Характеристика на директора библиотеки цбс образец. Характеристика для аттестации работника. Другие образцы характеристик

Характеристика на директора библиотеки цбс образец. Характеристика для аттестации работника. Другие образцы характеристик
Характеристика на директора библиотеки цбс образец. Характеристика для аттестации работника. Другие образцы характеристик

А ттестация - важнейшее направление работы по формированию персонала и основной компонент кадровой политики библиотеки, ориентированной на качественные изменения и инновационное развитие. Это эффективно действующий инструмент, позволяющий работодателю, т.е. администрации библиотеки, на основе оценки уровня знаний, умений, теоретических и практических навыков, деловых качеств, детального анализа результатов трудовой деятельности работников определить наличие у них достаточной квалификации.

Задачи проведения аттестации :

· установление соответствия работников занимаемой должности;

· формирование высококвалифицированного кадрового состава;

· обеспечение возможности обоснованного передвижения кадров;

· стимулирование роста профессионализма и уровня знаний сотрудников;

· определение необходимости повышения квалификации работников.

В современных условиях в библиотеках проводится как традиционная аттестация, так и удалённая.

При традиционной аттестации акцент делается на изучение документации (представлений-характеристик на работников, их должностных инструкций и отчётов), а также на проведение предварительного тестирования и собеседования.

Для удалённой аттестации Министерством культуры РФ разработана специальная компьютерная система, позволяющая объективно оценить степень общей и профессиональной подготовки работников библиотек по итогам выполнения тестовых заданий.

Каждая библиотека вне зависимости от своего статуса, социального назначения, типа и вида, местонахождения либо принимает собственные программы традиционной аттестации, либо проводит удалённую аттестацию.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ В БИБЛИОТЕКЕ

О бщий порядок проведения аттестации для работников различных организаций устанавливается Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ и иными подзаконными актами, содержащими нормы трудового права, а также локальными нормативными актами библиотек, принимаемыми с учётом мнения представительного органа работников. При этом отмечается, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации подтверждается результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81).

Федеральным законом «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ определено, что работники библиотек подлежат периодической аттестации (ст. 26).

Приказом Министерства культуры РФ «Об утверждении Порядка проведения периодической аттестации работников библиотек» от 24 июня 2016 г. № 1435 установлены правила проведения аттестации. Документ вступил в силу 30 августа 2016 г. и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также на официальном сайте Министерства культуры РФ (http://mkrf.ru/documents/orders/detail.php?ID=1115236).

Согласно данному Порядку аттестация проводится в целях определения соответствия работников занимаемым должностям и квалификации. Отмечается, что аттестация призвана способствовать повышению профессионального уровня работников библиотек, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права быть назначенным на должность при сокращении численности или штата работников, а также вопросов, касающихся изменения условий оплаты их труда (п. 2).

ВИДЫ АТТЕСТАЦИИ И ИХ ПЕРИОДИЧНОСТЬ

В Порядке определены следующие виды аттестации: очередная и внеочередная (п. 6).

Первая проводится с периодичностью раз в пять лет с целью подтверждения соответствия работников библиотек занимаемым должностям. Вторая - до истечения пяти лет после проведения предыдущей аттестации по решению руководителя организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях, после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей и (или) изменении условий оплаты труда.

А ттестацию проходят работники библиотек, занимающие должности, которые соответствуют позициям, включённым в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённый приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. № 251н.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, с учётом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знания нормативных правовых актов и других документов, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения должностных обязанностей, и требования к прохождению повышения квалификации.

В Единый квалификационный справочник включены традиционные должности: библиотекарь и библиограф, а также введены новые, например: библиотекарь-каталогизатор, эксперт по комплектованию библиотечного фонда, специалист по учётно-хранительской документации, специалист по превентивной консервации библиотечных фондов, специалист по массовой консервации библиотечных фондов, специалист по библиотечно-выставочной работе, методист централизованной библиотечной системы, библиотеки, редактор централизованной библиотечной системы, библиотеки и др.

Так, за библиотекарем закреплены следующие должностные обязанности: он выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учёт, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов), принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.

Библиотекарь должен знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела, основы библиотечного дела и библиографии, основные библиотечные технологические процессы; формы и методы индивидуальной и массовой работы с читателями, основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

В справочнике приводятся следующие основные должности библиотекарей и требования к их квалификации.

Ведущий библиотекарь - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее трёх лет.

Библиотекарь I категории - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее трёх лет.

Библиотекарь II категории - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее трёх лет.

Библиотекарь - среднее профессиональное или среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

Библиотекарь-каталогизатор обеспечивает составление библиографического описания документа и формирование точек доступа, индексирование содержания классификационными индексами, предметными рубриками и ключевыми словами в соответствии с установленными стандартами и правилами. Осуществляет работы по организации и ведению карточных и электронных каталогов, включая их редактирование.

Библиотекарь-каталогизатор должен знать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы в сферах библиотечного и архивного дела, информации, ИТ и защиты информации, авторских и смежных прав; порядок формирования, научной обработки и раскрытия, обеспечения сохранности, учёта фонда документов библиотеки; теоретические и практические методы обработки информации с использованием современных технологий; стандарты и нормы, форматы и стандартизированные процедуры, относящиеся к описанию, презентации и передаче контента, включая стандарты ИСО (Международной организации по стандартизации) и других международных организаций; отечественные и зарубежные достижения в области библиотечного дела; нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности библиотечных фондов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Основные требования к квалификации библиотекаря-каталогизатора следующие.

Библиотекарь-каталогизатор I категории - высшее профессиональное образование по специальностям «Библиотечно-информационные ресурсы», «Библиотечно-информационная деятельность» и стаж работы в должности библиотекаря-каталогизатора II категории не менее трёх лет.

Библиотекарь-каталогизатор II категории - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование по специальности «Библиотековедение» и стаж работы в должности библиотекаря-каталогизатора не менее трёх лет.

Библиотекарь-каталогизатор - среднее профессиональное либо среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

Отметим, что требования к квалификации библиотечных работников, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей по занимаемой должности, определяются также:

· трудовым договором;

· должностной инструкцией;

· локальными нормативными актами библиотеки;

· профессиональными стандартами, утверждёнными Министерством культуры РФ.

В соответствии с Порядком проведения периодической аттестации работников библиотек от аттестации освобождаются следующие категории работников (п. 33):

· проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

· беременные женщины;

· женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

· работники в течение года с момента окончания повышения квалификации или переподготовки.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ также не подлежат аттестации работники:

· окончившие государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и принятые на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;

· в возрасте до 18 лет;

· с которыми заключены срочные трудовые договоры сроком до двух лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

П роведение периодической аттестации работников библиотек в соответствии с Порядком должно осуществляться аттестационной комиссией, которая является совещательным органом и действует на общественных началах (п. 15).

В аттестационную комиссию входят председатель, его заместитель, секретарь и члены, каковыми, как правило, являются:

· заместитель директора библиотеки;

· руководители структурных подразделений;

· ведущие специалисты библиотеки;

· специалист по кадрам, юрист, председатель профсоюзной организации (при наличии);

· иные работники.

Особо необходимо отметить, что при наличии выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации Порядком предусмотрено обязательное включение в состав аттестационной комиссии его представителя (п. 10). Также установлено, что по согласованию с учредителем в состав аттестационной комиссии могут включаться представители учредителя (п. 11), каковыми для большинства библиотек являются исполнительные органы государственной власти или субъектов Российской Федерации (министерства, департаменты или комитеты культуры), органы местного самоуправления (комиссии и отделы по культуре при администрации соответствующего муниципального образования).

Порядок проведения периодической аттестации работников библиотек предусматривает право работодателя, т.е. администрации библиотеки, привлекать к работе аттестационной комиссии независимых экспертов, иных высококвалифицированных специалистов из других организаций соответствующего профиля по специальности аттестуемых работников. При этом указанные лица в состав аттестационной комиссии не включаются (п. 12).

На первом заседании аттестационной комиссии избираются:

· председатель комиссии (обычно заместитель директора библиотеки);

· заместитель председателя из числа членов комиссии;

· секретарь.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые решения (п. 14).

Для проведения аттестации в каждой библиотеке необходимо подготовить локальные нормативные акты (п. 7):

· положение о проведении аттестации и формировании аттестационной комиссии;

· график проведения аттестации;

· списки аттестуемых работников;

· документы на каждого работника - представление, т.е. письменный отзыв или характеристику, и аттестационный лист предварительной оценки профессиональных и деловых качеств.

Положение о проведении аттестации и формировании аттестационной комиссии является основным локальным нормативным актом. В нём устанавливаются сроки и формы проведения аттестации, состав аттестационной комиссии и порядок её создания, категории работников, аттестуемых и не подлежащих аттестации, критерии оценки работников, система определения соответствия работника занимаемой должности путём проставления соответствующих оценок и/или баллов, количество или процент правильных ответов, определяющих успешное прохождение работником аттестации, виды решений, принимаемых по результатам аттестации, и правила их принятия, а также иные положения, способствующие, по мнению работодателя, наиболее эффективному проведению аттестации.

В положении должны быть предусмотрены чёткие и ясные критерии, позволяющие объективно оценить деловые качества работников, их знания, умения, теоретические и практические навыки. Оно разрабатывается службой по управлению персоналом совместно с администрацией библиотеки.

Примерная структура положения о проведении аттестации и формировании аттестационной комиссии

· Общие положения

· Подготовка и обеспечение аттестации

· Аттестационная комиссия, её полномочия и организация работы

· Порядок проведения аттестации

· Реализация результатов аттестации

· Заключительные положения

С положением необходимо под подпись ознакомить сотрудников библиотеки, которые будут проходить аттестацию.

В соответствии с Порядком в графике проведения аттестации указываются (п. 19):

· наименование работодателя, подразделения, в которых проводится аттестация;

· список аттестуемых лиц;

· дата, время и место проведения аттестации.

Порядком также определено, что состав аттестационной комиссии, сроки и порядок её работы устанавливаются приказом директора библиотеки (п. 8).

В соответствии с Порядком до проведения аттестации работодатель готовит и вносит в аттестационную комиссию представление-характеристику на каждого аттестуемого работника (п. 16).

В нём должны быть указаны следующие сведения (п. 17):

· фамилия, имя, отчество аттестуемого лица;

· наименование занимаемой должности на дату проведения аттестации;

· дата заключения трудового договора по занимаемой должности;

· уровень образования и (или) квалификации в соответствии с документами об образовании;

· информация о получении дополнительного профессионального образования в области библиотечного дела;

· результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

· мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных и деловых качеств, результатов профессиональной деятельности аттестуемого лица по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

В представлении-характеристике можно также отметить:

· наиболее или наименее успешно выполняемые должностные обязанности, реальные и возможные в будущем причины трудностей в работе;

· профессионализм при выполнении работы в сложных ситуациях, в условиях изменения технологии, ограничения во времени, дефицита кадров и т.п.;

· способность к разработке и внедрению инноваций (генератор идей, организатор, исполнитель);

· деловые качества и стиль личной работы (ответственность, организованность, пунктуальность, исполнительность, инициативность и т.п.);

· наличие поощрений и взысканий.

Представление-характеристику на каждого аттестуемого работника, как правило, готовит непосредственный руководитель структурного подразделения.

Каждого работника следует ознакомить с представлением-характеристикой. После этого аттестуемое лицо вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за аттестационный период (с даты предыдущей аттестации, а при первичной аттестации - с даты приёма на работу, п. 20). Это могут быть документы об образовании, о повышении квалификации, трудовой договор, должностная инструкция, портфолио и т.п.

В соответствии с Порядком представления-характеристики и график проведения аттестации доводятся до сведения аттестуемых лиц под их личные подписи не менее чем за месяц до начала аттестации (п. 18). Если аттестуемое лицо отказывается от ознакомления с представлением и графиком проведения аттестации, то составляется акт, который подписывают работодатель и не менее двух работников (п. 21).

Нарушение работодателем данной обязанности может повлечь признание проведения аттестации незаконным, поэтому желательно зафиксировать обязанность работника проходить аттестацию в трудовом договоре.

На каждого работника также составляется аттестационный лист предварительной оценки его профессиональных и деловых качеств.

РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ АТТЕСТАЦИИ

П орядком установлено, что аттестация работника проводится в его присутствии (п. 22). Если сотрудник не является на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине, то аттестация переносится на другую дату. При этом в график проведения аттестации вносятся соответствующие изменения. Если работник не является на заседание комиссии без уважительной причины, то аттестация проводится в его отсутствие.

В ходе заседания аттестационная комиссия рассматривает представленные документы о профессиональной деятельности, выслушивает сообщение самого работника, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя. В целях объективности после рассмотрения представленных аттестуемым лицом дополнительных сведений, характеризующих его профессиональную деятельность, комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание (п. 24).

Как уже отмечалось, каждая библиотека принимает собственные программы аттестации. В современной практике можно выделить следующие формы проведения традиционной аттестации:

· устная в виде индивидуального собеседования;

· устная в виде коллегиального собеседования;

· письменная в виде тестов, выполняемых работниками.

Аттестация может проходить в несколько этапов в соответствии с графиком.

Первый этап - анкетное тестирование каждого сотрудника по специальным вопросам (проверка профессионализма).

Второй этап - тестирование компьютерных знаний и умений сотрудника (работа в текстовом редакторе, проведение поиска в сети Интернет, составление таблиц, презентаций, знание программ библиографического описания и обработки изданий МARC, «Алеф», OPAK Global и др.).

Третий этап - на основе предварительной оценки профессиональных качеств работника по итогам двух этапов тестирования аттестационная комиссия беседует с ним, рассматривает его представление-характеристику и высказывает свои предложения.

Согласно Порядку решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого лица открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов аттестуемое лицо признаётся соответствующим занимаемой должности. Если работник состоит в аттестационной комиссии, то на период аттестации его членство приостанавливается (п. 26).

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей её членов (п. 23).

Результаты аттестации заносятся в протокол, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствовавшие на заседании (п. 27).

Порядком предусмотрено, что протокол вместе с представлением-характеристикой, а также дополнительными сведениями, характеризующими профессиональную деятельность, и представленными аттестуемым лицом самостоятельно документами, хранится у работодателя (п. 28).

В течение двух рабочих дней на сотрудника, прошедшего аттестацию, секретарь аттестационной комиссии готовит выписку из протокола, содержащую фамилию, имя, отчество, наименование должности, дату заседания аттестационной комиссии, результаты голосования и принятое решение. Выписка хранится в личном деле аттестуемого лица (п. 29). В течение трёх рабочих дней после составления выписки из протокола работодатель под личную подпись знакомит с ней работника (п. 30).

В соответствии с Порядком аттестационная комиссия вправе направить работодателю рекомендации о возможности назначения на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности (п. 31).

По итогам аттестации комиссия вправе направить работодателю мнение о целесообразности проведения дополнительной профессиональной подготовки работников либо о получении ими дополнительного профессионального образования в области библиотечного дела (п. 32).

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УДАЛЁННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Н овая система удалённой аттестации разработана Министерством культуры РФ в 2014 г. в ходе выполнения НИР «Методика оценки информационной грамотности библиотекаря, работающего в условиях цифровой среды». Опубликована на официальном сайте ведомства: www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2015/21_01_2015_2.rar .

В будущем для проведения удалённой аттестации планируется создать единый общероссийский центр или несколько региональных на основе федерального финансирования.

Процедура проведения удалённой аттестации предполагает:

· направление библиотекой заявки на сайт единого центра аттестации;

· согласование профиля проверки: полная или частичная, плановая или внеплановая; даты и времени выполнения тестовых заданий;

· заключение типового договора;

· сообщение библиотекой кратких данных о каждом аттестуемом работнике, включая адрес электронной почты;

· формирование центром на основе этих сведений каждому аттестуемому работнику логина и пароля для входа в программную оболочку и определение строго отведённого времени для прохождения аттестации;

· организацию со стороны библиотеки строгого контроля над тем, чтобы задания выполняли именно те работники, которые заявлены на аттестацию.

На выполнение задания отводятся четыре часа. Аттестуемый работник должен выполнить более 500 тестов, которые распределены по четырём модулям: общекультурная подготовка, цифровая грамотность, обще- и узкопрофессиональная подготовка.

Общекультурная подготовка предполагает эрудицию работника в самых разных областях знания: литература, архитектура, искусство, история, естествознание, астрономия и т.д. Библиотекарь - интеллигентный человек!

Цифровая грамотность - это умение сотрудника пользоваться компьютером, Интернетом, операционными системами. Библиотекарь - компьютерный пользователь!

Тест общепрофессиональной подготовки выявляет, владеет ли работник библиотечной терминологией, основными положениями отраслевых законов, правилами каталогизации, методикой комплектования, учёта и обработки документов, организацией справочно-информационной деятельности и т.д. Библиотекарь - высококвалифицированный специалист!

Узкопрофессиональная подготовка - квалификация работника в соответствии с профилем его работы: комплектование и каталогизация, информационно-библиографическая деятельность, обслуживание пользователей, организация массовых мероприятий и т.п. Библиотекарь - знаток своего дела!

По итогам удалённой аттестации каждому работнику выставляется оценка в баллах. Итоговый результат должен составлять не менее 50%: тогда аттестация считается пройденной. Если работник выполнил 60–74% заданий верно, то аттестация пройдена на «хорошо»; более 75% правильных ответов соответствуют оценке «отлично».

В настоящее время проект удалённой профессиональной аттестации обсуждается, апробируется и тестируется, разрабатываются и утверждаются программы и процедуры аттестации, образцы тестовых заданий.

ВИДЫ РЕШЕНИЙ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

В соответствии с Порядком по результатам аттестации в отношении каждого из работников в зависимости от оценок, полученных им в процессе аттестации, комиссия может принять одно из следующих решений (п. 25):

· о соответствии занимаемой должности;

· о соответствии занимаемой должности при условии получения дополнительного профессионального образования в области библиотечного дела;

· о несоответствии занимаемой должности.

По итогам аттестации издаётся приказ о назначении работников на соответствующие должности и заключении с ними трудового договора либо приказ о расторжении трудового договора с работниками, не прошедшими аттестацию.

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С РАБОТНИКАМИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИЕЙ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О НЕСООТВЕТСТВИИ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ

К ак уже отмечалось, соответствие квалификации и фактически выполняемых работником обязанностей квалификационным характеристикам определяется аттестационной комиссией в процессе проведения аттестации. Трудовым кодексом РФ (п. 3 ч. 1 ст. 81) предусмотрено увольнение работника как не соответствующего занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации. Увольнение без проведения указанной процедуры недопустимо. Если по данному основанию должен быть уволен работник, являющийся членом профсоюза, необходимо учесть мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 373).

Трудовым кодексом РФ установлено, что при прохождении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работника, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации (п. 3 ст. 82).

Следует иметь в виду: если работодатель полагает, что работник не соответствует занимаемой должности в связи с отсутствием у него образования и/или квалификации, то он должен располагать весомыми и обоснованными доказательствами, подтверждающими данную позицию.

Если по результатам проведения аттестации комиссией выявлено несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации и работодатель планирует прекратить трудовые отношения, то он обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу, как соответствующую квалификации работника, так и нижеоплачиваемую, которую работник может выполнять с учётом его состояния здоровья (ч. 3 ст. 81). Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При письменном согласии работника с переводом на другую должность оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору и работодатель издаёт соответствующий приказ. В трудовой книжке и личной карточке работника формы Т-2 производятся надлежащие записи.

Если работник не согласен с переводом на другую работу и/или соответствующие вакансии у работодателя отсутствуют, то он может принять решение о расторжении трудового договора. В этом случае издаётся приказ и в трудовую книжку вносится запись следующего содержания:

«Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации, п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ».

В случае возникновения трудового спора работодатель обязан представить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и личных деловых качеств в форме аттестации и что по результатам аттестации может последовать увольнение.

Как следует из апелляционного определения Мосгорсуда от 24 февраля 2015 г. по делу № 33-639/15, факт ознакомления работника с приказом работодателя о проведении аттестации не свидетельствует об ознакомлении работника с соответствующим локальным нормативным актом - положением, регламентирующим проведение аттестации. В связи с этим работодателю нужно иметь неоспоримые доказательства, подтверждающие ознакомление работника под подпись со всеми документами, определяющими порядок проведения аттестации.

Также необходимо учитывать, что в случае отсутствия в локальном нормативном акте пунктов, регламентирующих сроки и порядок проведения необходимой разъяснительной и подготовительной работы, организуемой работодателем с целью информирования работников о задачах, условиях и формах проведения аттестации, а также с целью выявления максимально объективной картины деятельности аттестуемого работника, при возникновении трудового спора суд может указать на неосуществление работодателем необходимых действий и вынести решение в пользу работника.

Следует отметить, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ трудовой договор по данному основанию нельзя расторгнуть в период временной нетрудоспособности работника или в период его пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81), с женщинами, находящимися в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, с одинокими матерями, воспитывающими ребёнка в возрасте до 14 лет (ребёнка-инвалида до 18 лет), с другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери (ст. 261). Запрещается также переводить работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья, при наличии справки из медицинского учреждения (ч. 4 ст. 72¹).

Литература

1. Журавлёва Т. Аттестация персонала // Независимый библиотечный адвокат. – 2013. – № 4. – С. 3–11.

2. Мухамедиев Р. Новую систему осваиваем на практике // Независимый библиотечный адвокат. – 2012. – № 2. – С. 11–16.

3. Мухамедиев Р. Критерии оценки труда // Независимый библиотечный адвокат. – 2014. – № 1. – С. 1–10.

Область деятельности
Библиотекарь работает в библиотеках разного профиля, культурно-просветительных учреждениях и других организациях, имеющих библиотеку. Библиограф работает в публичных и научных библиотеках, в библиотеках при вузах, в отделах научно-технической информации на производстве или в НИИ, в патентных бюро и отделах.

Содержание труда
Библиотекарь проводит индивидуальную работу с читателями, оказывает им помощь в выборе информационных источников: организует массовые досуговые и образовательные мероприятия, в том числе тематические литературные конференции, книжные выставки: комплектует книжный фонд, ведет учет библиотечного фонда и др.
Библиограф организует работу библиотек, справочно-библиографических и научно информационных служб, создает справочно-информационные фонды (СИФ), производит их техническую и научную обработку, изучает читательский спрос на литературу, проводит экспертизу научной и технической документации, составляет каталоги. Работа библиографа состоит в подготовке информации о произведениях печати и предоставлении этой информации читателям в соответствии с их запросами. Библиограф постоянно анализирует печатные издания и в специальных обзорах кратко излагает их суть.

Должен знать:

  • основы библиотечного дела и библиографии;
  • основные библиотечные технологические процессы;
  • основы информационных технологий для организации деятельности медиацентров в условиях библиотек;
  • теоретические и методические основы формирования информационной культуры;
  • формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями;
  • основы трудового законодательства;
  • правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Должен уметь:

  • обслуживать читателей в части консультирования, подбора информационных источников, оформления результатов обслуживания;
  • организовывать выставки, культурно-просветительные мероприятия, кружки и клубы различной тематики;
  • создавать и обслуживать электронные каталоги, Интернет-сайты;
  • предоставлять услуги по обработке информации на традиционных и электронных носителях;
  • заполнять необходимую документацию, в том числе на получение новых книг.

Профессионально-важные качества

  • хорошая память;
  • достаточно быстрое чтение
  • усидчивость, умение сосредотачиваться на одной деятельности, способность к быстрой смене деятельности (при непрерывном потоке посетителей);
  • владение информационными технологиями;
  • коммуникабельность, вежливость, отзывчивость, способность отстоять собственное мнение без споров и оскорблений, умение слушать и слышать людей, непредвзятость;
  • ответственность, пунктуальность, точность;
  • эмоциональная уравновешенность;
  • эстетическое чувство красоты;
  • начитанность, любознательность;
  • креативное мышление, творческий подход к работе.

Медицинские противопоказания:

  • хронические болезни легких с дыхательной недостаточностью II стадии;
  • бронхиальная астма, тяжелое течение;
  • деформация грудной клетки и позвоночника III¬IV степени с выраженным нарушением функции органов грудной клетки;
  • стойкие посттравматические, дегенеративные, воспалительные изменения крупных суставов верхних конечностей со значительным ограничением движений;
  • выраженное снижение остроты слуха;
  • заикание (логоневроз) высокой степени;
  • значительное снижение остроты зрения.

Примеры профессий, входящих в данную базовую группу:
Библиотекарь
Библиограф
Документовед
Инженер по научно-технической информации.

Пути получения профессии

ГБПОУ КАИТ № 20 Москва

Как написать характеристику. Что такое Характеристика работника

Характеристика - это официальный документ с отзывом о служебной, общественной деятельности определенного человека. Характеристика представляет собой краткое описание трудового пути работника, его деловых и нравственных качеств, его трудовой и общественной деятельности. Любой соискатель, имея грамотно составленную характеристику с предыдущего места работы, может претендовать на высокооплачиваемую конкурентную вакансию. Характеристика составляется представителем администрации и подписывается руководителем предприятия, заверяется печатью.
Характеристика составляется представителем администрации и подписывается руководителем предприятия, заверяется печатью. Лицо, подписавшее
характеристику, несет ответственность за ее достоверность. Характеристика в основном состоит из следующих сведений:

1) имя, отчество и фамилия сотрудника;
2) дата рождения;
3) образование, полученное сотрудником, какие учебные заведения где и
когда окончил;
4) место работы, откуда предоставляется характеристика, с указанием
должностей, которые занимал сотрудник за время работы в данной
организации, и обязанности, которые должен был выполнять он на этих
должностях;
5) отображаются положительные качества работника (деловые и личные);
даются сведения о наградах и поощрениях;
6) сведения о курсах повышения квалификации, которые проходил сотрудник, а
также об участии его в проектах компании;
7) указывается, для каких целей и для какой организации дается
характеристика.

И тут следует отметить, что в зависимости от цели составления и использования, характеристика работника подразделяется на:
- внутренняя характеристика работника - предназначенная для использования внутри организации;
- внешняя характеристика работника - составляемая по запросам сторонних (относительно организации) субъектов и предназначенные для применения за пределами организации.

Образец характеристики
Образец характеристики сотрудника (водитель)
Образец характеристики сотрудника (бухгалтер)
Образец характеристика работника (общий шаблон)
Производственная характеристика

Внутренняя Характеристика работника
Внутренняя характеристика работника составляется в определённых случаях и основания составления подобных характеристик должны быть определены в локальных нормативных актах.

Внутренняя характеристика работника составляется (преимущественно) в следующих случаях:
при решении вопросов о переводах на вакантные должности,
о применении мер поощрения или дисциплинарного воздействия,
об определении соответствия работника занимаемой должности или
выполняемой работе (в ходе аттестации),
о поручении работнику новых обязанностей (например, руководства новым
проектом),
о направлении в длительную и ответственную служебную командировку и т.д.

Внутренняя характеристика работника оформляется и составляется исходя из общих правил и рекомендаций. Однако во внутренних характеристиках больший акцент должен быть сделан на трудовой деятельности работника.
В зависимости от цели составления характеристики в ней помимо качеств работника могут приводиться оценка творческого потенциала работника, выводы о его стремлениях, ожиданиях и притязаниях (например, на карьерный рост), рекомендации по использованию его качеств и т.д.

Нередко внутренняя характеристика работника является составной частью других документов, например, представлений. Так как внутренняя характеристика работника составляется исключительно для внутреннего пользования, то указывать в ней место представления не нужно.
В некоторых случаях возникает необходимость в указании должностного лица, по просьбе (требованию) которого составлена характеристика.

Внешняя Характеристика работника
Внешняя характеристика работника составляется по просьбе самого работника (для представления по месту запроса), требованиям государственных и иных органов, сторонних организаций. Внешняя характеристика работника составляется (преимущественно) в следующих случаях:
решение бытовых вопросов - к ним можно отнести: поступление работника в
учебное заведение, получение кредита и прочее;
решение вопросов, связанных с принятием в отношении работника государственным (в т.ч. юрисдикционным) или муниципальным органом
властного решения - к ним можно отнести: о выдаче различных разрешений, применении в отношении работника мер государственного воздействия (награждения или наказания) и прочее.

Наиболее сложным для сотрудника кадровой службы является составление внешней характеристики работника, затребованной адвокатами, органами (должностными лицами), в производстве которых находится дело о правонарушении, совершение которого вменяется работнику, судами (судьями).

Во всех случаях привлечения работника к административной или уголовной ответственности суд и орган, уполномоченный на применение административных наказаний, при разрешении дела и назначении наказания должны учитывать личность виновного, его имущественное положение и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Для этого они наделены правом истребовать сведения, характеризующие работника, его семейное и имущественное положение, другие. В большинстве случаев в документах с требованиями представить необходимые сведения не указывается, какая именно информация нужна суду или иному юрисдикционному органу. Ввиду этого, сотрудник кадровой службы в лучшем случае может посоветоваться с адвокатом или самим работником, а в худшем - должен самостоятельно определить, какие сведения необходимы запрашивающему внешнюю характеристику работника.

Как написать характеристику сотрудника
Как написать характеристику сотрудника? Что необходимо указать в характеристике сотрудника? Этими вопросом задаются многие кадровики при возникновении подобной необходимости.

Несмотря на то, что для написания характеристики не существует формальных, официальных бланков, не нужно "изобретать велосипед"! поскольку существует определённый стандарт, придерживаясь которого, можно составить грамотную характеристику сотрудника.

Во первых , необходимо решить: для каких целей составляется характеристика сотрудника?
Во вторых , не стоит забывать, что характеристика сотрудника при написании имеет ряд существенных отличий от написания того же самого рекомендательного письма, для потенциального работодателя сотрудника.

Как правило, в характеристике сотрудника приводится оценка работника как специалиста, оценка его профессиональной деятельности, деловых и личных качеств.

Характеристика сотрудника излагается от 3-го лица настоящего или прошедшего времени (окончил, работал, выполняет, имеет). Оформляется характеристика сотрудника на стандартных листах бумаги формата А4, подписывается, как правило, несколькими лицами, например руководителем (или заместителем) организации и руководителем службы персонала (или руководителем подразделения, в котором работает работник).

Характеристика сотрудника состоит из нескольких частей:
заголовочная часть;
анкетные данные о сотруднике;
данные о трудовой деятельности сотрудника;
оценка деловых и личных качеств сотрудника;
заключительная часть.

Итак, обо всём по порядку.

В заголовочной части характеристики сотрудника указывается:
название документа (ХАРАКТЕРИСТИКА),
название организации,
должность сотрудника,
фамилию, имя, отчество работника (полностью).

В анкетных данных характеристики сотрудника указывается:
фамилию, инициалы работника (имя и отчество полностью уже можно не повторять),
год рождения,
образование (при этом указывается, какие учебные заведения, где и когда
окончил работник), специальность (профессию), ученую степень и звание (если они имеются).
Как правило, эта часть характеристики оформляется как первый абзац текста.

В данных о трудовой деятельности сотрудника указывается характеристика трудовой деятельности работника:
с какого года и в какой должности начал свою трудовую деятельность
работник в данной организации (допускается указывать, в каких
организациях и на каких должностях работник работал до поступления в данную организацию),
указывается, на какие должности и в какие подразделения переводился работник, то есть дается краткая информация о его карьерном росте,
в этой же части содержится характеристика результатов трудовой деятельности работника: перечисляются наиболее значимые результаты его работы (какими работами руководил или в каких работах принимал участие,
какие работы выполнил самостоятельно), здесь же могут даваться сведения о повышении квалификации, получении дополнительного образования, второй профессии, переквалификации и др.

В качестве деловых и личных качеств сотрудника указывается оценка профессиональной компетентности работника, его деловых качеств,
работоспособности, психологических и этических качеств:
Оценивая профессиональную компетентность работника, следует обратить внимание на наличие у него опыта, уровень его профессиональных знаний,
знание законодательных и иных нормативных правовых документов, эрудицию, наличие интереса к зарубежному опыту, способность к самообразованию, знание собственных прав и обязанностей и др.

Деловые качества работника проявляются в его способности устанавливать и поддерживать деловые отношения с коллегами, руководством, сотрудниками других компаний; в способности осуществлять руководящие функции или вести аналитическую работу, заниматься планированием работы, осуществлять контроль за выполнением работ и др.

Работоспособность работника оценивается по тому, насколько активен он при выполнении порученных обязанностей, по умению организовывать трудовой процесс и выполнять работу качественно и в установленные сроки, по поведению в сложных ситуациях, по способности брать на себя
ответственность за результаты работы, по эффективности принимаемых решений или результатов работы.

Личные качества работника проявляются в его взаимоотношениях с коллегами (доброжелательность, коммуникабельность), в уровне общей культуры
работника, его психологических качествах. В этой же части характеристики дается информация о формах поощрения работника, имеющихся у него наградах или взысканиях.

Оценивая качества работника, очень важно правильно расставить акценты, по возможности точно определить уровень знаний и навыков работника.
Естественно, что в одном случае уровень знаний, опыта, навыков можно оценить как «очень хороший» или «высокий» (например, имеет большой опыт, имеет высокий уровень знаний, обладает глубокими знаниями), в другом случае как «достаточный» (например, имеет достаточный опыт, имеет
достаточные знания), в третьем случае как «не очень достаточный», «небольшой» (например, недостаточно хорошо знаком с вопросами…, имеет недостаточно глубокие знания…), в четвертом случае как «отсутствие знаний, опыта, навыков и т.д. (например, не имеет опыта в области…, не обладает навыками… и др.).

В заключительной части характеристики сотрудника указывается цель составления характеристики (характеристика составлена для представления в…).

Характеристика сотрудника может подписываться и одним лицом – руководителем организации, в этом случае необходимо, чтобы на экземпляре характеристики, остающемся в организации, были визы руководителя подразделения, в котором работает сотрудник, и руководителя службы персонала. Подписи удостоверяются печатью организации. Дата выдачи характеристики проставляется внизу, под подписями слева. Характеристика составляется в двух экземплярах: один для передачи (отправки) по назначению, второй (копия) остается в организации.

В характеристике необходимо отразить наряду с высокими производственными показателями и безупречность выполнения поручений, и моральный облик, и человеческие качества.

Виды характеристик

Если появляется необходимость отметить специалиста на местном уровне - в ведомстве, в городе - понадобится пример характеристики для награждения почетной грамотой внутреннего вида. Здесь преобладает свободный способ письма, учитывающий, однако, специфические требования к языку, к порядку изложения и структуре построения текста. Если представление сотрудника планируется к награде государственной, тогда необходим пример характеристики для награждения почетной грамотой внешнего вида.

Здесь всё строго: действуют общие правила, используются узаконенные стандарты делопроизводства. Хотя - оба эти примера по сущности являются позитивными служебными рекомендательными письмами. Единый образец составления такого документа отсутствует, а потому пример характеристики для награждения почетной грамотой требует только общих правил написания и оформления, поскольку является деловой бумагой.

Общие правила

Все документы составляются согласно общепринятому принципу. Любой пример характеристики для награждения почетной грамотой министерства или ведомства, даже администрации президента должен быть написан официально-деловым стилем, где последовательно, но кратко и точно изложено содержание. Информация должна быть подана от третьего лица в настоящем и прошедшем времени. В характеристике необходимо указать название данного документа, затем анкетные данные о представленном к награде сотруднике.


После этого оценивается его профессиональная и служебная деятельность, описываются деловые и моральные качества этого человека. Завершается характеристика указанием цели написания данного документа и его назначения. Внизу ставится дата оформления документа с фамилиями и инициалами должностных лиц, которые завизируют документ. Пример характеристики для награждения почетной грамотой министерства будет существенно отличаться от любого другого образца, который не предназначен для выхода за пределы учреждения, где трудится данный сотрудник.

Оформление

Для оформления характеристики нужен фирменный бланк (бумага формата А4). Рекомендацию может создать как непосредственный руководитель награждаемого работника, так и сотрудник отдела кадров. Бывает так, что такое поручение получает сам претендент на награду.

Подписи на оформленном бланке ставят руководители организации, генеральный директор, заверяется характеристика печатью данного предприятия. Составить официальную характеристику для министерства даже проще, чем любую другую, поскольку для документов внешнего типа есть Государственный стандарт с унифицированными правилами оформления и готовыми необходимыми реквизитами. Это почти готовая характеристика для награждения почетной грамотой.

Пример

Учителя, например, характеризуют так. «Шапка» бланка уже готова, где указано, что документ предназначается для отправки в Минобрнауки РФ для того, чтобы наградить почётной грамотой министерства, например, Иванова Петра Сидоровича. Вписать нужно только фамилию и имя с отчеством, год или полную дату рождения. Нужно сказать, что этот образец - характеристика для награждения почетной грамотой - пример, вполне годный для многих родственных профессий: библиотекаря, методиста, художника, музыканта и т.д.

Далее следует строка, где должно быть отражено образование. Например: высшее, окончен с отличием МГПУ в 1978 году по специальности физика с присвоением квалификации учителя средней школы. Общий стаж - тридцать один год. Педагогический - также тридцать один. Стаж работы в данном учреждении, например, двадцать пять лет. Далее перечисляются научные труды и методические разработки, которые были созданы Ивановым Петром Сидоровичем за долгие годы работы. Их желательно указать по датам публикаций. (Так же точно составляется характеристика для награждения почетной грамотой воспитателя, пример полностью подходит.)

Дальнейшее оформление

Перечисление оформляется примерно так:

Бесплатная юридическая консультация:


1. 1979 год. «Методика дидактического и психологического сопровождения при обучении детей физике».

2. 1983 год. «Лабораторные занятия как механизм приобщения детей к исследованиям в области физики».

Характеристика библиотекаря для награждения почетной грамотой пример будет иметь другой в этом плане, поскольку род занятий отличается, и научные работы наверняка были написаны на другие темы. Это касается и любой иной специализации. Следующий пункт характеристики, направляемой в министерство, содержит данные о наградах, поощрениях и полученных званиях.

Они наверняка все перечислены в материалах личного дела и трудовой книжке, что и нужно аккуратно, по датам, перенести в соответствующую графу: учитель-методист, присвоена высшая категория, грамоты, благодарности, дипломы и тому подобное. Относительно каждой награды должны быть даны пояснения - за какие именно заслуги она получена.

Личные данные

В графе, относящейся к семейному положению, нужно отметить, например: женат, имеет четверых детей. Далее следует текст свободного изложения. Дата начала работы Иванова Петра Сидоровича в школе (указать номер), в данный период времени проявил себя педагогом-новатором, активно вёл научную и методическую деятельность, совершенствовал педагогическое мастерство, пользовался огромной любовью школьников к предмету, которую ему удалось разбудить. Много времени посвящал решению вопросов обучения точным наукам детей с нарушениями развития, постоянно составлял индивидуальные программы, совершенствовал учебные и методические материалы.

Бесплатная юридическая консультация:


Его разработки были опубликованы тогда-то и там-то (указать электронные и печатные издания). Знаниями и педагогическими умениями охотно делится на методических и педагогических советах, педагогических конференциях. Благодаря отзывчивости Петра Сидоровича и у других преподавателей уроки проходят на должном уровне с хорошим усвоением материала. Также много он работает с родителями, помогая решить все встающие на пути ребёнка к знаниям социальные и гуманитарные проблемы.

Вывод

Иванов Пётр Сидорович пользуется огромным уважением своих коллег, любовью воспитанников и их родителей. Именно поэтому коллектив школы рекомендует Иванова П.С. к награждению Почётной грамотой от Министерства образования и науки. Далее - подписи и печать. Залогом успешного получения Ивановым Петром Сидоровичем заслуженной награды станет грамотно составленная характеристика для награждения почетной грамотой.

Пример медсестры, работающей в школьном медицинском пункте, будет отличаться от примера учителя физики лишь содержанием некоторых пунктов, касающихся профессиональной деятельности. Это же касается любого сотрудника в системе образования.

Другие профессии

Почти так же составляется характеристика водителя для награждения почетной грамотой. Пример не будет содержать данных о методической работе, поскольку она водителя школьного автобуса не касается. Вместо этого нужно отразить надёжность его профессиональных навыков, стремление к овладеванию новыми техническими знаниями, умение общаться с детьми и так далее.

В системе образования практически ничем не будет отличаться любая характеристика для награждения почетной грамотой. Пример: бухгалтер, работающий где-нибудь в городском управлении народного образования. Точно так же этот человек далёк от учебного и воспитательного процесса, не пишет методических разработок. В этой графе должны быть указаны безотказная работа и конкретные профессиональные достижения.

Бесплатная юридическая консультация:


Внутренняя характеристика

Такие характеристики предназначены для награждения работников внутри предприятия или организации, что в обязательном порядке должно отражаться в записях трудовой книжки. Сотрудник, которого решено представить к награждению, уже достиг видимых успехов в течение трудовой деятельности, которые характеристика отражает во всех подробностях.

Прежде всего, обозначаются те личные качества, которые помогли работнику идти к поставленной цели, затем перечисляются по датам те профессиональные достижения, которые решено отметить почётной грамотой. Решение о награждении принимает директор или начальник учреждения или предприятия. Составляет характеристику он сам, если предприятие небольшое. Если же в учреждении имеется отдел работы с персоналом, это поручается специалистам. Строгих правил для составления характеристики для внутреннего пользования не существует, здесь вполне действителен и документ, написанный от руки.

В юриспруденции

Твёрдо установленной формы не имеет и характеристика для награждения юриста почетной грамотой. Пример составления может быть взят за основу из предложенных выше. Естественно, это не касается наградных документов, предоставляемых за пределы учреждения - в министерство или ещё выше, для них форма существует незыблемо. А для внутренней характеристики важно вкратце рассказать о трудовых обязанностях, о компетентности данного специалиста в решениях правовых проблем на предприятии, его роль в процессах суда, если они случились.

Подписывает характеристику руководитель данной компании, затем она заверяется круглой печатью. Название документа, то есть слово «Характеристика» помещается вверху по центру листа А4. Первый абзац чаще всего знакомит с личными данными юриста так же, как прописано в характеристике для учителя физики: имя, отчество, фамилия, дата рождения, образование, сведения о трудовой деятельности. Далее - конкретный материал о причинах награждения с перечислением успехов и личных качеств.

Детали

В официальном документе нельзя сокращать слова. Анкетные данные указываются всегда до описания личных и профессиональных качеств представленного к награде работника. После анкетных данных следует указать конкретно место учёбы и пройденные курсы повышения квалификации - с датами, если они были. Деятельность сотрудника характеризуется согласно ситуации на предприятии.

Бесплатная юридическая консультация:


В информации о трудовом стаже, где обязательно должна быть дата зачисления сотрудника в штат, отмечены повышения по службе, перечислена смена должностей, нужно охватить не только деятельность на данном предприятии, но и всю остальную, если она была в других местах. Последние передвижения по службе и достижения сотрудника главенствуют в характеристике, но она должна как можно более полно отражать весь трудовой путь.

Деловые качества

Главная часть этого документа - оценка профессионализма и деловых качеств данного сотрудника. Уровень умений, применение теоретических знаний, построение взаимоотношений в коллективе, командная работа, обязательность и другие способности сотрудника - всё это должно иметь явно положительный характер в описании.

Помимо деловых качеств необходимо остановиться и на личностных: насколько хорошо человек ладит с коллективом, каков уровень его стрессоустойчивости, самоконтроля во время возникновения конфликтов. Можно написать о его отзывчивости, о моральных качествах и стремлении к взаимопомощи, перечислив все поощрения, которые имели место.

Отличия в делопроизводстве

Такой вид представлений, как характеристика к поощрению, распространён повсеместно и предусмотрен в кадровом делопроизводстве огромного числа государственных органов и крупных организаций. Поэтому такой документ отнюдь не всегда составляется целиком и полностью с нуля. Существуют инструкции к делопроизводству, и в каждой компании они имеют собственные, отличные от других формы, как все локальные нормативные акты конкретной организации.

В некоторых учреждениях подготовка такого представления к награждению имеет значительно более длинный путь, включая составление писем-ходатайств, заполнение наградных листов и многое, многое ещё. Бывает и так, что система поощрения предусматривает согласование представлений, которые составляются непосредственными руководителями. Их рассматривают и кадровые службы, и разнообразные комитеты и комиссии, после чего представление сотрудника к награде почётной грамотой визирует генеральный директор.

Бесплатная юридическая консультация:

Руководство по составлению характеристики на сотрудника для награждения: 6 ключевых моментов

Процедура награждения специалиста знаком отличия связана с подготовкой определённых документов. Среди них важное место занимает характеристика для представления работника к награждению. Итак, как правильно составить характеристику на сотрудника для награждения почетной грамотой?

Что такое характеристика для награждения почетной грамотой?

Руководство по самостоятельному расчету рентабельности предприятия с примерами - здесь.

Виды характеристик на сотрудника

При необходимости отметить работника в пределах ведомства, города, составляется внутренняя характеристика на сотрудника для награждения почетной грамотой. Способ записи свободный, но с учётом специфических требований к языку, структуре и порядку изложения мыслей.

По форме и содержанию обе характеристики – это служебные рекомендательные письма позитивного свойства.

Бесплатная юридическая консультация:


Что представляет собой положительная характеристика с места работы и как ее правильно составить, вы можете узнать по ссылке.

Образец правильного оформления характеристики.

Характеристика для награждения почетной грамотой: образец и порядок составления

Единого образца создания наградного документа нет. Исполнитель руководствуется общими правилами написания, требованиями к оформлению деловой бумаги.

Общие правила составления текста

  1. Текст пишется в официально–деловом стиле речи. Содержание излагается кратко, точно, последовательно.
  2. Информация сообщается в настоящем, прошедшем времени от третьего лица.
  3. В характеристике указываются:
  • название документа,
  • анкетные сведения о сотруднике,
  • оценка профессиональной или служебной деятельности,
  • описание деловых и моральных качеств человека,
  • цель написания документа, его назначение,
  • дата оформления,
  • фамилия, инициалы должностных лиц, завизировавших документ.

Как правильно сшивать документы? Пошаговая инструкция с фото содержится в нашей новой статье по ссылке.

Требования к оформлению документа

  1. Характеристика изготавливается на бумаге формата А4, фирменном бланке.
  2. Создаёт рекомендацию руководитель низшего ранга, хорошо знающий работника. Возможно написание текста сотрудником кадровой службы, самим претендентом на награду.
  3. Документ подписывают исполнитель заказа, руководитель организации или только директор. Заверяют печатью предприятия.

Образец характеристики для награждения почетной грамотой, вы можете скачать по этой ссылке.

Бесплатная юридическая консультация:


Пример характеристики для награждения почетной грамотой:

Пример наградной характеристики.

Что такое характеристика для награждения почетной грамотой Министерства?

Он создаётся на основании Государственного стандарта Р 6., в котором даны унифицированные правила составления документов. На бланке формата А 4 указываются необходимые реквизиты.

Образец неправильного оформления характеристики.

Составные элементы бланка документа

  1. Справка об организации, выдавшей характеристику:почтовый, электронный адрес, номер телефона и другое.
  2. Название документа заглавными буквами, включающее краткое содержание характеристики.
  3. Исходящий номер, дата подписи.
  4. Анкетные сведения о сотруднике.
  5. Описание карьерного роста, качеств работника: профессиональных, деловых, личностных.
  6. Развёрнутые сведения о достижениях в осуществлении проектов, вкладах в развитие производства, инновационных разработках.
  7. Участие в симпозиумах, конференциях.

Что выгоднее открыть начинающему бизнесмену: ИП или ООО? Подробный ответ содержится в этой статье.

Бесплатная юридическая консультация:


Анкетные данные соискателя награды детализируем:

  • фамилия, имя, отчество;
  • год рождения;
  • образование, что закончил;
  • положение в семье;
  • должность, производственные обязанности;
  • стаж трудовой деятельности общий;
  • стаж на данном предприятии;
  • предыдущие награды, звания;
  • научные труды.

Что такое первичная документация, как ее правильно вести и хранить, вы можете прочесть тут.

Пример характеристики для награждения почетной грамотой бухгалтера.

Пример характеристики для награждения Почетной грамотой Министерства образования

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

СОРОЧИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 99»

Бесплатная юридическая консультация:


Оренбургская область, г. Сорочинск, ул. Процишина,21, тел. (35, е-mail:

Министерству науки и образования

ДЛЯ НАГРАЖДЕНИЯ ПОЧЁТНОЙ ГРАМОТОЙ МИНИСТЕРСТВА

Фамилия, имя, отчество: Воробьёва Светлана Павловна

Образование: высшее, окончила Челябинский государственный педагогический институт в 1977 году

Бесплатная юридическая консультация:


Специальность: русский язык и литература

Квалификация: учитель средней школы

Педагогический стаж работы: 33 года

Стаж работы в указанном учреждении: 22 года

Научные труды: «Методика психологического и дидактического сопровождения в обучении детей с ограниченными возможностями», «Проблемы интеграции детей с особыми потребностями (потребности и реальность)», «Механизм и средства образования детей с особыми потребностями».

Бесплатная юридическая консультация:


Награды, поощрения, звания: «Специалист высшей категории», «Учитель-методист». (Перечислить благодарности, грамоты, дипломы; за какие заслуги получены).

Семейное положение: замужем, имеет дочь

Воробьёва Светлана Павловна работает в средней общеобразовательной школе № 99 с 1988 года. За время трудовой деятельности проявила себя как педагог - новатор.

Научно-методическая деятельность учителя направлена на совершенствование психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания учеников со сложными нарушениями развития, на решение проблем при изучении предмета.

На основе индивидуально-дифференцированного подхода педагог составляет индивидуальные программы, разрабатывает методические, учебно-дидактические материалы, рекомендации. Разработки публикуются в печатных и электронных изданиях.

Бесплатная юридическая консультация:


Выполняя требования государственной политики в отношении детей с особыми образовательными потребностями, Воробьёва С. П. направляет свою педагогическую деятельность на предоставление таким учащимся возможностей для реализации их конституционных прав.

Благодаря искусно организованному учебно-воспитательному процессу, усвоение учащимися учебного материала на её уроках идёт на должном уровне.

Опытом работы по вопросам инклюзивного обучения Светлана Павловна делится во время выступлений на педсоветах, на заседаниях методических комиссий, педагогических чтениях, научных конференциях.

Воробьёва Светлана Павловна решает социально–гуманитарные проблемные вопросы семьи, в которой воспитывается ребенок с инвалидностью, предоставляет консультативные услуги родителям, пробуждает у них мудрость, чувство ответственности за воспитание и обучение ребёнка.

Светлана Павловна пользуется уважением и любовью у воспитанников и коллег.

Бесплатная юридическая консультация:


Характеристика библиотекаря NN

Характеристика библиотекаря NN NN работает в МУК ЦБС с. . . года - библиотекарем библиотеки - филиала N. Имеет высшее педагогическое образование, в. . . году закончила АГПИ им. Гайдара. NN за время работы в библиотеке - филиале N проявила себя как. Показать больше

Характеристика библиотекаря NN NN работает в МУК ЦБС с. . . года - библиотекарем библиотеки - филиала N. Имеет высшее педагогическое образование, в. . . году закончила АГПИ им. Гайдара. NN за время работы в библиотеке - филиале N проявила себя как человек, стремящийся в полном объеме овладеть тонкостями библиотечной деятельности. Она посещает ежемесячную учебу, учебу для молодых специалистов, регулярно занимается самообразованием. Полученные знания активно применяет в работе. Работая библиотекарем абонемента, NN быстро и качественно выполняет информационные запросы пользователей библиотеки, ведет информационно - библиографическую работу (по ее инициативе создано 5 картотек и начато ведение тематических папок-накопителей). Она находит общий язык с читателями любого возраста, особенно с детьми и их родителями, активно работает по привлечению новых читателей, обслуживает инвалидов и пенсионеров на дому. NN принимала участие в проектной деятельности библиотеки-филиала: в подготов Спрятать

Бесплатная юридическая консультация:


Методические рекомендации о порядке оформления и представления документов на награждение государственными наградами российской Федерации 2016 год

примеры характеристик на награждение государственными наградами российской Федерации

Награждение – это не просто официальная процедура, а долгая, кропотливая и ответственная работа, конечным итогом которой должен стать.

Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010.

«О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (далее – Указ-2010) с изменениями, внесенными.

Перечень нормативно-правовых актов о поощрении наградами Законодательного Собрания Нижегородской области

Бесплатная юридическая консультация:


Описание процесса электронного согласования наградных документов российской Федерации

С принятием Указа Президента РФ от 7 сентября 2010 года №1099 «О мерах пор совершенствованию государственной наградной системы Российской.

Й федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации.

Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2011 года №1099 «О мерах по совершенствованию.

Министерства образования и науки Российской Федерации формы представления и наградного листа

Людмила Михайловна – творческий, инициативный и компетентный руководитель. Она умело, грамотно решает вопросы функционирования и развития образовательного учреждения.

Дом детства и юношества включен в реестр «Всероссийская Книга Почета», как учреждение, которое своей деятельностью способствует социально–экономическому развитию городского округа «Охинский», в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

В 2010 году Дом детства и юношества стал победителем муниципального конкурса «Лучшее образовательное учреждение в городском округе «Охинский».

Под руководством Людмилы Михайловны разработаны и успешно реализуются грантовые проекты: «65 лет спустя», «И помнить страшно, забыть нельзя!», «Подвиги животных» (Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.) В рамках программы «Малые гранты – Большие дела» проект «65 лет спустя» является победителем.

Бесплатная юридическая консультация:


· творческий конкурс «В поход с Сеней», организованный в рамках программы «Что делать в ЧС» (Сахалин Энерджи»);

· областной конкурс детского художественного творчества по противопожарной тематике: «Дети – творцы безопасности» (министерство образования Сахалинской области, управление Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Сахалинской области, агентство по культуре Сахалинской области);

· ежегодный региональный молодежный экологический фестиваль «Зеленый калейдоскоп – 2010» (СООО «Экологический центр «Родник»);

· «Все просахалинено» (автономная некоммерческая организация «Гармония») и др.

Дом детства и юношества функционирует круглогодично: в течение учебного года – освоение образовательных программ, в каникулярное время – реализация программ «Каникулы», «Занятость детей и подростков», организация детей в лагерях дневного пребывания.

Ежегодно коллектив Дома детства и юношества под руководством Людмилы Михайловны Комогорцевой проводит благотворительные акции и мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей-сирот, детей-инвалидов, опекаемых детей.

Современное видение проблем дополнительного образования детей, умение реагировать на изменяющиеся потребности воспитанников и населения городского округа «Охинский» помогают педагогическому коллективу Дома детства и юношества быть востребованным и успешным на рынке образовательных услуг.

Коммуникативные способности, деловая «хватка» Людмилы Михайловны способствуют вовлечению в деятельность учреждения общественности, руководителей предприятий и организаций, представителей иностранных компаний. Коллектив зарекомендовал себя в качестве надежного партнера. Заключено более 20 договоров о сотрудничестве с организациями, предприятиями, общественными организациями (образовательные учреждения городского округа «Охинский», градообразующие предприятия, СМИ, управление по культуре, спорту и делам молодежи, «Охинская ЦРБ», Охинский Центр занятости и др.).

В решении производственных вопросов оперативна, принципиальна, требовательна, проявляет настойчивость и упорство в достижении цели.

Комогорцева Людмила Михайловна является уважаемым и авторитетным руководителем системы образования городского округа «Охинский». О ней с уважением отзываются её коллеги и родители. Её отличает тактичность, душевная доброта и справедливость. По своим морально – деловым качествам, профессиональной подготовке, соответствует критериям деловой женщины.

Неоднократно за добросовестный труд она награждалась грамотами муниципального и регионального уровней. Награждена Почётной грамотой министерства образования и науки Российской Федерации.

Характеристика педагога на награждение почетной грамотой Департамента образования

ПЕДАГОГ имеет высшее педагогическое образование. Стаж педагогической работы в должности учителя технологии и черчения 27 лет.

Учитель имеет высшую квалификационную категорию педагогического работника. В течение всей профессиональной деятельности педагог работает над повышением педагогического мастерства через изучение передового педагогического опыта в системе технологического образования, активной работы в районном методическом объединении учителей технологии, прохождение курсовой подготовки на базе ИРО г. Кирова, обмена опытом с коллегами других регионов путем участия в межрайонных семинарах, межрегиональных конференциях и через сеть Интернет. Работы по представлению педагогического опыта педагога опубликованы в сборнике участников межрегиональной конференции 2013 года «Актуальные проблемы инноваций в технологическом образовании» и на сайтах в сети Интернет. Свои знания и педагогическое мастерство подтверждает в рамках очередной аттестации педагогических работников.

В своей деятельности учитель активно использует передовые методики и педагогические технологии в процессе обучения и воспитания учащихся: элементы личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, ИКТ-технологии, технологию проектирования, являясь сторонником нововведений в процессы обучения и воспитания. Учебные занятия, проводимые педагогом, всегда методически правильно построены с учетом возрастных особенностей детей. Каждое занятие педагог строит так, чтобы оно несло ученикам что-то новое, что может помочь им постичь тайны окружающего мира и может быть применено ими на практике. К проведению учебных занятий педагогом ежедневно готовятся дидактические материалы, раздаточный материал, продумываются индивидуальные, творческие задания, упражнения на отработку и применение знаний, умений на практике, индивидуально подбираются объекты труда для каждого ученика. Девиз работы педагога - «Твори, выдумывай, пробуй», при этом отношение педагога к труду является ярким примером для обучающихся. Учитель - участник профессиональных конкурсов, предметно-методических олимпиад, педагогических проектов различного уровня:

  • перечисляются названия мероприятий и сроки участия (год, продолжительность)

Учитель через учебные занятия и занятия кружка «Рукоделие. Домовенок», который ведет уже 6 лет, стремится в каждом ученике открыть и развивать творческое начало, желание добиться высоких результатов, о чем говорят результаты участия обучающихся не только на уровне района, но и на областном и даже на Всероссийском:

  • перечисляются все награды (название мероприятия, место и др.).

Учитель - активный участник общественной жизни не только школы, но и сельского поселения. Активно принимает участие в различных мероприятиях: трудовых, спортивных, творческих, профессиональных.

С 2009 года учитель организует работу пришкольного участка. Педагог считает, что работа на пришкольном участке - это один из факторов, способствующих организации полноценного питания учащихся, созданию индивидуального облика учреждения и трудовому воспитанию учащихся. Пришкольный участок расширяется, что позволяет создать годовой запас овощей для столовой, а также часть выращенной продукции реализовать. Под руководством педагога продолжает вестись огромная работа по благоустройству цветников, изменению облика детской площадки, разработан проект по созданию большой спортивной площадки для старшеклассников с футбольным полем и полосой препятствий.

С 2008 года под руководством учителя реализуется бессрочный педагогический проект «Красивая школа». В рамках проекта ведется огромная работа по созданию уютных и комфортных условий для воспитанников дошкольной группы и учащихся на пришкольной территории.

В, учебных годах по итогам смотра-конкурса школа стала победителем районного конкурса «Красивая школа». В настоящее время работа по дальнейшей реализации долгосрочного педагогического проекта и благоустройству продолжается: облагораживаются уже имеющиеся клумбы, альпийские горки, созданы новые цветники и постройки.

На протяжении всей педагогической деятельности учитель выполняла функциональные обязанности классного руководителя. Под руководством опытного педагога в лице учителя ученики активно принимают участие во всех мероприятиях школы, занимая призовые места: предметные олимпиады, творческие конкурсы, спортивные соревнования, трудовые дела.

В общении с детьми учитель всегда придерживается доброжелательного тона, внимательно выслушивает каждого ребенка, справедливо рассудит спорные вопросы между учениками, постоянно интересуется достижениями своих учеников в домашних условиях, создает условия для индивидуального раскрытия личности каждого ученика. Учитель поддерживает тесную связь с родителями своих учеников, активно привлекает их к проведению различных мероприятий, созданию в классе комфортных условий для детей. И родители в лице учителя находят незаменимого помощника в разрешении различных педагогических ситуаций и проблем с детьми в домашних условиях.

В педагогическом коллективе педагог пользуется авторитетом и уважением со стороны коллег и работников школы.

Полный текст материала Характеристика педагога на награждение почетной грамотой Департамента образования смотрите в скачиваемом файле.

На странице приведен фрагмент.

Смотрите похожие материалы

Педагог, взявший первый класс, в начале учебного года сталкивается с проблемой знакомства не только со своими учениками, но и их родителями. Чтобы быстрее собрать информацию о семьях своих учеников и них самих, проще всего разработать анкету для родителей первоклассников и предложить заполнить ее родителям на первом классном родительском собрании или в течение первой недели обучения.

Жизнь школьника XXI века - это круговорот событий, испытание на прочность. Она существенно изменилась за последние 10 лет, в ней появились электронные дневники, гаджеты, новые активности. Тем не менее существует много способов помочь детям разобраться в этом потоке событий и вещей, и вот наиболее эффективные из них.

Decorate your mind with knowledge.

Участие в конкурсе может принять любой желающий в возрасте от 6 до 18 лет, ограничений по стране проживания нет! Конкурс бесплатный, оргвзнос отсутствует. Желающие могут заказать сертификаты участников конкурса в бумажном и электронном виде. Прием работ до 11 февраля 2018 г.

12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФСот 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Адрес редакции:, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45

Адрес учредителя:, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45

Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна

Контакты: ,

Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

История Школьного библиотекаря Краснодара интересен и необычен.
Школьному библиотекарю Краснодара повезло, она работает в самой лучшей школе №75 г. Краснодара. О её деятельности читайте

Характеристика
1. ПО УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ:
Мусаева Сажие Сетовна работает в МБОУ СОШ №75 г. Краснодара заведующей библиотекой, где проработала 25 лет. Общий стаж в библиотечной деятельности составляет 36 лет.

2. ПО УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА:
Сажие Сеитовна постоянно совершенствует профессиональное мастерство, применяет инновационные подходы к организации библиотечного обслуживания, формирует навыки самостоятельного приобретения знаний в процессе профессиональной деятельности и самообразования.

Под руководством Сажие Сеитовны учащиеся школы неоднократно становились призерами и дипломантами российских, областных и городских конкурсов.
За организацию мероприятий на высоком уровне, подготовку детей к различным конкурсам, творческий подход к работе, награждена грамотами, дипломами и сертификатами.

3. ПО УРОВНЮ ПРОДУКТИВНОСТИ:
Особое место в работе уделяет организации и проведению литературных салонов, вечеров поэзии, творческих конкурсов, мастер-классов, которые проходят с большим успехом.

Охотно делится с коллегами накопленным практическим материалом на городских семинарах: «Школа молодого специалиста», тренинг лидерства «Формы массовой работы – выставки»; «Анализ и планирование работы», "Информационные технологии".
Сажие Сеитовна, поддерживает положительный имидж библиотечного специалиста, формирует у детей и взрослых способность к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.

4. ПО УРОВНЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:
Мусаева Сажие Сеитовна наделена высоким уровнем профессиональной этики, способностью к диалоговым формам общения, доброжелательна, отзывчива и коммуникабельна в отношении с коллегами, пользуется авторитетом и уважением в коллективе.