Георгий Победоносец и Святой Эдмунд для Англии. Какие святые покровители у Великобритании

Георгий Победоносец и Святой Эдмунд для Англии.  Какие святые покровители у Великобритании
Георгий Победоносец и Святой Эдмунд для Англии. Какие святые покровители у Великобритании

4.7k (77 за неделю)

История Святого Андрея

Ежегодно 30 ноября в Шотландии отмечают праздник Святого Андрея Первозванного, который, согласно Библии, был простым рыбаком, но вел настолько праведную жизнь, что стал одним из 12 апостолов-учеников Иисуса Христа. Святой Андрей считается небесным покровителем Шотландии и его имя местные жители чтят как никакое другое. Считается, что с деятельностью Святого Андрея связана Россия и Греция, где этого святого также почитают с особым трепетом. Исторические источники утверждают, что после смерти Спасителя, Святой Андрей отправился проповедовать в Скифию, затем установил в Киеве крест и продолжал распространять христианскую веру в местах, где впоследствии был основан Великий Новгород. Андрей считается великомучеником, так как его смерть в греческих Патрах была насильственной - в 62 г.н.э. святой был распят на равноосном кресте, изображение которого присутствует на флаге Шотландии и морских знаменах, где две пересеченные между собой линии называют Андреевским крестом. Приговорил Святого Андрея к смертной казни языческий владыка, видя как в его родном городе Эгеате, речи благочестивого человека оказывали на людей сильное влияние. После одной из проповедей, Андрея арестовали и распяли на кресте, на котором он провисел два дня, все это время неся местным жителям истинную веру в Бога.

Святой Андрей в истории Шотландии

Согласно мнениям ученых, существует две версии связи Святого Андрея с Шотландией. Первая версия гласит о том, что по приказу императора Константина мощи великомученика в середине 4 века н.э. были перенесены в Константинополь, однако одному из монахов явился ангел, который вещал о том, что часть останков святого должно унести в далекие земли, расположенные на северо-востоке. На корабле мощи в сопровождении монаха Рулса были отправлены далеко от их первого местоположения, но шторм и бури привели к кораблекрушению. Чудом оставшийся в живых послушник сохранил мощи и на шлюпке причалил с ними к ближайшему берегу, который оказался Шотландией. Высадился Рулс возле города Файф, где впоследствии было основано небольшое поселение, которому дали название в честь святого - Сент-Эндрюс.
По второй версии , мощи праведника привез на шотландскую землю епископ Эксемский, живший здесь в 6-7 веках. Священнослужитель, которого называют Святым Уилфридом, привез останки Апостола из Рима, чтобы повысить престиж епископства.
Сами шотландцы утверждают, что Святой Андрей явился их королю Ангусу во время битвы с правителем Нортумбрии. Шотландский монарх молился так истово, что на голубом небосводе ему было видение - белоснежный крест. Король одержал уверенную победу в битве и сделал знак Святого Андрея - белый крест на синем фоне частью государственного флага «страны кельтов». Апостол Андрей официально был провозглашен Святым в 1314 году, после победы знаменитого Роберта Брюса при городе Баннокберне, а с 1385 г. сине-белое знамя с диагональным крестом стало шотландской эмблемой и флагом.

Сент-Эндрюс - религиозная столица Шотландии

Сегодня Сент-Эндрюс может похвастаться великолепными полями для гольфа, для игры в который постоянно съезжаются любители этой игры со всего мира. В Средневековье в город толпами стремились пилигримы и христианские монахи, которые хотели своими глазами увидеть место, где покоятся останки великомученика. Несмотря на различие в теориях о «шотландском следе» Святого Андрея, точно установлен один факт - действительно на месте Сент-Эндрюса в 5 веке были основаны первые поселения христиан. Общешотландское признание пришло к Святому Андрею не сразу, по причине того, что в различных регионах страны население выбирало своего праведника, которому поклонялось. Активному продвижению культа Святого Андрея содействовал правитель скоттов Давид I, живший в 12 веке. Его стремлением было сделать Сент-Эндрюс центром местного епископства под началом Шотландского архиепископства. К сожалению, построенный специально для хранения мощей Святого Андрея храм был разрушен в середине 16 века, после чего останки великомученика второй раз попадают в Шотландию из Италии лишь спустя три века. Сегодня мощи Святого Андрея находятся в двух шотландских городах - в столице страны Эдинбурге и Сент-Эндрюсе.

Главный покровитель Англии — Святой Георгий. Это один из самых популярных и почитаемых святых во всем христианском мире.

Кто такой Георгий

О жизни Георгия сохранилось достаточно мало информации. Согласно официальной версии, он родился на территории современной Турции в богатой семье христиан, служил в римской армии, в составе императорской свиты. В 303 году его обезглавили по решению императора за то, что он не стал отрекаться от христианства, как было приказано всем солдатам. Жена римского императора была настолько удивлена храбростью и стойкостью даже под пытками, что приняла христианство и позже тоже была казнена.

Покровитель Святой Георгий

В Британии о Святом Георгии узнали примерно в 8 столетии, а в середине 11 века ему уже посвятили церковь в городе Донкастер. Спустя еще полстолетия появилась красивая легенда о том, что в крестовом походе святой явился перед христианским войском на коне и в сияющих доспехах, что решило исход битвы — так Георгий становится покровителем британской армии. Официально статус покровителя военных был дан Святому Георгию во времена Ричарда Львиное сердце, тогда же на форме англичан и появляется знаменитый красный крест, который позже стал прообразом флага страны.

День Святого Георгия в Англии празднуется 23 апреля — дата была принята синодом еще в начале 13 столетия, но официальным защитником страны он стал только в 15 веке. В Средние века праздник отмечался почти с таким же размахом, как и Рождество.

Предание о драконе

Легенда о святом, который убивает страшного дракона, появилась в 10 веке среди преданий восточной православной церкви. Согласно легенде, в Ливии, куда отправились крестоносцы, было небольшое озеро с пресной водой, которое спасало жителей города от жажды. И вот как-то раз на берегу водоема появился большой дракон, который не подпускал к воде, пока ему не принесут в жертву ребенка. Это продолжалось до того момента, пока жребий не пал на дочку местного правителя. По счастливой случайности в тот момент неподалеку проезжал Святой Георгий — он предложил избавить местных жителей от чудовища, если они в качестве благодарности примут христианство. В итоге, дракон побежден, город стал одним из оплотов христианства, а в месте сражения с драконом правитель поставил красивую церковь. Говорят, что дракон — это иносказательный образ язычества, которое потакало человеческим жертвоприношениям.

Символы покровителя Англии

Георгиевский крест — главный символ защитника Британии. Это красный крест на белом полотне, который был флагом республики Генуя — она защищала британские корабли от пиратов. В 12-13 столетиях крест встречается и на военной форме британцев. В конце 14 века крест Святого Георгия становится официальной эмблемой Великобритании, вместе с символами Шотландии и Ирландии, крестами Святого Андрея и Святого Патрика, образуя современный флаг страны.

Еще одним символом святого покровителя является орден с названием «Георгиевский крест». Эта награда появилась после Второй мировой войны — ее вручали за выдающиеся заслуги и героизм простым гражданам. Одними из первых награду из рук монарха получили жители Мальты за храбрость во время немецких налетов.

Святой Георгий

23 апреля — день небесного покровителя Англии святого Георгия. Когда-то это был праздник, по своему значению и размаху соперничавший с Рождеством; но рыцари давно вышли из моды и выходной день им теперь не полагается. Вопиющая несправедливость: святой Патрик в Ирландии и его коллега святой Андрей в Шотландии до сих пор пользуются такой привилегией. Впрочем, для иностранца, нога которого никогда не ступала на оберегаемую им землю, святой Георгий и так добился впечатляющих успехов.

В рассказах о святом мифы и легенды так плотно окутывают немногочисленные крупицы исторической правды, что порой возникают серьезные сомнения в том, существовал ли такой человек вообще. Даже папа Римский Геласий I, канонизировавший нашего героя в 494 году, признавал, что

его деяния известны одному только Богу».

Принято считать, что святой Георгий родился около 280 года н.э. в Каппадокии (на территории современной Турции) у богатых и знатных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда глава семейства скончался, мать вернулась с сыном в родную Палестину. Мальчик вырос, вступил в ряды вооруженных сил Римской империи и дослужился от простого солдата до трибуна.

Ганс фон Кульмбах. Святой Георгий

В 303 году император Диоклетиан в рамках антихристианских репрессий решил избавиться от еретиков в армии: солдаты, придерживавшиеся одобренных вождем религиозных взглядов, должны были принести традиционную языческую жертву; всех остальных ждало изгнание. Как и положено трибуну, Георгий не только отказался участвовать в этом цирке, публично заявив о своей вере, но и перед лицом своих сослуживцев в пух и прах разнес императорский указ.

Диоклетиан обиделся и повелел бунтовщика заключить под стражу и пытать. Как и положено святому, Георгий вынес невыносимое: его травили ядом, заставляли бегать в раскаленных докрасна железных сапогах, перебили кости на руках и ногах, но все усилия римских инквизиторов пропали втуне — наутро после истязаний испытуемый был как новенький. В конце концов, стойкого солдатика обезглавили. Вместе с ним, говорят, казнили и жену императора, на которую стойкость трибуна Георгия произвела столь сильное впечатление, что она тоже стала христианкой.

Слух о мужестве и стойкости римского легионера Георгия прошел по всей Европе. Не обошлось тут, разумеется, без рыцарей-крестоносцев, занимавшихся не только популяризацией христианских практик, но и пропагандой теоретических основ вероучения. В общем, к VII веку в Англии о святом Георгии уже отлично знали, а пять столетий спустя Ричард I и вовсе приспособил того на роль защитника собственной персоны и своей армии, наряженной в белые одежды с красным крестом — предтечи английского флага.

Бернат Марторель. Святой Георгий, убивающий дракона (1434-1435)

Легенда о святом Георгии, убивающем дракона, обрела массовую известность на континенте в конце XIII века, благодаря сочинению Иакова Ворагинского «Золотая легенда». По эту сторону Ла-Манша она распространилась два столетия спустя усилиями английского первопечатника Какстона. Легенда гласит, что в одном из городов Ливии местное озеро оккупировал дракон-людоед. Когда запасы населения, постепенно скармливаемого чудищу, стали истощаться, перешли на овец, но и те вскоре закончились. Пришлось жертвовать детьми, которые отправлялись на обед к дракону по принципу лотереи. В один непрекрасный день несчастливый билет вытянула дочь короля. Однако как водится в сказках, именно в этот день мимо проезжал прекрасный принц — наш святой Георгий. Он предложил свои услуги по умерщвлению дракона, в качестве благодарности потребовав от местных жителей поголовного обращения в христианство. Те не возражали.

Георгий — наш святой — во время оно,

Спасая девушку, убил копьем дракона.

Дракон был выдуман. Святой Георгий тоже.

Но, может, девушка жила на свете все же?..

Английская эпиграмма (перевод С. Маршака)

Флаг Англии с крестом святого Георгия в лапах британского льва у входа в Кингз Колледж в Абердине © Анастасия Сахарова

В 1348 году король Эдуард III основал Благороднейший Орден Подвязки во славу Бога, Пресвятой Девы и Святого мученика Георгия. Последний стал таким образом официальным покровителем королевства вдобавок к и так обширному списку своих обязанностей: помимо Англии, святой Георгий покровительствует Португалии, Бейруту, Мальте, Эфиопии, Грузии, Палестине, Сербии и Литве, Москве, Стамбулу, Генуе и Венеции (напару со святым Марком), солдатам, лучникам, рыцарям и кавалеристам, фермерам и пастухам, шорникам и скаутам, больным проказой, чумой и сифилисом и многим-многим другим.

В Каталонии, тоже входящей в сферу забот святого Георгия, 23 апреля отмечается на манер дня святого Валентина, когда влюбленные и друзья дарят друг другу всякие пустячки. В последнее время модными подарками стали книги — в этот день в 1616 году умер Сервантес. Учитывая, что одновременно с автором «Дон Кихота» в вечность отправился и Уильям наш Шекспир, возможно, англичанам стоит перенять у каталонцев эту милую традицию.

Мы хотели бы познакомить наших читателей с житиями святых, живших в Англии, Ирландии, Уэльсе, Шотландии до 1054 года, когда произошел Великий раскол, и большая часть Западной Европы трагически отпала от единой Церкви, став католической.

На протяжении первого тысячелетия христианства Церковь на Британских островах и в Ирландии, как и во всем мире, была православной. За всю историю Православия в этих землях было явлено не менее 950 угодников, имена и дни памяти которых нам известны. Большинство из них имеют местное, региональное значение; несколько десятков святых почитались по всей стране; немало святых были широко известны далеко за пределами своей родины. Это люди бедные и богатые, простые и образованные, ученые и богословы, мученики и пустынники, игумены и игуменьи монастырей, священники и епископы, короли и королевы, мореплаватели и проповедники, монахини и девы, миряне.

Святые Британии и Ирландии не всегда были британцами и ирландцами по национальности, многие приезжали из других стран, и, наоборот, многие миссионеры, просветители покидали Британские острова и уезжали в другие европейские земли проповедовать, основывать монастыри.

Святые Британии и Ирландии по-разному служили Господу. Одни занимались проповедью Евангелия, миссионерством, просвещали регионы страны, основывали храмы, монастыри, устанавливали кресты, по их молитвам начинали бить источники, многие уезжали проповедниками в другие страны. Большая часть Германии, Швейцарии, Австрии, Голландии, Португалии были просвещены ирландцами и англичанами, сотни нынешних соборов, городов и центров учености Европы были основаны ими.

Другие посвящали жизнь заботе о нуждающихся, нищих, голодных, занимались делами милосердия, основывали больницы, приюты. В средние века Церковь брала на себя образование, медицину, благотворительность, именно Церковь основывала первые больницы, университеты, богадельни.

Многие занимались образованием, учили людей, основывали школы. Немало святых занимались ученостью, писали трактаты, летописи, жития святых, создавали дивные по красоте произведения искусства, рукописи, иконы, были богословами, поэтами, писателями, музыкантами, занимались географией, математикой, астрономией.

Большинство святых полностью посвящали жизнь служению Богу и молитве, селились в лесах, на болотах, в пустынных местах, на скалах, в пещерах, в горах, уходили на острова и даже жили в крошечных кельях-ульях в суровых условиях.

До сих пор по всей Британии, Ирландии и на окружающих их многочисленных островках сохранились бесчисленные святыни, связанные со святыми, им уже более тысячи лет: это величественные кафедральные соборы, аббатства, церкви, руины церквей, часовенки и кельи святых, целебные источники, гробницы и чудотворные мощи святых, древние кресты и пещеры, где они подвизались. Всё пропитано удивительным духом святости в этих землях, потому что древние святые освятили их своими молитвами. Почитание этих святых православными христианами возобновилось в XX веке, в основном благодаря Русской Православной Церкви Заграницей и лично свт. Иоанну (Максимовичу) Шанхайскому, — сегодня их почитают православные разных юрисдикций во всем мире. К святым местам Британии совершаются паломнические поездки из разных стран. Угодникам пишутся иконы, составляются молитвы, службы, акафисты, публикуются жития, в их честь освящаются православные приходы, верующие называют (и крестят) своих детей их именами.

В I веке по Рождестве Христовом не было Англии, а была Британия, которую населяло кельтское племя бриттов. В том же веке Британию посещали некоторые из апостолов и ближайших учеников Спасителя (Аристовул от 70-ти, Симон Канонит, первоверховные апостолы Петр и Павел — покровители Лондона, праведный Иосиф Аримафейский), и многие жители приняли христианство. Христианская вера также распространялась через римских солдат и еврейских купцов. С 43 по 410 год н. э. на территории Британии продолжалось римское владычество (оно не затронуло Ирландию, которую населял кельтский народ скотты). Тем временем христианство хотя и медленно, но развивалось. О присутствии апостолов в Англии писали св. Дорофей Тирский, блж. Феодорит Кирский, св. Симеон Метафраст, богословы Тертуллиан и Ориген (начало III в.) и «отец церковной истории» Евсевий Памфил. При императоре Диоклетиане Британия породила первых мучеников. Вскоре императором стал равноапостольный Константин, которого короновали в Йорке в 306 году. Его мать равноапостольная Елена тоже посещала Англию, где основала церкви в городах Колчестер (первая столица Англии) и Абингдон. После Константина Церковь стала временно процветать: британские епископы участвовали в Церковных Соборах в Арле (территория современной Франции), в Сардикийском Соборе на месте нынешней Софии и в Римини (Италия).

Примерно с 450 года по начало VII века продолжалась эпоха завоевания Британии германскими языческими племенами англов, саксов, ютов и фризов, которые оттеснили коренных жителей на запад в Уэльс, некоторых убили, с остальными — смешались. Эти англосаксонские завоеватели (в честь племени англов и названа страна Англия) основали на территории нынешней Англии семь королевств: Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия, Эссекс, Кент, Уэссекс и Суссекс. Часть бриттов переправились в Бретань на северо-запад нынешней Франции и основали королевство Арморика, где позднее процветало православное христианство по кельтскому образцу. На самом юго-западе Англии (нынешние графства Корнуолл и Девон) существовало кельтское королевство Думнония, которое населяли корны.

В VII веке все королевства Англии благодаря миссиям ирландцев с севера и свт. Августина (ученика свт. Григория Двоеслова) из Рима одно за другим были просвещены светом Христовым, и до конца VIII века продолжался золотой век Православия, культуры и учености в стране. За это время Англия породила десятки святых, были построены сотни обителей, процветало народное благочестие. Главными очагами влияния для Англии были Рим и Галлия (нынешняя Франция), чуть позднее — Ирландия.

Ирландцы приняли Православие благодаря бритту свт. Патрику (обучавшемуся в Галлии на острове Лерин) и другим святым в V веке, и православная вера, церковная жизнь, искусство и миссионерство процветали там до XII века. За это время Ирландия породила сотни угодников, эту землю прозвали «остров святых и ученых». Кельтские святые отличались гостеприимством, мудростью, любовью к природе, которую они тонко чувствовали, крайним аскетизмом, тягой к путешествиям, простой жизнью.

Расцвет Православия и святости в Уэльсе (валлийское название — Кимру), где существовало несколько кельтских королевств бриттов, и Шотландии (где сначала жили племя пиктов в Королевстве Пиктов, а также ирландские поселенцы скотты, основавшие на северо-западе королевство Далриада) приходится на V‒VII века. Эти земли породили сотни святых. Уэльс и Ирландия находились под прямым влиянием египетских отцов-пустынников, а также монашеской традиции Сирии и Палестины. «Египетское» монашество проникло и в Думнонию — сегодня почти каждые город и деревня в Корнуолле имеют своего небесного покровителя. Церковь в Шотландии была устроена по ирландскому образцу.

С начала VIII века Англия и другие части Британии начали отправлять миссионеров в континентальную Европу, где они имели большой успех. Многие ирландцы пускались на простых лодках в океан «странствовать Христа ради», достигнув Гебридских, Оркнейских, Фарерских островов, Исландии (первыми поселенцами этой страны были ирландские монахи!) и, по некоторым сведениям, берегов Северной Америки.

На протяжении IX века викинги (скандинавские пираты) совершали многочисленные набеги на Англию и другие части Британии, грабя и разрушая обители, убивая насельников, и христианская жизнь пришла в упадок. В X веке Англия стала единым государством благодаря трудам святого короля Альфреда Великого и его преемников, и установился серебряный век Православия в стране. К концу X века викинги возобновили набеги на Британию, и это привело к завоеванию Англии в 1066 году норманнами. Между 1066 и 1154 годами норманны покорили всю остальную часть Британии, положив конец уникальной англо-кельтской цивилизации и ранней Церкви на Британских островах. Они привезли с собой новую религию (католицизм), новый строй (феодализм), новый язык (французский), новую архитектуру (готику).

Покровителем Англии почитается вмч. Георгий Победоносец (второй покровитель — св. король Эдмунд-мученик); покровитель Шотландии — апостол Андрей Первозванный, часть его мощей с IV века находилась в соборе Сент-Андрус (сегодня частица его мощей покоится в Вестминстерском кафедральном соборе Лондона); покровитель Уэльса — свт. Давид Меневийский; покровитель Ирландии — равноапостольный Патрик.

В честь святых Британии и Ирландии названы города, деревни, улицы, дороги, школы, колледжи, больницы, острова и архипелаги, заливы, горы.

Почитание всех святых, просиявших на Британских островах и в Ирландии, Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил 21 августа 2007 года, благословив соборное ежегодное празднование дня этих святых.

Память всех святых Британии и Ирландии впредь будет отмечаться в третье воскресенье по Пятидесятнице. Синод постановил, что имена этих святых будут занесены в календарь Русской Церкви, как только будут изучены их жития, подвиги и история почитания.

Библиотека “Халкидон”

___________________

Протоиерей Андрей Филлипс

Кто является небесным покровителем Англии?

Забытый святой покровитель Англии

Я дал обет жить, подчиняясь Христу,
жить только под властью Христовой,
править под властью одного Христа.

Святой Эдмунд, король и мученик

Святой Эдмунд (память 20 ноября/3 декабря) покровительствует Англии в течение вот уже более тысячелетия, хотя постепенно он и был оттеснен на второй план, а сегодня в нашей стране без святых уже почти забыт. Этот процесс забывания начался с XII века – времени окончательного поселения норманнов на нашей земле. Норманны постарались подменить почитание английского святого Эдмунда почитанием святого Георгия Победоносца, причем в том образе, в каком святой этот был близок и понятен крестоносцам. Точно так же они постарались своими сказками и мифами о не английском короле Артуре вытеснить из народной памяти образ благоверного короля Англии Альфреда Великого.

Святой Эдмунд родился в день Рождества Христова в 841 году. Воспитан он был по-христиански. В 856 году он стал королем Восточной Англии, бывшей тогда, думается, колыбелью английской нации. За время своего краткого правления ему пришлось сражаться бок о бок с будущим королем Альфредом Великим, защищая Англию от нападений язычников-викингов. В 869 году, когда вновь на побережье Восточной Англии высадились викинги, святой Эдмунд возглавил войско, отправившееся защищать рубежи своей родной страны. Король попал в плен. Датчане-язычники пытались заставить его отречься от своей веры и стать их данником, но король мужественно отверг эти требования. Храня Христа в своем сердце, он все время повторял имя Его своими устами. Он сказал мучителям: "Меня, живого ли, мертвого, ничто не отлучит от любви Христовой". Привязанного к дереву короля пытали, стреляя в него из луков, а потом обезглавили. Его мученическая кончина случилась 20 ноября 869 года в местечке Хоксен Верхнего Саффолка. Тело его погребли в маленькой деревянной часовне неподалеку.

В 902 году все еще нетленные мощи святого Эдмунда перенесли в Бедриксуорт – место, где сходятся четыре графства Восточной Англии: Норфолк, Саффолк, Эссекс и Кембриджшир. Город вскоре был переименован в Эдмундстоу (то есть Эдмундстаун – "Город Эдмунда"), а потом получил именование Бери-Сент-Эдмундс. Святой Эдмунд стал почитаться небесным заступником сначала этого места, а позднее – и всей страны.

В 929 году король Этельстан, придя сюда простым паломником, основал здесь общину, которая могла бы хранить гробницу святого Эдмунда. В 945 году другой внук святого короля Альфреда Великого, по имени Эдмунд, пожаловал общине новые земли. Святой Эдмунд, король и мученик, чтился как герой Англии. Последний английский родом король Англии, Эдмунд Железнобокий († 1014), также был назван в честь святого Эдмунда. В 1020 году королем Кнутом над ракой святого Эдмунда была возведена церковь, в которой служили монахи из Эли.

Даже после того как викинги в 1066 году окончательно завоевали Англию и расселились здесь, мощи святого мученика все еще пребывали в новой церкви и обновленной раке, куда были положены в 1095 году. Еще долгое время сюда приезжали паломники со всей страны.

Английский король французской крови Ричард I Львиное Сердце, принявший участие в третьем крестовом походе, в 1191 году молил о помощи мученика Георгия у его раки в Лидде. Одержав блистательную победу, Ричард стал почитать святого Георгия своим небесным покровителем и покровителем всего королевского войска.

Но святой Эдмунд продолжал почитаться национальным заступником. И потому бароны – противники короля Иоанна Безземельного (позже заставившие его подписать Хартию вольностей) в 1214 году в день памяти святого Эдмунда возложили к раке святого богатые приношения, моля святого о сплочении нации. В 1215 году король Иоанн в Раннимеде подписал Хартию вольностей. Связанный с этим важным историческим событием девиз Бери-Сент-Эдмундса: "Гробница короля – колыбель закона" сохраняется по сей день.

Но в период внутридинастических распрей, начавшихся после смерти ненавистного для многих короля Иоанна в 1216 году, почти все мощи святого Эдмунда были украдены французскими рыцарями в 1217 году. Их отвезли во Францию, в Тулузу, где они оставались до 1901 года.

В 1220 году королем Генрихом III (1216–1272), племянником Ричарда I, имя святого Георгия было официально внесено в английский национальный календарь.

В годы правления Эдуарда I (1272–1307) на поле боя вместе со стягом святого Эдмунда стали брать стяг и святого Георгия. При Эдуарде III (1327–1377) был основан орден Подвязки, учрежденный во славу Пресвятой Богородицы и святого Георгия. Все это приводило к тому, что о святом Эдмунде все больше забывали. Особое почитание королевской власти в Англии сделало из святого Георгия "узурпатора" национального покровительства. Его титул, однако, означал не "покровитель", а "особенный защитник королевства" (в переводе с французского языка). Но в правление Ричарда II (1377–1399) было создано прекрасное изображение святого Эдмунда как национального покровителя: на диптихе в городе Вилтон святой был изображен вместе со святыми Иоанном Предтечей и Эдуардом Исповедником, которые были представлены как его небесные заступники.

В правление Генриха VII (1485–1509) святого Георгия продолжали называть Защитником королевства. В правление же коварного тирана Генриха VIII (1509–1547) святой Эдмунд был почти забыт. Генрих официально исключил имя святого Эдмунда из английских молитв святым, а в 1539 году он распустил монастырь в Бери-Сент-Эдмундсе.

После реформации святой Георгий стал одним из тех нескольких святых, которых чтит англиканская Церковь.

Большая часть мощей святого Эдмунда (кроме его честной главы) была возвращена римско-католическому священноначалию Англии в 1901 году. Сейчас они хранятся в частной часовне города Арандель в Сассексе, закрытой для посещения. Мощи святого Эдмунда вернутся в свой город, и их должное почитание возобновится только тогда, когда сами англичане вернутся к святому Эдмунду и к тем ценностям, за которые он стоял. Будучи православными, мы считаем, что наша история началась не с протестантского периода Англии (с 1535 – до наших дней) и не с католического периода истории нашего острова (1066–1535), она началась с православного периода I тысячелетия, когда Церковь была единой. Мы верим, что сейчас самое время вернуть святому Эдмунду принадлежавшее ему по праву место в нашей истории и в наших сердцах.

Он – свет с востока, он – дар, рожденный в день Рождества, заступник Англии и защитник праведных, чудо национального единства и сохранения православного христианства, национального патриотизма. Его имя, означающее "Блаженное покровительство", воскрешает в нашей памяти слова из старинного гимна святому Эдмунду:

"Ликуй, о святая Церковь Англии: вот тебе дан на восхваление прославленный король и непобедимый мученик Эдмунд, который, одерживая победу над королями этого мира, вознесся на небеса с великой победой. Отче Эдмунд, внемли тем, кто молится тебе".

Святой Георгий или святой Эдмунд?

В современной английской печати можно встретить утверждение, что стране следует сменить своего святого покровителя. Спрашивают с оттенком ксенофобии: "Как быть со святым Георгием Победоносцем (который в настоящее время является святым покровителем Англии. – о. А. Ф. ), ведь он не был англичанином и нога его не ступала здесь?". Атеистически настроенные люди пытаются даже отрицать само существование этого святого. Удивительно, но даже люди, не верующие в Бога, унижающие святых, стремятся в этой дискуссии отстоять свое право иметь личное мнение по данному вопросу. На роль святого покровителя предлагаются "кандидатуры" святых Албана и Кутберта. Однако почитание этих святых никогда не было всенародным. Выдающийся святой, Албан так же не был англичанином, как и святой Георгий Победоносец; что же касается святого Кутберта, то его почитание ограничивалось в основном северо-восточным районом страны.

Ошибка дискутирующих в том, что они считают, будто святого покровителя можно назначить. Но святой должен сначала заслужить всенародное признание. Да и официального закона или декрета о покровителе никогда не было. Только всеобщее почитание сможет подсказать, кому следует быть святым покровителем народа.

Первым святым покровителем Англии был святой Эдмунд. В средние века англо-норманнская монархия на какое-то, весьма не продолжительное, время провозгласила покровительство стране короля Эдуарда Исповедника. Последующие монархи приняли почитание святого Георгия вместо тех, кто считался покровителями страны в прежние века. Сегодня народной волей в Англии признан святым покровителем страны святой Георгий Победоносец, следующим по популярности в народе является святой Эдмунд.

Утверждать, что у Англии был только один святой покровитель, неверно, верно же то, что сегодня только один святой чтится всеми как покровитель страны, и чтится вместо другого. Хотя я почитаю великомученика Георгия Победоносца из Лидды, великого покровителя Палестины и других земель и городов, но я также почитаю и святого Эдмунда, которого, в отличие от других, считаю нашим покровителем по преимуществу. И я вижу по меньшей мере четыре причины, почему, хотя святого Георгия за последние более чем пять веков почитали больше, чем святого Эдмунда, маятник сейчас может качнуться в другую сторону, и время святого Эдмунда скоро вернется.

Во-первых, святой Эдмунд – самый первый святой покровитель Англии; святой Георгий, безусловно достойный почитания, все же не был первым покровителем нашей страны. Каждый, кто ищет возвращения к своим корням, к корням Англии, обязательно обратит внимание на святого Эдмунда. Во-вторых, без тени шовинизма следует признать, что святой Эдмунд, в отличие от святого Георгия, наш кровный родственник, он имеет родство с нами, он здесь за нас умер, его кровь пролилась на английской земле. Это обязательно должно учитываться. В-третьих, святого Эдмунда почитал тот, кто объединил два разных народа: англичан и датских захватчиков, – Альфред Великий. К тому же датские завоеватели были крещены им, и, спустя 30 лет после мученической смерти святого Эдмунда, датчане уже почитали его как святого Божиего. Святой Эдмунд – примиритель двух народов, и почитание его распространилось на многие страны мира. Несомненно, это пример современному многонациональному миру. В-четвертых, наконец, святого Георгия часто чтили чуждым для него образом, потому что почитание этого славного святого и великого мученика превратили в своего рода культ военных. К сожалению, его широкое почитание было принесено в Англию католическими англо-норманнскими крестоносцами – людьми, роль которых в истории страны святой Георгий (как и мы) вряд ли одобрил. В почитании святого Эдмунда мы не видим никаких средневековых искажений, ибо он – образ заступничества, бросающий меч во имя веры, с молитвой, ради спасения своей страны.