Свт. Тихон Задонский. Об отречениях и обетах наших, сделанных при Крещении. Обеты при крещении

Свт. Тихон Задонский. Об отречениях и обетах наших, сделанных при Крещении. Обеты при крещении
Свт. Тихон Задонский. Об отречениях и обетах наших, сделанных при Крещении. Обеты при крещении

«Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света…» (Еф. 5:8), - говорит нам сегодня апостол Павел. Святитель Феофан Затворник, толкуя это место, пишет, что выражения «свет в Господе» и «чада света» относятся к крещеным и миропомазанным людям.

Вспомним, братья и сестры, что в древности Крещение называли «Праздник светов», а также «Просвещение». Крещеный становится носителем евангельского света. После Таинства человека обычно одевали в белые одежды, символизирующие нравственную чистоту и святость. Символика света всегда была характерна для Таинства Просвещения.

Павел напоминает ефесянам об их Крещении, чтобы они жили свято - согласно обетам, данным в Таинстве. «Вы ведь крещеные люди - не творите же греха!» - как бы обращается к христианам апостол. Подобно и у нас в народе иногда могут в сердцах сказать распоясавшемуся гуляке: «Ты нехристь, что ли? Креста на тебе нет! Побойся Бога, ведь ты христианин!»

Апостол призывает всех нас жить согласно обетам Крещения. А знаем ли мы их? В большинстве своем мы были крещены в детстве, когда за нас обеты произнесли крестные родители. И получается, что далеко не каждый христианин сегодня помнит, что он обещал (лично или через крестных) Господу в тот день. Но как можно исполнять то, о чем не знаешь? Давайте, братья и сестры, вспомним свои крещальные обеты.

В чине Таинства священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения ему, и всей гордыни его?» Тот отвечает: «Отрекаюсь». Это обет первый.

Конечно же, данное обетование включает в себя многие стороны веры и жизни. Отречься «от сатаны и всех дел его» значит объявить о своем неповиновении диаволу - о том, что отныне у меня нет ничего общего с ним. Разумеется, сюда входит отказ от греховной жизни. Но разве мы не грешим, будучи христианами? Грешим, но по немощи, не желая этого. Как писал апостол Павел: «Что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Совсем иное дело - грешить с удовольствием, с твердым осознанием того, что творишь. От такого греха мы отрекаемся раз и навсегда. По сути, в первом обетовании мы объявляем войну греху и его источнику - диаволу.

«И всех ангелов его, и всего служения ему». Служить сатане и иметь связь с ангелами его - значит общаться с ними в колдовстве, магии, спиритических сеансах, при хождении к знахаркам и бабкам, в оккультных практиках, в увлечении астрологией и гороскопами. Также человек втайне остается слугой диавола, если боится его больше, чем Бога, и говорит о нем больше, чем о Боге. Кураев как-то рассказывал, что на вопрос «О Христе будем беседовать или об антихристе?» многие аудитории отвечают: «Об антихристе!» Действительно, у некоторых христиан ум больше занят антихристом и всякими чипами и карточками, чем Христом. Это уже некое мысленное служение падшим духам - когда постоянно думаешь о них и боишься их.

Каким должно быть наше отношение к диаволу и его слугам, показывает далее последование Крещения. «Дунь и плюнь на него», - говорит священник крещаемому. Тот символически дует и плюет на диавола, выражая тем самым крайнее презрение к нему. Сатана не простит нам этого плевка, но нам не следует бояться его. «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4), - говорит Иоанн Богослов. Христос, Которому мы поклонились, лишил силы «имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14), - пишет апостол Павел. Сатана повержен Христом и скован, и способен вредить нам ровно настолько, насколько мы сами поверим ему и убоимся его вместо Бога; насколько мы дадим ему место в себе своими грехами и непослушанием Христу. Если же мы возлагаем все упование на Господа и по мере сил стараемся исполнять Его святые заповеди, бесы и их начальник ничем не могут угрожать нам.

«И всей гордыни его». Гордость, тщеславие, высокомерие, самолюбование, эгоизм - это те качества, которые превратили светоносного Ангела в падшего духа. Отрекаясь от «всей гордыни его», мы отказываемся от гордого духа жизни, от бесовского превозношения над людьми и главным качеством духовной жизни полагаем смирение.

Когда люди вступают в брак, мы также говорим, что они «сочетались браком». «Сочетание» есть соединение любящих. «Сочетаться Христу» означает любить Его, служить Ему, пребывать в Церкви - Теле Христовом; иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), приобрести «ум Христов» (1 Кор. 2:16). «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6), - пишет Иоанн Богослов. «Сочетаться Христу» значит стать богом по благодати.

Затем священник спрашивает: «И веруешь ли Ему?» Приходящий ко Крещению отвечает: «Верую Ему как Царю и Богу!» Таково третье наше обетование.

Что значит веровать Христу как Царю и Богу? Верить в Него как в Бога и Спасителя, а также в Божие Откровение, данное нам во Христе, полагать Его Волю как Закон своей жизни, считать Христа своим Господином.

Согласно Катехизису, под верой можно понимать три вещи: психологическую уверенность в истинности каких-то положений, онтологическую связь между человеком и Богом и образ жизни. Все это вмещается в одно слово: «Верую!» Мы веруем в бытие Божие, Христа как Сына Божия, веруем в то, что через веру мы имеем связь с Ним, и стараемся жить согласно вере, т. е. по заповедям Божиим.

Таковы наши обетования Крещения. Что означают эти обеты? Это условия нашего вступления в Завет с Богом. Завет всегда подразумевает обязательства двух сторон. Христос устанавливает Новый Завет через пролитие за нас Своей Крови и обещает нам Царствие Божие. Мы же, со своей стороны, вступаем в Завет через Таинство Крещения, принося определенные обеты - те, которые мы с вами сегодня рассмотрели.

Дай нам Бог исполнять наши крещенские обещания и быть новозаветными христианами во всем - в вере, мыслях, делах, словах. Тогда и Господь исполнит Свои обетования - дарует Царствие Небесное, уготованное нам от создания мира (см. Мф. 25:34).

Обеты отличаются от клятвы и божбы; потому что в них нет уверения другого в чем либо: они исключи­тельно касаются одного лица, которое обещается, хотя не­которые из них также произносятся пред Церковью и при свидетельстве других, как обеты в крещении, монашеские и сердобольных вдов. Скажем прежде об обетах крещения и по присоединению к Церкви. Обеты крещения состоят в «отречении от дьявола и сочетании Христу» (Галл.3,27). В том и другом случае они произносятся трижды. Значит-настойчиво, с такою твердостью, что против дьявола и дел дьявольских человек объявляет веч­ную вражду, а по отношении к Иисусу Христу полагаете обещание во всю жизнь служить Ему,-неизменно быть христианином. И стоит произнести эти обеты со всею реши­тельностью и искренностью, подобно тому как утопающий на воде полагает пред Богом много обещаний, лишь бы спастись, или как человек в минуты особенной радости своей готов на многие добрые обещания. Почему же стоит?- До крещения человек находится под влиянием и властью дьявола, потому что дьявол победил-запленил первых человеков в раю. Оставаясь же волей и неволей (как в младенческом возрасте) в такой близости к дьяволу и в повинности прародительскому греху или же свободно допуская (как в совершенных летах) дьявольские-грешные дела, человек и после смерти своей разделяет одну участь с дьяволом, т. е. вечную муку. Но вот после крещения он освобождается от этого самовластия дьявола и уже по самой купели делается наследником царства небесного! (Римл.8,16-17)Тогда как до крещения дьявол и грех жили внутрьего, а благодать Христова действовала только отвне,призывая его к себе (как возрастных) разными внушениями, после крещения же выходит иной порядок: благо­дать поселяется в сердце человека, а дьявол и грех действуют извне (Добр.т.4,гл.9); из сердца враг выходит (отсюда слова в молитвах заклинательных при крещении: «изжени из него (крещаемого) всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его»), подобно тому как из внутренних помещений дома выгоняется обыкновенный враг или грабитель; после этого враг-дьявол уже не самовластный властелин над человеком, а только беспокоящий его соблазнитель. Да; святое крещение такая драгоценность в жизни, такое счастье для человека, что и нет слов выразить. А отсюда и обеты его дороги. Это самые первыеобеты в жизни человека,-первые и пожиз­ненные, или до конца жизни.

Можно услышать рассуждение: «все мы крещены младен­цами; обеты отречения от дьявола и сочетания Христу про­изнесли за нас крестные отцы. Наше участие в обетах было бессознательное». В этом рассуждении мы не пред­полагаем чьего либо раскаяния (сохрани Бог!), что напрасно крестили его: ужели кто будет раскаиваться, или жалеть, что он родился на свет не слепым, а видящим? Но бессознательно же на крещенного младенца действует и бла­годать Божия. Все мы еще во младенчестве были христианами: жизнь христианская была в нас и тогда. Благодать Божия действовала в нас, как свойственно ей действо­вать, в то время без ведома нашего, совершенно одна. Хотите видеть некоторые примеры? Вот младенец, лежащий в своей колыбели, во время сна улыбается. Эту улыбку простодушная вера нянек объясняет тем, что младенца «утешает ангел-хранитель». Объяснение, близкое к истине. Ангел-хранитель дан младенцу от крещения и находится у его колыбели. Мы же назовем эту улыбку благодатным игранием духа в спящем младенце. Или вот всеми за­мечается, что младенец после святого приобщения спит: глубокий покой его в этот день не от благодатного ли умиротворения происходит? Еще некоторые внимательные замечают, что младенец (уже начинающей понимать) в день приобщения бывает особенно ласков,-готовь обнять каждого, как члена родной семьи; опять не благодатная ли это радость духа его? Та же сила святых таин Христовых проявляет себя и в телесной жизни младенцев: весьма часто детские болезни проходят без леченья, если младенца сносить к св. причастию. А также замечательна в подрастающих детях охота к молитве, к церкви и к церковности: не дух ли благодати, полученной ими в крещении, располагает их так к молитве и к любозна­тельности относительно всего церковного? Да; благодать Бо­жия действует и в младенческой, а затем, в детской душе, действует на том основании или в такой надежде, что не сознающий себя младенец, когда придет в сознание, сам свободно и охотно пойдет путем спасенной жизни, что будет и благодарить и радоваться за дар ему свя­того крещения. Опытов действования благодати на младенца будет заметно больше, если родители по мере возраста его примерами своей истинной набожности будут охранять в нем благодать святого крещения, если будут пробуждать в нем первейшее сознание такого рода, что он не человек только, но и христианин.



Затем, приходя в возраст (с 10-15 лет) и найдя в себе следы влияний на душу благодати, человек дол­жен сознательно усвоить себе обеты святого крещения, должен самостоятельно решиться жить, как христианин. Если так он сознает себя, если свободно сочетается со Христом, если имя православного христианина будет слышаться в его душе: то жизнь истинно-христианская сде­лается в нем собственностью, личным достоянием, за­слугою (т. е. в смысле свободного хранения благодати).



И так можем ли мы считать обеты святого крещения чем то не относящимся до нас или только давно прошедшим? можем ли когда либо забыть купель, в которой нас крестили? не памятен ли должен быть для нас тот день в году (если знаем его), когда совершенно над нами святое крещение? (некоторые святые Божии, когда писали предсмертные завещания, то прежде всего в своих завещаниях благодарили Бога за то, что Бог удостоил их православного крещения). Не полезно ли нам одно припоминание обетов по крещению? Как однажды человек родится на свет: так и креститься может только один раз. Обеты крещения повторяем и первые у нас и пожизненные. Они не слагаются с нас никогда. Если же мы нарушаем их (а действительно это так): то можем только каждый раз начинать возобновлять их на деле в другом таинстве,- в святом покаянии.

Но кто принимает крещение уже возрастным или, кре­щенный правильно в прежнем вероисповедания, присоеди­няется к православной Церкви таинством миропомазания, а иногда одним чином присоединены: эти люди уже соб­ственными устами (а не чрез восприемников) произносят обеты. И произносят они свои обеты не только тор­жественнее, чем выполняется этот обряд в крещении младенцев,-мало того: они подтверждают свои обеты целованием слов в евангелии и креста (чинопослед. присоед. из иноверн. к правос. Церкви)), наконец-вслучае решительного нарушения своих обетов, или измены пра­вославной вере, говорят на себя: «да постигнет мя гнев Божий и клятва и вечное осуждение...»! («Чин, како приимати…, яже никако же быша правоверии») Значит обеты этих людей уже подходят к смыслу клятвы, или как бы присяги на верность служению Царю небесному. И такие-то ли обеты можно забыть и не стараться сохранять?

О, Господи разумов!Научи меня всегда благодарить Твое милосердие ко мне, что я удостоен крещения еще младенцем, что я христианин от колыбели моей! Помоги мне помнить и хранить обеты святого крещения до самой се­дины моей, до самого гроба!

Какое событие напоминает нам Крещение Христово? Почему в Никео-Цареградском Символе Веры из всех Таинств вспоминается только о Таинстве Крещения? Почему праздник Крещения Господня называется и праздником Богоявления? И как нам соблюсти обеты крещения?

В Книге Плач Иеремии сказано: По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! (Плач 3, 22–23). То есть Бог, каждое утро ниспосылая Свои благословения на молящихся, как бы творит мир заново, всецело обновляя его!

Библия знает два мира: ветхозаветный и новозаветный.

При сотворении первого мира - …тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2).

Символ воды

«Необходимо, думаю я, исследовать великую значимость текучего элемента (то есть воды. - О.С.). А без сомнения, весьма многое приходит на мысль, начиная с времен ранейших (a primordio). Ибо этот элемент принадлежит к тому, что, раньше всякого устроения мира, в первобытной еще форме, покоилось у Бога. В начале , - говорит, - сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма была над бездною, и Дух Божий носился над водами (Быт. 1, 1–2). Итак, человек, ты прежде всего должен относиться с уважением к древности вод, как раннейшей субстанции; затем (уважать) их высокое назначение, как седалища Духа Божия (то есть символа действующей благодати. - О.С.), - более, следовательно, подходящего, чем другой тогда существовавший элемент. Ибо и тьма была еще не образована, - без украшения звезд, и была печальная бездна, и земля неуготовленная, и небо несовершенное; один только жидкий (то есть подвижный и живой - О.С.) элемент, - материя всегда совершенная, веселящая, простая (simplex), сама по себе чистая, - представлял для Бога как бы судно (vecticulum). И следующее затем устроение мира определялось для Бога некоторым образом подобием вод».

Подобно при сотворении второго мира мы видим Сына Божия, стоящего в струях Иордана, и Духа Святого, парящего над Его головой, осеняющего воды нового мира (ср. Мф. 3, 16–17). И в данном случае воды указывают своей живой подвижностью на возможные благостные перемены от Бога, ибо милосердие Его не истощилось .

«Но достаточно будет извлечь то, в чем познается основание (ratio) крещения, - прежде всего то, чем уже тогда чрез внешнее действие предуказывалось и на образ крещения, именно, что Дух Божий, носившийся в начале над водами, уже образовывал их для крещаемых»; «…ибо ехидны, аспиды и василиски ищут обыкновенно сухих и безводных мест. Но мы, как рыбы, - согласно Ίχθύς нашему Иисусу Христу, в Котором рождаемся, - не иначе остаемся живы, как пребывая в воде».

В эти праздничные дни на Руси принято погружаться в воду, как бы переживая вновь чудо крещения

Крещение Господне - есть эпохальное событие, когда Сын Божий призвал и нас самих исполнить всякую правду (Мф. 3, 15) по воле Христа Иисуса (Мф. 28, 19), действием Духа Святого (Мф. 3, 16), перед осеняющей славой величия Бога Отца (Мф. 3, 17). И в эти праздничные дни на Руси принято погружаться в воду, как бы переживая вновь и вновь чудо собственного крещения. Но при этом мы не забываем, что крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести (1 Пет. 3, 21).

«Наконец сам Петр, также доказывающий и защищающий единство [Церкви], передавал и наставлял, что мы можем спастись крещением через одно только единство Церкви. <…> Ведь как при том крещении мира, которым была очищена древняя несправедливость, кто не был в Ноевом ковчеге, не смог спастись через воду, так же и теперь невозможно через погружение в воду считаться крещеным, кто не крещен в Церкви, основанной на таинстве единого ковчега в Господнем единстве».

То есть всякий раз, чествуя Крещение Господне в Церкви, мы вспоминаем и об обетах Крещения, данных нами, или от нашего лица - нашими крестными родителями, перед собственной крещальной купелью. И суть этих обетов заключается в том, что мы отрекаемся «сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его», после чего сочетаваемся Христу.

Избавление от власти дьявола, греха и страха смерти знаменовало собой прохождение древними евреями сквозь Красное море при исходе из Египта во дни Боговидца Моисея. Что было завершено и самим вхождением в Землю Обетованную через воды реки Иордан во дни Иисуса Навина. И в том, и другом случае мы наблюдаем водораздел (размежевание) между египтянами и народом Божиим, между Египтом и Святой Землей, между крещеными и некрещеными.

И последним таким размежеванием будет исход из последнего «Вавилона» и «Египта» во дни антихриста. Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее (Откр. 18, 2–4).

Таким образом, размежевание с силами зла и есть отречение от «сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его»; а цель данного размежевания - сочетание со Христом.

Христиане, начиная с древних времен, подчеркивая жизненную значимость церковных Таинств, связывали их с разными циклами возникновения и прохождения человеческой жизни, чему мы находим подтверждение и в самих новозаветных текстах.

Так, Таинство Крещения соответствует и самому человеческому рождению. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).

Следовательно, Таинство Миропомазания, совершаемое сразу после крещения, знаменует собой рост духовного существа во спасении. Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению (2 Фес. 2, 13).

Но так как духовно рожденное существо нуждается для роста в пище и питие, то Таинство Евхаристии (Причастия) сообщает для человека все потребное и для этой цели. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6, 55).

Таинство Венчания призвано упорядочить движения плоти в рожденном свыше человеке и обеспечить исполнение заповеди о необходимости порождения детей (функциональное назначение). Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 9); и еще: …плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… (Быт. 1, 28).

Так как все организмы (в результате грехопадения) подвержены недугам, следовательно, Таинство Соборования (Елеосвящения) - это врачующее Таинство. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Иак. 5, 14).

Подобно и Таинство Исповеди врачует болящую душу человека. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21–23).

Таинство Рукоположения (Хиротония), подобно бракосочетанию, - инструментальное и несет на себе функциональное назначение - сообщать народу Божию духовные наставления (служение педагогическое и воспитательное) и приобщать его к благодати Таинств Церкви (служение спасительное и освящающее). Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4, 14); и еще: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16).

Дверь в мир Таинств Церкви - одна, и это Таинство Крещения

Таким образом, повторяющиеся и не повторяющиеся Таинства сообщают человеку все необходимые средства для его спасения. Но дверь в мир Таинств Церкви - одна, и это Таинство Крещения. Почему в Никео-Цареградском Символе веры оно одно и упоминается: «Исповедую едино крещение…»

Физическая смерть каждого человека полагает прекращение для него доступа к спасительным Таинствам Церкви, почему и нет надежды на изменение в его состоянии. Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке (то есть находящееся в преисподней. - О.С.) и обнаружит сердечные намерения (имевшие место во дни земной жизни. - О.С.), и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор. 4, 5).

Совершенно очевидно, что Сам Христос не нуждался ни в каком из обрядов или Таинств. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 13–15). Призыв «исполнить всякую правду» имеет целью научить нас не пренебрегать обрядами и Таинствами Церкви.

«Господь, хотя и одобряет верное послушание своего раба, но показывает таинство Своего домостроительства, говоря: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» . Этим Он показывает, что истинная правда в том, чтобы Сам Господь и учитель исполнил в себе все таинство нашего спасения. Следовательно, не ради себя Господь пожелал креститься, но ради нас, чтобы «исполнить всякую правду» . Ибо справедливо, чтобы тот, кто учит чему-то другого, начал это первым. Итак, поскольку Господь пришел как учитель рода человеческого, Он захотел научить на Своем примере, что нужно делать, чтобы ученики последовали за учителем, а рабы за господином».

Данное событие, Крещение Господне, называется и Днем Богоявления, потому что человек Иоанн Креститель первым из всех людей созерцал столь явственно тайну Триединого Бога. Тайну, которую человек не смог бы вывести никаким логическим путем, тайну, к которой применимы известные слова учителя Церкви Тертуллиана : «Верую, ибо абсурдно» (Credo quia absurdum) - то есть более чем непостижимое, алогичное, не рассудочное и не выводимое рациональным образом.Предтеча видит Сына Божия, стоящего в струях Иордана, - особо; видит «Духа Божия, Который сходил, как голубь», - особо; слышит глас Бога Отца, «с небес глаголющий», - особо. Иоанн Креститель сподобляется первым из людей так явственно быть озаренным трисиятельным (блистающим тройственным сиянием) Светом Триипостасного Божества.

Блаженный Иероним Стридонский так описывает Крещение Господне: «В крещении показывается таинство [Святой] Троицы: Господь получает крещение; Дух нисходит в виде голубя и слышится голос Отца, дающего свидетельство о Сыне. А небеса открываются не через движение видимых составных частей, а для духовного взора; о них и Иезекииль говорит в начале своего свитка, что они были открыты. А голубь воссел на голову Иисуса…»

Таким образом, Предтеча Господень первый созерцал Тайну ТРОИЦЫ, делающую христиан - ХРИСТИАНАМИ.

В Библии о Святой Троице говорится достаточно много как в текстах Ветхого, так и Нового Завета.

Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), не есть только себялюбие. Тогда Бог являлся бы источником эгоизма.

Напротив! Не признавая «одиночество» Бога в Любви, Церковь всегда настаивала, что Бог и есть Любовь - ТРЕХ. Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святого. Все Три Лица Святой Троицы пребывают в Любви (ТРИ - и есть Сама сущностная Любовь). Разве не к этой Любви мы призываемся словами: Да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22). Блаженный Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою Любовью». Святитель Григорий Великий и учит: «Святой Дух Сам есть Любовь». И в то же время Блаженный Августин настаивает: «Коль скоро Отец, Сын и Святой Дух называются Премудростью, и не тремя Премудростями, а одной, я не понимаю, почему Отец, Сын и Святой Дух не могут называться Любовью, причем одной Любовью все вместе».

Очевидно, что Любовь в Боге может распознаваться и в отношении Самой Сущности Бога, и в отношении Лица (ὑπόστᾰσις). В отношении Ипостаси оно (слово: «Любовь») и является собственным именем Святого Духа, так же, как «Слово» (λόγος) есть собственное ипостасное имя Сына.

Через Духа Святого и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову апостола Павла: …потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5); и еще: Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2 Пет. 3, 4).

Не признавая никакого другого движения в Боге, Церковь настаивала на том, что в акте Божественной Любви Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца, а Дух Святой предвечно исходит от Него.

Креститель Спасов Иоанн и оказался тем тайнозрителем чуда Богоявления в день Крещения Господня.

Возрастая в любви к Богу и ближнему, мы можем наиболее полно исполнить обеты Крещения

И все мы, - нуждающиеся в обновлении обетов Крещения, - в любви ко Господу созерцая очами веры эту Тайну Богоявления в Крещении Господнем, возрастаем в благодати. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Пет. 1, 8). - То есть, возрастая в любви к Богу и ближнему, мы, удаляясь от дьявольской гордыни и эгоизма, можем наиболее полно исполнить обеты Крещения. Сочетаться Христу и означает уподобляться той Любви, свидетельствуя о которой Сын Божий и изрек: Я и Отец - одно (Ин. 10, 30); и еще: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин. 17, 21).

Каждое молитвенное правило и каждое Таинство Церкви начинается молитвенным обращением ко всем Лицам Святой Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Это и есть призыв к единству божественной Любви!..

Чин общей исповеди начинается словами «согрешили несохранением обетов, данных нами при крещении». А что значит не сохранить обеты крещения?

Это значит не жить по-христиански. В нашем храме я часто провожу беседы для тех, кто хочет креститься, и главным вопрос, который сразу задаю, - это вопрос «зачем?» И этот вопрос, как правило, заставляет людей задуматься: а действительно, зачем нужно крещение? После этого завязывается диалог, и идеальное его завершение - это когда крестные или родители потом приходят исповедоваться и причащаться перед совершением этого таинства.

На самом деле, зачем нужно креститься? На этот вопрос дают самые разные ответы: «потому что русский», «потому что все крещеные» (правда, в храм не ходим), «чтобы не болел», «чтобы был под защитой Ангела-Хранителя». Стараюсь объяснить этим людям, что мы крестим только для того, чтобы в дальнейшем ходить в храм. Крещение - это не конец духовной жизни, это лишь ее начало.

От «религиозного минимума» к «религиозной каше»

Для многих наших соответечественников существует своего рода «религиозный минимум»: мы сами крещеные, поэтому крестим своих детей. В храм ходим «регулярно», то есть на Крещение за водой и на Пасху за яйцами. Причащаемся либо очень редко, либо никогда. Но при этом «приметы соблюдаем».

К сожалению, результатом такого религиозного минимума является религиозная каша в голове.

Опишу один интересный случай из своей священнической практики. Позвали освящать квартиру, жалуясь на то, что снятся покойники. Конечно же, я объяснил, что освящение - это не универсальное решение всех проблем, а особое Божие благословение, и более того - призыв, чтобы сам человек освящался: жил духовной жизнью, причащался, исповедовался. Вот с этим оказалось плохо. Много лет люди не причащались и не ходили в храм.

В Евангелии есть прекрасные слова Спасителя: «кто не со Мной, тот против Меня» (Мф. 12, 30). Эти слова показывают, что нельзя быть «средним», нельзя исполнить мечту современного человека быть «не плохим, и не хорошим». Часто можно услышать на исповеди на больших праздниках, когда приходят «захожане»: «Я ничего плохого не сделал: не убил, не украл». Но и хорошего тоже не сделал! А ведь ты крещеный человек, а Крещение - это не признак культурной принадлежности, а призвание быть «солью земли» (Мф. 5, 13).

Если мы не со Христом, то Его место очень быстро занимает Его противник, в чем я прекрасно убедился. У этих людей висело огромное множество языческой символики самого разного происхождения. Восточное «денежное дерево», околомусульманские «глаз Фатимы» и веточка чертополоха и наше «родное» славянское язычество: несколько домовых, подковка и метелки. Закончилось освящение этой квартиры тем, что вся языческая атрибутика была выкинута, а самих жильцов я исповедовал.

Вот такая каша варится в головах наших соотечественников, которые были формально крещены, но не понимали, зачем это надо.

Страх и трепет

Почему в XXI веке образованный человек, принявший крещение, заполняет свой дом оберегами, ходит к бабкам, слушает гороскопы и с упоением смотрит «Битву экстрасенсов»? Из страха. Господь вложил в уста атеиста Жана-Поля Сартра прекрасную и христианскую по своему содержанию фразу «у человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может». Жажда Бога присуща каждому, об этом писали многие великие умы, начиная от Тертуллиана с его «каждая душа - христианка» до таких личностей, как атеист Сартр. Человек, несмотря на весь научно-технический прогресс, сталкивается с теми вещами, на которые он повлиять не может и просто их боится. Например, смерть, тяжелая болезнь близких, катастрофы, катаклизмы и все то, противостоять чему так и не научился никакой прогресс. Для верующего человека понятно, что все в руках Божиих: «у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же» (Мф. 10, 30-31). Для того чтобы ощутить в своей жизни проявление Божией воли и уверенность, что всё, что в ней происходит, идет нам на пользу, нужно лишь быть с Богом. А быть с Ним мы можем только через практический опыт: через Церковь и таинства, главным из которых является Причастие.

А вот если нет этой ниточки, связывающей человека и Бога, если человек просто «верит в душе», то отсюда возникает попытка заглушить страх и заполнить эту «дыру в душе» всем, чем только можно. И тут в ход идут обереги, талисманы, приметы, гороскопы и прочие проявления бесовских действий в нашей жизни.

Дать человеку Христа

Одной из главных причин подобной ситуации является то, что современный человек воспитан на культуре потребления и смотрит на Церковь как на «духовный супермаркет», в котором можно получить всё по своим потребностям. Мы не выбираем народ, который приходит к нам в храм, это не в наших силах. В наших силах одно - постараться этим людям объяснить, зачем нужно креститься и что делать после этого.

Патриарх Кирилл не раз говорил о необходимости возродить практику оглашения. «Принятию церковного таинства Крещения… должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования». Хотя бы одна-две беседы призваны сломать у человека полуязыческие представления о православии и показать ему всю прелесть духовной жизни и, самое главное, помочь человеку найти Христа. И тогда, когда человек приобщится к духовной жизни, сама собой отпадет проблема суеверий, хождения к бабкам и увлечения гороскопами. Ведь если мы со Христом, то зачем нам еще что-то?

Христианин обещался быть верным Богу

Помяни о завете том, который постановлен между Богом и тобою в святом крещении. Тогда милостивый принял тебе в высочайшую Свою милость верою о Христе; и ты Ему обещался верою и правдою служить до кончины жизни твоея (2:62).

При крещении христианин, давая обеты, обещался работать Богу (4:175, см. , 443).

Христианин должен хранить обеты, данные при крещении (3:170, см. КРЕЩЕНИЕ, 443).

Обеты крещения должен помнить каждый, особенно начальствующий (3:37, см. КРЕЩЕНИЕ, 444).

Чтобы жить по заповедям, помнить обеты

Чтобы тебе по вышеписанным пунктам поступать, нужно памятовать обеты твои, тобою учиненные на КРЕЩЕНИИ святом. Аще бо и не ты сам, но восприемник твой или отец твой крестный в лице твоем чинил обеты оные пред Богом. Тогда ты обещался поплевавши на сатану, и гордыню его, и служение его, и злыя дела его, обещался, говорю, и клялся верою и правдою служить единому Иисусу Христу Господу, Искупителю твоему, со Отцем и Святым Духом. Разсуждай, христианине, какие и кому ты обеты чинил. Тяжко человеку солгати: коль несравненно тягчее Богу! «Бог поруган не бывает». Не стоит христианин в своих обетах, и не хранит их: какой уже и милости чает от Бога, Которому солгал? Хранит обеты своя – и сам у Бога в милости и царствии Его находится (5:163–164).

Размышление об обетах крещения удерживает от греха и подвигает к благочестию

Обещание, учиненное при крещении, должно нас, христианине, отвратить от греха и подвигнуть к благочестию. Тогда между Богом и нами завет поставлен: мы, отрекшися сатаны и всех дел его, обещались Богу «служити преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего» (). нас в Свою высочайшую милость принял и в той милости содержать нас обещался. Бог верен пребывает: работающих себе содержит в милости: должно убо и нам обещание свое помнить и хранить и верными быть Господу Богу нашему, и работать Ему чистым сердцем. Аще же не сотворим сего, должными явимся пред Ним; следственно и Его милости лишимся, и в праведном у Него гневе будем, как и прежде крещения были (3:269–270).

Обеты требуют от христианина подвига (5:222, см. , 6183).

С каждого христианина Господь взыщет обеты крещения (4:175; см. , 443).

ХРИСТИАНИН, давший в КРЕЩЕНИИ обеты работать Богу, лжет Ему, если живет неблагочестиво

Беззаконное и нехристианское житие противно есть обетам тем, которые в крещении от христиан бывают Богу. Всяк бо христианин в крещении обещается свято, непорочно и благочестно о Христе Иисусе жить, и тако Ему работать: без святаго бо и благочестиваго жития невозможно Христу работать. Но когда не благочестиво, но беззаконно живет: Христу не работает, и обетов своих не хранит, и тако лжет Ему; и дотоль во лжи будет пребывать, доколе в нераскаянном житии будет жить (4:176).

Поступающий прогив совести не хранит обетов (5:164; см. , 1110).

Нарушающий обеты КРЕЩЕНИЯ есть изменник Христу

Тяжко грешат люди, которые присяги государю и обществу не хранят. Таковые суть неверные общества сынове и вредительнейшие обществу паче внешних врагов, и называются безчестным именем «изменники»... Тако весьма тяжко грешат христиане, которые в святом крещении присягали, клялися и обещалися Христу Господу служить, но обеты своя нарушили и солгали. Сюда надлежат блудники, прелюбодеи и вси сквернители, злобники, убийцы, тати, хищники, грабители, насильники... любящие суету мира сего, в гордости и пышности живущие, и прочие Божию слову противляющиеся. Вси таковые нарушили христианскую присягу; клятвы и обетов своих, бывших в крещении, не сохранили; разорвали спасительный со Христом союз и от Него отлучились и в след сатаны, котораго отрицались и на котораго плевали, паки обратилися; и Христу Господу своему и Царю, Которому присягали, изменили (4:295).

Не сохраняет обещания и веры своея Богу не токмо тот, который устами отрекается Его и обращается к идолам, но и тот, который повеления и заповедей Его отрицается и не работает Ему, как работает греху, как выше сказано. Сего ради не токмо отрицания устнаго, но и сердечнаго, которое чрез и беззаконие бывает, берещися должно нам. Не сохранившим же обещания и отлучившимся от Бога не должно медлить в пагубном том отлучении, но, по подобию блуднаго сына, возвратитися к небесному Отцу и со смирением просить прощения у Него, и впредь от дому Его святаго, то есть, святой Его церкви, не отлучать себе беззаконным житием, да не праведному Его суду и гневу вечному Его подпадут (3:270).

Нарушивший обеты крещения, как изменник, предается казни

Нарушившие присягу государю и обществу своему отчисляются от числа добрых людей, и, по законам гражданским, казнь приемлют, яко лживые и посмеятели присяги: тако христиане, нарушившие присягу Господу Иисусу Христу учиненную, и Тому солгавшие и к нечестию обратившиеся, от добрых христиан, яко козлища от овец, отлучатся и казнены будут вечным огнем, яко изменники, более нежели Турки и идолопоклонники (4:295–296).

Согрешившим против обетов крещения одна надежда – покаяние (3:39; см. , 702).