатели - не прихожане храма. Но проповеди не место в светском учебном заведении.

Искусство

Впрочем, на кафедре теологии читается не только курс «История христианской мысли», вызвавший неоднозначную реакцию из-за попыток руководства МИФИ заполнить ради митрополита актовый зал. В расписании значатся еще два курса. Первый из них, «История искусства», проходит по пятницам в 12:45. Он - вместе с «Культурологией» - является курсом по выбору для пяти групп второго курса факультета теоретической и экспериментальной физики (факультет «Т»). Об искусстве студентам МИФИ рассказывает профессор Степан Ванеян, или, иначе, - отец Стефан . Ванеян в 1989 году закончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, а спустя десять лет - аспирантуру этого же факультета. В 1999 году он был рукоположен в иереи и начал служить в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне, где несет послушание до сих пор. В 2007 году Ванеян защитил докторскую диссертацию по искусствоведению. Помимо МГУ, профессор читает курсы в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете , заведует в ПСТГУ кафедрой истории и теории христианского искусства и кафедрой церковных искусств и археологии в Общецерковной аспирантуре и докторантуре (той самой, которой руководит митрополит Иларион).

Для чтения курса об искусстве в МИФИ кандидатуру Ванеяна, как рассказал сам он «Ленте.ру», предложила Ирина Новохатько . Сама Новохатько работает на кафедре социологии и гуманитарной культуры МИФИ с 1979 года, читает студентам курсы политологии и социологии. «Это прозвучало и затихло, а нынешней весной мне уже поступило предложение от имени ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры [митрополита Илариона] - „а не хотите ли вы?“. Это прозвучало как „хочу, могу и не хотеть“. Но это то предложение, от которого невозможно отказаться, тем более что мне самому показалось это интересным, потому что это могло выглядеть не как богословие, где я не вправе претендовать на полную и законную компетентность, а именно как умозрительное искусствознание, к которому я весьма склонен», - рассказывает Ванеян. Он позиционирует себя при этом не столько представителем Общецерковной аспирантуры или кафедры теологии МИФИ, сколько профессором отделения теории и истории искусства истфака МГУ, представителем университетской науки и соответствующих традиций.

Ванеян согласился прочитать курс искусствоведения в МИФИ, рассчитывая «особенно не напрягаться», поскольку теорию искусства и методологию искусствознания в МГУ он преподает уже почти 15 лет. «На истфаке МГУ со всеми традициями историзма, возможно, имеются проблемы со всеобщим искусствознанием. Мне показалось, что здесь у меня чуть более развязаны руки как раз перед физиками, которых мне представили как по большей части совсем непорочных позитивистов (но это, на самом деле, конечно, миф)», - говорит он. В итоге искусствовед стал преподавателем МИФИ.

В рамках своего курса Ванеян рассказывает о теории искусства с присовокуплением «необходимых и неизбежных общих разговоров» о психологии, социологии, культурологии. «Теология у меня по курсу только в конце запланирована в качестве некоторого итога», - говорит он. В частности, профессор рассказывает не только о характере активно-конструирующего зрительного восприятия, но и знакомит студентов с именами Карла Поппера , Пола Фейерабенда , Томаса Куна и Имре Лакатоса . «Я всего лишь надеюсь расширить их эпистемологический горизонт», - подытоживает Ванеян.

По итогам лекций, на которые ходит около 50 человек, будет зачет. «Там есть группа тех, кто считает, что нужно ходить, чтобы сдать зачет; есть группа тех, кому забавно; и есть группа тех, кому интересно», - говорит Ванеян о студентах.

Мнения студентов, посещающих «Историю искусства», разнятся. Так, студент по имени Леонид говорит, что Ванеян рассказывает интересные вещи не только про искусство, но и про мировоззрение вообще. «Читает он, на мой взгляд, не столько об истории искусства, [сколько] о жизневосприятии всего вокруг, будь то искусство или повседневность. После первой лекции я начал как-то иначе понимать некоторые вещи», - рассказывает он. Леонид добавляет, что Ванеян умеет заинтересовать публику и что лекции у него увлекательнее, чем у других преподавателей с кафедры теологии.

Однако есть и противоположные мнения. «Читаются они [лекции] ужасно, очень много воды, смысла мало, почти все студенты засыпают во время лекции, многие не ходят на нее», - рассказал «Ленте.ру» второкурсник факультета «Т», пожелавший остаться неизвестным. Сам он со второй лекции начал ходить на курс культурологии, где «преподаватель молодой, адекватный, говорит интересные вещи, о которых просто так (с уроков в школе или ненаучной литературы) не узнаешь» - например, факты из древней и современной истории и социологические феномены (преподает «Культурологию» аспирант-социолог по фамилии Царьков).

Каждый раз, говорит второкурсник, на культурологию приходят еще по 3-4 студента, до этого посещавших историю искусства. Леонид уточняет, что на первой лекции Ванеяна, действительно, было больше всего слушателей; а со второй и далее на курс ходит постоянный состав - не больше 40 человек, при этом многие из них - вовсе не те, у кого «История искусства» стоит в расписании: слушают Ванеяна и старшекурсники, и студенты иных факультетов, кроме «Т».

«Профессор Новохатько была на второй лекции, она была удовлетворена и даже весьма довольна, - рассказывает Ванеян о реакции коллеги на свой курс. - Я только боюсь, что это может быть слишком умозрительно, мне нужно больше думать об иллюстративных вещах», - замечает он, уточняя, что по ходу курса он планирует привлекать и наглядный материал, а главное - водить студентов в музеи - «к живым произведениям».

И по отзывам студентов, и по словам самого Ванеяна, никакой особой религиозности в его курсе нет, «хотя без веры - хотя бы в собственную возможность познания и в собственную аксиоматику - не может быть никакой науки, хотя не всякая наука готова говорить о том, кто - источник всякой веры», добавляет он. Ванеян, в конце концов, пытается просто увлечь студентов иной областью научных знаний и иным способом их приобретения. «Я не посягаю на их убеждения, они вполне могут оставаться ортодоксальными естественниками», - добавляет он.

Язык

Еще один курс кафедры теологии называется «Язык как феномен культуры». Он, как и «История искусства», стоит в расписании у второкурсников факультета «Т» - у тех, кому не предложили слушать курс Ванеяна. Эти студенты могут выбирать между «Языком» и «Русским языком и культурой речи» (последний читает старший преподаватель Ольга Арбатская). «Язык как феномен культуры» читает доктор филологических наук Александр Волков, специалист по риторике, заведующий на филологическом факультете МГУ имени Ломоносова кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания и читающий всем первокурсникам филфака лекции по курсу «Введение в языкознание». Говорить с «Лентой.ру» о своей работе в МИФИ он отказался, сославшись на занятость.

Помимо МГУ, Волков - как и Ванеян, и митрополит Иларион - преподает в духовном заведении. Правда, не в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, а в Московской духовной академии, где он читает курсы риторики и введения в языкознание. Кроме того, Волков является редактором раздела «Филология» на православном образовательном портале «Слово». Сын Волкова, также Александр, служит дьяконом в домовом храме МГУ - храме святой мученицы Татианы - и руководит пресс-службой патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Студенты филфака МГУ знают о религиозности Волкова-старшего (на факультете даже ходят слухи, что сдать зачет Волкову проще, если он утром был на службе), однако это знание из разряда факультетских легенд, которые передаются из уст в уста - лекции Волкова совершенно не выходят за рамки языкознания и не уклоняются в теологию.

В МИФИ, как рассказал «Ленте.ру» второкурсник факультета «Т», посещающий курс «Язык как феномен культуры», Волков «довольно интересно» рассказывает о происхождении слов, о звуках в словах и о том, как по ним можно догадаться, где живет носитель языка. «Нам ничего не навязывают на лекциях, просто сидишь и слушаешь», - говорит студент. По его словам, о том, как будет проходить аттестация по итогам курса, пока что ничего неизвестно; не исключено, что слушателям просто проставят зачет по посещаемости. Всего на лекции ходят около 30 человек, но некоторые из них не слушают лектора, а занимаются математикой.

***

Введение в общее языкознание и введение в искусствознание, которые по сути читают Волков и Ванеян, - это вполне логичное расширение гуманитарного блока МИФИ, где уже есть и философия, и культурология, и культура речи, и социология. Однако к теологии эти предметы не имеют никакого отношения, за вычетом разве что воцерковленности самих лекторов (что, в общем, их личное дело и не должно влиять на качество читаемых ими курсов). После года тревожного ожидания выяснилось, что гора родила мышь: новое административное подразделение в рамках МИФИ, броско названное кафедрой теологии, на деле предложило студентам либо вполне традиционные гуманитарные предметы, либо пастырское наставление (с опорой на мягкие принудительные меры со стороны администрации), для которого современные московские студенты-физики наверняка найдут адекватное место в списке своих интересов. Невольно напрашивается вопрос: неужели весь этот шум надо было поднимать исключительно ради того, чтобы знаменитый ядерный университет получил одобрение в глазах патриархов Русской православной церкви? Но науке об этом пока ничего неизвестно.

sparky 17 октября 2012 | 18:24

1. Энерго-информационный обмен бессмертных душ в конечной временной и энергетической концепции Вселенной.
2. Расчёт необходимой энергии вакуума на ближайшую перспективу для информационного обмена бессмертных душ, принимая их количество за 10Е10 и временной континуум за 10Е11 лет.

Вот не надо юродствовать. 1 год курса истории КПСС акцептировали, Политэкономию акцептировали и ещё кучу всякой хрени на ФизТехе охотно акцептировали. Особенно трепетно было на Ленинском Зачёте - и это охотно делали. и месяц морковку охотно, чисто за еду тоже принимали и первый отдел и второй отдел и много ещё чего и целый день военной кафедры и даже подписку о невыезде из страны охотно давали! А тут блин - конец. В религии соль не "религиозное описание" природы, а моральная основа бытия. После отмены кодекса строителя коммунизма, пустоту в душе нужно наполнить моралью. - вот цель. Да и в сущности, давайте предельно прямо скажем - современная физика существует всего в рамках 80-ти лет. причём, мы всегда описывали и описываем физику и механику "твёрдого тела" - тела без души. Физика живого попросту и не пытается быть понятой, точнее, на ИРЭ там чего-то меряли-меряли, но так и не поняли - спросите сами чего - ваша база. Если современные догматики полностью отрицают так называемые "паранормальные явления", то могу сказать я - сам ходячий паранормал. Не могу понять природу этого, но вынужден акцептировать. Потом, все религии имеют гораздо большую историю, даже чем современный курс матана. зачем отмахиваться от этого? мнишь себя исследователем - постарайся понять. марксизм оказался более идеалистичным на практике, чем чем его противоположность - избегайте догматизма. радуйтесь - Бог Вас любит:)))

sparky 17 октября 2012 | 19:23

xtris55
В религии соль не "религиозное описание" природы, а моральная основа бытия.
=======================================================================

Историю КПСС помню, политэкономию социализма помню, научный коммунизм как вспомню, так вздрогну. Ленинских зачетов не было, чего не было, того не было, врать не буду. Может поскольку в провинциальном университете учился. Зато военка была 4 года по дню в неделю, а там - партполитработа. Сколько вся эта гадость времени отняла от изучения математики и физики, вспомнить больно.
Теперь значит моральные основы бытия взрослым людям предлагаете читать.
Папа с мамой не успели внушить, пущай священник поучит. Замечательное предложение:-). Самому не смешно?

sparky 17 октября 2012 | 19:51

Моральные основы бытия можно внушить ребенку до 5 - 7 лет. С тинейджерами уже практически невозможно. Поговорите с профессиональными педагогами и психологами, или почитайте про это.
Родители воспитывают не столько речами, хотя и ими тоже, но более собственным поведением.

sparky 17 октября 2012 | 20:28

Я лет десять был тренером-волонтеров у детей с 7 до 14. Чтобы получить диплом трнера получил дополнительное образование по психологии и педагогике. Преподавал по совместительству в университете суммарно лет 20. Выпустил порядка 30 дипломников руководителем их работ. И свои дети выросли.
Так что написал не из умозрительных выводов.
А что у Вас?

блин, что за традиция писками мерятся... я - физик-препод, с немецким докторским дипломом, автор около 20 публикаций в иностранных журналах, разведён, отец сына-аутиста, 46 лет, характер нордический, холерический, супертяжёлый вес, паранормал. в измене Родине не замечен, вредных привычек и связей порочащих не имею за исключением блоггерства на эхе. достаточно, или ещё больше оголиться?

прочитав ещё раз написанное Вами, я как физик делаю логическое заключение - "детей воспитывают с 5 до 7 лет" + "дальше бесполезно" +"был тренером у детей 7-14 лет" + "выпустил 30 дипломников"+"учил и психологию и педагогику" =>>> "учёба Вам в про не пошла, так как Вы расписались в собственном бессилии воспитать детей, старше 7 лет". Отлично! +100500!

Бог никого не любит.Вас он любит не больше, чем минерала кремния или воды. Минералы или вода обладают разумом и душой? Думаю что ДА. Они может и стоят по развитию выше нас, потому-что не создают себе богов и религий

Флаг Вам в руки - напишите свою библию. даже в религии необходимо сравнение своих представлений с реальностью. Возможно, когда Вы пишите Думаю, что да, девушка имеет противоположное мнение, - однозначно - нет. доверяй, но проверяй.

Стыдно за страну!

При коммунистах было стыдно перед цивилизованным миром за издевательства над узниками совести (например, Зоя Крахмальникова, Глеб Якунин, Александр Мень), а при управлении страной передовым отрядом коммунистов - чекистами (так они сами себя называли) стало снова стыдно за принудительный клерикализм.

Чем объяснить такое различие между комми и их передовым отрядом? Пусть подумают историки и философы.

Преподаватели старших возрастных групп в обязательном порядке сдавали "Научный атеизм", входивший в обязательный курс марксизма-ленинизма. Не сдав этот предмет, нельзя было получить диплом, а следовательно, и степень, кафедру, должность.

Что будут делать теперь с такими преподавателями? Отстранять, заставлять отрекаться, лишать должности или подвергать публичному остракизму, как во времена "Культурной революции" в маоистком Китае? Трагикомично, что и наши властители сдавали Атеизм, а некоторые депутаты ГД (фракция КПРФ) даже преследовали верующих.

да.. в какую позу камасутры не становись, а всё равно неловко... иногда надо выключить мозги и просто следовать традиции предков. понимание и ответ на все вопросы получите в момент смерти.

Собрат ученый Галилея
Был Галилея не глупее:
Он знал, что крутится земля,
Но у него была семья.

Директор МИФИ и Илларион не хуже вас знают, что кафедра эта никому не нужна. И уж точно - не на кафедре теологии узнают, что мусульмане молятся в мечети. Но попасть в струю (альфа-бобровую?), пропиариться, госпопкопеечку получить, это и есть политика мудрости. А стыд глаза не ест, деньги не пахнут, ну ии т.д.

Вот удивительно, чем занята голова у власти. Не какими-то неотложными важнейшими вопросами, а внедрением религии в высшую школу. Не успели мы насладиться счастьем от отмены преподавания истории КПСС и научного коммунизма, как ведущим вузам впаривают изучение православия.. У нас загибается производство и наука. Не могут довести до ума ракету Булава.У нас проблема мигрантов,которых сюда завозят вопреки протестам населения. У нас загибается деревня, которую истощили две мировые войны, революция, гражданская война, коллективизация и красный террор.Россия перед своими крестьянами в неоплатном долгу. Но долги никто возвращать не собирается. Никита Хрущев после кровопролитнейшей войны отнял у деревни последнее, на чем она еще выживала-общественные выпасы. Теперь скотину пасти негде, а покупать готовые корма слишком дорого. Думаете кто-то эту глупость пытался исправить? Конечно нет! Зато кому- то в голову пришла другая глупость заменить вымирающее деревенское население мигрантами. Если бы от изучения религии можно было бы поумнеть, я бы обеими руками голосовал бы за. Но в первую очередь для наших правителей.

вот в третъем лице не надо. учил физику и теормех? и стонешь по поводу нелетающих ракет? иди - сделай лучше. мне все ваши стоны про то, что правительство не издало какой-то указ народу, чего делать то надо, уже в печёнках сидят. сам то пробовал без ссылки на правительство чото изменить?

А может вся физика сфальсифицирована? Судя по последним " ИСТЕЧЕНИЯМ" продвинутых умов вселенная всего лишь опто-волновая голограмма воспроизведённая нами-же. Материя возникла из эфира-пустоты, при воздействии на неё первичной идеи-сверхсознания? Может это и так, но оно не создавало религий и ему безразлично веришь ты или нет. Любви у Него к тебе не больше, чем к минералу. Не ты о нем думаешь, а ОН тобой думает. Все эти вопли от недоразвитости.

в современной науке уже можно выделить новое направление - математическая фантастика - сам придумал и сам же поверил. дело не в математике - бумага стерпит всё. единственный критерий проверки - сравнение с реальностью. в россии возникло новое движение - "квазимедицина" - покупают баночку витаминов, к примеру, за 50 рублей, и пишут краткий текст медицинской фантастики - витаминки лечат абсолютно всё - от геморроя и ревматизма до рака. и начинают каждый день этот текст по радио в течение часа долдонить. и цена чудесных витаминок вырастает до 4000 р. у вас нет таких денег - мы понимаем вас и хотим вам сильно помочь - продадим за полцены - 2000 р. и про бога и про минералы с душой всё туда в одну кучу. очень успешный бизнес однако. но далёкий от науки. есть эффект плацебо и необходимо не свою выдумку проверить на практике.

Да, конечно. Есть вещи. которые не возможно проверить материальным опытом, они на грани "фула ", уходят в область "промысла божего" Это касается и НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ в квантовой механике и" первичный хаос" и феномен сознания. Несостоятельность физики опытным путём проверить это подразумевает наличие БОГА. Наверное по-этому из института делают молельный дом А ТЫ ДЕНЬГИ,ДЕНЬГИ.....

так для студентов - в 1930 году люди имели лишь зачаточные знания о современной математике. не смог точно решить проблему - родил "принцип неопределённости", наблюдение за траекторией электрона влияет на саму траекторию - ой, родил волну вероятностей. если квантовую механику, как математическую теорию рассматривать -
математическая задача дифракции электронов через дырочку в экране - допускает абсолютно точные решения. то есть по координатам электронов на детекторе и их числу в каждой точке волновая функция электронов непосредственно после экрана восстанавливается однозначно. то есть гейзенберг со своим принципом сел в лужу. теперь, про саму волновую функцию - чего там в электроне собственно расплывается? вот и оказывается - всё это из области математической фантастики. я не говорю, что фантастика неинтересна - и она делает иногда правильные предсказания... потом. изложение физики твёрдого тела также математические и чисто логические ошибки имеет. я потому и говорю - отличная учёба в МФТИ, Кембридже, Оксфорде и тд на выбор - делает из человеков догматиков, которым мозги уже не нужны. это гораздо хуже догм теологии.

Так где же истина? Математические выкладки это одна из правд, а они меняются со временем.Вчера была одна правда и она вписывалась в мировоззрение современных представлений, сегодня она другая, но то-же вписывается в сегодняшний день, а завтра будет совсем иная. Математика кое-что объясняет, но отчасти...Я скажу больше, что большинство математических обоснований подгонялось искусственно под " общепринятые" и "узаконенные " догмы. которые нужны были для стройной теории. Не говоря уже о том, что её двигал какой-нибудь титулованный учёный муж...Видно сейчас наука подошла к такому пределу, что" высратые" догмы уже не действуют, а нужно иное понимание структуры материи.. 17 октября 2012 | 21:18

"6. Курс теоретической физики Ландау и Лифшица как источник ереси." - издёвка, а случайно почти верно. Лифшиц 8 том курса очень безобразно написал. Ландау в этом безобразии вроде не участвовал...

N. Потусторонний мир как подход к описанию темной материи.
N+1.Преимущества системы единиц СГС перед католической системой СИ.
N+2.Занятие газом всего предоставленного объема и вездесущесть всего сущего.
N+3.Двулучепреломление в кристаллах под напряжением и другие источники предрассудков.
N+4.Кот Шредингера как символ слепой веры.
N+5.Конфликт теории вероятностей и Абсолютной истины.
N+6.Использование проводимости освященной воды для создания жидкого транзистора
N+7.Диссипативные силы как проявление Зла.
N+8.Выход электрона из потенциальной ямы - проявление "свободы воли" или пример Божественного вмешательства?
N+9.Так откуда же берется первый нейтрон при ядерной цепной реакции?
N+10.Вычисление сепарабельности пси-функции двухмодового сжатого вакуума как проявление бесноватости
N+11.Ускорение свободного грехопадения.
N+12.Оценка глобальных энергоресурсов, запасенной в пяти хлебах и двух рыбках по формуле E=mc^2
N+13.На что нужно домножать hv, или пересчет постоянных Больцамана и Планка с учетом бесконечности мироздания

В своё время в лучшем израильском техническом вузе «Технион» решили попробовать открыть факультет теологии. Руководство вуза пошло навстречу и предложило программу обучения на двух кафедрах: «Прикладная теология» и «Экспериментальная теология». Больше попыток ввести теологический факультет в Технионе не было.

Сопромат, друзья мои! Только Божественный Сопромат поможет достичь воцерковлённому студиозусу сумасше... вершин знаний!
Астрономию отменить как лженауку, сразу же и кое-какие средства освободятся, на них мы обновим парк иномарок для патриархии, сии освящённые механические колесницы будут зело полезней стране, чем какие-то телескопы с непонятными учебниками.
Что там ещё? Математику урезать. Хватит и простейших дробей - церковную десятину посчитать дабы. Вместо глупой математики пост и молитва - пара симбиотических действ, проверенных временем.
Русский язык, который и так в стране младыми отроками слабо изучаем, заменим на древне-церковно-славянский суржик, ведь не секрет, что многие почитаемые паствой святые отцы заменяют правильное произнесение молитв просто междометиями в особо трудных местах, а то и вовсе икотой - и ничего, благости это ничуть не убавляет.
Что там ещё отменить требуется?