Луначарский биография. Луначарский анатолий васильевич - биография. После Октябрьской революции

Луначарский биография. Луначарский анатолий васильевич - биография. После Октябрьской революции

российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед

Анатолий Луначарский

Краткая биография

Анато́лий Васи́льевич Лунача́рский (23 ноября 1875, Полтава, Российская империя - 26 декабря 1933, Ментона, Франция) - российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

С октября 1917 года по сентябрь 1929 года - первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР (01.02.1930).

Анатолий Луначарский родился в 1875 году в Полтаве, от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829-1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842-1914), дочери Я. П. Ростовцева. Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого, в свою очередь, - результат перестановки слогов в фамилии «Чарнолуский» (происходит от дворянского рода Чарнолусские). Так как отчим Луначарского был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки, при рождении он не получил дворянства и дослужился до дворянства на государственной службе. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.

С марксизмом познакомился ещё во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве; одним из гимназических товарищей Луначарского был Н. А. Бердяев , с которым впоследствии Луначарский полемизировал. В 1892 году как представитель гимназии был включён в состав нелегального общеученического марксистского центра, представителем от Киевского реального училища в котором был В. А. Всеволожский. Вёл пропаганду среди рабочих. В 1895 году, по окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.

В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса , а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда».

В 1896-1898 годах молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 году приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и выслан в Полтаву. В 1900 году арестован в Киеве, месяц находился в Лукьяновской тюрьме, отправлен в ссылку - сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму. В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком (в РСДРП он состоял ещё с 1895). В 1904 году, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков. Сблизился с А. А. Богдановым и В. И. Лениным; под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевиками - Мартовым, Даном и др. Участвовал в работе III (1905, выступил с докладом о вооружённом восстании) и IV съездов РСДРП (1906). В октябре 1905 года отправился для агитации в Россию. Начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, но бежал за границу. В 1906-1908 гг. вёл художественный отдел журнала «Образование».

К концу 1900-х гг. усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 году Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «Вперёд» (по названию журнала «Вперёд», издававшегося этой группой), в которую входили «ультиматисты» и «отзовисты», считавшие, что социал-демократам не место в столыпинской Думе, и требовавших отзыва социал-демократической фракции. Поскольку фракция большевиков исключила эту группу из своих рядов, в дальнейшем, вплоть до 1917 года, пребывал вне фракций. «Луначарский вернётся в партию, - говорил Ленин Горькому, - он менее индивидуалист, чем те двое (Богданов и Базаров). На редкость богато одарённая натура». Сам Луначарский отмечал о своих отношениях с Лениным (относится к 1910 году): «Мы лично не порвали отношений и не обостряли их».

Вместе с другими «вперёдовцами» участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье; для чтения лекций в этой школе приглашались представители всех фракций РСДРП. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов; был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», 1908). Развивал идеи богостроительства.

Ещё в 1907 году он участвовал в Штутгартском конгрессе Интернационала, затем - в Копенгагенском. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах, высказывался против шовинизма в искусстве.

С самого начала Первой мировой войны Луначарский занял интернационалистическую позицию, которая окрепла под влиянием Ленина; был одним из основателей пацифистской газеты «Наше слово», о которой И. Дойчер писал: «„Наше слово“ собрало замечательный круг авторов, почти каждый из которых вписал своё имя в анналы революции».

В конце 1915 года переехал со своей семьёй из Парижа в Швейцарию.

В 1917 году

Как я хотел бы, чтобы во Франции был какой-нибудь Луначарский, с таким же пониманием, такой же искренностью и ясностью в отношении политики, искусства и всего, что живо!

Ромен Роллан, 1917 г.

Известие о Февральской революции 1917 года ошеломило Луначарского. 9 мая, оставив семью в Швейцарии, он прибыл в Петроград и вошёл в организацию «межрайонцев». От них был избран делегатом Первого Всероссийского съезда Советов РСД (3-24 июня 1917 года). Выступал с обоснованием идеи роспуска Государственной Думы и Государственного совета, передачи власти «трудовым классам народа». 11 июня отстаивал интернационалистские позиции при обсуждении военного вопроса. В июле вошёл в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая жизнь», с которой сотрудничал с момента своего возвращения. Но вскоре после Июльских дней был обвинён Временным правительством в государственной измене и арестован. С 23 июля по 8 августа находился в тюрьме «Кресты»; в это время заочно был избран одним из почётных председателей VI съезда РСДРП(б), на котором межрайонцы объединились с большевиками.

8 августа на Петроградской конференции фабзавкомов выступил с речью против арестов большевиков. 20 августа стал руководителем фракции большевиков в Петроградской городской думе. Во время Корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам. С августа 1917 года Луначарский работал в газете «Пролетарий» (выходившей вместо закрытой правительством «Правды») и в журнале «Просвещение»; вёл активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата; стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ.

В начале осени 1917 года был избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы; стал членом Временного Совета Российской Республики. 25 октября на экстренном заседании Петроградского Совета РСД поддержал линию большевиков; выступил с горячей речью, направленной против покинувших заседание правых меньшевиков и эсеров.

После Октябрьской революции вошёл в сформированное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов правительство в качестве наркома просвещения. В ответ на бомбардировку большевиками исторических памятников Москвы во время вооружённого восстания во второй столице России, покинул пост наркома просвещения 2 ноября 1917 года, сопроводив свою отставку официальным заявлением в Совет народных комиссаров:

Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного, Успенский Собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что ещё будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше.

На следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал её. Был сторонником «однородного социалистического правительства», но, в отличие от В. Ногина, А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года.

После Октябрьской революции

А. В. Луначарский и скульптор Карл Зале на открытии памятника Гарибальди в Петрограде, 1919 год

По свидетельству Л. Д. Троцкого, Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков:

С В. И. Лениным на открытии памятника «Освобождённому труду», Москва, Пречистенская набережная, 1 мая 1920 года. Фото А. Савельева

Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров.

В 1918-1922 годах Луначарский в качестве представителя Реввоенсовета работал в прифронтовых областях. В 1919-1921 годах являлся членом Центральной ревизионной комиссии РКП(б). Был одним из государственных обвинителей на процессе эсеров в 1922 году. В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия.

Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу. В 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. Из протокола заседания этой комиссии от 14 января 1930 года:

Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе - неизбежен.

Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств.

Не участвуя во внутрипартийной борьбе, Луначарский в конце концов присоединился к победителям; но, по словам Троцкого, «до конца оставался в их рядах инородной фигурой». Осенью 1929 года был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР. Академик АН СССР (1930).

В начале 1930-х годов Луначарский - директор Института литературы и языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР, один из редакторов Литературной энциклопедии. Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, Бернард Шоу , Бертольт Брехт , Карл Шпиттелер, Герберт Уэллс и другими.

В сентябре 1933 года назначен полпредом СССР в Испанию, куда не смог прибыть по состоянию здоровья. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Луначарский умер в декабре 1933 года по пути в Испанию от стенокардии на французском курорте Ментона. Тело кремировано, урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Семья

  • Первая жена (1902-1922) - Анна Александровна Малиновская (1883-1959) - писательница, сестра философа и политика А. А. Богданова-Малиновского.
    • Сын - Анатолий Анатольевич (1911-1943) - писатель, добровольцем ушел на фронт, погиб при высадке десанта в Новороссийск.
  • Вторая жена (1922-1933) - Наталья Александровна Розенель (1902-1962) - актриса, переводчица, автор книги мемуаров «Память Сердца».
    • Приёмная дочь - Ирина Луначарская (1918-1991) - военный инженер-химик, журналист.
  • Надежда Сергеевна Надеждина (1908-1979), балерина. Дочь от этого внебрачного союза - Галина Луначарская (1924-?).

Братья

  • Михаил Васильевич Луначарский (1862-1929) - кадет, коллекционер книг по искусству.
  • Платон Васильевич Луначарский (1867-1904) - врач, доктор медицины, участник революционного движения 1904-1905 годов
  • Яков Васильевич Луначарский (1869-1929) - адвокат.
  • Николай Васильевич Луначарский (1879-1919) - до октября 1917 был уполномоченным от Союза городов по Киевскому району, в дальнейшем занимался общественной деятельностью. Умер от тифа в Туапсе.

Творчество

Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры - в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.

Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятие идеала жизни - свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности - эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В этой статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияние на эстетические взгляды Луначарского произвели работы немецкого философа Фейербаха и - в особенности - Н. Г. Чернышевского . Луначарский пытается построить свою теорию на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эмпириокритицизма Авенариуса). Впрочем, спустя годы Луначарский отрёкся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания.

В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературное наследие с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923). Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход.

Шарж на Анатолия Луначарского, Альберт Энгстрём, 1923 г.

Луначарский - один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение - выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.

Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них - «Королевский брадобрей» - написана в январе 1906 в тюрьме; в 1907 создана драма «Пять фарсов для любителей», в 1912 - «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из постоктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.

Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).

Сочинения

Прижизненные издания размещены в хронологическом порядке. Переиздания в список не включены.

  • Этюды критические и полемические. - Москва: «Правда», 1905.
  • Королевский брадобрей. - СПБ: «Дело», 1906.
  • Отклики жизни. - СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906.
  • Пять фарсов для любителей. - СПБ: «Шиповник», 1907.
  • Идеи в масках. - М.: «Заря», 1912.
  • Культурные задачи рабочего класса. - Петроград: «Социалист», 1917.
  • А. Н. Радищев , первый пророк и мученик революции. - Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
  • Диалог об искусстве. - М.: ВЦИК, 1918.
  • Фауст и город. - Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 1918.
  • Маги. - Ярославль: изд. Тео Наркомпроса, 1919.
  • Василиса премудрая. - Петроград: Гиз, 1920.
  • Иван в раю. - М.: «Дворец искусства», 1920.
  • Оливер Кромвель. Ист. мелодрама в 10 картинах. - М.: Гиз, 1920.
  • Канцлер и слесарь. - М.: Гиз, 1921.
  • Фауст и город. - М.: Гиз, 1921.
  • Искушение. - М.: Вхутемас, 1922.
  • Освобожденный Дон-Кихот. - Гиз, 1922.
  • Фома Кампанелла. - М.: Гиз, 1922.
  • Этюды критические. - Гиз, 1922.
  • Драматические произведения, тт. I-II. - М.: Гиз, 1923.
  • Основы позитивной эстетики. - М.: Гиз, 1923.
  • Искусство и революция. - М.: «Новая Москва», 1924.
  • История западно-европейской литературы в её важнейших моментах, чч. 1-2. - Гиз, 1924.
  • Ленин. - Л.: Госиздат, 1924.
  • Медвежья свадьба. - М.: Гиз, 1924.
  • Поджигатель. - М.: «Красная новь», 1924.
  • Театр и революция. - М.: Гиз, 1924.
  • Толстой и Маркс. - Ленинград: «Academia», 1924.
  • Критические этюды. - Л.: изд. Книжного сектора Ленгубоно, 1925.
  • Литературные силуэты. - Л.: Гиз, 1925.
  • Мораль с марксистской точки зрения. - Севастополь: «Пролетарий», 1925
  • Судьбы русской литературы. - Л.: «Academia», 1925.
  • Этюды критические (Западно-европейская литература). - М.: «ЗИФ», 1925.
  • Яд. - М.: изд. МОДПиК, 1926.
  • На Западе. - М.-Л.: Гиз, 1927.
  • На Западе (Литература и искусство). - М.-Л.: Гиз, 1927.
  • Н. Г. Чернышевский, Статьи. - М.-Л.: Гиз, 1928.
  • О Толстом, Сборник статей. - М.-Л.: Гиз, 1928.
  • Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбюса)
  • Стенограмма диспута А. В. Луначарского с Александром Введенским. - М.: изд. «Безбожник», 1928.
  • Максим Горький. - М.-Л.: Гиз, 1929.
  • Пушкин и современность. - «Красная нива», 1929, № 46.
  • Спиноза и буржуазия 1933
  • «Религия и просвещение» (rar)
  • О быте: молодежь и теория стакана воды

Книги Луначарского, изъятые из библиотек в 1961 году

  • Луначарский А. Бывшие люди. Очерк истории партии эсеров. М., Гос. изд., 1922. 82 с. 10 000 экз.
  • Луначарский А. В. Великий переворот (Октябрьская революция). Ч. 1. Изд. изд-ва З. И. Гржебина. Пг., 1919. 99 с. 13 000 экз.
  • Луначарский А. В. Воспоминания. Из революционного прошлого. [Харьков], «Пролетарий», 1925. 79 с. 10 000 экз.
  • Луначарский А. В. Гр. Гиацинт Серрати или революционно-оппортунистическая амфибия. Пг., Изд. Коминтерна, 1922. 75 с.
  • Луначарский А. В. Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян. М.-Л., Гос. изд., 1927. 134 + с. 35 000 экз.
  • Луначарский А. В. Задачи просвещения в системе советского строительства. Доклад на I Всесоюзном Учительском съезде. М., «Работник просвещения», 1925. 47 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная и пролетарская. Подготовлена к печати В. Д. Зельдовичем. Пг., «Путь к знанию», 1923. 141 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная, переходная и социалистическая. М.-Л" «Красная новь», 1924. 209 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Искусство и революция. Сборник статей. [М.], «Новая Москва», 1924. 230 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Итоги решений XV съезда ВКП(б) и задачи культурной революции. (Доклад на вузовском партактиве 18 января 1928 г.) М.-Л., «Моск. рабочий», . 72 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Культура в капиталистическую эпоху. (Доклад, сделанный в Центральном клубе Моск. пролеткульта им. Калинина.) М., Всерос. пролеткульт, 1923. 54 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Литературные силуэты. М-Л., Гос. изд., 1925. 198 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Наши задачи на фронтах труда и обороны. Речь на заседании Совета рабочих, крестьянских и красноармейских и казачьих депутатов 18-го августа 1920 г. в Ростове на Дону. Ростов на Дону, Гос. изд., 1920. 16 с.
  • Луначарский А. В. Очередные задачи и перспективы народного образования в республике. Свердловск, 1928. 32 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Очерки марксистской теории искусств. М., АХРР 1926 106 с 4 000 экз.
  • Луначарский А. В. Партия и революция. Сборник статей и речей. ГМ.1, «Новая Москва», 1924. 131 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Просвещение и революция. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1926. 431 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Пять лет революции. М., «Красная новь», 1923. 24 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Революционные силуэты. Все издания по 1938 г. включительно.
  • Луначарский А. В. Социальные основы искусства. Речь, произнесенная перед собранием коммунистов МК РКП(б). М., «Новая Москва», 1925. 56 с. 6 000 экз.
  • Луначарский А. В. Третий фронт. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1925. 152 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. и Лелевич Г. Анатоль Франс. М., «Огонек», 1925. 32 с. 50 000 экз.
  • Луначарский А. В. и Покровский М. Н. Семь лет пролетарской диктатуры. [М.], «Моск. рабочий», 1925. 78 с. Моск ком. РКП(б). 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. и Скрыпник Н. А. Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства. Доклады на VII съезде Союза работников просвещения. М., «Работник просвещения», 1929. 168 с. 5 000 экз.

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений в 8-ми тт. - М., 1963-1967.

Память

  • Имя Луначарского носят в 2013 году 565 географических объектов (проспекты, улицы, площади, переулки, проезды и т. д.) в России, также имеется некоторое количество топонимов в Белоруссии, были они и на Украине, но подверглись переименованию в 2016 году.
  • Театральная библиотека им. А. В. Луначарского (Санкт-Петербург)
  • Премия имени Анатолия Луначарского для сотрудников учреждений культуры, присуждаемая Министерством культуры
  • Ленинградская Фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского (1922-1993).
  • Существует Мемориальный кабинет А. В. Луначарского по адресу г. Москва, Денежный пер., 9/6. Открыт в 1965 году, по состоянию на 2017 год - на реконструкции.

Театры, кинотеатры

  • Драматический театр имени Луначарского (г. Владимир)
  • Севастопольский академический русский драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Калужский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Армавирский драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Владимирский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Кемеровский театр драмы им. А. В. Луначарского
  • Тамбовский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Свердловский театр оперы и балета (в 1924-1991)
  • Ростовский драматический театр (в 1920-1935)
  • Кинотеатр «Луначарский» (г. Черногорск)

Образовательные учреждения

  • Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского
  • Череповецкий государственный педагогический институт имени А. В. Луначарского
  • Астраханский государственный медицинский институт имени А. В. Луначарского
  • Школа им. А. В. Луначарского (г. Буинск)
  • Ордена «Знак Почёта» гимназия № 5 им. А. В. Луначарского (г. Владикавказ)
  • Белорусская государственная консерватория имени А. В. Луначарского
  • Школа им. А. В. Луначарского (ст. Медвёдовская)
Луначарский. Жизнь замечательных людей. - М.: «Молодая гвардия», 2010.
  • Бугаенко П. А. А. В. Луначарский и советская литературная критика. - Саратов, 1972.
  • Ёлкин А. С. Луначарский. Жизнь замечательных людей. - М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1967.
  • Каиров И. А. А. В. Луначарский - выдающийся деятель социалистического просвещения. - М.: Просвещение, 1966.
  • Любутин К. Н., Франц С. В. Российские версии марксизма: Анатолий Луначарский. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002.
  • Мандельштам Р. Книги А. В. Луначарского. - Л.-М.: ГАХН, 1926.
  • О Луначарском. Исследования. Воспоминания. - М., 1976.
  • Павловский О. А. Луначарский. - М., 1980.
  • Луначарская-Розенель Н. А. Память сердца. Воспоминания. М.: Искусство, 1977.
  • Трифонов Н. А. А. В. Луначарский и современная литература. - М., 1974.
  • Луначарскому посвящены два тома «Литературного наследства» - 80-й («В. И. Ленин и А. В. Луначарский». - М., 1971) и 82-й («Неизданные материалы». - М., 1970).

    Библиографические указатели

    • А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библиографический указатель, 1902-1963, составитель Муратова К. Д., Л., 1964
    • Библиография работ А. В. Луначарского о музыке. Библиографический указатель, 1910-1933, составитель Муратова К. Д. - В мире музыки. М., 1971.
    • А. В. Луначарский. Указатель трудов, писем и литературы о жизни и деятельности, тт. 1 - 2, М., 1975 - 79.
    • Архивные фонды А. В. Луначарского. Путеводитель по фондам и коллекциям личного происхождения. (РГАСПИ), М., 1996


    Человек исключительного и разностороннего таланта - политик, дипломат, оратор, критик, публицист, исследователь, драматург и поэт, которому воздавали должное не только друзья, но даже и враги, - он обладал редкими знаниями в самых разнообразных областях гуманитарных наук, был сведущ в отдельных областях естествознания, биологии, физики, химии и являлся крупнейшим и исключительным эрудитом в области литературы и искусства.


    Сын крупного чиновника. Учился в Цюрихском университете. Был близок к группе "Освобождение труда". В 1897 вернулся в Россию, член Московского комитета РСДРП. Несколько раз арестовывался и высылался.

    С 1904 в эмиграции. В Женеве входил в редакцию газет "Вперед" и "Пролетарий". В 1907 отошел от большевизма, сторонник группы "Вперед" и "богостроительства". В 1912 отошел от "впередовцев" и в 1913 вошел в состав редколлегии газеты "Правда".

    Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического образования. Во время Гражданской войны постоянно выезжал на фронты, вел агитацию и пропаганду в войсках. Пытался привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству с советской властью, старался оградить ученых от преследований со стороны ВЧК.

    С начала Октябрьской революции, в течение двенадцати лет, он был первым народным комиссаром просвещения. Человек исключительного и разностороннего таланта - политик, дипломат, оратор, критик, публицист, исследователь, драматург и поэт, которому воздавали должное не только друзья, но даже и враги, - он обладал редкими знаниями в самых разнообразных областях гуманитарных наук, был сведущ в отдельных областях естествознания, биологии, физики, химии и являлся крупнейшим и исключительным эрудитом в области литературы и искусства. Тонкий ценитель всех видов искусства, он одинаково глубоко изучал скульптуру классической древности и живопись Возрождения, готическую архитектуру и средневековые примитивы, классическую музыку и историю театра, гравюру и балет. Но совершенно изумительна была его компетентность в области истории новейшего искусства и литературы. Ни одно более или менее заметное явление в области западноевропейского и русского искусства, театра, музыки, кино, живописи, скульптуры, архитектуры не прошло мимо него. Его многочисленные книги и очерки по этим вопросам представляют документальную энциклопедию культуры, искусства и литературы XX в.

    Больше всего А. В. Луначарский однако работал в области теории и истории литературы, мировой и русской. Его неоднократно издававшиеся и разошедшиеся в огромных тиражах «Литературные силуэты», курс по истории западноевропейской литературы, «Критические этюды», сборник «Мещанство и индивидуализм», равно и огромная масса его несобранных работ, разбросанных по журналам, сборникам, энциклопедиям (их количество превышает тысячу), содержат широко обобщенные, глубокие, страстные, захватывающие оригинальные характеристики главнейших явлений русской литературы XVIII-XX вв. и мировой литературы с греко-римской эпохи до наших дней.

    «Литературная энциклопедия», основателем и главным редактором которой был А. В. Луначарский, с его смертью понесла незаменимую утрату. Он был как бы создан для руководства этим сложным и трудным делом. Громадные знания, политический такт помогали ему избегать тех крайностей, в которые за эти годы не раз впадало литературоведение. А как человек и товарищ исключительной чуткости, внимательности, простоты и обаятельности он умел группировать около себя нужных для дела людей.

    С 1927 привлекался к дипломатической работе, зам. руководителя советской делегации на конференции по разоружению. В 1929 оставил пост наркома и назначен председателем Ученого комитета при СНК СССР.

    В 1933 Луначарский был назначен полпредом в Испании, но по дороге тяжело заболел и вскоре скончался.

    Первый нарком просвещения в Советском правительстве. Не самый худший вариант. Он создавал театры, открывал музеи и памятники, заступался за деятелей культуры перед самим Лениным. Тем не менее, есть версия, что именно он - прототип образа Воланда в романе Булгакова . Была чернота в Анатолии Васильевиче, была…

    Биография Анатолия Луначарского

    Он появился на свет в 1875 году в Полтаве. Сызмальства мальчик питал нескрываемую антипатию к религии. Бывало, что раскалывал иконы об стол. Отчим изрядно пил, а мать была дамой эксцентричной, с тяжелым характером. Так что детство Анатолия никак нельзя было назвать счастливым. Мальчик учился плохо, а однажды даже остался на второй год. Выглядел он чудаковато, был предметом всеобщих насмешек. А в душе он всегда хотел стать первым, лучшим. И он решил обязательно добиться этого.

    В 1892-м году юношу захватили идеи социал-демократии, он вступает в тайное гимназическое общество. Он быстро научился управлять сверстниками, это оказалось совсем не сложно. Окончив гимназию, Анатолий решил продолжить учебу в Швейцарии, где увлекся работами французских философов-материалистов. Там же познакомился с и сблизился с группой «Освобождения труда».

    Учеба совмещалась с бурной личной жизнью. Он был интеллигентен, остроумен и внешне эффектен. Оттого и пользовался успехом у слабого пола. В Швейцарии он стал членом . Идея переделать мир всецело увлекла его. Вернувшись в Россию, он начал активную жизнь революционера-подпольщика. В 1900-м году, после очередного ареста, его сослали в провинциальную Вологду. Здесь он познакомился с врачом-психиатром и соратником А.Богдановым, который мечтал даровать людям бессмертие. На сестре Богданова Луначарский женится, укрепив дружеские связи родственными.

    В 1904-м году Луначарский снова в Швейцарии, редактирует большевистские газеты. РСДРП раскололась. Он примкнул к большевикам. Произошло это в немалой степени благодаря знакомству с Лениным. Луначарский влюблен в Ленина, активно участвует в работе съездов и борьбе с меньшевиками. Он пишет статьи, выступает перед рабочими и всячески пытается доказать Ленину свою преданность. же точно уловил, что при всей эрудиции Луначарский склонен к поверхностным обобщениям и политически неустойчив.

    От будущего вождя революции Луначарский получил прозвище «миноносец Легкомысленный». Действительно, этот человек был блистательным дилетантом, что и позволило подняться так высоко. Он знал понемножку обо всем и ни о чем в точности. Ему ничего не стоило поменять взгляды. После захвата власти большевиками именно Луначарский стал наводить мосты между новой властью и интеллигенцией. Кое-что ему удалось. Он умел произвести благожелательное впечатление на интеллектуалов. Ему верили, за ним шли. Именно к Луначарскому из Полтавы взывал писатель Короленко, прося остановить .

    Луначарский как мог, препятствовал разрушению памятников культуры. В 1920-м году нарком возглавил Пролеткульт. Широкие народные массы стали приобщать к культуре. Читать и писать научились за короткий срок около 7 миллионов человек. Звезда Луначарского стала закатываться после смерти Ленина. В 1933-м году его назначили послом в Испанию. Однако по дороге к новому месту службы он тяжело заболел и скончался (26.12.1933) во французском городке Ментона. Возможно, избежав участи быть репрессированным у себя на Родине.

    • Один из образцов ораторского искусства Луначарского сохранился в фонографической записи. Он произносит речь памяти К.Либкнехта и Р.Люксембург.

    Отечественный политический деятель (большевик); после Октябрьской революции – государственный деятель: с 1917 и до 1929 года – Народный комиссар (то есть, министр) просвещения. Позже - Председатель Учёного комитета при Совнаркоме СССР.

    « был внебрачным сыном крупного чиновника. Благодаря удачному замужеству матери он оказался пасынком в крупном поместье под Полтавой, усвоил многое из жизни высшего света, что позволяло ему после революции вести агитацию среди «бывших», чтобы привлечь старую интеллигенцию на службу советской власти: талантливый фантазёр Луначарский с детства выделялся среди ровесников.
    Писал стихи, баловался философией, ораторствовал и восхищался удалью тогдашних террористов. Ещё гимназистом Луначарский вступил в марксистский кружок. Проведя несколько лет в Европе (Швейцария, Франция, Италия), он вернулся в Россию: для подпольной работы. Вместе с сестрой Ленина Анной воссоздал разгромленный властями Московский комитет РСДРП. Его арестовали и сослали, но в 1904 году он из ссылки бежит за границу, где общается с большевиками. Наводнив за год европейские издания своими статьями, наговорив массу лекций, он едет в Санкт-Петербург воплощать теорию в практику, воспользовавшись беспорядками 1905 года.
    Угроза ареста заставила его вернуться за границу. Там Луначарский проводил время в партийных школах на Капри и в Болонье. В работе «Религия и социализм» (1908) он провозгласил, что «социалистическое учение есть подлинная религия человечества», и увлёкся изобретением ритуала этой религии (саркастический Плеханов назвал его «блаженным Анатолием»). Одновременно изобретал теорию особой пролетарской культуры , воплощающей идеи партии в искусстве («Задачи социал-демократического художественного творчества»; «Письма о пролетарской литературе»).
    Луначарский и сам сочинял пьесы, соответствующие этой теории, - схематичные и напыщенные, полные «пролетарского пафоса». После февраля 1917 г., как и все большевики-эмигранты, Лyнaчapский вернулся в Россию. В Питере, наглядевшись на пьяных дезертиров и хамоватых матросов, решил продвигать «пролетарскую культуру». Он формально вступил в партию большевиков, Ленин его поддержал…»

    Чёрная книга имен, которым не место на карте России. / Сост. С.В. Волков, М., «Посев», 2008 г., с. 121-122.

    В 1908 году А.В. Луначарский опубликовал книгу: «Религия и социализм», где развивал идеи «богостроительства» - богословского переосмысления идей Карла Маркса в виде новой пролетарской религии без Бога, где обожествлялся коллектив и общественный прогресс…

    «Двадцатые годы были временем ораторов. Едва ли не самым любимым оратором был Анатолий Васильевич Луначарский . Раз тридцать я слышал его выступления - по самым разнообразным поводам и вопросам, - всегда блистательные, законченные, всегда - ораторское совершенство. Часто Луначарский уходил от темы в сторону, рассказывая попутно массу интересного, полезного, важного. Казалось, что накопленных знаний так много, что они стремятся вырваться против воли оратора. Да так оно и было. Выступления его - доклады о поездках - в Женеву, например. Я и сейчас помню рассказ о речи Бриана, когда Германию принимали в Лигу Наций. «Бриан заговорил: «Молчите, пушки, молчите, пулемёты. Вы не имеете здесь слова. Здесь говорит мир!» И все заплакали, прожжённые дипломаты заплакали, и я сам почувствовал, как слеза пробежала по моей щеке». Доклады Луначарского к Октябрьским годовщинам были каждый раз оживлены новыми подробностями. Часто это были импровизации.
    В 1928 году он приехал в Плехановский институт, чтобы прочесть доклад о международном положении. Его попросили, пока он снимал шубу, сказать кое-что о десятилетии рабфаков. Луначарский сказал на эту тему двухчасовую речь. Да какую речь! После каждой его речи мы чувствовали себя обогащёнными. Радость отдачи знания была в нём.
    Если Ломоносов был «первым русским университетом», то Луначарский был первым советским университетом. Мне приходилось говорить с ним и по деловым вопросам, и по каким-то пустякам - в те времена попасть к наркомам было просто. Любая ткачиха «Трёхгорки» могла выйти на трибуну и сказать секретарю ячейки: «Что-то ты плохо объясняешь про червонец. Звони-ка в правительство, пусть нарком приезжает».
    И нарком приезжал и рассказывал: вот так-то и так-то. И ткачиха говорила: - То-то. Теперь я всё поняла. Когда дверь кабинета Луначарского была закрыта, в Наркомпросе шутили: «Нарком стихи пишет». Нам нравилось в десятый раз расспрашивать его о Каприйской школе, о Богданове , который был ещё жив, преподавал в университете...»

    Шаламов В.Т., Воспоминания, М., «Аст», 2003 г., с. 24-25.

    «… в комнату то и дело входили все новые и новые люди.Один просил у Анатолия Васильевича охранную грамоту для своей коллекции почтовых открыток. Другой объявлял, что пожертвует в будущую балетную школу составленный им гербарий, если Комиссариат просвещения выдаст ему башмаки. Третий вылепил бюст Робеспьера и требовал, чтобы бюст был немедленно отлит из бронзы и поставлен на площади перед Зимним дворцом, чуть ли не на вершине Александрийской колонны. Когда же ему было сказано, что это никак невозможно, он моментально смирился и попросил струну для балалайки.

    Особенно много приходило к Анатолию Васильевичу прожектёров, маньяков, пройдох, предлагавших фантастические планы наибыстрейшего, мгновенного преображения нищей России в страну неиссякаемого счастья. Один именитый старик настоятельно требовал, чтобы Луначарским был издан декрет о введении в России многожёнства. - На основании долгого личного опыта, - утверждал именитый старик, - могу заверить вас, что многожёнство-лучшая форма брака, наиболее приспособленная к условиям русского быта. Введите многожёнство, и вы осчастливите миллионы людей.

    Тот безумный проект был разработан до мельчайших подробностей, и, хотя, читая его, Анатолий Васильевич от души хохотал (он всегда живо чувствовал юмор вещей и событий), но автору проекта ответил с глубокой серьёзностью, научно доказав ему всю неуместность подобных утопий в стране, вступающей на путь социализма.
    Вообще он внимательно выслушивал каждого, и, если в словах посетителя ему чудилось хоть что-нибудь дельное, машинистке приходилось всякий раз вынимать из машинки недописанную статейку об Уитмене и молниеносно писать под диктовку Анатолия Васильевича административные распоряжения, предписания, приказы и просьбы, которые он в ту же минуту без дальнейших раздумий подписывал. Но чуть только эти люди отхлынывали, машинистка снова вставляла страничку статьи, и Анатолий Васильевич продолжал диктовать с того самого слова на котором прервали его,- в том же ритме с той же интонацией…»

    На эстетические идеи А.В. Луначарского повлияли произведения


    Луначарский Анатолий Васильевич
    Родился: 11 ноября (23 ноября) 1875 года.
    Умер: 26 декабря 1933 (58 лет) года.

    Биография

    Анатолий Васильевич Луначарский (11 ноября 1875, Полтава, Российская империя - 26 декабря 1933, Ментона, Франция) - российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

    С октября 1917 года по сентябрь 1929-го - первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР (01.02.1930).

    Анатолий Луначарский родился в 1875 в Полтаве, в от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829-1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842-1914) принадлежавшей к роду Ростовцевых. Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого, в свою очередь - результат перестановки слогов в фамилии «Чарналуский». Так как отчим Луначарского был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки при рождении он не получил дворянства и дослужился до дворянства на государственной службе. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.

    С марксизмом познакомился ещё во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве; в 1892 году вступил в нелегальную ученическую марксистскую организацию. Вёл пропаганду среди рабочих. Одним из гимназических товарищей Луначарского был Н. А. Бердяев, с которым впоследствии Луначарский полемизировал. В 1895 году, по окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.

    В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда».

    В 1896-1898 годах молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 году приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и выслан в Полтаву. В 1900 году арестован в Киеве, месяц находился в Лукьяновской тюрьме, отправлен в ссылку - сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму. В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком (в РСДРП он состоял ещё с 1895). В 1904 году, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков.

    Сблизился с А. А. Богдановым и В. И. Лениным; под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевиками - Мартовым, Даном и др. Участвовал в работе III (1905, выступил с докладом о вооружённом восстании) и IV съездов РСДРП (1906). В октябре 1905 отправился для агитации в Россию; начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, - но бежал за границу. В 1906-08 году вел художественный отдел журнала «Образование» К концу 1900-х усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «отзовистов», или «вперёдовцев» (по названию журнала «Вперёд», издававшегося этой группой), считавших, что социал-демократам не место в столыпинской Думе и требовавших отзыва социал-демократической фракции. Поскольку фракция большевиков исключила группу из своих рядов, в дальнейшем, вплоть до 1917 года, пребывал вне фракций. «Луначарский вернется в партию, - говорил Ленин Горькому, - он менее индивидуалист, чем те двое (Богданов и Базаров). На редкость богато одаренная натура». Сам Луначарский отмечал о своих отношениях с Лениным (относится к 1910 году): «Мы лично не порвали отношений и не обостряли их».

    Вместе с другими «вперёдовцами» (ультиматистами) участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье; для чтения лекций в этой школе приглашались представители всех фракций РСДРП. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов; был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», 1908). Развивал идеи богостроительства.

    Ещё в 1907 году он участвовал в Штутгартском конгрессе Интернационала, затем - в Копенгагенском. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах, высказывался против шовинизма в искусстве.

    С самого начала Первой мировой войны Луначарский занял интернационалистическую позицию, которая окрепла под влиянием Ленина; был одним из основателей пацифистской газеты «Наше слово», о которой И. Дойчер писал: «„Наше слово“ собрало замечательный круг авторов, почти каждый из которых вписал своё имя в анналы революции».

    В конце 1915 г. переехал со своей семьей из Парижа в Швейцарию.

    В 1917 году

    Как я хотел бы, чтобы во Франции был какой-нибудь Луначарский, с таким же пониманием, такой же искренностью и ясностью в отношении политики, искусства и всего, что живо
    ! - Ромен Роллан, 1917 г.

    Известие о Февральской революции 1917 года ошеломило Луначарского; 9 мая, оставив семью в Швейцарии, он прибыл в Петроград и вошёл в организацию «межрайонцев». От них был избран делегатом Первого Всероссийского съезда Советов РСД (3-24 июня 1917 года). Выступал с обоснованием идеи роспуска Государственной Думы и Государственного совета, передачи власти «трудовым классам народа». 11 июня отстаивал интернационалистские позиции при обсуждении военного вопроса. В июле вошёл в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая Жизнь», с которой сотрудничал с момента своего возвращения. Но вскоре после Июльских дней был обвинён Временным правительством в государственной измене и арестован. С 23 июля по 8 августа находился в тюрьме «Кресты»; в это время заочно был избран одним из почётных председателей VI съезда РСДРП(б), на котором межрайонцы объединились с большевиками.

    8 августа на Петроградской конференции фабзавкомов выступил с речью против арестов большевиков. 20 августа стал руководителем фракции большевиков в Петроградской городской думе. Во время Корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам. С августа 1917 Луначарский работал в газете «Пролетарий» (выходившей вместо закрытой правительством «Правды») и в журнале «Просвещение»; вёл активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата; стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ.

    В начале осени 1917 года был избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы; стал членом Временного Совета Российской Республики. 25 октября на экстренном заседании Петроградского Совета РСД поддержал линию большевиков; выступил с горячей речью, направленной против покинувших заседание правых меньшевиков и эсеров.

    После Октябрьской революции вошёл в сформированное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов правительство в качестве наркома просвещения. В ответ на бомбардировку большевиками исторических памятников Москвы во время вооружённого восстания во второй столице России, покинул пост наркома просвещения 2 ноября 1917 года, сопроводив свою отставку официальным заявлением в Совет народных комиссаров:

    Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного, Успенский Собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что ещё будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше. На следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал её. Был сторонником «однородного социалистического правительства», но, в отличие от В. Ногина, А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года.

    После Октябрьской революции

    По свидетельству Л. Д. Троцкого, Луначарски й в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков:

    Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров. В 1918-1922 годах Луначарский в качестве представителя Реввоенсовета работал в прифронтовых областях. В 1919-1921 годах являлся членом Центральной ревизионной комиссии РКП(б). Был одним из государственных обвинителей на процессе эсеров в 1922 году. В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия.

    Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу[источник не указан 302 дня]. В 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. Из протокола заседания этой комиссии от 14 января 1930 года:

    Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе - неизбежен.

    Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств.

    Не участвуя во внутрипартийной борьбе, Луначарский в конце концов присоединился к победителям; но, по словам Троцкого, «до конца оставался в их рядах инородной фигурой». Осенью 1929 года был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР. Академик АН СССР (1930).

    В начале 1930-х Луначарский - директор института Литературы и Языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР, один из редакторов Литературной энциклопедии. Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольт Брехт, Карл Шпиттелер, Герберт Уэллс и другими. В сентябре 1933 года назначен полпредом СССР в Испанию, куда не смог прибыть по состоянию здоровья. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Луначарский умер в декабре 1933 года по пути в Испанию от стенокардии на французском курорте Ментона. Тело кремировано, урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

    Семья

    Первая жена (1902-1922) - Анна Александровна Малиновская (1883-1959) - писательница, сестра философа и политика А. А. Богданова-Малиновского
    Сын - Анатолий Анатольевич (1911-1943) - писатель, погиб при высадке десанта в Новороссийск
    Вторая жена (1922-1933) - Наталья Александровна Розенель (1900-1962) - актриса, переводчица, автор мемуаров
    Приемная дочь - Ирина Луначарская (1918-1991) - военный инженер-химик, журналист
    Братья

    Михаил Васильевич Луначарский (1862-1929) - кадет, коллекционер книг по искусству.
    Платон Васильевич Луначарский (1867-1904) - врач, доктор медицины, участник революционного движения 1904-05 гг.
    Яков Васильевич Луначарский (1869-1929) - адвокат.
    Николай Васильевич Луначарский (1879-1919) - до октября 1917 был уполномоченным от Союза городов по Киевскому району, в дальнейшем занимался общественной деятельностью. Умер от тифа в Туапсе.

    Творчество

    Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры - в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.

    Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятие идеала жизни - свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности - эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В этой статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияние на эстетические взгляды Луначарского произвели работы немецкого философа Фейербаха и - в особенности - Н. Г. Чернышевского. Луначарский пытается построить свою теорию на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эмпириокритицизма Авенариуса). Впрочем, спустя годы Луначарский отрёкся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания.

    В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературное наследие с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923). Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход.

    Луначарский - один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение - выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.

    Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них - «Королевский брадобрей» - написана в январе 1906 в тюрьме; в 1907 создана драма «Пять фарсов для любителей», в 1912 - «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из постоктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.

    Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).

    Сочинения

    Прижизненные издания размещены в хронологическом порядке. Переиздания в список не включены.

    Этюды критические и полемические. - Москва: «Правда», 1905.
    Королевский брадобрей. - СПБ: «Дело», 1906.
    Отклики жизни. - СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906.
    Пять фарсов для любителей. - СПБ: «Шиповник», 1907.
    Идеи в масках. - М.: «Заря», 1912.
    Культурные задачи рабочего класса. - Петроград: «Социалист», 1917.
    А. Н. Радищев, первый пророк и мученик революции. - Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
    Диалог об искусстве. - М.: ВЦИК, 1918.
    Фауст и город. - Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 1918.
    Маги. - Ярославль: изд. Тео Наркомпроса, 1919.
    Василиса премудрая. - Петроград: Гиз, 1920.
    Иван в раю. - М.: «Дворец искусства», 1920.
    Оливер Кромвель. Ист. мелодрама в 10 картинах. - М.: Гиз, 1920.
    Канцлер и слесарь. - М.: Гиз, 1921.
    Фауст и город. - М.: Гиз, 1921.
    Искушение. - М.: Вхутемас, 1922.
    Освобожденный Дон-Кихот. - Гиз, 1922.
    Фома Кампанелла. - М.: Гиз, 1922.
    Этюды критические. - Гиз, 1922.
    Драматические произведения, тт. I-II. - М.: Гиз, 1923.
    Основы позитивной эстетики. - М.: Гиз, 1923.
    Искусство и революция. - М.: «Новая Москва», 1924.
    История западно-европейской литературы в её важнейших моментах, чч. 1-2. - Гиз, 1924.
    Ленин. - Л.: Госиздат, 1924.
    Медвежья свадьба. - М.: Гиз, 1924.
    Поджигатель. - М.: «Красная новь», 1924.
    Театр и революция. - М.: Гиз, 1924.
    Толстой и Маркс. - Ленинград: «Academia», 1924.
    Литературные силуэты. - Л.: Гиз, 1925.
    Критические этюды. - Л.: изд. Книжного сектора Ленгубоно, 1925.
    Судьбы русской литературы. - Л.: «Academia», 1925.
    Этюды критические (Западно-европейская литература). - М.: «ЗИФ», 1925.
    Яд. - М.: изд. МОДПиК, 1926.
    На Западе. - М.-Л.: Гиз, 1927.
    На Западе (Литература и искусство). - М.-Л.: Гиз, 1927.
    Н. Г. Чернышевский, Статьи. - М.-Л.: Гиз, 1928.
    О Толстом, Сборник статей. - М.-Л.: Гиз, 1928.
    Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбюса)
    Стенограмма диспута А. В. Луначарского с Александром Введенским. - М.: изд. «Безбожник», 1928.
    Максим Горький. - М.-Л.: Гиз, 1929.
    Спиноза и буржуазия 1933
    «Религия и просвещение» (rar)
    О быте: молодежь и теория стакана воды
    Книги Луначарского, изъятые из библиотек в 1961 году
    Луначарский А. Бывшие люди. Очерк истории партии эсеров. М., Гос. изд., 1922. 82 с. 10 000 экз.
    Луначарский А. В. Великий переворот (Октябрьская революция). Ч. 1. Изд. изд-ва З. И. Гржебина. Пг., 1919. 99 с. 13 000 экз.
    Луначарский А. В. Воспоминания. Из революционного прошлого. [Харьков], «Пролетарий», 1925. 79 с. 10 000 экз.
    Луначарский А. В. Гр. Гиацинт Серрати или революционно-оппортунистическая амфибия. Пг., Изд. Коминтерна, 1922. 75 с.
    Луначарский А. В. Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян. М.-Л., Гос. изд., 1927. 134 + с. 35 000 экз.
    Луначарский А. В. Задачи просвещения в системе советского строительства. Доклад на I Всесоюзном Учительском съезде. М., «Работник просвещения», 1925. 47 с. 5 000 экз.
    Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная и пролетарская. Подготовлена к печати В. Д. Зельдовичем. Пг., «Путь к знанию», 1923. 141 с. 5 000 экз.
    Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная, переходная и социалистическая. М.-Л" «Красная новь», 1924. 209 с. 7 000 экз.
    Луначарский А. В. Искусство и революция. Сборник статей. [М.], «Новая Москва», 1924. 230 с. 5 000 экз.
    Луначарский А. В. Итоги решений XV съезда ВКП(б) и задачи культурной революции. (Доклад на вузовском партактиве 18 января 1928 г.) М.-Л., «Моск. рабочий», . 72 с. 5 000 экз.
    Луначарский А. В. Культура в капиталистическую эпоху. (Доклад, сделанный в Центральном клубе Моск. пролеткульта им. Калинина.) М., Всерос. пролеткульт, 1923. 54 с. 5 000 экз.
    Луначарский А. В. Литературные силуэты. М-Л., Гос. изд., 1925. 198 с. 7 000 экз.
    Луначарский А. В. Наши задачи на фронтах труда и обороны. Речь на заседании Совета рабочих, крестьянских и красноармейских и казачьих депутатов 18-го августа 1920 г. в Ростове на Дону. Ростов на Дону, Гос. изд., 1920. 16 с.
    Луначарский А. В. Очередные задачи и перспективы народного образования в республике. Свердловск, 1928. 32 с. 7 000 экз.
    Луначарский А. В. Очерки марксистской теории искусств. М., АХРР 1926 106 с 4 000 экз.
    Луначарский А. В. Партия и революция. Сборник статей и речей. ГМ.1, «Новая Москва», 1924. 131 с. 5 000 экз.
    Луначарский А. В. Просвещение и революция. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1926. 431 с. 5 000 экз.
    Луначарский А. В. Пять лет революции. М., «Красная новь», 1923. 24 с. 5 000 экз.
    Луначарский А. В. Революционные силуэты. Все издания по 1938 г. включительно.
    Луначарский А. В. Социальные основы искусства. Речь, произнесенная перед собранием коммунистов МК РКП(б). М., «Новая Москва», 1925. 56 с. 6 000 экз.
    Луначарский А. В. Третий фронт. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1925. 152 с. 5 000 экз.
    Луначарский А. и Лелевич Г. Анатоль Франс. М., «Огонек», 1925. 32 с. 50 000 экз.
    Луначарский А. В. и Покровский М. Н. Семь лет пролетарской диктатуры. [М.], «Моск. рабочий», 1925. 78 с. Моск ком. РКП(б). 5 000 экз.
    Луначарский А. В. и Скрыпник Н. А. Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства. Доклады на VII съезде Союза работников просвещения. М., «Работник просвещения», 1929. 168 с. 5 000 экз.

    Память

    Имя Луначарского носят в 2013 году 565 географических объектов (улицы, площади, переулки и т. д.) в России.
    Краснодарский краевой художественный музей имени А. В. Луначарского
    Театральная библиотека им. А. В. Луначарского (Санкт-Петербург)
    Премия имени Анатолия Луначарского для сотрудников учреждений культуры, присуждаемая Министерством культуры
    Ленинградская Фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского (1922-1993).
    Действует Музей-квартира А. В. Луначарского.

    Театры, кинотеатры

    Драматический театр имени Луначарского (г. Владимир)
    Севастопольский академический русский драматический театр имени А. В. Луначарского
    Калужский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
    Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
    Армавирский драматический театр имени А. В. Луначарского
    Владимирский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
    Кемеровский театр драмы им. А. В. Луначарского
    Свердловский театр оперы и балета (в 1924-1991)
    Ростовский драматический театр (в 1920-1935)
    Кинотеатр «Луначарский» (г. Черногорск)

    Образовательные учреждения

    Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского
    Астраханский государственный медицинский институт имени А. В. Луначарского
    Школа им. А. В. Луначарского (г. Буинск)
    Ордена «Знак Почёта» гимназия № 5 им. А. В. Луначарского (г. Владикавказ)
    Белорусская государственная консерватория имени А. В. Луначарского
    Школа им. А. В. Луначарского (ст. Медвёдовская)