Ярополк святославич итоги правления. Князь ярополк святославич. Внешнеполитическая деятельность Ярополка

Ярополк святославич итоги правления. Князь ярополк святославич. Внешнеполитическая деятельность Ярополка

Ярополк Святославич (ум. 11 июня 978) - великий князь киевский (972-978 гг), старший сын князя и Предславы. Пал жертвой междоусобицы.
После смерти киевского князя Святослава остались три сына: старший Ярополк, средний Олег, и младший Владимир. Первые двое были знатного происхождения. Владимир же был сыном Святополка от рабыни Ольги – Малуши. Еще при жизни Святополка дети его были наделены властью. Великий князь разделил свои земли между сыновьями и те правили страной, пока Святослав находился в походах. Ярополк управлял Киевом. Олег – территорией древлян. Младший же сын, Владимир, управлял Новгородом. Новгородцы сами избрали себе в князья Владимира.

Из “Повести Временных Лет”

В год 6481 (973) . Начал княжить Ярополк.
В год 6483 (975) . Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: «Кто это?». И ответили ему: «Свенельдич». И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же, И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: «Пойди на своего брата и захвати волость его».
В год 6485 (977) . Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: «Видел я, как вчера спихнули его с моста». И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: «Смотри, этого ты и хотел!». И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча и до сего времени. И наследовал власть его Ярополк. У Ярополка же была жена гречанка, а перед тем была она монахиней, в свое время привел ее отец его Святослав и выдал ее за Ярополка, красоты ради лица ее. Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею.
В год 6488 (980) . Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться”». И сел в Новгороде.
И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды – дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов – варягов, словен, чуди и кривичей – и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены. И пошел на Ярополка.
И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и с Блудом, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче – между Дорогожичем и Капичем, и существует ров тот и поныне. Владимир же послал к Блуду – воеводе Ярополка, – с хитростью говоря: «Будь мне другом! Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него». И сказал Блуд послам Владимировым: «Буду с тобой в любви и дружбе»….
Затворился Блуд (в городе) вместе с Ярополком, а сам, обманывая его, часто посылал к Владимиру с призывами идти приступом на город, замышляя в это время убить Ярополка, но из-за горожан нельзя было убить его. Не смог Блуд никак погубить его и придумал хитрость, подговаривая Ярополка не выходить из города на битву. Сказал Блуд Ярополку: «Киевляне посылают к Владимиру, говоря ему: «Приступай к городу, предадим-де тебе Ярополка». Беги же из города». И послушался его Ярополк, выбежал из Киева и затворился в городе Родне в устье реки Роси, а Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне, И был там жестокий голод, так что осталась поговорка и до наших дней: «Беда как в Родне». И сказал Блуд Ярополку: «Видишь, сколько воинов у брата твоего? Нам их не победить. Заключай мир с братом своим», – так говорил он, обманывая его. И сказал Ярополк: «Пусть так!», И послал Блуд к Владимиру со словами: «Сбылась-де мысль твоя, и, как приведу к тебе Ярополка, будь готов убить его». Владимир же, услышав это, вошел в отчий двор теремной, о котором мы уже упоминали, и сел там с воинами и с дружиною своею. И сказал Блуд Ярополку: «Пойди к брату своему и скажи ему: «Что ты мне ни дашь, то я и приму”». Ярополк пошел, а Варяжко сказал ему: «Не ходи, князь, убьют тебя; беги к печенегам и приведешь воинов», и не послушал его Ярополк. И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк. Варяжко же, увидев, что Ярополк убит, бежал со двора того теремного к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира, с трудом привлек его Владимир на свою сторону, дав ему клятвенное обещание, Владимир же стал жить с женою своего брата – гречанкой, и была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей. Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира.

Related Posts:

  • Путин, Макрон, Цишань и Абэ на пленарном заседании…
  • Путин В. В. принимает участие в пленарном заседании…

Междоусобица и гибель

(ум. 11 июня 978) - великий князь киевский (972-978), старший сын князя Святослава Игоревича.
Этимология имени характерна для словообразования славянских княжеских имён: состоит из 2-х частей, Яро- (ярый в смысле "яркий, сверкающий") и -полк (полк на старослав. "народ, толпа"), то есть имя означает примерно «сияющий в народе».

Киевский князь

Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем. Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, удельно правили остальными частями Киевской Руси.

Правление Ярополка - время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий швабский герцог Конрад) выдал замуж свою дочь Кунигунду за «короля ругиев». По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку Кунигунды с Ярополком.

С правлением Ярополка также связана чеканка первых собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы - т. н. "псевдодирхемы Ярополка" (известно чуть более 10 экземпляров).

По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись:

Междоусобица и гибель

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись представляет Ярополка сокрушающимся о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родня на реке Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

«Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова) приводит точную дату вокняжения - 11 июня 978. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

Ярополк оставил вдову, бывшую греческую монахиню, похищенную для него отцом во время одного из походов. Её взял в наложницы Владимир, и она вскоре родила сына Святополка - дитя «двух отцов». По сообщению летописи не вполне ясно, была ли вдова беременна до гибели Ярополка, или забеременела от Владимира вскоре после пленения. По косвенным данным, Святополк считал себя сыном и наследником именно Ярополка, а Владимира - узурпатором (так, он брал в заложники «мачеху и сестёр» Ярослава Владимировича, что было бы странным, если бы Святополк полагал себя тоже Владимировичем).

В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел выкопать из могил кости своих дядей (Ярополка и Олега), крестить их останки (деяние, строжайше запрещённое христианскими канонами) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве. Если Ярополк и был крещён при жизни (в любом случае это могло быть лишь незадолго до его гибели), об этом спустя почти семьдесят лет могли уже и не помнить.

Ярополк Святославич - правитель Древнерусского государства. Старший сын великого киевского князя Святослава. Правил в Киеве в 972 - 978 гг. Был убит в междоусобной войне своим младшим братом .

Ярополк Святославич - биография (жизнеописание)

Ярополк Святославич - правитель Древнерусского государства. Принял власть в Киевской Руси после смерти от рук печенегов во время балканской кампании своего отца, князя в 972 г. В ходе междоусобной войны сыновей Святослава в 975-978 гг. Ярополк способствовал гибели своего брата Олега Древлянского, а затем сам был убит по приказу младшего брата . В период его правления упрочились международные связи Руси, он был активным проводником христианства. Ярополка часто называют предтечей святого Владимира, крестившего Русь в 988 г. Хотя, согласно летописям, Ярополк княжил на Руси всего 8 лет, многие стороны его жизни и деятельности во главе государства вызывают немалые споры исследователей.

Между ними любовь, а на Руси тишина

Дата рождения Ярополка не указана в источниках, однако ясно, что взошел он на престол, а потом и погиб, в молодом возрасте. Первое упоминание Ярополка в Повести временных лет приурочено к 968 г., когда печенеги осадили Киев. Летописец сообщил, что княгиня укрылась со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром, ожидая возвращения с Дуная Святослава.

Уже после смерти Ольги Святослав в 970 г. вновь собрался на Дунай и «посадил» своих сыновей в главных центрах Руси - Олега у древлян, Владимира в , а в стольном Киеве старшего сына - Ярополка. После смерти Святослава в 972 г. власть над Киевом уже не только де-факто, но и официально перешла к Ярополку. Если верить известиям Иокимовской летописи, то в первое время между братьями «была любовь», а в Руси - «тишина».

Лютова охота и «случайная» смерть Олега Древлянского

В 975 г. некий Лют, сын всесильного Свенельда, бывшего воеводой еще при и Святославе, в пылу охоты оказался в Древлянской земле. На свою беду он попался на глаза древлянскому князю Олегу. Тот не потерпел, чтобы кто-то охотился в его угодьях, и приказал убить Люта. После этого Свенельд, стремясь отомстить за убитого сына, стал натравливать Ярополка на Олега и уговаривал захватить «волость его».

Видимо, уговоры подействовали, поскольку в 977 г., согласно летописям, Ярополк совершил поход в землю древлян и в битве с войском Олега одержал победу. Во время бегства воинства Олега в Овруч - столицу древлян, из-за возникшей давки его случайно столкнули в городской ров, и он погиб под тяжестью падающих сверху людей и лошадей. Летописец красочно описывает горе Ярополка, оплакивавшего смерть брата, но сообщает, что Ярополк, погоревав, утвердил свою власть в Древлянской земле.

Узнав о смерти Олега Древлянского, Владимир испугался, покинул Новгород и «бежал за море». А Ярополк назначил своих ставленников посадниками в Новгороде и уже один владел всей Русской землей.

Интриги Блуда и гибель Ярополка

Согласно летописному рассказу в 980 г. Владимир вернулся с варяжской дружиной в Новгород, прогнал людей Ярополка, а ему самому послал предупреждение, что пойдет на него походом. Повесть временных лет рассказывает, что Ярополк «затворился» в Киеве, ожидая нападения Владимира. Но новгородский князь вступил в сговор с воеводой Блудом, имевшим на Ярополка огромное влияние. Понимая, что Ярополк в Киеве пользуется любовью горожан и здесь его будет сложно устранить, Блуд выманил киевского князя из города, сообщив ему о якобы готовящейся киевлянами измене.

Ярополк с войском «затворился» в небольшом городе Родне неподалеку от Киева, а Владимир овладел Киевом и в свою очередь осадил Ярополка уже в Родне. И вновь начались козни коварного Блуда. Он уговорил Ярополка пойти лично к Владимиру и попросить мира. Как только киевский князь вошел в резиденцию Владимира, двое варягов закололи его.

Любопытно, что в целом ряде летописей - Никоновской, Иоакимовской и др., подчеркивались смелость и полководческий талант Ярополка. Узнав о возвращении на Русь Владимира, киевский князь вознамерился собрать большое войско и самому выступить навстречу Владимиру. И только увещевания предателя Блуда помешали Ярополку проявить инициативу. Изменник его уверял, что не пойдет Владимир против старшего брата, как синица не может напасть на орла. «Не утруждай воинства своего», - советовал Блуд.

О том, что исход схватки между братьями решили не боевые действия, а предательство, свидетельствует Иоакимовская летопись. Согласно ее сведениям, войска Владимира победили полки Ярополковы в битве на реке Дручи, недалеко от , но победили не силою и храбростью, а предательством воевод Ярополка.

Убив Ярополка, князь Владимир стал жить «в прелюбодействе» с женой своего покойного брата - некоей гречанкой. По летописи известно, что перед браком с Ярополком она была монахиней. Ее привел Святослав и выдал за Ярополка из-за «красоты лица ее». Летописец свидетельствует, что в момент гибели Ярополка, прекрасная гречанка была уже от него беременна. Родившегося ребенка назвали Святополком. Впоследствии Святополк печально и совершенно несправедливо войдет в русскую историю как Окаянный - убийца своих братьев Бориса и Глеба. Владимир хоть и относился к нему как к своему сыну, тем не менее, не любил его. Как пишет летописец, по причине, что он был «от двух отцов - от Ярополка и от Владимира».

Случай с прекрасной гречанкой был не первый случай «дележа» женщин между братьями. Еще до похода на Киев Владимир послал сватов к полоцкому князю Рогволоду, он хотел жениться на его дочери Рогнеде. Последняя сказала отцу, что хочет выйти за Ярополка. Рогнеду уже собирались вести в Киев к Ярополку, когда Владимир совершил поход на Полоцк. Владимир убил Рогволода, братьев Рогнеды и взял силой в жены.

Летописи относят смерть Ярополка и вокняжение Владимира в Киеве к 980 г. Однако в сочинении XI в. - «Памяти и похвале» князю Владимиру эти события датируются 11 июня 978 г. А. А. Шахматов возводил эту дату к реконструируемому им Древнейшему летописному своду и считал, что она была утрачена и потому не появилась в дошедших до нас русских летописях. В настоящее время большинство исследователей склоняются именно к дате 978 г., как времени гибели Ярополка.

Братняя война на Руси и международный фактор

Исследователи уже давно пришли к выводу, что описанный случай на охоте, был выдуман летописцем, чтобы объяснить случайную смерть Олега в ходе похода на него Ярополка. Как пишет А. В. Назаренко, Ярополк был зачинателем братоубийства, хотя летописец старается смягчить его вину, делая упор на подстрекательства Свенельда. В любом случае, даже если имело место убийство Люта, оно послужило поводом для развязывания Ярополком борьбы за единовластие на Руси.

Раздел Руси в 970 г. между Святославичами закрепился через два года после внезапно смерти Святослава. Многие известные исследователи, как дореволюционные, так и современные - , А. Е. Пресняков, А. В. Назаренко, считали, что никакой существенной политической зависимости младших сыновей Святослава - Олега Древлянского и Владимира Новгородского - от своего старшего брата Ярополка Киевского не было. Сидящий в стольном Киеве Ярополк решил стать единоличным правителем Руси.

В борьбу братьев вмешался и международный фактор. В Никоновской и др. летописях сообщается о дипломатической активности Руси во времена Ярополка, сообщается о том, что приходили к нему послы от византийского императора и римского папы. Согласно известиям саксонского анналиста XI в. Ламперта Херсфельдского, на имперском съезде в Кведлинбурге (Германия) на Пасху 973 г. присутствовали и русские послы.

Ярополк умело использовал противоречия между сильными державами. Во время смуты после смерти князя Игоря Старого в 945 г. Русь утратила так называемые Червенские города в верхнем течении Западного Буга, которые имели очень важное торгово-экономическое значение. Они перешли к Древнечешскому государству. Ярополк вступил в союз с Германским императором Оттоном II против чешского короля Болеслава II. Но как заметил А. В. Назаренко, и братья киевского князя вступили в крупную международную политическую игру. Новгородский князь Владимир в это время женился на «чехине». Олег Древлянский поддержал Владимира, вступил в контакты с Чехией. Поэтому Ярополк первым делом и атаковал Овруч, а Владимир еще до бегства за море захватил Полоцк, поддерживающий Киев. Вовсе не случайно Рогнеда, согласно летописям, «хотела» выйти замуж за Ярополка.

Вообще матримониальные действия имели большее значение в политической деятельности того времени. Ярополк собирался воспользоваться (или воспользовался) инструментом династического брака для достижения своих целей. Генеалогическое предание известного швабского рода Вельфов свидетельствует о том, девушка из это рода (близкая родственница германских императоров) была выдана замуж за «короля Руси», имя которого не сообщается. Ранее историки видели в последнем Владимира, но сегодня убедительны доказательства, что это был Ярополк. Брак киевского князя скреплял античешский союз с германским императором.

От любящего христиан до католического государя Руси

Женитьба Ярополка на кровной родственнице германских императоров само собой предполагала его крещение. Вопрос, был ли христианином Ярополк, давно волнует ученых. Покровительство Ярополка христианам отмечено всеми летописями. Правда, они подчеркивают, что он любил христиан, но сам «не крестился народа ради». По западным же источникам - немецким и итальянским, немецкий миссийный епископ (скорее всего, это был Бруно Кверфуртский) крестил Русь и лично Ярополка. В некоторых источниках образ Ярополка гиперболизировался до «католического государя Руси». Присутствие в Киеве немецких миссионеров в период 975-978 гг. подтверждается многими исследователями.

В спорах историков, крестился ли Ярополк, все более уверено звучат аргументы, что это действительно произошло. Не случайно, - пишет А. В. Назаренко, что именно на волне языческой реакции Владимир пришел к власти. По его мнению, крещальное имя Ярополка было Петр. И именно поэтому еще в домонгольское время на месте крещения киевлян в Киеве была известна церковь св. Петра - святого покровителя Ярополка.

Неканонический поступок Ярослава Мудрого

С возможным крещением Ярополка связано очень важное событие, о котором скупо извещает под 1044 г. Повесть временных лет. Автор сообщает о том, что при выкопали из могил останки двух князей - Ярополка и Олега и окрестили их, затем перезахоронили в Десятинной церкви Богородицы.

Что же заставило Ярослава совершить неканонические действия. Ведь он прямо нарушил церковные каноны - одно из правил Карфагенского собора 397 г. о запрещении посмертного крещения. Большинство ученых усматривает за действиями великого киевского князя не столько религиозные цели, сколько политические. В. Я. Петрухин полагает, что такой акцией Ярослав хотел подчеркнуть незыблемость родового характера княжеской власти на Руси. Единственное, что могло сохранить порядок и целостность Русской земли - это братняя любовь и подчинение старшему брату, киевскому князю. Такой завет по летописи и оставил своим сыновьям Ярослав. Ярослав «объединил» в усыпальнице Десятинной церкви распадающийся княжеский род - инициаторов и жертв первой усобицы.

Однако такое символическое объединение уже после смерти всех братьев Святославичей - Ярополка, Олега и Владимира (последний был там сразу погребен) в единой усыпальнице не спасло, как мы знаем, Русь от братоубийственных войн. История Ярополка стала прелюдией к последующей истории усобиц на Руси.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала


Ещё при своём правлении великий князь Святослав, известный тем, что любил больше заниматься военной деятельностью, чем управлением государством, разделил всю Русскую землю и раздал её своим сыновьям. По праву старшего сына, Ярополк стал управлять Киевом (после смерти великого князя в 972 году стал полноправным киевским князем), Олегу достались древлянские земли, а Владимиру Новгород.

Мир между братьями был не долгий. Спустя три года возникла большая угроза Руси от древлян. Однажды охотясь князь Олег убил Люта, который приходился сыном Свенельду, главному советнику Ярополка. Опечаленный и обозлённый Свенельд хитростями подбил пойти князя на Олега и отобрать у него волость, сделав тем самым шаг навстречу объединения русских земель. Послушавшись его Ярополк пошёл на древлян, которые к тому времени и без того отделиться от власти Киева. В итоге схватки 977 года князь Олег погибает, упав с моста в ров. Не желавший смерти своему брату, Ярополк ещё долго горевал по нему.

После того как к Владимиру дошла весть о гибели брата он вместе с Добрыней отправляется к варягам для того чтобы собрать войско против Ярополка (древнерусский обычай требовал от Владимира отомстить за смерть Олега). В это время Ярополк захватил Новгород и оставил в нём своего наместника. Однако вернувшийся вскоре Владимир занял свой удел и выдвинул войско в сторону Киева. В ходе хитростных переговоров Ярополк был выманен из города в городок Родня. Затем Владимир осадил Родню и в городке начался голод (именно отсюда пошло выражение «Беда, как в Родне»).

Ярополк по совету своего советника сдался на милость брата, после чего его пронзили своими мечами для варяжских воина, когда тот шёл на примирение. Оставшуюся без мужа жену Ярополка Владимир взял в жёны.

Во время своего княжения Ярополк имел дипломатические отношения с императором Германии Оттоном Вторым. Некоторые исследователи полагают, что сам Ярополк мог быть женат (тогда было многожёнство) на дочери одного германского графа.

Любовь к христианской вере привила Ярополку его бабка княгиня Ольга. Имеются сведения в Никоновской летописи, что он принимал у себя послов от Папы Римского. Однако доподлинно неизвестно, был ли крещён Ярополк при жизни. Намного позже Ярослав Мудрый (его племянник) приказал раскопать могилы Олега и Ярополка и крестить их останки, что в свою очередь является до сих пор немыслимым отступлением от христианских правил.

Видео-лекция на тему: правление князя Ярополка

великий князь Киевский (972-978)

Краткая биография

Яропо́лк Святосла́вич (др.-рус. Ярополкъ Свѧтославичь; ум. 11 июня 978) - великий князь киевский (972-978), старший сын князя Святослава Игоревича и Предславы. Пал жертвой междоусобицы.

Киевский князь

Дата рождения и мать Ярополка неизвестны (однако Татищев предполагает, что матерью его и Олега Древлянского была некая угорская княжна Предслава, упоминаемая в договоре с Византией от 945 года). Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем. Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, правили остальными частями Древнерусского государства.

Историк Константин Богданов писал:

Вероятно, между братьями с самого начала сложились довольно непростые отношения. Они были рождены от разных матерей и в дальнейшем воспитывались порознь. У каждого из них были свои родичи и наставники, к советам которых они прислушивались гораздо чаще, чем следовало бы это делать. Позднее отсутствие взаимной симпатии и доверия между братьями сыграло с ними роковую роль. Амбиции наставников только усугубили разлад, наметившийся еще в их детских душах и с возрастом становившийся все сильнее

Правление Ярополка - время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий герцог Швабии Конрад I) выдал замуж свою дочь за «короля ругиев» . По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку дочери Куно с Ярополком. С правлением Ярополка также связана чеканка первых найденных историками собственных монет Древнерусского государства, напоминающих арабские дирхемы - так называемые «псевдодирхемы Ярополка» (известно чуть более 10 экземпляров).

По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись:

«Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую»

О крещении Ярополка после смерти его отца Святослава, негативно относившегося к христианству, могут свидетельствовать и другие, независимые летописные известия.

Междоусобица и гибель

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлянской земли Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. В борьбе за древлянский город Овруч Олег погиб. Он упал с моста во время бегства от киевской дружины и был задавлен в крепостном рву другими воинами и лошадьми. Летопись представляет Ярополка, сокрушающегося о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море» , а Ярополк стал правителем всего Древнерусского государства.

Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родне на реке Рось. После длительной осады в Родне начался голод. Блуд уверял Ярополка в том, что ему следует вступить в переговоры с Владимиром, который не намерен причинить ему никакого зла. В свою очередь отрок Варяжко убеждал своего князя Ярополка не выходить к Владимиру, так как Ярополка ожидает неминуемая гибель. Последний не внял предостережениям своего отрока, а Блуду всё-таки удалось убедить его вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи» .

«Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца) приводит точную дату вокняжения - 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки (запрещённое христианскими канонами деяние) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве.